Рыбный Мурман. 1974 г. Октябрь.
I^C T b на Мурманской судоверфи обелиск {см. фото), напомн- | нающий о тружениках предприятия-, не вернувшихся с по лей битв Великой Отечестаенной войны. В скорбном списке знакомая многим фамилия — Флоринсчий. Автор этих записок Александр Сергеевич Храповицкий хоро шо знал Семена Васильевича Флоринского — тралфлотовца, а затем мастера только что ормнизованного на верфи участка топливной аппаратуры. В тридцатые годы они вместе учились, работали, а затем война разп/ччла их: Александр Сергеевич воевал на Северном флоте, а Семен Васильевич стал там же отважным разведчиком. Отмечая 30-летие нашей Победы на Крейнам Севере, мы должны помнить о том, что физическую и идейную закалку будущие отважные воины получили задолго до грозной военной годины. Поэтому и наш рассказ о герое-разведчике и его това рищах начинаем с далеких тридцатых годов. А. Храповицкий ДокупенгттлЬнЬш очерк Н ЛШЕ ЗНАКОМСТВО с Семеном Флорен ским началось в кон це 1936 года. Группа рыба ков занималась тогда в учеб но-курсовом комбинате. Вна чале мы как-то не обратили особого внимания на нович ка, пришедшего на очеред ное занятие. Потом мне кто- то шепнул на ухо и показал взглядом: «Новенький». 11 я увидел в узком прохо де между столами присев шего как-то боком парня с ершистой короткой стриж кой. Он весь подался вперед, внимательно следя за тем, как делается запись на клас сной доске. Казалось, он бо ялся пропустить хотя бы од но слово преподавателя. Мы обратили внимание на то, что у новичка одна рука в гипсе. Естественно, в перерыве мы окружили нового курсан та. Увидели, что это кре пыш. что в нем чувствуется ^спортсмен. Кто-то пошутил по поводу гипсовой повязки, намекая определенно на дра ку: — Да, в крепкой передря ге, видно,' побывал! Новичок не/мутился, спо койно ответилГ хотя в его го лосе чувствовалась вина за что-то: — Была авария на заводе, вот задело слегка. И он тут же перехватил инициативу: — Чем расспрашивать, да вайте лучше познакомимся: Семен Флоринский, слесарь судоверфи. — Что же ты больной, а пришел учиться? — Так это же самое под ходящее время: пока па больничном, смотришь, и положу в карман диплом ме ханика-дизелиста. Семен явно шутил, но от его ладной фигуры так и,вея ло решительностью и уве ренностью. Он круто повер нулся и пошел в класс. Мно гие с завистью посмотрели на его широкие плечи, на гимнастерку, ладно перехва ченную в поясе широким ^ремнем. Армейский костюм Семе на как-то не. вязался с на шими морскими кителями, блестящими медными нуго- вицами и якорями. Да и на мерения новичка показались бахвальством. Шутка ли, за один год усвоить и прорабо тать двухгодичную лрограм- СТРОК А НА ОБЕЛ 11! f11И i i i I i 111111f111М i 1111 i 1111111111! 111! i 11! {111!! i 111111Н If !1111! (1111И 111111М i 11111!! I !111i I i I i 111И11! IU ! I i i 11i 11 III 11111111 i t i I i 11 i 1111i 11!! 1111111! I ! i 111 i i I ! 11! I ( 111111f i ЕIП i I (11П i 1 му. Мы-то уже знали, почем фунт учебного лиха. Это ве чера и бессонные ночи над конспектами и учебниками. Не знали мы другого — же лезного характера Семена. Под стать ему был и мастер коммунист Григорий Филип пович Левкин. Мы их звали <судоверфевскими парнями». Они отлично учились и бле стяще сдали государствен ные экзамены, получив дип ломы: первый — механика- дизелиста, второй — меха ника-паровика. Раскрылась как-то исто рия и гипсовой повязки, на которую мы обратили внима ние в первый день знакомст ва с Семеном. Оказывается, он случайно увидел, что ра бочему за соседним станком грозит несчастье, и бросил ся на выручку. Предупреж дая аварию, он изо всех сил удерживал громоздкую, тя желую деталь. Удержать ее он удержал, а каким-то ры чагом был травмирован, по лучив перелом кости руки. Вот таким был наш новый товарищ. С ЕМЕН до нашей встре чи прошел уже хоро шую школу ' жизни. Гимнастерка напоминала ему комсомольскую юность, потому он с нею и не рас ставался. Оказывается, бу~- дущий тралфлотовец был активным участником первой комсомольской народной стройки — Магнитки. А во обще Семен трудиться на чал с четырнадцати лет. Си бирская земля дала ему пер вые уроки трудолюбия. В бригадах плотников он начи нал кашеваром, а затем стал превосходным квалифи цированным строителем. Не мало поколесил по строй кам Урала и Сибири, был ра- бочим-ударником Кузбасса. Когда родилась мечта о море, он и сам не помнит. Вероятно, с первых книг о моряках, их легендарных подвигах. Неотступно пре следовала Семена песня: . «По морям, по волнам нын че здесь, завтра там...». Но сначала о Кольском полуострове он подумал как об огромной стройке на Крайнем Севере. Приехал сюда’ В 1933 году стал ры баком. Но скоро увидел — притягивает к себе техника, а знаний маловато. Во шел слесарем-сборщиком на молодое предприятие Мур манска — судоверфь. Теп ло металла, его беспрекос ловное подчинение умелым рукам нравились новоиспе ченному рабочему-судоре- монтнику, А тяга к знаниям привела его в учебно-курсо вой комбинат, где и сошлись наши пути-дороги. Как-то незаметно для уча щихся УКК Семен стал не пререкаемым авторитетом, когда речь заходила о техни ке, о ее совершенствовании. И в спорте — тоже. Как-' дьш нз нас каким-то видом его занимался: лыжами, бок сом, гимнастикой, волейбо лом, стрельбой, настольным теннисом. А Семен был за ражен... авиацией. Я тогда был председателем профко- ма курсантов. Однажды ко мне обращакзтея с предложе нием организовать секцию планеристов. Получалась ка- каягм неувязка: моряки — .и вдруг планер. А на но су — госэкзамены, време ни и так не хватает. Но и тут победил Семен Флорнн- ский. Он убедил нас, что в ходе подготовки к . обороне страны мы должны сдать нормы ГТО, стать вороши ловскими стрелками, но это не мешает оыть и.,, плане ристами. Оказывается, он уже закончил планерную школу, мог стать инструкто ром для курсантов УКК. Занятия планеристов на чались. Они воспитывали па шу волю. Для некоторых, как для курсанта .Аранови ча, дали путевку в авиацичк П РОШЛО МНОГО ЛЕТ, а я до сих. пор благо дарен Флоринскому за то, что его терпение и на стойчивость дали нам воз можность испытать ни с чем не сравнимое чувство — чувство полета. Очень оно нужно, это чувство, каж дому. человеку в жизни! (Продолжение следует) БОЙ ВЕДУТ СЕВЕРОМОРЦЫ. Фото военных лет. Его последнее п л а в а н и е Н А МОСТИК ТРАУЛЕРА «ПЕЛИКАН» поднял ся капитан Иосиф Егорович Коконов. Се дой от прожитых лет, а может, от морской соли, оставившей свои следы за полвека рыбац ких вахт, он уже согласился с жестоким доктор ским «вето» ча свою дальнейшую службу, но тут вот она, война. — Что же прикажете, сидеть на печи? На фронт не гожусь, но треску-то могу еще ловить, — до казывал флотскому начальству. — В мирнее время, Иосиф Егорович, может, и уступили бы. А теперь, сам понимаешь, с неба бомбы, пули сыплются, подлодки фашистов рыс кают, да и мин теперь в Баренцевом море как гороха на поле. — А, — махнул рукой Кононов, — с вами го ворить бесполезно. Буду к своему наркому обра щаться. Старательно писал Иосиф Егорович письмо А. И. Микояну. Нарком удовлетворил просьбу ветерана. Ко нонова определили на «Пеликан». Все было, о чем говорили ему в управлении флота: в море подстерегали вражеские субмарИ" ны, траулеры подвергались нападению с возду ха, подрывались ка минах. Погиб при подходе к берегу траулер «Сельдь», был торпедирован «Енисей», спустя три месяца не стало еще не скольких судов. Было такое грозовое на море время: куда хо чешь — не пойдешь. Но Кононов, опытнейший рыбак, и в квадратах менее богатых, чем другие, но относительно безопасных, умело брал рыбу. Однако спокойно редко удавалось промышлять. — Мастер, — командовал Кононов с мостика, завидев на горизонте вражеский корабль, — срочный подъем трапа! На полных оборотах рокотала лебедка, выби рая из воды тугие нити тросов. Траление, только начавшееся, шло насмарку. Но иначе нельзя: суд но с орудием лова за кормой — легкая добыча врагу, бывало, по неекольку раз в сутки играли тревогу. Еще хуже приходилось, когда вахтенные до кладывали: — С правого борта, курсовой... «мессерш- митт». Моряки прекращали обработку улова, занима ли места у пулеметов. Огонь- их не давал фаши стам произвести прицельное бомбометание. Иосиф Егорович понимал огромную ответст венность за аверенных ему людей, за то дело, ради которого они подвергались смертельному риску. И он, старый человек, позвол#л себе толь ко три—четыре часа отдыха. Чувствовал, сердце дает перебои, иной раз просто необходимо при лечь на узенький диван в каюте, но, перебс-рэв боль, оставался на мостике. Скова ловил рыбу, осуществлял маневры траулера при опасности. За пять военных-месяцев 1941 года экипаж траулера «Пеликан» под его командованием до был почти пять тысяч центнеров трески. Это были трудные месяцы... В ПОСЛЕДНИЙ СВОЙ РЕЙС капитан Иосиф Егорович Кононов вел траулер «Акула». Промышляли у полуострова Канин, Летом здесь хорошо идет пикша. И моряки быстро на полнили трюмы. Назад, в Архангельск (Мурман ский порт фашисты постоянно бомбили], гили с бодрим настроением. Полный груз — победа и для мирного времени. А сейчас победа была во много раз внушительнее. Капитан, не глядя на морскую карту, знал: че рез сутки будут дома. Сколько здесь хожено- перехожено за пятьдесят лег. Каждый маяк, мыс, губа знакомы до последнего штриха. Думал, ошвартует судно у Красной пристани и даст от дохнуть сердцу. S ot и Двинский рейд. Еще миля, полторы... Но что это: наги не’ держат, нестерпимая боль в груди! Ухватился за первую попавшуюся опору на мостике. А руки уже как чужиа... Подбежав ший помощник подхватил Иосифа Егоровича. — Вот и все, парень, — едва выговорил ка питан. Так отдал жизнь во имя Победы ветерзн фяста Иосиф Егорович Кононов. б. хряшкев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz