Рыбный Мурман. 1974 г. Май.
В счет 19 75 ма р т года а Девятнадцатая бригада портовых рабо чих Леонида Петровича Кузнецова — одна из лучших во втором районе рыбного пор та. Она — комплексная. А это значит, что портовики в полной мере используют средства механизации. У комплексной бригады повышенные нормы выработки. Тем не менее девят надцатая успешно с ними справляется. Ей принадлежит рекорд второго района — в один из дней сменное задание было вы полнено на 240 процентов. А вообще на трудовом календаре бригады — март 1975 года. На снимке — члены бригады Л. П. Куз нецова (слева направо): Л. Черказьянов, В. Терехин, Е. Попов, В. Надулин, Н. Шлык. Фото Б. Щукина. Мы выявили, какими распорными средствами луч ше работать. Первый рейс начали с девятиметровы ми досками. Потом в надежде на то, что будем ло вить скоростных рыб — скумбрию и сельдь, взяли шестиметровые доски со съемными грузами. Сра внительные данные на лове мойвы показали, что лучше использовать распорные средства с большей площадью — эго восьми- и девятиметровые доски. Сейчас, работая такими досками, успешно облавли вают мойву рыбаки БМРТ «Памир». С канатными тралами работать удобно. Быстрее спуск—подъем, все канаты наматываются на бара баны лебедок, меньше сетей получается. Трал ло жится на палубу змейкой, не надо ничего разравни вать, распутывать, сразу можно спустить трал за борт. Любой штурман, даже только сошедший со студенческой скамьи, через два—три дня овладеет работой с этим тралом. Его легко в шторм спускать и поднимать. Хочу сказать — носом на волну труд но спускать, с крыльями вообще трал трудно спу скать, а этот трал лагом спускать надо или начинать с бейдевинда и уваливаться. Когда поднимаете трал на барабан, создается за кручивание голых концов и начала сетей — это не страшно, при спуске все раскручивается. Здесь мо жет работать один штурман, сам стравливает, сам сажает на грунт. Только при тяжелой навигацион ной обстановке помогает подвахтенный штурман. Я считаю, этот трал таит в себе нераскрытые возможности, его можно сделать универсальным. Он создан для тяжелых грунтов. Трал показал хоро шие качества и в эксплуатации и в уловистости. Например, ири облове окуня ча Флемиш-капе суда главка «Запрыба» не могли добиться успеха в ра боте с полнокрылыми тралами и вынуждены были уйти из этого района. Там крутые свалы, естествен но, тралы рвались. Мы успешно ловили. Уловы до ходили да 25 тонн, в общем, сколько могло влезать в мешок. Канатные тралы можно сделать на любом судне. Для этого надо отрезать крылья и заменить систе мой канатов. Но нужны, конечно, определенные за траты времени, до пяти суток. Но лучше, если ка натные тралы будут изготавливаться на фабрике орудий^ лова полностью, т. е. вместе с канатной ос насткой. Это позволит сэкономить промысловое время. 1 - Фальшлодбору у этих тралов мы убираем. Старшие мастера говорят: «Не надо присажи вать трал, не надо аварийности». Но этого невоз можно избежать. Для того, чтобы поймать рыбу, тралы надо «давить» к грунту очень плотно. Прибо ры, которые стоят на «Атлантиках», позволяют ви деть, как себя трал ведет и при посадке и заходы рыбы наблюдать. И аварийность можно определить по прибору. Смысл лова на каньонах заключается в следую щем. Здесь очень трудно удержать судно на одном курсе. Это даже практически невозможно, потому «то трал ведем прямо по грунту. Здесь бывают пе репады до 70— 100 метров. Выручает то. что элек трические лебедки на «Атлантиках» управляются прямо с мостика. На каньонах приходится крутиться, чтобы выдер жать эту глубину. Ловим в основном карася, зуба- на. Все траление идет на одних оборотах. При ра боте в районе СЗА работали мы полностью пелаги ческими тралами. Здесь особенность такая, что да же скумбрия настолько плотно прилегает к грунту, что даже новейшие приборы ее не фиксировали. При раскрытии трала 27—28 метров заходов не было. Начинаешь давить трал, до 18 раскрытие оставляешь. 18—16 метров — видно, как к ниж ней подборе начинает подходить скумбрия. При облове карася работали тоже пелагическими тралами, хотя суда «Запрыбы» и Северного бас сейна работали донными тралами. Почему пелаги ческими? Потому что рыба чище была, а уловы у нас были даже больше. Если они траления делали час-полгора. у нас траление занимало 15—20 минут. Донный трал в Севастополе не в почете. Я знаю, многие мурманча не увлекаются донными тралами. Конечно, на от дельных породах рыб донными тралами брали луч ше уловы. Уловы скумбрии, карася, хека, аргенти- ны были значительно лучше. Вот работали мы с управлением «Мурмансельдь», у них уловы были значительно меньше, чем у нас. В СВА работа идет в основном на скалах. Дон ными тралами вообще невозможно здесь работать. Здесь мы работали короткими тралениями. Находим косяк, проверяем и тут же идем на забег. Просчиты ваем, сколько времени нужно на постановку тра ла, чтобы трал был как раз на косяке. На плотном О Г Р А Л А X Когда промысловики совещались по орудиям ло ва, просили передать низкий ноклон за новый трал, но и еще просили, чтобы меньше было чертежей всевозможных модификаций тралов. Нет места в сетевой. Надо один трал сделать, довести его до конца. Мы одним тралом проработали практически весь год. Его надо как можно быстрей внедрять в производство. Это важный резерв повышения про изводительности труда. Старший маетер лова РПО «Атлантика» главка «Азчеррыба» i Николай Михайлович БУДЯНСКИЙ: — Последний рейс РТМ «Геркулес» .проходил полностью в освоении пелагического лова. Было взято на борт три конструкции трала. Один из них веревочный, или канатный. Веревочным он называ ется потому, что первая устьевая часть у него сдела на нз фала 8 мм, пояса 21 м, второй пояс 20 м и третий 11 метров. Эти пояса сшивались усиленными рядами из фала 10 мм. Площадь облова этого трала больше, сопротивление меньше, и буксирующая мощность нужна меньше, чем у существующих тралов. Перед уходом в рейс за две недели вызывается мастер добычи для подготовки судна в рейс. Каж дый специалист заинтересован, чтобы взять качест венные орудия лова. И если с момента изготовле ния все будет прощупано своими руками, будешь уверен за тралы в рейсе. Так поставлена работа мастеров добычи па наших еудах. Капитан-директор РПО «Атлантика» главка «Азчеррыба» Анатолий Иванович ЗАПЕВАЛОВ: — РПО «Атлантика» в основном имеет два ти- яа судов: «Тропик» и «Атлантик». Суда типа «Аг- лантик» работают только пелагическими тралами. Донные тралы, как таковые, уже два—три года у нас не применяются. . В основном работают тралами 99,4 м. Это трал, который изготовлен для «Атлантики». Работаем в основном на капьонах Центральной Атлантики. косяке даже скорость не имеет большого значения? В 8—9 баллов мы делали два тралении в сутки. 15—20-минутные траления — это 70—80 тонн за сутки. Потом штормовали, обрабатывали рыбу. На «Атлантиках» легче тем, что есть ванны пред варительного охлаждения. Ночью мы траления не делали, чтобы не рисковать людьми, да и сами представляете штормовую погоду. Доски применяем восьмиметровые. ' Шесгиметровые v нас ушли в прошлое. Сейчас наш флот начинает осваивать северные районы. Сравнивая работу Мурманского бассейна, «Запрыбы», видим, что экипажи судов типа «Ат- лантик» неплохо работают, на уровне БМРТ типа «Алтай». Я считаю, что это в основном за счет при боров. Капитан-флагман управления «Мурмансельдь» Эдуард Константинович НАУМОВ: — Вы знаете, что в этом году и в последующие годы суда главка «Севрыба» будут в основном об лавливать пелагические рыбы. Отрадно слышать от наших друзей черноморцев, что они давно уже рабо тают пелагическими тралами. Северяне проявляют косность в этом вопросе. Косность проявляют как береговые предприятия, так и сами капитаны. Немножко о канатном трале. Я был в марте—апреле в Баренцевом море, у нас одно судно работает канатным тралом. Оно ра ботало в общем-то хорошо. Дело в том, что в этом году было очень много скоплений трески. Она со вершала суточные мшрации. Мы очень долго пе реходили на пелагический трал, боялись потерять лишнее время, выйти из режима траления. Здесь говорили, что переход с грала на трал, даже с пела гического на донный, занимает два часа, у нас же не меньше трех—четырех часов. Отдельные капита ны, боясь потерять режим, не очень-то стремятся переходить с одного трала на другой. * Команда 376-го отлично работала, прижимала трал, где грунты не очень хорошие. Уловы здорово отличались от тех судов, которые работали тралом 2131, причем заметно отличались. Если полнокры- лый трал мы могли водить только на углубителях, е риском, оставляя там полметра—метр на глаз, морской глаз — у нас нет таких приборов, канат ный трал прижимали. Достаточно было сделать траление, а остальное время лежать в дрейфе и обрабатывать рыбу. Мне удалось в прошлом году работать с Анато лием Ивановичем Запеваловым в СЗА. Они работа ли только пелагическим тралом и, надо сказать, ра ботали классически. Причем с использованием всей радионавигационной и поисковой аппаратуры. Кра сиво работали. У нас же, конечно, были большие недоловы. Надо попробовать 110,5 м трал «Азчер- В рыбы» и найти трал, которым можно было бы брать рыбу по грунту. Вот тогда переходы с трала на грал будут занимать минимальное время. Ведущий конструктор отдела промышленного рыболовства ЦПКТБ Леонид Михайлович СЕРОВ: — В Северном бассейне разноглубинный промы сел с крупнотоннажных судов кормового траления, можно сказать, освоен. Серьезным шагом вперед в освоении этого прогрессивного Метода лова явилось внедрение на судах типа БМРТ и ITPT разработан ных ЦПКТБ крупноячейных разноглубинных тра лов по чертежам 2131, 2152, 2154 Такие тралы есть на всех судах и хорошо известны промыслови кам. Применение именно этих тралов позволило промысловикам в короткий срок освоить разноглу бинный промысел таких пород рыб, как треска, окунь, мойва, макрурус и ряд других. Однако вопросам дальнейшего развития и совер шенствования разноглубинного промысла уделяется исключительно большое внимание. В частности, по предложению рационализаторов Мурманского тра лового флота сетная часть крыльев разноглубинных тралов по чертежам 2131, 2154 заменяется систе мой стальных или капроновых канатов. Как совершенно правильно отметил тов. Дубовиц- ннй, внедрение тралов с канатными крыльями надо считать новым этапом в освоении разноглубинного лова. Такими тралами можно облавливать рыбу не только в пелагиале, но и в непосредственной бли зости от грунта. Большие работы в этом направле нии ведутся в ЦПКТБ. В феврале—марте этого го да на БМРТ «Кольский» инженеры провели ряд ис пытаний целой серии разноглубинных тралов раз личных конструкций, в том числе двух новых тра лов с канатными крыльями и одного трала конст рукции главка «Азчеррыба». Проведенные испытания позволили наметить пу ти улучшения конструкций за счет применения в передних частях делей из капроновых канатов и ря да других конструктивных особенностей. Получен ный результат дает основания полагать, что ЦПКТБ успешно решит задачу по созданию новых, более совершенных орудий лова, Что касается трала «Азчеррыбы», то в настоящее лремя мы не можем рекомендовать его нашим про мысловикам. Дело в том, что отдельные части это го трала изготавливаются из делей, вывязанных из капронового фала, диаметром 6 мм, прочность ко торого, как показали испытания на БМРТ «Коль ский», недостаточна для обеспечения длительной безаварийной работы грала. При испытаниях по рывы дели стали наблюдаться через пять—шесть суток работы, тогда как наши штатные тралы рабо тают по целому рейсу. Речь в данном случае идет о полнокрылом трале конструкции «Азчеррыбы», а их веревочный, канатный трал нами не проверялся. В порядке отвгта тов. Дубовицкому. Применяе мые тралы с канатными крыльями еще не решают проблему универсальных тралов. Испытания пока зывают, что при облове «прижатых» к грунту скоп лений рыбы работа такими тралами менее эффек тивна, чем обычными донными. В ЦПКТБ ведутся разработки по созданию универсального трала. Не сомненно, что такой трал будет создан. По нашему мнению, в ближайшее время в нашем бассейне будут успешно применяться и различные модификации донных тралов. Они удобны в работе, имеют меньшее сопротивление и требуют меньших затрат мощности главного двигателя. Поэтому дон ные тралы еще рано сбрасывать со счета. Работы по их совершенствованию должны продолжаться. Материалы очередного занятия школы передово го опыта для «Рыбного Мурмана» подготовила старший инженер сектора пропаганды отдела науч но-технической информации ЦПКТБ Т. Васильев ская. J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz