Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

(Окончание. Нач. в № 103.) После трудового дня его ждали многочисленные заявки радиослушателей: под музыку лучше работается и отдыхает- ся. Музыку на «Орочене» лю­ били. Все новые пластинки скупались и проигрывались. Боцман Павел Стенин — самый расчетливый и рачи­ тельный хозяин на судне. ■ Раз­ ве просто было в новой боль­ шущей организации в начале ее становления получить крас­ ку. канаты, кисти... Да мало ли что может сгодиться в судовом хозяйстве. Он любил говорить: — В море в магазин не сбе­ гаешь. Нужно иметь в запасе все, все предусмотреть. Ему хотелось учиться, н в 1955 году он пошел на курсы, окончил и плавал на команд­ ной должности в «Мурмансель­ ди*-. Я не могу объективно писать о Никифоре Белко. Я слишком люблю этого человека. По ра­ боте я был капитаном, а он дрвфмейстером, а в жизни он был моим старшим братом. Скромный, очень чистый чело­ век. Замечательный, любящий отец, семьянин. Пытливый н наблюдательный — творческий человен. Его руками у нас на судне была сделана масса вся­ ких простых и удобных в обра­ щении и в то же время хитро­ умных приспособлений. Tto мйёй идее, но q ejo по­ мощью был сделан «оградитель винта», приспособление, ог­ раждающее винт от сетей. С применением мы достигли предельной скорости выметыва­ ния сетей. Это дало возмож­ ность увеличить количество се­ тей в дрифтерном порядке до 130, а следовательно, значи­ тельно повысить вылов. Это простое устройство также спо­ собствовало выметыванию сетей в любую погоду по ветру и против него. В 1953 году ороченцами бы­ ло сэкономлено орудий лова на 86 тысяч рублей. В этом большая заслуга в первую оче­ редь Белко. Он внедрил сов­ местно со Сломкиным «рол для вожака», «роликовые рамы», «бортовой ролик». Все слож­ ное разноячейное сетьевое хо­ зяйство, его окраска в синий, темно-норичневый, серый и чер. ный цвета в зависимости от окраски воды и глубины поста­ новки сетей, постоянная чинка и подборка порядка — былб делом и творчеством Никифо­ ра Григорьевича. Его все ува­ жали, все любили и ласково звали Григорьевичем, Сложная установка сетей по горизонтам воды согласйо по­ казаниям эхолота, удлинение поводцов сетей —- все это бы­ ло продумано и осуществлено в первую очередь по инициати­ ве и под руководством Григорь­ евича. Нужно ли много рас­ пространяться 9 том, какое Важное, решающее значение в повышении добычи сельди все это играло? V най на корабле одновре­ менно производился подъём Се­ тей. выборка из них улова и унладка орудий лова на дру­ гой борт для следующего вы­ метывания порядка. Такая организация труда возможна и при шторме. Но она требует идеальной четко­ сти от всей команды и быстро­ го выполнения всех производст­ венных операций. Это также сохраняет высокое качество сельди. То обстоятельство, что каждый знал свои конкретные Григорьевич пошел учиться. Он вышел уже из шкального возраста, война заставила за­ быть о том, что проходили в школе, и ему очень тяжела бы­ ла морская грамматика, значи­ тельно тяжелее, чем морская служба. Но Григорьевич ус­ пешно закончил мореходку и плавает капитаном «Мурман­ сельди», учиться — вот основные необ­ ходимые показатели для роста. Соревнование было очень ак­ тивным. Запомнился такой слу­ чай. Соревновались мы с СРТ-835. «Соперники» здо­ рово опередили нас. Когда мы вышли из ремонта, у не^о уже был «задел» больше 1бОъ цент­ неров. В июле 1952 года он набрал полный груз и уходил к О Т ч и с т о г о обязанности, позволяло выби­ рать сети «ходом». Особенно целесообразен этот способ в холодную погоду, когда при больших уловах можно свобод­ но держаться у сетного поряд­ ка, подрабатывая машиной. В этом случае достигается максимальная производитель­ ность труда. Отвечал за все эти операции Никифор Гри­ горьевич. Трудно переоценить его заслуги в делах экипажа «Орочена». Праздник общать­ ся с таким человеком. Такой — надежная опора в труде и беде. Мы живем очень далеко друг от друга, но по-прежнему.я люблю Белко н всегда номню, что у меня есть добрый и вер­ ный друг. Это очень нужно в жизни всем людям. После 1956 года Никифор Вот краткий список далеко не всех членов экипажа «Оро­ чена», которые своею волею, трудом и соленым потом до­ стигли рекордного вылова сель­ ди в 1953 году. Большое значение имело со­ ревнование экипажей кораблей «Мурмансельди». Часто сорев­ нование возникало не только по письменному вызову, а сти­ хийно, на промысле. Это были годы становления «Мурман­ сельди». Со всей России «Мурмансельдь» черпала мор­ ские, судоводительские кадры. Среди них было и есть много замечательных капитанов. Это тт. Шаповалов И. X., Вдовчен- ко, Штенгольц, Крамаренко и многие другие. Люди росли быстро, так же, как рос флот. Добросовестное отТгошейие к труду, желание базе. Командовал им Борис Михайлович Цапко. 35 сетей с уловом он передал «Ороче- ну», так как у него кончилась тара... Не все было гладко и без­ облачно, не всегда ладилась работа, и главным нашим би­ чом были простои в ожидании баз... Помню случай, когда «Орочен» набрал груз за три дня и ошвартовался к базе вне очереди. Этот проступок был осужден приказом начальника управления так сурово, так строго, что выговор с меня сняли только за спасение дру­ гого СРТ... СРТ... намотал сё..; на винт, потерял управление в восьмибалльный шторм, егО несло на скалистый берег Ян- Майена.. В партноме тралового флота ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПОДМЕННЫХ ЭКИПАЖЕЙ Успешно трудится коллектив Смоленского завода холодиль­ ников. С начала года здесь изготовлено сверх задания 1200 хо­ лодильников «Смоленск». По итогам работы во II кварта.-?'' за­ вод занял первое место среди предприятий отрасли. На снимке: на испытательной станции. Партийный комитет Мурманского тралов^ го флота оВсудил вопрос об опыте работу морских подменных экипажей. На заседании парткома присутствовали моряни кораблей» которые участвовали в осуществлении подмен» инженерно-технические работники управле­ ния флота, секретари партийных организаций. Сообщение по этому вопросу сделал началь­ ник флота тов. Быстров. Организация подменных экипажей, которая позволяет эксплуатировать суда сдвоенными рейсами, является одним из мероприятий по­ вышения эффективности флота, способство­ вавшей успешному выполнению принятого коллективом обязательства на четвертый год пятилетки. Очень важно тщательно проана­ лизировать результаты первых подмен, что­ бы окончательно решить вопрос о дальней­ шей судьбе такой организации работы экипа­ жей промысловых кораблей. Анализ показывает, что благодаря подмен­ ным экипажам продолжительность нахождения больших морозильных траулеров на промысле увеличивается в среднем на 30 суток. Такие экипажи практически не теряют времени на рристройку, а сразу по приходе в район лова начинают добычу. В результате проведенных с марта 1074 го­ да подмен по флоту обеспечен дополнитель­ ный вылов не менее 150 тысяч центнеров ры­ бы и сверхплановая прибыль в 200 тысяч руб­ лей. Опасения скептиков о том, что подменный экипаж не сможет добиться показателей, рав­ ноценных работе основного экипажа, не оп­ равдались. Подменный экипаж, руководимый капитан-директором тов. Богомоловым (он работал на семи разных судах), сумел добить­ ся даже лучших результатов, чем коллективы кораблей, которые работали по прямому ва­ рианту. Обсуждение показало, что внедрение гра­ фика работы подменных экипажей способст­ вует лучшему использованию кадров, за­ креплению их за кораблями. Управление и партийный комитет флота волновал вопрос, а не скажется ли подмена экипажей отрицательно на техническом со­ стоянии кораблей. Чтобы выяснить этот во­ прос. была создана специальная комиссия, которая проверила техническое состояние БМРТ-416 «Кольский» и других кораблей. О результатах этой проверки партийному коми­ тету доложил заместитель главного инжене­ ра тралового флота тов. Коношенко. Комиссия признала техническое состояние корабля хорошим. После восьмимесячного пла­ вания заводу дан заказ на ремонт, не превы­ шающий по объему заказы экипажей, рабо­ тавших в обычных рейсах. Капитан-директор БМРТ «Кольский* тов. Каневский, старший механик тов. Кузин, моторист тов. Марущак говорили о том, что силами экипажа и ремонтной бригады выпол­ нен большой объем ремонтных работ. Люди болеют душой за дело. Если раньше некото­ рые работы выполнялись по принципу «лишь бы до порта», то в условиях подмены, когда До порта далеко, ремонт проводится капиталь­ но, на высоком уровне. Все выступавшие пришли к выводу, что при должной организации труда членов ма­ шинных команд, судовых ремонтных бригад опасаться ухудшения технического состояния нет основания. На заседании парткома по обсуждаемому вопросу выступили десять человек. И все за­ явили — мы за подмену, за увеличение числа подменных экипажей, за круглогодичную эксплуатацию наиболее подготовленных ко­ раблей по такому варианту. И целесообразно это делать, когда промысел ведется в Барен­ цевом море и когда хорошая промысловая обстановка. Выло высказано и немало пожеланий. Надо полностью выполнять заявки экипажей на запасные части, ацетилен, поделочные мате­ риалы. Комплектовать ремонтные бригады специалистами высокой квалификации, а сами экипажи моряками, которые уже отгуляли отпуск. Надо более продуманно подходить к обеспечению подменных экипажей рукавица­ ми, сапогами, шкерочными ножами, продукта­ ми питания. Все выступавшие высказались за то, чтобы основные экипажи подменялись на 20— 25 суток. Это позволит морякам полностью отгу­ лять отработанные в море воскресные дни, слетать к членам семьи или родственникам, которые проживают за пределами области. Выступающие отметили хорошую работу созданных подменных экипажей, специалистов службы эксплуатации и механико-судовой службы, которые оказывают постоянную по­ мощь коллективам судов в решении возни­ кающих трудных вопросов. Партийный комитет одобрил опыт работы подменных экипажей. На флоте найдена эффек­ тивная форма повышения эксплуатационных показателей. Ее надо шире практиковать, раз­ вивать и совершенствовать. Партком аппарата управления, судовые партийные организации должны вести посто­ янную работу по разъяснению специалистам, членам экипажей важности работы судов сдвоенными рейсами, воспитывать у моряков коммунистическое отношение к труду. Опыт работы экипажа БМРТ «Кольский» администрации и базовому комитету профсою­ за рекомендовано глубоко изучить и обоб­ щить. • МОСКВА. Исследовательские и конструкторские организации ми­ нистерства электротехнической промышленности СССР каждый год разрабатывают около ста новы* моделей бытовых прибо­ ров. Особое внимание уделяется электрификации наиболее тру­ доемких процессов — приготов­ ления пищи, нагреве воды. На снимке: старший инженер Всесоюзного научно-исследова- тельского проектно-конструк­ торского и технологического ин­ ститута электротермического обо­ рудования (ВНИИЭТО) Э. М. По­ дольская за испытанием бытовой напольной электроплиты «Томь», имеющей три чугунные комфор- ки. Вверху — бытовой электровоз- духоочистительный фильтр БЭВ-1, предназначенный для устранения вредных паров и обеспечения десятикратного обмена воздуха. В Туле начал действовать нозый Дом быте. В белоснежном зда­ нии из стекла и бетона разместились демонстрационные гапы, швей­ ные цехи, парикмахерские. Фото П. Маслова. {Фотохроника ТАСС].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz