Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.
А. Миселев БЕСЕДЫ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРНЫХ ПРОМЫСЛОВ Новьши достижениями, в боевой и политической под готовке ознаменовали чет вертый, определяющий год пятилетки воины-десантни - тс и Н-ской части Краснозна менного Закавказского во енного округа. В поле, на тактических учениях, на тренажерах, со вершая парашютные прыж ки, серьезно относясь к каждому занятию, воины настойчиво шлифуют свое боевое лмстерство, учатся науке побеждать. На снимке: солдаты кры латой гвардии на специаль ных тренажерах готовятся к предстоящим прыжкам-. Фото А. Саакова и А. Рухадзе. (Фотохроника ТАСС). д а © * ? ™ ! : Ш ИНТЕРЕСНОi «КОШКА» В ОКЕАНЕ Занимаясь во Флориде по иском редчайших видов рыб, биолог Вернон Огилви обна ружил рыбу-кошку. Исследо вания показали, что отдель ные экземпляры ее достига ют длины 1,5 метра и веса .около 22 килограммов. А славится она своей прожор ливостью. В период ощуще ния голода хищник не щадит никого: ни морских, ни сухо путных животных, повстре чавшихся ему на пути. ф САМ ПОГИБАЙ... В минуту смертельной опасности погибающая рыба издает своеобразный крик, который воспринимают в во де ее сородичи по стае. Услышав этот сигнал опас ности, онн мгновенно рас плываются в разные стороны или же прячутся в безопас ные места. Вот уж действи тельно: сам погибай, а това рища выручай! НА ПРОМЫСЛЕ МОРСКОГО ЗВЕРЯ М Ы ЖИВЕМ в век индустриализации и научно-технической революции, повсеместного роста городов и развития промышленности. Последние десятилетия особенно бурно развиваются производительные силы советского Севе ра, появляются («отпочковываются») все новые и новые про изводства. На месте дореволюционных рыбных промыслов появилась рыбодобывающая, рыбообрабатывающая, судоре монтная, консервная промышленность. Сам процесс рыбодо- бычи постоянно специализируется: если раньше на Севере господствовал тресковый промысел со шняк и ел, то затем появился траловый лов. В тридцатые годы на базе сельдяного промысла начала создаваться сельдяная промышленность со своей, возникшей уже после войны, организацией «Мурман- сельдь». Сейчас расширяются масштабы рыболовства во внутренних водоемах Кольского полуострова, для чего созда но специальное объединение чМурман». В довоенные годы в экономике Севера видное место за нимали зверобойный и семужный промыслы. Развивалось йодное производство. Создавались первые консервные заво ды. Морякам, по-видимому, интересно будет знать, что на русском Севере в свое время добывалась соль {были соля ные промыслы) и имел промысловое значение бой китов. Путь реорганизации северных промыслов в отрасли про мышленности был не легким, чо закономерным. Этот, общий для всей России процесс начался еще в XIX веке, и его зако номерности исследованы В. И. Лениным в работе «Развитие капитализма в России» В районах Европейского Севера СССР этот процесс превращения промыслов в отрасли промышлен ности и появления новых производств продолжался и в со ветское время. Поэтому мне и хочется предложить читателям газеты «Рыбный Мурман» цикл бесад о развитии таких северных промыслов, как сельдяной, зверобойный, китобойный, соля ной, о возникновении и первых шагах консервного и йодного производства. А. КИСЕЛЕВ, заведующий кафедрой истории Мурманского педагогического института, Доцент. К АК ИЗВЕСТНО, основ ным объектом зверо бойного промысла Севера являются нерпы, лахтаки и тюлени. Их добывают из-за шкур, которые идут на изготов ление меховой одежды, и коже венных изделии и жира, приме няемого в пищевых и медицин ских целях. Новорожденные тюлени (бельки) дают ценный и красивый мех. Самцы бело морского тюленьего стада (инэ- че их зовут лысуны) достигают почти двух метров длины при весе в 160 килограммов, сам ки — размером и весом — по меньше. В феврале—марте у тюле ней появляется симпатичное потомство, которое довольно беспомощно, питается молоком матери и не плавает. Только после первой линьки молодой тюлень, превратившись из бель ка в серку, начинает самостоя тельно добывать пищу и пла вать. На лето все стадо тюле ней — старых и молодых — уходит к кромке льдов Барен цева моря. Было время, когда стада морских зверей в морях Севе ра были неисчислимыми. Еще в прошлом столетии здесь было много белых медведей и мор жей. Морские звери любили посещать и отмели в Баренце вом море, куда они ежегодно приплывали тысячными коло ниями. Это запечатлелось в та ких названиях Мурмана, как Мурманск строится. Тюлений мыс, Сальные остро ва и т. д. Огромные стада тю леней, нерп, морских зайцев привлекали охотников со всей Европы. Горло Белого моря, куда за ходят на весну стада гренланд ского тюленя, - стало самым оживленным местом зверобой ного промысла в XIX веке. Первая советская зверобойная экспедиция была организована в 1918 году, в первый же год существования Советской вла сти. Весной того же года 120 зверобоев на ледоколе «Сиби ряков» под командой И. П. Бур кова добыли восемь тысяч тю леней. Они могли бы добыть и больше, но на ледоколе кон чился уголь и пришлось вер нуться в порт. Республика Советов еще до бивала остатки колчаковских и деникинских войск, а русский Север стал налаживать про мыслы: стране нужны были ры ба и рыбные товары, мех, ко жа, жир морских зверей. 10 февраля 1920 года Архангель ский губсовнархоз постановил: «Ввиду переживаемого стра ной продовольственного кризи са и несомненно ближайшего освобождения Архангельска, развитие рыбных и зверных... промыслов считать делом пер востепенной государственной важности...» Хорошо промышляли в 1Э20 году зверобои мотобота «Пе сец» и шхуны «Андромеда». Добыв несколько тысяч тюле ней, они рапортовали об успеш ном начале советского зверо бойного промысла после окон чания гражданской войны. В СЛЕДУЮЩЕМ году мас штабы зверобойного про мысла возросли, а Совет ское государство оказало севе рянам помощь оружием: для зверобоев нз Петрограда при слали 350 винтовок и 800 ты сяч патронов. Делами зверо бойного промысла занимался В. И. Ленин, о чем говорят воспоминания ветеранов (М. К. Державин и др.) и документы. Это подтверждает и радиограм ма, посланная из Архангельска на промысел в начале мая 1921 года: «Промысел будет закон чен к 20 мая. за это время суда должны проявить максимум энергии и выполнить приказ тов. Ленина». В тот сезон зверобои добыли около 50 тысяч тюленей. Осо бенно отличились бригады охотников с судов «Полярный» и «Сибиряков». Эти коллекти вы были занесены на Красную доску. Все зверобои были пре мированы. В приказе это зву чало так: «Выдать но одной большой шкуре зверобоям на шитье сапог, дабы... в будущий сезон зверобойной экспедиции явились па промысел в готовых сапогах». Промысел морского зверя ка Севере все годы шел двумя ос новными способами — с ледо кольных судов и с берега. Око ло 90 процентов добычи обычно приходилось на бригады зверо боев с судов, 10 процентов да вал береговой, так называемый выволочной промысел. Разме ры промысла колебались: если в 1927 году было добыто 120 тысяч голов, а в 1929 году — 102 тысячи голов, то в 1931 году — 162 тысячи. Индустриализация страны от разилась на зверобойных про мыслах трояко: во-первых, улучшался состав судов, на ко торых уходили во льды зверо бои (вместо шхун появились ле доколы), удлинялся сезон. Ле доколы «Седов», «Садко», «Ру санов», «Малыгин», «Сибиря ков» стали делать по два рей са. Расширились районы про мысла: зверобойные суда «Лен совет», «Нерпа», «Мурманец», «Ленгосторг» в 1933 году хо дили на Новую Землю и Зем лю Франца-Иосифа, где добыли 483 моржа, 405 лахтаков, 249 медведей. Во-вторых, на побережье вы росли предприятия по обработ ке продукции зверобойного про мысла. (Лайский салотопен ный и Архангельский кожевен ный заводы). В-третьих, на промысле по явился самолет, стала приме няться авиаразведка. И ЗВЕСТНЫЙ летчик М. С. Бабушкин рассказывал, как трудно приходилось налаживать это новое дело. Ведь до этого самолет на зве робойных промыслах никогда не использовался. Первые вы леты показали, что лежбища тюленей легко обнаружить с самолета. Но беда была в том, что на вымпелы с записками — куда идти промышлять, капита ны не реагировали, они попро сту этим советам не верили. Больше того, опытные зверо бои ворчали: «Распугает эта летающая махина всех тюле ней». А среди капитанов зверобой ных судов были такие асы ле дового дела, как В. И. Воронин, Н. М. Николаев, М. В. Иванов, А. П. Полисадов. Сами посуди те, насколько высок был, к при меру, авторитет Владимира Ивановича Воронина! Нужно было убеждать капи танов в необходимости авиараз ведки. а для этого нужны были контакты. Но ведь летчик в воздухе, а капитан во льдах. Что делать? Бабушкин знал, что до него (до 1925—1926 го дов) еще ни один самолет не садился на лед. Выдержит ли он вес аэроплана? А как г.ы- брать площадку, как не сло мать лыжи? Много было раз думий и опасений. И все же М. С. Бабушкин рискнул — сел на льдину7. Как вспоминал летчик, не ус пел он вылезти из своего «Ю-20», как самолет обленили зверобои. «Братва! — кричал самый дотошный. — А он же лезный». После этого великого открытия повели экипаж в го сти к капитану. За чаем пошел длинный разговор о погоде, о льдах, о звере. Как-то летчикам удалось убедить капитана по пробовать пробиться в указан ный ими район И только после того, как докол вышел на огромную лея™ ку (длиной в десятки километ ров), быстро выполнил план, а капитан рассказал об этом друзьям, самолет завоевал свое место в разведке тюленьих леж бищ. З А ТРИ МЕСЯЦА зверо бойного промысла 1928 года М. С. Бабушкин сде лал на «Юнкерсе» 53 вылета и пробыл в самолете надо льдами 152 часа. А летом самолет был погружен на «Малыгина», шед шего на спасение экспедиции Нобиле. (Бабушкин сделал 15 вылетов в поисках потерпевших беду). Следующей зимой летчики вообще выручили зверобоев — ледоколы были зажаты во льдах, их снабжали с воздуха. Бабушкин сделал тогда 87 вы летов. Северный зверобойный про мысел всегда был связан с рис ком: погода в это время года изменчива, часты туманы, п е г ^ движки льдов. Нередко малень кие шхуны затирало торосис тым льдом. Так случилось Еес- ной 1925 года, когда на помощь 17 норвежским шхунам выле тел самолет Михеева. В тот раз все обошлось благополучно, но нередко маленькие суденышки гибли во льдах, да и специаль ные зверобойные суда терпели аварии. Так, 13 октября 1928 года потерпела крушение в рай оне Диксона шхуна «Житкоз», вышедшая из Мурманска на зверобойный промысел, но в районе промысла у нее оказа лось ' пробитым днище. В 1932 году во льдах потеряли рули управления «Мурманец» и «Ленгосторг». Пришлось сни мать с промысла ледоколы и буксировать «зверобоев» в Мурманск. Еще чаще случались беды с береговыми зверобоями — вне запно налетал шторм, наплывал туман — охотников уносило в открытое море. И опять на по мощь приходил самолет*. Такой случай произошел в феврале 1928 года, когда М. С. Бабуш кин нашел и спас двух зверо боев из Мезени (Воронцова и Лукина), в течение 20 суток дрейфовавших на о т о р в а вш а я льдине в открытом море пищи, огня и теплой одежды. (Продолжение следует) Редактор Е . В . М И ХАИ ЛО В СКИ И . Главное управление «Сев рыба», партийная и проф союзная организации глав ка с глубоким прискорбием сообщают о том, что 17 но ября скоропостижно скон чался старейший работник рыбкой промышленности Севера, бывший начальник отдела организации труда, зарплаты и рабочих кадров главка, пенсионер АЛЬБЕРТ Мориц Маркович, и выражают искреннее со болезнование семье и близ ким покойного. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-177 «Сулшт». РТ-281 «Алма-Ата», ЗАВТРА: РТ-215 «Котлас», РТ-267 «Гродно», СРТ-р-712, СРТ-839, «Рыбный Мурман» Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коя. Мурманская областная типогра фия, г. Мурманск. Зак. 6348. ПН-01904
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz