Рыбный Мурман. 1974 г. Ноябрь.

Ш О ВАЖНОЕ , ГОСУДАРСТВЕННОЕ э И С Т О — в е р н ы й п у т ь п о э ф ф е к т и в н о с т и ф л о т а ворили о том, что мешает им успешно внедрять НСТО. Сегодня вниманию судовых специалистов и специалистов управлений флотов предлага- ★ ★ трех человек увеличило намно­ го наши возможности. Но общей болезнью ремонт­ ных бригад является недостаток опыта. В состав бригады вхо­ дят в основном бывшие матро- РАБОТАЕМ ПО ВТОРОМУ ЦИКЛУ Состоялся очередной семи­ нар по новой системе техниче­ ского обслуживания Выступив­ шие на нем старшие механики делились опытом работы, го- « ОЛЬШОЙ морозильный траулер «Никель» рабо­ тает уже по второму циклу системы технического обслуживания. Наш корабль еще молод, он всего пять лет в эксплуатации. Какие преимущества, какую выгоду дал перевод судна ка НСТО? Общий объем ремонта, вы­ полненного силами экипажа за два года, составил 43520 норчо- часов, это почти на 9000 нормо- часов выше планового. Ремонт вспомогательных ди­ зель-генераторов, насосов, тех­ нологического и рефрижератор­ ного оборудования, сделанный руками судовых специалистов, значительно выше по качеству, чем производимый береговыми предприятиями. Введение в штат ремонтной бригады из сы, шоферы и т. д. Они меняют­ ся ежерейсно. Придя на судно, первые два месяца привыкают к механизмам. С ними ремонт­ ников приходится знакомить, по­ казывать дефекты и методы их устранения. К концу рейса бригада сра­ батывается, начинает себя уве­ реннее чувствовать, но может выполнять только ремонт тех­ нологического и вспомогательно­ го оборудования. При ремонте ются выступление старшего механика БМРТ «Никель» тов. Борисова и анализ, сделанный йаведующим сектором ЦПКТБ тов. Зуевым. дизелей, электромеханизмов, рефрижераторного оборудова­ ния судовая бригада выполня­ ет вспомогательную роль. По­ этому по-прежнему основные самые сложные виды работ ле­ жат на плечах второго, третьего н четвертого механиков, элект­ ромеханика, рефмеханика. По- прежнему приходится им и вах­ там работать сверх нормально­ го времени. Вот почему управлениям фло­ тов надо более тщательно комп­ лектовать ремонтные бригады и стремиться закреплять их за кораблями. Газоэлектросварщики, при­ шедшие с дипломами плавма- в ы ш е н и я стерской «Резец», СРЗ-1, не вы­ держивают никакой критики. А газоЭлектросварка на корабле — это основной способ ремонта. Необходимо сделать и из эгого факта должные выводы. Ремонт неразрывно связан о закреплением кадров за кораб­ лем. Когда специалист знает, что с этим механизмом ему при­ дется работать и год, и второй, и третий, то он и относится к нему с подобающим внимани­ ем. А у нас есть немало «по­ прыгунчиков», делающих рейс то на одном, то на другом суд­ не. Им безразлично, что меха­ низм отработал свой моторе­ сурс и его необходимо осматри­ вать. Такие «горе-специалисты» наносят вред нашей работе, и таким перебежкам надо ставить заслон. Мы, моряки, просим берег относиться к нашим заявкам на снабжение очень внимательно и выполнять их. Многих материа­ лов нет, а без них не сделаешь ничего. Залог нашего успеха в море — полное снабжение в порту. Конечно, сам собой напраши­ вается вопрос: как же мы обес­ печили выполнение двухлетки, если такое снабжение мате­ риалами? Отвечу. Материалами нас обеспечили на Гданьской судоверфи, когда судно нахо­ дилось в гарантийном ремонте. На том снабжении, которое по­ лучаем сейчас, план ремонта си­ лами экипажа не выполнить. II вот, представьте, в междурейсо­ вую стоянку механики таскают на себе металл отовсюду, отку­ да только можно достать. А это не дело. Моряк на берегу должен набираться сил не та­ ким способом. Сейчас наше судно близко к завершению первого года второ­ го периода НСТО За счет про­ изведенного большого объема работ нам удалось , провести в 1974 году одну безремонтную стоянку. В . БОРИСОВ, старший ме­ ханик БМРТ-453 «Никель» управления «Мурмансельдь». В выступлениях старших механиков на прошед­ ших в 1974 году семинарах по непрерывной системе технического обслуживания правильно назывались ирЖшы, мешающие ее успешному внедрению. В основном все выступающие указывали на низкую квалификацию членов судовых ремонтных бригад и недостаточное материально-техническое снабжение судов. Регулярные проверки судов, переведенных на НСТО, осуществляемые специалистами главка и ЦПКТБ, показывают, что это —■ общая «болезнь» для всех судов. Внедрение НСТО в бассейне началось более че­ тырех лет назад, срок достаточный для исправления ошибок начального периода За это время новая си­ стема признана одним из важнейших факторов по­ вышения эффективности эксплуатации флота. Она позволяет сократить внеэксплуатационные затраты времени, объем и продолжительность заводских ре­ монтов судов, улучшить экономические показатели их работы. Благодаря НСТО стали возможными удлиненные (сдвоенные и даже строенные) рейсы БМРТ и ППР в Атлантику с подменой экипажа в море. Годовой эксплуатационный период многих су­ дов доведен до 330 —340 суток, а некоторые суда круглый год находятся в эксплуатации. Но, несмотря на это, вопросы снабжения и комп­ лектации судовых ремонтных бригад как были ак­ туальными в начальный период, таковыми остались и сегодня. Причем первые суда, переведенные на НСТО в 1970 году (большие морозильные траулеры № 250, 254. 257), снабжались гораздо лучше, чем последующие. Как правило, заявки судовых меха­ ников, которые составляются в соответствии с доку­ ментацией, утвержденной министерством, удовлет­ воряются не более чем на 50—60 процентов. Н^тоянный дефицит ощущается в таких матери­ а л а !^ как ацетилен (из-за отсутствия баллонов), сортовой прокат, листовая нержавеющая сталь, цветные металлы, трубы и арматура, метизы, мою­ щие средства для электрооборудования и многое другое. Неудовлетворительно снабжаются суда вы­ сококачественным инструментом и средствами ме­ ханизации ремонтных работ. До сих пор ни одно из судов, переведенных на НСТО, не обеспечено пол­ ностью средствами малой механизации, рекомендо­ ванными документацией. Необходимо улучшить снабжение судов, рабо­ тающих по НСТО, снабжать их всеми видами материально-технического обеспечения, в полном соответствии с предусмотренными нормами, а также более обоснованно составлять заявки в управление материально-технического снабжения главка «Сев- рыба». Тем более что в каждом приказе, который издает начальник флота, есть пункт: «...снабдить судно в соответствии с документацией ЦПКТБ...» С вводом в действие центрального склада транс­ портно-складской конторы главка «Севрыба» снаб­ жение судов сменно-запасными частями несколько улучшилось. Тем не менее существует определен­ ная номенклатура (подшипники качения, некоторые резинотехнические изделия, тексттропные ремни, рамовые и Мотылевые подшипники и др.), которая из года в год является дефицитной. Много неудобств приносит морякам и то, что центральный склад не работает в субботу л воскресенье. настоящее время в Министерстве рыбного хо­ зяйства СССР решается вопрос о строительстве в г. Мурманске польского консигнационного склада сменно-запасных частей и оборудования. Это тем более оправдано, что в нашем бассейне очень мно- о судов польской постройки. Очень важным вопросом является подготовка кад­ ров для судовых ремонтных бригад. В Мурманском траловом 'флоте в их составе в настоящее время 172 ремонтных слесаря и 17 газоэлектросварщиков, что явно недостаточно. На сегодняшний день только траловому флоту нужно минимум 60 газоэлектро­ сварщиков, а всего но бассейну — около 150. По­ требность в них по мере перевода судов на НСТО будет увеличиваться. Совершенно отсутствуют в судовых ремонтных бригадах слесари по ремонту электрического и хо­ лодильного оборудования. Следует сказать, что со­ ответствующие службы управлений флотов этим важным вопросом занимаются еще недостаточно. Нвйтикш* з а д а ч и В 1973—74 годах в Мурманском учебно-курсо­ вом комбинате подготовлено 35 дипломированных газоэлектросварщиков. На наш взгляд, необходимо организовать там же подготовку слесарей-электри- ков и холодильщиков. Основная масса членов ремонтных бригад в на­ стоящее время проходит подготовку на судах инди­ видуальным методом под руководством старших ме­ хаников. И очень важно закреплять обученные кадры. У нас же получается парадокс: старший ме­ ханик целый рейс тратит на их подготовку и обуче­ ние, к концу рейса люди срабатываются, а в порту их направляют на отходящие корабли. Пользы от та­ кой перестановки мало. До сих пор пе изжиты факты использования чле­ нов судовых ремонтных бригад не по назначению (уборка и обработка рыбы, погрузочно-разгрузочные работы), хотя на этот счет существует специальный приказ главка. Очень мешают внедрению НСТО частые и порой необоснованные, с точки зрения технического об­ служивания, изменения в штатных расписаниях су­ дов. В процессе разработки документация по НСТО привязывается к определенному штату, исходя из которого делаются все расчеты. Но уже после утверждения документации’ Министерством рыбного хозяйства СССР произошли сокращения штатов на БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков», плавбазах типа «Пионерск». В результате нарушилось распределе­ ние плановык трудозатрат по исполнителям, нару­ шается целостность и стройность системы как тако­ вой, затрудняется планирование и учет работ. И осо­ бенно важно иметь расчетное 'количество членов су­ довых ремонтных бригад при работе судов в удли­ ненных (сдвоенных и строенных) рейсах. Неудовлетворительно обстоит дело с оплатой «са- моремонта» и материальным поощрением членов судового экипажа и ремонтной бригады за продле­ ние межремонтных периодов. Несмотря на то, что в каждом флоте разработано и утверждено специ­ альное положение о премировании, к нему прибега­ ют очень редко. В Мурманском траловом флоте, на­ пример, премии выплачены только экипажам четы­ рех кораблей, хотя первый эксплуатационно-ремонт­ ный цикл но НСТО успешно закончили 22 судна. И, наконец, о качестве документации. Нарекания судовых специалистов на структуру и качество до­ кументации в основном справедливы. Документация требует существенной корректировки. В настоящее Еремя институтом «Гипрорыбфлот» переработаны и утверждены в Министерстве рыбного хозяйства СССР методические указания по переводу судов на НСТО, в результате чего объем документации зна­ чительно уменьшится, а рабочие документы станут более удобными. По результатам авторского надзо­ ра ЦГ1КТБ накоплен большой материал, который бу­ дет использован при корректировке документации. Для БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков» корректи­ ровка будет выполнена в 1975 году. В данной статье затронута только часть проблем, сдерживающих внедрение НСТО в бассейне. На самом деле их гораздо больше. Очень многое в успешном внедрении IICTO за­ висит от судовых и групповых флотских специали­ стов. Практика показывает, что на тех кораблях, где старшие механики глубоко вникли в суть новой си­ стемы, выполняют все требования документации, ведут учет и контроль выполненных работ, то есть заинтересованно внедряют НСТО, дела идут ус­ пешно. Особенно наглядно это видно на примере су­ дов Архангельского тралового флота, которые во время междурейсовых стоянок редко обращаются к услугам судоремонтников, так как постоянно (не­ прерывно) содержатся в хорошем техническом со­ стоянии. И в Мурманском траловом флоте немало таких судов: БМРТ ч-Салтыков-Шедрнн» (старший механик т. Комаров), БМРТ «Космос.» (старший ме­ ханик т. Клюев), БМРТ «Свердловск» (старший ме­ ханик т. Семененко). В управлении «Мурмансельдь > БМРТ «Салют» (старший механик т. Слуцкий). Все эти старшие механики грамотно, с большим знанием дела внедряют новую систему технического обслуживания на своих судах. Большую помощь_ з этом деле им оказывают групповые механики тт. Ко- ган, Львов, Бровкин. К сожалению, еще не все групповые специалисты понимают значение НСТО в увеличении эксплуата­ ционного н сокращении ремонтного времени судов и этим самым тормозят ее внедрение. Особенно эго касается групповых специалистов по палубной и ра­ диочасти, технологическому и холодильному обору­ дованию. И совсем в стороне от этого важного дела находятся такие отделы, как плановый, труда и зар­ платы, служба эксплуатации и другие. Недостаточ­ но занимаются вопросами внедрения НСТО партий­ ные организации ряда кораблей, флотские лабора­ тории ПОТ и другие творческие и общественные ор­ ганизации. Для них здесь широкое поле деятельно­ сти. Недавно внедрение НСТО в главном управлении «Севрыба» проверяла специальная комиссия Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР. Общая оценка — положительная. Опыт северян в этом деле при­ знан заслуживающим распространения в других бассейнах страны. Но нам предстоит сделать еще очень многое для совершенствования НСТО и полу­ чения полной отдачи от нее. Это должно стать важ­ нейшей организационно-технической задачей для Есех специалистов, занятых эксплуатацией флота, судовых партийных организаций. А. ЗУЕВ, зазедующий сектором отдела иссле­ дований технической эксплуатации флота ЦПКТБ главка «Севрыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz