Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.
I Докладываю: поручение\ в ы п о л н е н о ! I I l i t f ; ! : В ОСПИТАННИК Ленинского комсомола, коммунист с 35- петним партийным стажем, первый помощник капитана комсомольско-молодежного экипажа ТР «Северный ве тер» Александр Наумович Яцыков известен нашим читателям как активный автор. Успехи экипажа, в котором он ра* встает, несомненны и весомы. Достаточно сказать, что за пять с лишним лет после новостроя на корабле не было такого рей са, чтобы команда вернулась в порт без успешного выполне ния задания. Совместным постановлением главка «Севрыбая и првзиди* ума обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности экипаж этого транспортного рефрижератора занесен на Доску почета бассейновой газеты «Рыбный Мурман». В его честь на Аллее трудовой славы поднят вымпел. Комсомольцы корабля в канун Дня рождения ВЛКСМ решили работать под девизом! «(Пятилетие — ударный финиш, все для трудовой победы!» — Бесспорно, — говорит, беседуя с нашим корреспонден том, председатель судового комитета профсоюза котельный машинист М. П. Шагойко, — во всем атом важную роль играет высокий уровень массово-политической работы в коллективе. Решающее слово в повседневном улучшении и совершенство вании форм воспитательной работы принадлежит судовой парторганизации, первому помощнику капитана. Верность делу партии и комсомоле А. Н. Яцыков подтверж дает практическим участием в общественной жизни. Он по* «тоянно помогает комсомольскому бюро судна развивать инициативу и самодеятельность молодых моряков. Работая с января 1969 года в составе экипажа ТР «Северный ветер», ком* мунист Яцыков все эти годы бессменно руководит комсомоль* ской политшколой. И еще характерная деталь. За последние годы восемь луч ших комсомольцев и передовых членов экипажа рекомендо ваны лично им для вступления в ряды Коммунистической пар* тии Советского Союза. Среди них члены ВЛКСМ — моторист Василий Демченко, матрос Иван Кравченко, третий механик Станислав Нечитайлов. Когда мы попросили Александра Наумовича поделиться своими воспоминаниями о комсомольской юности, он с улыб кой заметил, что она не кончается и в его шестьдесят с лиш ним лет. Весь секрет в том, что без малого полвека назад А. Н. Яцыков свою судьбу накрепко связал с комсомолом. Впрочем, лучше всего прочитать рассказ самого автора. ПЕРВОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ В 1924 ГОДУ, когда было присвоено комсомолу имя Владимира Ильи ча Ленина, мне дали первое комсомольское поручение. Тогда меня утвердили пред седателем пионерского отря да. В горкоме комсомола по ручили усилить борьбу с бес призорностью. Задача была йе из легких в то время. О том, нак наш отряд справлялся е поручением, мне довелось подробно рас сказать на первом Всесоюз- йом слете юных пионеров в Москве, На заседании одной из секций, которой руково дила Надежда Константинов на Крупская, я и докладывал ) о проделанной нами работе. Рассказал, как 18 из двадца ти беспризорных детей за Пять лет пионерского шефст ва возвращены к нормальной человеческой жизни. То были мальчишки, которые ездили под вагонами пассажирских Поездов полураздетые, гряз* ные. Они занимались воров* ством и бродяжничеством... Отцы этих детей погибли 6 гражданскую войну, а матеря умерли от голода. Вот они и пошли бродить по свету. Те перь нам удалось дать этим детям путевку з жизнь, по мочь им начать учиться и ра ботать. Время было трудное. На Украине пытались проводить политику раскола иационалн* еты. В это время, по заданию комсомола, пионеры н моло дые рабочие участвовали в восстановлении народного хо* зяйетва. Конечно, мы выпол няли посильную работу: со бирали металлолом, макула туру, помогали школам в обеспечении топливом, зани мались в ликбезе, обучая без грамотных. Вот в этом и за ключалось выполнение пер вого комсомольского задания. Об этих делах и держал я от чет на Всесоюзном слете юных пионеров. Вместе со всеми мы поклялись связать свою жизнь с комсомолом, с партией коммунистов. С 1928 года я считаю себя по сей день состоящим в рядах ВЛКСМ. На всю жизнь остался в памяти задушевный разговор в Кремле, когда нас прини мал Михаил Иванович Кали нин. Московские встречи убедили всех, что расставать ся с комсомолом мы не име ем нрава. Тем более что, ког« да мы покидали гостеприим ную Москву, Надежда Кон стантиновна Крупская, про щаясь, напомнила нам, чтобы молодёжь никогда не забыва ла слова Владимира Ильича Ленина, зовущие учиться коммунизму, НА КОМСОМОЛЬСКОЙ УДАРНОЙ 1 0 3 0 ГОД памятен тем, I М л / что тогда, после I и и ь окончания Бер дичевского механического техникума, меня напра вили в Ленинград на Балтийский судостроитель ный завод имени Серго Орд жоникидзе. Работая на строи тельстве кораблей, опять в головой ушел в комсомоль скую деятельность. Вскоре был избран секретарем цехо вой комсомольской организа ции. Затем меня ввели в со став комитета комсомола за* вода. Непосредственная рабо та на сборке судов помогала познавать характеры питер ских рабочих. Комсомол тогда уже шеф ствовал над Военно-Морским Флотом. Поэтому свое место в укреплении сил ВМФ страны мы считали своей первоочередной задачей. По истечении пяти лет началась новая, по душе, работа. Меня утверждают комсоргом ЦК ВЛКСМ на строительстве флагмана арктического флота — ледокола «й. Сталин». Строительство этого кораб ля объявлялось комсомоль ской заботой. Ленинградский горком ВЛКСМ направил к нам 300 комсомольцев. Никто из них до этого не работал в судо строении. Среди пришедших е комсомольскими путевка ми были пекари, продавцы» парикмахеры, бондари... При шлось решать задачу строи тельства кораблей и воспита ния новых судостроителей. Из парикмахера или продав ца сделать клепальщика или сварщика — дело нешуточ ное. Но отличные судосбор щики Балтийского завода су мели многим передать свой опыт, обучить новому, нелег кому делу. Семья ленинград ских судостроителей пополни лась за счет посланцев ком сомола. Об этой стройке регуляр но и много писала «Комсо мольская правда». Газеты тех лет подробно сообщали о выполнении правительствен ного задания комсомолом, о трудовом энтузиазме моло дых судостроителей. Когда мы сдали государст венной комиссии свой комсо мольский ледокол, то боль шая группа молодых судо сборщиков была премирова на управлением «Главсев- морпути» поездкой в Москву, Там нас принимал Отто Юль евич Шмидт. Встречу он на чал с того, что выразил бла годарность всему коллекти ву судостроителей. От имени полярников пожелал комсо мольцам штурма новых ши рот. Мы побывали и отдохну ли в Доме отдыха челюскин цев под Москвой, совершили поездку по каналу «Моск ва—Волга». Были в Третья ковской галерее, в Большом театре Союза ССР. А в Ле нинград возвращались на самолете. ИЗ ЦЕХА В БОИ З ДЕСЬ опять началась кипучая комсомоль ская жизнь. Нас при звали на строительство судов для Военно-Морского Фло На снимке А. Н. Яцыков. та... На одной из верфей и застал меня тяжелый час — начало Велиной Отечествен ной войны. Как воспитанник комсомола и коммунист, я не мог довольствоваться по лученной бронью. Вместе с сотнями ленинградцев запи сался в армию народного ополчения для защиты Ле нинграда. Как техника-меха ника, меня направляют в от дельный танковый батальон. Вначале назначили по мощником начальника шта ба. Затем поручили формиро вание комсомольских эки пажей. Когда они были сфор мированы. то нас направили на Кировский завод помогать собирать тяжелые новые ма шины «КВ». Работали сутками, труди лись по-ударному. Машины одна за другой выходили ка обкатку, которая продолжа лась недолго. Приняв десять машин, комсомольские эки пажи, освоив новую технику, прямо с завода ушли на пере довую громить врага. Так началась наша боевая танко вая жизнь. Из цеха прямо в бой. Я не сомневался в своих комсомольских экипажах. Молодые танкисты никого не подвели. Все качества но вых танков использовали пол ностью. Нередко можно бы ло быть свидетелем, как от важные танкисты шли на та ран. Кировцы не подве ли: при ударах немецкие тан ки выходили из строя. Танкисты комсомольских экипажей проявляли беспри мерную храбрость и отвагу, не щадя своей жизни при обороне Ленинграда. Бои бы ли тяжелые, кровопролитные: все месяцы и годы враг яро стно рвался к колыбели Ве ликого Октября. Чем все это кончилось для фашистских захватчиков, теперь знает каждый. Многие из воспитан ников Ленинского комсомола получили на Ленинградском фронте высокие правительст венные награды. Вручили ор ден Красной Звезды н медаль «За боевые заслуги» н мне. А в этом году, когда страна отмечала 30-летие прорыва блокады под Ленинградом, нам с супругой Валентиной вручили нагрудные знаки «Ветеран бронетанковых войск Ленфронта. 1941 — 1945». ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ П ОСЛЕ Великой Отече ственной войны меня направили учиться. Закончив Высшие политиче ские курсы командного соста ва, опять работал с комсо мольцами военных училищ. Жизнь складывалась нор мально. Но опять потянуло ка завод, строить корабли. С 1952 года, пятнадцать лет проработал я на сборке ко раблей. Здесь выполнял по ручения партийной органи зации, являясь наставником молодых судосборщиков. А в 1967 году приехал на Крайний Север. И с тех пор в Мурманске. В январе 1969 года вместе с командой мы приняли у николаевских су достроителей транспортный рефрижератор «Северный ветер». С той поры не рас стаюсь с комсомольцами. Команде присвоено ко много му обязывающее звание «Комсомольске - молодеж ный экипаж коммунистиче ского труда». Шестой год ве ду школу комсомольского политпросвещения. Вместе с молодыми моряками мы при умножаем славные дела кол лектива. Годы берут свое. Настало время и мне собираться на заслуженный отдых. Я со словами глубокой благодар ности обращаюсь к Ленинско му комсомолу. Спасибо тебе, комсомол, за то, что ты по мог мне активно участвовать в социалистическом строи тельстве, за то, что все пять* десят лет, которые я шел по твоему пути, помогал мне сохранять молодой задор. Се годня я рапортую Всесоюзно му Ленинскому Коммунисти ческому Союзу Молодежи, что поручение, данное мне полвека назад, выполнил. А. ЯЦЫКОВ, первый по мощник капитана тран спортного рефрижератора «Северный ветер». Фото Л. Кузнецовой. 4 J J Идут отчеты и выборы (Окончание, Нач. на J стр.) m о том, что, хотя В целом « улучшилось обеспечение спец* одеждой, но, однако, допускает- . ся выдача спецодежды без уче- ута размера. Иногда корабли уходят на промысел, не имея Достаточного запаса перчаток а рукавиц. Много замечаний было вы сказано трудящимися по поводу плохой работы столовых и буфе тов. Профсоюзные органы не достаточно контролируют ра боту этих предприятий. Эти и другие недостатки объясняются и тем, что судовые и цеховые комитеты еще слабо инструкти руются базовыми и заводскими комитетами профсоюза. Проф актив еще недостаточно хоро ню знает свои права и обязан ности. Базовые комитеты профсоюза не продумали достаточно аффек тивную форму обучения актива судовых комитетов. Несмотря на принятые вышестоящими ор ганами решения и приказы на чальников флотов, председате ли судовых комитетов не осво бождаются от выполнения ос новных работ на 2— 3 дня в пе риод стоянки судов в порту для их обучения и инструктажа. Как показывает анализ хода отчетов и выборов, важнейшей задачей базовых и заводских комитетов профсоюза по-преж нему является своевременное и качественное обучение профак тива. С этой целью необходимо продумать форму обучения, оп ределить состав лекторов и до кладчиков, подготовить лекци онный материал. Подводя итоги отчетно-выборной кампании, базовым комитетам профсоюза необходимо тщательно проана лизировать имевшие место недо статки, определить задачи, стоя щие перед профсоюзными орга нами по выполнению решений XXIV съезда КПСС и XV. с ^ - да профессиональных союзов СССР. В. КАЛИКОВ. инструктор обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz