Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.

I Докладываю: поручение\ в ы п о л н е н о ! I I l i t f ; ! : В ОСПИТАННИК Ленинского комсомола, коммунист с 35- петним партийным стажем, первый помощник капитана комсомольско-молодежного экипажа ТР «Северный ве­ тер» Александр Наумович Яцыков известен нашим читателям как активный автор. Успехи экипажа, в котором он ра* встает, несомненны и весомы. Достаточно сказать, что за пять с лишним лет после новостроя на корабле не было такого рей­ са, чтобы команда вернулась в порт без успешного выполне­ ния задания. Совместным постановлением главка «Севрыбая и првзиди* ума обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности экипаж этого транспортного рефрижератора занесен на Доску почета бассейновой газеты «Рыбный Мурман». В его честь на Аллее трудовой славы поднят вымпел. Комсомольцы корабля в канун Дня рождения ВЛКСМ решили работать под девизом! «(Пятилетие — ударный финиш, все для трудовой победы!» — Бесспорно, — говорит, беседуя с нашим корреспонден­ том, председатель судового комитета профсоюза котельный машинист М. П. Шагойко, — во всем атом важную роль играет высокий уровень массово-политической работы в коллективе. Решающее слово в повседневном улучшении и совершенство­ вании форм воспитательной работы принадлежит судовой парторганизации, первому помощнику капитана. Верность делу партии и комсомоле А. Н. Яцыков подтверж­ дает практическим участием в общественной жизни. Он по* «тоянно помогает комсомольскому бюро судна развивать инициативу и самодеятельность молодых моряков. Работая с января 1969 года в составе экипажа ТР «Северный ветер», ком* мунист Яцыков все эти годы бессменно руководит комсомоль* ской политшколой. И еще характерная деталь. За последние годы восемь луч­ ших комсомольцев и передовых членов экипажа рекомендо­ ваны лично им для вступления в ряды Коммунистической пар* тии Советского Союза. Среди них члены ВЛКСМ — моторист Василий Демченко, матрос Иван Кравченко, третий механик Станислав Нечитайлов. Когда мы попросили Александра Наумовича поделиться своими воспоминаниями о комсомольской юности, он с улыб­ кой заметил, что она не кончается и в его шестьдесят с лиш­ ним лет. Весь секрет в том, что без малого полвека назад А. Н. Яцыков свою судьбу накрепко связал с комсомолом. Впрочем, лучше всего прочитать рассказ самого автора. ПЕРВОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ В 1924 ГОДУ, когда было присвоено комсомолу имя Владимира Ильи­ ча Ленина, мне дали первое комсомольское поручение. Тогда меня утвердили пред­ седателем пионерского отря­ да. В горкоме комсомола по­ ручили усилить борьбу с бес­ призорностью. Задача была йе из легких в то время. О том, нак наш отряд справлялся е поручением, мне довелось подробно рас­ сказать на первом Всесоюз- йом слете юных пионеров в Москве, На заседании одной из секций, которой руково­ дила Надежда Константинов­ на Крупская, я и докладывал ) о проделанной нами работе. Рассказал, как 18 из двадца­ ти беспризорных детей за Пять лет пионерского шефст­ ва возвращены к нормальной человеческой жизни. То были мальчишки, которые ездили под вагонами пассажирских Поездов полураздетые, гряз* ные. Они занимались воров* ством и бродяжничеством... Отцы этих детей погибли 6 гражданскую войну, а матеря умерли от голода. Вот они и пошли бродить по свету. Те­ перь нам удалось дать этим детям путевку з жизнь, по­ мочь им начать учиться и ра­ ботать. Время было трудное. На Украине пытались проводить политику раскола иационалн* еты. В это время, по заданию комсомола, пионеры н моло­ дые рабочие участвовали в восстановлении народного хо* зяйетва. Конечно, мы выпол­ няли посильную работу: со­ бирали металлолом, макула­ туру, помогали школам в обеспечении топливом, зани­ мались в ликбезе, обучая без­ грамотных. Вот в этом и за­ ключалось выполнение пер­ вого комсомольского задания. Об этих делах и держал я от­ чет на Всесоюзном слете юных пионеров. Вместе со всеми мы поклялись связать свою жизнь с комсомолом, с партией коммунистов. С 1928 года я считаю себя по сей день состоящим в рядах ВЛКСМ. На всю жизнь остался в памяти задушевный разговор в Кремле, когда нас прини­ мал Михаил Иванович Кали­ нин. Московские встречи убедили всех, что расставать­ ся с комсомолом мы не име­ ем нрава. Тем более что, ког« да мы покидали гостеприим­ ную Москву, Надежда Кон­ стантиновна Крупская, про­ щаясь, напомнила нам, чтобы молодёжь никогда не забыва­ ла слова Владимира Ильича Ленина, зовущие учиться коммунизму, НА КОМСОМОЛЬСКОЙ УДАРНОЙ 1 0 3 0 ГОД памятен тем, I М л / что тогда, после I и и ь окончания Бер­ дичевского механического техникума, меня напра­ вили в Ленинград на Балтийский судостроитель­ ный завод имени Серго Орд­ жоникидзе. Работая на строи­ тельстве кораблей, опять в головой ушел в комсомоль­ скую деятельность. Вскоре был избран секретарем цехо­ вой комсомольской организа­ ции. Затем меня ввели в со­ став комитета комсомола за* вода. Непосредственная рабо­ та на сборке судов помогала познавать характеры питер­ ских рабочих. Комсомол тогда уже шеф­ ствовал над Военно-Морским Флотом. Поэтому свое место в укреплении сил ВМФ страны мы считали своей первоочередной задачей. По истечении пяти лет началась новая, по душе, работа. Меня утверждают комсоргом ЦК ВЛКСМ на строительстве флагмана арктического флота — ледокола «й. Сталин». Строительство этого кораб­ ля объявлялось комсомоль­ ской заботой. Ленинградский горком ВЛКСМ направил к нам 300 комсомольцев. Никто из них до этого не работал в судо­ строении. Среди пришедших е комсомольскими путевка­ ми были пекари, продавцы» парикмахеры, бондари... При­ шлось решать задачу строи­ тельства кораблей и воспита­ ния новых судостроителей. Из парикмахера или продав­ ца сделать клепальщика или сварщика — дело нешуточ­ ное. Но отличные судосбор­ щики Балтийского завода су­ мели многим передать свой опыт, обучить новому, нелег­ кому делу. Семья ленинград­ ских судостроителей пополни­ лась за счет посланцев ком­ сомола. Об этой стройке регуляр­ но и много писала «Комсо­ мольская правда». Газеты тех лет подробно сообщали о выполнении правительствен­ ного задания комсомолом, о трудовом энтузиазме моло­ дых судостроителей. Когда мы сдали государст­ венной комиссии свой комсо­ мольский ледокол, то боль­ шая группа молодых судо­ сборщиков была премирова­ на управлением «Главсев- морпути» поездкой в Москву, Там нас принимал Отто Юль­ евич Шмидт. Встречу он на­ чал с того, что выразил бла­ годарность всему коллекти­ ву судостроителей. От имени полярников пожелал комсо­ мольцам штурма новых ши­ рот. Мы побывали и отдохну­ ли в Доме отдыха челюскин­ цев под Москвой, совершили поездку по каналу «Моск­ ва—Волга». Были в Третья­ ковской галерее, в Большом театре Союза ССР. А в Ле­ нинград возвращались на самолете. ИЗ ЦЕХА В БОИ З ДЕСЬ опять началась кипучая комсомоль­ ская жизнь. Нас при­ звали на строительство судов для Военно-Морского Фло­ На снимке А. Н. Яцыков. та... На одной из верфей и застал меня тяжелый час — начало Велиной Отечествен­ ной войны. Как воспитанник комсомола и коммунист, я не мог довольствоваться по­ лученной бронью. Вместе с сотнями ленинградцев запи­ сался в армию народного ополчения для защиты Ле­ нинграда. Как техника-меха­ ника, меня направляют в от­ дельный танковый батальон. Вначале назначили по­ мощником начальника шта­ ба. Затем поручили формиро­ вание комсомольских эки­ пажей. Когда они были сфор­ мированы. то нас направили на Кировский завод помогать собирать тяжелые новые ма­ шины «КВ». Работали сутками, труди­ лись по-ударному. Машины одна за другой выходили ка обкатку, которая продолжа­ лась недолго. Приняв десять машин, комсомольские эки­ пажи, освоив новую технику, прямо с завода ушли на пере­ довую громить врага. Так началась наша боевая танко­ вая жизнь. Из цеха прямо в бой. Я не сомневался в своих комсомольских экипажах. Молодые танкисты никого не подвели. Все качества но­ вых танков использовали пол­ ностью. Нередко можно бы­ ло быть свидетелем, как от­ важные танкисты шли на та­ ран. Кировцы не подве­ ли: при ударах немецкие тан­ ки выходили из строя. Танкисты комсомольских экипажей проявляли беспри­ мерную храбрость и отвагу, не щадя своей жизни при обороне Ленинграда. Бои бы­ ли тяжелые, кровопролитные: все месяцы и годы враг яро­ стно рвался к колыбели Ве­ ликого Октября. Чем все это кончилось для фашистских захватчиков, теперь знает каждый. Многие из воспитан­ ников Ленинского комсомола получили на Ленинградском фронте высокие правительст­ венные награды. Вручили ор­ ден Красной Звезды н медаль «За боевые заслуги» н мне. А в этом году, когда страна отмечала 30-летие прорыва блокады под Ленинградом, нам с супругой Валентиной вручили нагрудные знаки «Ветеран бронетанковых войск Ленфронта. 1941 — 1945». ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ П ОСЛЕ Великой Отече­ ственной войны меня направили учиться. Закончив Высшие политиче­ ские курсы командного соста­ ва, опять работал с комсо­ мольцами военных училищ. Жизнь складывалась нор­ мально. Но опять потянуло ка завод, строить корабли. С 1952 года, пятнадцать лет проработал я на сборке ко­ раблей. Здесь выполнял по­ ручения партийной органи­ зации, являясь наставником молодых судосборщиков. А в 1967 году приехал на Крайний Север. И с тех пор в Мурманске. В январе 1969 года вместе с командой мы приняли у николаевских су­ достроителей транспортный рефрижератор «Северный ветер». С той поры не рас­ стаюсь с комсомольцами. Команде присвоено ко много­ му обязывающее звание «Комсомольске - молодеж­ ный экипаж коммунистиче­ ского труда». Шестой год ве­ ду школу комсомольского политпросвещения. Вместе с молодыми моряками мы при­ умножаем славные дела кол­ лектива. Годы берут свое. Настало время и мне собираться на заслуженный отдых. Я со словами глубокой благодар­ ности обращаюсь к Ленинско­ му комсомолу. Спасибо тебе, комсомол, за то, что ты по­ мог мне активно участвовать в социалистическом строи­ тельстве, за то, что все пять* десят лет, которые я шел по твоему пути, помогал мне сохранять молодой задор. Се­ годня я рапортую Всесоюзно­ му Ленинскому Коммунисти­ ческому Союзу Молодежи, что поручение, данное мне полвека назад, выполнил. А. ЯЦЫКОВ, первый по­ мощник капитана тран­ спортного рефрижератора «Северный ветер». Фото Л. Кузнецовой. 4 J J Идут отчеты и выборы (Окончание, Нач. на J стр.) m о том, что, хотя В целом « улучшилось обеспечение спец* одеждой, но, однако, допускает- . ся выдача спецодежды без уче- ута размера. Иногда корабли уходят на промысел, не имея Достаточного запаса перчаток а рукавиц. Много замечаний было вы­ сказано трудящимися по поводу плохой работы столовых и буфе­ тов. Профсоюзные органы не­ достаточно контролируют ра­ боту этих предприятий. Эти и другие недостатки объясняются и тем, что судовые и цеховые комитеты еще слабо инструкти­ руются базовыми и заводскими комитетами профсоюза. Проф­ актив еще недостаточно хоро­ ню знает свои права и обязан­ ности. Базовые комитеты профсоюза не продумали достаточно аффек­ тивную форму обучения актива судовых комитетов. Несмотря на принятые вышестоящими ор­ ганами решения и приказы на­ чальников флотов, председате­ ли судовых комитетов не осво­ бождаются от выполнения ос­ новных работ на 2— 3 дня в пе­ риод стоянки судов в порту для их обучения и инструктажа. Как показывает анализ хода отчетов и выборов, важнейшей задачей базовых и заводских комитетов профсоюза по-преж­ нему является своевременное и качественное обучение профак­ тива. С этой целью необходимо продумать форму обучения, оп­ ределить состав лекторов и до­ кладчиков, подготовить лекци­ онный материал. Подводя итоги отчетно-выборной кампании, базовым комитетам профсоюза необходимо тщательно проана­ лизировать имевшие место недо­ статки, определить задачи, стоя­ щие перед профсоюзными орга­ нами по выполнению решений XXIV съезда КПСС и XV. с ^ - да профессиональных союзов СССР. В. КАЛИКОВ. инструктор обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz