Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.

I^C T b на Мурманской судоверфи обелиск {см. фото), напомн- | нающий о тружениках предприятия-, не вернувшихся с по­ лей битв Великой Отечестаенной войны. В скорбном списке знакомая многим фамилия — Флоринсчий. Автор этих записок Александр Сергеевич Храповицкий хоро­ шо знал Семена Васильевича Флоринского — тралфлотовца, а затем мастера только что ормнизованного на верфи участка топливной аппаратуры. В тридцатые годы они вместе учились, работали, а затем война разп/ччла их: Александр Сергеевич воевал на Северном флоте, а Семен Васильевич стал там же отважным разведчиком. Отмечая 30-летие нашей Победы на Крейнам Севере, мы должны помнить о том, что физическую и идейную закалку будущие отважные воины получили задолго до грозной военной годины. Поэтому и наш рассказ о герое-разведчике и его това­ рищах начинаем с далеких тридцатых годов. А. Храповицкий ДокупенгттлЬнЬш очерк Н ЛШЕ ЗНАКОМСТВО с Семеном Флорен­ ским началось в кон­ це 1936 года. Группа рыба­ ков занималась тогда в учеб­ но-курсовом комбинате. Вна­ чале мы как-то не обратили особого внимания на нович­ ка, пришедшего на очеред­ ное занятие. Потом мне кто- то шепнул на ухо и показал взглядом: «Новенький». 11 я увидел в узком прохо де между столами присев­ шего как-то боком парня с ершистой короткой стриж­ кой. Он весь подался вперед, внимательно следя за тем, как делается запись на клас­ сной доске. Казалось, он бо­ ялся пропустить хотя бы од­ но слово преподавателя. Мы обратили внимание на то, что у новичка одна рука в гипсе. Естественно, в перерыве мы окружили нового курсан­ та. Увидели, что это кре­ пыш. что в нем чувствуется ^спортсмен. Кто-то пошутил по поводу гипсовой повязки, намекая определенно на дра­ ку: — Да, в крепкой передря­ ге, видно,' побывал! Новичок не/мутился, спо­ койно ответилГ хотя в его го­ лосе чувствовалась вина за что-то: — Была авария на заводе, вот задело слегка. И он тут же перехватил инициативу: — Чем расспрашивать, да­ вайте лучше познакомимся: Семен Флоринский, слесарь судоверфи. — Что же ты больной, а пришел учиться? — Так это же самое под­ ходящее время: пока па больничном, смотришь, и положу в карман диплом ме­ ханика-дизелиста. Семен явно шутил, но от его ладной фигуры так и,вея­ ло решительностью и уве­ ренностью. Он круто повер­ нулся и пошел в класс. Мно­ гие с завистью посмотрели на его широкие плечи, на гимнастерку, ладно перехва­ ченную в поясе широким ^ремнем. Армейский костюм Семе­ на как-то не. вязался с на­ шими морскими кителями, блестящими медными нуго- вицами и якорями. Да и на­ мерения новичка показались бахвальством. Шутка ли, за один год усвоить и прорабо­ тать двухгодичную лрограм- СТРОК А НА ОБЕЛ 11! f11И i i i I i 111111f111М i 1111 i 1111111111! 111! i 11! {111!! i 111111Н If !1111! (1111И 111111М i 11111!! I !111i I i I i 111И11! IU ! I i i 11i 11 III 11111111 i t i I i 11 i 1111i 11!! 1111111! I ! i 111 i i I ! 11! I ( 111111f i ЕIП i I (11П i 1 му. Мы-то уже знали, почем фунт учебного лиха. Это ве­ чера и бессонные ночи над конспектами и учебниками. Не знали мы другого — же­ лезного характера Семена. Под стать ему был и мастер коммунист Григорий Филип­ пович Левкин. Мы их звали <судоверфевскими парнями». Они отлично учились и бле­ стяще сдали государствен­ ные экзамены, получив дип­ ломы: первый — механика- дизелиста, второй — меха­ ника-паровика. Раскрылась как-то исто­ рия и гипсовой повязки, на которую мы обратили внима­ ние в первый день знакомст­ ва с Семеном. Оказывается, он случайно увидел, что ра­ бочему за соседним станком грозит несчастье, и бросил­ ся на выручку. Предупреж­ дая аварию, он изо всех сил удерживал громоздкую, тя­ желую деталь. Удержать ее он удержал, а каким-то ры­ чагом был травмирован, по­ лучив перелом кости руки. Вот таким был наш новый товарищ. С ЕМЕН до нашей встре­ чи прошел уже хоро­ шую школу ' жизни. Гимнастерка напоминала ему комсомольскую юность, потому он с нею и не рас­ ставался. Оказывается, бу~- дущий тралфлотовец был активным участником первой комсомольской народной стройки — Магнитки. А во­ обще Семен трудиться на­ чал с четырнадцати лет. Си­ бирская земля дала ему пер­ вые уроки трудолюбия. В бригадах плотников он начи­ нал кашеваром, а затем стал превосходным квалифи­ цированным строителем. Не­ мало поколесил по строй­ кам Урала и Сибири, был ра- бочим-ударником Кузбасса. Когда родилась мечта о море, он и сам не помнит. Вероятно, с первых книг о моряках, их легендарных подвигах. Неотступно пре­ следовала Семена песня: . «По морям, по волнам нын­ че здесь, завтра там...». Но сначала о Кольском полуострове он подумал как об огромной стройке на Крайнем Севере. Приехал сюда’ В 1933 году стал ры­ баком. Но скоро увидел — притягивает к себе техника, а знаний маловато. Во­ шел слесарем-сборщиком на молодое предприятие Мур­ манска — судоверфь. Теп­ ло металла, его беспрекос­ ловное подчинение умелым рукам нравились новоиспе­ ченному рабочему-судоре- монтнику, А тяга к знаниям привела его в учебно-курсо­ вой комбинат, где и сошлись наши пути-дороги. Как-то незаметно для уча­ щихся УКК Семен стал не­ пререкаемым авторитетом, когда речь заходила о техни­ ке, о ее совершенствовании. И в спорте — тоже. Как-' дьш нз нас каким-то видом его занимался: лыжами, бок­ сом, гимнастикой, волейбо­ лом, стрельбой, настольным теннисом. А Семен был за­ ражен... авиацией. Я тогда был председателем профко- ма курсантов. Однажды ко мне обращакзтея с предложе­ нием организовать секцию планеристов. Получалась ка- каягм неувязка: моряки — .и вдруг планер. А на но­ су — госэкзамены, време­ ни и так не хватает. Но и тут победил Семен Флорнн- ский. Он убедил нас, что в ходе подготовки к . обороне страны мы должны сдать нормы ГТО, стать вороши­ ловскими стрелками, но это не мешает оыть и.,, плане­ ристами. Оказывается, он уже закончил планерную школу, мог стать инструкто­ ром для курсантов УКК. Занятия планеристов на­ чались. Они воспитывали па­ шу волю. Для некоторых, как для курсанта .Аранови­ ча, дали путевку в авиацичк П РОШЛО МНОГО ЛЕТ, а я до сих. пор благо­ дарен Флоринскому за то, что его терпение и на­ стойчивость дали нам воз­ можность испытать ни с чем не сравнимое чувство — чувство полета. Очень оно нужно, это чувство, каж­ дому. человеку в жизни! (Продолжение следует) БОЙ ВЕДУТ СЕВЕРОМОРЦЫ. Фото военных лет. Его последнее п л а в а н и е Н А МОСТИК ТРАУЛЕРА «ПЕЛИКАН» поднял­ ся капитан Иосиф Егорович Коконов. Се­ дой от прожитых лет, а может, от морской соли, оставившей свои следы за полвека рыбац­ ких вахт, он уже согласился с жестоким доктор­ ским «вето» ча свою дальнейшую службу, но тут вот она, война. — Что же прикажете, сидеть на печи? На фронт не гожусь, но треску-то могу еще ловить, — до­ казывал флотскому начальству. — В мирнее время, Иосиф Егорович, может, и уступили бы. А теперь, сам понимаешь, с неба бомбы, пули сыплются, подлодки фашистов рыс­ кают, да и мин теперь в Баренцевом море как гороха на поле. — А, — махнул рукой Кононов, — с вами го­ ворить бесполезно. Буду к своему наркому обра­ щаться. Старательно писал Иосиф Егорович письмо А. И. Микояну. Нарком удовлетворил просьбу ветерана. Ко­ нонова определили на «Пеликан». Все было, о чем говорили ему в управлении флота: в море подстерегали вражеские субмарИ" ны, траулеры подвергались нападению с возду­ ха, подрывались ка минах. Погиб при подходе к берегу траулер «Сельдь», был торпедирован «Енисей», спустя три месяца не стало еще не­ скольких судов. Было такое грозовое на море время: куда хо­ чешь — не пойдешь. Но Кононов, опытнейший рыбак, и в квадратах менее богатых, чем другие, но относительно безопасных, умело брал рыбу. Однако спокойно редко удавалось промышлять. — Мастер, — командовал Кононов с мостика, завидев на горизонте вражеский корабль, — срочный подъем трапа! На полных оборотах рокотала лебедка, выби­ рая из воды тугие нити тросов. Траление, только начавшееся, шло насмарку. Но иначе нельзя: суд­ но с орудием лова за кормой — легкая добыча врагу, бывало, по неекольку раз в сутки играли тревогу. Еще хуже приходилось, когда вахтенные до­ кладывали: — С правого борта, курсовой... «мессерш- митт». Моряки прекращали обработку улова, занима­ ли места у пулеметов. Огонь- их не давал фаши­ стам произвести прицельное бомбометание. Иосиф Егорович понимал огромную ответст­ венность за аверенных ему людей, за то дело, ради которого они подвергались смертельному риску. И он, старый человек, позвол#л себе толь­ ко три—четыре часа отдыха. Чувствовал, сердце дает перебои, иной раз просто необходимо при­ лечь на узенький диван в каюте, но, перебс-рэв боль, оставался на мостике. Скова ловил рыбу, осуществлял маневры траулера при опасности. За пять военных-месяцев 1941 года экипаж траулера «Пеликан» под его командованием до­ был почти пять тысяч центнеров трески. Это были трудные месяцы... В ПОСЛЕДНИЙ СВОЙ РЕЙС капитан Иосиф Егорович Кононов вел траулер «Акула». Промышляли у полуострова Канин, Летом здесь хорошо идет пикша. И моряки быстро на­ полнили трюмы. Назад, в Архангельск (Мурман­ ский порт фашисты постоянно бомбили], гили с бодрим настроением. Полный груз — победа и для мирного времени. А сейчас победа была во много раз внушительнее. Капитан, не глядя на морскую карту, знал: че­ рез сутки будут дома. Сколько здесь хожено- перехожено за пятьдесят лег. Каждый маяк, мыс, губа знакомы до последнего штриха. Думал, ошвартует судно у Красной пристани и даст от­ дохнуть сердцу. S ot и Двинский рейд. Еще миля, полторы... Но что это: наги не’ держат, нестерпимая боль в груди! Ухватился за первую попавшуюся опору на мостике. А руки уже как чужиа... Подбежав­ ший помощник подхватил Иосифа Егоровича. — Вот и все, парень, — едва выговорил ка­ питан. Так отдал жизнь во имя Победы ветерзн фяста Иосиф Егорович Кононов. б. хряшкев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz