Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

На снимке: О, И. ПАВЛОВ, чем Игнахййым. Коренной мур­ манчанин. страстно влюбде]}* вый в свою профессию человек, Игнахин знает на своем «Аль­ батросе» каждую заклепку, умеет работать с людьми, от­ лично освоил район промысла ■- недаром с третьих штурма­ нов на «кошельке». — А что если вызвать Иг- нахина на соревнование? — мелькнула мысль. — Павлов бросил взгляд на только что со­ ставленный им график и неве­ село усмехнулся: у «Борисла­ ва» долг более шести тысяч центнеров перед началом рейса, | на счету «Альбатроса» чуть ли не пять тысяч центнеров вы­ ловленной рыбы. С палубы доносились гром­ кие голоса, чей-то веселый смех, а капитан все думал о Т'ом, что можно сделать для выполнения напряженного за­ дания. И вдруг в дверь каюты постучали. —• Войдите, — поднялся из- за письменного стола Павлов, Перед ним стоял загорелый невысокий, худощавый моряк и весело, немного хитровато улыбался. — Сиротенко! обрадовал­ ся капитан. — Я думаю, что там за- шум, А этб соседи по промыслу! А Сиротенко, старший меха­ ник «Альбатроса», как-то сразу заполнив собой каюту, весело гудел: — С первым уловом, това­ рищ капитан. А мне Алексей Иванович говорит: бери катер, отправляйся на «Борислав», спроси, как дела у них, что но­ вого в Мурманске. После расспросов о родном городе старший механик пере- Темная, почти черная тропи­ ческая ночь. В небе щедро рас- ei-^рены крупные серебряные Звезды. Глухо журчит за бор­ том судна океанская вода, а где-то совсем неподалеку ми­ гают красные и белые огни ры­ бачьих судов да пляшут на вол­ не оранжевыми точками светя­ щиеся буи. Капитан Павлов, невысокий, кряжистый, ладно скроенный, выводит судно на исходную по­ зицию для замета кошельково­ го невода. Дело- это нелегкое: надо учесть и ветер, и течение, и подвижность косяка. ■На Палубе заканчиваются по­ следние приготовления. Стар­ ший мастер лова, худощавый, порывистый в движениях Анд- ро Естатович Дзоценидзе докла­ дывает: — Команда к замету готова! А от акустика на мостик че­ рез равные промежутки време­ ни Цоступают донесения: — До косяка — 380 мет­ ров... — До косяка — 350 мет­ ров... — Пошел буй! — командует капитан. И немного спустя: — Пошел невод! Ярус за ярусом уходит в глу­ бину тяжелый невод. В этот момгат все зависит от слажен­ ны :* четких действий каждого моряка. Ошибется, промедлит один — труд всего коллектива пойдет впустую. И тогда снова выбирать невод, распутывать его, теряя драгоценное промыс­ ловое время. Капитан ничем не обнаружи­ вает своего беспокойства. И все же он с тревогой следит за ходом невода. Нет, напрасно он тревожился. Все идет как надо. На Дзоценидзе и его по­ мощника Владимира Иванови­ ча Булдакова можно поло­ житься. Недаром их считают опытнейшими «кошелькови- стами». А вот сам Олег Иванович Павлов на кошельковом про­ мысле лишь второй рейс. Преж­ де работал с дрифтерными се­ тями, тралами, и неплохо рабо­ тал, но в каждом виде лова свои особенности, свои тонко­ сти. Была еще одна, очень важ­ ная причина для беспокойства. Тогда, в августе 1973 года, эки­ паж СРТ-р-705 «Борислав», единственный на флоте, не сшмвился с заданием. Задол- яЛвкость составляла более ше­ сти тысяч центнеров рыбы. А по рейсовому заданию, кроме этого, предстояло ее выловить Н а н о н к у р о „ Г е р б и д е в я т о й п я т и л е т и и " сардинелла —- рыба очень под­ вижная, облавливать ее труд­ но, нужно давать судну макси­ мальный ход, а вдобавок за од­ но н то же время сардинеллы можно выловить лишь в два ра­ за меньше, чем ставриды. Ка­ залось бы, за ставриду все до­ воды. Но если учесть простои у базы и то, что сардинелла да­ ет больший выход пищевой продукции... И капитан решил главное внимание обратить на сардинел­ лу, Расчет оказался верным. В сентябрьском графике значи­ лось: Вылов у «Альбатроса» •=» 772 центнера. У «Борислава» -— 719 цент­ неров. Экипаж уверенно набирал темпы, выходя 8 число пере­ довых. Ни на один день не преры­ валась связь с товарищами по соревнованию. Постоянно сове­ товались между собой капита­ ны, старшие мастера лова, председатели судовых комите­ тов профсоюза. Каждую декаду подводились итоги. О результа­ тах становилось известно сразу же. О них говорилось в лист­ ках-«молниях», сообщалось по судовому радио. Бывали и неудачи. На «Аль­ батросе» случился аварийный замет. С тревогой услышали об этом моряки «Борислава». Но уже через четыре дня Алек­ сей Иванович Игнахин сооб­ щил своим друзьям-соперни- кам: — Снова ведем промысел. «Кошелек» отремонтировали своими силами. В работе уча­ ствовала вся команда. Три дня потерял и «Вори- до конца года более 12 тысяч центнеров. Вот поэтому капитан Павлов особенно тщательно готовился к ответственному рейсу. Всех членов экипажа подбирал сам, подолгу беседовал с каждым моряком. Очень пригодились записи, сделанные им, когда ходил дублером капитана на передовых судах. Как только «Борислав» вы­ шел из Кольского залива, па­ лубная команда начала гото­ вить невод. Поработать при­ шлось немало: многое замени­ ли, перевязали по методу луч­ ших. Большую помощь моря­ кам оказал наставник по добы­ че рыбы Леонид Георгиевич Токарев,-который вышел в рейс на «Бориславе», чтобы потом перейти на другие суда. Привели в полную готовность все промысловые механизмы, проверили лебедки, убрали смазку, особое внимание уде­ лили силовым блокам. Капитан старался во все вникнуть сам, лично контроли­ ровал ход работ, помня советы своего первого наставника Ха- рисула Набиулина, его люби­ мое изречение: — Заботясь о главном, не забывай о мелочах. ...Первый улов обрадовал моряков. — С полем! Как говорят в деревне, — улыбнулся секре­ тарь партийной организации матрос Владимир Герасимович Морозов. — Если и дальше так пой­ дет дело... — развел руками его напарник Иван Михайлович Балакин. — Так и пойдет. От нас са­ мих все зависит, — уже без улыбки закончил за товарища Морозов. А капитан внимательно изу­ чал. как работают другие еуда в районе промысла. По всем показателям впереди был СРТ-р-726 «Альбатрос». Пав­ лов знал это судно, бывал на кем. Хорошо он знаком и с его капитаном Алексеем Иванови­ шел к промысловым делам. Рассказал об уловах, о том, что в районе маловато плавбаз. — Пока мы идем впереди, да вот 713-й «Голубь» на пят­ ки наступает, — пожаловался он, — потом, бросив взгляд на письменный стол и увидев гра­ фики, протянул: —■Э, да вам и так все изве­ стно. — Кое-что известно, а вот обмениваться информацией не мешало бы, Иван Гераси­ мович. — С тем и приехал. И да­ вайте не просто обмениваться информацией, а соревноваться по всем статьям. Когда катер отвалил от бор­ та «Борислава», Олег Ивано­ вич долго еще думал об этом человеке. Он вспомнил, что в одном рейсе «Альбатрос» про­ вел на промысле почти два ме­ сяца сверх установленного сро­ ка и все-таки благодаря забо­ там, мастерству старшего ме­ ханика, секретаря судовой пар­ тийной организации все узлы, все механизмы корабля рабо­ тали четко и бесперебойно. ■ ••Погода в океане была как на заказ. Свежие ночи, словно сотканные из черного бархата, сменялись ослепительно сол­ нечными днями. Работать при­ ходилось то в кромешной мгле, то при ярком солнечном свете, когда улов в «кошельке» ка­ жется одним громадным слитком серебра. Люди радовались хорошим уловам, работали весело, спо­ ро. На сдачу рыбы выходили все. не считаясь со временем. Особенно хорошо шла став­ рида. Но скоро капитан Павлов и его товарищи поняли, что не всегда лучше то. что легче да­ ется в руки. Как-то «Борислав» лежал в дрейфе в ожидании плавбазы — был хороший .улов ставриды, но как его сдать •—■ очередь! Не одни сутки при­ шлось потерять. А в то же вре­ мя сардинеллу на плавбазе принимали без очереди. Прикинул Олег Иванович: слав». И что обидно, в хоро­ шую погоду, когда уже начат был облов доброго косячка скумбрии. А дело в том, что од­ но из судов колхозного флота зацепило невод «Борислава». Случай нешуточный. Еще не­ много и могли бы потерять не­ вод, а он стоит более 70 тысяч рублей. Рыбаки колхозного СРТ при­ несли свои извинения, помогли отремонтировать невод, но как бы там ни было, а трое суток пропали впустую. И все-таки отдельные неуда­ чи не обескуражили моряков. По-прежнему оба экипажа на­ стойчиво вели промысел, доби­ ваясь успеха, хотя надвигались зимние атлантические штормы. Теперь на других судах уже внимательно прислушивались К рекомендациям обоих капита­ нов судов, ставших лидерами в соревновании. Очень многое при кошель­ ковом промысле зависит от гид­ роакустика. Олег Иванович ни в чем не может упрекнуть своего акустика Анатолия Гав­ риловича Голикова. Грамот­ ный специалист, удостоенный звания лучшего по профессий, он чутко прослушивал толщу воды, точно определял кромку залегания косяка, его размеры, и тогда на мостик поступал доклад: — Справа, курсовой 60, ди­ станция тысяча метров, косяк. После этого донесения счёт в работе идет на секунды, каж­ дый матрос должен быть в го­ товности номер один. И на суд­ не не было никакой заминки. Иосиф Пуненцев, Иван Бала­ кин, Василий Смирнов действо­ вали с предельной четкостью и быстротой. В борьбе за высокие уловы — немалый вклад старшего помощника капитана Виктора Григорьевича Завгороднего, старшего механика Николая Андреевича 'Грунина, третьего механика Виктора Павловича Темяшова и других команди­ ров производства. А успехи становились G каждым т щ все ощутимее, ОктябрЬ стал месяцем творческого взлета для экипажа «Борислава», 6 этом мёсяце он выловйл 603 тонны рыбы — вдвое больше?; чём моряки «Альбатроса» % % уже до конца рейса не vctjj| пал лидерства, намного опере* жая своих ближайших соперни* нов. И все-таки первое место Й& флоте по итогам решающего года пятилетки было приСуждЩ но экипажу СРТ-р «Дльба,® рос», который в течение всего года добивался высоких пока* зателей. На его счету сеЖ тысяч сверхплановых центнеров рыбы. Капитан Алексей Ивано­ вич Игнахин награжден орде» ном Трудового Красного Знамён ни. А на. рубке судна £ядом со Словами " «экипаж коммунист? ческого труда имени XJCIV съезда КПСС» зажглась алая звезда победителя. Точно такая же звезда пла­ менеет и на рубке «Борисла­ ва». Экипаж, имевший большую задолженность, экипаж, которо­ му планировался -убыток, вдвое перекрыл задание и дал сверхплановой прибыли более 130 тысяч рублей. По итогам 1973 года он вышел на третье место по вылову рыбы, а по сдаче пищевой продукции — на второе. А помогло этому трудовое соперничество. Сейчас «Борислав» снова в рейсе. Только ведет его капи­ тан Виктор Григорьевич Завго- родний, тот самый, который еще в минувшем рейсе был старпомом. Много деловых со­ ветов перед отходом дал сво­ ему преемнику Олег Иванович Павлов. Доверяй, Григорьевич, людям, но и проверяй, — гово­ рил он, — контроль, проверка исполнения — главное в ра­ боте. И, улыбнувшись воспомина­ нию, добавил: — Заботясь о главном, не забывай и о мелочах. ...Несколько лет пробудет Олег Иванович на берегу. Он поступил на сокращенные кур­ сы обучения в Мурманском высшем инженерном морском училище. А впереди новые рей­ сы, новые встречи с друзьями по работе. И, кто знает, мо­ жет быть, еще придется им вступить в соревнование с Виктором Григорьевичем или со старым другом-соперни- ком Алексеем Ивановичем Иг. нахиным. По-прежнему капитан живо интересуется делами своего коллектива, беспокоится о том, как работает экипаж. А дела у- моряков судна отличные. Об этом еще раз свидетельствует переходящий вымпел Мини­ стерства рыбного хозяйства 1 страны и центрального комй-: тета профсоюза рабочих пище?; вой промышленности, присуж- * денный коллективу за д осроч- ' нОе выполнение заданий вто-1 рого квартала определяющего года пятилетки. И. КОРОБОВ- Внтебская область. На Лу- комльской ГРЭС поставлен под нагрузку восьмой энергоблок мощностью 300 тысяч кило­ ватт. С вводом блока в экс­ плуатацию завершается строи­ тельство второй очереди ■энергогиганта. К ноябрю 1974 года лукомльские энергетики планируют вывести электро­ станцию на проектную мощ ­ ность — 2 миллиона 400 ты-4 сяч киловатт. На снимке: монтаж элект­ рического оборудования на подстанции. Фото А. Церлюкевича. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz