Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.
стране ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ... В РЮКЗАКЕ В СЕГО 18 килограммов весит перекосная электростанция, серийное производство ко торой началось на электромеха ническом заводе в поселке Свобо да Курской области. Эта электро станция, имеющая мощность 0,5 киловатта, легко помещается в Обычном рюкзаке. Она может служить источником электроэнер гии в лагере геологов, лесников, пр> 4 ^свещении временного стана овцеводов или оленеводов. К ней можно подключить нагре вательные приборы для отопления помещения, автомобильные акку муляторы для зарядки. Двухтакт ный двигатель станции работает на обыкновенном бензине и на бензиновых смесях. На снимке: слесарь-оформитель Свободинского электромеханиче ского завода Михаил Гусев с пе реносной электростанцией. Фото О. Сизова. (Фотохроника ТАСС). ИДЕТ СБОР ВИНОГРАДА КАЗАХСКАЯ ССР. В Чиликском совхозе — специализированном хозяйстве Алма-Атинской облааи идет сбор винограда столовых сортов. Его плодоносящие планта ции занимают S55 гектаров. Труженики совхоза обязались в нынешнем году собрать 6840 тонн солнечных ягод, на 400 тонн больше плана. На снимке: лучшая сборщица винограда Азат Хаджиева. Фото Ф. Сальникова. (Фотохроника ТАСС}. У человека в жизни два якоря — семья и работа. (Из услышанного). Вот уже десятые сутки после выхода в море Евге ний Александрович Ряби- нин не снимает рабочей одежды. Во время коротко го перекура шутит со сво ими механиками: «Ничего, ребята, мы еще наденем бе лые рубашки с галстука ми». Он среднего роста, худо щав, глаза голубые, от угол ков глаз бегут лучики. Сей час у него в каюте тепло и уютно, в открытый иллюми натор струится влажный, насыщенный туманом воз дух. На столике в рамке фо тография сына и дочери. В углу штормовка с папками, журналами профилактиче ских работ, механической документацией. Прежде чем рассказать о себе, на что Евгений Александрович соглашается не очень охотно, он разли вает по чашкам кофе. Руки у него ловкие, быстрые, привыкшие работать с ме ханизмами. Есть в них свое образная пластика, как в руках скульптора — силь ных и гибких одновременно. В Мурманск он приехал в 1956 году, после оконча ния судостроительного отде ления Архангельского мо реходного училища. Мог по даться и на юг. и на Даль ний Восток, но потянуло в Мурманск. Здесь, на 66-м километре, в 1941 году по гиб его отец, офицер, кадро вый военный, начальник штаба дивизиона. И только в 1956 году нашли место его захоронения. Евгений был принят на завод Министерства морско го флота мастером. Потом работал освобожденным сек ретарем комитета ВЛКСМ. Затем снова в цех, в общей сложности отработал на за воде одиннадцать лет. Рабо тал хорошо, потому что пло хо просто не умеет. Более 20 благодарностями и Ле нинской юбилейной медалью — отмечен его напряжен ный и кропотливый труд. Как бы ни комфортабель на была каюта, человеку непременно хочется побыть дома, в. семье, с детьми. Когда Рябинин был на ком сомольской работе, ему предлагали комнату. Отка зался, я, мол, один, мне и в общежитии хорошо. Же нился. Дали комнату. Под растали дети. С особой теп лотой он говорит: «Здесь сложилась моя семья». Семья — какое емкое и со гревающее слово!.. И вот в 32 года он выхо дит в море ремонтным меха ником на пяйвбазе «Дау- рия». На корабле в полной мере проявились его творче ские способности и трудо любие. Евгений Александ рович говорит: «Уменьшил ся бумажный поток, а то на заводе прямо захлестывал. Получил больше самостоя тельности и приятно, когда помнишь каждый болт, по ставленный своими руками». На плавбазе «Севрыба» он — старший механик по технологическому оборудо ванию. А у них ох какой не легкий хлеб. Ибо все пути выполнения производствен ного плана ведут на рыбо- фабрику, где масса всевоз можных машин, транспорте ров и механизмов. В район промысла база вышла в начале мая. Коман дование судном не теашло себя надеждой, что в бли- ятйшее время рыбофабрика начнет перевыполнять су точные задания. Филейная машина не работала, дефек ты и неполадки вскрыва лись один за другим. Маши на ломалась в самых неожи данных местах. Передо мной лежит втулка спинных но жей, выполненная из алю миниевого сплава. Из нее вырван кусок металла. Что это? Просчет конструктора или дефект при изготовле нии? Фабрику лихорадило, А из порта дождем сыпались для замораживания рыбы, на транспортере его закли нивает, а электродвигатель тянет. Дальше: брикет. Кар тонные ящики стандартные, а брикет — нет. В итоге — брак. А противни ремонти ровать должен завод. 'Почему? Евгений Алек сандрович берет ручку и бы стро набрасывает на листке: ремонту подлежат около ты сячи штук. На каждый — минимум десять минут. По лучается огромная затрата времени. Но все равно при ходится ремонтировать, а то давно уже было бы нечем работать. Рябинин рассказывает: — На фабрике необходи мо произвести доработки. Но это, видимо, во время ремон та судна. Поставить охлаж- % ВЬШО. \ радиограммы: увеличить вы пуск продукции улучшенно го ассортимента — филе трески и тушки трески. Вскоре машина заработала довольно ритмично, но еще не вышла на максимальный режим. Тогда Рябинин едет на плавбазу «Профессор Вара нов», смотрит, как там отре гулирована машина. Поезд ка дала свои результаты. Механики изменили про филь кулачков. Изменился подъем ножей. Уменьшили диаметр шкивов, тем са мым увеличили скорость ре зания. Производительность филейной машины достигла 15 тонн в сутки при плане восемь тонн. На однотипных плавбазах стоят по две фи лейные машины, на них вы пуск филе достигал 18— 20 тонн в сутки. На протяжении всего рей са не обходил своим внима нием и заботой филейную машину старший механик. А ей давно уже положен осно вательный ремонт, С приходом судна в порт рейс для механика не кон чается. Отсюда начинается самое главное, отсюда начи нается следующий рейс. И ему, как старшему ме ханику по технологическому оборудованию, необходимо знать, на каких породах ры бы будет работать база в следующем рейсе, на что требуется обратить самое пристальное внимание. Раз ные породы рыб требуют й разного оборудования. Казалось бы, что может быть проще противней? А их около двух тысяч. Но не все стандартные. Противень плохо заходит в тележку дающие бункеры для прием ки рыбы, как на базах «Дау- рия», «Маточкин Шар». Уси лить тележки, . несколько, изменить монорельс, уста новить электродвигатели для механической подпрес- совки противней в тележках, механизировать линии гла зуровки и выбивки брикетов. Это ведет к сокращению штата рыбообработчиков. При подходе судна к при чалу начинаются самые главные трудности. Какой завод будет ремонтировать, на какой из них оформлять ремонтные типовые ведо мости: ведь каждый из них требует по-своему офор млять даже типовые доку менты. Для того чтобы не пропадало дорогое время, уже давно назрела крайняя необходимость создать еди ную типовую ремонтную ведомость. Получится огром- . ная экономия, и специалист будет заниматься не оформ лением и переписыванием бесконечных бумаг, а наблю- датв за качеством ремонта. В этой ведомости будет ука зано все, чем оснащена фаб рика: редукторы всех трех типов, рольганги, ленты, зам ки, валы, крышки транспор теров. Старший механик только возьмет ручку и от метит метры, количество, тип узлов механизмов, которые подлежат замене или ремон ту. Сама жизнь настойчиво заставляет нас принять ра дикальные решения в этом плане. Судно должен ремон тировать один завод. Часто наблюдается такая картина. Собрались рабочие двух за водов. Один должен заме нить трубопровод, другой рабочий — обрезать болты фланца. Что поделаешь «прикипели». Но пока пер вый не обрежет, второй вы нужден ждать. Я npoinv показать мне калькуляцию, — продолжа ет Евгений Александрович. — На стол ложится боль шой лист плотной бумаги. Но что это? Может быть, ошибка? Нет, правильно. Болт М-6х1 цена 1 рубль 09 коп., количество — 1000 штук. Винт М-6х14 цена один рубль 12 коп. Подшип ник № 207 цена 0 руб. 49 коп. И так далее: наиме нования, цена, требуемое количество; Спрашиваю, разве подшипник изготовить легче, чем маленький кре пежный болтик? Нет: под шипники делают автоматы, а болтики и винтики, на стан ке вытачивает токарь. Но ведь существуют метизные автоматы, которые их вы пускают. Да, золотыми вин тиками снабжают «Севрыб- холодфлот» судоремзаво- ды. Получила «Севрыба» винтиков М-6х14 тысячу штук — будьте добры запла тить 1120 рублей, а таких Судов десятки. На плавбазе я останавли ваюсь около призывающего плаката: «Товарищи моряки, экономьте на кранцах пнев- • матических, костюмах ры бацких. перчатках, рукави цах». Да мало ли на чем мож но сэкономить на- корабле. И моряки экономят: на топ ливе, горюче-смазочных ма териалах. моторесурсах ди зелей, да и всего не пере числишь. И рядом с этим — винт М-6х14 цена 1 рубль 12 коп. ...Евгений Александрович на мгновение задумывается. К подволоку вьется синева тый дым. Сигарета осторож но опускается в пепельницу и там. не рассыпавшись, остается серый комочек. Он омотрит на фотографию сы на и дочери. — Ирина и Андрей, — говорит потеплевшим голо сом. — Для семьи на стоян ке времени почти нет. Ког да начинал ходить в море, С женой было решено: она оставит работу и будет за ниматься воспитанием детей. Возьму отпуск и вместе с ними сделаем фильм, а по ка что накручиваю метры пленки, проявлять некогда.’ Я спросил, что больше всего он ценит в человеке. — Надежность, чест ность, трудолюбие. — Надежность — это что, влияние техники? — Нет, спросите любого руководителя на судне: ка кой ему нужен работник? Надежный. Он улыбнулся и продол жил: — Спросите, у женщи ны: какой ей нужен муж? Надежный. Ну, еще она ска* жет — красивый и умный. Загрохотали якоря. Плав база пришла в родной порт. Осталась за кор мой нелегкая дорога дли ною 105 суток. На 127 про центов выполнено производ ственное задание. И кто зна ет, на сколько процентов вы полнили бы задание, не будь с нами Евгения Алек сандровича Рябинина. А. ТАГВЕЕВ, наш мор ской корреспондент. Двухэтажный поезд Между Челябинском н Магнитогорском начал курсировать поезд, «•стоящий из двухэтажных вагонов. Вагоны, полученные из ГДР,- вмещают почти в два раза больше пассажиров, имеют мягкие си денья, установки кондиционирования воздуха. НА СНИМКАХ: поезд из двухэтажных вагонов готовится и от* прмне; на втором этаже вагоне. Фото В. Клипмницера. (Фотохронике ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz