Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.

К у р с о м Т Е Х Н И К А И ТЕХНОЛО ГИЯ П РОИ ЗВО ДС ТВА РЫ БНО Й П Р О Д У К Ц И И П РЕДЛОЖЕНИЯ, указанные здесь, приняты к внедре­ нию или внедрены на ко­ раблях Мурманского тралового флота. 1. Установка капролоноаых вту­ лок а шестеренчатом топливо- подкачиаающем насосе вспомога­ тельных ДГ 6ДМ25-МТВК-40. Ав­ тор тов. Смирнов А, Е. На судах типа «Грумант» в ше­ стеренчатом топливоподкачиваю- ^р «м касьсе вспомогательных ДГ иитенсипно изнашиваются вали­ ки шестерен. Автором предложе- Автором предложено устано­ вить змеевик в ванну глазуровоч- ной машины и подвести к нему рассол от рассольной системы льдогенератора. В результате че­ го вода охлаждается до 1—2еС. I. Замена стальных пластинча­ тых пружин на питателях мельниц на капроновые. Автор тов. Рож­ ков В. Г. На судах типа «Грумант» пита­ тель мельницы РМУ работает на четырех стальных пластинчатых пружинах и связан с муфтой, эксцентрично насаженной на вал но установить в корпус и крышку насоса втулки из капролона. Для запрессовки капролоновых втулок отверстие в корпусе рас­ сверливают до диаметра 30 мм. Место посадки втулки в крышке для точности растачивают в оп­ равке на токарном станке. 2. Изменение конструкции отра­ жателя компенсатора сильфонно- го типа двигателей ППР типа «Гру­ мант». Автор тов Маюров Е. П. Отражатели компенсаторов вы­ хлопных газов изготовлены из двух частей, в результате чего происходит выбрасывание газов через отверстия в отражателе на гофры сильфона компенсатора, Чфетому происходит их обгорание и разрыв. Автором предложено изготовить новые отражатели на всю длину компенсатора (материал — сталь XI8H9T-1.5—2,0 мм) и при­ варить их к одному из фланцев компенсатора электродами марки УОНИ 13/НЖ или 0 3 Л-8. Это предотвратит прямое попадание газов на гофры и их преждевре­ менный выход из строя. 3. Изменение геометрии конуса топливных трубок. Автор тов. Шаров В. А. Обычный конус топливных тру­ бок а результате вибрации и де­ тонации выходит из строя. На ко­ нусе вырисовывается четкая гра­ ница между рабочей и нерабочей частями в виде уступа, создаются неплотности и пропуски топлива. Ремонту такой конус не подле­ жит. Автором предложен конус с редиальной канавкой у наиболь­ шего диаметра рабочей поверх* кости, дающей возможность мно­ гократного ремонта за счет пои- тирания рабочей поверхности. 4. Подвод рассольной системы в ванну глазуровочной машины. Автор тов. Иткик Б. С. На судах типа ППР вода в ван- глазуровочных машин имеет температуру 16—20° С, что сни­ жает качество глазуровки. Для глазуровки используется прес­ ная вода с температурой 1—2" С. электромотора посредством тяги. В процессе эксплуатации стальные пластинчатые пружины часто вы­ ходят из строя из-за коррозии. Автором предложено стальные пластины заменить на капроновые толщиной 5 мм. Предложение внедрено на ППР «Копдор». капроновые пружины работают надежно. 6. Усовершенствование клапанов в системе санитарной забортной воды. Автор тов. Овчаренко И. А. Клапаны, установленные в систе­ ме санитаоной забортной воды на судах типа «Грумант», часто не осуществляют полного закрытия, и вода из пневмоцистерны уходит за борт В процессе работы про­ исходит отложение солей на уп­ лотнительном кольце и шток за­ едает, а результате чего основной клапан не закрывается. Автором предложено снять уплотнительные кольца на штоках клапанов. 7. Подвод острого пара для очи­ стки шнека подачи сырья ■ ва- рильник. Автор тов. Контарев И. Д. При эксплуатации РМУ на судах типа «Павлово» засоряется конце­ вая часть шнека подачи сырья в варильник. Автором предложено к конце­ вой части шнека подвести острый пар от коллектора РМУ для очи­ стки шнека. I. Поворотная балка для смены патрона токарного станка. Автор тов Воронцов В. А. На судах флота при замене че­ тырехкулачковых патронов на то­ карных станках из-за их большо­ го веса требуются значительные усилия. Автором предложено изгото­ вить из трубы диаметром 108 мм поворотную балку, закреплен­ ную на переборке. При смене патрона балка поворачивается и патрон подводится к шпинделю станка. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер- отдела рационализации и тех­ нической информации. НУЖНА В АЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ техниче­ ского прогресса в рыбообрабатываю­ щей отрасли является универсализа­ ция конструкций рыборазделочных машин. Разделка рыбы — один из важнейших участков рыбообрабатывающего производст­ ва Он сложен не только технологически. Ус­ ловия эксплуатации рыборазделочных машин как на судах рыбопромыслового флота, так и и на береговых рыбообрабатывающих пред­ приятиях требуют от них высоких технико-эко­ номических показателей. На современном этапе при росте разнооб­ разия сырья рыборазделочная техника, одна­ ко, не всегда соответствует нуждам произ­ водства и требованиям, предъявляемым н ры­ боразделочной технике будущего. Рыборазде­ лочная техника создается на основе сло­ жившихся/ в конструкторском деле опыта и традиций. То же можно сказать и о рациона­ лизаторстве. Нередки случаи, когда применя­ ют экономически не оправданные методы ко пирования для создания рыборазделочной тех­ ники. Помимо того, что они малоэффективны, они сдерживают инженерный поиск лучших решений, а следовательно, влекут за собой от­ ставание в области создания новой рыборазде­ лочной техники. Развитие техники и технологии машинной разделки рыбы уже дало немало технических решений на уровне изобретений и рационали­ заторских предложений. На данном этапе сле­ дует теоретически осмыслить этот материал, выделить основные принципы механизации, автоматизации разделки рыбы, а также прин­ ципы практической оценки технологий и тех­ ники. Новое в технике всегда несет в себе неко­ торые черты старого и базируется на предше­ ствующем опыте. Поэтому для каждой закон­ ченной разработки следует указывать авторов технических идей, которые способствовали ее созданию. Так, например, в ЦПКТБ главка «Севрыба» было разработано универсальное филетировочное устройство. Его созданию способствовали технические идеи, предложен­ ные рационализаторами Эстонского рыбопро­ мышленного производственного объединения «Океан» и некоторых других организаций. Наряду с дальнейшим совершенствованием существующей системы рыборазделочных ма­ шин (конвейерного, карусельного и барабан­ ного типов) необходимо искать и принципиаль­ но новые пути развития рыборазделочной техники, максимально приспособленной к различным условиям рыбообрабатывающего производства. По мнению ряда специалистов, наиболее перспективным направлением является соз­ дание универсальной многооперационной ры­ боразделочной машины на основе одноопе­ рационных универсальных устройств. Причем последние должны быть пригодны как для встраивания их в универсальную машину, так и для самостоятельной эксплуатации в виде средств малой механизации при разделке раз­ нообразного сырья. В этой связи следует еще раз вернуться к вопросу о том, что понимать под универсаль­ ной машиной. Как нами установлено, доста­ точно объективная оценка для определения степени универсальности рыборазделочных машин достигается путем сочетания двух па­ раметров сырья — возможный диапазон из­ менения длины обрабатываемых рыб и соот­ ветствующее расхождение геометрической формы их тела. При создании универсальных одноопераци­ онных устройств необходимо учитывать сле­ дующее: конструкция устройств не должна зависеть от длины и формы тела рыбы; в зоне обработки рыба должна перемещать­ ся в направлении, соответствующем оси ее тела; УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА В е н т и л я т о р ы р а б о т а ю т а в т о м а т и ч е с к и На судах проекта 394 во время работы холодильной установки согласно схеме № 1 (см. рис.) срабатывание на открытие соле­ ноидных вентилей, установленных на входе жидкого хладоагента ■ батареи морозильных камер, осу­ ществляется лишь после запуска всех четырех вентиляторов моро­ зильной камеры. Такая схема под­ ключения крайне неудобна в экс­ плуатации морозильных камер при малой м средней интенсив­ ности и загрузке туннелей, так как часто приходится работать на один из туннелей какой-либо ка­ меры. В этом случае вентиляторы работают на незагруженные тун­ нели. Рефмеханик БМРТ Корот­ ков Б. П. предложил включение вентиляторов холодильных камер по схеме N8 2, обеспечивающей автономную работу вентиляторов. По данной схеме заполнение батарей хладоагентом полностью контролируется средствами ав­ томатики, установленной на суд­ не. В то же время исключается ра­ бота вентиляторов на пустые туннели. Экономится электро­ энергия, моторесурс компрессо­ ров. Данное предложение испы­ тано и показало хорошие резуль­ таты. Условные обозначения схемы: ТР — контакты транзисторного реле. СВ — соленоидный вентиль. ПВ — втягивающая катушка пу­ скателя. Г. ГУНИН, старший инженер тех­ отдела управления «Мурман- сельдь». длина рабочей зоны обработки рыбы долж­ на быть минимальной и составлять лишь часть величины рыбы; должна быть обеспечена возможность под- наладки рабочих органов на соответствующую форму липин реза или режим разделки; устройство должно иметь индивидуальный привод и систему автоматического управле­ ния рабочих органов в соответствии с опти­ мальными параметрами разделки рыбы. Первые итоги экспериментальных работ свидетельствуют о том, что создание таких универсальных устройств возможно и экономи­ чески целесообразно. Кроме того, упрощается задача по созданию инженерных методов по­ строения конструкции таких устройств и средств автоматического управления режима­ ми их работы. Благодаря разработке общей методики для построения универсальных устройств станет возможной целенаправленная работа специа­ листов разных профилей, в том числе произ- водственников-рационализаторов. Эти устройства можно осваивать, последова­ тельно приближаясь к условиям производства, т. е. в ходе проектирования устройств, по мере накопления данных о производственных испы­ таниях, а также рационализаторских предло­ жений, снова и снова возвращаясь к уже про­ деланной работе. Такое кажущееся повторение на самом деле является наиболее рациональ­ ным подходом при создании универсальных устройств- именно таким путем будут накап­ ливаться необходимые сведения о самом ма­ шинном процессе разделки рыбы различных видов и размеров и создаваться устройства, максимально приближающиеся к требованиям производства. Одновременно это позволит все шире механизировать ручные операции по разделке разнообразного сырья. С другой стороны, принцип проектирования универсальной рыборазделочной машины из однооперационных встраиваемых устройств позволит непрерывно совершенствовать кон­ струкцию не всей машины в целом, а лишь устаревшего узла. Кроме того, отдельные уни­ версальные устройства могут создаваться так­ же с учетом требований механизации рабочих операций для других отраслей производства. Следовательно, создание все более совер­ шенной рыборазделочной техники возможно на основе коллективного труда, использования достижений науки и производственного опыта. Ведущим принципом при создании такой тех­ н ики следует считать принцип проектирова­ ния универсальной рыборазделочной машины, собираемой из однооперационных устройств. Лауреат Государственной премии, кандидат технических наук А. ТЕРЕНТЬЕВ, ВНИРО, А. ДРУСЕЯК к М. АБОЛТННЬШ . ЦПКТБ главка «Запрыба». u i i i i i i i i i i i l l l l i l l l l l l l H l l i l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l = В Приспособление для обработки рыбыъ изготовленное моряками ППР «Буссоль». Схемо -W 1- ПВ Г£> L X t , м-/щоея Д л я « Г р у ш а » -^Польскими инженерами запатентовано приспо­ соблен»*, которое можно установить временно N i Ш в о м корабле. Оме придает с к о р о с т и корпусу обтекаемость и обеспечивает дополни­ тельное увеличение скорссти. Внешне приспособ­ ление напоминает нечто среднее между головой кита и грушей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz