Рыбный Мурман. 1974 г. Январь.
л;л; w m m ШШШРЖШтШт- Борне Иванович Мосеев работает токарем в цехе топлив ной аппаратуры Мурманской судоверфи. Он- ударник комму- 14 if -о xt o j ^ 01 й< q г чгп? а,- ниетического труда. На трудовой вдкте определяющего года пятилетки показывает ярнмер своим товарищам в выпол нении взятых обязательств. Тов. Мосеев возглавляет цеховой профсоюзный комитет и прилагает много усилий к тому, чтобы соревнование в кол лективе было более боевым и действенным. НА СНИМКЕ: токарь Б. И. Мосеев. Фото А. Леонтьева. В Ы Ш Е Д Е Й С Т В Е Н Н О С Т Ь шьшо-шово» К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ В ОПРОСЫ идейного и куль турного воспитали* сом?* ского человека наша пар тия всегда выдвигала на перед ний край борьбы за построение коммунистического общества. В решениях. XXIV съезд* КПСС, пленумов ЦК подчеркивается не обходимость постоянного воспи тания у трудящихся высоких мо ральных качеств, беззаветной преданности коммунистическим идеалам, советского патриотизма, непримиримости к буржуазной идеологии и морали. Опираясь на эти программные указания партии, XV съезд проф союзов и II пленум ВЦСПС по ставили перед всеми профсоюз ными организациями и их куль* турно-просветительными учреж дениями задачи по улучшению культурно-массовой и воспита тельной работы среди грудящих ся, которая плодотворно влияла бы на их производственную дея тельность. * Профессиональная специфика моряка рыболовного и приемно транспортного флотов вносит свои особенности в формы и ме тоды культурно-массовой рабо ты, требует большой гибкости на берегу, повышенного внимания и индивидуального подхода к че ловеку в море. Базовые комитеты и управле ния флотов имеют солидную ма териальную базу для проведения культурно-массовой работы и ор ганизации полезного и интересно го отдыха моряков в районах промысла. Только за счет средств профсоюз* на суда вы писано большое количество газет и журналов. На каждом из них есть библиотеки-передвижки, различный культурный и спор* тивный инвентарь, музыкальные инструменты, магнитофоны, ра диоприемники, телевизоры, фото аппараты, кинокамеры. Воспитательная и культурно- массовая работа стала теснее увязываться с практическими за дачами экипажей, она обогати лась по содержанию и по форме. Важное место в воспитании мо ряков занимаю? формы массовой пропаганды. Под руководством партийных организаций и первых помощников капитанов на судах созданы группы докладчиков, и первичные организации общества «Знание». Читается большое ко личество лекций и докладов на общественно-политические темы. Все большее значение в воспи тании и экономическом образо вании моряков приобретают шко лы коммунистического труда. Хо рошо работают школы коммуни стического труда на БМРТ-2644 «Зеленец» и БМРТ-0264 «Град», где пропагандистами являются первый помощник капитана тов. Линьков и капитан-директор тов. Абаркин. Однако проверка показала, что базовые и многие судовьге коми теты профсоюза еще слабо о с у ществллют руководство и конт роль за работой школ коммуни стического труда. В результате в них мало внимания уделяется изу чению передового опыта лучших моряков и экипажей, пропаганди сты недостаточно применяют та кие активные формы проведения занятий, как практические зада* ни* слушателям, собеседования, редко используются наглядные пособия; Значительную работу по про паганде общественно-политиче ских, экономических научных и эстетических знаний проводит студия звукозаписи. К сожале нию, нередко бывает, что полу ченные записи по вине судовых комитетов залеживаются. Неред ко базовые комитеты направляют на суда -пленки не той скорости, которая требуется для судовых магнитофонов. .Базкомы тралового флота и «Мурмансельди» не используют опыт базового комитета профсо юза «Севрыбхолодфлота» по об мену и возврату магнитных пле нок, что ведет к излишнему рас ходованию профсоюзных средств.. Культбаза оказывает значи тельную помощь судовым коми тетам профсоюза. Проводит обу чение культорганизаторов, биб лиотекарей, руководителей ху дожественной самоде ятельности. Разрабатывает методические по собия, подбирает репертуарный материал для коллективов, гото вит обзоры книг и рекоменда ции по проведению диспутов и читательских конференций. Ме тодисты базы направляются в районы промысла для- оказания практической помири судовому культактиву по проведению тема тических вечеров, КВН, викторин, ■диспутов. Оии организуют кол лективы художественной само деятельности, дают консультации. Одним из важных средств эсте тического воспитали* моряков является художественна* само* деятельность. На судах, особенно крупнотоннажных, она широко развита. В 113 коллективах судо вой художественной самодеятель ности участвует 1545 моряков. Среди лучших нужно отметить коллегией! художественной са модеятельности плавбаз «Виктор i KvWMtncutv * нАрктик»,* . БМРТ «Петрозаводск». Большую радость творчества приносят морякам занятия при кладным искусством. Почти на каждом судне есть народные умельцы, которые занимаются резьбой, чеканкой, выжиганием, рисованием, моделированием. Культбаэе и базовым комите там профсоюза необходимо ча ще проводить смотры и конкур сы судовой художественной са модеятельности и прикладного искусства, устраивать выставки, добиваясь массового участия мо ряков в народном творчестве. Надо разработать меры поощре ния лучших моряков-производст- венников — активистов профсо юзной и культурно-массовой ра боты. Книга являете* лучшим другом и советчиком моряков. Это хоро шо понимают работники библио теки культбазы. Они прилагают много сил и умения^ чтобы' лол- нее удовлетворить запросы моря ков. На судах организовано 457 библиотек-передвижек: ° Читате лями их являются около 29 сяч моряков. Книжный фонд — 222 тысячи томов. За минувший год библиотекой проводились семинары общест- венников-библиотекарей. Орга низовано около двухсот книжных выставок, более двухсот обсуж дений книг-диспутов, вечеров и читательских конференций, на су-* да направлено много книжных обзоров. В помощь морякам * оформля ются выставки, тематические стея- лажи: «Мастерам промысла», «Дл* механика ,и моторика»* «Передовой- onbif всем экипа жам». На судах проходило обсужде ние произведений советских пи сателей: «А зори здесь тихие», «Вечный зов», «Судьба», «Сера* мышь» и другие. Активными помощниками (5*6* ли отеки являютс* свыше пятвеот моряков-общественников. Они не только доставляют на суда по заявкам своих товарищей нужнук* литературу. Многие из них про водят повседневную организа торскую работу. Лучшими судовыми библиоте карями являются тт. Данилогор- ский — моторист РТ-211, Гордей — матрос РТ-230, Дружинин — матрос ППР «Сказочник Андер сен», Совелюк — матрос РТ-185* Лабунец — гидроакустик СРТ-686* Волошин — радист СРТ-р-706г Самсонов — киномеханик ТР «Вильгельм Пик», Захаров — ки номеханик плавбазы «Виктор Кин гисепп», Макаров — киномеханик плавбазы «Арктика». Они по пять и больше лет добросовестно вы полняют поручения судовых ко?* митетов профсоюза. X'Zv'v^vWj ШШщ .V..\V£.V*V« ЩШ. | mmшш y/.V.V шшшъшшШЩущ БУДНИ МЕХАНИКА-НАЛАДЧИКА (Окончание . Нач . па 1 стр.). Правда, Михаил Федорович — не любитель менять корабли. Механиком-наладчиком работал два года на БМРТ-452 «Славгород» и год — на БМРТ 2639 «Новокуйбышевск». Перед этим на рлавмастерской «Резец» закончил курсы электро- газосварщиков, получив первый разряд. Здоро во потом така* специальность пригодилась. Учился и у старших механиков. Новую специ альность помогали освоить стазмехм тт. Юревич Ю. П. и Тартеновский Д. 4*. Д * и учении был mm таких, что приятно поделиться знаниями. П ИвЬВ* РЕЙС был самым шудиым. Судно — на отходе, а через три дн* надо начинать промысел — ловить рыбу и выпускать фи ле. Вот тут-то и пришлось дечо и ночь, с инст рукцией в руках, заниматься настройкой и ре монтом филейной машины «Б*адер-188». о ко торой я уже рассказал. Пришел опыт, «загадок» становилось все мень ше. Сделал упор на уч*б у рыбообрабс тчииов. вместе с технологом инструктировал мэтросов, работающих на механизмах рыбефабричи. Особенно запомнился ему матрос-филейти* тов. Шариков. Сразу было заметно: тянете* че ловек к технике, «понимает» ее. И филейная ма шина не кажется ему бумагой «за семью печа тями» — раскусить можно! Оказывается, матрос был раньше слесарем. На таких механику и надо опираться в первую очередь. Матрос оправдал надежды Михаила Федоровича: поломок на вах те не было, а выпуск филе — максимальный. Ежедневный осмотр, профилактика — чаще, чем по типовым графикам... Знание техники вело к ее усовершенствованию, будило рационализм торскую мысль. И Михаил Федорович сам ищет новые пути, использует опыт товарищей. Так он переделал жиротопный котел, который был рас считан на двойную перегонку медицинского жира (опыт механика-наладчика БМРТ-2М? с«Пи наго рий» тов. Захарова}. На «Новокуйбышевсие» а начале рейса поло мался вал шнека спресованной массы. Михан» Федорович изготовил вставку в полый вал шнека и обварил его сваркой. Шнек работал безаварий но весь рейс Эго было повторением опыта: на БМРТ «Славгород» этим же способом восстанав ливал вал мешалки сырья в РМУ. На этом ко рабле много пришлось заниматься ремонтом тра ловых досок, особенно при работе на плохих грунтах: менял кили, правил, вырезал» сваривал... По просьбе моряков выходил на палубу в любое время суток. Ремонтные работы — дело обычное дл* эки пажей. Как-то вошло в обиход слово «саморе- монт». Многие тысячи нормо-часов — такое кто* усилий специалистов кораблей по приведению в порядок судовой техники, то есть выполнение тех самых заказов, что выполняются чаше всего береговыми судоремонтниками. Появилась в последние годы нова* система технического обслуживания {НСТО — сокращен но). Уже первый практический опыт показал* что можно работать не только по двухлетнему, но и ПЪ четырехлетнему циклу (то есть обходиться без заводского ремонта в эти сроки). На «Ново- куйбышевске» — «двухлетка». Она неукоснитель но выполняется. Внес свою лапту в это дело и Михаил Федорович. О его трудолюбии говорит такой факт: как стал механикэм-наладчиком, ни разу не просил себе в помощь штатного слесаря, сам с ремонтом управлялся. • период с tW1 по 1973 год Михаил Федоро вна подал 23 рационализаторских предложения. Все они внедрены. Немного об этой стороне дея тельности маханика*наладчика. Обратил он внимание на то; что на шнеке прессование*» массы подшипник (бронзовая втул ка) через рейс требует замены. А сделать это можно только при разборке шнека. Выход меха ник нашел. Предложил и изготовил подшипник из двух половинок. Замена его упростилась: вы точил втулку необходимых размеров, разрезал* поставил на место — аорвдок! Шнек разбирать Рыбообработчики благодарны наладчику и за другие новшества: головорубочную машинку, ста нок дл* изготовления тушки. Они переносные безопасные в работ*, дают возможность но толь ко механизировать операции по обработке рыбы, но и увеличить выпуск ценной продукции. борта транспортеров и лотков нередко дефор мируются, требуют замены. Михаил Федорович изготовил приспособление ■для их изготовления. Характерна* черта этого специалиста: своего опыта под спудом но держит, чужого не чурает ся. Встречался он с механиками БМРТ-404, 425, 445, 264, 449, других судов — как своего, так и других промысловых флотов. Принимал гостей на своем борту. Встречи эти всегда приносят обо юдную пользу. Такая общительность не случайна: Михаил Фе дорович пользуется большим уважением това рищей по труду, они доверяют ему, как себе. Недаром механик-наладчик исполняет еще и важ ные обязанности общественного инспектора по технике безопасности» И к этому делу относится не формально. Ежедневно проверяет состояние рабочих мест в своей заведовании, показывает безопасные и в то же время высокоэффективные методы труда на оборудовании рыбофгбрики. Не случайно здесь нет грубых нарушений правил техники безопасности. О доверни говори? и дру гой факт —- механик избран в состав ревизион ной комиссии, он контролирует, как на корабле оасходуютс* продукты питания. О людях — его главная забота» А сам несет немалую нагрузку, даже 1 ерпит немало неудобств в судовой жизни. Но не это считает он главным* Когда плавал стармехом на средних траулерах, план на них всегда перекрывался: машина экипаж не подводила. На больших моро зильных он не имеет права допускать задержек в обработке улова. И не допускаем этого. Здесь * и пытался рассказать о тех буднях механика- наладчика. которые в итоге приносят успех морякам. Г. ГУКИН, старший инженер технического от дела управления «Мурмансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz