Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.
(Окончание. Нач. в № 103.) После трудового дня его ждали многочисленные заявки радиослушателей: под музыку лучше работается и отдыхает- ся. Музыку на «Орочене» лю били. Все новые пластинки скупались и проигрывались. Боцман Павел Стенин — самый расчетливый и рачи тельный хозяин на судне. ■ Раз ве просто было в новой боль шущей организации в начале ее становления получить крас ку. канаты, кисти... Да мало ли что может сгодиться в судовом хозяйстве. Он любил говорить: — В море в магазин не сбе гаешь. Нужно иметь в запасе все, все предусмотреть. Ему хотелось учиться, н в 1955 году он пошел на курсы, окончил и плавал на команд ной должности в «Мурмансель ди*-. Я не могу объективно писать о Никифоре Белко. Я слишком люблю этого человека. По ра боте я был капитаном, а он дрвфмейстером, а в жизни он был моим старшим братом. Скромный, очень чистый чело век. Замечательный, любящий отец, семьянин. Пытливый н наблюдательный — творческий человен. Его руками у нас на судне была сделана масса вся ких простых и удобных в обра щении и в то же время хитро умных приспособлений. Tto мйёй идее, но q ejo по мощью был сделан «оградитель винта», приспособление, ог раждающее винт от сетей. С применением мы достигли предельной скорости выметыва ния сетей. Это дало возмож ность увеличить количество се тей в дрифтерном порядке до 130, а следовательно, значи тельно повысить вылов. Это простое устройство также спо собствовало выметыванию сетей в любую погоду по ветру и против него. В 1953 году ороченцами бы ло сэкономлено орудий лова на 86 тысяч рублей. В этом большая заслуга в первую оче редь Белко. Он внедрил сов местно со Сломкиным «рол для вожака», «роликовые рамы», «бортовой ролик». Все слож ное разноячейное сетьевое хо зяйство, его окраска в синий, темно-норичневый, серый и чер. ный цвета в зависимости от окраски воды и глубины поста новки сетей, постоянная чинка и подборка порядка — былб делом и творчеством Никифо ра Григорьевича. Его все ува жали, все любили и ласково звали Григорьевичем, Сложная установка сетей по горизонтам воды согласйо по казаниям эхолота, удлинение поводцов сетей —- все это бы ло продумано и осуществлено в первую очередь по инициати ве и под руководством Григорь евича. Нужно ли много рас пространяться 9 том, какое Важное, решающее значение в повышении добычи сельди все это играло? V най на корабле одновре менно производился подъём Се тей. выборка из них улова и унладка орудий лова на дру гой борт для следующего вы метывания порядка. Такая организация труда возможна и при шторме. Но она требует идеальной четко сти от всей команды и быстро го выполнения всех производст венных операций. Это также сохраняет высокое качество сельди. То обстоятельство, что каждый знал свои конкретные Григорьевич пошел учиться. Он вышел уже из шкального возраста, война заставила за быть о том, что проходили в школе, и ему очень тяжела бы ла морская грамматика, значи тельно тяжелее, чем морская служба. Но Григорьевич ус пешно закончил мореходку и плавает капитаном «Мурман сельди», учиться — вот основные необ ходимые показатели для роста. Соревнование было очень ак тивным. Запомнился такой слу чай. Соревновались мы с СРТ-835. «Соперники» здо рово опередили нас. Когда мы вышли из ремонта, у не^о уже был «задел» больше 1бОъ цент неров. В июле 1952 года он набрал полный груз и уходил к О Т ч и с т о г о обязанности, позволяло выби рать сети «ходом». Особенно целесообразен этот способ в холодную погоду, когда при больших уловах можно свобод но держаться у сетного поряд ка, подрабатывая машиной. В этом случае достигается максимальная производитель ность труда. Отвечал за все эти операции Никифор Гри горьевич. Трудно переоценить его заслуги в делах экипажа «Орочена». Праздник общать ся с таким человеком. Такой — надежная опора в труде и беде. Мы живем очень далеко друг от друга, но по-прежнему.я люблю Белко н всегда номню, что у меня есть добрый и вер ный друг. Это очень нужно в жизни всем людям. После 1956 года Никифор Вот краткий список далеко не всех членов экипажа «Оро чена», которые своею волею, трудом и соленым потом до стигли рекордного вылова сель ди в 1953 году. Большое значение имело со ревнование экипажей кораблей «Мурмансельди». Часто сорев нование возникало не только по письменному вызову, а сти хийно, на промысле. Это были годы становления «Мурман сельди». Со всей России «Мурмансельдь» черпала мор ские, судоводительские кадры. Среди них было и есть много замечательных капитанов. Это тт. Шаповалов И. X., Вдовчен- ко, Штенгольц, Крамаренко и многие другие. Люди росли быстро, так же, как рос флот. Добросовестное отТгошейие к труду, желание базе. Командовал им Борис Михайлович Цапко. 35 сетей с уловом он передал «Ороче- ну», так как у него кончилась тара... Не все было гладко и без облачно, не всегда ладилась работа, и главным нашим би чом были простои в ожидании баз... Помню случай, когда «Орочен» набрал груз за три дня и ошвартовался к базе вне очереди. Этот проступок был осужден приказом начальника управления так сурово, так строго, что выговор с меня сняли только за спасение дру гого СРТ... СРТ... намотал сё..; на винт, потерял управление в восьмибалльный шторм, егО несло на скалистый берег Ян- Майена.. В партноме тралового флота ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПОДМЕННЫХ ЭКИПАЖЕЙ Успешно трудится коллектив Смоленского завода холодиль ников. С начала года здесь изготовлено сверх задания 1200 хо лодильников «Смоленск». По итогам работы во II кварта.-?'' за вод занял первое место среди предприятий отрасли. На снимке: на испытательной станции. Партийный комитет Мурманского тралов^ го флота оВсудил вопрос об опыте работу морских подменных экипажей. На заседании парткома присутствовали моряни кораблей» которые участвовали в осуществлении подмен» инженерно-технические работники управле ния флота, секретари партийных организаций. Сообщение по этому вопросу сделал началь ник флота тов. Быстров. Организация подменных экипажей, которая позволяет эксплуатировать суда сдвоенными рейсами, является одним из мероприятий по вышения эффективности флота, способство вавшей успешному выполнению принятого коллективом обязательства на четвертый год пятилетки. Очень важно тщательно проана лизировать результаты первых подмен, что бы окончательно решить вопрос о дальней шей судьбе такой организации работы экипа жей промысловых кораблей. Анализ показывает, что благодаря подмен ным экипажам продолжительность нахождения больших морозильных траулеров на промысле увеличивается в среднем на 30 суток. Такие экипажи практически не теряют времени на рристройку, а сразу по приходе в район лова начинают добычу. В результате проведенных с марта 1074 го да подмен по флоту обеспечен дополнитель ный вылов не менее 150 тысяч центнеров ры бы и сверхплановая прибыль в 200 тысяч руб лей. Опасения скептиков о том, что подменный экипаж не сможет добиться показателей, рав ноценных работе основного экипажа, не оп равдались. Подменный экипаж, руководимый капитан-директором тов. Богомоловым (он работал на семи разных судах), сумел добить ся даже лучших результатов, чем коллективы кораблей, которые работали по прямому ва рианту. Обсуждение показало, что внедрение гра фика работы подменных экипажей способст вует лучшему использованию кадров, за креплению их за кораблями. Управление и партийный комитет флота волновал вопрос, а не скажется ли подмена экипажей отрицательно на техническом со стоянии кораблей. Чтобы выяснить этот во прос. была создана специальная комиссия, которая проверила техническое состояние БМРТ-416 «Кольский» и других кораблей. О результатах этой проверки партийному коми тету доложил заместитель главного инжене ра тралового флота тов. Коношенко. Комиссия признала техническое состояние корабля хорошим. После восьмимесячного пла вания заводу дан заказ на ремонт, не превы шающий по объему заказы экипажей, рабо тавших в обычных рейсах. Капитан-директор БМРТ «Кольский* тов. Каневский, старший механик тов. Кузин, моторист тов. Марущак говорили о том, что силами экипажа и ремонтной бригады выпол нен большой объем ремонтных работ. Люди болеют душой за дело. Если раньше некото рые работы выполнялись по принципу «лишь бы до порта», то в условиях подмены, когда До порта далеко, ремонт проводится капиталь но, на высоком уровне. Все выступавшие пришли к выводу, что при должной организации труда членов ма шинных команд, судовых ремонтных бригад опасаться ухудшения технического состояния нет основания. На заседании парткома по обсуждаемому вопросу выступили десять человек. И все за явили — мы за подмену, за увеличение числа подменных экипажей, за круглогодичную эксплуатацию наиболее подготовленных ко раблей по такому варианту. И целесообразно это делать, когда промысел ведется в Барен цевом море и когда хорошая промысловая обстановка. Выло высказано и немало пожеланий. Надо полностью выполнять заявки экипажей на запасные части, ацетилен, поделочные мате риалы. Комплектовать ремонтные бригады специалистами высокой квалификации, а сами экипажи моряками, которые уже отгуляли отпуск. Надо более продуманно подходить к обеспечению подменных экипажей рукавица ми, сапогами, шкерочными ножами, продукта ми питания. Все выступавшие высказались за то, чтобы основные экипажи подменялись на 20— 25 суток. Это позволит морякам полностью отгу лять отработанные в море воскресные дни, слетать к членам семьи или родственникам, которые проживают за пределами области. Выступающие отметили хорошую работу созданных подменных экипажей, специалистов службы эксплуатации и механико-судовой службы, которые оказывают постоянную по мощь коллективам судов в решении возни кающих трудных вопросов. Партийный комитет одобрил опыт работы подменных экипажей. На флоте найдена эффек тивная форма повышения эксплуатационных показателей. Ее надо шире практиковать, раз вивать и совершенствовать. Партком аппарата управления, судовые партийные организации должны вести посто янную работу по разъяснению специалистам, членам экипажей важности работы судов сдвоенными рейсами, воспитывать у моряков коммунистическое отношение к труду. Опыт работы экипажа БМРТ «Кольский» администрации и базовому комитету профсою за рекомендовано глубоко изучить и обоб щить. • МОСКВА. Исследовательские и конструкторские организации ми нистерства электротехнической промышленности СССР каждый год разрабатывают около ста новы* моделей бытовых прибо ров. Особое внимание уделяется электрификации наиболее тру доемких процессов — приготов ления пищи, нагреве воды. На снимке: старший инженер Всесоюзного научно-исследова- тельского проектно-конструк торского и технологического ин ститута электротермического обо рудования (ВНИИЭТО) Э. М. По дольская за испытанием бытовой напольной электроплиты «Томь», имеющей три чугунные комфор- ки. Вверху — бытовой электровоз- духоочистительный фильтр БЭВ-1, предназначенный для устранения вредных паров и обеспечения десятикратного обмена воздуха. В Туле начал действовать нозый Дом быте. В белоснежном зда нии из стекла и бетона разместились демонстрационные гапы, швей ные цехи, парикмахерские. Фото П. Маслова. {Фотохроника ТАСС].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz