Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.
К у р с о м Т Е Х Н И К А И ТЕХНОЛО ГИЯ П РОИ ЗВО ДС ТВА РЫ БНО Й П Р О Д У К Ц И И П РЕДЛОЖЕНИЯ, указанные здесь, приняты к внедре нию или внедрены на ко раблях Мурманского тралового флота. 1. Установка капролоноаых вту лок а шестеренчатом топливо- подкачиаающем насосе вспомога тельных ДГ 6ДМ25-МТВК-40. Ав тор тов. Смирнов А, Е. На судах типа «Грумант» в ше стеренчатом топливоподкачиваю- ^р «м касьсе вспомогательных ДГ иитенсипно изнашиваются вали ки шестерен. Автором предложе- Автором предложено устано вить змеевик в ванну глазуровоч- ной машины и подвести к нему рассол от рассольной системы льдогенератора. В результате че го вода охлаждается до 1—2еС. I. Замена стальных пластинча тых пружин на питателях мельниц на капроновые. Автор тов. Рож ков В. Г. На судах типа «Грумант» пита тель мельницы РМУ работает на четырех стальных пластинчатых пружинах и связан с муфтой, эксцентрично насаженной на вал но установить в корпус и крышку насоса втулки из капролона. Для запрессовки капролоновых втулок отверстие в корпусе рас сверливают до диаметра 30 мм. Место посадки втулки в крышке для точности растачивают в оп равке на токарном станке. 2. Изменение конструкции отра жателя компенсатора сильфонно- го типа двигателей ППР типа «Гру мант». Автор тов Маюров Е. П. Отражатели компенсаторов вы хлопных газов изготовлены из двух частей, в результате чего происходит выбрасывание газов через отверстия в отражателе на гофры сильфона компенсатора, Чфетому происходит их обгорание и разрыв. Автором предложено изготовить новые отражатели на всю длину компенсатора (материал — сталь XI8H9T-1.5—2,0 мм) и при варить их к одному из фланцев компенсатора электродами марки УОНИ 13/НЖ или 0 3 Л-8. Это предотвратит прямое попадание газов на гофры и их преждевре менный выход из строя. 3. Изменение геометрии конуса топливных трубок. Автор тов. Шаров В. А. Обычный конус топливных тру бок а результате вибрации и де тонации выходит из строя. На ко нусе вырисовывается четкая гра ница между рабочей и нерабочей частями в виде уступа, создаются неплотности и пропуски топлива. Ремонту такой конус не подле жит. Автором предложен конус с редиальной канавкой у наиболь шего диаметра рабочей поверх* кости, дающей возможность мно гократного ремонта за счет пои- тирания рабочей поверхности. 4. Подвод рассольной системы в ванну глазуровочной машины. Автор тов. Иткик Б. С. На судах типа ППР вода в ван- глазуровочных машин имеет температуру 16—20° С, что сни жает качество глазуровки. Для глазуровки используется прес ная вода с температурой 1—2" С. электромотора посредством тяги. В процессе эксплуатации стальные пластинчатые пружины часто вы ходят из строя из-за коррозии. Автором предложено стальные пластины заменить на капроновые толщиной 5 мм. Предложение внедрено на ППР «Копдор». капроновые пружины работают надежно. 6. Усовершенствование клапанов в системе санитарной забортной воды. Автор тов. Овчаренко И. А. Клапаны, установленные в систе ме санитаоной забортной воды на судах типа «Грумант», часто не осуществляют полного закрытия, и вода из пневмоцистерны уходит за борт В процессе работы про исходит отложение солей на уп лотнительном кольце и шток за едает, а результате чего основной клапан не закрывается. Автором предложено снять уплотнительные кольца на штоках клапанов. 7. Подвод острого пара для очи стки шнека подачи сырья ■ ва- рильник. Автор тов. Контарев И. Д. При эксплуатации РМУ на судах типа «Павлово» засоряется конце вая часть шнека подачи сырья в варильник. Автором предложено к конце вой части шнека подвести острый пар от коллектора РМУ для очи стки шнека. I. Поворотная балка для смены патрона токарного станка. Автор тов Воронцов В. А. На судах флота при замене че тырехкулачковых патронов на то карных станках из-за их большо го веса требуются значительные усилия. Автором предложено изгото вить из трубы диаметром 108 мм поворотную балку, закреплен ную на переборке. При смене патрона балка поворачивается и патрон подводится к шпинделю станка. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер- отдела рационализации и тех нической информации. НУЖНА В АЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ техниче ского прогресса в рыбообрабатываю щей отрасли является универсализа ция конструкций рыборазделочных машин. Разделка рыбы — один из важнейших участков рыбообрабатывающего производст ва Он сложен не только технологически. Ус ловия эксплуатации рыборазделочных машин как на судах рыбопромыслового флота, так и и на береговых рыбообрабатывающих пред приятиях требуют от них высоких технико-эко номических показателей. На современном этапе при росте разнооб разия сырья рыборазделочная техника, одна ко, не всегда соответствует нуждам произ водства и требованиям, предъявляемым н ры боразделочной технике будущего. Рыборазде лочная техника создается на основе сло жившихся/ в конструкторском деле опыта и традиций. То же можно сказать и о рациона лизаторстве. Нередки случаи, когда применя ют экономически не оправданные методы ко пирования для создания рыборазделочной тех ники. Помимо того, что они малоэффективны, они сдерживают инженерный поиск лучших решений, а следовательно, влекут за собой от ставание в области создания новой рыборазде лочной техники. Развитие техники и технологии машинной разделки рыбы уже дало немало технических решений на уровне изобретений и рационали заторских предложений. На данном этапе сле дует теоретически осмыслить этот материал, выделить основные принципы механизации, автоматизации разделки рыбы, а также прин ципы практической оценки технологий и тех ники. Новое в технике всегда несет в себе неко торые черты старого и базируется на предше ствующем опыте. Поэтому для каждой закон ченной разработки следует указывать авторов технических идей, которые способствовали ее созданию. Так, например, в ЦПКТБ главка «Севрыба» было разработано универсальное филетировочное устройство. Его созданию способствовали технические идеи, предложен ные рационализаторами Эстонского рыбопро мышленного производственного объединения «Океан» и некоторых других организаций. Наряду с дальнейшим совершенствованием существующей системы рыборазделочных ма шин (конвейерного, карусельного и барабан ного типов) необходимо искать и принципиаль но новые пути развития рыборазделочной техники, максимально приспособленной к различным условиям рыбообрабатывающего производства. По мнению ряда специалистов, наиболее перспективным направлением является соз дание универсальной многооперационной ры боразделочной машины на основе одноопе рационных универсальных устройств. Причем последние должны быть пригодны как для встраивания их в универсальную машину, так и для самостоятельной эксплуатации в виде средств малой механизации при разделке раз нообразного сырья. В этой связи следует еще раз вернуться к вопросу о том, что понимать под универсаль ной машиной. Как нами установлено, доста точно объективная оценка для определения степени универсальности рыборазделочных машин достигается путем сочетания двух па раметров сырья — возможный диапазон из менения длины обрабатываемых рыб и соот ветствующее расхождение геометрической формы их тела. При создании универсальных одноопераци онных устройств необходимо учитывать сле дующее: конструкция устройств не должна зависеть от длины и формы тела рыбы; в зоне обработки рыба должна перемещать ся в направлении, соответствующем оси ее тела; УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА В е н т и л я т о р ы р а б о т а ю т а в т о м а т и ч е с к и На судах проекта 394 во время работы холодильной установки согласно схеме № 1 (см. рис.) срабатывание на открытие соле ноидных вентилей, установленных на входе жидкого хладоагента ■ батареи морозильных камер, осу ществляется лишь после запуска всех четырех вентиляторов моро зильной камеры. Такая схема под ключения крайне неудобна в экс плуатации морозильных камер при малой м средней интенсив ности и загрузке туннелей, так как часто приходится работать на один из туннелей какой-либо ка меры. В этом случае вентиляторы работают на незагруженные тун нели. Рефмеханик БМРТ Корот ков Б. П. предложил включение вентиляторов холодильных камер по схеме N8 2, обеспечивающей автономную работу вентиляторов. По данной схеме заполнение батарей хладоагентом полностью контролируется средствами ав томатики, установленной на суд не. В то же время исключается ра бота вентиляторов на пустые туннели. Экономится электро энергия, моторесурс компрессо ров. Данное предложение испы тано и показало хорошие резуль таты. Условные обозначения схемы: ТР — контакты транзисторного реле. СВ — соленоидный вентиль. ПВ — втягивающая катушка пу скателя. Г. ГУНИН, старший инженер тех отдела управления «Мурман- сельдь». длина рабочей зоны обработки рыбы долж на быть минимальной и составлять лишь часть величины рыбы; должна быть обеспечена возможность под- наладки рабочих органов на соответствующую форму липин реза или режим разделки; устройство должно иметь индивидуальный привод и систему автоматического управле ния рабочих органов в соответствии с опти мальными параметрами разделки рыбы. Первые итоги экспериментальных работ свидетельствуют о том, что создание таких универсальных устройств возможно и экономи чески целесообразно. Кроме того, упрощается задача по созданию инженерных методов по строения конструкции таких устройств и средств автоматического управления режима ми их работы. Благодаря разработке общей методики для построения универсальных устройств станет возможной целенаправленная работа специа листов разных профилей, в том числе произ- водственников-рационализаторов. Эти устройства можно осваивать, последова тельно приближаясь к условиям производства, т. е. в ходе проектирования устройств, по мере накопления данных о производственных испы таниях, а также рационализаторских предло жений, снова и снова возвращаясь к уже про деланной работе. Такое кажущееся повторение на самом деле является наиболее рациональ ным подходом при создании универсальных устройств- именно таким путем будут накап ливаться необходимые сведения о самом ма шинном процессе разделки рыбы различных видов и размеров и создаваться устройства, максимально приближающиеся к требованиям производства. Одновременно это позволит все шире механизировать ручные операции по разделке разнообразного сырья. С другой стороны, принцип проектирования универсальной рыборазделочной машины из однооперационных встраиваемых устройств позволит непрерывно совершенствовать кон струкцию не всей машины в целом, а лишь устаревшего узла. Кроме того, отдельные уни версальные устройства могут создаваться так же с учетом требований механизации рабочих операций для других отраслей производства. Следовательно, создание все более совер шенной рыборазделочной техники возможно на основе коллективного труда, использования достижений науки и производственного опыта. Ведущим принципом при создании такой тех н ики следует считать принцип проектирова ния универсальной рыборазделочной машины, собираемой из однооперационных устройств. Лауреат Государственной премии, кандидат технических наук А. ТЕРЕНТЬЕВ, ВНИРО, А. ДРУСЕЯК к М. АБОЛТННЬШ . ЦПКТБ главка «Запрыба». u i i i i i i i i i i i l l l l i l l l l l l l H l l i l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l = В Приспособление для обработки рыбыъ изготовленное моряками ППР «Буссоль». Схемо -W 1- ПВ Г£> L X t , м-/щоея Д л я « Г р у ш а » -^Польскими инженерами запатентовано приспо соблен»*, которое можно установить временно N i Ш в о м корабле. Оме придает с к о р о с т и корпусу обтекаемость и обеспечивает дополни тельное увеличение скорссти. Внешне приспособ ление напоминает нечто среднее между головой кита и грушей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz