Рыбный Мурман. 1974 г. Май.

Особенности работы - БМ Р Т типа «Алтай» : Особенности работы судоводителей на БМРТ ти­ на «Алтай» при спусках, тралениях и подъемах тралов (донных и разноглубинных) вытекают из конструктивных особенностей судов этого типа. БМРТ типа «Алтай» — дизель-электроход, имеет гребной электродвигатель типа МСГ-2600 14/36 с номинальной мощностью 2800 квт при 167 об/мин, питаемый от пяти дизель-генераторов 6Д50 мощ­ ностью по 700 квт. Гребной электродвигатель рабо­ тает на ВРШ ВР-1376, имеющий дистанционное управление из центрального поста и с двух постов ходовой рубки. В кормовой части промысловой палубы но бортам установлены две раздельные ваерные лебедки мо­ дели 3К/6,3 (ГДР) с номинальным тяговым усили­ ем 6,3 тонны, максимальной скоростью выборки ваеров около 100 метров в минуту и максимальной скоростью травления ваеров 200 метров в минуту. Пост дистанционного управления ваерными лебед­ ками находится в кормовой части ходовой рубки. В носовой части промыслозой палубы под кормо­ вым срезом ходовой рубки установлены две гине- вые электрические лебедки модели 5/10 (ГДР) с номинальным тяговым усилием 10 тонн, скорость выборки троса около 14—30 метров в минуту. Гиневые электрические лебедки обеспечивают подъем донного и разноглубинного трала. Управле­ ние гиневыми лебедками осуществляется контрол­ лерами, установленными также в кормовой части ходовой рубки. Таким образом, в кормовой части ходовой руб­ ни размещены: кормовой пост управления ВРШ , пост управления ваерными лебедками, 2 контролле­ ра гиневых лебедок, контроллер кабельной лебедки прибора ИГЭК-у. В связи с плохим обзором по курсу и по бортам из кормовой части ходовой рубки, даже при хоро­ шей видимости, необходимо на спуск и подъем тра­ ла привлекать подвахтенного штурмана, который выполняет функции лебедчика и управляет ваер- •ными, гиневыми лебедками и кабельной лебедкой 'Аппаратуры ИГЭК-у (при работе с разноглубинным тралом). Мастер по добыче в период спуска и подъема трала находится на кормовом переходном мостике и с помощью громкоговорящей связи (типа «Бе­ резка») руководит действиями палубной команды, ведет наблюдение за работой кабельной лебедки аппаратуры ИГЭК-.у (при работе с разноглубинным тралом) и докладывает о выполнении команд под­ вахтенному штурману. Вахтенный штурман, находясь в носовой части ходовой рубки, обеспечивает безопасность судовож­ дения, подает команды на спуск и подъем трала, ведет промысловое счисление и выводит судно на рыбные концентрации, а при работе с разноглубин- ТРалом непрерывно контролирует положение ОПЫТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ Гг liiГМ трала lflfccaMonHcny ИГЭК-у. Такую организацию работы на промысле особен­ но важно соблюдать при нахождении корабля в группе промысловых судов в условиях ограничен­ ной видимости. Перед спуском трала вахтенный штурман со­ вместно с подвахтенным штурманом проверяют на посту управления готовность ваерных лебедок к работе, которая определяется следующими дан­ ными: нонтроллеры ваерных лебедок находятся в поло­ жении «о»: аварийный выключатель стоит в положении .«Включен»; переключатель установки натяжения ваеров для автоматического их травления при работе с дон­ ным тралом поставлен на необходимое натяжение 7, 9, 11 или 13 тонн в зависимости от грунтовых условий, а при работе с разноглубинным тралом иа 13 тонн; сигнальные лампы сВозбудительный агрегат ге­ нератора включен», «Возбудительный агрегат дви­ гателей включен», «Лебедка Jsfc 1 готова к работе», •«Лебедка № 2 готова к работе» должны гореть. Оценив окружающую обстановку и убедившись в безопасности выбранного курса, вахтенный штур­ ман с помощью рукоятки носового поста управле- ВРШ устанавливает разворот ВРШ 1.5. ко­ торый соответствует самому малому ходу судна, по­ дает команду на спуск трала, а затем переводит ру­ коятку перенлючателя постов управления ВРШ на кормовой пост, где загорается сигнальная белая лампа (питание на пост подано). Подвахтенный штурман репетует команду о спуске трала на про­ мысловую палубу и з дальнейшем управляет изме­ нением хода судна рукояткой кормового поста ди­ станционного управления ВРШ . • Практические рекомендации по управлению ВРШ и эксплуатации ваерных лебедок при спуске, тралении и подъеме донного трала При спуске донного трала до начала травления досок разворот ВРШ остается на 1,5, а с началом травления досок увеличивается до 2.5—3,0 (сред­ ний ход около 5—6 узлов). Для травления досок контроллеры ваерных лебедок устанавливаются на положение «1» в направление «Травление». Натяжение ваеров по тягомерам удерживается не менее 4—5 тонн. По окончании травления досок и взятия ими распора, ход судна увеличивается до полного (7—8 узлов) разворотом ВРШ до 3,5—4,0. Увеличивается скорость травления ваеров медлен­ ным переводом рукояток контроллеров (за 10—15 секунд) в направление «Травление» до упора, с расчетом удерживать натяжение по тягомерам, рав­ ное 3 тоннам. Если сила натяжения уменьшается, то надо немедленно повысить скорость судна увеличением разворота ВРШ или уменьшить скорость травле­ ния ваеров до тех пор, пока натяжение ваеров по тягомерам не станет равное 3 тоннам. Марки на ваерах позволяют вести контроль син­ хронности травления ваеров обеими лебедками. Если одна из лебедок травит быстрее, то передви­ жением рукояток контроллеров подвахтенный штурман выравнивает скорости травления ваеров. Наблюдение за марками и доклады о синхронности травления ваеров делает мастер по добыче с пере­ ходного мостика. За 100 метров до заданной длины ваеров по докладу мастера по добыче контроллеры лебедок медленно переводятся в положение «1» и уменьша­ ется скорость судна до 2,5—3,0 узлов уменьшени­ ем разворота ВРШ до 2,0. Необходимо следить, чтобы натяжение ваеров не превышало 6 тонн. С подходом марок заданной длины ваеров к подвесным роликам контроллеры переключаются в положение «О», и лебедки оста­ навливаются. По докладу мастера по добыче о посадке трала на грунт вахтенный штурман переключает управ­ ление ВРШ на носовой пост и увеличивает ход до необходимой величины (при развороте ВРШ 3,0 скорость судна соответствует 4 узлам). Натяжение ваеров на хорошем грунте будет равно 5—6 тон­ нам. В период траления установка ваерных лебедок остается в рабочем состоянии. В соответствии с ха­ рактером морского дна переключатель установ­ ки натяжения ваеров ставится на необходимое на­ тяжение автоматического травления ваерсв, кото­ рое срабатывает в положении «1» при 7 тоннах, в положении «2» при 9 тоннах, в положении «3» при 11 тоннах, в положении «4» при 13 тоннах. Если вследствие задева натяжение ваеров станет выше установленного натяжения, то установка ле­ бедок автоматически переключается на травление ваеров с большой скоростью. Эта скорость травле­ ния продолжает сохраняться до тех пор, пока натя­ жение ваеров не станет ниже установленной пере­ ключателем величины. Это может иметь место при скорости травления, превышающей скорость судна, вследствие чего трал освобождается от задева или при немедленной остановке хода судна уменьше­ нием разворота ВРШ до 0,0. Если повышенное натяжение снижено, то в те­ чение еще 20 секунд ваера продолжают травиться с медленной скоростью. Если трал не снялся с за­ дева, то за эти 20 секунд медленного травления сно­ ва создается повышенное натяжение и лебедки ав­ томатически снова включаются на большую ско­ рость травления. В этом случае вахтенный штур­ ман обязан немедленно остановить судно до пога­ шения инерции переднего хода разворотом ВРШ на задний ход. При автоматическом включении лебедок после задева включается сигнальная лампа «Перегрузка» и ревун. Звуковой сигнал может быть отключён на­ жатием кнопки «Ревун отключен» на посту управ­ ления. Для снятия с задева после погашения инерции переднего хода вахтенный штурман переключает управление ВРШ «а кормовой пост, устанавливает контроллеры ваерных лебедок в направление «Вы­ бирание» на положение «1» и выбирает ваера до достижения натяжения 6—7 тонн. Затем на неболь­ шом заднем ходу продолжает двигать судно к точ­ ке задева, одновременно выбирая слабину ваеров на положении «1» при патчжении не более 6—7 тонн. Если судно снялось с задева, то натяжение вае­ ров по тягомерам резко упадет. После снятия с задева приступают к подъему трала, который мо­ жет быть сильно поврежден. Если с помощью этого маневра трал не освобо­ дили от задева, то можно для снятия с задева ра­ ботать лебедками в отдельности. Можно будет попытаться сняться с задева на кур­ се, обратном курсу траления. Для выполнения дан­ ного маневра дается полный ход (разворот ВРШ — 4,0), руль перекладывается на борт и од­ новременно травятся ваера со скоростью, обеспечи­ вающей натяжение ваеров по тягомерам около 2 тонн. После разворота на курс, противоположный курсу траления, ход уменьшается и гасится инерция пе­ реднего хода, а затем выполняют все вышеизло­ женные действия при снятии с задева на курсе траления. Если же все маневры оказались безрезультат­ ными, то с задева можно сняться путем обрыва кабелей трала дачей самого полного хода, но перед этим необходимо на барабаны ваерных лебедок по­ ставить защелки. Перед началом нормального подъема трала вах­ тенный штурман уменьшает ход разворотом ВРШ до 1,5, переключает управление ВРШ на кормовой пост и подает команду о подъеме трала. Подвах­ тенный штурман дублирует команду о подъеме тра­ ла на промысловую палубу и включает контролле­ ры ваерных лебедок в положение «1» «Выбира­ ние», если натяжение ваеров но тягомерам не пре­ вышает 6 тонн. А затем за 10—15 секунд перево­ дит контроллеры в направление «Выбирание» из положения «1» на последнее до упора. Чем медленнее ход БМРТ, тем выше скорость выборки ваеров при определенной мощности при­ вода, задаваемой контроллерами ваерных лебедок, так как уменьшается натяжение на ваера. Однако минимальное натяжение ваеров по тягомерам не должно быть менее 2 тонн. Выбирать ваера на повышенной скорости судна не имеет смысла, так как скорость выборки ваеров понижается с увеличением 'натяжения. Это объ­ ясняется тем, что при нормальном режиме работы лебедки произведение натяжения ваера на ско­ рость выборки его остается приблизительно посто­ янной величиной. Мастер по добыче наблюдает по маркам за синхронностью работы лебедок и докладывает об отклонении подвахтенному штурману, который ре­ гулирует скорость выборки изменением положения контроллеров до тех пор, пока марки не будут ид­ ти параллельно. При выходе из воды 100-метровой марки конт­ роллеры медленно (за 10—15 секунд) переводят­ ся из последнего положения в положение «1», ход судна увеличивается до малого (разворотом ВРШ до 2,0). С выходом из воды досок (по докладу мастера добычи) ход судна уменьшается до самого малого (разворот ВРШ t,5) и с подходом досок к подвес­ ным роликам лебедки останавливаются переводом контроллеров в положение «О». Во избежание непреднамеренного включения контроллеров ава­ рийный выключатель переводится в положение «Отключен». При этом сигнальные лампы «Лебед­ ки № 1, 2 готовы к работе» гаснут. Дальнейший подъем трала производится кабель­ ными вытяжными электрическими лебедками ЛЭ-44, управляемыми с палубы, и гиневыми лебед­ ками, управление которыми возложено на подвах­ тенного штурмана, по командам мастера по добыче. Практические рекомендации по управлению ВРШ и эксплуатации ваерных лебедок при спуске, тралении и подъеме разноглубинного трала (черт. 2131, 2154) Спуск разноглубинного трала в штиль или при слабом ветре производится на самом малом ходу при развороте ВРШ-1,5. В свежую погоду при вет­ ре 5—6 баллов спуск трала необходимо произво­ дить на малом ходу, при развороте ВРШ 2,0, удер­ живая нос судна строго против ветра. После спуска двухрядного мешка винтовой отра­ боткой вытягивается однорядный мешок и сетная часть трала до крыльев, которые удерживаются с помощью стропов с заведенными вытяжными кон­ цами. Затем подвахтенный штурман выбирает контрол­ лером лебедки прибора ИГЭК-у на положении «1» слабину кабеля связи, и производится травление вытяжных концов кабельных лебедок до передачи натяжения на кабели трала. После этого отдаются стропы вытяжных концов и травятся кабели трала кабельными вытяжными лебедками. После подключения кабелей к лапкам досок ма­ стер по добыче докладывает в ходовую рубку о го­ товности досок к спуску. При спуске трала в све­ жую погоду (ветер 5—6 баллов) до начала травле­ ния досок, подвахтенный штурман притравливает обе доски с таким расчетом, чтобы доска, находя­ щаяся на внешней стороне поворота, во время цир­ куляции судна на одну треть своей высоты нахо­ дилась в воде, а доска, располагающаяся на внут­ ренней стороне поворота, была над водой в 2 мет­ рах от подвесного ролика. Затем увеличивается ход до среднего разворота ВРШ 3,0, и руль пере­ кладывается на 20 градусов в сторону поворота, контроллер лебедки ЙГЭК-у переводят на положе­ ние «2» После пересечения ..траверзом линии ветра раз­ ворот ВРШ уменьшают до 2,5. С выходом на курс травления досок подвахтенный штурман выравни­ вает доски и после вытягивания трала строго по корме подает команду «Травим доски». Переводит контроллер лебедки прибора ИГЭК-у, выключателе ее электротормоза в положение «О» и включает контроллеры ваерных лебедок в направлении «Травление» на положение «1». По окончании травления досок, взятия ими хоро­ шего распора и установления нормального режима работы прибора ИГЭК-у, ход судна увеличивается разворотом ВРШ до 3,0, и увеличивается скорость травления ваеров переводом рукояток контролле­ ров в направлении «Травление» на следующие по­ ложения с таким расчетом, чтобы натяжение вае­ ров по тягомерам равнялось 5 тоннам при спуске на малых глубинах, 4 тоннам — на средних глуби­ нах и 3 тоннам — на больших глубинах. Указанное иатяжэние обеспечивает необходи­ мую скорость травления ваеров для исключения по­ садки трала на грунт при его спуске. Контроль синхронности работы обеих лебедок и выравнива­ ние скорости травления ваеров производится по маркам ваеров, как рассказано выше (при спуске донного трала). Положение трала относительно грунта и безопас­ ность его спуска непрерывно контролирует вахтен­ ный штурман по самописцу прибора ИГЭК-у, ко­ торый включается, как только вибратор будет в воде. За 100 метров до заданной длины ваеров по докладу мастера по добыче плавно уменьшается скорость травления ваеров медленным переводом контроллеров ваерных лебедок в положение «1». С подходом марок заданной длины ваеров к под­ весным роликам контроллеры ваерных лебедок пе­ реводятся в положение «О», а контроллер кабель­ ной лебедки прибора ИГЭК-у — в положение «2». После этого вахтенный штурман переключает управление BPII1 на носовой пост и устанавливает необходимую скорость траления разворотом ВРШ на соответствующую величину. В зависимости от скорости траления натяжение ваеров по тягомерам может быть в пределах 6—9 тонн (при развороте ВРШ от 3.0 до 3,6), когда нет волнения или зыби. При волнении или зыби натяжение ваеров может колебаться в больших пределах. Для исключения автоматического травления ваеров при увеличении натяжения свыше 13 тонн аварийный выключа­ тель переводится в положение «Отключен» и сиг­ нальные лампы «Лебедки № 1, 2 готовы к работе» должны погаснуть. (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz