Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.

е н и н г р а д М у р м а н с к Заливы Кольский и Финский и «мост» между ними Эшелоны с рыбой в самые тяжелые дни блокады Судьба мурманского рыбака У Ленинграда —собственный рыбопромысловый флот где в двадцатые годы флот и в дился. Первый военный промысловь рейс — к Канину. Доставили в А хангельск около 100 тонн рыб! Встречи с врагом избежали. Зато i втором рейсе корабль был и зрат десятком фашистских бомбардиро щиков, потерявших цель — карава «нырнувший» под туман в Белом м ре. Весь бомбовый груз, предназн чавшийся каравану, вражеские летч ки высыпали на мирный, совершен} безоружный траулер. Кое-как подлатали корабль, доли самым малым до порта. Героически Б. Н. ЧУВАШОВ Ж ИВУТ НА ЭТИХ БЕРЕГАХ РЫБАКИ. Точнее сказать, базируются на них. Раскроем карты (морские) сразу: речь идет о берегах заливов — Кольского и Фин* ского. Дружат они крепко и давно, еще со времен зарождения на Севере отечественного промышленного ры­ боловства, получившего широкий, подлинно большевистский размах благодаря неустанной заботе рабоче- го класса, партийной организации Ленинграда. Верный ленинец, испы­ танный вожак ленинградских комму» листов Сергей Миронович Киров сде­ лал многое для претворения в жизнь указаний Ильича относительно освое­ ния богатств недр а моря за Поляр­ ным кругом. Есть немало красноречи­ вых фактов, уже ставших достояни­ ем истории, Приведу некоторые из них. Факт первый. Николай Михайло­ вич Кннпович — энтузиаст изучения и освоения богатых рыбой районов Ледовитого океана, начинал этот свой нелегкий, но столь плодотворный путь в Петрограде. Все это достаточ­ но известно читателям нашей газеты. Факт второй. В тридцатые годы Ленинградская партийная организа­ ция послала в Мурманский траловый флот немало своих лучших сынов. Коммунисты-ленинградцы стали бое­ вым ядром политработников еще мо­ лодого тогда и впервые такого круп­ ного государственного рыбопромыс­ лового предприятия. Фант третий. В 1932 году ленин­ градские корабелы построили для Мурмана первые, мощные траулеры. Отечественные корабли «Коломна», «Ворошилов», «Москва», ‘«Димит­ ров» и другие были успешно освоены промысловиками Севера. На них северяне поставили рекорды добычи рыбы. В те годы родилась и окрепла слава экипажа траулера «Киров». Эта слава прошла проверку огнем войны. Самоотверженный труд кол­ лектива, ставшего в рыбной промыш­ ленности одним из первых кораблей- миллионеров, — одна из самых яр­ ких страниц истории Мурманского тралового флота. На таких примерах и сегодня учатся новые поколения рыбаков. Факт четвертый, которым я хочу достроить окончательно «мост» меж­ ду дружескими 'берегами, чтобы вер­ нуться к делам сегодняшним. Ленин­ градцы всегда получали и сегодня по­ лучают на свой стол щедрые дары Нептуна из мозолистых рук северян. «Дары» — это дань красивым сло­ вам, а на самом деле с Нептуном мурманчане крепко спорят на многих широтах, добывая с потом и солью из глубин морских треску, пикшу, оку­ ня, палтуса, ерша — самый ходовой рыбный товар. Его в свое время мы давали городу на Неве немало. Сего­ дня у Ленинграда есть флот, который обеспечивает население этого круп­ нейшего промышленного, научного, культурного центра страны рыбой уже на 60 процентов. Флот растет — растет и его доля в снабжении города. Но не об этом факте речь — «Ленокеанрыбфлот», его люди будут здесь еще показаны подробно. А факт вот какой: в самый разгар Великой Отечественной войны изра­ ненному, истощенному, но не поко­ ренному врагом и голодом Ленингра­ ду мурманчане посылали рыбу, ры­ бий жир. А ведь добывалась рыба под огнем фашистов, их кораблей — над­ водных и подводных, самолетов, во тьме и холоде полярной ночи без вся­ кого освещения палубы и промысло­ вых механизмов или при незаходя­ щем полярном солнце — с одинако- Д В А В Е Г Е Г А вым риском быть потопленным от снаряда, бомбы, торпеды, мшил... И не все пахаря морей — подлинные героя мирного труда в военном море — возвращались к родным прича­ лам... И вот в это время, а точнее — зи­ мой 1942 года, в самые тяжелые дни блокады Ленинграда, Мурманск от­ правил героическому городу три эше­ лона с рыбной продукцией. Читаю одно из свидетельств того времени— письмо ленинградцев секретарю Мур­ манского обкома партии тов. Старо- К. Ф. МОСКАЛЕВ стину. Приведу дословно два первых абзаца: «Уважаемый товарищ! Просим Вас передать пламенный большевистский привет от коллектива трудящихся трижды орденоносного Кировского завода рабочим, работницам и моря­ кам Мурманрыбы, колхозникам и колхозницам рыболовецких колхо ­ зов, всем трудящимся Мурманской - области, закаленным в борьбе слав- ■ ным труженикам далекого Севера. Нет слов, чтобы выразить волную­ щее нас чувство благодарности за ваш подарок, за вашу братскую по­ мощь нам, кировцам, нашим женам и детям...». В письме труженики прославлен­ ного ленинградского завода выража­ ют свое восхищение героическим трудом мурманских рыбаков, славят их за самоотверженное выполнение своего долга перед партией и наро­ дом, зовут к окончательной победе над врагом. Это страница живой истории. По­ думать только: огромный, город — в огненном кольце блокады, без теп­ ла и электроэнергии, многие кварта­ лы в развалинах, методичный арт­ обстрел из тяжелых орудий и бом­ бежки, голод, изнуряющий, убиваю­ щий насмерть — и слова о Победе, о нашей Победе! Вот где проявилась стальная воля питерской гвардии и ее сыновей и дочерей! Примечательно, что письмо вместе с руководителями завода подписали старые рабочие, указав свой производственный стаж: Матвеев — 48 лет, Блинов — 42 го­ да, Васильев и Буштырков — по 30 лет, Мирошников — 26 лет. Фо­ мин — 21 год. Читая этот мужественный доку­ мент, мурманчане и сегодня отдают дань уважение ленинградцам, учатся, как надо закалять волю. А как много значили для наших рыбаков в самый разгар самой жестокой из войн слова благодарности, слова, зовущие к победе! Подтвердить это может Александр Григорьевич Черемный — ветеран рыбного Мурмана, ныне пенсионер, живущий в нашем городе. Ему в чи­ сле других -представителей Мурман­ ска выпала честь сопровождать два эшелона с рыбной продукцией летом 1944 года, когда советские воины вышибли врага из Карелии и было восстановлено прямое железнодо­ рожное сообщение между нашими двумя берегами дружбы — эта мысль не давала мне покоя а во вре­ мя беседы с Александром Григорье­ вичем. Дружбу — братскую, искреннюю — увидели, буквально физически ощутили мурманчане и в дни, когда ужасы блокады и фронт остались позади. Чтобы понять, как это вос­ принял мой собеседник тогда, надо вернуться вместе с ним хотя бы не­ надолго в прошлое... П ОСЛр УЧЕБЫ в Архан­ гельске он пришел в Мур­ манский траловый - флот 21 мая 1931 года. Первые его кораб­ ли траулеры «Окунь», «Кум­ жа», «Нева»...- «Нева»! — запомните. 10 лет механиком на -РТ-14 «Ста­ лин». Десять лет — это мирный ТРУД — до и после войны. Мирный, но не легче фронтового — с сорок первого по сорок пятый. Четыре ор­ дена: Ленина и три — Красного Зна­ мени. Трудового Знамени. Один осо­ бенно памятен, он равен Боевому. В орденской книжке так и записано: «За стахановские рейсы во фронто­ вых условиях». Номер ордена 21743, Указ от 22 декабря 1943 года. Этот факт — сам по себе — целая повесть о жизни. И название не надо приду­ мывать — Верховный Совет СССР точно назвал героическую эпопею од­ ного рыбака. Рыбаков во фронтовом море были тысячи — А. Г. Черемный один из них. Об этой повести — тоже коротко. В полдель 22 июня сорок первого — приказ по радио: «Идите в Архан­ гельск». Спешно снялись с промыс­ ла. А рыбачили на Мурманской бан­ ке. Хорошо рыбачили, душа радова­ лась. Дошли большой группой до го­ рода на Северной Двине без приклю­ чений, хотя и с незеселыми мысля­ ми. Вскоре все встало на свои ме­ ста. Большинство рыболовных трау­ леров определили на «военку». Команды учили опытные специали­ сты — артиллеристы, минеры, капи­ танов оставили на своих мостиках —• со своими рыбаками. Только форму сменили и те и другие... РТ-14 остался промысловым кораб­ лем. В начале августа дали уголь. К этому времени управление Мурман­ ского тралового флота уже перебази­ ровалось тоже сюда, в Архангельск, эпопея рыбаков Мурмана широко и вестна: промышляли, презирая оса ность, всю войну. Как? Я уже y a m нял об одном из орденов Александт. Григорьевича... Довелось этому специалисту, у пешно возглавлявшему машивну команду одного из передовых судс побывать в составе делегации му, манских рыбаков в гостях у лени 1 градцев. Лето 1944 года. Два эшелона рыбной продукцией идут «по зелено улице». Скорость по тем времена* да еще по значительному отрезк пути, где только что отгремели 6ot держат приличную — в Левингра подарок северян попал через дво суток с момента ' отправления. Встречи, встречи... Каждая запах нилась до мельчайших подробностей С кадровыми рабочими Кировскор завода, с руководителями Лениг градской области... Поездки в город Пушкин, Павловск, Выборг, на Кг рельский перешеек. Всюду страшны следы войны... А до конца ее сколе ко? Никто тогда не знал. Знали др^ гое — враг будет разбит. А побед зависела от каждого — на фронте в тылу. С этими мыслями вернулис домой мурманчане. И ВОТ — ДЕНЬ СЕГОДНЯП НИИ. Угольная гавань Ле нинграда. Сразу ассоциацш — наша Угольная база. Но угля, кг такового, в гавани не видно — «тш у современных причалов i самыезе временные рыболовные суда. -Ир чальная стенка невелика— к1- ш прижалось всего несколько кора лей разного типа. Мне повезло - «дома» оказалась «Северная Пальм ра». Большой морозильный, с ,борт вым номером 0242. Название симв лическое, известное сотни лет. Рыб ки гордятся такой честью, дорож; сю. ..... . . Небольшой, но уютный порт, полным комплексом необходимого^* зяйства, начинался с нуля.. встретивший мурманчанина, жшшй этих строк, начальник чтаравшвя «Ленокеанрыбфлота» гВашяяИ:* й # рович Жилин коротко рассказал предприятии, о районе, где оно вь росло, о перспективах р г в » н в я г * в мне «шефа» — своего ж м е с я я к я я я производству Ювеаалия Л м им в и Коломитру. Он и поведал тя зм р * рождения и роста своего, леяшграз ского, ныне — океанского рыболо! ного флота. Еще до войны существовал трес «Ленрыба». Масштабы его был невелики. После войны создали баз гослова. В 1952 году она стала п< лучать средние траулеры, экипаж которых работали в Балтийском м* ре, а затем вышли на дрифтерный лс сельди в Норвежское, где уже стах борт о борт промышлять с мурма: чанами. Спустя два года образов лось самостоятельное управлеш сельдяного флота, а с создание главного управления «Запрыба» - «Ленокеанрыбфлот». Уже 12 лет новый флот аме большие морозильные траунвдг Первым ленинградцы получил# ЯЯ? «Капитан Андрей Таран». Имя и веетного мурманского промысловш Андрея Филипповича Тарана и з рождающийся крупный рыболовнь флот Ленинграда — это симеоличн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz