Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.

т р а д и ц и о н н ы е с в я з и Только новички в Мурманском траловом флоте, возможно, мало знают об А. Ф. Таране, а опытные промысловики скажут о нем: «При­ рожденный рыбак. В 16 лет юнга. Настоящий штурман и капитан. На­ чальник промысловой разведки — знал и любил это дело. Коммунист, делегат XXI съезда КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР. Морю предан был до последней минуты — он и умер на капитанском мостике своего корабля в 1959 году». «Капитан Андреи Таран» —- БМРТ, ставший родоначальником «Ленокеаирыбфлота!>, пал рыбакам по шпалам. А сапоги вахтенный мат­ рос доставит обратно па сеой твер­ дый, в отличие от берега, борт. Так и жили, мирились с «экзотикой» вначале. А теперь — асфальт, бетон, стекло. Есть, правда, и деревяшки. Но временные — в это твердо все верят. Основа флота — всегда корабли, их экипажи. «Северная Пальмира», которую счастливый случай подарил мне, была и примером, за которым мы, журналисты, подчас «охотимся» немало времени, чтобы сказать потом печатным словом: «Равняйтесь на них!» Ну. а поскольку капитан флар корабля, то н с него начнем рассказ об одном из лучших судов «Лен- океанрыбфлота». Знакомьтесь: капи* тан-директор БМРТ-242 «Северная Пальмира» Борне Николаевич Чува- шов. Посмотрите на снимок — взгляд морехода, волевого человека. Ленинградец. В Мурманске бывал, но давно — в 1948 году. Как стал моряком, рыбаком? История, знако­ мая нам, северянам. В 16 лет — шко­ ла юнг. Балтийский, Тихоокеанский флоты. Затем Ленинградская море­ ходка. Уже 17 лет — промысловик. Все штурманские ступеньки на сред- И. И. СЕНЧУКОВ нем рыболовном траулере, пять лет — капитан такого корабля. На БМРТ «Северная Пальмира»- бессменно, с момента приемки. (В се г­ да с «планом», замечу в скобках. О таких говорят — «железный капи­ тан»). Борис Николаевич с чувством хо­ рошей зависти говорит об организа­ ции промысловой работы у нас, на Севере. Вспоминает Добрым словом деловые контакты с Героем Социа­ листического Труда Клавдием Вале­ риановичем Ардеевым, опыт и слава которого была и до присвоения высо­ кого звания этому промысловику при­ мером для подражания, примером классной работы рыбака. Изготовление пресервов, умелое сочетание интересов производства и материальной заинтересованности промысловиков на облове мойвы, по мнению Бориса Николаевича. — это­ му надо учиться у мурманчан. (При­ ятно слышать, но мы-то знаем, как ругаемся — словесно п печатно по этому поводу в «своей избе»), — Лучше обстоит у вас дело с ба­ зами, — продолжает капитан. •— Со­ веты проводятся четко. На вас, бо­ лее чем на кого-либо, и ориентиру­ емся при оценке обстановки. Берег, чувствуется. — опора рыбака. Кораб­ ли северян с ним, с берегом, как пу­ повиной связаны. А по опыту извест­ но, что от умелой работы береговой базы зависит большая половина успе­ ха на промысле. Совет мурманских капитанов ле­ нинградцу нравится: с мнением их считаются, к дельным предложениям не только прислушиваются, но и пре­ творяют их в жизнь. Есть тут кое-что и вызывающее на спор — далека не все у нас глад­ ко, но... «со стороны виднее». Всего один пример другого порядка. Про­ мышляли рядом как-то два экипажа: наш БМРТ «Петрозаводск» п ленин­ градский БМРТ «Синявино». Наши рыбаки делали в сутки, даже с под- вахтой, тони двадцать рыбопродук­ ции, а ленинградцы в два рас-а боль­ ше. Связались, попросили совета, а потом поехали в гости. Оказалось, что у наших' коллег по-другому рас­ ставлено оборудование на рыбофаб- рике, немало, новшеств, предложен­ ных судовыми рационализаторами. Переняли опыт у ленинградцев — де­ ло пошло значительно лучше. Сегодня же в управлении «Лсн- океанрыбфлот» говорят: «То, что ва­ ши рыбаки у пас хвалят, — наших не устраивает: требуют технику боль­ шей производительности!» Вот уже никуда не уйдешь от истины: «Луч­ шее — враг хорошего!» Н О ВЕРНЕМСЯ НА «ПАЛЬ­ МИРУ». Руководитель экипа- .. жа здесь знает, что такое под­ держка в трудную минуту со стороны партийной организации. Сам он ком­ мунист почти с двадцатидвухлетним стажем. Правая, надежная рука Бо­ риса Николаевича — его перЕый по­ мощник Алексей Алексеевич Рома­ нов. Морской опыт — равен капи­ танскому: в военном флоте с 1944 го­ да. Но рыбак ~ всего^три года. Был политработником на судах,этого фло­ та: БМРТ «Капитан Андрей Таран», «Нарвская застава», «Смольный», на «Северной Пальмире» уходит в тре­ тий рейс. Всюду есть на кого опе­ реться: коммунисты-рыбаки всег­ да на высоте. Здесь, например, на .«Пальмире» следует, по мнению Алексея'Алексеевича, назвать среди лучших предеудкома, члена партии Евгения Ивановича Пугачева, канди­ дата в члены КПСС электромеханика Константина Федоровича Москалева, матроса первого класса Алексея А. Г. ЧЕРЕМНЫЙ Александровича Желтова... Иэ таких всегда образуется костяк организа­ ции — не подведут. И комсомольцев здесь ценят за трудолюбие и молодежный задор. В прошлом рейсе их было сорок один. Вожак судовой комсомолии Констан­ тин Москалев. Фотообъектив «пой­ мал» его улыбку. Костя — электромеханик, окон­ чил Ленинградское мореходное учи­ лище, на флоте с 1969 года — опыт накопился, знает, почем пуд рыбац­ кой соли, известно ему чувство лок­ тя и что такое «третье мое плечо». Одним словом, комсоргом избран не зря. А вот рыбмастер Иван Иванович Сенчуков — морская душа. И верно —. рыбак уже 15 лет. Но душа и дру­ гому океану принадлежала — воз­ душному: всю войну прошел (и в дни блокады) с балтийскими авиаторами, закончил боевой путь, как тогда гово­ рили, в «логове врага». Слово мастер в теперешней его должности точно соответствует профессиональной под­ готовке, старанию, итогам труда Ива­ на Ивановича, то есть всех его това­ рищей по рыбацкому делу. Можно рыбы добывать много, но попробуй не позаботиться по-настоящему о ка­ честве продукции, чем это «пахнет», Мы знаем. Еще один снимок, словно диаграм­ ма: возраст, рост, образование, опять- таки мастерство. Слева — четвертый помощник капитана Василий Носенко (по штату даже Григорьевич, по­ скольку — начальство). Окончил мо­ реходное училище в Одессе, комсо­ молец. «Носенко, это не из династии известного корабела?» — «Нет». Ну, дай морской бог, чтобы промысловик отличный вышел. Задатки есть. В центре — Сергей Александро­ вич Маяков. С такой фамилией на берегу и работать было бы неловко. А матрос (конечно. — первого клас­ са!) и в самом деле маяк для многих — любая работа по плечу. На флоте — 17 лет. По классности ему не уступает сосед справа — матрос ком­ сомолец Николай Пузырев. Работа в море сразу пришлась Николаю по душе. Пришел в «Леиокеанрыбфлот» до Службы в армии, отслужил — сно­ ва в родной коллектив. Свой трудо­ вой, общественный долг понимает правильно: недавно успешно сдал Ленинский зачет — знай комсомо­ лию Ленинграда! А партийная организация этого флота умеет строить работу с кад­ рами. «Фотодиаграммой» с БМРТ «Северная Пальмира» я завершил рассказ об экипаже этого корабля — он по своим лучшим качествам срод­ ни любому мурманскому. Качества эти сделать нормой — такова повсед­ невная задача, если говорить крат­ ко, парткома и его секретаря Нико­ лая Ивановича Носова. С ЕГОДНЯ по всей стране раз­ неслась весть о том, что кол­ легия Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности одобрили инициативу передового ко­ рабля Западного рыбопромыслового бассейна БМРТ «Виктор Худяков», экипаж которого решил два послед­ них года девятой пятилетки прорабо­ тать без заводского ремонта и добыть за это время не менее двухсот тысяч центнеров рыбы. Ленинграда не только имя корабля, — он наглядно продемонстрировал преемственность лучших традиций тружеников наших городов: коллек­ тив корабля постоянно добивается успеха на лову. Флот рос не быстро, но уверенно, ежегодно получая по одному-два БМРТ. Подсчитано, что предел на­ ступит еще до ввода в строй четырех десятков кораблей такого типа — на­ селение города получит полное, в ос« новном, удовлетворение в снабжении рыбной продукцией. «В основном» потому, что часть ее, все-таки, для ассортимента — по вкусам и запро­ сам потребителей, дадут другие бас­ сейны, в том числе наш — Северный. В. Г. НОСЕНКО, С. А. МАЯКОВ, Н. А. ПУЗЫРЕВ (Окончание на 4-й стр.) Б а з а - « л е н о к е а н р ы б ф л о - ТА» •— комплексный тыл ры­ баков. Современные причалы с портальными кранами, авто-элек­ тропогрузчики, ремонтные мастер­ ские, холодильник немалой мощно­ сти, котельная (и тог и другой с пер­ спективой роста), будет новый водо­ вод — пресной воды в достатке... Нет пока на причалах вагонов — «желез* на» не подведена: не получилось..,- Будет и это, уже в семьдесят четвер­ том. Но и сегодня смотришь на такой уголок Ленинграда (дальний уголок* но важный) и точно определяешь: хо­ зяйство крепкое, создано с умом, умелыми руками многих упорных лю­ дей. Эти упорные люди хорошо знают ленинградский климат и «кисельные» берега города на Неве, прорубивше­ го в свое время «окно в Европу». И в наши дни мысль «об окне», приме­ нительно к «Ленокеанрыбфлоту» — приемлема. Когда сюда, в Угольную гавань, пришли первые средние трау­ леры, пришли в порт приписки, им не за что было зацепиться: берег-боло­ то, и дальше — грязь непролазная... А до берега — заросли камыша. Если как-то подняться выше, видно насыпь железнодорожную. Чтобы попасть в город (об автобусе тогда и не мечтали, хотя маршрут семнад­ цать и сегодня не мед, выход на­ шли: на шлюпке — до берега, в бо­ лотных (точнее, в рыбацких) сапогах — «до железки», там переобувание (хоть в моднейшие «корочки») и —-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz