Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.
СИ! н о в ш Е с т в ТТ'Ц.УКГ» НОВАЯ АНТИКОРРОЗИЙНАЯ КРАСКА Экспонатом двух междуна родных выставок в Пловдиве и Познани была новая антикор розийная краска ХВ-74. Она предназначена для защиты от коррозии подводной части кор пусов морских судов. Состав краски разработан в Ленинградском филиале инсти тута лакокрасочной промыш ленности. А ее серийный вы-- пуск налажен на опытном за воде. Экономический эффект от •внедрения- краски нового со става на судах Министерства речного флота СССР равен 500 рублям на тонну. СТЕНД ОБКАТКИ РЕДУКТОРОВ Стенд обкатки редукторов разработан и внедрен Б объеди нении «Техрыбпром», Предназначен для обкатки коленчатых редукторов, за грузочного транспортера, шаго вых делителей, механизма по дачи банок различных .рыбо обрабатывающих машин. Стенд состоит из каркаса, облицованного листовым" ме таллом толщиной "два милли метра, на котором смонтирова на плита, несущая стойки, слу жащие для крепления обраба тываемых агрегатов. Можно обкатывать сразу не сколько агрегатов одновремен но Применение стенда позво ляет улучшить сборку узлов, выявить недостатки сборки, экономить электроэнергию. НОВЫЙ ДАТЧИК ШТУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Известные датчики штучной продукции находят ограничен- ное применение в промышлен ности ввиду низкой надежно сти и сложности конструкции. В экспериментальной лабора тории Астраханского рыбного института разработан новый датчик штучной продукции, выполненный на магнитоуправ- ллёмых контактах. Он пред назначен для счета жестяных банок и может быть использо ван для счета любых штучных изделий, выполненных из фер ромагнитного материала (бо чек, гаек, ящиков, болванок), движущихся по конвейеру рЗр- дельно. Использование дополнитель ного устройства позволяет при менять датчик для счета раз личных изделий, выполненных из неферромаЛштных материа лов, например, стеклянных и алюминиевых банок и бутылок. Простдта конструкции, низ кая стонмоеть изготовления, большой срок службы и высо кая надеж 1 юеть — основные достоинства разработанного датчика штучной продукции. За спр.авками по., указанным .сообщениям' обращайтесь по адресу: г. Мурманск, пр. Лени на, 21, ЦНТИ, тел. 5-32-48. БЕЗ РУК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ Знаменитостью города Глос тера был Говард Блэкберн— ле соруб, плотогон, рыбак-, человек невероятной физической силы, выносливости и мужества. В двадцать пять лет его постигло несчастье. Баркентина, на кото рой он был гребцом дори, про мышляла палтуса на .банке Берджесс-в ненастную зимнюю, пору. Через три часа после того, как* на воду было спущено во семь дори, начался шторм. Тем-, пература резко упала, пошел густой снег. Блэкберн и его на парник по дори Уэлтч потеряли баркентину из виду. Подобрав, 'семь дори, капитан решил, что. его два рыбака погибли, и ушел штормовать в открытый океан.. Остаток дня и всю ночь под яростный свист январского шторма гребли брошенные на произвол судьбы рыбаки. Чтобы держать захлестываемое вол нами суденышко на плаву, вы бросили в море сети и весь улов палтуса. Грести приходилось Непрерывно. Пока одни греб, другой вычерпывал из лодки студеную воду. К ночи мороз усилился. Уэлтч, который был слабее и моложе Блэкберна, не мог вынести нечеловеческого напряжения и отказался гре сти и вычерпывать воду. Он приткнулся к борту и закрыл глаза. Как ни старался Блэк берн. так и не мог расшевелить сто. Ночью Уэлтч закоченел. Блэкберн, не обращая внима ния на прибывающую воду в дори, продолжал неистово гре сти. Лишь когда рыбак чувст вовал, чго дори вот-вот напол нится до краев, он принимался вычерпывать воду. А потом снова греб. Утром шторм утих, и Блэкберн увидел холмы Нью фаундленда. Он привел дори в устье Литл-ривер, где его, но- . терявшего сознание, с примерз шими к веслам пальцами,. на шли местные рыбаки. Несколь ко дней они боролись за жизнь Блэкберна. Началась гангрена Пришлось ампутировать паль цы на обеих руках и ногах. Че рез несколько месяцев калека- рыбак появился в родном Гло стере. Работать он уже не мог, просить подаяние не позволяла гордость моряка. Узнав о не счастий Блэкберна, глостерские рыбаки собрали пятьсот дол ларов и помогли открыть ему табачную лавку. Но торговля тяготила потомственного рыба ка. Его неудержимо тянуло в море. Блэкберн умолял знако мых шкиперов зачислить его в экипаж хотя бы коком, но те только отмалчивались или на чинали ругать дьявольский труд рыбака и уверяли Блэк берна, Что не согодня-завтра сами бросят это ремесло, <Никто не хочет брать меня в море, все думают, раз поте рял пальцы, то буду на кораб- Ле ненужным балластом, но ведь опыт моряка я не поте рял. Нет, я докажу, на что спо собен», — думал Блэкберн. То, что он решает совершить, на первый взгляд кажется аб солютно невероятным. Он соби рается построить небольшое судно и в одиночку, без вся кой посторонней помощи пере плыть океан. Он пытается вер нуть долг рыбакам (лавка при несла ему уже- кое-какой до ход), но те наотрез отказались его взять. Тогда Блэкберн пе редает деньги в фонд сирот и вдов погибших рыбаков, а сам, ликвидировав все дела, при ступает к постройке судна. ' Друзья поддержали Блэкбер*- на в этом начинании, и каждый из них считал своим долгом по мочь ему. Прошло-несколько месяцев, и судно было построено. По'типу парусного вооружения это был- шлюп. Длина его - составляла' тридцать футов. Мачта была немного короче, а паруса чуть- Ч.уть шире, чем у обычных шлю пов такой длины. Утром 18 июня 1899 года по чти весь Глостер, собрался у рыболовецкого . причала: Блэк берн уходил один в океан... Па «Грейт Вестерне» (так наз вал он свое судно) имелись кОмпас-хронометр. секстант, карты и лаг. Запас прс*изИи рассчитан на длительное пла вание. Десятки яхт и рыболов ных дори сопровождали смель чака до открытого моря. Ровно через пятьдесят девять дней в Америке была получена телеграмма, в которой говори лось. что Блэкберн благополуч но прибыл на острова Снлли. По' обе стороны Атлантики Га зеты подробно писали об этом удивительном плавании. Кай же проходил этот рейс? До шести часов вечера Блэк берн нес вахту на руле, потом занимался приготовлением йи- щн, ел и ложился спать. В это время «Грейт Вестерн» лежал з дрейфе. Если ветер усиливал ся и нужно было уменьшить площадь парусов, капитан шлюпа, не имея возможности взять рифы (то есть подвязать нижшою кромку паруса узла ми), опускал гафель. По ночам, чтобы избежать столкновения с пароходами, на мачте море плаватель поднимал белый огонь. Правда, ему два раза чудом удалось избежать тако го столкновения. Первый раз это было недалеко от амери канского побережья ночью, а вгорой — в центре океана днем. когда мореход был занят в каюте приготовлением оббда. Услышав- шум парохода, он выскочил наверх и быстро пе реложил руЛ'ь, едва успев про скочить перед, самым, форштев нем встречного судна. На тридцать восьмые сутки плавания «Грейт Вестерн» был встречен английским пароходом «Карлтон». Капитан парохода предложил Блэкберну перейти на борт парохода. Но Блэкберн отказался и попросил лишь сообщить ему координаты, оёъ. яснив, что из-за плохой погоды не определяй своё место уже восемь дней. Конечной целью плащаниц Блэкберна был английский го род Глостер, куда он приплыл после посещения о_стровов Сил- ли. Продав в Англии шлюп, рыбак пароходом вернулся на родину. Но Блэкберн не был доволен своим рейсом. Друзьям он объ яснил, что плавание проходило медленно ввиду не совсем удачной конструкции «Грейт Вестерна». Шлйп оказался тя желым на ходу и к тому же плохо слушался руля. В 1901 году Блэкберн по строил яхту «Грейт Рипаблик» длиной шесть с половиной мет ров и чуть Дольше двух мет ров шириной. Эта яхта оказа лась более быстроходной й послушной. В январе того же года Блэкберн вызывал жела ющих состязаться с ним на яхтах-одиночках по маршруту Глостер — Лиссабон. Напрасно прождав соперников до лета, он 9 июня вышел в свое вто рое одиночное океанское пла вание. Уже на двадцать пятый день он достиг.Азорских остро вов. Далее на пути к Лиссабо ну он попал в жесточайший шторм. Все шестьдесят два ча са, пока штормило, ему при шлось простоять на руле. Пере ход дб Лиссабона занял три-, дцать восемь дней. После пре-' бывания в Португалии Блэк берн совершил плавание в пор ты Франции и Англии, На ро дину отважный мореход вер нулся вместе со своей яхтой на пароходе '-«Колумбус». В по следние годы своей жизни он совершил несколько длитель ных плаваний вдоль берегов Америки. Третья попытка Блэк берна пересечь Атлантику на яхте «Америка» была им ос тавлена из-за неудачной кон струкции судна. Перелистывая журналы и га зеты, относящиеся к первому десятилетию XX века, находим еще несколько имен морепла вателей. выигравших единобор ство с Атлантикой. В 1906 го ду американский капитан Ай- зенбрун совершил плавание на яхте «Колумбия» из Бостона в Гибралтар, длившееся сто один день. Заслуживает внимания, транс атлантическое плавание ан гличанина Ральфа Стока на ях те «Огр» в 1908 году. Скорее всего именно он первым из одиночных мореплавателей пе ресек Атлантику с востока на запад. Сток, отплыв от берегов Англии, прошел вдоль берегов Европейского континента до Канарских островов, а затем взял курс через океан на па намски# цорт Колон. Атлантика за кормой «Ог- ра»! Однако «по инерции» Сток продолжал плавание и в Ти хом океане, окончив его на островах Тонга. В дальнейшем Ральф Сток совершил еще несколько оди ночных плаваний на другой с'воей яхте «Дримшип». Изве стно также, что мореплаватель постоянно жил на борту яхты. Его кочующий дом внезапно появлялся в каком-нибудь пор ту, где, получив необходимый запас провианта и воды, от правлялся дальше в неизвест ном направлении. Рыбаки островной бригады объединения «Мурман» уходят на промысел. Рис. О. Андреева. 1 сентября 1974 года скон чалась Соболева Варвара Ива новна, старейший работник Мурманского рыбокомбината, член КПСС с 1914 года. Варвара Ивановна Соболева родилась в 1912 году в семье крестьянина в Ярославской об ласти. Трудовой путь Варвара Ивановна начала в Ленинграде на фабрике Домбаля. В 1932 году приехала в Мурманск й поступила на Мурманский ры бокомбинат работницей кон сервного завода. В 1933 году,, после окончания курсов масте ров, Варвара Ивановна рабо тала мастером цо высшим сор там рыбопродукции холодиль ного завода. В. И. Соболева была хорошим организатором производства и активной об щественницей, заслуженно пользовалась авторитетом в коллективе комбината и изби ралась депутатом Мурманско го областного Совета депута тов трудящихся. В 1945 году коллектив ком бината избрал Варвару Ива новну , председателем йавод^ ского комитета профсоюза. Оца бессменно проработала предсе дателем завкома до 1959 года. В 1960 году в связи с ссрьез* ной болезнью В. И, Соболейа ушла на пенсию. Родина высо’- ко оценила труд Варвары Ива новны. Она награждена орде*- ном Ленина, орденом Трудо во, го Красного Знамени и четырь мя медалями. Память о Варваре Ивановне Соболевой навсегда останется в сердцах работников рыбоком бината. Администрация, партком, за водской комитет профсоюза Мурманского рыбокомбината. КАШАЛОТОВОЕ МАСЛО В Тихоокеанском научно-ис следовательском институте рыбного хозяйства и океаногра фии проведены наблюдения за различными видами китов. Ученым не раз приходилось ви деть молодых кашалотов, котб- рые плавают в открытом море со своими гигантскими мамаша ми. Они до года питаются молр ком, а к концу этого срока до стигают размеров 6— 7 метров. Молоко китов очень Гера телыго. Оно содержит от 3(г до 58 процентов жира, что намно го больше, чем у наземных' мле<- копитающих. Ученые установи ли: молоко кашалота по своей жирности мало чем уступает маслу. В нем содержится много белков, кальция, фосфора. Это помогает маленькому киту быстро набрать вес, расти не по дням, а по часам. С промысла - в порт Сегодня ожидается приход: РТ-129 «Метеор». РТ-171 «Лот», РТ «Плутон». Завтра: РТ-124 «Орион», РТ-199 «Вельск», СРТ-4288 «Вытегра», ТР <Б. Сафонов», Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ «•- Мурманская областная типогра фия, г. Мурманск. ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ. Зак. 4541". ПН-05378,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz