Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.

U « ( M i l ШВШФ Ръ 1 боконсервный завод в Кандалакше ■— одно из старейших предприятий Мурманской области. Коллектив здесь давно сложивший­ ся, имеет добрые традиции. Одна из них — выпуск высококачественной продукции. В борьбе за повышение качества коллектив до­ бился хороших результатов. С прошлого года предприятие работает на полном доверии Се­ верной инспекции по качеству при главке «Севрыба». В этом большая заслуга ветеранов пред­ приятия, таких, как Зоя Яковлевна Зоргша, отдавшая труду на заводе более двадцати лет. Зоя Яковлевна штамповщица. Каждую смену через ее руки проходит по 18 тысяч банок. Это на 2 тысячи больше, чем преду­ сматривается нормой. Не отстает от нее и Нина Ивановна Моро­ зова, ударница коммунистического труда. Как правило, сменные нормы выработки она вы- полняет на 115—118 процентов. С начала нынешнего года коллектив завода выпустил сверх плана более 200 тысяч услов­ ных банок консервов. В этом успехе есть Зо­ ля заслуг Людмилы Дмитриевны .Падун, ры~ бообработчицы с солидным стажем работы. Десятую пятилетку товарищ JI. И. Брежнев назвал пятилеткой качества. В Кан­ далакше уже сейчас закладываются основы к тому, чтобы добиться новых успехов и в увеличении выпуска продукции, и в дальней­ шем повышении ее качества. На снимках: Л. Д. Падун (верхний сни­ мок), Н. И. Морозова (снимок внизу слева), 3. Я. Зорина. г. Кандалакша. Фото А. Брысова. . ТАКТИКА ИЗОБРЕТАТЕЛЯ О БЫЧНО молодой изобре­ татель ищет решение за­ дачи методом... проб и ошибок, перебирая без опреде­ ленной), системы различные ва­ рианты. Но этот «испытанный» метод эффективен только при решении задач относительно не­ сложных, когда достаточно пере­ брать несколько десятков проб. Если же предстоит решить зада­ чу следующего уровня сложно­ сти, ' когда мало перебрать огромное количество вариантов, когда практически речь идет о выдвижении новыхгтехническях идей (или идеи), тут нужны принципиально иные методы. Научно-техническая револю­ ция остро поставила вопрос о необходимости выработки рацио­ нальной тактики решения изо­ бретательских задач, различных методов активизации творческо­ го мышления. Наибольшее распространение за рубежом получил метод «мозгового штурма»: группа в 6—10 человек по определенным правилам (главное правило — запрет критики) предлагает идеи, а эксперты затем эти идеи исследуют. Другой метод носит название «морфологического анализа»: составляется «опись» всех возможных вариантов, что позволяет полнее охватить поис­ ковое поле. Известны также де­ сятки других подобных мето­ дов. Подробнее ознакомиться с ними можно по книге Дж. Дик­ сона «Проектирование систем: изобретательство, анализ и при­ нятие решений» (издательство «Мир», 1969 год). Однако все эти методы лишь улучшают старую тактику проб и ошибок. Больше проб за еди­ ницу времени — вот все, что они способны дать. Для науч­ ной организации процесса реше­ ния изобретательских задач не­ обходимо построить, изучив объективные закономерности развития техники, программу целенаправленных действий, эв­ ристический алгоритм. Такой подход требует анализа большого количества патентной информации, выявления внут­ ренней логики развития техни­ ческих систем, исследования объективных факторов, опреде­ ляющих психологическую инер­ цию. Эта работа начата в на­ шей стране в 1964 году и сей­ час ведется Общественной лабо­ раторией методики изобрета­ тельства при ЦС ВОИР. Теория алгоритмического ре­ шения изобретательских задач — это не просто еще один ме­ тод активизации мышления, а качественно новый уровень ор­ ганизации творческого процесса. На основе этой теории создан АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач (подроб­ но об этом я написал в книге «Алгоритм изобретения»). Итак, алгоритм... творчества. Совместимы ли этц понятия: логика и интуиция? Часто их противопоставляют друг другу. Но примерно с таким же осно­ ванием можно противопостав­ лять разбег прыжку. Логический анализ задачи нисколько не ме­ шает проявлению интуиции, он создает условия для ее проявле­ ния. Поэтому АРИЗ — не ре­ цепт для механического «щел­ кания» любых задач, а про­ грамма эффективной организа­ ции творческого мышления. При работе методом проб и ошибок нужно перебрать очень много вариантов, чтобы обнару­ жить ТП (техническое противо­ речие), найти его причины и устранить их. И как раз смысл АРИЗ в том, чтобы вскрывать ТП и устранять его причины без множества «пустых» проб. АРИЗ позволяет переводить за­ дачу высшего уровня в задачу первого уровня, которая реша­ ется способом перебора несколь­ ких вариантов. И тогда слож­ ный процесс решения задачи разбивается на отдельные шаги, каждый из которых выполняет­ ся по определенным правилам. Так, для гашения психологи­ ческой инерции задача «очища­ ется» от технической термино­ логии, привязывающей мысль к старым конструкторским фор­ мам. Решение, задачи с помощью АРИЗ начинается «с конца» — с определения идеального ко­ нечного результата. Еще и не зная, как будет решена задача, мьь можем сказать, что хотелось бы получить. Четкая цель слу­ жит надежным ориентиром, из­ бавляющим от перебора «пу­ стых» вариантов. Исследуя иде­ альный конечный результат (опять-таки по определенным правилам), можно выявить тех­ ническое противоречие и вызы­ вающие его причины. В АРИЗ широко использован системный подход: технические объекты рассматриваются как развивающиеся по определен­ ным залонам технические систе­ мы. Путем анализа историче­ ского развития техники удалось выявить общую схему развития технических систем. Примене ние этой схемы помогает про гнозировать развитие созер шенствуемой системы. И еще одна немаловажная особенность: изобретения, сде­ ланные по АРИЗ, легче патен­ товать. Выявление и устранение технического противоречия поз­ воляет раскрыть в заявке осо­ бенности изобретения. Освоить «мозговой штурм» можно за несколько часов. АРИЗ же требует систематиче­ ского и серьезного обучении. Оно ведется, например, в Баку, где работает Общественный ин­ ститут изобретательского твор­ чества при ЦК ЛКСМ Азер­ байджана и республиканском со­ вете ВОИР. Учебная программа рассчита­ на на 220 часов. Кроме изуче­ ния различных методов реше­ ния изобретательских задач, слушатели института знакомят­ ся с основами патентоведения, прогностики и информатики, проходят курс развития творче­ ского воображения. Сейчас пер­ вые выпускники института гото­ вят дипломные работы. В ос­ новном они посвящены решению актуальных для производства изобретательских задач. Каждой школе изобретатель­ ского творчества мы рекоменду­ ем установить повседневный де;- ловой контакт с Общественной лабораторией методики изобре­ тательства при ЦС ВОИР. Ла­ боратория обеспечивает препо­ давателей учебно-методичее кн- ми материалами, помогает за­ вершить подготовку, контроли­ рует первые самостоятельные занятия. Некоторые преподиа- тели входят впоследствии в со­ став лаборатории и участвую? в разработке АРИЗ. Г. АЛЬТШУЛЛЕР, руководи­ тель Общественной лабора го­ рни методики нзобретателисг- ва при центральном совете ВОИР. Н О В А Я Л А Б О Р А Т О Р И Я В СЭКБ промрыболовстаа ведётся разработка радио­ электронных приборов для промыслового флота. В усло­ виях эксплуатации этим при­ борам предстоит устойчиво работать в самых разнообраз­ ных климатических зонах при различных нагрузках. В СЭКБ оборудована спе­ циальная лаборатория для испытания на устойчивость аппаратуры к воздействиям внешней среды. Климатические испытания могут проводиться с целью проверки следующих свойств аппаратуры: тепло-, холодо-, влаго- и плеснеустойчивостн, коррозионной стойкости, ус­ тойчивости к воздействию смен температур, солнечной радиации, инея с последую; щим оттаиванием, понижен­ ного атмосферного давления, повышенного гидростатиче­ ского давления, брызгозащи- щенности и водонепроницае­ мости. Теплоустойчивость может быть проверена в камерах воздействием температур от —65 до +155° С для изде­ лий весом до 70 кг. Макси­ мальные размеры испытуе­ мых изделий 900X900X900 мм. Время непрерывной ра­ боты не ограничивается. . Холодоустойчивость про­ веряется воздействием тем­ ператур до —65° С для из­ делий размером не бояее 700X700X700 мм. Л. ФЕДОТОВ. Совещание в Калининграде В Калининградском техническом институте закончило работу третье совещание постоянной комиссии Министер­ ства рыбного хозяйства СССР по мореходным качествам и безопасности мореплавания судов флота рыбной про­ мышленности. В нем приняли участие представители всех бассейнов страны, Министерства рыбного хозяйства, Реги стра СССР, судовладельческих и проектных организаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреж­ дений. Все доклады, заслушанные комиссией, имеют, за ис­ ключением одного, прямое практическое значение. К их числу относится, например, доклад представителя Дальне­ восточного рыбного бассейна о возможности перевозки рыбы на палубах средних морозильных траулеров при ра­ боте их кошельковыми неводами. Члены комиссии с большим вниманием заслушали до­ клады о некоторых конструктивных недостатках плапбаз типа «Пионерск», «Профессор Баранов», выявленных уче­ ными при изучении влияния пробонн в машинном отделе­ нии на мореходные качества и непотопляемость этих су- лдов. Предложены технические рекомендации для устране- г нпя этих недостатков. Доцент кафедры теории корабля института В. С. Кра- uqk и главный инженер отраслевой лаборатории гидроме­ ханики И. Л. Яркое выступили с докладом по анализу аварий. О проекте пятилетнего плана научно-исследовательских работ Министерства рыбного хозяйства СССР по улуч­ шению мореходных качеств и остойчивости судов флота рыбной промышленности доклад сделал профессор, док­ тор технических наук Н. Б. Севастьянов. Такой план будет нрннят впервые. Предложения, с которыми выступали участники сове­ щания, специалистами встречены с большим одобрением. Они направлены на дальнейшее улучшение мореходных качеств и остойчивости судов флота рыбной промышленно­ сти, широкое внедрение вычислительной техники при их расчете. А. ГОРБУНОВ. ♦ Евггний Никитич Корсбицын начи­ нал работать в траловом флоте еще в 1930 году юнгой. Сейчас он старший инжечер- конструктор. За 44 года дважды ему приходилось расставаться с тралфлотом: во время войны с бе­ лофиннами и в па­ мятном 1941-м. И каждый раз Е. Н. Коробицын вы­ полнял свой долг до конца. Фото Н. Томащука. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz