Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.

п е р е Af ’У* ’"ГМ1 >■."■■.;-. — ■'■,.т*.■ . . —.. ..-.~г.~ т г Рассказывает Владимир Буланкит У МЕНЯ небольшой стаж плавания на траулере «Алупка» — год. Да и у других моряков почти такой же. Удивляться тут нечему. Эки­ паж формировали после прихода судна из ремонта летом лрошлого года. Из прежней команды осталось несколько человек. Вспоминаю первые рейсы. Те, кто уже успел по­ работать здесь, рассказывали: — Ну и вахты были. Поднимем тонну — чуть ли не аврал объявляли для обработки такого улова. Од­ ним словом, многие матросы имели низкую квали­ фикацию. Для сравнения скажу: сейчас наша третья вахта за ШБ часа своими силами убирает более двух тонн трески, если, конечно, ассортимент ее хороший. II еще пример. Как-то рыба хорошо шла. Одни упра­ виться не могли. С лодвахтой и подсобниками, зата­ рили за три часа рыбным полуфабрикатом одиннад­ цать «авосек». Считай, без малого суточное зада-' ние. Не сразу, понятно, наступил перелом в работе палубной команды. И не само по себе это произо­ шло. Хотя, правда, новое пополнение за счет опыт­ ных моряков сыграло здесь не последнюю роль. Но главное — росли на судне свои кадры. Ходил на «Алупке» матросом-уборщиком Виктор Семенов. В свободное время старался вникнуть в дела матросов-палубников. Научился рубить головы рыбам. А теперь он на нашей вахте штатный голо- ворубщнк, в полной мере справляется' с обязанно­ стями. Год назад начинал свою работу в рыбном ящике подавальщиком Владимир Царек. При малых уло­ вах, когда не требуется высокий темп шкерки, Вла­ димир по согласию товарищей оставлял рыбным ящик и становился за рыбодел со шкерочным но­ жом. Парень стремился повысить свою квалифика­ цию, ему помогатш, шли навстречу. Сейчас одним классным матросом на «Ллупке» больше. А значит, сильнее стали вахты — общий выигрыш. Не удиви­ тельно поэтому, что первенство в соревновании удерживает то одна, то другая вахта. Два рейса под- ряд'^тдировалн мы. Часто победителями оказыва­ лись ребята Владимира Подобедова. Это хорошая вахта. С Владимиром мы вместе пришли на «Алупку». Сразу наметился четкий порядок определения необходимости подвахты. На­ пример. подняли мы полторы тонны рыбы. — Справитесь? — спрашивают наши предшест­ венники. Ориентируемся на ассортимент, время траления, говорим: БОЛЬШОЙ рыбе рады все — Можете отдыхать. Сами осилим. Или: — Приходите на полчаса. Когда уступаем место за рыбоделом первой вах­ те, моряки знают: они сумели полторы тонны убрать, а мы что, хуже? Вот такая слаженность в работе, без понуканий с мостика, лишнего напоминания хорошо сказывает­ ся на производительноеги труда. Вахта тянется за вахтой, один ориентируется на другого. Борис Хряпкин, шкерщик, самый старший из нас, но он не собирается отставать от молодых. У нас ни­ когда не было проблемы с обработкой улова. —• Лишь бы ловилась рыба, лежать в дрейфе не лридется, — говорит моряки. Борьба идет не только за качественную и быст­ рую разделку рыбы. Один из главных .показателей хорошей работы вахт сокращение времени на спуске, подъеме трала. У нас на это уходит в сред­ нем 30 минут при нормативе 42 минуты, Выигрыш большой. За счет чего? За счет отличного знания обязанностей, взаимо­ выручки. Иногда видишь: у товарища что-то засто­ порилось. Бежишь помогать, не ждешь, пока вахтен­ ный штурман прикажет. Особое внимание — на про­ хождение через ролики скоб, вертлюгов. Зацепились — потеряны .минуты. Пе дело! В минувшем рейсе у нас подавальщиком был кур­ сант мореходного училища. Работа у него трудна;-;, а если нет сноровки, то совсем беда. Можно было бы шкерщикам только покрикивать на пария, мол, пошевеливайся. Но мы-то знали: этим не поможешь. И выходил из-за рыбодела Иван Соловьев, я, наво­ дили порядок в ящике, показывали, как лучше де­ лать. Такое и при чинке трала. Вахтенный мастер по добыче возится с кутком, а мы дырочку «заштопа­ ли», привязку закрепили. Смотришь, орудие лова без задержки ушло в воду. Все быстро, без лишне­ го шума, нервотрепки. И тут надо отдать должное руководителю вахты старшему помощнику капита­ на Хейни Оскаровичу Воолу. Все его команды Hfif: кие, спокойные. И рыбак старпом стоящий. Мы иногда шутим: — Оскарович, сверни в сторону. А то опять на подвахту нам наловишь. шутка есть шутке. Большой рыбе рады все. На снимке: старшина третьей вахты В. Г. Буланкик. Г Н а б о р т у — п о р я д о к Штурманская служба — организатор и руководитель всех производственных дел на любом рыбацком судне. Одним словом, все начина­ ется с мостика. Если на нем порядок, значит, гарантиро­ ван общий успех экипажа. Именно такой порядок уста‘- новлен на «Алупке». Чтобы полнее представить работу судоводителей, их вклад в достижение коллек­ тивом высоких промыслозо- экономических показателей, приведем мнения флотских и судовых специалистов. Справка службы мореплавания флота Отличные результаты ра­ боты моряков «Алупки» до­ стигнуты прежде всего за счет высокой культуры про­ мыслового судовождения, анализа промысловой обста­ новки в районах Баренцева моря и знания условий лова здесь. В части судовождения штурманский состав посто­ янно определяет местона­ хождение судна с высокой точностью, учитывая пере­ мещения скоплений рыбы, все время находится в ме­ стах наибольшей концентра­ ции. При работе у берегов штурманы добиваются высо­ кой точности судовождения путем очень частого опреде­ ления места судна по двум углам трех предметов, что позволяет избегать порызоз трала и иметь хорошие уло­ вы рыбы. В открытом море частые определения астро- - комическими и радиотехни­ ческими средствами позво­ ляют удерживаться на мощ­ ных косяках рыбы». Рассказывает капитан Л. И. Незговоров т- Подготовку судна к рейсу начинаем во время междурейсовой стоянки. Для каждого штурмана ставятся определенные задачи соглас­ но своим обязанностям. При выходе из порта су­ доводители знакомятся с рейсовым заданием, с осо­ бенностями предстоящего плавания. На пути следова­ ния к месту промысла в Ба­ ренцевом море обсуждаем получаемую информацию промысловых судов, для то- гб, чтобы иметь полное представление о районе, в котором предстоит работать. Штурманский состав прово­ дит совещания по вахтам й ставит конкретные задачи перёд каждый моряком, за­ остряет особое внимание на соблюдении всех правил предосторожности при рабо­ те с тралом, выполнении Правил техники безопасно­ сти. Четыре фактора опреде­ ляют успех экйпажа: отлич­ ное промысловое судовожде- оперативность пере­ стройки на промысле: ис­ правность орудий лова; пра­ вильная организация работы С тралом и при обработке ры0ы. С первого дня судоводите­ ли добиваются, чтобы все траления были прицельные. С этой целью в полной .ме­ ре используем рыбопоиско­ вую аппаратуру, информа­ цию рядом работающих су­ дов.' Точку спуска трала оп­ ределяем вблизи тех РТ, ко­ торые ийёют наилучшйе уловы. При подъеме и спу­ ске первого трала присутст­ вуют все штурманы. В дальнейшем при спаде уловов в нашем районе, имея информацию о других, учитывая опыт прошлых лёт, ‘ определяем более пер­ спективные квадраты и гут же переходим туда. Большое внимание судо­ водительский состав уделяет вопросу безаварийной рабо­ ты орудий лова. Главное — правильно спустить, поднять трал, знать места возмож­ ных задевов, определить вре­ мя траления в зависимости от грунтовых условий. Промышляя в группе в сложных метеорологических условиях, а также на пере­ ходах строго соблюдаем ППСС и правила совместно­ го плавания. Неуклонно со­ блюдаем рекомендованные курсы тралений, при плохой видимости или других об­ стоятельствах-, затрудняю­ щих судовождение, на мо­ стик вызываем подвахтенно­ го штурмана. Все меры пред­ осторожности соблюдаем при бесконтактной передаче уло­ ва на плавбазу. Справка отдела связи флота «На «Алупке» установле­ ны новый гидролокатор и эхолот «Кальмар», что со­ здает благоприятные усло­ вия для успешного прицель­ ного облова рыбы. Эти при­ боры могут работать одно­ временно, не создавая по­ мех друг другу, при умелой их настройке и правильной эксплуатации, позволяют с большой точностью опреде­ лить местонахождение рыб­ ных скоплений. На 15 траулерах этого типа установлены подобные приборы. Однако добиться эффективных результатов не удается. Опыт работы экипажа «Алупки»' необхо­ димо внедрить на всех су­ дах». Замечание старшего помощника капитана X. О. Воола — Действительно, при промысле на малых глуби­ нах мы добиваемся эффек­ тивности использования но­ вого гидролокатора. Наст­ роен он был при ремонте суд­ на в Таллине. К сожалению, сейчас прибор не дает преж­ него эффекта. Так произо­ шло после того, как его кос­ нулись руки специалистов нашего СРЗ-1. Видимо, они имеют недостаточную квали­ фикацию. Да и сама прак­ тика настройки промысловой аппаратуры у причала в кор­ не неправильна. Группа передовых моряков судна: слева направо: вто­ рой штурман М. И. Бухаров, матрос первого класса В. II, Царек, третий механик А. Г, Киприн. I Фото Б ..Щ у к и н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz