Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.
е н и н г р а д М у р м а н с к Заливы Кольский и Финский и «мост» между ними Эшелоны с рыбой в самые тяжелые дни блокады Судьба мурманского рыбака У Ленинграда —собственный рыбопромысловый флот где в двадцатые годы флот и в дился. Первый военный промысловь рейс — к Канину. Доставили в А хангельск около 100 тонн рыб! Встречи с врагом избежали. Зато i втором рейсе корабль был и зрат десятком фашистских бомбардиро щиков, потерявших цель — карава «нырнувший» под туман в Белом м ре. Весь бомбовый груз, предназн чавшийся каравану, вражеские летч ки высыпали на мирный, совершен} безоружный траулер. Кое-как подлатали корабль, доли самым малым до порта. Героически Б. Н. ЧУВАШОВ Ж ИВУТ НА ЭТИХ БЕРЕГАХ РЫБАКИ. Точнее сказать, базируются на них. Раскроем карты (морские) сразу: речь идет о берегах заливов — Кольского и Фин* ского. Дружат они крепко и давно, еще со времен зарождения на Севере отечественного промышленного ры боловства, получившего широкий, подлинно большевистский размах благодаря неустанной заботе рабоче- го класса, партийной организации Ленинграда. Верный ленинец, испы танный вожак ленинградских комму» листов Сергей Миронович Киров сде лал многое для претворения в жизнь указаний Ильича относительно освое ния богатств недр а моря за Поляр ным кругом. Есть немало красноречи вых фактов, уже ставших достояни ем истории, Приведу некоторые из них. Факт первый. Николай Михайло вич Кннпович — энтузиаст изучения и освоения богатых рыбой районов Ледовитого океана, начинал этот свой нелегкий, но столь плодотворный путь в Петрограде. Все это достаточ но известно читателям нашей газеты. Факт второй. В тридцатые годы Ленинградская партийная организа ция послала в Мурманский траловый флот немало своих лучших сынов. Коммунисты-ленинградцы стали бое вым ядром политработников еще мо лодого тогда и впервые такого круп ного государственного рыбопромыс лового предприятия. Фант третий. В 1932 году ленин градские корабелы построили для Мурмана первые, мощные траулеры. Отечественные корабли «Коломна», «Ворошилов», «Москва», ‘«Димит ров» и другие были успешно освоены промысловиками Севера. На них северяне поставили рекорды добычи рыбы. В те годы родилась и окрепла слава экипажа траулера «Киров». Эта слава прошла проверку огнем войны. Самоотверженный труд кол лектива, ставшего в рыбной промыш ленности одним из первых кораблей- миллионеров, — одна из самых яр ких страниц истории Мурманского тралового флота. На таких примерах и сегодня учатся новые поколения рыбаков. Факт четвертый, которым я хочу достроить окончательно «мост» меж ду дружескими 'берегами, чтобы вер нуться к делам сегодняшним. Ленин градцы всегда получали и сегодня по лучают на свой стол щедрые дары Нептуна из мозолистых рук северян. «Дары» — это дань красивым сло вам, а на самом деле с Нептуном мурманчане крепко спорят на многих широтах, добывая с потом и солью из глубин морских треску, пикшу, оку ня, палтуса, ерша — самый ходовой рыбный товар. Его в свое время мы давали городу на Неве немало. Сего дня у Ленинграда есть флот, который обеспечивает население этого круп нейшего промышленного, научного, культурного центра страны рыбой уже на 60 процентов. Флот растет — растет и его доля в снабжении города. Но не об этом факте речь — «Ленокеанрыбфлот», его люди будут здесь еще показаны подробно. А факт вот какой: в самый разгар Великой Отечественной войны изра ненному, истощенному, но не поко ренному врагом и голодом Ленингра ду мурманчане посылали рыбу, ры бий жир. А ведь добывалась рыба под огнем фашистов, их кораблей — над водных и подводных, самолетов, во тьме и холоде полярной ночи без вся кого освещения палубы и промысло вых механизмов или при незаходя щем полярном солнце — с одинако- Д В А В Е Г Е Г А вым риском быть потопленным от снаряда, бомбы, торпеды, мшил... И не все пахаря морей — подлинные героя мирного труда в военном море — возвращались к родным прича лам... И вот в это время, а точнее — зи мой 1942 года, в самые тяжелые дни блокады Ленинграда, Мурманск от правил героическому городу три эше лона с рыбной продукцией. Читаю одно из свидетельств того времени— письмо ленинградцев секретарю Мур манского обкома партии тов. Старо- К. Ф. МОСКАЛЕВ стину. Приведу дословно два первых абзаца: «Уважаемый товарищ! Просим Вас передать пламенный большевистский привет от коллектива трудящихся трижды орденоносного Кировского завода рабочим, работницам и моря кам Мурманрыбы, колхозникам и колхозницам рыболовецких колхо зов, всем трудящимся Мурманской - области, закаленным в борьбе слав- ■ ным труженикам далекого Севера. Нет слов, чтобы выразить волную щее нас чувство благодарности за ваш подарок, за вашу братскую по мощь нам, кировцам, нашим женам и детям...». В письме труженики прославлен ного ленинградского завода выража ют свое восхищение героическим трудом мурманских рыбаков, славят их за самоотверженное выполнение своего долга перед партией и наро дом, зовут к окончательной победе над врагом. Это страница живой истории. По думать только: огромный, город — в огненном кольце блокады, без теп ла и электроэнергии, многие кварта лы в развалинах, методичный арт обстрел из тяжелых орудий и бом бежки, голод, изнуряющий, убиваю щий насмерть — и слова о Победе, о нашей Победе! Вот где проявилась стальная воля питерской гвардии и ее сыновей и дочерей! Примечательно, что письмо вместе с руководителями завода подписали старые рабочие, указав свой производственный стаж: Матвеев — 48 лет, Блинов — 42 го да, Васильев и Буштырков — по 30 лет, Мирошников — 26 лет. Фо мин — 21 год. Читая этот мужественный доку мент, мурманчане и сегодня отдают дань уважение ленинградцам, учатся, как надо закалять волю. А как много значили для наших рыбаков в самый разгар самой жестокой из войн слова благодарности, слова, зовущие к победе! Подтвердить это может Александр Григорьевич Черемный — ветеран рыбного Мурмана, ныне пенсионер, живущий в нашем городе. Ему в чи сле других -представителей Мурман ска выпала честь сопровождать два эшелона с рыбной продукцией летом 1944 года, когда советские воины вышибли врага из Карелии и было восстановлено прямое железнодо рожное сообщение между нашими двумя берегами дружбы — эта мысль не давала мне покоя а во вре мя беседы с Александром Григорье вичем. Дружбу — братскую, искреннюю — увидели, буквально физически ощутили мурманчане и в дни, когда ужасы блокады и фронт остались позади. Чтобы понять, как это вос принял мой собеседник тогда, надо вернуться вместе с ним хотя бы не надолго в прошлое... П ОСЛр УЧЕБЫ в Архан гельске он пришел в Мур манский траловый - флот 21 мая 1931 года. Первые его кораб ли траулеры «Окунь», «Кум жа», «Нева»...- «Нева»! — запомните. 10 лет механиком на -РТ-14 «Ста лин». Десять лет — это мирный ТРУД — до и после войны. Мирный, но не легче фронтового — с сорок первого по сорок пятый. Четыре ор дена: Ленина и три — Красного Зна мени. Трудового Знамени. Один осо бенно памятен, он равен Боевому. В орденской книжке так и записано: «За стахановские рейсы во фронто вых условиях». Номер ордена 21743, Указ от 22 декабря 1943 года. Этот факт — сам по себе — целая повесть о жизни. И название не надо приду мывать — Верховный Совет СССР точно назвал героическую эпопею од ного рыбака. Рыбаков во фронтовом море были тысячи — А. Г. Черемный один из них. Об этой повести — тоже коротко. В полдель 22 июня сорок первого — приказ по радио: «Идите в Архан гельск». Спешно снялись с промыс ла. А рыбачили на Мурманской бан ке. Хорошо рыбачили, душа радова лась. Дошли большой группой до го рода на Северной Двине без приклю чений, хотя и с незеселыми мысля ми. Вскоре все встало на свои ме ста. Большинство рыболовных трау леров определили на «военку». Команды учили опытные специали сты — артиллеристы, минеры, капи танов оставили на своих мостиках —• со своими рыбаками. Только форму сменили и те и другие... РТ-14 остался промысловым кораб лем. В начале августа дали уголь. К этому времени управление Мурман ского тралового флота уже перебази ровалось тоже сюда, в Архангельск, эпопея рыбаков Мурмана широко и вестна: промышляли, презирая оса ность, всю войну. Как? Я уже y a m нял об одном из орденов Александт. Григорьевича... Довелось этому специалисту, у пешно возглавлявшему машивну команду одного из передовых судс побывать в составе делегации му, манских рыбаков в гостях у лени 1 градцев. Лето 1944 года. Два эшелона рыбной продукцией идут «по зелено улице». Скорость по тем времена* да еще по значительному отрезк пути, где только что отгремели 6ot держат приличную — в Левингра подарок северян попал через дво суток с момента ' отправления. Встречи, встречи... Каждая запах нилась до мельчайших подробностей С кадровыми рабочими Кировскор завода, с руководителями Лениг градской области... Поездки в город Пушкин, Павловск, Выборг, на Кг рельский перешеек. Всюду страшны следы войны... А до конца ее сколе ко? Никто тогда не знал. Знали др^ гое — враг будет разбит. А побед зависела от каждого — на фронте в тылу. С этими мыслями вернулис домой мурманчане. И ВОТ — ДЕНЬ СЕГОДНЯП НИИ. Угольная гавань Ле нинграда. Сразу ассоциацш — наша Угольная база. Но угля, кг такового, в гавани не видно — «тш у современных причалов i самыезе временные рыболовные суда. -Ир чальная стенка невелика— к1- ш прижалось всего несколько кора лей разного типа. Мне повезло - «дома» оказалась «Северная Пальм ра». Большой морозильный, с ,борт вым номером 0242. Название симв лическое, известное сотни лет. Рыб ки гордятся такой честью, дорож; сю. ..... . . Небольшой, но уютный порт, полным комплексом необходимого^* зяйства, начинался с нуля.. встретивший мурманчанина, жшшй этих строк, начальник чтаравшвя «Ленокеанрыбфлота» гВашяяИ:* й # рович Жилин коротко рассказал предприятии, о районе, где оно вь росло, о перспективах р г в » н в я г * в мне «шефа» — своего ж м е с я я к я я я производству Ювеаалия Л м им в и Коломитру. Он и поведал тя зм р * рождения и роста своего, леяшграз ского, ныне — океанского рыболо! ного флота. Еще до войны существовал трес «Ленрыба». Масштабы его был невелики. После войны создали баз гослова. В 1952 году она стала п< лучать средние траулеры, экипаж которых работали в Балтийском м* ре, а затем вышли на дрифтерный лс сельди в Норвежское, где уже стах борт о борт промышлять с мурма: чанами. Спустя два года образов лось самостоятельное управлеш сельдяного флота, а с создание главного управления «Запрыба» - «Ленокеанрыбфлот». Уже 12 лет новый флот аме большие морозильные траунвдг Первым ленинградцы получил# ЯЯ? «Капитан Андрей Таран». Имя и веетного мурманского промысловш Андрея Филипповича Тарана и з рождающийся крупный рыболовнь флот Ленинграда — это симеоличн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz