Рыбный Мурман. 1974 г. Сентябрь.

Ф. М. КОРОВИН , секретарь ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности lllllllllilMlllltlllllillHIIIIIIIIIIIMII -- -------- -------------------------------------------------------— — - ОБЩИЕ ЗАДАЧИ :I!!lllillll!llllllllllllllll!!llllll!l!IH H !illI!lllllllllllllllllllllilllllllilllllltlillltllllllllillillililllfllllllll!, lllH llillllllltlllllillllllltlllllH I НАШИ С ТОЛИЦА Заполярного края — город Мур­ манск выбран -центром слета не случайно. Здесь, на Сезере, зарождалась советская рыбная промышленность, океаническое рыболов- - ство, десятки патриотических починов. Мурманчане давали путевку в жизнь новым кораблям, машинам, передовым методам труда и соревнования. В содержатетьнэм докладе заместителя министра - рыбного хозяйства СССР тов. Орлова Михаила Анатольевича *) освещен вклад молодых тружени­ ков рыбного хозяйства в выполнение решений XXIV съезда КПСС и намечены пути дальнейшего улучшения их деятельности в свете задач, выдвину-, тых в приветстви» ЦК КПСС, речи товарища Леони­ да Ильича. Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ. IV слет рыбаков проходит в период, когда про­ мысловики, рыбообработчики, работники береговых - предприятий и рыбаки-колхозники упорно трудят­ ся над выполнением задач, поставленных съездом партии, все шире развертывают соревнование за досрочное выполнение плана 1974 года, который . имеет определяющее значение для успешного за­ верш ения девятой пятилетки. В докладе отмечалось, что на флотах и пред­ приятиях бассейнов рождаются новые почины, ини­ циативы, пересматриваются ранее принятые обя­ зательства и намечаются новые рубежи по досроч­ ному выполнению пятилетнего плана. Н мы с удов­ летворением отмечаем, что по итогам второго квар­ тала из 48 экипажей, завоевавших переходящие вымпелы Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности, 19 комсомольско-молодежных. Среди них РТМ «Взморье» (<-Азчеррыба»), СРТМ «Зубков» (Ка­ лининград), СРТ-р «Борислав» (Мурманск). В речи товарища Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ особо подчеркнуто активное участие комсомольцев и молодежи в социалистиче­ ском соревновании, в движении за коммунистиче­ ское отношение к труду, как одно из важнейших условий воспитания их в коммунистическом духе. И рыбной промышленности присвоено звание кол­ лектива коммунистического труда 4834 судам, це­ хам, бригадам. На судах флота, предприятиях работает 3398 школ коммунистического труда, в которых занима-_ ется 46000 молодых рабочих. Из них 32 тысячи — ударники коммунистического труда. Перед нами стоит задача огромной важности — выполнить ,и перевыполнить план 1974 года. Пар­ т и я призывает нас вложить в это дело частицу сво- Чкго сердца, своей души, ясно рисует те перспекти­ вы, которые открызаЬт перед Страной Советов са моотверженный и творческий труд миллионов. В ЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН называл проф­ союзы школой коммунизма. Определяя зада­ чи комсомола, подчеркивал, что Коммуни­ стический Союз Молодежи должен помогать партии строить коммунизм. Так великий вождь еще на за­ ре Советской власти поставил перед профсоюзами н комсомолом общие задачи. Памятуя об этом, судовые профсоюзные коми­ теты совместно с комитетами комсомола стали ак­ тивнее участвовать в решении вопросов, связанных с улучшением условий труда, быта, учебы и досуга молодых рыбаков. Вот один пример. Какую бы сторону жизни молодых рыбаков Камчатского уп­ равления «Океанрыбфлот» мы ни взяли, здесь ба­ зовый комитет профсоюза и комитет комсомола все вопросы решает сообща: идет ли речь о приеме на работу моряка, о поощрении, о проведении культур- но-массовых мероприятий, подведении итогов со­ циалистического соревнования. Калининградский обком профсоюза и обком ВЛКСМ приложили много энергии к улучшению культурного обслуживания моряков. Обком комсо­ мола выдвинул на руководство к.ультбазой заведую­ щую отделом Нину Татунову, которая сумела орга­ низовать дело так, что Калининградская культбаза стала координирующим центром воспитательной работы и в море и на берегу. По-деловому сотрудничают профсоюзные и ком­ сомольские организации Латвийской, Литовской, Эстонской республик, Приморского, Краснодарского t aeB, Мурманской, Камчатской, Сахалинской, Аст- ханской областей. Центральный Комитет профсоюза, Министерство рыбного хозяйства и ЦК ВЛКСМ за последние годы систематически организуют совместные мероприя­ тия, направленные на повышение трудовой актив­ ности молодежи, улучшение воспитательной рабо­ ты. К АЖДЫЙ ГОД в коллективы предприятий и судов флота вливается молодое поколение. Очень многое зависит от того, как начинает­ ся их трудовой путь в коллективе. Поэтому, проф­ союзным и комсомольским организациям еще мно­ гое предстоит сделать для воспитания у молодежи .чувства: подлинного уважения к рабочему человеку и гордости за свою профессию. Рыбацкая молодежь с честью, продолжает-рево­ люционные, боевые и трудовые традиции старших поколений, умело осваивает опыт и мастерство ве­ теранов и новатвров производства. Большое значение придается 'развернувшемуся в нашей стране движению наставничества, инициато­ ром которого выступил бригадир Ленинградского объединения «Электросила» Герой Социалистиче­ ского Труда Стец5н Степанович Витченко. Сегодня мы с уважением и благодарностью мо­ жем назвать таких наставников, как Героя Социали­ стического Труда капитана СРТ-р «Невельский ком­ сомолец» тов. Никитина, капитана БМРТ «Ян Фаб­ рициус» Героя Социалистического Труда тов. Чу- З г *) (см. «Рыбный Мурман» от 6 сентября с. г.). ляковского, бригадира Астраханского рыболовецко­ го колхоза тов. Круглову. Истинным наставником молодежи является бригадир механико-монтажного неха судоремонтного филиала Севастопольского объединения «Атлантика», член районного комите­ та партии, гтедседатель цехового комитета проф­ союза Всеволод Васильевич Гальченко. Все богат­ ство своей души, огромный жизненный опыт ком­ муниста, рабочего вкладывает бригадир в воспита­ ние молодежи. В его бригаду приходят ребята не с самыми легкими судьбами и характерами. Но брига­ дир, профсоюзная и комсомольская группы помога­ ют им стать передовиками производства. Бригада занимает первое место в социалистическом сорев­ новании в филиале, является образцом дисциплины и поведения в быту. Нам необходимо дальше развивать наставничест­ во, не забывая при этом, что оно имеет целью не только научить трудиться, но и воспитать молодого человека, привить ему лучшие черты славного ра­ бочего класса. П АРТИЯ постоянно обращает наше внимание на необходимость усиления патриотического воспитания молодежи. В докладе Л. И. Брежнева XXIV съезду КПСС получил одобрение Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы со­ ветского народа, в проведении которого активно участвуют молодые рыбаки. Они лучше узнают историю своей страны, учатся, если потребуется, ее защищать. В годы Великой Отечественной войны рыбаки, их жены и дети внесли большой вклад в разгром ненавистного врага. Примеров множество, и вот один из них. В 1943 году в станице Приморско-Ахтарской Краснодарского края состоялся первый слет юных рыбаков Кубани, Дона, и Крыма. На слет приехало 240 подростков. Самому старшему было шестна­ дцать, а самому младшему, Филс Топчиеву — 10 лет. Но все они уже имели немалый рыбацкий и боевой опыт. За самоотверженный труд Родина наградила мно­ гих рыбаков правительственными наградами. Наша рыбацкая молодежь свяго чтит боевые и трудовые дела и продолжает традиции. Начиная с 1968 года, совместно с ЦК ВЛКСМ, Министерст­ вом рыбного хозяйства СССР проведено четыре слета: в Новороссийске, Риге, Калининграде и сейчас, в Мурманске. За этот период количество участников во Всесоюзном походе рыбацкой моло­ дежи выросло с двух до 11 тысяч, созданы музеи истории коллективов, много сделано по увековечи­ ванию боевого и трудового подвига советских ры­ баков. В текущем году наши коллективы включились в шестой этап Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и тру­ довой славы советского народа, посвященный 30-й годовщине победы Советского Союза над гит­ леровской Германией. Интересное и полезное мероприятие провели ко­ митет ЛКСМ и базком объединения «Океан» (Эстония), организовав в период отпусков и отгулов многодневный поход по местам боевой славы 254-го гвардейского имени Александра Матросова и 19-го гвардейского, сибиряков-добровольцев стрелковых корпусов в честь 30-летия освобождения от иемец- ко:фашистских захватчиков Эстонской и Латвий­ ской ССР. Паша главная цель — не ослаблять работу по военно-патриотическому воспитанию рыбацкой мо­ лодежи и заслужить право участия рыбаков в VI Всесоюзном слете, который будет проведен ЦК ВЛКСМ в 1975 году в городе Волгограде. Б л а г о д а р я з а б о т е партии и правительст­ ва создан мощный промысловый флот. Что­ бы им управлять, нужно обладать теорети­ ческими. знаниями, опытом и найыками. Теперь матросЫ, не говоря уж о специалистах, все больше нуждаются в технических знаниях, включающих элементы инженерной подготовки. В. настоящее время каждый пятый работающий в рыбном хозяйстве имеет высшее или среднее об­ разование. XXIV съезд КПСС поставил задачу огромного социального значения — завершить в текущей пя­ тилетке переход ко всеобщему среднему образова­ нию. Важным; звеном-в .решении этой задачи явля­ ются школы рабочей молодежи.' Задача всеобуча может быть урпешно решена при условии кропотливой и конкретной работы профсо­ юзных, хозяйственных; комсомольских организаций, органов народного образования. Этим целям слу­ жит смотр, объявленный ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Министерством просвещения СССР, под девизом: «Каждому молодому труженику — среднее обра­ зование». Там, где налицо согласованность действий всех организаций, там и ощутимее результаты. Так, по главному управлению «Запрыба» учится заочно свыше бъОО человек. В центре внимания этот воп­ рос в республиканских профсоюзных и комсомоль­ ских организациях Латвии, Лкгвы, Эстонии, Кали­ нинграда и Ленинграда. На всех крупнотоннажных судах созданы внештатные консультационные пунк­ ты, к работе привлечены командный состав, препо­ даватели заочных школ. Хороший пример внимательного, заинтересован­ ного отношения к общеобразовательной подготовке н обучению ^рыбаков на промысле проявляют хо­ зяйственные" руководители и общественные орга­ низации Мурманска. Достаточно привести такой пример. Экипаж ППР «Капитан Скорняков» является по­ бедителем смотра по итогам 1973 года и инициато­ ром движения за лучшую постановку общеобразо­ вательной учебы на судах тралового флота. Смот­ ровую комиссию возглавляет капитан-директор тов. Сбежнев. Все 34 моряка, не имеющие среднего образования, обучаются в заочной школе. Здесь о них заботятся, создают необходимые условия. Они распределены по вахтам, сменам с таким расчетом, чтобы имелось время для подготовки к занятиям. На корабле работают шесть общественных кон­ сультантов. Учеба моряков включена в социалисти­ ческие обязательства. Но так работа поставлена не везде. Еще значи­ тельная часть молодежи, не имеющая, среднего об­ разования, не учится. Отдельные руководители, ка­ питаны судов не обеспечивают нормальных условий для занятий, не предоставляют льготы. В АЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ совместной деятельности профсоюзов и комсомола яв­ ляется забота о повышении культурного уровня молодежи, приобщении ее к занятиям худо­ жественной самодеятельностью, к народному твор­ честву, воспитании постоянной потребности в кни­ ге, повышении знаний. Эта работа в условиях спе­ цифики организации труда на флотах требует осо­ бой гибкости, повышенного внимания и индиви­ дуального подхода к человеку, особенно находяще­ муся на промысле. Мы с большим удовлетворением отмечаем, что в киножурналах, печати, по радио, телевидению шп ре и разнообразнее стала отражаться жизнь труже­ ников моря. В поотовых городах выступают гаст­ рольные концертные бригады, театры. Наши клубы, культбазы, спортивные организации проводят те­ матические вечера, читательские конференции, встречи соревнующихся экипажей, тематические экскурсии, выезды на базы отдыха. Повысилось качество передач по Всесоюзному радио, зональных радиостанций «Тихий океан», и «Атлантика». При управлениях баз флотов созданы студии звукозаписи. Министерством ЦК профсоюза и редакцией газеты «Водный транспорт» выпуска­ ется ежемесячно звуковое радиоприложенне «Звез­ да рыбака». На каждом судне есть библиотека, га­ зеты, спортивный и культурный инвентарь. На наш взгляд, базовые комитеты и управления флотов имеют материальную базу для проведения культмассовой и воспитательной работы. Но мы не всегда эффективно используем эти возможности. В нашей действительности еще имеют место прогу­ лы, пьянки, аморальные поступки, неявки к отходу судна, неправильное поведение отдельных моряков в период нахождения в иностранных портах. Без­ условно, это результат наших просчетов в воспита­ тельной и культурно-массовой работе. Воспитание молодежи в духе строгого соблюде­ ния норм коммунистической . морали и нравствен ности остается острейшей задачей. Мы должны сделать более содержательной обще­ ственную жизнь молодежи в коллективе, где она ра­ ботает или учится. Воспитывать ребят и девушек не на готовых лозунгах, а на реальных проблемах, которыми живет судовой экипаж, предприятие, стра­ на. Только при этом условии общественная работа будет вызывать интерес у молодежи. С ТРАНА вступила во второе полугодие опре­ деляющего года пятилетки. В оставшееся время предстоит совершить не меньше, а больше того, что уже--сделано.-И я хочу от имени Президиума Центрального Комитета профсоюза ра­ бочих пищевой промышленности пожелать участни­ кам слета, а в их лице всем работникам рыбной про­ мышленности личного благополучия и больших трудовых успехов на благо нашей великой Родины!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz