Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.
АКТИВНЕЕ ВНЕДР СРЕДСТВА ■ ЯШ аВ ИНЖЕ НЕ Р С Т А Л М О Р Я К ОМ — Вы спрашиваете, почему я пошел в море, Конечно, мог бы спокойно продолжать работу кон* структора на берегу, ио в море ощущаешь каждый механизм, знаешь его характер и можешь ему по мочь здесь, на месте. Так сказал мне Александр Александрович Кор- зун, механик-наладчик ППР «Навигатор». Инже нер-конструктор стал судовым специалистом. Но сохранился в нем тот «конструкторский», творче ский подход к делу, который помогает ему и сейчас. На столе в каюте Александра Александровича лежит ученическая тетрадь. В ней — перечень ра бот по технологическому оборудованию, произве денных в рейсе. И почти каждая работа — рацио» нализаторское предложение. Приходит судно из рейса, и бюро рационализации получает от мехи* ника-наладчика не меньше пяти предложений. В 1972 году работали на Лабрадоре. Ловили треску. Рыбы было много, а тут, как назло, плохо открывались замки на крышках противней. Захва ты крышек не выходили из зацепления. Приходи лось останавливать линию. Такие ситуации обычно вызывают необходимость переделки, быстроты и находчивости механиков. И вот уже на механизм открытия станка постав лено два капроновых диска диаметром 70 мм, а на противовес — кронштейн с подвесными роликами. Замок стал проходить под капроновыми дисками, получал щелчок роликом, и захваты полностью вы» ходили из зацепления. Прошло уже около трех лет, а устройство работает прекрасно. Конечно, все это не возникало стихийно. Опыт и ьрактнка помогли Александру Александровичу, Р а бота на судне для него начиналась не в должности механика-наладчика. Впервые он вышел в рейс сле сарем на БМРТ «Свердловск». Были разные типы судов, работать приходилось с разными людьми. Так постепенно накапливались знания и опыт су рового специалиста. — Вот. помню, на «Аскании» выходил из строя гидравлический привод на транспортере пакетов, — рассказывает Александр Александрович. — Вклю чали обе морозильные линии и не хватало мощно сти. Тогда и решили сделать электрический привод. В разговоре с механиком-наладчиком я ни разу не услышала: «Я сделал, я решил...» Безусловно, осуществление идей — дело рук не одного челове- ка, ио ведь идея тоже должна возникнуть. Поэтому — «мы сделали, мы решили...» — это о своих ра ционализаторски* предложениях. На рыбофабрике ППР «Навигатор» стоит плавни- корезка Хабаровского завода. Кан и на большинст* ве судов, она не работала в первоначальном виде. На «Навигаторе» ее тоже переделали. Необходи мость переделки возникла, когда стали ловить ерша. Надо было делать тушку. Вот и приспособили эту плавникорезку. Каи объяснил Александр Александ рович, разобрали привод, сделали новый вал, и те перь плавникорезка имеет такой вид (см. рис.) На фабрике чистота и порядок. «А вот здесь заглушки», — показывает механик-наладчик. Он наклоняется к трубопроводу. «Когда нет рыбы — у нас простой, вода в трубах замерзает, и они лопа ются. А эти заглушки помогают нам. В нужный мо мент воду можно слить, и трубы будут целы. Та кие заглушки стоят в трех местах». Мы ходили по рыбофабрике, помещению рыбо- мучной установки, жиротопного отделения и оста навливались почти у каждого механизма, чтобы по смотреть на переделанные по рационализаторским предложениям узлы и устройства. «Навигатор» еще стоял в порту, а механик-налад чик Александр Александрович Корзун думал о том, как осуществить свои новые технические идеи в следующем рейсе.., Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, старший инженер секто-"^ ра пропаганды передового опыта отдела науч но-технической информации ЦПКТБ. С т а н к о в м н о г о , я Г РУППОВОЙ МЕХАНИК по технологическому оборудо ванию Мурманского тралового флота Владимир Дмит риевич Елизаров в составе комиссии выходил в море на БМРТ «Параллакс». Основная задача комиссии: нацелить эки пажи судов на выполнение заданий по выработке филе и туш ки. А групповой механик, кроме этого, должен был проверить техническое состояние станков для выработки тушки, опреде лить причины неиспользования их на некоторых судах. ИЗ ОТЧЕТА О КОМАНДИРОВКЕ Погода не позволяла переса живаться на другие суда, одна ко исследования, проведенные мною на «Параллаксе», беседы с механиками-наладчиками по радио и групповые совещания с администрацией судов позволи ли сделать вполне определен ные выводы о неудовлетвори тельном использовании средств механизации. Это и неустойчивая сырье вая база. и. кан заявляют мно гие капитаны it технологи, неправильная постановка во- проса комплектации с у д о е кад рами, особенно рыбообработчи ками. ■— мало матросов перво» го класса, много новичков, от сутствие практических навы ков v матросов по выработке 'Ьиле. В связи с этим в первые месяцы работы на промысле судно превращалось в учебно- курсовой комбинат. Трудности и •>. г одновременной выработкой на судне тушки и филе. Можно - облегчить работу, выдавая за дание одним судам по тушке, другим — по филе, организо ван, обучение Филейщиков на рыбокомбинате с выдачей удо стоверения «матрос-филейщик». Что же касается малой меха низации, то здесь следующая картина. Если назвать работо способностью станка способ» •«ость его деталей вращаться, то нии станка на Фабрике, на БМРТ-254 електромотор ис пользовался «,.в прачечной. С коллективов таких судов надо спрашивать выработку по туш ке и филе наравне с другими экипажами, где станки исполь зуются. О саиитарном состоянии станков. Отдел обработки слабо осуществляет контроль за сани тарным состоянием не только станков, но и всего технологи ческого оборудования. С другой стороны, мастерские ПИНРО — это не та база, с которой можно спрашивать качество от* делкн станков,качество приме» няемого материала. Отсутст вие нержавеющей стали, уча* стков по антикоррозийному по крытию деталей, изготовление ножей из стали 3 вместо нержа веющей — такие станки в кон такте с морской водой долго не сохранишь в хорошем сани тарном состоянии. О качестве работы оборудо вания. На судах установлены станки для филе А8-ИФР и А8-ИФЗР» хабаровские плавни» кооезки. станки для тушки А8-ИТУ н А8-ИТ2-УМ, Станок А8-ИФР для выработки филе из крупной рыбы несовершенен по конструкции. Это признано' всеми. На судах ети станки не используются. С т а й н И А8-ИФЗР работают удовлетво рительно. существенных пре* тензий к ним нет. если не счи* все станки работоспособны, за« тать того, что после них требу* ;исключением единиц. На этих> етсн большая дообработка про* P I m w tm rav П177ГП1Г ............. т _ единичных судах электромото' :ры с машин были сняты и ис пользованы для других меха низмов. Администрация судов не просила суд овы х механиков поставит,'- электромоторы на* место. Да БМРТ,-414 капитан всобгпе не знал о существова» дукции. Но это заложено в еа» мой конструкция станка, боль» ше"о он не даст. ' Станок для тушки А8-ИТУ! «вращается» на всех судах,- Единственный удачный узел — обрезка плавников. В этом я убедился на'БМРТ-425. Нужна только правильная регулиров ка в соответствии с инструкци ей. Однако этих инструкций.., на судах нет. Станки устанав ливались с 1970 года, инструк ции то ли потеряны, то ли их вообще не было. В А8-ИТУ остальные два узла несовер шенны: узел обрезания голов и узел зачистки внутренностей. Нож для головы с этих станков снят, капроновый барабан для удаления черной пленки тоже снят. Остался только нож для обрезания плавников. Вместо снятых деталей на некоторых судах изготовляют и ставят собственного изобрете ния щетки и барабаны. На каждом судне своя щетка, свой барабан, и никто не знает, ка кая щетка и какой барабан лучше. Станок для тушки А8-ИТ2-УМ — вторая модификация станка для тушки. Работает на всех судах, но неудовлетворительно. Плохо сконструирована щетка для снятия чешуи — узка и мягка. Хабаровская плавникорезка требует срочной модернизации по опыту ППР ;*Буссоль». * Другие выводы по станкам. На суда надо выдавать план расположения станка в рыбцехе с учетом всех удобств его обслу живания, эксплуатации и тех* Никй безопасности. Нужен так же рабочий чертеж фундамент ных стоен к станку, иначе стан ки привариваются к палубе, & при необходимости его демон тажа * хоД идут молоток и зу било. Надо распространять пе речень всех имеющихся на Фло* f t станков с указанием судов, на которых они установлены, Это облегчит взаимную инфор мацию 6 районе промысла. Об ратиться в ПИНРО с просьбой комплектовать каждый станок запасным ножом и щеткой. Есть претензии у моряков по большому числу разнотип ных: средств малой механиза ции. Станков много, но нет та кого, который удовлетворял бы всем требованиям. В ОТЧЕТЕ тов. Елизаро ва В. Д. правильно отмечен ряд недостат ков в использовании средств малой механизации при об работке рыбы на промысло вых судах Мурманского тра лового флота, в частности станков для филетирования рыбы марки А8-ИФР, А8-ИФЗР, станков для вы работки тушки марок А8- ИТУ, А8-ИТ2-УМ и других. Станки А8-ИФР были из готовлены ПИНРО по зака зу тралового флота в 1969—• t o гг. по типу станков, кото рые использовались в то время на промысловых судах «Запрыбы». В процессе эксплуатации этих станков был выявлен ряд конструктивных недо статков, которые были уст ранены непосредственно промысловиками или внесе ны конструкторами. Комис сией тралового флота было рекомендовано с учетом вне сенных изменений изгото вить в 1972— 73 гг, вторую партию станков марки А8-ИФР2. Несмотря на то, что качество обработки ры бы на этих станках улучши» лось и повысилась их надеж ность, по-прежнему в их ра боте имелся ряд существен ных недостатков. Поэтому конструкторами, эксплуата» ционниками вносились но вые предложения по их со вершенствованию. В 1973 г, механиком-наладчиком экс периментальной б а з ы ПИНРО тов. Свежанкиным В. М, была предложена но вая конструкция станка (А8-ИФЗ-Р), в которой со. вмещались лучшие конст руктивные решения дву* станков А8-ИФ2-Р и УЕФА («Дальрыба»), Этот станок в настоящее время серийно выпускается эксперимен тальной базой ПИНРО. К концу 1974 года флоту бу дет поставлено 126 станков данной конструкции. Судя по отчету тов. Ели зарова В. Д, и отзывам про мысловиков, работа станков А8-ИФЗ-Р удовлетвори тельна. Но имеются и не* ВОПРОСЫ ПРАВИЛЬНО достатки, над устранением которых работают конструк торы и эксплуатационники. Главным конструктором проекта тов. Глушковым А. И. предложена новая конструкция станка (А8* ИФ4-Р) для филетирования, которая одобрена и рекомен дована к серийному произ водству с 1975 года. Станки А8-ИТУ изготов лялись по предложению ра ционализатора управления Мурманского тралового, флота тов. Ермакова до 1 9 7 у года. После ряда конструк тивных изменений рабочих инструментов, внесенных промысловиками, конструк торами, выпуск станков А8-ИТУ был прекращен, В настоящее время на флот поступают более со вершенные станки А8-ИТЗ- 4У правого и левого испол нения. Они устанавливают ся и ка суда, вступающие в строй флота. В июне 1974 года на вы ставке средств малой меха низации по обработке рыбы (на которой практически были представлены все средства малой механизация по обработке рыбы, создан ные на данный период) бы ла одобрена и рекомендовав ка к серийному производ ству конструкция станка, предложенная рационализа торами ППР «Буссоль»! {тт. Филипповым, Токаре вым, Смирновым и Поляко вым). В этом году экспери ментальной базой будет из готовлено 27 станков дан ной конструкции (марнДл^ А8-ИТБ). (Окончание на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz