Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.
п е р е Af ’У* ’"ГМ1 >■."■■.;-. — ■'■,.т*.■ . . —.. ..-.~г.~ т г Рассказывает Владимир Буланкит У МЕНЯ небольшой стаж плавания на траулере «Алупка» — год. Да и у других моряков почти такой же. Удивляться тут нечему. Эки паж формировали после прихода судна из ремонта летом лрошлого года. Из прежней команды осталось несколько человек. Вспоминаю первые рейсы. Те, кто уже успел по работать здесь, рассказывали: — Ну и вахты были. Поднимем тонну — чуть ли не аврал объявляли для обработки такого улова. Од ним словом, многие матросы имели низкую квали фикацию. Для сравнения скажу: сейчас наша третья вахта за ШБ часа своими силами убирает более двух тонн трески, если, конечно, ассортимент ее хороший. II еще пример. Как-то рыба хорошо шла. Одни упра виться не могли. С лодвахтой и подсобниками, зата рили за три часа рыбным полуфабрикатом одиннад цать «авосек». Считай, без малого суточное зада-' ние. Не сразу, понятно, наступил перелом в работе палубной команды. И не само по себе это произо шло. Хотя, правда, новое пополнение за счет опыт ных моряков сыграло здесь не последнюю роль. Но главное — росли на судне свои кадры. Ходил на «Алупке» матросом-уборщиком Виктор Семенов. В свободное время старался вникнуть в дела матросов-палубников. Научился рубить головы рыбам. А теперь он на нашей вахте штатный голо- ворубщнк, в полной мере справляется' с обязанно стями. Год назад начинал свою работу в рыбном ящике подавальщиком Владимир Царек. При малых уло вах, когда не требуется высокий темп шкерки, Вла димир по согласию товарищей оставлял рыбным ящик и становился за рыбодел со шкерочным но жом. Парень стремился повысить свою квалифика цию, ему помогатш, шли навстречу. Сейчас одним классным матросом на «Ллупке» больше. А значит, сильнее стали вахты — общий выигрыш. Не удиви тельно поэтому, что первенство в соревновании удерживает то одна, то другая вахта. Два рейса под- ряд'^тдировалн мы. Часто победителями оказыва лись ребята Владимира Подобедова. Это хорошая вахта. С Владимиром мы вместе пришли на «Алупку». Сразу наметился четкий порядок определения необходимости подвахты. На пример. подняли мы полторы тонны рыбы. — Справитесь? — спрашивают наши предшест венники. Ориентируемся на ассортимент, время траления, говорим: БОЛЬШОЙ рыбе рады все — Можете отдыхать. Сами осилим. Или: — Приходите на полчаса. Когда уступаем место за рыбоделом первой вах те, моряки знают: они сумели полторы тонны убрать, а мы что, хуже? Вот такая слаженность в работе, без понуканий с мостика, лишнего напоминания хорошо сказывает ся на производительноеги труда. Вахта тянется за вахтой, один ориентируется на другого. Борис Хряпкин, шкерщик, самый старший из нас, но он не собирается отставать от молодых. У нас ни когда не было проблемы с обработкой улова. —• Лишь бы ловилась рыба, лежать в дрейфе не лридется, — говорит моряки. Борьба идет не только за качественную и быст рую разделку рыбы. Один из главных .показателей хорошей работы вахт сокращение времени на спуске, подъеме трала. У нас на это уходит в сред нем 30 минут при нормативе 42 минуты, Выигрыш большой. За счет чего? За счет отличного знания обязанностей, взаимо выручки. Иногда видишь: у товарища что-то засто порилось. Бежишь помогать, не ждешь, пока вахтен ный штурман прикажет. Особое внимание — на про хождение через ролики скоб, вертлюгов. Зацепились — потеряны .минуты. Пе дело! В минувшем рейсе у нас подавальщиком был кур сант мореходного училища. Работа у него трудна;-;, а если нет сноровки, то совсем беда. Можно было бы шкерщикам только покрикивать на пария, мол, пошевеливайся. Но мы-то знали: этим не поможешь. И выходил из-за рыбодела Иван Соловьев, я, наво дили порядок в ящике, показывали, как лучше де лать. Такое и при чинке трала. Вахтенный мастер по добыче возится с кутком, а мы дырочку «заштопа ли», привязку закрепили. Смотришь, орудие лова без задержки ушло в воду. Все быстро, без лишне го шума, нервотрепки. И тут надо отдать должное руководителю вахты старшему помощнику капита на Хейни Оскаровичу Воолу. Все его команды Hfif: кие, спокойные. И рыбак старпом стоящий. Мы иногда шутим: — Оскарович, сверни в сторону. А то опять на подвахту нам наловишь. шутка есть шутке. Большой рыбе рады все. На снимке: старшина третьей вахты В. Г. Буланкик. Г Н а б о р т у — п о р я д о к Штурманская служба — организатор и руководитель всех производственных дел на любом рыбацком судне. Одним словом, все начина ется с мостика. Если на нем порядок, значит, гарантиро ван общий успех экипажа. Именно такой порядок уста‘- новлен на «Алупке». Чтобы полнее представить работу судоводителей, их вклад в достижение коллек тивом высоких промыслозо- экономических показателей, приведем мнения флотских и судовых специалистов. Справка службы мореплавания флота Отличные результаты ра боты моряков «Алупки» до стигнуты прежде всего за счет высокой культуры про мыслового судовождения, анализа промысловой обста новки в районах Баренцева моря и знания условий лова здесь. В части судовождения штурманский состав посто янно определяет местона хождение судна с высокой точностью, учитывая пере мещения скоплений рыбы, все время находится в ме стах наибольшей концентра ции. При работе у берегов штурманы добиваются высо кой точности судовождения путем очень частого опреде ления места судна по двум углам трех предметов, что позволяет избегать порызоз трала и иметь хорошие уло вы рыбы. В открытом море частые определения астро- - комическими и радиотехни ческими средствами позво ляют удерживаться на мощ ных косяках рыбы». Рассказывает капитан Л. И. Незговоров т- Подготовку судна к рейсу начинаем во время междурейсовой стоянки. Для каждого штурмана ставятся определенные задачи соглас но своим обязанностям. При выходе из порта су доводители знакомятся с рейсовым заданием, с осо бенностями предстоящего плавания. На пути следова ния к месту промысла в Ба ренцевом море обсуждаем получаемую информацию промысловых судов, для то- гб, чтобы иметь полное представление о районе, в котором предстоит работать. Штурманский состав прово дит совещания по вахтам й ставит конкретные задачи перёд каждый моряком, за остряет особое внимание на соблюдении всех правил предосторожности при рабо те с тралом, выполнении Правил техники безопасно сти. Четыре фактора опреде ляют успех экйпажа: отлич ное промысловое судовожде- оперативность пере стройки на промысле: ис правность орудий лова; пра вильная организация работы С тралом и при обработке ры0ы. С первого дня судоводите ли добиваются, чтобы все траления были прицельные. С этой целью в полной .ме ре используем рыбопоиско вую аппаратуру, информа цию рядом работающих су дов.' Точку спуска трала оп ределяем вблизи тех РТ, ко торые ийёют наилучшйе уловы. При подъеме и спу ске первого трала присутст вуют все штурманы. В дальнейшем при спаде уловов в нашем районе, имея информацию о других, учитывая опыт прошлых лёт, ‘ определяем более пер спективные квадраты и гут же переходим туда. Большое внимание судо водительский состав уделяет вопросу безаварийной рабо ты орудий лова. Главное — правильно спустить, поднять трал, знать места возмож ных задевов, определить вре мя траления в зависимости от грунтовых условий. Промышляя в группе в сложных метеорологических условиях, а также на пере ходах строго соблюдаем ППСС и правила совместно го плавания. Неуклонно со блюдаем рекомендованные курсы тралений, при плохой видимости или других об стоятельствах-, затрудняю щих судовождение, на мо стик вызываем подвахтенно го штурмана. Все меры пред осторожности соблюдаем при бесконтактной передаче уло ва на плавбазу. Справка отдела связи флота «На «Алупке» установле ны новый гидролокатор и эхолот «Кальмар», что со здает благоприятные усло вия для успешного прицель ного облова рыбы. Эти при боры могут работать одно временно, не создавая по мех друг другу, при умелой их настройке и правильной эксплуатации, позволяют с большой точностью опреде лить местонахождение рыб ных скоплений. На 15 траулерах этого типа установлены подобные приборы. Однако добиться эффективных результатов не удается. Опыт работы экипажа «Алупки»' необхо димо внедрить на всех су дах». Замечание старшего помощника капитана X. О. Воола — Действительно, при промысле на малых глуби нах мы добиваемся эффек тивности использования но вого гидролокатора. Наст роен он был при ремонте суд на в Таллине. К сожалению, сейчас прибор не дает преж него эффекта. Так произо шло после того, как его кос нулись руки специалистов нашего СРЗ-1. Видимо, они имеют недостаточную квали фикацию. Да и сама прак тика настройки промысловой аппаратуры у причала в кор не неправильна. Группа передовых моряков судна: слева направо: вто рой штурман М. И. Бухаров, матрос первого класса В. II, Царек, третий механик А. Г, Киприн. I Фото Б ..Щ у к и н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz