Рыбный Мурман. 1974 г. Май.
Особенности работы - БМ Р Т типа «Алтай» : Особенности работы судоводителей на БМРТ ти на «Алтай» при спусках, тралениях и подъемах тралов (донных и разноглубинных) вытекают из конструктивных особенностей судов этого типа. БМРТ типа «Алтай» — дизель-электроход, имеет гребной электродвигатель типа МСГ-2600 14/36 с номинальной мощностью 2800 квт при 167 об/мин, питаемый от пяти дизель-генераторов 6Д50 мощ ностью по 700 квт. Гребной электродвигатель рабо тает на ВРШ ВР-1376, имеющий дистанционное управление из центрального поста и с двух постов ходовой рубки. В кормовой части промысловой палубы но бортам установлены две раздельные ваерные лебедки мо дели 3К/6,3 (ГДР) с номинальным тяговым усили ем 6,3 тонны, максимальной скоростью выборки ваеров около 100 метров в минуту и максимальной скоростью травления ваеров 200 метров в минуту. Пост дистанционного управления ваерными лебед ками находится в кормовой части ходовой рубки. В носовой части промыслозой палубы под кормо вым срезом ходовой рубки установлены две гине- вые электрические лебедки модели 5/10 (ГДР) с номинальным тяговым усилием 10 тонн, скорость выборки троса около 14—30 метров в минуту. Гиневые электрические лебедки обеспечивают подъем донного и разноглубинного трала. Управле ние гиневыми лебедками осуществляется контрол лерами, установленными также в кормовой части ходовой рубки. Таким образом, в кормовой части ходовой руб ни размещены: кормовой пост управления ВРШ , пост управления ваерными лебедками, 2 контролле ра гиневых лебедок, контроллер кабельной лебедки прибора ИГЭК-у. В связи с плохим обзором по курсу и по бортам из кормовой части ходовой рубки, даже при хоро шей видимости, необходимо на спуск и подъем тра ла привлекать подвахтенного штурмана, который выполняет функции лебедчика и управляет ваер- •ными, гиневыми лебедками и кабельной лебедкой 'Аппаратуры ИГЭК-у (при работе с разноглубинным тралом). Мастер по добыче в период спуска и подъема трала находится на кормовом переходном мостике и с помощью громкоговорящей связи (типа «Бе резка») руководит действиями палубной команды, ведет наблюдение за работой кабельной лебедки аппаратуры ИГЭК-.у (при работе с разноглубинным тралом) и докладывает о выполнении команд под вахтенному штурману. Вахтенный штурман, находясь в носовой части ходовой рубки, обеспечивает безопасность судовож дения, подает команды на спуск и подъем трала, ведет промысловое счисление и выводит судно на рыбные концентрации, а при работе с разноглубин- ТРалом непрерывно контролирует положение ОПЫТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ Гг liiГМ трала lflfccaMonHcny ИГЭК-у. Такую организацию работы на промысле особен но важно соблюдать при нахождении корабля в группе промысловых судов в условиях ограничен ной видимости. Перед спуском трала вахтенный штурман со вместно с подвахтенным штурманом проверяют на посту управления готовность ваерных лебедок к работе, которая определяется следующими дан ными: нонтроллеры ваерных лебедок находятся в поло жении «о»: аварийный выключатель стоит в положении .«Включен»; переключатель установки натяжения ваеров для автоматического их травления при работе с дон ным тралом поставлен на необходимое натяжение 7, 9, 11 или 13 тонн в зависимости от грунтовых условий, а при работе с разноглубинным тралом иа 13 тонн; сигнальные лампы сВозбудительный агрегат ге нератора включен», «Возбудительный агрегат дви гателей включен», «Лебедка Jsfc 1 готова к работе», •«Лебедка № 2 готова к работе» должны гореть. Оценив окружающую обстановку и убедившись в безопасности выбранного курса, вахтенный штур ман с помощью рукоятки носового поста управле- ВРШ устанавливает разворот ВРШ 1.5. ко торый соответствует самому малому ходу судна, по дает команду на спуск трала, а затем переводит ру коятку перенлючателя постов управления ВРШ на кормовой пост, где загорается сигнальная белая лампа (питание на пост подано). Подвахтенный штурман репетует команду о спуске трала на про мысловую палубу и з дальнейшем управляет изме нением хода судна рукояткой кормового поста ди станционного управления ВРШ . • Практические рекомендации по управлению ВРШ и эксплуатации ваерных лебедок при спуске, тралении и подъеме донного трала При спуске донного трала до начала травления досок разворот ВРШ остается на 1,5, а с началом травления досок увеличивается до 2.5—3,0 (сред ний ход около 5—6 узлов). Для травления досок контроллеры ваерных лебедок устанавливаются на положение «1» в направление «Травление». Натяжение ваеров по тягомерам удерживается не менее 4—5 тонн. По окончании травления досок и взятия ими распора, ход судна увеличивается до полного (7—8 узлов) разворотом ВРШ до 3,5—4,0. Увеличивается скорость травления ваеров медлен ным переводом рукояток контроллеров (за 10—15 секунд) в направление «Травление» до упора, с расчетом удерживать натяжение по тягомерам, рав ное 3 тоннам. Если сила натяжения уменьшается, то надо немедленно повысить скорость судна увеличением разворота ВРШ или уменьшить скорость травле ния ваеров до тех пор, пока натяжение ваеров по тягомерам не станет равное 3 тоннам. Марки на ваерах позволяют вести контроль син хронности травления ваеров обеими лебедками. Если одна из лебедок травит быстрее, то передви жением рукояток контроллеров подвахтенный штурман выравнивает скорости травления ваеров. Наблюдение за марками и доклады о синхронности травления ваеров делает мастер по добыче с пере ходного мостика. За 100 метров до заданной длины ваеров по докладу мастера по добыче контроллеры лебедок медленно переводятся в положение «1» и уменьша ется скорость судна до 2,5—3,0 узлов уменьшени ем разворота ВРШ до 2,0. Необходимо следить, чтобы натяжение ваеров не превышало 6 тонн. С подходом марок заданной длины ваеров к подвесным роликам контроллеры переключаются в положение «О», и лебедки оста навливаются. По докладу мастера по добыче о посадке трала на грунт вахтенный штурман переключает управ ление ВРШ на носовой пост и увеличивает ход до необходимой величины (при развороте ВРШ 3,0 скорость судна соответствует 4 узлам). Натяжение ваеров на хорошем грунте будет равно 5—6 тон нам. В период траления установка ваерных лебедок остается в рабочем состоянии. В соответствии с ха рактером морского дна переключатель установ ки натяжения ваеров ставится на необходимое на тяжение автоматического травления ваерсв, кото рое срабатывает в положении «1» при 7 тоннах, в положении «2» при 9 тоннах, в положении «3» при 11 тоннах, в положении «4» при 13 тоннах. Если вследствие задева натяжение ваеров станет выше установленного натяжения, то установка ле бедок автоматически переключается на травление ваеров с большой скоростью. Эта скорость травле ния продолжает сохраняться до тех пор, пока натя жение ваеров не станет ниже установленной пере ключателем величины. Это может иметь место при скорости травления, превышающей скорость судна, вследствие чего трал освобождается от задева или при немедленной остановке хода судна уменьше нием разворота ВРШ до 0,0. Если повышенное натяжение снижено, то в те чение еще 20 секунд ваера продолжают травиться с медленной скоростью. Если трал не снялся с за дева, то за эти 20 секунд медленного травления сно ва создается повышенное натяжение и лебедки ав томатически снова включаются на большую ско рость травления. В этом случае вахтенный штур ман обязан немедленно остановить судно до пога шения инерции переднего хода разворотом ВРШ на задний ход. При автоматическом включении лебедок после задева включается сигнальная лампа «Перегрузка» и ревун. Звуковой сигнал может быть отключён на жатием кнопки «Ревун отключен» на посту управ ления. Для снятия с задева после погашения инерции переднего хода вахтенный штурман переключает управление ВРШ «а кормовой пост, устанавливает контроллеры ваерных лебедок в направление «Вы бирание» на положение «1» и выбирает ваера до достижения натяжения 6—7 тонн. Затем на неболь шом заднем ходу продолжает двигать судно к точ ке задева, одновременно выбирая слабину ваеров на положении «1» при патчжении не более 6—7 тонн. Если судно снялось с задева, то натяжение вае ров по тягомерам резко упадет. После снятия с задева приступают к подъему трала, который мо жет быть сильно поврежден. Если с помощью этого маневра трал не освобо дили от задева, то можно для снятия с задева ра ботать лебедками в отдельности. Можно будет попытаться сняться с задева на кур се, обратном курсу траления. Для выполнения дан ного маневра дается полный ход (разворот ВРШ — 4,0), руль перекладывается на борт и од новременно травятся ваера со скоростью, обеспечи вающей натяжение ваеров по тягомерам около 2 тонн. После разворота на курс, противоположный курсу траления, ход уменьшается и гасится инерция пе реднего хода, а затем выполняют все вышеизло женные действия при снятии с задева на курсе траления. Если же все маневры оказались безрезультат ными, то с задева можно сняться путем обрыва кабелей трала дачей самого полного хода, но перед этим необходимо на барабаны ваерных лебедок по ставить защелки. Перед началом нормального подъема трала вах тенный штурман уменьшает ход разворотом ВРШ до 1,5, переключает управление ВРШ на кормовой пост и подает команду о подъеме трала. Подвах тенный штурман дублирует команду о подъеме тра ла на промысловую палубу и включает контролле ры ваерных лебедок в положение «1» «Выбира ние», если натяжение ваеров но тягомерам не пре вышает 6 тонн. А затем за 10—15 секунд перево дит контроллеры в направление «Выбирание» из положения «1» на последнее до упора. Чем медленнее ход БМРТ, тем выше скорость выборки ваеров при определенной мощности при вода, задаваемой контроллерами ваерных лебедок, так как уменьшается натяжение на ваера. Однако минимальное натяжение ваеров по тягомерам не должно быть менее 2 тонн. Выбирать ваера на повышенной скорости судна не имеет смысла, так как скорость выборки ваеров понижается с увеличением 'натяжения. Это объ ясняется тем, что при нормальном режиме работы лебедки произведение натяжения ваера на ско рость выборки его остается приблизительно посто янной величиной. Мастер по добыче наблюдает по маркам за синхронностью работы лебедок и докладывает об отклонении подвахтенному штурману, который ре гулирует скорость выборки изменением положения контроллеров до тех пор, пока марки не будут ид ти параллельно. При выходе из воды 100-метровой марки конт роллеры медленно (за 10—15 секунд) переводят ся из последнего положения в положение «1», ход судна увеличивается до малого (разворотом ВРШ до 2,0). С выходом из воды досок (по докладу мастера добычи) ход судна уменьшается до самого малого (разворот ВРШ t,5) и с подходом досок к подвес ным роликам лебедки останавливаются переводом контроллеров в положение «О». Во избежание непреднамеренного включения контроллеров ава рийный выключатель переводится в положение «Отключен». При этом сигнальные лампы «Лебед ки № 1, 2 готовы к работе» гаснут. Дальнейший подъем трала производится кабель ными вытяжными электрическими лебедками ЛЭ-44, управляемыми с палубы, и гиневыми лебед ками, управление которыми возложено на подвах тенного штурмана, по командам мастера по добыче. Практические рекомендации по управлению ВРШ и эксплуатации ваерных лебедок при спуске, тралении и подъеме разноглубинного трала (черт. 2131, 2154) Спуск разноглубинного трала в штиль или при слабом ветре производится на самом малом ходу при развороте ВРШ-1,5. В свежую погоду при вет ре 5—6 баллов спуск трала необходимо произво дить на малом ходу, при развороте ВРШ 2,0, удер живая нос судна строго против ветра. После спуска двухрядного мешка винтовой отра боткой вытягивается однорядный мешок и сетная часть трала до крыльев, которые удерживаются с помощью стропов с заведенными вытяжными кон цами. Затем подвахтенный штурман выбирает контрол лером лебедки прибора ИГЭК-у на положении «1» слабину кабеля связи, и производится травление вытяжных концов кабельных лебедок до передачи натяжения на кабели трала. После этого отдаются стропы вытяжных концов и травятся кабели трала кабельными вытяжными лебедками. После подключения кабелей к лапкам досок ма стер по добыче докладывает в ходовую рубку о го товности досок к спуску. При спуске трала в све жую погоду (ветер 5—6 баллов) до начала травле ния досок, подвахтенный штурман притравливает обе доски с таким расчетом, чтобы доска, находя щаяся на внешней стороне поворота, во время цир куляции судна на одну треть своей высоты нахо дилась в воде, а доска, располагающаяся на внут ренней стороне поворота, была над водой в 2 мет рах от подвесного ролика. Затем увеличивается ход до среднего разворота ВРШ 3,0, и руль пере кладывается на 20 градусов в сторону поворота, контроллер лебедки ЙГЭК-у переводят на положе ние «2» После пересечения ..траверзом линии ветра раз ворот ВРШ уменьшают до 2,5. С выходом на курс травления досок подвахтенный штурман выравни вает доски и после вытягивания трала строго по корме подает команду «Травим доски». Переводит контроллер лебедки прибора ИГЭК-у, выключателе ее электротормоза в положение «О» и включает контроллеры ваерных лебедок в направлении «Травление» на положение «1». По окончании травления досок, взятия ими хоро шего распора и установления нормального режима работы прибора ИГЭК-у, ход судна увеличивается разворотом ВРШ до 3,0, и увеличивается скорость травления ваеров переводом рукояток контролле ров в направлении «Травление» на следующие по ложения с таким расчетом, чтобы натяжение вае ров по тягомерам равнялось 5 тоннам при спуске на малых глубинах, 4 тоннам — на средних глуби нах и 3 тоннам — на больших глубинах. Указанное иатяжэние обеспечивает необходи мую скорость травления ваеров для исключения по садки трала на грунт при его спуске. Контроль синхронности работы обеих лебедок и выравнива ние скорости травления ваеров производится по маркам ваеров, как рассказано выше (при спуске донного трала). Положение трала относительно грунта и безопас ность его спуска непрерывно контролирует вахтен ный штурман по самописцу прибора ИГЭК-у, ко торый включается, как только вибратор будет в воде. За 100 метров до заданной длины ваеров по докладу мастера по добыче плавно уменьшается скорость травления ваеров медленным переводом контроллеров ваерных лебедок в положение «1». С подходом марок заданной длины ваеров к под весным роликам контроллеры ваерных лебедок пе реводятся в положение «О», а контроллер кабель ной лебедки прибора ИГЭК-у — в положение «2». После этого вахтенный штурман переключает управление BPII1 на носовой пост и устанавливает необходимую скорость траления разворотом ВРШ на соответствующую величину. В зависимости от скорости траления натяжение ваеров по тягомерам может быть в пределах 6—9 тонн (при развороте ВРШ от 3.0 до 3,6), когда нет волнения или зыби. При волнении или зыби натяжение ваеров может колебаться в больших пределах. Для исключения автоматического травления ваеров при увеличении натяжения свыше 13 тонн аварийный выключа тель переводится в положение «Отключен» и сиг нальные лампы «Лебедки № 1, 2 готовы к работе» должны погаснуть. (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz