Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

стране ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ... В РЮКЗАКЕ В СЕГО 18 килограммов весит перекосная электростанция, серийное производство ко­ торой началось на электромеха­ ническом заводе в поселке Свобо­ да Курской области. Эта электро­ станция, имеющая мощность 0,5 киловатта, легко помещается в Обычном рюкзаке. Она может служить источником электроэнер­ гии в лагере геологов, лесников, пр> 4 ^свещении временного стана овцеводов или оленеводов. К ней можно подключить нагре­ вательные приборы для отопления помещения, автомобильные акку­ муляторы для зарядки. Двухтакт­ ный двигатель станции работает на обыкновенном бензине и на бензиновых смесях. На снимке: слесарь-оформитель Свободинского электромеханиче­ ского завода Михаил Гусев с пе­ реносной электростанцией. Фото О. Сизова. (Фотохроника ТАСС). ИДЕТ СБОР ВИНОГРАДА КАЗАХСКАЯ ССР. В Чиликском совхозе — специализированном хозяйстве Алма-Атинской облааи идет сбор винограда столовых сортов. Его плодоносящие планта­ ции занимают S55 гектаров. Труженики совхоза обязались в нынешнем году собрать 6840 тонн солнечных ягод, на 400 тонн больше плана. На снимке: лучшая сборщица винограда Азат Хаджиева. Фото Ф. Сальникова. (Фотохроника ТАСС}. У человека в жизни два якоря — семья и работа. (Из услышанного). Вот уже десятые сутки после выхода в море Евге­ ний Александрович Ряби- нин не снимает рабочей одежды. Во время коротко­ го перекура шутит со сво­ ими механиками: «Ничего, ребята, мы еще наденем бе­ лые рубашки с галстука­ ми». Он среднего роста, худо­ щав, глаза голубые, от угол­ ков глаз бегут лучики. Сей­ час у него в каюте тепло и уютно, в открытый иллюми­ натор струится влажный, насыщенный туманом воз­ дух. На столике в рамке фо­ тография сына и дочери. В углу штормовка с папками, журналами профилактиче­ ских работ, механической документацией. Прежде чем рассказать о себе, на что Евгений Александрович соглашается не очень охотно, он разли­ вает по чашкам кофе. Руки у него ловкие, быстрые, привыкшие работать с ме­ ханизмами. Есть в них свое­ образная пластика, как в руках скульптора — силь­ ных и гибких одновременно. В Мурманск он приехал в 1956 году, после оконча­ ния судостроительного отде­ ления Архангельского мо­ реходного училища. Мог по­ даться и на юг. и на Даль­ ний Восток, но потянуло в Мурманск. Здесь, на 66-м километре, в 1941 году по­ гиб его отец, офицер, кадро­ вый военный, начальник штаба дивизиона. И только в 1956 году нашли место его захоронения. Евгений был принят на завод Министерства морско­ го флота мастером. Потом работал освобожденным сек­ ретарем комитета ВЛКСМ. Затем снова в цех, в общей сложности отработал на за­ воде одиннадцать лет. Рабо­ тал хорошо, потому что пло­ хо просто не умеет. Более 20 благодарностями и Ле­ нинской юбилейной медалью — отмечен его напряжен­ ный и кропотливый труд. Как бы ни комфортабель­ на была каюта, человеку непременно хочется побыть дома, в. семье, с детьми. Когда Рябинин был на ком­ сомольской работе, ему предлагали комнату. Отка­ зался, я, мол, один, мне и в общежитии хорошо. Же­ нился. Дали комнату. Под­ растали дети. С особой теп­ лотой он говорит: «Здесь сложилась моя семья». Семья — какое емкое и со­ гревающее слово!.. И вот в 32 года он выхо­ дит в море ремонтным меха­ ником на пяйвбазе «Дау- рия». На корабле в полной мере проявились его творче­ ские способности и трудо­ любие. Евгений Александ­ рович говорит: «Уменьшил­ ся бумажный поток, а то на заводе прямо захлестывал. Получил больше самостоя­ тельности и приятно, когда помнишь каждый болт, по­ ставленный своими руками». На плавбазе «Севрыба» он — старший механик по технологическому оборудо­ ванию. А у них ох какой не­ легкий хлеб. Ибо все пути выполнения производствен­ ного плана ведут на рыбо- фабрику, где масса всевоз­ можных машин, транспорте­ ров и механизмов. В район промысла база вышла в начале мая. Коман­ дование судном не теашло себя надеждой, что в бли- ятйшее время рыбофабрика начнет перевыполнять су­ точные задания. Филейная машина не работала, дефек­ ты и неполадки вскрыва­ лись один за другим. Маши­ на ломалась в самых неожи­ данных местах. Передо мной лежит втулка спинных но­ жей, выполненная из алю­ миниевого сплава. Из нее вырван кусок металла. Что это? Просчет конструктора или дефект при изготовле­ нии? Фабрику лихорадило, А из порта дождем сыпались для замораживания рыбы, на транспортере его закли­ нивает, а электродвигатель тянет. Дальше: брикет. Кар­ тонные ящики стандартные, а брикет — нет. В итоге — брак. А противни ремонти­ ровать должен завод. 'Почему? Евгений Алек­ сандрович берет ручку и бы­ стро набрасывает на листке: ремонту подлежат около ты­ сячи штук. На каждый — минимум десять минут. По­ лучается огромная затрата времени. Но все равно при­ ходится ремонтировать, а то давно уже было бы нечем работать. Рябинин рассказывает: — На фабрике необходи­ мо произвести доработки. Но это, видимо, во время ремон­ та судна. Поставить охлаж- % ВЬШО. \ радиограммы: увеличить вы­ пуск продукции улучшенно­ го ассортимента — филе трески и тушки трески. Вскоре машина заработала довольно ритмично, но еще не вышла на максимальный режим. Тогда Рябинин едет на плавбазу «Профессор Вара­ нов», смотрит, как там отре­ гулирована машина. Поезд­ ка дала свои результаты. Механики изменили про­ филь кулачков. Изменился подъем ножей. Уменьшили диаметр шкивов, тем са­ мым увеличили скорость ре­ зания. Производительность филейной машины достигла 15 тонн в сутки при плане восемь тонн. На однотипных плавбазах стоят по две фи­ лейные машины, на них вы­ пуск филе достигал 18— 20 тонн в сутки. На протяжении всего рей­ са не обходил своим внима­ нием и заботой филейную машину старший механик. А ей давно уже положен осно­ вательный ремонт, С приходом судна в порт рейс для механика не кон­ чается. Отсюда начинается самое главное, отсюда начи­ нается следующий рейс. И ему, как старшему ме­ ханику по технологическому оборудованию, необходимо знать, на каких породах ры­ бы будет работать база в следующем рейсе, на что требуется обратить самое пристальное внимание. Раз­ ные породы рыб требуют й разного оборудования. Казалось бы, что может быть проще противней? А их около двух тысяч. Но не все стандартные. Противень плохо заходит в тележку дающие бункеры для прием­ ки рыбы, как на базах «Дау- рия», «Маточкин Шар». Уси­ лить тележки, . несколько, изменить монорельс, уста­ новить электродвигатели для механической подпрес- совки противней в тележках, механизировать линии гла­ зуровки и выбивки брикетов. Это ведет к сокращению штата рыбообработчиков. При подходе судна к при­ чалу начинаются самые главные трудности. Какой завод будет ремонтировать, на какой из них оформлять ремонтные типовые ведо­ мости: ведь каждый из них требует по-своему офор­ млять даже типовые доку­ менты. Для того чтобы не пропадало дорогое время, уже давно назрела крайняя необходимость создать еди­ ную типовую ремонтную ведомость. Получится огром- . ная экономия, и специалист будет заниматься не оформ­ лением и переписыванием бесконечных бумаг, а наблю- датв за качеством ремонта. В этой ведомости будет ука­ зано все, чем оснащена фаб­ рика: редукторы всех трех типов, рольганги, ленты, зам­ ки, валы, крышки транспор­ теров. Старший механик только возьмет ручку и от­ метит метры, количество, тип узлов механизмов, которые подлежат замене или ремон­ ту. Сама жизнь настойчиво заставляет нас принять ра­ дикальные решения в этом плане. Судно должен ремон­ тировать один завод. Часто наблюдается такая картина. Собрались рабочие двух за­ водов. Один должен заме­ нить трубопровод, другой рабочий — обрезать болты фланца. Что поделаешь «прикипели». Но пока пер­ вый не обрежет, второй вы­ нужден ждать. Я npoinv показать мне калькуляцию, — продолжа­ ет Евгений Александрович. — На стол ложится боль­ шой лист плотной бумаги. Но что это? Может быть, ошибка? Нет, правильно. Болт М-6х1 цена 1 рубль 09 коп., количество — 1000 штук. Винт М-6х14 цена один рубль 12 коп. Подшип­ ник № 207 цена 0 руб. 49 коп. И так далее: наиме­ нования, цена, требуемое количество; Спрашиваю, разве подшипник изготовить легче, чем маленький кре­ пежный болтик? Нет: под­ шипники делают автоматы, а болтики и винтики, на стан­ ке вытачивает токарь. Но ведь существуют метизные автоматы, которые их вы­ пускают. Да, золотыми вин­ тиками снабжают «Севрыб- холодфлот» судоремзаво- ды. Получила «Севрыба» винтиков М-6х14 тысячу штук — будьте добры запла­ тить 1120 рублей, а таких Судов десятки. На плавбазе я останавли­ ваюсь около призывающего плаката: «Товарищи моряки, экономьте на кранцах пнев- • матических, костюмах ры­ бацких. перчатках, рукави­ цах». Да мало ли на чем мож­ но сэкономить на- корабле. И моряки экономят: на топ­ ливе, горюче-смазочных ма­ териалах. моторесурсах ди­ зелей, да и всего не пере­ числишь. И рядом с этим — винт М-6х14 цена 1 рубль 12 коп. ...Евгений Александрович на мгновение задумывается. К подволоку вьется синева­ тый дым. Сигарета осторож­ но опускается в пепельницу и там. не рассыпавшись, остается серый комочек. Он омотрит на фотографию сы­ на и дочери. — Ирина и Андрей, — говорит потеплевшим голо­ сом. — Для семьи на стоян­ ке времени почти нет. Ког­ да начинал ходить в море, С женой было решено: она оставит работу и будет за­ ниматься воспитанием детей. Возьму отпуск и вместе с ними сделаем фильм, а по­ ка что накручиваю метры пленки, проявлять некогда.’ Я спросил, что больше всего он ценит в человеке. — Надежность, чест­ ность, трудолюбие. — Надежность — это что, влияние техники? — Нет, спросите любого руководителя на судне: ка­ кой ему нужен работник? Надежный. Он улыбнулся и продол­ жил: — Спросите, у женщи­ ны: какой ей нужен муж? Надежный. Ну, еще она ска* жет — красивый и умный. Загрохотали якоря. Плав­ база пришла в родной порт. Осталась за кор­ мой нелегкая дорога дли­ ною 105 суток. На 127 про­ центов выполнено производ­ ственное задание. И кто зна­ ет, на сколько процентов вы­ полнили бы задание, не будь с нами Евгения Алек­ сандровича Рябинина. А. ТАГВЕЕВ, наш мор­ ской корреспондент. Двухэтажный поезд Между Челябинском н Магнитогорском начал курсировать поезд, «•стоящий из двухэтажных вагонов. Вагоны, полученные из ГДР,- вмещают почти в два раза больше пассажиров, имеют мягкие си­ денья, установки кондиционирования воздуха. НА СНИМКАХ: поезд из двухэтажных вагонов готовится и от* прмне; на втором этаже вагоне. Фото В. Клипмницера. (Фотохронике ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz