Рыбный Мурман. 1974 г. Май.

Р е я т н а с т о я щ и ( У ВАЖ А ЕМ А Я Р Е ­ ДАКЦИЯ! Обращается к вам постоянный чита­ тель <iРыбного Мур- мана» старший меха­ ник БМРТ-452 «Слав- город» управления «Мурманселъдъ» Тар- таковский Давид Фе­ дорович. Прошу на сграни­ цах газеты расска­ зать о замечательной бригаде слесарей цеха JV? 1. которой руково­ дит Михаил Василье­ вич Ильичев. Наш траулер нахо­ дился с 4 мая по 25 августа 1973 года в те­ кущем ремонте на су­ доверфи. Было время летних отпусков, и, ■как часто говорил строитель Иван Федо­ рович Т р ух а ч е в , очень чувствовалась нехватка рабочей си­ лы. Тем не менее сборка двигателей, су­ довых систем, меха­ низмов, технологиче­ ского оборудования производилась в сро­ ки. Главный двигатель бригада собирала в две и даже в три сме­ ны. Большую техни­ ческую культуру по­ казали слесари Ана­ толий Федорович Ла­ зарев, Евгений Ва­ сильевич Ильичев и другие. Гарантийный паспорт на шесть ме­ сяцев, который вида- !|U !lt lllU lliH IIIIIIIIIU IIIIIIIillllllilH IIII1 llt lli| lllllillllllllllillllH IIIIII1 llllilllllllllliin il!lllilllllH lllillllilllH ll!llllllil!lll ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА д ( П И С Ь М О М Е Х А Н И К I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I 1 I I I I I I I I I I В бойно работает «серд­ це» БМРТ. Экипаж успешно завершил планы пер­ вого квартала и апре- Старший инженер отдела промышленного рыболовства главка «Севрыба» Георгий Алексеевич Балахонов: — Одна из самых острых задач, которая постав­ лена перед нашими промысловиками, направлена на эффективность лова. Если отметить, как дело обстоит на других бассейнах, то у них положение лучше. В наших районах и в наших условиях, а мы работаем в суровых северных условиях, в районах с тяжелыми грунтами, внедрение пелагического лова сталкивается с большими трудностями. Цель нашего занятия — обменяться опытом ра­ боты с пелагическим тралом. Кроме офици­ ального наставления, которое разработано ин­ женерами ЦПКТБ, многие экипажи применяют бо­ лее усовершенствованные методы, отдельные ин­ тересные нововведения, которые сразу не находят воплощения в официальном документе. И до того момента, как все будет изложено на бумаге, заня­ тия школы передового опыта дают возможность промысловикам перенять и взять на вооружение все ценное. Старший мастер по добыче Архангельского тралового флота Анатолий Тимофеевич Михайлов; — В последнем рейсе БМРТ «Кильдин.» работал иа облове трески в Баренцевом море пелагическим тралом по чертежу 2131—01. Выловили мы за пе­ риод с 28 марта по 8 апреля 600 тонн рыбы трес ковых пород. Трал был вооружен по схеме ЦПКТБ. На верхнюю подбору поставлено 22 бло­ ка, по 8 кухтылей каждый, обшитые одиорядной делью с ячеей 30 мм, диаметром сеточника 3,1 мм. Распорные доски площадью 6 кв. м. Рас­ крытие трала при скорости 3 узла — 33—34 мет­ ра. Нижнюю подбору вели ог грунта в горизонтах от одного до 70 метроз. Уловы были хорошие, до­ стигали до 30 тонн за три часа траления. Мне ка- жется, при таком вооружения тралов отклоняться от схем ЦПКТБ не стоит. За период промысла порывов трала не было, только в местах соединения косых пожилин из кап­ рона, окружностью 30 мм, посредине пластей вы­ рывало несколько ячей, и притом это происходило периодически, через одно—два траления. Возмож­ но, назначение этих пожилин — сохранить от по­ рывов пласти — себя не оправдывает, тем более что в настоящее время гралы изготавливаются из сеточника диаметром 5 мм. В основном трал, вооруженный но испытанной схеме, показал себя хорошо, хоть и работали в любых метеорологиче­ ских условиях. Мешок кухтылями не вооружали, только в кут­ ке было поставлено шесть кухтылей. Несмотря на это, мешок постоянно приходил нормально, верх­ ней пластыо вверх. Также не было провиса мешка. Я сужу по тому, что, несмотря на то, что трал ве­ ли от грунта на расстоянии до одного метра в те­ чение длительного времени, а уловы порой дохо­ дили до 30 тонн, никаких подтираний мешка не было. При постановке иа мешок кухтылей цилиндри­ ческая часть мешка слишком подплывает и проис­ ходит перегиб мешка. Особенно это сказывается на новых мешках, что затрудняет проход рыбы в мешок. При подъеме трала вся рыба — в конусной час­ ти мешка. Дележный строп изготовлен из капрона. Ставили два делзжных стропа рядом друг с дру­ гом, что удобно при случаях обрыва или подтира­ ния одного из них. Второй дележный строп на рас­ стоянии двух метров от первого ставить ник чему. В остальном мешок вооружен обычно, согласно инструкции. Много хлопот приносит безузловая дель покры­ тия мешка. Из-за нефиксированных узлов нри малейшем подтирании распускается. На чинку уходит много времени. Наверное, надо при вязке дел$й фиксировать узлы или продолжить изготов­ ление мешков с покрытием, с узловой делью, ко­ торая себя оправдала. . СВОЕМ ПИСЬМЕ тов. Тартанояский, коротко рассказые о бригаде Ильичева, сомневается: до сих пор ли Михаил В ли судорепонтпики сильевич руководит коллективом слесарей. Сомнение поня1 оказался действитель- но* «Слаегород» стоял в ремонте на судоверфи почти год наза но гарантийным доку— ^ это время многое могло измениться. Но нет, Ильичев на пре) ментом1 вот уже де - кем месте<правда, сейчас он э отпуске. А бригадирские обяза вятый ' месяц беспере- нос1и «сполняет его 6pai — Евгений Васильевич. Слесарей не всегда можно застать в цехе. Такая работа у ни Дело имеют с судовыми двигателями, оборудованием рыбных фа( рик, а значит, вместо цеха надо идти на борт траулера. Сейм* ильичевцы выполняют заказ экипажа ТР «Хибинские горы Мнение старшего механика «Славгорода» о добросовестнссти V W C - V >VU 4 L W b V C X.V W I V V V - ^ ' I * * * ля. В этом есть доля ТРУА® бригады Ильичева разделяют все, с чем мне пришлось гс труда и бригады М. В. в° Р ить- Если уж дали гарантийный паспорт на отремонтировав Ильичева ные мвханизмы узел, установку, то эксплуатационникам не при По поручению машин- Ается испытывать горя с ними. 06 этом пилет тов. Тартаковский ной команды, нося* И *от еще лРимеР* Раньше срока ушел ча промысел БМРТ-42» щей высокое * звание Бредов»* Главный двигатель на нем «лечили» ильичевцы. Вре- коллектива комму* так как и при Рсмонте «Слазгорода», было трудное, н< мистического труда, сУмепи слесари сделать все добротно и досрочно. Хорошую по- __ д ТАРТАКОВСКИЙ. мош>к они оказали промысловикам. Так и должно быть при выпоя- * нении обязательства по договору девяти. С декабря прошлого года бригада Ильичева дала четыре гаран­ тийных паспорта на отремонтированные механизмы. Работа бы т самая разная. Но слесари сумели выполнить ее не только п< своему профилю. И секрет тут прост — каждый владеет смежны ми профессиями. Потому, видимо, им по плечу оказался и ремой* аммиачных компрессоров на «Хибинских горах». Эти факты говорят об общих делах бригады. Но надо, конечно рассказать, как складывались хорошие традиции коллектива. Всем голова, естественно, бригадир — Михаил Васильевич. На судовер фи он — 20 лет. Его отец тоже был связан с рыбной промышлен ностью: трудился на фабрике орудий лова. Династия Ильичам — помощников рыбаков — пополнилась в шестидесятых года* «Ев гением Васильевичем. • Его путь к слесарному верстаку обычен для сегодняшнего пс ког.ения. Школа, служба в армии, потом стажировка в одной и бригад судоверфи. Уже с опытом попросился в бригаду брата. Евгений, как и другие ильичевцы, слесарь-универсал — на вс руки мастер. Замещая бригадира, он, хотя бригада сейчас не полном составе, умело ведет дело. Даже недовольны слесари - нет фронта работ. Стоят в доке БМРТ «Ижевск», «Комета», тслько после спуска их на воду можно будет приступить к вылог нению заказов моряков этих судов. Кроме Ильичевых, верность бригаде сохраняют и Анатолий Фе дорович Лазарев, и Октябрин Александрович Амахин, и Владими| Иванович Соколов. И только у Петра Сергеевича Тельнова в акти ве годичный стаж. Но здесь нельзя ни в чем обвинить слесаря. После службы в армии Тельноз пришел на судоверфь под на чало Ильичева-старшего. Хорошо трудился Петр Сергеевич. По этому уступили его товарищи другой бригаде, когда ей потре бовалась помощь. Одним словом, ильичевский дух творчества crai чувствоваться и там. Ну, а как же со сменой? Пожалуй, никому из слесарей не при детс* краснеть, что свой опыт, навыки не передали молодежи. Он* — наставники, учат слесарному делу ребят из городского профес смснально-технического училища. Как когда-то начинали сами. ...Ждут ильичюцы 20-го числа. В этот день должны из док« выпустить «Комету». Наконец-то умелые ручи слесарей возьмутс: за ремонт судовых механизмов. И сделают все с гарантией Включившись я соревнование девяти, они знают, какую большум ответственность взяли пеоед промысловиками. «. СЕРГЕЕВ Г Л 3 Г О В J P ОГОВОР ДЕВЯТИ подиисали от имени коллектива и руководите­ ли Центрального проектно-кон­ структорского бюро главка «Севрыба». Основная мысль договора — помочь рыбакам выполнить свои обязательства. Обмен опытом работы, организуемый сектором пропаганды передового опыта ЦПКТБ, помогает промысловикам шире и быстрее внедрять наиболее прогрессив­ ные методы лова. Эффективнее использовать разноглу­ бинные орудия лова — под таким деви­ зом работает школа передового опыта. О технике и тактике лова говорили промысловики на одном из занятий. Пуб­ ликуем некоторые из выступлений. Хотелось бы высказать ряд замечаний, относя­ щихся к улучшению условий труда и повышению его производительности. В настоящее время на судах типа БМРТ количество промыслового воору­ жения значительно возросло. Если в прошлые го­ ды промысловое снабжение было максимум на 50 тысяч рублей, то теперь эта величина возросла более чем в два раза. Если раньше все промысло­ вое вооружение помещалось в кладовой, то теперь площади и объема сетевой не хватает. Поэтому нашему конструкторскому бюро необ­ ходимо подумать о дополнительном помещении. Период освоения пелагических тралов по черте­ жам 2131, 2152, 2154 со всеми индексами уже прошел. И в настоящее время нет рейса, чтобы не пришлось ловить рыбу этими тралами. А переход с донного трала иа пелагический и наоборот из-за отсутствия места хранения вооруженного трала занимает довольно много времени. Я бы сказал даже, слишком много времени. Хорошо бы в кормовой части судна над слипом на уровне переходного тралмейстерского мостина, конечно, с соблюдением всех правил техники без­ опасности установить площадку достаточной вели­ чины, чтоб поместился полностью вооруженный трал. Тогда переход с донного на пелагический трал занял бы значительно меньше времени, что привело бы к немалому экономическому эффекту. Трал нужно начинать укладывать с мешка, а завершать укладку концами крыльев. Тогда для спуска трала достаточно подтянуть к траловой ле­ бедке концы крыльев, подключить к кабелям и по­ степенно подтянуть весь трал, как при обычном подъеме. И трал готов к спуску, не надо его раз­ ворачивать и раскручивать. Следует, конечно, учесть, что при укладке нельзя допускать скручивания. Для этого иа пло­ щадке перед переходным мостиком надо устано­ вить арку . из двутавровых балок-, как на букси­ рах, и сделать настил, оградив его леерным ограж­ дением. Необходимо также установить кран-балку достаточной грузоподъемности. Все это можно сде­ лать. не выводя судно из эксплуатации, в перио междурейсовой стоянки. Затраты окупятся в пе{ rom же рейсе. Вог те мысли, которые у меня был по улучшению и повышению нроизводительност труда. Капитан-директор МБ-0129 Мурманского тралового флота —- Виктор Иванович Дубовицкий: — Я хочу поделиться с добытчиками-промысло никами мыслями о совершенно новом орудии лс на — канатном трале, который был разработан мае прошлого года и выдан на БМРТ «Полесье» Почему об этом приходится говорить сейчас? Удк вительио и прискорбно, но мы работаем этим три лом уже год, а моряки знают о нем только понг слышке. Работали мы этим тралом на мойве, ок> не. сайке, на треске в донном варианте, на окун в донном, донно-придонном вариантах. У нас было десягь экспериментальных суто) За это время мы смогли только приспособить тра для лова донных рыб в придопно-донном вариа» те. В конце ноября и в декабре ^мы облавливал треску в Баренцевом море. Уловы были i 80 тонн. Водили трал у грунта. Вооружение бьи обычное, предложенное схемой — кабели 100 ме ров, груза 880 кг, оттяжки метр—полтора, i практически оттяжки можно совсем не ставит Трал почти не рвется. Канаты вместо сетной части крыла дают безак рийные качества. Так, мы доводили вертикаль» раскрытие трала до 10—12 метров, допуская дву трехметровое касание иижней подборы грунта, ка Флемиш-капе и днем и ночью водили по грунт Треску в Баренцевом море тоже у грунта ловил Полнокрылые тралы днем не имели’ большо успеха, их нельзя было прижать ближе к грунту, часть косяка уходила. В донно-придонном варнан регулировочные концы мы ставили трехметровь Когда стояли пятиметровые, то треска объячеи' лась в нижней пласти. Такое впечатление было, * класть деформировалась.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz