Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.
'Продолжение. Начало в № 118) А. Храповицкий ДокументалЬнЫй "^■'НА СНИМКЕ: второй «лева — в, Флоринский. А кто рядом « ним! Читатели, подскажите! (Продолжение следует) ШМШШ1ШШШ1Н1Ш11111ШШШ1Ш1ШШ1МШШШШ1НШШ1М111Ш1Ш1!Ш11ШШШ111!111ШПШ11Ш1ШШ111ШШ1111Ш11!11ШШ1Ш!11111111Ш1111111111Ш11 11Ш11ПШ11111ШШШ1111Ш1Ш11111ШШШШШ11(11ШШ1иШНШШ11ШШП!Ш1иШ11ШЖ!Ш11ШШ>11ШШШ1ШШП!Ш11Ш1ШШ111Ш!Ш11Ш1Ш1Ш1МШ111 СЕ мы понимали, что нашему поколений придется схватиться в смертельной схватке с врагами Страны Советов. У Семена Флоринского, на мой взгляд, это чувство было особенно обостренно. Неда ром он нам напоминал, чтд надо добросовестно гото виться к обороне. И первым показывал в этом пример. Он не успокоился, получйв на судоверфи значок ГТО первой ступени, — стал го товиться к сдаче норм вто рой ступени ГТО. В обла- государственном ар хиве сохранилась копия справки о том, что Флорин ский С. В. сдал эти нормы. Справка датирована 29 мар та 1936 года. В этом документе отра жен примечательный факт: Семен бежал кросс на 20 ки лометров. Ему шел тогда тридцатый год. Не всякий решился бы преодолеть та кую дистанцию. Но Семен задался целью: добиться пу тем тренировок максималь ной выносливости. Делал он это всерьез, готовясь к лю бым испытаниям. Зимой мы встали на лы жи. Начались тренировки, подготовка к Празднику Севера. Мы обратили вни мание иа то, что Семен гово рит не вообще о лыжах, а увлекательно беседует о горнолыжном спорте. И нё удивительно: Флоринский в Мурманске был тогда един ственным горнолыжником. ^ С о свойственной ему страст ностью он доказывал не обходимость проведения cq ревнований по слалому, этим предложением моло дежь обращалась во все го родские организации, ответ ственные за развитие физи ческой культуры и спорта. И вот мы узнаем: Семен до бился своего. В первых со ревнованиях по слалому на Празднике Севера (третьем по счету) он был не только спортсменом, но и судьей. Вспоминая об этом вре мени спустя тридцать лет, жена Семена Васильевича Елена Николаевна будет так писать мурманчанам: «Во всяком случае, Семен не умел ходить по дистанции. Он был горнолыжником. Слалом н прыжки с трамп лина — его излюбленное дело. Поэтому и судьей он был в слаломе. Перед вой ной он тоже был начальни ком слаломной трассы, а я — по скоростному спуску...» Семена увлекали не толь ко физические нагрузки, он любил и «тренировки моз га». Недаром между учебны ми группами в УКК часто ^ыгрьшлйсь шахматные баталии. Это были и много дневные, и блнц-турниры. Флоринский оказывался 6 них не только активным уча- CtHUKOM, но и постоянный организатором. Число шах матистов неизменно росло. Эти характерные особен ности периода учебы запом нились навсегда. лиск С Т Р О К А Н А ОБЕ вестно, что несколько его вредложений на судоверфи было претворено в жизнь. А сейчас, когда Флорин ский стал хозяином сложно го уже по тем временам Ма шинного отделения, в первую очередь — главного двига теля, или, как мы теперь го ворим, сердца корабля, Се мен много думал над совер шенствованием ремонта топ ливных насосов. Это не толь ко ответственный, но и кап ризный узел. Молодой меха ник сделал приспособление, специальную оснастку, ко торые повышали качество и сокращали время притироч ных операций. На траулере были токар ный и сверлильный станки. К ним своими силами изго товили многочисленные оп равки и приспособления, что также помогало делу. Нас не удовлетворяло качество за пасных частей заводского из готовления. Доводку осуще ствляли сами. Полученные в УКК теоретические знания Здорово помогли при регули ровке главного двигателя. Нам было с кого брать пример. На траулере «Белуга» работал Георгий Михай лович Бородулин. Затем его $6ревелн на яхту «Жемчу жина Севера». Считалось, что у этого специалиста сц- мые лучшие показатели jio техническому состоянию СУ* ДОвых механизмов. Наш РТ «Сом» занимал второе место. Семена это не устраивал#. По мнению Флоринскогб, можно было значительно Улучшить анеплуатацию ди зелей в рыболовном флоте. 6 первую очередь требова лось повысить качество топ ливной аппаратуры. По-ку- стариому этой идеи практи чески не осуществить. Так родилась мысль о созданий Участка топливной аппарату ры на судоверфи. Причем эту идею хотелось осущест вить лично. Но Семен справедливо по лагал, что надо прежде чём идти на судоверфь изучить все типы дизелей, имевших ся на кораблях. Так судьба свела его с Георгием Михай ловичем Бородулиным. Но йна «Соме» о нем осталась хорошая память. Помнились Советы Семена по лучшему уходу за котлом и вспомога тельными механизмами. По fro предложениям улучши* лось использование жиротоп ки, подачи воды для мойки рыбы, даже камбузная пЯн- ta была перевена на работу жидким топливом. И вот Семен Флоринский у Г. М. Бородулина. Когда готовился к печати этот очерк, я встретился $ Геор гием Михайловичем, который совсем недавно ст&л пенсио нером. — Да, очень хорошо пом ню Флоринского. Мотористы, механики яхты звали его ласкательно — Сеней. $ это несмотря на его внуши тельный вид. Когда он изъявил желание работать на яхте «Жемчу жина Севера», все должно сти механиков были заняты. Но Флоринский согласился пойти хоть мотористом. Уж таков склад характера этого человека: любовь к техни ке, тяга ко всему новому были так велики, что ему было все равно — какую должность дадут. Как вид но, в жизни его должности й ранги не интересовали. Еще до встречи с Флорин- ским я знал, что он хоро ший механик. Но вначале он на яхте стал мотористом. По- тЪм освободилась должности третьего механика. Он заняА её. Плавали мы вместе около года. И вот мой главный вы* вод — Семена Флоринского можно назвать Человеком $ большой буквы. Скромный, дисциплинированный, «зол<Ь тые руки» — для машинной команды просто незамени мый работник. Казалось, ддй него не существовало труд ностей в ремонте. Мог сам Изготовить любую деталь. По тому времени яхта бы ла одним из судов, оснащен ных самой сложной техни кой, приборами и механизма ми. Они представляли вер шину корабельного оснаще ния. Эксплуатация нбвой Техники здесь была своеоб разной ’школой. Семен Флоринский любил и «слесарить». Мы просто поражались его виртуозно сти. Жаль было расставаться С Семеном Васильевичем, когда он уходил на Мурман скую судоверфь. Но Семен иначе поступить не мог: его увлекла идея со здания отличного участка топливной аппаратуры. Се- Тодня это цех. А в те годы и Этот траулер погиб о годы Великой Оте чественной войны. Н О ВОТ учебно-курсо вой комбинат позади. Его курсанты ушли на траулеры и в цехи судо ремонтных предприятий. И тех и других ждала новая техника. Флот пополнялся современными кораблями. Особая нужда была в спе циалистах по дизелям. Здесь практического опыта мало — требовалась хорошая тео ретическая подготовка. Случилось так, что на траулере «Сом» не оказа лось третьего механика и он уже полсуток задерживал ся с выходом в море. Я тог да работал иа PT-5S «Кета». Не успели мы ошвартоваться после рейса, как мне переда ют распоряжение главного инженера — перейти на «Сом». Откровенно говоря, хотелось отдохнуть. Но при каз есть приказ. После короткого свидания с семьей я оказался на борту РТ-52 «Сом». Кто возглавлял машинную команду здесь, я не знал. Ка ково же было мое удивле ние, когда в каюте механи ков я увидел Семена Фло ринского. Встреча была ра достной. Семен был вторым механиком. Жить нам пред стояло в одной каюте. Так началась наша совме стная работа в течение не скольких рейсов. Я увидел своего товарища по УКК f новой стороны, убедился В Незаурядных качествах мо лодого специалиста, способ- цого решать творчески по ставленные перед ним заМ- чй. Еще в учебно-курсовом комбинате я видел в Семене рационализатора. Было йз- создание участка было делом новым и непростым. ^Жить просто нельзя, жить надо с увлечением!» — говорил академик Сергей Павлович Королев. Навер ное, эта мысль живет в каж дом. Я убедился с прихо дом на «Сом», что Флорин ский фанатично влюблен В фотодело. Это сегодня поч ти каждый второй мурманча нин имеет фотоаппарат, а тогда любителей было очень мало. Причем Семен В фото графии видел своего верно го помощника. И сейчас, наверное, в се мейных альбомах ветеранов есть его снимки. Семен спра ведливо считал, что фотогра фию надо рассматривать не как забаву или пустое вре мяпрепровождение, а как | средство документального от ражения истории. Забегая вперед, скажу, что Семен Флоринский, став разведчиком, выступил ини циатором использования фо тоаппарата во бремя выла зок в тыл врага. Разведдан ные подкреплялись им фото документами. Кроме того, Снимки помогали потом дать Оценку сложившейся обста новки — ведь во время на беговой операции или наблю дения за врагом в трудных условиях всего учесть невоз можно. Как видно из сказанного, Семен Флоринский не слу чайно оказался среди раз ведчиков Северного флота Ф он был к этому подготов лен. И в то же время мы виде ли в нем задушевного това рища, многие брали с него Йрнмер. Видели его не толь- ф в театре или библиоте ке, но и в клубе ИТР. В экипаже он умел гово рить веско, обходился без окриков и нецензурной бра ни, которая еще и сейчас, к нашему стыду, цепко живет в лексиконе некоторых ко мандиров и рядовых моря ков. В Семене Флоринском виделись замечательные ка чества: скромность, чувство | собственного достоинства, со четающиеся с удивительной простотой, уверенность в своих силах. Он терпеть не мог лжи! Повторяю, и разведка для Семена Васильевича Флорин- ёкого стала кровным делом. очерк Э ТОТ СНИМОК сделан С. Флоринским. Запечатлен здесь экипаж траулера «Сом». Время не пощадило фотобу магу, но черты некоторых моряков видны на снимке. Возможно, кто-то нз мурманчан узнает своих товарищей по труду в трало вом флоте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz