Рыбный Мурман. 1974 г. Май.

В счет 19 75 ма р т года а Девятнадцатая бригада портовых рабо­ чих Леонида Петровича Кузнецова — одна из лучших во втором районе рыбного пор­ та. Она — комплексная. А это значит, что портовики в полной мере используют средства механизации. У комплексной бригады повышенные нормы выработки. Тем не менее девят­ надцатая успешно с ними справляется. Ей принадлежит рекорд второго района — в один из дней сменное задание было вы­ полнено на 240 процентов. А вообще на трудовом календаре бригады — март 1975 года. На снимке — члены бригады Л. П. Куз­ нецова (слева направо): Л. Черказьянов, В. Терехин, Е. Попов, В. Надулин, Н. Шлык. Фото Б. Щукина. Мы выявили, какими распорными средствами луч­ ше работать. Первый рейс начали с девятиметровы­ ми досками. Потом в надежде на то, что будем ло­ вить скоростных рыб — скумбрию и сельдь, взяли шестиметровые доски со съемными грузами. Сра­ внительные данные на лове мойвы показали, что лучше использовать распорные средства с большей площадью — эго восьми- и девятиметровые доски. Сейчас, работая такими досками, успешно облавли­ вают мойву рыбаки БМРТ «Памир». С канатными тралами работать удобно. Быстрее спуск—подъем, все канаты наматываются на бара­ баны лебедок, меньше сетей получается. Трал ло­ жится на палубу змейкой, не надо ничего разравни­ вать, распутывать, сразу можно спустить трал за борт. Любой штурман, даже только сошедший со студенческой скамьи, через два—три дня овладеет работой с этим тралом. Его легко в шторм спускать и поднимать. Хочу сказать — носом на волну труд­ но спускать, с крыльями вообще трал трудно спу­ скать, а этот трал лагом спускать надо или начинать с бейдевинда и уваливаться. Когда поднимаете трал на барабан, создается за­ кручивание голых концов и начала сетей — это не страшно, при спуске все раскручивается. Здесь мо­ жет работать один штурман, сам стравливает, сам сажает на грунт. Только при тяжелой навигацион­ ной обстановке помогает подвахтенный штурман. Я считаю, этот трал таит в себе нераскрытые возможности, его можно сделать универсальным. Он создан для тяжелых грунтов. Трал показал хоро­ шие качества и в эксплуатации и в уловистости. Например, ири облове окуня ча Флемиш-капе суда главка «Запрыба» не могли добиться успеха в ра­ боте с полнокрылыми тралами и вынуждены были уйти из этого района. Там крутые свалы, естествен­ но, тралы рвались. Мы успешно ловили. Уловы до­ ходили да 25 тонн, в общем, сколько могло влезать в мешок. Канатные тралы можно сделать на любом судне. Для этого надо отрезать крылья и заменить систе­ мой канатов. Но нужны, конечно, определенные за­ траты времени, до пяти суток. Но лучше, если ка­ натные тралы будут изготавливаться на фабрике орудий^ лова полностью, т. е. вместе с канатной ос­ насткой. Это позволит сэкономить промысловое время. 1 - Фальшлодбору у этих тралов мы убираем. Старшие мастера говорят: «Не надо присажи­ вать трал, не надо аварийности». Но этого невоз­ можно избежать. Для того, чтобы поймать рыбу, тралы надо «давить» к грунту очень плотно. Прибо­ ры, которые стоят на «Атлантиках», позволяют ви­ деть, как себя трал ведет и при посадке и заходы рыбы наблюдать. И аварийность можно определить по прибору. Смысл лова на каньонах заключается в следую­ щем. Здесь очень трудно удержать судно на одном курсе. Это даже практически невозможно, потому «то трал ведем прямо по грунту. Здесь бывают пе­ репады до 70— 100 метров. Выручает то. что элек­ трические лебедки на «Атлантиках» управляются прямо с мостика. На каньонах приходится крутиться, чтобы выдер­ жать эту глубину. Ловим в основном карася, зуба- на. Все траление идет на одних оборотах. При ра­ боте в районе СЗА работали мы полностью пелаги­ ческими тралами. Здесь особенность такая, что да­ же скумбрия настолько плотно прилегает к грунту, что даже новейшие приборы ее не фиксировали. При раскрытии трала 27—28 метров заходов не было. Начинаешь давить трал, до 18 раскрытие оставляешь. 18—16 метров — видно, как к ниж­ ней подборе начинает подходить скумбрия. При облове карася работали тоже пелагическими тралами, хотя суда «Запрыбы» и Северного бас­ сейна работали донными тралами. Почему пелаги­ ческими? Потому что рыба чище была, а уловы у нас были даже больше. Если они траления делали час-полгора. у нас траление занимало 15—20 минут. Донный трал в Севастополе не в почете. Я знаю, многие мурманча­ не увлекаются донными тралами. Конечно, на от­ дельных породах рыб донными тралами брали луч­ ше уловы. Уловы скумбрии, карася, хека, аргенти- ны были значительно лучше. Вот работали мы с управлением «Мурмансельдь», у них уловы были значительно меньше, чем у нас. В СВА работа идет в основном на скалах. Дон­ ными тралами вообще невозможно здесь работать. Здесь мы работали короткими тралениями. Находим косяк, проверяем и тут же идем на забег. Просчиты­ ваем, сколько времени нужно на постановку тра­ ла, чтобы трал был как раз на косяке. На плотном О Г Р А Л А X Когда промысловики совещались по орудиям ло­ ва, просили передать низкий ноклон за новый трал, но и еще просили, чтобы меньше было чертежей всевозможных модификаций тралов. Нет места в сетевой. Надо один трал сделать, довести его до конца. Мы одним тралом проработали практически весь год. Его надо как можно быстрей внедрять в производство. Это важный резерв повышения про­ изводительности труда. Старший маетер лова РПО «Атлантика» главка «Азчеррыба» i Николай Михайлович БУДЯНСКИЙ: — Последний рейс РТМ «Геркулес» .проходил полностью в освоении пелагического лова. Было взято на борт три конструкции трала. Один из них веревочный, или канатный. Веревочным он называ­ ется потому, что первая устьевая часть у него сдела­ на нз фала 8 мм, пояса 21 м, второй пояс 20 м и третий 11 метров. Эти пояса сшивались усиленными рядами из фала 10 мм. Площадь облова этого трала больше, сопротивление меньше, и буксирующая мощность нужна меньше, чем у существующих тралов. Перед уходом в рейс за две недели вызывается мастер добычи для подготовки судна в рейс. Каж­ дый специалист заинтересован, чтобы взять качест­ венные орудия лова. И если с момента изготовле­ ния все будет прощупано своими руками, будешь уверен за тралы в рейсе. Так поставлена работа мастеров добычи па наших еудах. Капитан-директор РПО «Атлантика» главка «Азчеррыба» Анатолий Иванович ЗАПЕВАЛОВ: — РПО «Атлантика» в основном имеет два ти- яа судов: «Тропик» и «Атлантик». Суда типа «Аг- лантик» работают только пелагическими тралами. Донные тралы, как таковые, уже два—три года у нас не применяются. . В основном работают тралами 99,4 м. Это трал, который изготовлен для «Атлантики». Работаем в основном на капьонах Центральной Атлантики. косяке даже скорость не имеет большого значения? В 8—9 баллов мы делали два тралении в сутки. 15—20-минутные траления — это 70—80 тонн за сутки. Потом штормовали, обрабатывали рыбу. На «Атлантиках» легче тем, что есть ванны пред­ варительного охлаждения. Ночью мы траления не делали, чтобы не рисковать людьми, да и сами представляете штормовую погоду. Доски применяем восьмиметровые. ' Шесгиметровые v нас ушли в прошлое. Сейчас наш флот начинает осваивать северные районы. Сравнивая работу Мурманского бассейна, «Запрыбы», видим, что экипажи судов типа «Ат- лантик» неплохо работают, на уровне БМРТ типа «Алтай». Я считаю, что это в основном за счет при­ боров. Капитан-флагман управления «Мурмансельдь» Эдуард Константинович НАУМОВ: — Вы знаете, что в этом году и в последующие годы суда главка «Севрыба» будут в основном об­ лавливать пелагические рыбы. Отрадно слышать от наших друзей черноморцев, что они давно уже рабо­ тают пелагическими тралами. Северяне проявляют косность в этом вопросе. Косность проявляют как береговые предприятия, так и сами капитаны. Немножко о канатном трале. Я был в марте—апреле в Баренцевом море, у нас одно судно работает канатным тралом. Оно ра­ ботало в общем-то хорошо. Дело в том, что в этом году было очень много скоплений трески. Она со­ вершала суточные мшрации. Мы очень долго пе­ реходили на пелагический трал, боялись потерять лишнее время, выйти из режима траления. Здесь говорили, что переход с грала на трал, даже с пела­ гического на донный, занимает два часа, у нас же не меньше трех—четырех часов. Отдельные капита­ ны, боясь потерять режим, не очень-то стремятся переходить с одного трала на другой. * Команда 376-го отлично работала, прижимала трал, где грунты не очень хорошие. Уловы здорово отличались от тех судов, которые работали тралом 2131, причем заметно отличались. Если полнокры- лый трал мы могли водить только на углубителях, е риском, оставляя там полметра—метр на глаз, морской глаз — у нас нет таких приборов, канат­ ный трал прижимали. Достаточно было сделать траление, а остальное время лежать в дрейфе и обрабатывать рыбу. Мне удалось в прошлом году работать с Анато­ лием Ивановичем Запеваловым в СЗА. Они работа­ ли только пелагическим тралом и, надо сказать, ра­ ботали классически. Причем с использованием всей радионавигационной и поисковой аппаратуры. Кра­ сиво работали. У нас же, конечно, были большие недоловы. Надо попробовать 110,5 м трал «Азчер- В рыбы» и найти трал, которым можно было бы брать рыбу по грунту. Вот тогда переходы с трала на грал будут занимать минимальное время. Ведущий конструктор отдела промышленного рыболовства ЦПКТБ Леонид Михайлович СЕРОВ: — В Северном бассейне разноглубинный промы­ сел с крупнотоннажных судов кормового траления, можно сказать, освоен. Серьезным шагом вперед в освоении этого прогрессивного Метода лова явилось внедрение на судах типа БМРТ и ITPT разработан­ ных ЦПКТБ крупноячейных разноглубинных тра­ лов по чертежам 2131, 2152, 2154 Такие тралы есть на всех судах и хорошо известны промыслови­ кам. Применение именно этих тралов позволило промысловикам в короткий срок освоить разноглу­ бинный промысел таких пород рыб, как треска, окунь, мойва, макрурус и ряд других. Однако вопросам дальнейшего развития и совер­ шенствования разноглубинного промысла уделяется исключительно большое внимание. В частности, по предложению рационализаторов Мурманского тра­ лового флота сетная часть крыльев разноглубинных тралов по чертежам 2131, 2154 заменяется систе­ мой стальных или капроновых канатов. Как совершенно правильно отметил тов. Дубовиц- ннй, внедрение тралов с канатными крыльями надо считать новым этапом в освоении разноглубинного лова. Такими тралами можно облавливать рыбу не только в пелагиале, но и в непосредственной бли­ зости от грунта. Большие работы в этом направле­ нии ведутся в ЦПКТБ. В феврале—марте этого го­ да на БМРТ «Кольский» инженеры провели ряд ис­ пытаний целой серии разноглубинных тралов раз­ личных конструкций, в том числе двух новых тра­ лов с канатными крыльями и одного трала конст­ рукции главка «Азчеррыба». Проведенные испытания позволили наметить пу­ ти улучшения конструкций за счет применения в передних частях делей из капроновых канатов и ря­ да других конструктивных особенностей. Получен­ ный результат дает основания полагать, что ЦПКТБ успешно решит задачу по созданию новых, более совершенных орудий лова, Что касается трала «Азчеррыбы», то в настоящее лремя мы не можем рекомендовать его нашим про­ мысловикам. Дело в том, что отдельные части это­ го трала изготавливаются из делей, вывязанных из капронового фала, диаметром 6 мм, прочность ко­ торого, как показали испытания на БМРТ «Коль­ ский», недостаточна для обеспечения длительной безаварийной работы грала. При испытаниях по­ рывы дели стали наблюдаться через пять—шесть суток работы, тогда как наши штатные тралы рабо­ тают по целому рейсу. Речь в данном случае идет о полнокрылом трале конструкции «Азчеррыбы», а их веревочный, канатный трал нами не проверялся. В порядке отвгта тов. Дубовицкому. Применяе­ мые тралы с канатными крыльями еще не решают проблему универсальных тралов. Испытания пока­ зывают, что при облове «прижатых» к грунту скоп­ лений рыбы работа такими тралами менее эффек­ тивна, чем обычными донными. В ЦПКТБ ведутся разработки по созданию универсального трала. Не­ сомненно, что такой трал будет создан. По нашему мнению, в ближайшее время в нашем бассейне будут успешно применяться и различные модификации донных тралов. Они удобны в работе, имеют меньшее сопротивление и требуют меньших затрат мощности главного двигателя. Поэтому дон­ ные тралы еще рано сбрасывать со счета. Работы по их совершенствованию должны продолжаться. Материалы очередного занятия школы передово­ го опыта для «Рыбного Мурмана» подготовила старший инженер сектора пропаганды отдела науч­ но-технической информации ЦПКТБ Т. Васильев­ ская. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz