Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.

А. Миселев БЕСЕДЫ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРНЫХ ПРОМЫСЛОВ Новьши достижениями, в боевой и политической под­ готовке ознаменовали чет­ вертый, определяющий год пятилетки воины-десантни - тс и Н-ской части Краснозна­ менного Закавказского во­ енного округа. В поле, на тактических учениях, на тренажерах, со­ вершая парашютные прыж­ ки, серьезно относясь к каждому занятию, воины настойчиво шлифуют свое боевое лмстерство, учатся науке побеждать. На снимке: солдаты кры­ латой гвардии на специаль­ ных тренажерах готовятся к предстоящим прыжкам-. Фото А. Саакова и А. Рухадзе. (Фотохроника ТАСС). д а © * ? ™ ! : Ш ИНТЕРЕСНОi «КОШКА» В ОКЕАНЕ Занимаясь во Флориде по­ иском редчайших видов рыб, биолог Вернон Огилви обна­ ружил рыбу-кошку. Исследо­ вания показали, что отдель­ ные экземпляры ее достига­ ют длины 1,5 метра и веса .около 22 килограммов. А славится она своей прожор­ ливостью. В период ощуще­ ния голода хищник не щадит никого: ни морских, ни сухо­ путных животных, повстре­ чавшихся ему на пути. ф САМ ПОГИБАЙ... В минуту смертельной опасности погибающая рыба издает своеобразный крик, который воспринимают в во­ де ее сородичи по стае. Услышав этот сигнал опас­ ности, онн мгновенно рас­ плываются в разные стороны или же прячутся в безопас­ ные места. Вот уж действи­ тельно: сам погибай, а това­ рища выручай! НА ПРОМЫСЛЕ МОРСКОГО ЗВЕРЯ М Ы ЖИВЕМ в век индустриализации и научно-технической революции, повсеместного роста городов и развития промышленности. Последние десятилетия особенно бурно развиваются производительные силы советского Севе­ ра, появляются («отпочковываются») все новые и новые про­ изводства. На месте дореволюционных рыбных промыслов появилась рыбодобывающая, рыбообрабатывающая, судоре­ монтная, консервная промышленность. Сам процесс рыбодо- бычи постоянно специализируется: если раньше на Севере господствовал тресковый промысел со шняк и ел, то затем появился траловый лов. В тридцатые годы на базе сельдяного промысла начала создаваться сельдяная промышленность со своей, возникшей уже после войны, организацией «Мурман- сельдь». Сейчас расширяются масштабы рыболовства во внутренних водоемах Кольского полуострова, для чего созда­ но специальное объединение чМурман». В довоенные годы в экономике Севера видное место за­ нимали зверобойный и семужный промыслы. Развивалось йодное производство. Создавались первые консервные заво­ ды. Морякам, по-видимому, интересно будет знать, что на русском Севере в свое время добывалась соль {были соля­ ные промыслы) и имел промысловое значение бой китов. Путь реорганизации северных промыслов в отрасли про­ мышленности был не легким, чо закономерным. Этот, общий для всей России процесс начался еще в XIX веке, и его зако­ номерности исследованы В. И. Лениным в работе «Развитие капитализма в России» В районах Европейского Севера СССР этот процесс превращения промыслов в отрасли промышлен­ ности и появления новых производств продолжался и в со­ ветское время. Поэтому мне и хочется предложить читателям газеты «Рыбный Мурман» цикл бесад о развитии таких северных промыслов, как сельдяной, зверобойный, китобойный, соля­ ной, о возникновении и первых шагах консервного и йодного производства. А. КИСЕЛЕВ, заведующий кафедрой истории Мурманского педагогического института, Доцент. К АК ИЗВЕСТНО, основ­ ным объектом зверо­ бойного промысла Севера являются нерпы, лахтаки и тюлени. Их добывают из-за шкур, которые идут на изготов­ ление меховой одежды, и коже­ венных изделии и жира, приме­ няемого в пищевых и медицин­ ских целях. Новорожденные тюлени (бельки) дают ценный и красивый мех. Самцы бело­ морского тюленьего стада (инэ- че их зовут лысуны) достигают почти двух метров длины при весе в 160 килограммов, сам­ ки — размером и весом — по­ меньше. В феврале—марте у тюле­ ней появляется симпатичное потомство, которое довольно беспомощно, питается молоком матери и не плавает. Только после первой линьки молодой тюлень, превратившись из бель­ ка в серку, начинает самостоя­ тельно добывать пищу и пла­ вать. На лето все стадо тюле­ ней — старых и молодых — уходит к кромке льдов Барен­ цева моря. Было время, когда стада морских зверей в морях Севе­ ра были неисчислимыми. Еще в прошлом столетии здесь было много белых медведей и мор­ жей. Морские звери любили посещать и отмели в Баренце­ вом море, куда они ежегодно приплывали тысячными коло­ ниями. Это запечатлелось в та­ ких названиях Мурмана, как Мурманск строится. Тюлений мыс, Сальные остро­ ва и т. д. Огромные стада тю­ леней, нерп, морских зайцев привлекали охотников со всей Европы. Горло Белого моря, куда за­ ходят на весну стада гренланд­ ского тюленя, - стало самым оживленным местом зверобой­ ного промысла в XIX веке. Первая советская зверобойная экспедиция была организована в 1918 году, в первый же год существования Советской вла­ сти. Весной того же года 120 зверобоев на ледоколе «Сиби­ ряков» под командой И. П. Бур­ кова добыли восемь тысяч тю­ леней. Они могли бы добыть и больше, но на ледоколе кон­ чился уголь и пришлось вер­ нуться в порт. Республика Советов еще до­ бивала остатки колчаковских и деникинских войск, а русский Север стал налаживать про­ мыслы: стране нужны были ры­ ба и рыбные товары, мех, ко­ жа, жир морских зверей. 10 февраля 1920 года Архангель­ ский губсовнархоз постановил: «Ввиду переживаемого стра­ ной продовольственного кризи­ са и несомненно ближайшего освобождения Архангельска, развитие рыбных и зверных... промыслов считать делом пер­ востепенной государственной важности...» Хорошо промышляли в 1Э20 году зверобои мотобота «Пе­ сец» и шхуны «Андромеда». Добыв несколько тысяч тюле­ ней, они рапортовали об успеш­ ном начале советского зверо­ бойного промысла после окон­ чания гражданской войны. В СЛЕДУЮЩЕМ году мас­ штабы зверобойного про­ мысла возросли, а Совет­ ское государство оказало севе­ рянам помощь оружием: для зверобоев нз Петрограда при­ слали 350 винтовок и 800 ты­ сяч патронов. Делами зверо­ бойного промысла занимался В. И. Ленин, о чем говорят воспоминания ветеранов (М. К. Державин и др.) и документы. Это подтверждает и радиограм­ ма, посланная из Архангельска на промысел в начале мая 1921 года: «Промысел будет закон­ чен к 20 мая. за это время суда должны проявить максимум энергии и выполнить приказ тов. Ленина». В тот сезон зверобои добыли около 50 тысяч тюленей. Осо­ бенно отличились бригады охотников с судов «Полярный» и «Сибиряков». Эти коллекти­ вы были занесены на Красную доску. Все зверобои были пре­ мированы. В приказе это зву­ чало так: «Выдать но одной большой шкуре зверобоям на шитье сапог, дабы... в будущий сезон зверобойной экспедиции явились па промысел в готовых сапогах». Промысел морского зверя ка Севере все годы шел двумя ос­ новными способами — с ледо­ кольных судов и с берега. Око­ ло 90 процентов добычи обычно приходилось на бригады зверо­ боев с судов, 10 процентов да­ вал береговой, так называемый выволочной промысел. Разме­ ры промысла колебались: если в 1927 году было добыто 120 тысяч голов, а в 1929 году — 102 тысячи голов, то в 1931 году — 162 тысячи. Индустриализация страны от­ разилась на зверобойных про­ мыслах трояко: во-первых, улучшался состав судов, на ко­ торых уходили во льды зверо­ бои (вместо шхун появились ле­ доколы), удлинялся сезон. Ле­ доколы «Седов», «Садко», «Ру­ санов», «Малыгин», «Сибиря­ ков» стали делать по два рей­ са. Расширились районы про­ мысла: зверобойные суда «Лен­ совет», «Нерпа», «Мурманец», «Ленгосторг» в 1933 году хо­ дили на Новую Землю и Зем­ лю Франца-Иосифа, где добыли 483 моржа, 405 лахтаков, 249 медведей. Во-вторых, на побережье вы­ росли предприятия по обработ­ ке продукции зверобойного про­ мысла. (Лайский салотопен­ ный и Архангельский кожевен­ ный заводы). В-третьих, на промысле по­ явился самолет, стала приме­ няться авиаразведка. И ЗВЕСТНЫЙ летчик М. С. Бабушкин рассказывал, как трудно приходилось налаживать это новое дело. Ведь до этого самолет на зве­ робойных промыслах никогда не использовался. Первые вы­ леты показали, что лежбища тюленей легко обнаружить с самолета. Но беда была в том, что на вымпелы с записками — куда идти промышлять, капита­ ны не реагировали, они попро­ сту этим советам не верили. Больше того, опытные зверо­ бои ворчали: «Распугает эта летающая махина всех тюле­ ней». А среди капитанов зверобой­ ных судов были такие асы ле­ дового дела, как В. И. Воронин, Н. М. Николаев, М. В. Иванов, А. П. Полисадов. Сами посуди­ те, насколько высок был, к при­ меру, авторитет Владимира Ивановича Воронина! Нужно было убеждать капи­ танов в необходимости авиараз­ ведки. а для этого нужны были контакты. Но ведь летчик в воздухе, а капитан во льдах. Что делать? Бабушкин знал, что до него (до 1925—1926 го­ дов) еще ни один самолет не садился на лед. Выдержит ли он вес аэроплана? А как г.ы- брать площадку, как не сло­ мать лыжи? Много было раз­ думий и опасений. И все же М. С. Бабушкин рискнул — сел на льдину7. Как вспоминал летчик, не ус­ пел он вылезти из своего «Ю-20», как самолет обленили зверобои. «Братва! — кричал самый дотошный. — А он же­ лезный». После этого великого открытия повели экипаж в го­ сти к капитану. За чаем пошел длинный разговор о погоде, о льдах, о звере. Как-то летчикам удалось убедить капитана по­ пробовать пробиться в указан­ ный ими район И только после того, как докол вышел на огромную лея™ ку (длиной в десятки километ­ ров), быстро выполнил план, а капитан рассказал об этом друзьям, самолет завоевал свое место в разведке тюленьих леж­ бищ. З А ТРИ МЕСЯЦА зверо­ бойного промысла 1928 года М. С. Бабушкин сде­ лал на «Юнкерсе» 53 вылета и пробыл в самолете надо льдами 152 часа. А летом самолет был погружен на «Малыгина», шед­ шего на спасение экспедиции Нобиле. (Бабушкин сделал 15 вылетов в поисках потерпевших беду). Следующей зимой летчики вообще выручили зверобоев — ледоколы были зажаты во льдах, их снабжали с воздуха. Бабушкин сделал тогда 87 вы­ летов. Северный зверобойный про­ мысел всегда был связан с рис­ ком: погода в это время года изменчива, часты туманы, п е г ^ движки льдов. Нередко малень­ кие шхуны затирало торосис­ тым льдом. Так случилось Еес- ной 1925 года, когда на помощь 17 норвежским шхунам выле­ тел самолет Михеева. В тот раз все обошлось благополучно, но нередко маленькие суденышки гибли во льдах, да и специаль­ ные зверобойные суда терпели аварии. Так, 13 октября 1928 года потерпела крушение в рай­ оне Диксона шхуна «Житкоз», вышедшая из Мурманска на зверобойный промысел, но в районе промысла у нее оказа­ лось ' пробитым днище. В 1932 году во льдах потеряли рули управления «Мурманец» и «Ленгосторг». Пришлось сни­ мать с промысла ледоколы и буксировать «зверобоев» в Мурманск. Еще чаще случались беды с береговыми зверобоями — вне­ запно налетал шторм, наплывал туман — охотников уносило в открытое море. И опять на по­ мощь приходил самолет*. Такой случай произошел в феврале 1928 года, когда М. С. Бабуш­ кин нашел и спас двух зверо­ боев из Мезени (Воронцова и Лукина), в течение 20 суток дрейфовавших на о т о р в а вш а я льдине в открытом море пищи, огня и теплой одежды. (Продолжение следует) Редактор Е . В . М И ХАИ ЛО В СКИ И . Главное управление «Сев рыба», партийная и проф­ союзная организации глав­ ка с глубоким прискорбием сообщают о том, что 17 но­ ября скоропостижно скон­ чался старейший работник рыбкой промышленности Севера, бывший начальник отдела организации труда, зарплаты и рабочих кадров главка, пенсионер АЛЬБЕРТ Мориц Маркович, и выражают искреннее со­ болезнование семье и близ­ ким покойного. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-177 «Сулшт». РТ-281 «Алма-Ата», ЗАВТРА: РТ-215 «Котлас», РТ-267 «Гродно», СРТ-р-712, СРТ-839, «Рыбный Мурман» Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коя. Мурманская областная типогра­ фия, г. Мурманск. Зак. 6348. ПН-01904

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz