Рыбный Мурман. 1974 г. Май.

Рассназ-быль С ЛУЧИЛОСЬ ЭТО в Египте * не­ спокойные тридцатые годы... В Александрии представителем фирмы, которой предназначался наш груз, служил бывший подпоручик-вран­ гелевец некто Николай Николаевич. Человек это был прожженный, нена­ видящий все советское. Теперь он вер­ но прислуживал своим новым хозяе­ вам, Кому? Формально Египет получил независимость, но господствовали в нем по-прежнему англичане. — Кргда начнем выгрузку? — спро­ сил я Николая Николаевича после тра­ диционного обеда, который этикет тре­ бовал по отношению властей. — Сначала обговорим маленькую де­ таль. — А именно? — Мы просим вас взять на борт пас­ сажира. Все расходы фирма берет на себя, и сразу же начинаем тогда раз­ грузку. — Советская виза у него есть? — Так по рукам? — торопливо про­ говорил подпоручик, как бы не рас­ слышав. \ Такая поспешность меня насторожи­ ла, и я повторил свой вопрос. — Господин капитан, это же чистая формальность. Допустим, у него нет визы. Ну и что из этого? Я был возмущен, но постарался вы­ разить свой категорический отказ в вежливой форме. — В таком случае мы просто не бу­ дем вас разгружать. Подумайте, ведь вы будете терпеть убытки. Хорошо подумайте, господин капитан. Я приеду за ответом позже. Долгие мучительные часы бездейст­ вия. Привыкшая работать с полной от­ дачей команда нервничала, но все поддерживали мое решение. Николай Николаевич подошел на ка­ тере к рейдовой стоянке «Тимирязева» только на следующий день. — Надеюсь, вы передумали? — спросил он. Я отрицательно покачал головой, — Мы будем уходить. — Вряд ли это вам удастся. Из-за отказа выполнить распоряжение вла­ стей на ваше судно накладывается арест. — Это беззаконие! — До вечера, господин капитан. Я приеду теперь с пассажиром. И знай­ те, что с нами лучше по-хорошему. Что означает «по-плохому», я узнал вечером, но до этого я успел еще по­ говорить с экипажем. — Борт нашего судна— граница на­ шего государства, и каждый из нас в данную минуту — пограничник. От них, — я кивнул в сторону берега, — можно ожидать любой провокации любой подлости. В своей беседе я постарался, не нервируя экипаж, объяснить всю слож­ ность возникшей ситуации. Слова О дисциплинированности были излишни. Вечером, не сговариваясь, все мо­ ряки собрались у трапа. Николай Нико­ лаевич не заставил себя ждать. Его ка­ тер был набит вооруженными полицей­ скими. На рубке торчали длинные дула пулеметов. Рядом с подпоручиком стоял рыжий шотландец Джонсон, чи­ новник, известный мне по нескольким предыдущим встречам. В плюгавень­ ком человечке, одетом в парусиновый костюм, мы бэз труда угадали «сосва­ танного» пассажира. — Спустить трап! — закричал бело­ гвардеец. В МИРНОЙ ТИХОЙ ГАВАНИ «Тими­ рязев» поднимал на виду воен­ ной эскадры один сигнал бед­ ствия за другим. Мель старался на со­ весть. Джонсон резко повернулся и пошел вниз по трапу. Мои слова задели его за живое. За ним спешили остальные. •Лы остались победителями. Должен сказать, что эскадра сохранила к на­ шим сигналам «британское спокойст­ вие». Впрочем, и без этого флаги со­ служили нам хорошую службу — пси- Нежелательный п а с с а ж и Никто не двинулся с места. Ребята с напряжением переводили взгляд с моего лица на катер, тыкающийся о борт. Пограничники, приставленные к судну, исполнили приказание и благо­ разумно удалились на почтительное расстояние к корме. Что будет? — проносилось у меня в голове. — Любой ценой нельзя пу­ стить «пассажира» на наш корабль. Драться? Подчиниться вооруженному насилию? С тоской я обвел взглядом вокруг, будто ища помощи у этих чу­ жих берегов, у чужого моря. Недале­ ко с якорей снималась английская эскадра в составе тридцати вымпелов. Представитель фирмы и Джонсон по­ могали неуклюже поднимавшемуся пас­ сажиру. За ними кардбкались полицей­ ские с револьверами на поясах. — Поднять трап! — приказал я. — Просить помощи у английского адмира­ ла! Но белогвардеец со своей бандой был уже наверху. — Мель! — крикнул я одному из мат­ росов. — Давай на флаги! Поднимай «терплю бедствие»! Саша Мель, казалось, растворился в воздухе. Дело для наших «гостей» принимало неприятную окраску, . — Дорогу! — истерически закричал взбешенный подпоручик. Вахтенный по­ мощник собой закрыл ему путь на судно. Нервы белогвардейца сдали, и он резко ударил штурмана кулаком в живот. Я видел . искаженное от боли лицо моряка, его тяжелые сжатые ку­ лаки, готовые в любые минуту выбро­ сить белогвардейца за борт, но он сдержался. — Мистар Джонсон, вы шотландец? Вы джентельмен? •- гневно спросил я чиновника. хологически. Но нервное напряжение у нас не проходило: с судна еще не был снят арест. Ко мне подошел судовой врач Сар- кизов-Серазини. — Георгий Афанасьевич, нужно разрядить обстановку. Включите музы­ ку, пусть люди танцуют. Наш «Тимирязев» был первым ра­ диофицированным судном. Ни один <иностранец» еще не имел такой рос­ коши. Англичане сгруппировались на палубах своих кораблей, пораженные необычным зрелищем. Советские мо­ ряки танцевали на виду у всей гавани. Наконец приехал * губернатор Алек­ сандрии — красивый, изящно одетый египтянин. Он пытался сделать вид, что как будто ничего не произошло. Я потребовал у него снятия ареста с «Тимирязеза» и немедленного выпуска судна из порта. Разрешение было дано. М Ы НЕМЕДЛЕННО СНЯЛИСЬ с яко­ ря и решили идти разгружаться в Порт-Саид. На прощанье местные власти сделали нам еще один «пода­ рок». Они выключили огни маяков. По выходе из Александрии мы дали самый полный ход, чтобы судно меньше сноси­ ло течением, и благополучно миновали опасности. В открытом море я немед­ ленно воспользовался радиостанцией и дал сообщение о случившемся в паро­ ходство и наркоматам морского флота и иностоанных дел. Мои действия были одобрены. На подходе к Порт-Саиду на борт вместе с лоцманом поднялась группа англичан от руководства строительства Суэцкого канала, а затем египетские чи­ новники. Зз обедом высокий крепкий офицер — начальник строительства — неожиданно задал вопрос: — Мистер капитан, почему вы не хо­ тите взять пассажира? — Его лицо све­ тилось детской наивностью. Стараясь Г. МЕЗЕНЦЕВ, капитан дальнего плавания не уступить англичанину в вежливости, я постарался спокойно объяснить ему причину отказа. Он очень внимательно меня выслушал, а в конце беседы с чувством глубокого сожаления доба­ вил: — Вся беда в том, что вас и здесь не будут разгружать. — Разрешите мне связаться с Моск- бОЙ, — попросил я. — Нет, — чооогко ответил начальник строительства, наливая себе новую рюмку. — У меня кончились запасы пресной веды. Помогите мне хоть в этом! Англичанин отрицательно покачал го­ ловой и, приподняв рюмку, произнес: — За ваше здоровье, мистер капитан. — Ваше здоровье, — мрачно ответил я. Англичане уехали вместе с портовыми властями. На минуту задержавшись, один из египтян наклонился к моему уху: — Нельзя брать пассажира. Он — провокатор. — Благодарю вас, — ответил я и крепко пожал ему руку. Должен сказать, что в это время за­ метно ухудшились наши отношения с Ве­ ликобританией. В Москве была задер­ жана группа английских граждан, зани­ мавшихся шпионажем. В Англии нача­ лась очередная антисоветская кампа­ ния. Было совершено одно нападение и на наше представительство о Лондо­ не. Провокация с «Тимирязевым», ви­ димо, составляла звено в единой цепи. В раздумье я долго бродил по палубе. И вдруг увидел, что на акваторию порта медленно входит наш черноморский «Чичерин». — Там капитан Борисенко, — пронес­ лось у меня г голове, — Надо, немед­ ленно предупредить! Может быть, они еще успеют связаться с Москвой. Их радиостанцию еще не успели опеча­ тать... Но как это сделать — ведь на- ша-то давно под сургучом. На палубе — полицейский. Я вызвал матроса. — Флажной семафор не забыли? — Конечно, нет, Георгий Афанасье­ вич. — Тогда передайте на «Чичерин» о случившемся. Постарайтесь работать как можно осторожнее, — сказал я, протягивая текст. Потом я подошел к полицейскому. Вид его был жалок. Кожа на лице обтянута — свидетельство по­ стоянных недоеданий. — Хотите водки? — спросил я его. Глаза араба заблестели. Было ясно, что водки он хотел очень. — Ну, тогда пойдемте ко мне в каюту. Полицейский последовал за мной. Ц И Ч ЕРИ Н » ПРИНЯЛ ДОНЕСЕНИЕ и связался с Москвой, но главное — был предупрежден сам. Анг­ личане, видя упорство русских, махнули на нас рукой. Провокация не удалась. Вечером мы пополнили свои запасы во­ ды и топлива и вышли в море. Через не­ сколько дней пути «Тимирязев» прибыл 1 Советский Союз. l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l i l l if l l l l l l l l ll l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l lt l l l l lin i l l l l l l l l l l ll l l l l l i l l l l l l l l l l lM l i l l l l l l l l l l i l l il l l l l l l l l i l l l l i i l i i l l l l l l l im i ш Ш Первые три агрегата Усть* Илимской ГЭС строители и мон­ тажники обязались ввести в дей­ ствие в иойце нынешнего года. Напряженно трудятся бригады на сооружении здания гидро» узла и мощных водоводов, по ко-* торым стремительная Ангара пойдет к гидроагрегатам. На снимках: идет монтаж во» доводов. Слесарь-монтажник И. Бучак работает на сборке спиральных камер шестого гид* роагрегата. Фете Э. Брюханенко. (Фотохроника ТАСС] Более восьми веков стоит на берегу Волги город Кострома. Крупный промышленный центр страны растет ввысь и вширь. Учебные корпуса вузов и техникумов, Дворец спорта, школы, ки­ нотеатры изменили облик старинного города. За последние четыре года построено и введе­ но в эксплуатацию 470 тысяч каадрагных мет­ ров жилья, открылось 29 продовольственных н промтоварных магазинов, 30 столовых, кафе, ресторанов. На карте города появились новые микрорайоны — «Юбилейный»,' «сСавыдовскин», «Панове», «Якиманка». Древняя Кострома продолжает расти и хоро­ шеть. На снимке: макет застройки центра Костромы. (Фотохроника ТАСС!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz