Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.

л;л; w m m ШШШРЖШтШт- Борне Иванович Мосеев работает токарем в цехе топлив­ ной аппаратуры Мурманской судоверфи. Он- ударник комму- 14 if -о xt o j ^ 01 й< q г чгп? а,- ниетического труда. На трудовой вдкте определяющего года пятилетки показывает ярнмер своим товарищам в выпол­ нении взятых обязательств. Тов. Мосеев возглавляет цеховой профсоюзный комитет и прилагает много усилий к тому, чтобы соревнование в кол­ лективе было более боевым и действенным. НА СНИМКЕ: токарь Б. И. Мосеев. Фото А. Леонтьева. В Ы Ш Е Д Е Й С Т В Е Н Н О С Т Ь шьшо-шово» К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ В ОПРОСЫ идейного и куль­ турного воспитали* сом?* ского человека наша пар­ тия всегда выдвигала на перед­ ний край борьбы за построение коммунистического общества. В решениях. XXIV съезд* КПСС, пленумов ЦК подчеркивается не­ обходимость постоянного воспи­ тания у трудящихся высоких мо­ ральных качеств, беззаветной преданности коммунистическим идеалам, советского патриотизма, непримиримости к буржуазной идеологии и морали. Опираясь на эти программные указания партии, XV съезд проф­ союзов и II пленум ВЦСПС по­ ставили перед всеми профсоюз­ ными организациями и их куль* турно-просветительными учреж­ дениями задачи по улучшению культурно-массовой и воспита­ тельной работы среди грудящих­ ся, которая плодотворно влияла бы на их производственную дея­ тельность. * Профессиональная специфика моряка рыболовного и приемно­ транспортного флотов вносит свои особенности в формы и ме­ тоды культурно-массовой рабо­ ты, требует большой гибкости на берегу, повышенного внимания и индивидуального подхода к че­ ловеку в море. Базовые комитеты и управле­ ния флотов имеют солидную ма­ териальную базу для проведения культурно-массовой работы и ор­ ганизации полезного и интересно­ го отдыха моряков в районах промысла. Только за счет средств профсоюз* на суда вы­ писано большое количество газет и журналов. На каждом из них есть библиотеки-передвижки, различный культурный и спор* тивный инвентарь, музыкальные инструменты, магнитофоны, ра­ диоприемники, телевизоры, фото­ аппараты, кинокамеры. Воспитательная и культурно- массовая работа стала теснее увязываться с практическими за­ дачами экипажей, она обогати­ лась по содержанию и по форме. Важное место в воспитании мо­ ряков занимаю? формы массовой пропаганды. Под руководством партийных организаций и первых помощников капитанов на судах созданы группы докладчиков, и первичные организации общества «Знание». Читается большое ко­ личество лекций и докладов на общественно-политические темы. Все большее значение в воспи­ тании и экономическом образо­ вании моряков приобретают шко­ лы коммунистического труда. Хо­ рошо работают школы коммуни­ стического труда на БМРТ-2644 «Зеленец» и БМРТ-0264 «Град», где пропагандистами являются первый помощник капитана тов. Линьков и капитан-директор тов. Абаркин. Однако проверка показала, что базовые и многие судовьге коми­ теты профсоюза еще слабо о с у ществллют руководство и конт­ роль за работой школ коммуни­ стического труда. В результате в них мало внимания уделяется изу­ чению передового опыта лучших моряков и экипажей, пропаганди­ сты недостаточно применяют та­ кие активные формы проведения занятий, как практические зада* ни* слушателям, собеседования, редко используются наглядные пособия; Значительную работу по про­ паганде общественно-политиче­ ских, экономических научных и эстетических знаний проводит студия звукозаписи. К сожале­ нию, нередко бывает, что полу­ ченные записи по вине судовых комитетов залеживаются. Неред­ ко базовые комитеты направляют на суда -пленки не той скорости, которая требуется для судовых магнитофонов. .Базкомы тралового флота и «Мурмансельди» не используют опыт базового комитета профсо­ юза «Севрыбхолодфлота» по об­ мену и возврату магнитных пле­ нок, что ведет к излишнему рас­ ходованию профсоюзных средств.. Культбаза оказывает значи­ тельную помощь судовым коми­ тетам профсоюза. Проводит обу­ чение культорганизаторов, биб­ лиотекарей, руководителей ху­ дожественной самоде ятельности. Разрабатывает методические по­ собия, подбирает репертуарный материал для коллективов, гото­ вит обзоры книг и рекоменда­ ции по проведению диспутов и читательских конференций. Ме­ тодисты базы направляются в районы промысла для- оказания практической помири судовому культактиву по проведению тема­ тических вечеров, КВН, викторин, ■диспутов. Оии организуют кол­ лективы художественной само­ деятельности, дают консультации. Одним из важных средств эсте­ тического воспитали* моряков является художественна* само* деятельность. На судах, особенно крупнотоннажных, она широко развита. В 113 коллективах судо­ вой художественной самодеятель­ ности участвует 1545 моряков. Среди лучших нужно отметить коллегией! художественной са­ модеятельности плавбаз «Виктор i KvWMtncutv * нАрктик»,* . БМРТ «Петрозаводск». Большую радость творчества приносят морякам занятия при­ кладным искусством. Почти на каждом судне есть народные умельцы, которые занимаются резьбой, чеканкой, выжиганием, рисованием, моделированием. Культбаэе и базовым комите­ там профсоюза необходимо ча­ ще проводить смотры и конкур­ сы судовой художественной са­ модеятельности и прикладного искусства, устраивать выставки, добиваясь массового участия мо­ ряков в народном творчестве. Надо разработать меры поощре­ ния лучших моряков-производст- венников — активистов профсо­ юзной и культурно-массовой ра­ боты. Книга являете* лучшим другом и советчиком моряков. Это хоро­ шо понимают работники библио­ теки культбазы. Они прилагают много сил и умения^ чтобы' лол- нее удовлетворить запросы моря­ ков. На судах организовано 457 библиотек-передвижек: ° Читате­ лями их являются около 29 сяч моряков. Книжный фонд — 222 тысячи томов. За минувший год библиотекой проводились семинары общест- венников-библиотекарей. Орга­ низовано около двухсот книжных выставок, более двухсот обсуж­ дений книг-диспутов, вечеров и читательских конференций, на су-* да направлено много книжных обзоров. В помощь морякам * оформля­ ются выставки, тематические стея- лажи: «Мастерам промысла», «Дл* механика ,и моторика»* «Передовой- onbif всем экипа­ жам». На судах проходило обсужде­ ние произведений советских пи­ сателей: «А зори здесь тихие», «Вечный зов», «Судьба», «Сера* мышь» и другие. Активными помощниками (5*6* ли отеки являютс* свыше пятвеот моряков-общественников. Они не только доставляют на суда по заявкам своих товарищей нужнук* литературу. Многие из них про­ водят повседневную организа­ торскую работу. Лучшими судовыми библиоте­ карями являются тт. Данилогор- ский — моторист РТ-211, Гордей — матрос РТ-230, Дружинин — матрос ППР «Сказочник Андер­ сен», Совелюк — матрос РТ-185* Лабунец — гидроакустик СРТ-686* Волошин — радист СРТ-р-706г Самсонов — киномеханик ТР «Вильгельм Пик», Захаров — ки­ номеханик плавбазы «Виктор Кин­ гисепп», Макаров — киномеханик плавбазы «Арктика». Они по пять и больше лет добросовестно вы­ полняют поручения судовых ко?* митетов профсоюза. X'Zv'v^vWj ШШщ .V..\V£.V*V« ЩШ. | mmшш y/.V.V шшшъшшШЩущ БУДНИ МЕХАНИКА-НАЛАДЧИКА (Окончание . Нач . па 1 стр.). Правда, Михаил Федорович — не любитель менять корабли. Механиком-наладчиком работал два года на БМРТ-452 «Славгород» и год — на БМРТ 2639 «Новокуйбышевск». Перед этим на рлавмастерской «Резец» закончил курсы электро- газосварщиков, получив первый разряд. Здоро­ во потом така* специальность пригодилась. Учился и у старших механиков. Новую специ­ альность помогали освоить стазмехм тт. Юревич Ю. П. и Тартеновский Д. 4*. Д * и учении был mm таких, что приятно поделиться знаниями. П ИвЬВ* РЕЙС был самым шудиым. Судно — на отходе, а через три дн* надо начинать промысел — ловить рыбу и выпускать фи­ ле. Вот тут-то и пришлось дечо и ночь, с инст­ рукцией в руках, заниматься настройкой и ре­ монтом филейной машины «Б*адер-188». о ко­ торой я уже рассказал. Пришел опыт, «загадок» становилось все мень­ ше. Сделал упор на уч*б у рыбообрабс тчииов. вместе с технологом инструктировал мэтросов, работающих на механизмах рыбефабричи. Особенно запомнился ему матрос-филейти* тов. Шариков. Сразу было заметно: тянете* че­ ловек к технике, «понимает» ее. И филейная ма­ шина не кажется ему бумагой «за семью печа­ тями» — раскусить можно! Оказывается, матрос был раньше слесарем. На таких механику и надо опираться в первую очередь. Матрос оправдал надежды Михаила Федоровича: поломок на вах­ те не было, а выпуск филе — максимальный. Ежедневный осмотр, профилактика — чаще, чем по типовым графикам... Знание техники вело к ее усовершенствованию, будило рационализм торскую мысль. И Михаил Федорович сам ищет новые пути, использует опыт товарищей. Так он переделал жиротопный котел, который был рас­ считан на двойную перегонку медицинского жира (опыт механика-наладчика БМРТ-2М? с«Пи наго­ рий» тов. Захарова}. На «Новокуйбышевсие» а начале рейса поло­ мался вал шнека спресованной массы. Михан» Федорович изготовил вставку в полый вал шнека и обварил его сваркой. Шнек работал безаварий­ но весь рейс Эго было повторением опыта: на БМРТ «Славгород» этим же способом восстанав­ ливал вал мешалки сырья в РМУ. На этом ко­ рабле много пришлось заниматься ремонтом тра­ ловых досок, особенно при работе на плохих грунтах: менял кили, правил, вырезал» сваривал... По просьбе моряков выходил на палубу в любое время суток. Ремонтные работы — дело обычное дл* эки­ пажей. Как-то вошло в обиход слово «саморе- монт». Многие тысячи нормо-часов — такое кто* усилий специалистов кораблей по приведению в порядок судовой техники, то есть выполнение тех самых заказов, что выполняются чаше всего береговыми судоремонтниками. Появилась в последние годы нова* система технического обслуживания {НСТО — сокращен­ но). Уже первый практический опыт показал* что можно работать не только по двухлетнему, но и ПЪ четырехлетнему циклу (то есть обходиться без заводского ремонта в эти сроки). На «Ново- куйбышевске» — «двухлетка». Она неукоснитель­ но выполняется. Внес свою лапту в это дело и Михаил Федорович. О его трудолюбии говорит такой факт: как стал механикэм-наладчиком, ни разу не просил себе в помощь штатного слесаря, сам с ремонтом управлялся. • период с tW1 по 1973 год Михаил Федоро­ вна подал 23 рационализаторских предложения. Все они внедрены. Немного об этой стороне дея­ тельности маханика*наладчика. Обратил он внимание на то; что на шнеке прессование*» массы подшипник (бронзовая втул­ ка) через рейс требует замены. А сделать это можно только при разборке шнека. Выход меха­ ник нашел. Предложил и изготовил подшипник из двух половинок. Замена его упростилась: вы­ точил втулку необходимых размеров, разрезал* поставил на место — аорвдок! Шнек разбирать Рыбообработчики благодарны наладчику и за другие новшества: головорубочную машинку, ста­ нок дл* изготовления тушки. Они переносные безопасные в работ*, дают возможность но толь­ ко механизировать операции по обработке рыбы, но и увеличить выпуск ценной продукции. борта транспортеров и лотков нередко дефор­ мируются, требуют замены. Михаил Федорович изготовил приспособление ■для их изготовления. Характерна* черта этого специалиста: своего опыта под спудом но держит, чужого не чурает­ ся. Встречался он с механиками БМРТ-404, 425, 445, 264, 449, других судов — как своего, так и других промысловых флотов. Принимал гостей на своем борту. Встречи эти всегда приносят обо­ юдную пользу. Такая общительность не случайна: Михаил Фе­ дорович пользуется большим уважением това­ рищей по труду, они доверяют ему, как себе. Недаром механик-наладчик исполняет еще и важ­ ные обязанности общественного инспектора по технике безопасности» И к этому делу относится не формально. Ежедневно проверяет состояние рабочих мест в своей заведовании, показывает безопасные и в то же время высокоэффективные методы труда на оборудовании рыбофгбрики. Не случайно здесь нет грубых нарушений правил техники безопасности. О доверни говори? и дру­ гой факт —- механик избран в состав ревизион­ ной комиссии, он контролирует, как на корабле оасходуютс* продукты питания. О людях — его главная забота» А сам несет немалую нагрузку, даже 1 ерпит немало неудобств в судовой жизни. Но не это считает он главным* Когда плавал стармехом на средних траулерах, план на них всегда перекрывался: машина экипаж не подводила. На больших моро­ зильных он не имеет права допускать задержек в обработке улова. И не допускаем этого. Здесь * и пытался рассказать о тех буднях механика- наладчика. которые в итоге приносят успех морякам. Г. ГУКИН, старший инженер технического от­ дела управления «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz