Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.
ЭФФЕКТ СДВОЕННЫХ РЕЙСОВ Управление Мурманского тралового флота еще не рас полагает окончательными эко номическими выкладками, но цифры за девятнадцать под мен красноречивы. За счет сдвоенных рейсов БМРТ их эксплуатационное время увеличено на 414 судо- суток. В результате дополни тельно выловлено 123 тысячи 4 "Центнеров рыбы, из чогорой выпущено 64 тысячи центнеров готовой пищевой продукции. Если учесть, что каждый БМРТ принимает и перед-зет примерно 450 тонн груза, тран спортируемого РТ-106 и РТ-142, то есть без помощи судов «Севрыбхолодфлота», то тра ловый флот на транспортных расходах сэкономил за девят надцать подмен в пределах четверти миллиона рублгй. Важно и другое. Например, опыт эксплуатации БМРТ «Кольский» в сдвоенном рей^е показал, что его техническое состояние хорошее. После 278 суток нахождения на промыс ле междурейсовый ремонт по машинной части был не боль ше того объема, что и при обычных рейсах. Отсюда можно сделать опре деленный вывод. Имея на бор ту квалифицированные кадры ремонтной группы, при добро совестном участии всех машин ных специалистов можно мно гое сделать своими силами. И второе. Подменные экипажи, как показала практика, перехо дя с корабля на корабль, по- хозяйски трудились на каждом из них. У ЭТИХ рыбацких судов запоминающаяся био графия. И по стажу плавания в водах Баренцева моря, и по делам людей, ко торые обслуживали механиз мы, несли вахты на мостике, палубе, в трюме. А потом наступил момент, и властной законной рукой Регистр СССР наложил «ве то» на дальнейшее исполь зование ветеранов флота в качестве промысловых ко раблей. Многие борговйки в разное время нашли послед ний приют на Зеленом мысе — кладбище кораблей или f J Q ИЮНЯ... Второй ^ 0 подменный экипаж. К восьми утра все в сборе. Мы отправляемся на теплоходе по Кольскому за ливу, чтобы в одной из бухт пересесть на БМРТ-250 «Пушкин» и принять дела у его команды. Признаться, мне, как ка питану подменного экипажа, было неспокойно, начиная с точного часа сбора. Причина вполне понятна: людей тол ком не знаешь, комплектова ли экипаж в летнее время, когда с кадрами трудно, за писывали в роль не лучших специалистов, как было при формировании предшествую щей команды, а из тех, кто оказывался под рукой. А сре ди них кое-кто числился в штрафниках. Первое сомнение отпало. Моряки проявили высокую дисциплинированность. И, опережая события, скажу: такое сохранялось в течение всех шести подмен. К концу работы у нас родился друж ный, по-настоящему хороший коллектив. Никто не мыслил расставаться, и было предло жено стать не подменным, а основным экипажем на од ном из БМРТ. К сожалению, подобной возможности не представилось. Считаю, в том, что мы вы шли в первую свою подмену организованно, большая за слуга служб, отделов флота. Система продумана, отрабо тана до мелочей. Хотя бы время сбора: восемь утра. Все выспались, отдохнули. Представляю, какая картина была бы, если бы мы уходи ли ночью. Стоит отметить, и морякам по душе оказался час отхода. • Особенность сегодняшней практики смены экипажей — ответственность сменщиков не только за техническое со стояние тех судов, на кото рых им трудиться, а, имея самостоятельный план по вы лову рыбы, выпуску готовой продукции, найти возмож ность с ним справиться. За дача весьма ответственная. Ведь, повторяю, промысел предстояло вести не на од ном определенном траулере, а на нескольких. Через 18— 20 суток мы переходили с одного на другой, и следова ло заново изучать, привы кать к особенностям нх. Незнакомой была и прак тика передачи дел. Правда, перед первым приемом я спе циально выходил в команди ровку, присутствовал при пе ресменке первого подменно го экипажа. В некоторой степени получил предо, гаиле- ние, но если сам становишь ся хозяином на каком-либо корабле, другое дело. От ветственность ощущаешь. хотя претензий к прежним специалистам в отношении состояния тралов не имели, вооружили их по-своему. По нятно, каждый капитан, стар ший мастер по добыче счи тает свой метод лучшим. Мы вооружили два трала: один с комбинированной ниж ней подборой, второй — только 500-миллиметровыми бобинцами. В зависимости от грунтовых условий приме-_ нялн тот или другой. И эшм в какой-то мере уменьшали аварийность. Идем на подмену В дальнейшем, если так можно сказать, набили руку. За основу передачи дел взя ли честность. Принимаем очередной траулер, и сразу вопрос: — Что, по вашему мне нию, неблагополучно, на что обратить внимание? И всегда находили пони мание. А первая подмена на «Пушкине» помнится. Во- первых, приняли нас там хо рошо. Команда знала, что в порту ждет полный отдых, не будет никаких забот. Под готовила судно. Специали сты нашего экипажа сразу разошлись по соответствую щим службам и потом докла дывали о состоянии механиз мов, оборудования, трало вом вооружении. На других судах я взял себе за правило ни о чем не спрашивать, только слушать. И лишь в оставшиеся часы задавал вопросы, обходил судно. Приятно отметить: во время подмен никаких кон фликтов с основными экипа жами у нас не было. В период подмены на «Пушкине» столкнулись с трудностями чисто промыс лового толка. При приеме дел мы проверили все трало вое вооружение, промерили ваера. Но тогда рыба лови лась у берегов, где большая аварийность орудий лова. И Вторая молодость ветеранов на подобных местах в Тал лине, Ленинграде. Что ж, А ал ь тоже имеет предел крепости. Только судьба сто шесто го, сто сорок второго и сто восемьдесят седьмого оказа лась иной. Если нельзя им больше ходить в дальние по ходы, то можно еще нести службу на акватории порта. Стал один отопителем, гнал из своего котла горячий пар по артериям выведенного на время из строя собрата-тра- улера. Другой «переквали фицировался» в водолея, а у 187-го и того прозаичнее стала профессия — сборщик зама?,ученных вод. И в новых качествах ве тераны приносили немало пользы, облегчая жизнь тем, кого еще не коснулся в пос ледний раз Регистр. А в ны- 1 нешнем году для «старич- ; ков» вообще наступила вто- . рая молодость, и связано это с организацией подмены команд БМРТ. Два слова о сути подмены. Что дает увеличение экс плуатационного времени про мыслового судна, говорить Ш/е приходится. Чем больше оно на лову, тем выше добы ча рыбы. Тогда {грешили в траловом флоте группе из семи БМРТ спланировать сдвоенные рейсы. Но в се редине всего срока дать эки пажу отдохнуть. На практи ке вышло так. Отходив четыре месяца, траулер бросает якорь в бух те Могильной. К этому мо менту его здесь ждет специ ально сформированный* под менный экипаж. Основной передает дела подменному, и корабль вновь идет на про мысел. Попутно с передачей дел с корабля снимают груз рыб ной муки, консервов, рыбье го жира, снабжают его про довольствием, промысловым вооружением, топливом, мас лом, одним словом, всем не обходимым. Как правило, раньше тра ловый флот лри этих опера циях пользовался услугами «Севрыбхолодфлота», Ко нечно, за плату, и довольно солидную. Даже тогда, когда перегрузка шла в Кольском заливе, в нескольких милях от порта (был такой период). И вот здесь еще раз надо повторить, насколько проду мали» подошли руководите ли тралового флота, разраба тывая' систему- подмены эки пажей. Учли все факторы. Подумали и о том, нельзя ли снизить транспортные расходы, связанные с достав кой в порт некоторого груза с БМРТ, а на него — снаб жения. Решили: можно. На до использовать РТ № 106, 142. Правда, эти суда не име ют права иа плавание, тем более на выход из Кольско го залива. И вновь была про явлена настойчивость — пе ред инспекцией Регистра, ко торая разрешила разовый пе реход. В дальнейшем этот вопрос постоянно согласовы вался. «Обязанности» между траулерами распределены таким образом. Сто шестой доставляет воду — в танки вмещается не мекее ста тонн — и промысловое, судовое снабжение. Сто сорок второй — топливо: 160—170 тони мазута. И продовольствие. Назад РТ везут рыбную муку, консервы. А теперь немного арифме тики. По тарифам «Севрыб холодфлота» тонна переве зенного груза обходится тра ловому флоту: промвооруже- ния, продовольствия — в 59 рублей, рыбной муки на- По-иному вооружили и траловые доски. Так, чтобы они шли по дну не на ров ном пиле, что при задевах приводило их к порче, а на пятке. На мой взгляд, такая практика себя оправдала. Доски мы не ломали, подсо единяли их сразу и двойным кабелям. Передавая судно основно му экипажу, советовали при менять использованные нами схемы тралового вооруже ния. Довелось нам в рейсе уча ствовать и в эксперименте по испытанию трала новой конструкции. Проводили его специалисты ЦПКТБ главка «Севрыба» на БМРТ «Капи тан Демидов». Для контроля использовали БМРТ «Орби та». Получалось так: сутки мы идем с новым тралом. «Орбита» — параллельным курсом. И наоборот. Говорю об этом потому, чтобы яснее представить сде ланное подменным экипажем № 2. Да и такой факт прият но отметить: испытываемый трал оказался хорошим. Мы потом взяли его на вооруже ние, работая с подменой на ВМРТ № 241, 259, 246. Уловистость его особенно за метили на двести сорок ше стом. Этот траулер числился от стающим в группе однотип ных судов. Конечно, рассчи тывать на то, что за 1(1 под менных суток выправим по ложение, не могли. Но и .уве личивать задолженность но добыче рыбы нельзя было. И вот здесь хорошую служ бу сослужил новый трал. Ре зультаты посуточной работы на БМРТ-246 у нас были не ниже, чем на других трауле рах. Вообще показатели про мысла за рейс у подменного экипажа № 2 ничуть не хуже, чем у основных. За 82 суток нахождения на ло ву выработали 1997 тонн мо роженой продукции, в том числе 156,5 тонны филе, 36,7 тонны тушки, 296 тонн рыбной муки, 71300 банок консервов. Общая сумма реа лизации — 1.434.666 руб лей. Как правило, соперников мы выбирали себе посильнее,' на просьбу принять нас з их группу всегда охотно откли кались, а потом начинались обычные контакты: обмен информацией по радио, сове ты, взаимная помощь. Сейчас в море работает подменный экипаж № 3. Ко гда уходили в порт, знали: моряки освоились с новым делом. Это доброе, нужное дело. В дальнейшем его нуж но продолжать. И не ослаб лять внимания при подборе кораблей для подмены. Они должны быть в хорошем тех ническом состоянии. Ёсть и другое пожелание. Наш экипаж производил под мену в Тюва-губе. Но там мало места. При сильных ветрах стоять опасно. Надо вопрос этот продумать перед началом нового цикла под мен. Г. ТИШКОВ, капитан под менного экипажа № 2. НА СНИМКЕ: траулеры- ветераны БМРТ снабжением. на обеспечении сыпью в 187 рублей. (Име ется в виду из района Мо гильной бухты). За тонну воды тралфлот платит 24 рубля. Летом менялся экипаж на ЕМРТ-243 «Ашхабад». Соот ветственно его обслуживали РТ-106 и РТ-142. Они дали ему 140 тонн воды, 145 томн топлива, другое снабжение, а сняли и доставили в порт 29952 банки консервов. 125 тонн муки, 14.2 тонны рыбьего жира. Если бы тралфлот пользовался услу гами транспортного флота, то заплатил бы за это 15033 рубля. В службе эксплуатации тралового флота считают, что в среднем при Обработке каждого БМРТ на него до ставляется и снимается 450 тонн груза, доставка которо го примерно стоит 14 тысяч рублей. Всего сейчас прошли сменный цикл девятнадца гь больших морозильных трау леров. Нетрудно подсчитать, какую экономию денежнцх средств составило использо вание двух стареньких РТ. Менее примечательна се годняшняя судьба РТ-18?. Но и этот «старичок» в опре деленный момент принес большую пользу. Когда соз далась проблема со сбором замазученных вод, флот об ходился, хотя и с большими трудностями, своими сила ми. Выручал сборщик — РТ-167. В. ХРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz