Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.
На снимке: О, И. ПАВЛОВ, чем Игнахййым. Коренной мур манчанин. страстно влюбде]}* вый в свою профессию человек, Игнахин знает на своем «Аль батросе» каждую заклепку, умеет работать с людьми, от лично освоил район промысла ■- недаром с третьих штурма нов на «кошельке». — А что если вызвать Иг- нахина на соревнование? — мелькнула мысль. — Павлов бросил взгляд на только что со ставленный им график и неве село усмехнулся: у «Борисла ва» долг более шести тысяч центнеров перед началом рейса, | на счету «Альбатроса» чуть ли не пять тысяч центнеров вы ловленной рыбы. С палубы доносились гром кие голоса, чей-то веселый смех, а капитан все думал о Т'ом, что можно сделать для выполнения напряженного за дания. И вдруг в дверь каюты постучали. —• Войдите, — поднялся из- за письменного стола Павлов, Перед ним стоял загорелый невысокий, худощавый моряк и весело, немного хитровато улыбался. — Сиротенко! обрадовал ся капитан. — Я думаю, что там за- шум, А этб соседи по промыслу! А Сиротенко, старший меха ник «Альбатроса», как-то сразу заполнив собой каюту, весело гудел: — С первым уловом, това рищ капитан. А мне Алексей Иванович говорит: бери катер, отправляйся на «Борислав», спроси, как дела у них, что но вого в Мурманске. После расспросов о родном городе старший механик пере- Темная, почти черная тропи ческая ночь. В небе щедро рас- ei-^рены крупные серебряные Звезды. Глухо журчит за бор том судна океанская вода, а где-то совсем неподалеку ми гают красные и белые огни ры бачьих судов да пляшут на вол не оранжевыми точками светя щиеся буи. Капитан Павлов, невысокий, кряжистый, ладно скроенный, выводит судно на исходную по зицию для замета кошельково го невода. Дело- это нелегкое: надо учесть и ветер, и течение, и подвижность косяка. ■На Палубе заканчиваются по следние приготовления. Стар ший мастер лова, худощавый, порывистый в движениях Анд- ро Естатович Дзоценидзе докла дывает: — Команда к замету готова! А от акустика на мостик че рез равные промежутки време ни Цоступают донесения: — До косяка — 380 мет ров... — До косяка — 350 мет ров... — Пошел буй! — командует капитан. И немного спустя: — Пошел невод! Ярус за ярусом уходит в глу бину тяжелый невод. В этот момгат все зависит от слажен ны :* четких действий каждого моряка. Ошибется, промедлит один — труд всего коллектива пойдет впустую. И тогда снова выбирать невод, распутывать его, теряя драгоценное промыс ловое время. Капитан ничем не обнаружи вает своего беспокойства. И все же он с тревогой следит за ходом невода. Нет, напрасно он тревожился. Все идет как надо. На Дзоценидзе и его по мощника Владимира Иванови ча Булдакова можно поло житься. Недаром их считают опытнейшими «кошелькови- стами». А вот сам Олег Иванович Павлов на кошельковом про мысле лишь второй рейс. Преж де работал с дрифтерными се тями, тралами, и неплохо рабо тал, но в каждом виде лова свои особенности, свои тонко сти. Была еще одна, очень важ ная причина для беспокойства. Тогда, в августе 1973 года, эки паж СРТ-р-705 «Борислав», единственный на флоте, не сшмвился с заданием. Задол- яЛвкость составляла более ше сти тысяч центнеров рыбы. А по рейсовому заданию, кроме этого, предстояло ее выловить Н а н о н к у р о „ Г е р б и д е в я т о й п я т и л е т и и " сардинелла —- рыба очень под вижная, облавливать ее труд но, нужно давать судну макси мальный ход, а вдобавок за од но н то же время сардинеллы можно выловить лишь в два ра за меньше, чем ставриды. Ка залось бы, за ставриду все до воды. Но если учесть простои у базы и то, что сардинелла да ет больший выход пищевой продукции... И капитан решил главное внимание обратить на сардинел лу, Расчет оказался верным. В сентябрьском графике значи лось: Вылов у «Альбатроса» •=» 772 центнера. У «Борислава» -— 719 цент неров. Экипаж уверенно набирал темпы, выходя 8 число пере довых. Ни на один день не преры валась связь с товарищами по соревнованию. Постоянно сове товались между собой капита ны, старшие мастера лова, председатели судовых комите тов профсоюза. Каждую декаду подводились итоги. О результа тах становилось известно сразу же. О них говорилось в лист ках-«молниях», сообщалось по судовому радио. Бывали и неудачи. На «Аль батросе» случился аварийный замет. С тревогой услышали об этом моряки «Борислава». Но уже через четыре дня Алек сей Иванович Игнахин сооб щил своим друзьям-соперни- кам: — Снова ведем промысел. «Кошелек» отремонтировали своими силами. В работе уча ствовала вся команда. Три дня потерял и «Вори- до конца года более 12 тысяч центнеров. Вот поэтому капитан Павлов особенно тщательно готовился к ответственному рейсу. Всех членов экипажа подбирал сам, подолгу беседовал с каждым моряком. Очень пригодились записи, сделанные им, когда ходил дублером капитана на передовых судах. Как только «Борислав» вы шел из Кольского залива, па лубная команда начала гото вить невод. Поработать при шлось немало: многое замени ли, перевязали по методу луч ших. Большую помощь моря кам оказал наставник по добы че рыбы Леонид Георгиевич Токарев,-который вышел в рейс на «Бориславе», чтобы потом перейти на другие суда. Привели в полную готовность все промысловые механизмы, проверили лебедки, убрали смазку, особое внимание уде лили силовым блокам. Капитан старался во все вникнуть сам, лично контроли ровал ход работ, помня советы своего первого наставника Ха- рисула Набиулина, его люби мое изречение: — Заботясь о главном, не забывай о мелочах. ...Первый улов обрадовал моряков. — С полем! Как говорят в деревне, — улыбнулся секре тарь партийной организации матрос Владимир Герасимович Морозов. — Если и дальше так пой дет дело... — развел руками его напарник Иван Михайлович Балакин. — Так и пойдет. От нас са мих все зависит, — уже без улыбки закончил за товарища Морозов. А капитан внимательно изу чал. как работают другие еуда в районе промысла. По всем показателям впереди был СРТ-р-726 «Альбатрос». Пав лов знал это судно, бывал на кем. Хорошо он знаком и с его капитаном Алексеем Иванови шел к промысловым делам. Рассказал об уловах, о том, что в районе маловато плавбаз. — Пока мы идем впереди, да вот 713-й «Голубь» на пят ки наступает, — пожаловался он, — потом, бросив взгляд на письменный стол и увидев гра фики, протянул: —■Э, да вам и так все изве стно. — Кое-что известно, а вот обмениваться информацией не мешало бы, Иван Гераси мович. — С тем и приехал. И да вайте не просто обмениваться информацией, а соревноваться по всем статьям. Когда катер отвалил от бор та «Борислава», Олег Ивано вич долго еще думал об этом человеке. Он вспомнил, что в одном рейсе «Альбатрос» про вел на промысле почти два ме сяца сверх установленного сро ка и все-таки благодаря забо там, мастерству старшего ме ханика, секретаря судовой пар тийной организации все узлы, все механизмы корабля рабо тали четко и бесперебойно. ■ ••Погода в океане была как на заказ. Свежие ночи, словно сотканные из черного бархата, сменялись ослепительно сол нечными днями. Работать при ходилось то в кромешной мгле, то при ярком солнечном свете, когда улов в «кошельке» ка жется одним громадным слитком серебра. Люди радовались хорошим уловам, работали весело, спо ро. На сдачу рыбы выходили все. не считаясь со временем. Особенно хорошо шла став рида. Но скоро капитан Павлов и его товарищи поняли, что не всегда лучше то. что легче да ется в руки. Как-то «Борислав» лежал в дрейфе в ожидании плавбазы — был хороший .улов ставриды, но как его сдать •—■ очередь! Не одни сутки при шлось потерять. А в то же вре мя сардинеллу на плавбазе принимали без очереди. Прикинул Олег Иванович: слав». И что обидно, в хоро шую погоду, когда уже начат был облов доброго косячка скумбрии. А дело в том, что од но из судов колхозного флота зацепило невод «Борислава». Случай нешуточный. Еще не много и могли бы потерять не вод, а он стоит более 70 тысяч рублей. Рыбаки колхозного СРТ при несли свои извинения, помогли отремонтировать невод, но как бы там ни было, а трое суток пропали впустую. И все-таки отдельные неуда чи не обескуражили моряков. По-прежнему оба экипажа на стойчиво вели промысел, доби ваясь успеха, хотя надвигались зимние атлантические штормы. Теперь на других судах уже внимательно прислушивались К рекомендациям обоих капита нов судов, ставших лидерами в соревновании. Очень многое при кошель ковом промысле зависит от гид роакустика. Олег Иванович ни в чем не может упрекнуть своего акустика Анатолия Гав риловича Голикова. Грамот ный специалист, удостоенный звания лучшего по профессий, он чутко прослушивал толщу воды, точно определял кромку залегания косяка, его размеры, и тогда на мостик поступал доклад: — Справа, курсовой 60, ди станция тысяча метров, косяк. После этого донесения счёт в работе идет на секунды, каж дый матрос должен быть в го товности номер один. И на суд не не было никакой заминки. Иосиф Пуненцев, Иван Бала кин, Василий Смирнов действо вали с предельной четкостью и быстротой. В борьбе за высокие уловы — немалый вклад старшего помощника капитана Виктора Григорьевича Завгороднего, старшего механика Николая Андреевича 'Грунина, третьего механика Виктора Павловича Темяшова и других команди ров производства. А успехи становились G каждым т щ все ощутимее, ОктябрЬ стал месяцем творческого взлета для экипажа «Борислава», 6 этом мёсяце он выловйл 603 тонны рыбы — вдвое больше?; чём моряки «Альбатроса» % % уже до конца рейса не vctjj| пал лидерства, намного опере* жая своих ближайших соперни* нов. И все-таки первое место Й& флоте по итогам решающего года пятилетки было приСуждЩ но экипажу СРТ-р «Дльба,® рос», который в течение всего года добивался высоких пока* зателей. На его счету сеЖ тысяч сверхплановых центнеров рыбы. Капитан Алексей Ивано вич Игнахин награжден орде» ном Трудового Красного Знамён ни. А на. рубке судна £ядом со Словами " «экипаж коммунист? ческого труда имени XJCIV съезда КПСС» зажглась алая звезда победителя. Точно такая же звезда пла менеет и на рубке «Борисла ва». Экипаж, имевший большую задолженность, экипаж, которо му планировался -убыток, вдвое перекрыл задание и дал сверхплановой прибыли более 130 тысяч рублей. По итогам 1973 года он вышел на третье место по вылову рыбы, а по сдаче пищевой продукции — на второе. А помогло этому трудовое соперничество. Сейчас «Борислав» снова в рейсе. Только ведет его капи тан Виктор Григорьевич Завго- родний, тот самый, который еще в минувшем рейсе был старпомом. Много деловых со ветов перед отходом дал сво ему преемнику Олег Иванович Павлов. Доверяй, Григорьевич, людям, но и проверяй, — гово рил он, — контроль, проверка исполнения — главное в ра боте. И, улыбнувшись воспомина нию, добавил: — Заботясь о главном, не забывай и о мелочах. ...Несколько лет пробудет Олег Иванович на берегу. Он поступил на сокращенные кур сы обучения в Мурманском высшем инженерном морском училище. А впереди новые рей сы, новые встречи с друзьями по работе. И, кто знает, мо жет быть, еще придется им вступить в соревнование с Виктором Григорьевичем или со старым другом-соперни- ком Алексеем Ивановичем Иг. нахиным. По-прежнему капитан живо интересуется делами своего коллектива, беспокоится о том, как работает экипаж. А дела у- моряков судна отличные. Об этом еще раз свидетельствует переходящий вымпел Мини стерства рыбного хозяйства 1 страны и центрального комй-: тета профсоюза рабочих пище?; вой промышленности, присуж- * денный коллективу за д осроч- ' нОе выполнение заданий вто-1 рого квартала определяющего года пятилетки. И. КОРОБОВ- Внтебская область. На Лу- комльской ГРЭС поставлен под нагрузку восьмой энергоблок мощностью 300 тысяч кило ватт. С вводом блока в экс плуатацию завершается строи тельство второй очереди ■энергогиганта. К ноябрю 1974 года лукомльские энергетики планируют вывести электро станцию на проектную мощ ность — 2 миллиона 400 ты-4 сяч киловатт. На снимке: монтаж элект рического оборудования на подстанции. Фото А. Церлюкевича. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz