Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

СИ! н о в ш Е с т в ТТ'Ц.УКГ» НОВАЯ АНТИКОРРОЗИЙНАЯ КРАСКА Экспонатом двух междуна­ родных выставок в Пловдиве и Познани была новая антикор­ розийная краска ХВ-74. Она предназначена для защиты от коррозии подводной части кор­ пусов морских судов. Состав краски разработан в Ленинградском филиале инсти­ тута лакокрасочной промыш­ ленности. А ее серийный вы-- пуск налажен на опытном за­ воде. Экономический эффект от •внедрения- краски нового со­ става на судах Министерства речного флота СССР равен 500 рублям на тонну. СТЕНД ОБКАТКИ РЕДУКТОРОВ Стенд обкатки редукторов разработан и внедрен Б объеди­ нении «Техрыбпром», Предназначен для обкатки коленчатых редукторов, за­ грузочного транспортера, шаго­ вых делителей, механизма по­ дачи банок различных .рыбо­ обрабатывающих машин. Стенд состоит из каркаса, облицованного листовым" ме­ таллом толщиной "два милли­ метра, на котором смонтирова­ на плита, несущая стойки, слу­ жащие для крепления обраба­ тываемых агрегатов. Можно обкатывать сразу не­ сколько агрегатов одновремен­ но Применение стенда позво­ ляет улучшить сборку узлов, выявить недостатки сборки, экономить электроэнергию. НОВЫЙ ДАТЧИК ШТУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Известные датчики штучной продукции находят ограничен- ное применение в промышлен­ ности ввиду низкой надежно­ сти и сложности конструкции. В экспериментальной лабора­ тории Астраханского рыбного института разработан новый датчик штучной продукции, выполненный на магнитоуправ- ллёмых контактах. Он пред­ назначен для счета жестяных банок и может быть использо­ ван для счета любых штучных изделий, выполненных из фер­ ромагнитного материала (бо­ чек, гаек, ящиков, болванок), движущихся по конвейеру рЗр- дельно. Использование дополнитель­ ного устройства позволяет при­ менять датчик для счета раз­ личных изделий, выполненных из неферромаЛштных материа­ лов, например, стеклянных и алюминиевых банок и бутылок. Простдта конструкции, низ­ кая стонмоеть изготовления, большой срок службы и высо­ кая надеж 1 юеть — основные достоинства разработанного датчика штучной продукции. За спр.авками по., указанным .сообщениям' обращайтесь по адресу: г. Мурманск, пр. Лени­ на, 21, ЦНТИ, тел. 5-32-48. БЕЗ РУК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ Знаменитостью города Глос­ тера был Говард Блэкберн— ле­ соруб, плотогон, рыбак-, человек невероятной физической силы, выносливости и мужества. В двадцать пять лет его постигло несчастье. Баркентина, на кото­ рой он был гребцом дори, про­ мышляла палтуса на .банке Берджесс-в ненастную зимнюю, пору. Через три часа после того, как* на воду было спущено во­ семь дори, начался шторм. Тем-, пература резко упала, пошел густой снег. Блэкберн и его на­ парник по дори Уэлтч потеряли баркентину из виду. Подобрав, 'семь дори, капитан решил, что. его два рыбака погибли, и ушел штормовать в открытый океан.. Остаток дня и всю ночь под яростный свист январского шторма гребли брошенные на произвол судьбы рыбаки. Чтобы держать захлестываемое вол­ нами суденышко на плаву, вы­ бросили в море сети и весь улов палтуса. Грести приходилось Непрерывно. Пока одни греб, другой вычерпывал из лодки студеную воду. К ночи мороз усилился. Уэлтч, который был слабее и моложе Блэкберна, не мог вынести нечеловеческого напряжения и отказался гре­ сти и вычерпывать воду. Он приткнулся к борту и закрыл глаза. Как ни старался Блэк­ берн. так и не мог расшевелить сто. Ночью Уэлтч закоченел. Блэкберн, не обращая внима­ ния на прибывающую воду в дори, продолжал неистово гре­ сти. Лишь когда рыбак чувст­ вовал, чго дори вот-вот напол­ нится до краев, он принимался вычерпывать воду. А потом снова греб. Утром шторм утих, и Блэкберн увидел холмы Нью­ фаундленда. Он привел дори в устье Литл-ривер, где его, но- . терявшего сознание, с примерз­ шими к веслам пальцами,. на­ шли местные рыбаки. Несколь­ ко дней они боролись за жизнь Блэкберна. Началась гангрена Пришлось ампутировать паль­ цы на обеих руках и ногах. Че­ рез несколько месяцев калека- рыбак появился в родном Гло­ стере. Работать он уже не мог, просить подаяние не позволяла гордость моряка. Узнав о не­ счастий Блэкберна, глостерские рыбаки собрали пятьсот дол­ ларов и помогли открыть ему табачную лавку. Но торговля тяготила потомственного рыба­ ка. Его неудержимо тянуло в море. Блэкберн умолял знако­ мых шкиперов зачислить его в экипаж хотя бы коком, но те только отмалчивались или на­ чинали ругать дьявольский труд рыбака и уверяли Блэк­ берна, Что не согодня-завтра сами бросят это ремесло, <Никто не хочет брать меня в море, все думают, раз поте­ рял пальцы, то буду на кораб- Ле ненужным балластом, но ведь опыт моряка я не поте­ рял. Нет, я докажу, на что спо­ собен», — думал Блэкберн. То, что он решает совершить, на первый взгляд кажется аб­ солютно невероятным. Он соби­ рается построить небольшое судно и в одиночку, без вся­ кой посторонней помощи пере­ плыть океан. Он пытается вер­ нуть долг рыбакам (лавка при­ несла ему уже- кое-какой до­ ход), но те наотрез отказались его взять. Тогда Блэкберн пе­ редает деньги в фонд сирот и вдов погибших рыбаков, а сам, ликвидировав все дела, при­ ступает к постройке судна. ' Друзья поддержали Блэкбер*- на в этом начинании, и каждый из них считал своим долгом по­ мочь ему. Прошло-несколько месяцев, и судно было построено. По'типу парусного вооружения это был- шлюп. Длина его - составляла' тридцать футов. Мачта была немного короче, а паруса чуть- Ч.уть шире, чем у обычных шлю­ пов такой длины. Утром 18 июня 1899 года по­ чти весь Глостер, собрался у рыболовецкого . причала: Блэк­ берн уходил один в океан... Па «Грейт Вестерне» (так наз­ вал он свое судно) имелись кОмпас-хронометр. секстант, карты и лаг. Запас прс*изИи рассчитан на длительное пла­ вание. Десятки яхт и рыболов­ ных дори сопровождали смель­ чака до открытого моря. Ровно через пятьдесят девять дней в Америке была получена телеграмма, в которой говори­ лось. что Блэкберн благополуч­ но прибыл на острова Снлли. По' обе стороны Атлантики Га­ зеты подробно писали об этом удивительном плавании. Кай же проходил этот рейс? До шести часов вечера Блэк­ берн нес вахту на руле, потом занимался приготовлением йи- щн, ел и ложился спать. В это время «Грейт Вестерн» лежал з дрейфе. Если ветер усиливал­ ся и нужно было уменьшить площадь парусов, капитан шлюпа, не имея возможности взять рифы (то есть подвязать нижшою кромку паруса узла­ ми), опускал гафель. По ночам, чтобы избежать столкновения с пароходами, на мачте море­ плаватель поднимал белый огонь. Правда, ему два раза чудом удалось избежать тако­ го столкновения. Первый раз это было недалеко от амери­ канского побережья ночью, а вгорой — в центре океана днем. когда мореход был занят в каюте приготовлением оббда. Услышав- шум парохода, он выскочил наверх и быстро пе­ реложил руЛ'ь, едва успев про­ скочить перед, самым, форштев­ нем встречного судна. На тридцать восьмые сутки плавания «Грейт Вестерн» был встречен английским пароходом «Карлтон». Капитан парохода предложил Блэкберну перейти на борт парохода. Но Блэкберн отказался и попросил лишь сообщить ему координаты, оёъ. яснив, что из-за плохой погоды не определяй своё место уже восемь дней. Конечной целью плащаниц Блэкберна был английский го­ род Глостер, куда он приплыл после посещения о_стровов Сил- ли. Продав в Англии шлюп, рыбак пароходом вернулся на родину. Но Блэкберн не был доволен своим рейсом. Друзьям он объ­ яснил, что плавание проходило медленно ввиду не совсем удачной конструкции «Грейт Вестерна». Шлйп оказался тя­ желым на ходу и к тому же плохо слушался руля. В 1901 году Блэкберн по­ строил яхту «Грейт Рипаблик» длиной шесть с половиной мет­ ров и чуть Дольше двух мет­ ров шириной. Эта яхта оказа­ лась более быстроходной й послушной. В январе того же года Блэкберн вызывал жела­ ющих состязаться с ним на яхтах-одиночках по маршруту Глостер — Лиссабон. Напрасно прождав соперников до лета, он 9 июня вышел в свое вто­ рое одиночное океанское пла­ вание. Уже на двадцать пятый день он достиг.Азорских остро­ вов. Далее на пути к Лиссабо­ ну он попал в жесточайший шторм. Все шестьдесят два ча­ са, пока штормило, ему при­ шлось простоять на руле. Пере­ ход дб Лиссабона занял три-, дцать восемь дней. После пре-' бывания в Португалии Блэк­ берн совершил плавание в пор­ ты Франции и Англии, На ро­ дину отважный мореход вер­ нулся вместе со своей яхтой на пароходе '-«Колумбус». В по­ следние годы своей жизни он совершил несколько длитель­ ных плаваний вдоль берегов Америки. Третья попытка Блэк­ берна пересечь Атлантику на яхте «Америка» была им ос­ тавлена из-за неудачной кон­ струкции судна. Перелистывая журналы и га­ зеты, относящиеся к первому десятилетию XX века, находим еще несколько имен морепла­ вателей. выигравших единобор­ ство с Атлантикой. В 1906 го­ ду американский капитан Ай- зенбрун совершил плавание на яхте «Колумбия» из Бостона в Гибралтар, длившееся сто один день. Заслуживает внимания, транс­ атлантическое плавание ан­ гличанина Ральфа Стока на ях­ те «Огр» в 1908 году. Скорее всего именно он первым из одиночных мореплавателей пе­ ресек Атлантику с востока на запад. Сток, отплыв от берегов Англии, прошел вдоль берегов Европейского континента до Канарских островов, а затем взял курс через океан на па­ намски# цорт Колон. Атлантика за кормой «Ог- ра»! Однако «по инерции» Сток продолжал плавание и в Ти­ хом океане, окончив его на островах Тонга. В дальнейшем Ральф Сток совершил еще несколько оди­ ночных плаваний на другой с'воей яхте «Дримшип». Изве­ стно также, что мореплаватель постоянно жил на борту яхты. Его кочующий дом внезапно появлялся в каком-нибудь пор­ ту, где, получив необходимый запас провианта и воды, от­ правлялся дальше в неизвест­ ном направлении. Рыбаки островной бригады объединения «Мурман» уходят на промысел. Рис. О. Андреева. 1 сентября 1974 года скон­ чалась Соболева Варвара Ива­ новна, старейший работник Мурманского рыбокомбината, член КПСС с 1914 года. Варвара Ивановна Соболева родилась в 1912 году в семье крестьянина в Ярославской об­ ласти. Трудовой путь Варвара Ивановна начала в Ленинграде на фабрике Домбаля. В 1932 году приехала в Мурманск й поступила на Мурманский ры­ бокомбинат работницей кон­ сервного завода. В 1933 году,, после окончания курсов масте­ ров, Варвара Ивановна рабо­ тала мастером цо высшим сор­ там рыбопродукции холодиль­ ного завода. В. И. Соболева была хорошим организатором производства и активной об­ щественницей, заслуженно пользовалась авторитетом в коллективе комбината и изби­ ралась депутатом Мурманско­ го областного Совета депута­ тов трудящихся. В 1945 году коллектив ком­ бината избрал Варвару Ива­ новну , председателем йавод^ ского комитета профсоюза. Оца бессменно проработала предсе­ дателем завкома до 1959 года. В 1960 году в связи с ссрьез* ной болезнью В. И, Соболейа ушла на пенсию. Родина высо’- ко оценила труд Варвары Ива­ новны. Она награждена орде*- ном Ленина, орденом Трудо во, го Красного Знамени и четырь­ мя медалями. Память о Варваре Ивановне Соболевой навсегда останется в сердцах работников рыбоком­ бината. Администрация, партком, за­ водской комитет профсоюза Мурманского рыбокомбината. КАШАЛОТОВОЕ МАСЛО В Тихоокеанском научно-ис­ следовательском институте рыбного хозяйства и океаногра­ фии проведены наблюдения за различными видами китов. Ученым не раз приходилось ви­ деть молодых кашалотов, котб- рые плавают в открытом море со своими гигантскими мамаша­ ми. Они до года питаются молр ком, а к концу этого срока до­ стигают размеров 6— 7 метров. Молоко китов очень Гера­ телыго. Оно содержит от 3(г до 58 процентов жира, что намно­ го больше, чем у наземных' мле<- копитающих. Ученые установи­ ли: молоко кашалота по своей жирности мало чем уступает маслу. В нем содержится много белков, кальция, фосфора. Это помогает маленькому киту быстро набрать вес, расти не по дням, а по часам. С промысла - в порт Сегодня ожидается приход: РТ-129 «Метеор». РТ-171 «Лот», РТ «Плутон». Завтра: РТ-124 «Орион», РТ-199 «Вельск», СРТ-4288 «Вытегра», ТР <Б. Сафонов», Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ «•- Мурманская областная типогра­ фия, г. Мурманск. ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ. Зак. 4541". ПН-05378,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz