Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.
т р а д и ц и о н н ы е с в я з и Только новички в Мурманском траловом флоте, возможно, мало знают об А. Ф. Таране, а опытные промысловики скажут о нем: «При рожденный рыбак. В 16 лет юнга. Настоящий штурман и капитан. На чальник промысловой разведки — знал и любил это дело. Коммунист, делегат XXI съезда КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР. Морю предан был до последней минуты — он и умер на капитанском мостике своего корабля в 1959 году». «Капитан Андреи Таран» —- БМРТ, ставший родоначальником «Ленокеаирыбфлота!>, пал рыбакам по шпалам. А сапоги вахтенный мат рос доставит обратно па сеой твер дый, в отличие от берега, борт. Так и жили, мирились с «экзотикой» вначале. А теперь — асфальт, бетон, стекло. Есть, правда, и деревяшки. Но временные — в это твердо все верят. Основа флота — всегда корабли, их экипажи. «Северная Пальмира», которую счастливый случай подарил мне, была и примером, за которым мы, журналисты, подчас «охотимся» немало времени, чтобы сказать потом печатным словом: «Равняйтесь на них!» Ну. а поскольку капитан флар корабля, то н с него начнем рассказ об одном из лучших судов «Лен- океанрыбфлота». Знакомьтесь: капи* тан-директор БМРТ-242 «Северная Пальмира» Борне Николаевич Чува- шов. Посмотрите на снимок — взгляд морехода, волевого человека. Ленинградец. В Мурманске бывал, но давно — в 1948 году. Как стал моряком, рыбаком? История, знако мая нам, северянам. В 16 лет — шко ла юнг. Балтийский, Тихоокеанский флоты. Затем Ленинградская море ходка. Уже 17 лет — промысловик. Все штурманские ступеньки на сред- И. И. СЕНЧУКОВ нем рыболовном траулере, пять лет — капитан такого корабля. На БМРТ «Северная Пальмира»- бессменно, с момента приемки. (В се г да с «планом», замечу в скобках. О таких говорят — «железный капи тан»). Борис Николаевич с чувством хо рошей зависти говорит об организа ции промысловой работы у нас, на Севере. Вспоминает Добрым словом деловые контакты с Героем Социа листического Труда Клавдием Вале риановичем Ардеевым, опыт и слава которого была и до присвоения высо кого звания этому промысловику при мером для подражания, примером классной работы рыбака. Изготовление пресервов, умелое сочетание интересов производства и материальной заинтересованности промысловиков на облове мойвы, по мнению Бориса Николаевича. — это му надо учиться у мурманчан. (При ятно слышать, но мы-то знаем, как ругаемся — словесно п печатно по этому поводу в «своей избе»), — Лучше обстоит у вас дело с ба зами, — продолжает капитан. •— Со веты проводятся четко. На вас, бо лее чем на кого-либо, и ориентиру емся при оценке обстановки. Берег, чувствуется. — опора рыбака. Кораб ли северян с ним, с берегом, как пу повиной связаны. А по опыту извест но, что от умелой работы береговой базы зависит большая половина успе ха на промысле. Совет мурманских капитанов ле нинградцу нравится: с мнением их считаются, к дельным предложениям не только прислушиваются, но и пре творяют их в жизнь. Есть тут кое-что и вызывающее на спор — далека не все у нас глад ко, но... «со стороны виднее». Всего один пример другого порядка. Про мышляли рядом как-то два экипажа: наш БМРТ «Петрозаводск» п ленин градский БМРТ «Синявино». Наши рыбаки делали в сутки, даже с под- вахтой, тони двадцать рыбопродук ции, а ленинградцы в два рас-а боль ше. Связались, попросили совета, а потом поехали в гости. Оказалось, что у наших' коллег по-другому рас ставлено оборудование на рыбофаб- рике, немало, новшеств, предложен ных судовыми рационализаторами. Переняли опыт у ленинградцев — де ло пошло значительно лучше. Сегодня же в управлении «Лсн- океанрыбфлот» говорят: «То, что ва ши рыбаки у пас хвалят, — наших не устраивает: требуют технику боль шей производительности!» Вот уже никуда не уйдешь от истины: «Луч шее — враг хорошего!» Н О ВЕРНЕМСЯ НА «ПАЛЬ МИРУ». Руководитель экипа- .. жа здесь знает, что такое под держка в трудную минуту со стороны партийной организации. Сам он ком мунист почти с двадцатидвухлетним стажем. Правая, надежная рука Бо риса Николаевича — его перЕый по мощник Алексей Алексеевич Рома нов. Морской опыт — равен капи танскому: в военном флоте с 1944 го да. Но рыбак ~ всего^три года. Был политработником на судах,этого фло та: БМРТ «Капитан Андрей Таран», «Нарвская застава», «Смольный», на «Северной Пальмире» уходит в тре тий рейс. Всюду есть на кого опе реться: коммунисты-рыбаки всег да на высоте. Здесь, например, на .«Пальмире» следует, по мнению Алексея'Алексеевича, назвать среди лучших предеудкома, члена партии Евгения Ивановича Пугачева, канди дата в члены КПСС электромеханика Константина Федоровича Москалева, матроса первого класса Алексея А. Г. ЧЕРЕМНЫЙ Александровича Желтова... Иэ таких всегда образуется костяк организа ции — не подведут. И комсомольцев здесь ценят за трудолюбие и молодежный задор. В прошлом рейсе их было сорок один. Вожак судовой комсомолии Констан тин Москалев. Фотообъектив «пой мал» его улыбку. Костя — электромеханик, окон чил Ленинградское мореходное учи лище, на флоте с 1969 года — опыт накопился, знает, почем пуд рыбац кой соли, известно ему чувство лок тя и что такое «третье мое плечо». Одним словом, комсоргом избран не зря. А вот рыбмастер Иван Иванович Сенчуков — морская душа. И верно —. рыбак уже 15 лет. Но душа и дру гому океану принадлежала — воз душному: всю войну прошел (и в дни блокады) с балтийскими авиаторами, закончил боевой путь, как тогда гово рили, в «логове врага». Слово мастер в теперешней его должности точно соответствует профессиональной под готовке, старанию, итогам труда Ива на Ивановича, то есть всех его това рищей по рыбацкому делу. Можно рыбы добывать много, но попробуй не позаботиться по-настоящему о ка честве продукции, чем это «пахнет», Мы знаем. Еще один снимок, словно диаграм ма: возраст, рост, образование, опять- таки мастерство. Слева — четвертый помощник капитана Василий Носенко (по штату даже Григорьевич, по скольку — начальство). Окончил мо реходное училище в Одессе, комсо молец. «Носенко, это не из династии известного корабела?» — «Нет». Ну, дай морской бог, чтобы промысловик отличный вышел. Задатки есть. В центре — Сергей Александро вич Маяков. С такой фамилией на берегу и работать было бы неловко. А матрос (конечно. — первого клас са!) и в самом деле маяк для многих — любая работа по плечу. На флоте — 17 лет. По классности ему не уступает сосед справа — матрос ком сомолец Николай Пузырев. Работа в море сразу пришлась Николаю по душе. Пришел в «Леиокеанрыбфлот» до Службы в армии, отслужил — сно ва в родной коллектив. Свой трудо вой, общественный долг понимает правильно: недавно успешно сдал Ленинский зачет — знай комсомо лию Ленинграда! А партийная организация этого флота умеет строить работу с кад рами. «Фотодиаграммой» с БМРТ «Северная Пальмира» я завершил рассказ об экипаже этого корабля — он по своим лучшим качествам срод ни любому мурманскому. Качества эти сделать нормой — такова повсед невная задача, если говорить крат ко, парткома и его секретаря Нико лая Ивановича Носова. С ЕГОДНЯ по всей стране раз неслась весть о том, что кол легия Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности одобрили инициативу передового ко рабля Западного рыбопромыслового бассейна БМРТ «Виктор Худяков», экипаж которого решил два послед них года девятой пятилетки прорабо тать без заводского ремонта и добыть за это время не менее двухсот тысяч центнеров рыбы. Ленинграда не только имя корабля, — он наглядно продемонстрировал преемственность лучших традиций тружеников наших городов: коллек тив корабля постоянно добивается успеха на лову. Флот рос не быстро, но уверенно, ежегодно получая по одному-два БМРТ. Подсчитано, что предел на ступит еще до ввода в строй четырех десятков кораблей такого типа — на селение города получит полное, в ос« новном, удовлетворение в снабжении рыбной продукцией. «В основном» потому, что часть ее, все-таки, для ассортимента — по вкусам и запро сам потребителей, дадут другие бас сейны, в том числе наш — Северный. В. Г. НОСЕНКО, С. А. МАЯКОВ, Н. А. ПУЗЫРЕВ (Окончание на 4-й стр.) Б а з а - « л е н о к е а н р ы б ф л о - ТА» •— комплексный тыл ры баков. Современные причалы с портальными кранами, авто-элек тропогрузчики, ремонтные мастер ские, холодильник немалой мощно сти, котельная (и тог и другой с пер спективой роста), будет новый водо вод — пресной воды в достатке... Нет пока на причалах вагонов — «желез* на» не подведена: не получилось..,- Будет и это, уже в семьдесят четвер том. Но и сегодня смотришь на такой уголок Ленинграда (дальний уголок* но важный) и точно определяешь: хо зяйство крепкое, создано с умом, умелыми руками многих упорных лю дей. Эти упорные люди хорошо знают ленинградский климат и «кисельные» берега города на Неве, прорубивше го в свое время «окно в Европу». И в наши дни мысль «об окне», приме нительно к «Ленокеанрыбфлоту» — приемлема. Когда сюда, в Угольную гавань, пришли первые средние трау леры, пришли в порт приписки, им не за что было зацепиться: берег-боло то, и дальше — грязь непролазная... А до берега — заросли камыша. Если как-то подняться выше, видно насыпь железнодорожную. Чтобы попасть в город (об автобусе тогда и не мечтали, хотя маршрут семнад цать и сегодня не мед, выход на шли: на шлюпке — до берега, в бо лотных (точнее, в рыбацких) сапогах — «до железки», там переобувание (хоть в моднейшие «корочки») и —-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz