Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.

ЭФФЕКТ СДВОЕННЫХ РЕЙСОВ Управление Мурманского тралового флота еще не рас­ полагает окончательными эко­ номическими выкладками, но цифры за девятнадцать под­ мен красноречивы. За счет сдвоенных рейсов БМРТ их эксплуатационное время увеличено на 414 судо- суток. В результате дополни­ тельно выловлено 123 тысячи 4 "Центнеров рыбы, из чогорой выпущено 64 тысячи центнеров готовой пищевой продукции. Если учесть, что каждый БМРТ принимает и перед-зет примерно 450 тонн груза, тран­ спортируемого РТ-106 и РТ-142, то есть без помощи судов «Севрыбхолодфлота», то тра­ ловый флот на транспортных расходах сэкономил за девят­ надцать подмен в пределах четверти миллиона рублгй. Важно и другое. Например, опыт эксплуатации БМРТ «Кольский» в сдвоенном рей^е показал, что его техническое состояние хорошее. После 278 суток нахождения на промыс­ ле междурейсовый ремонт по машинной части был не боль­ ше того объема, что и при обычных рейсах. Отсюда можно сделать опре­ деленный вывод. Имея на бор­ ту квалифицированные кадры ремонтной группы, при добро­ совестном участии всех машин­ ных специалистов можно мно­ гое сделать своими силами. И второе. Подменные экипажи, как показала практика, перехо­ дя с корабля на корабль, по- хозяйски трудились на каждом из них. У ЭТИХ рыбацких судов запоминающаяся био­ графия. И по стажу плавания в водах Баренцева моря, и по делам людей, ко­ торые обслуживали механиз­ мы, несли вахты на мостике, палубе, в трюме. А потом наступил момент, и властной законной рукой Регистр СССР наложил «ве­ то» на дальнейшее исполь­ зование ветеранов флота в качестве промысловых ко­ раблей. Многие борговйки в разное время нашли послед­ ний приют на Зеленом мысе — кладбище кораблей или f J Q ИЮНЯ... Второй ^ 0 подменный экипаж. К восьми утра все в сборе. Мы отправляемся на теплоходе по Кольскому за­ ливу, чтобы в одной из бухт пересесть на БМРТ-250 «Пушкин» и принять дела у его команды. Признаться, мне, как ка­ питану подменного экипажа, было неспокойно, начиная с точного часа сбора. Причина вполне понятна: людей тол­ ком не знаешь, комплектова­ ли экипаж в летнее время, когда с кадрами трудно, за­ писывали в роль не лучших специалистов, как было при формировании предшествую­ щей команды, а из тех, кто оказывался под рукой. А сре­ ди них кое-кто числился в штрафниках. Первое сомнение отпало. Моряки проявили высокую дисциплинированность. И, опережая события, скажу: такое сохранялось в течение всех шести подмен. К концу работы у нас родился друж­ ный, по-настоящему хороший коллектив. Никто не мыслил расставаться, и было предло­ жено стать не подменным, а основным экипажем на од­ ном из БМРТ. К сожалению, подобной возможности не представилось. Считаю, в том, что мы вы­ шли в первую свою подмену организованно, большая за­ слуга служб, отделов флота. Система продумана, отрабо­ тана до мелочей. Хотя бы время сбора: восемь утра. Все выспались, отдохнули. Представляю, какая картина была бы, если бы мы уходи­ ли ночью. Стоит отметить, и морякам по душе оказался час отхода. • Особенность сегодняшней практики смены экипажей — ответственность сменщиков не только за техническое со­ стояние тех судов, на кото­ рых им трудиться, а, имея самостоятельный план по вы­ лову рыбы, выпуску готовой продукции, найти возмож­ ность с ним справиться. За­ дача весьма ответственная. Ведь, повторяю, промысел предстояло вести не на од­ ном определенном траулере, а на нескольких. Через 18— 20 суток мы переходили с одного на другой, и следова­ ло заново изучать, привы­ кать к особенностям нх. Незнакомой была и прак­ тика передачи дел. Правда, перед первым приемом я спе­ циально выходил в команди­ ровку, присутствовал при пе­ ресменке первого подменно­ го экипажа. В некоторой степени получил предо, гаиле- ние, но если сам становишь­ ся хозяином на каком-либо корабле, другое дело. От­ ветственность ощущаешь. хотя претензий к прежним специалистам в отношении состояния тралов не имели, вооружили их по-своему. По­ нятно, каждый капитан, стар­ ший мастер по добыче счи­ тает свой метод лучшим. Мы вооружили два трала: один с комбинированной ниж­ ней подборой, второй — только 500-миллиметровыми бобинцами. В зависимости от грунтовых условий приме-_ нялн тот или другой. И эшм в какой-то мере уменьшали аварийность. Идем на подмену В дальнейшем, если так можно сказать, набили руку. За основу передачи дел взя­ ли честность. Принимаем очередной траулер, и сразу вопрос: — Что, по вашему мне­ нию, неблагополучно, на что обратить внимание? И всегда находили пони­ мание. А первая подмена на «Пушкине» помнится. Во- первых, приняли нас там хо­ рошо. Команда знала, что в порту ждет полный отдых, не будет никаких забот. Под­ готовила судно. Специали­ сты нашего экипажа сразу разошлись по соответствую­ щим службам и потом докла­ дывали о состоянии механиз­ мов, оборудования, трало­ вом вооружении. На других судах я взял себе за правило ни о чем не спрашивать, только слушать. И лишь в оставшиеся часы задавал вопросы, обходил судно. Приятно отметить: во время подмен никаких кон­ фликтов с основными экипа­ жами у нас не было. В период подмены на «Пушкине» столкнулись с трудностями чисто промыс­ лового толка. При приеме дел мы проверили все трало­ вое вооружение, промерили ваера. Но тогда рыба лови­ лась у берегов, где большая аварийность орудий лова. И Вторая молодость ветеранов на подобных местах в Тал­ лине, Ленинграде. Что ж, А ал ь тоже имеет предел крепости. Только судьба сто шесто­ го, сто сорок второго и сто восемьдесят седьмого оказа­ лась иной. Если нельзя им больше ходить в дальние по­ ходы, то можно еще нести службу на акватории порта. Стал один отопителем, гнал из своего котла горячий пар по артериям выведенного на время из строя собрата-тра- улера. Другой «переквали­ фицировался» в водолея, а у 187-го и того прозаичнее стала профессия — сборщик зама?,ученных вод. И в новых качествах ве­ тераны приносили немало пользы, облегчая жизнь тем, кого еще не коснулся в пос­ ледний раз Регистр. А в ны- 1 нешнем году для «старич- ; ков» вообще наступила вто- . рая молодость, и связано это с организацией подмены команд БМРТ. Два слова о сути подмены. Что дает увеличение экс­ плуатационного времени про­ мыслового судна, говорить Ш/е приходится. Чем больше оно на лову, тем выше добы­ ча рыбы. Тогда {грешили в траловом флоте группе из семи БМРТ спланировать сдвоенные рейсы. Но в се­ редине всего срока дать эки­ пажу отдохнуть. На практи­ ке вышло так. Отходив четыре месяца, траулер бросает якорь в бух­ те Могильной. К этому мо­ менту его здесь ждет специ­ ально сформированный* под­ менный экипаж. Основной передает дела подменному, и корабль вновь идет на про­ мысел. Попутно с передачей дел с корабля снимают груз рыб­ ной муки, консервов, рыбье­ го жира, снабжают его про­ довольствием, промысловым вооружением, топливом, мас­ лом, одним словом, всем не­ обходимым. Как правило, раньше тра­ ловый флот лри этих опера­ циях пользовался услугами «Севрыбхолодфлота», Ко­ нечно, за плату, и довольно солидную. Даже тогда, когда перегрузка шла в Кольском заливе, в нескольких милях от порта (был такой период). И вот здесь еще раз надо повторить, насколько проду­ мали» подошли руководите­ ли тралового флота, разраба­ тывая' систему- подмены эки­ пажей. Учли все факторы. Подумали и о том, нельзя ли снизить транспортные расходы, связанные с достав­ кой в порт некоторого груза с БМРТ, а на него — снаб­ жения. Решили: можно. На­ до использовать РТ № 106, 142. Правда, эти суда не име­ ют права иа плавание, тем более на выход из Кольско­ го залива. И вновь была про­ явлена настойчивость — пе­ ред инспекцией Регистра, ко­ торая разрешила разовый пе­ реход. В дальнейшем этот вопрос постоянно согласовы­ вался. «Обязанности» между траулерами распределены таким образом. Сто шестой доставляет воду — в танки вмещается не мекее ста тонн — и промысловое, судовое снабжение. Сто сорок второй — топливо: 160—170 тони мазута. И продовольствие. Назад РТ везут рыбную муку, консервы. А теперь немного арифме­ тики. По тарифам «Севрыб­ холодфлота» тонна переве­ зенного груза обходится тра­ ловому флоту: промвооруже- ния, продовольствия — в 59 рублей, рыбной муки на- По-иному вооружили и траловые доски. Так, чтобы они шли по дну не на ров­ ном пиле, что при задевах приводило их к порче, а на пятке. На мой взгляд, такая практика себя оправдала. Доски мы не ломали, подсо­ единяли их сразу и двойным кабелям. Передавая судно основно­ му экипажу, советовали при­ менять использованные нами схемы тралового вооруже­ ния. Довелось нам в рейсе уча­ ствовать и в эксперименте по испытанию трала новой конструкции. Проводили его специалисты ЦПКТБ главка «Севрыба» на БМРТ «Капи­ тан Демидов». Для контроля использовали БМРТ «Орби­ та». Получалось так: сутки мы идем с новым тралом. «Орбита» — параллельным курсом. И наоборот. Говорю об этом потому, чтобы яснее представить сде­ ланное подменным экипажем № 2. Да и такой факт прият­ но отметить: испытываемый трал оказался хорошим. Мы потом взяли его на вооруже­ ние, работая с подменой на ВМРТ № 241, 259, 246. Уловистость его особенно за­ метили на двести сорок ше­ стом. Этот траулер числился от­ стающим в группе однотип­ ных судов. Конечно, рассчи­ тывать на то, что за 1(1 под­ менных суток выправим по­ ложение, не могли. Но и .уве­ личивать задолженность но добыче рыбы нельзя было. И вот здесь хорошую служ­ бу сослужил новый трал. Ре­ зультаты посуточной работы на БМРТ-246 у нас были не ниже, чем на других трауле­ рах. Вообще показатели про­ мысла за рейс у подменного экипажа № 2 ничуть не хуже, чем у основных. За 82 суток нахождения на ло­ ву выработали 1997 тонн мо­ роженой продукции, в том числе 156,5 тонны филе, 36,7 тонны тушки, 296 тонн рыбной муки, 71300 банок консервов. Общая сумма реа­ лизации — 1.434.666 руб­ лей. Как правило, соперников мы выбирали себе посильнее,' на просьбу принять нас з их группу всегда охотно откли­ кались, а потом начинались обычные контакты: обмен информацией по радио, сове­ ты, взаимная помощь. Сейчас в море работает подменный экипаж № 3. Ко­ гда уходили в порт, знали: моряки освоились с новым делом. Это доброе, нужное дело. В дальнейшем его нуж­ но продолжать. И не ослаб­ лять внимания при подборе кораблей для подмены. Они должны быть в хорошем тех­ ническом состоянии. Ёсть и другое пожелание. Наш экипаж производил под­ мену в Тюва-губе. Но там мало места. При сильных ветрах стоять опасно. Надо вопрос этот продумать перед началом нового цикла под­ мен. Г. ТИШКОВ, капитан под­ менного экипажа № 2. НА СНИМКЕ: траулеры- ветераны БМРТ снабжением. на обеспечении сыпью в 187 рублей. (Име­ ется в виду из района Мо­ гильной бухты). За тонну воды тралфлот платит 24 рубля. Летом менялся экипаж на ЕМРТ-243 «Ашхабад». Соот­ ветственно его обслуживали РТ-106 и РТ-142. Они дали ему 140 тонн воды, 145 томн топлива, другое снабжение, а сняли и доставили в порт 29952 банки консервов. 125 тонн муки, 14.2 тонны рыбьего жира. Если бы тралфлот пользовался услу­ гами транспортного флота, то заплатил бы за это 15033 рубля. В службе эксплуатации тралового флота считают, что в среднем при Обработке каждого БМРТ на него до­ ставляется и снимается 450 тонн груза, доставка которо­ го примерно стоит 14 тысяч рублей. Всего сейчас прошли сменный цикл девятнадца гь больших морозильных трау­ леров. Нетрудно подсчитать, какую экономию денежнцх средств составило использо­ вание двух стареньких РТ. Менее примечательна се­ годняшняя судьба РТ-18?. Но и этот «старичок» в опре­ деленный момент принес большую пользу. Когда соз­ далась проблема со сбором замазученных вод, флот об­ ходился, хотя и с большими трудностями, своими сила­ ми. Выручал сборщик — РТ-167. В. ХРЯШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz