Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.

'Продолжение. Начало в № 118) А. Храповицкий ДокументалЬнЫй "^■'НА СНИМКЕ: второй «лева — в, Флоринский. А кто рядом « ним! Читатели, подскажите! (Продолжение следует) ШМШШ1ШШШ1Н1Ш11111ШШШ1Ш1ШШ1МШШШШ1НШШ1М111Ш1Ш1!Ш11ШШШ111!111ШПШ11Ш1ШШ111ШШ1111Ш11!11ШШ1Ш!11111111Ш1111111111Ш11 11Ш11ПШ11111ШШШ1111Ш1Ш11111ШШШШШ11(11ШШ1иШНШШ11ШШП!Ш1иШ11ШЖ!Ш11ШШ>11ШШШ1ШШП!Ш11Ш1ШШ111Ш!Ш11Ш1Ш1Ш1МШ111 СЕ мы понимали, что нашему поколений придется схватиться в смертельной схватке с врагами Страны Советов. У Семена Флоринского, на мой взгляд, это чувство было особенно обостренно. Неда­ ром он нам напоминал, чтд надо добросовестно гото­ виться к обороне. И первым показывал в этом пример. Он не успокоился, получйв на судоверфи значок ГТО первой ступени, — стал го­ товиться к сдаче норм вто­ рой ступени ГТО. В обла- государственном ар­ хиве сохранилась копия справки о том, что Флорин­ ский С. В. сдал эти нормы. Справка датирована 29 мар­ та 1936 года. В этом документе отра­ жен примечательный факт: Семен бежал кросс на 20 ки­ лометров. Ему шел тогда тридцатый год. Не всякий решился бы преодолеть та­ кую дистанцию. Но Семен задался целью: добиться пу­ тем тренировок максималь­ ной выносливости. Делал он это всерьез, готовясь к лю­ бым испытаниям. Зимой мы встали на лы­ жи. Начались тренировки, подготовка к Празднику Севера. Мы обратили вни­ мание иа то, что Семен гово­ рит не вообще о лыжах, а увлекательно беседует о горнолыжном спорте. И нё удивительно: Флоринский в Мурманске был тогда един­ ственным горнолыжником. ^ С о свойственной ему страст­ ностью он доказывал не­ обходимость проведения cq ревнований по слалому, этим предложением моло­ дежь обращалась во все го­ родские организации, ответ­ ственные за развитие физи­ ческой культуры и спорта. И вот мы узнаем: Семен до­ бился своего. В первых со­ ревнованиях по слалому на Празднике Севера (третьем по счету) он был не только спортсменом, но и судьей. Вспоминая об этом вре­ мени спустя тридцать лет, жена Семена Васильевича Елена Николаевна будет так писать мурманчанам: «Во всяком случае, Семен не умел ходить по дистанции. Он был горнолыжником. Слалом н прыжки с трамп­ лина — его излюбленное дело. Поэтому и судьей он был в слаломе. Перед вой­ ной он тоже был начальни­ ком слаломной трассы, а я — по скоростному спуску...» Семена увлекали не толь­ ко физические нагрузки, он любил и «тренировки моз­ га». Недаром между учебны­ ми группами в УКК часто ^ыгрьшлйсь шахматные баталии. Это были и много­ дневные, и блнц-турниры. Флоринский оказывался 6 них не только активным уча- CtHUKOM, но и постоянный организатором. Число шах­ матистов неизменно росло. Эти характерные особен­ ности периода учебы запом­ нились навсегда. лиск С Т Р О К А Н А ОБЕ вестно, что несколько его вредложений на судоверфи было претворено в жизнь. А сейчас, когда Флорин­ ский стал хозяином сложно­ го уже по тем временам Ма­ шинного отделения, в первую очередь — главного двига­ теля, или, как мы теперь го­ ворим, сердца корабля, Се­ мен много думал над совер­ шенствованием ремонта топ­ ливных насосов. Это не толь­ ко ответственный, но и кап­ ризный узел. Молодой меха­ ник сделал приспособление, специальную оснастку, ко­ торые повышали качество и сокращали время притироч­ ных операций. На траулере были токар­ ный и сверлильный станки. К ним своими силами изго­ товили многочисленные оп­ равки и приспособления, что также помогало делу. Нас не удовлетворяло качество за­ пасных частей заводского из­ готовления. Доводку осуще­ ствляли сами. Полученные в УКК теоретические знания Здорово помогли при регули­ ровке главного двигателя. Нам было с кого брать пример. На траулере «Белуга» работал Георгий Михай­ лович Бородулин. Затем его $6ревелн на яхту «Жемчу­ жина Севера». Считалось, что у этого специалиста сц- мые лучшие показатели jio техническому состоянию СУ* ДОвых механизмов. Наш РТ «Сом» занимал второе место. Семена это не устраивал#. По мнению Флоринскогб, можно было значительно Улучшить анеплуатацию ди­ зелей в рыболовном флоте. 6 первую очередь требова­ лось повысить качество топ­ ливной аппаратуры. По-ку- стариому этой идеи практи­ чески не осуществить. Так родилась мысль о созданий Участка топливной аппарату­ ры на судоверфи. Причем эту идею хотелось осущест­ вить лично. Но Семен справедливо по­ лагал, что надо прежде чём идти на судоверфь изучить все типы дизелей, имевших­ ся на кораблях. Так судьба свела его с Георгием Михай­ ловичем Бородулиным. Но йна «Соме» о нем осталась хорошая память. Помнились Советы Семена по лучшему уходу за котлом и вспомога­ тельными механизмами. По fro предложениям улучши* лось использование жиротоп­ ки, подачи воды для мойки рыбы, даже камбузная пЯн- ta была перевена на работу жидким топливом. И вот Семен Флоринский у Г. М. Бородулина. Когда готовился к печати этот очерк, я встретился $ Геор­ гием Михайловичем, который совсем недавно ст&л пенсио­ нером. — Да, очень хорошо пом­ ню Флоринского. Мотористы, механики яхты звали его ласкательно — Сеней. $ это несмотря на его внуши­ тельный вид. Когда он изъявил желание работать на яхте «Жемчу­ жина Севера», все должно­ сти механиков были заняты. Но Флоринский согласился пойти хоть мотористом. Уж таков склад характера этого человека: любовь к техни­ ке, тяга ко всему новому были так велики, что ему было все равно — какую должность дадут. Как вид­ но, в жизни его должности й ранги не интересовали. Еще до встречи с Флорин- ским я знал, что он хоро­ ший механик. Но вначале он на яхте стал мотористом. По- тЪм освободилась должности третьего механика. Он заняА её. Плавали мы вместе около года. И вот мой главный вы* вод — Семена Флоринского можно назвать Человеком $ большой буквы. Скромный, дисциплинированный, «зол<Ь тые руки» — для машинной команды просто незамени­ мый работник. Казалось, ддй него не существовало труд­ ностей в ремонте. Мог сам Изготовить любую деталь. По тому времени яхта бы­ ла одним из судов, оснащен­ ных самой сложной техни­ кой, приборами и механизма­ ми. Они представляли вер­ шину корабельного оснаще­ ния. Эксплуатация нбвой Техники здесь была своеоб­ разной ’школой. Семен Флоринский любил и «слесарить». Мы просто поражались его виртуозно­ сти. Жаль было расставаться С Семеном Васильевичем, когда он уходил на Мурман­ скую судоверфь. Но Семен иначе поступить не мог: его увлекла идея со­ здания отличного участка топливной аппаратуры. Се- Тодня это цех. А в те годы и Этот траулер погиб о годы Великой Оте­ чественной войны. Н О ВОТ учебно-курсо­ вой комбинат позади. Его курсанты ушли на траулеры и в цехи судо­ ремонтных предприятий. И тех и других ждала новая техника. Флот пополнялся современными кораблями. Особая нужда была в спе­ циалистах по дизелям. Здесь практического опыта мало — требовалась хорошая тео­ ретическая подготовка. Случилось так, что на траулере «Сом» не оказа­ лось третьего механика и он уже полсуток задерживал­ ся с выходом в море. Я тог­ да работал иа PT-5S «Кета». Не успели мы ошвартоваться после рейса, как мне переда­ ют распоряжение главного инженера — перейти на «Сом». Откровенно говоря, хотелось отдохнуть. Но при­ каз есть приказ. После короткого свидания с семьей я оказался на борту РТ-52 «Сом». Кто возглавлял машинную команду здесь, я не знал. Ка­ ково же было мое удивле­ ние, когда в каюте механи­ ков я увидел Семена Фло­ ринского. Встреча была ра­ достной. Семен был вторым механиком. Жить нам пред­ стояло в одной каюте. Так началась наша совме­ стная работа в течение не­ скольких рейсов. Я увидел своего товарища по УКК f новой стороны, убедился В Незаурядных качествах мо­ лодого специалиста, способ- цого решать творчески по­ ставленные перед ним заМ- чй. Еще в учебно-курсовом комбинате я видел в Семене рационализатора. Было йз- создание участка было делом новым и непростым. ^Жить просто нельзя, жить надо с увлечением!» — говорил академик Сергей Павлович Королев. Навер­ ное, эта мысль живет в каж­ дом. Я убедился с прихо­ дом на «Сом», что Флорин­ ский фанатично влюблен В фотодело. Это сегодня поч­ ти каждый второй мурманча­ нин имеет фотоаппарат, а тогда любителей было очень мало. Причем Семен В фото­ графии видел своего верно­ го помощника. И сейчас, наверное, в се­ мейных альбомах ветеранов есть его снимки. Семен спра­ ведливо считал, что фотогра­ фию надо рассматривать не как забаву или пустое вре­ мяпрепровождение, а как | средство документального от­ ражения истории. Забегая вперед, скажу, что Семен Флоринский, став разведчиком, выступил ини­ циатором использования фо­ тоаппарата во бремя выла­ зок в тыл врага. Разведдан­ ные подкреплялись им фото­ документами. Кроме того, Снимки помогали потом дать Оценку сложившейся обста­ новки — ведь во время на­ беговой операции или наблю­ дения за врагом в трудных условиях всего учесть невоз­ можно. Как видно из сказанного, Семен Флоринский не слу­ чайно оказался среди раз­ ведчиков Северного флота Ф он был к этому подготов­ лен. И в то же время мы виде­ ли в нем задушевного това­ рища, многие брали с него Йрнмер. Видели его не толь- ф в театре или библиоте­ ке, но и в клубе ИТР. В экипаже он умел гово­ рить веско, обходился без окриков и нецензурной бра­ ни, которая еще и сейчас, к нашему стыду, цепко живет в лексиконе некоторых ко­ мандиров и рядовых моря­ ков. В Семене Флоринском виделись замечательные ка­ чества: скромность, чувство | собственного достоинства, со­ четающиеся с удивительной простотой, уверенность в своих силах. Он терпеть не мог лжи! Повторяю, и разведка для Семена Васильевича Флорин- ёкого стала кровным делом. очерк Э ТОТ СНИМОК сделан С. Флоринским. Запечатлен здесь экипаж траулера «Сом». Время не пощадило фотобу­ магу, но черты некоторых моряков видны на снимке. Возможно, кто-то нз мурманчан узнает своих товарищей по труду в трало­ вом флоте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz