Рыбный Мурман. 1974 г. Март.
Это был наш второй рейс года. Начало радовало: за 12 дней февраля заготовили 80 тонн соленого рыбного полу фабриката и полностью вы полнили рейсовое задание по выпуску консервов из треско вой печени и рыбьего жира. А потом началось. Штормы, мороз до минус восемнад цати. О какой рыбалке тут повара тов. Шакоро. каждый день пироги, отменные обеды — это его заслуга. После штормов наступило сравнительное . затишье. И сразу —’ трал в воду. Уловы были отличные. И, как в. пер вом рейсе, задание перекры- Коллектив Э К И П А Ж НАСТРОЕН Б О Д Р О г " у г / могла идти речь! Едва-едва успевали за вахту, подвахту, аврал освободиться от нара стающего на глазах льда. Лед был вокруг. Капитан комму нист тов. Столбов почти не уходил с мостика. Когда находилось свобод ное время, собирались в са лоне. Проводились беседы, лекции. Оказалось, что чуть ли не половина команды — шахматисты. Конечно, разго рались шахматные баталии. Нельзя не отметить стара- трпкиию работу нашего шеф- К на оощем соорании оосудили и приняли обязательства: к 1 мая дать сверх плана 1000 центнеров полуфабриката трески, окуня, зубатки. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, токарь траулера «Украина». ПЕРЕДОВИКИ СОРЕВНОВАНИЯ О ТЛИЧНЫМИ трудовыми делами знаменует каждый день ' девятой пятилетки токарь Кандалакшского механического завода Анатолий Боровков. Он добивается не только высокой выработки, но и сдачи продукции с пер вого предъявления. НА СНИМКЕ: токарь коммунист Анатолий Боровков. Фото А. Брысова. О ДНИМ из грамотных специалистов машин ной команды транспортного рефрижерато ра «Вильгельм Пик» по праву считается моторист Михаил Павлович Цмыга. Экипаж транспортного рефрижератора меняет ся коллективом коммунистического труда. Хоро шо эксплуатируя технику, стремясь добиться экономии топлива, горюче-смазочных материа лов, коммунист тов. Цмыга вносит свой достой ный вклад в выполнение эйявджем корабля за даний пятилетки. •Передовик социалистического соревнования, ударник коммунистического труда моторист тов. Цмыга М. П. занесен на флотскую Доску почета. Фото Б. Щукина. Э к о н о л ж и н т о п л и в а — в а ж н ы й р е з е р в ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ОБРАЩЕНИИ ЦК КПСС к партии, к советскому народу отмечается,-что борьба за повышение эффек тивности производства — это снижение себестоимости продук ции, строгое соблюдение режи ма экономии, бережное и рачи тельное расходование материа лов, особенно металла, топлива, энергии, увеличение выпуска сверхплановой продукции из сэкономленных материалов. Моряки, работники бчреговых подразделений . Мурманского тралового флота -должны делом ответить на Обращение ЦК КПСС, искать и находить пути снижения* сейё^ёимЬстй про дукции .О дним из таких путей ■ является уменьшение затрат на горюче-смазочные материалы: Ведь известно, ..что в рыбной промышленности ' страны доля затрат на горюче-смазочные, ма териалы составляет около 2 3 : процентов от всех затрат. Это' связано .как с ростом энергрво-, оруж ^ню стй ,. .ф л о т а , т а к , й ' с ‘ новшиениём стоимости дизель- _ лого топлива. В траловом флоте годовые затраты на горюче-сма- зочНЫе материалы по ценам рыбного порта составляют око ло 24 ,6 млн. рублей, причем стоимость дизельного топлива •— 63 ,5 процента от этой сум мы.'-' ' _ О тсю д а видно, что всемерная экономия горюче-смазочных материалов, замена дизельного топлива более дешевыми сорта ми горючего может дать значи тельное снижение себестои мости продукции и общих за трат по флоту, то есть повысить эффективность производства, ,Только один процент экономии по флоту дизельного топлива сокращает затраты на 155,8 ты сячи рублей, котельного топли ва — на 12 тысяч рублей. Отдел теплотехники, механн- нр-судовая служба проводят значительную работу по усиле нию режима экономии на су дах флота, внедрили и продол жают внедрять ряд организаци онно технических мероприятий; направленных на экономию го рюче-смазочных материалов. Повседневное внимание партий ной организации службы к этим вопросам, самоотвержен ная работа экипажей судов фло та позволили обеспечить в 1973 году экономию горюче-смазоч ных материалов на 1 миллион 371 тысячу 359 рублей (в 1972 году — 974764 рубля), хотя нормы расхода горюче-смазоч ных материалов в соответствии с пятилетним планом из года в год снижаются. Особенно хороших результа тов по энономии горюче-смазоч ных материалов добились экипа жи РТ-207 «Север» (старший механик тов. Круглов),' БМРТ л а д 238, 2 5 8 ; 421,- 422, «Под московье», «Закавказье» (стар шие механики тт. Якименко, Ипатов, Кудрявцев, Литвинен ко, Кирйлёнко, Корягин), ПРТ «Рембрандт»; «Буссоль»; '« З а полярный» (старшие ■механики тт. Юденков, - Филиппов, 'Р о х лин), РТ №№ 143,- 181,’ 308 (старшие механики т. Мерешко, Комендровский, Платонов). Кроме общеизвестных путей .снижения, затрат на горюче-сма зочное материалы, таких ,.как ул^ен^шение непроизводитель ных потерь (из-за ^те.чек, пере ливов, использования, топлива, .•оде по прямому назначению и пр.), утилизация. тепла отрабо танного пара, уходящих .газов, охлаждающей в о ды д ви г а т е л я внутреннего сгорания и другие мероприятия, существует воз можность и необходимость пере вода, судовых двигателей внут реннего сгорания, на более "Де шёвые сорта ’ топлива (газотур бинное ,’.моторное ,1 \м а з у т ) . ' В этом плане особо следует отме тить машинную команду ПРТ «Глетчер», руководимую стар шим механиком тов. Сазоновым. Они первыми на флоте прове рили и доказали возможность работы всех двигателей этого судна на газотурбинном топливе без какой-либо" переделки топ ливных систем. Только за счет разницы в стоимости затраты на топливо на судне уменьши лись на 17,2 тысячи рублей. Как известно, хозяйственные руководители неохотно идут на дополнительные затраты, свя занные с модернизацией судо вых силовых установок, необхо димых для осуществления меро приятий но утилизации тепла, экономии горюче-смазочных ма териалов. В то же время на мо- дернизационные работы но ры бодобывающему и рыбообраба тывающему оборудованию да ют «зеленую улицу». Хотя и те и другие работы у в е л и ч и в а в объем судорёмонта;-' модерниза ция оборудования дает возмож ность увеличить добычу, рас ширить ассортимент выпускае мой продукции, в то время как модернизация силовой установ ки влияет только на снижение себестоимости'продукции, что в ведомственном ■масштабе ’ счи тается менее важным. Однако перевод судовых двигателей внутреннего сгорания на рацио нальные сорта топлива — как государственное мероприятие — игнорировать не приходится. Ведь только перевод всех дви гателей внутреннего сгорания тралового флота на такое топ ливо может • дать годовой эф фект около 7,38 миллиона руб лей, а это уже ощутимо. Надо отметить, что из-за не достаточно перспективной тех нической политики, увлечения «текучкой» предприятия главка «Севрыба» значительно отстают от предприятий «Запрыбы» в вопросах перевода судовых двигателей внутреннего сгора ния на рациональные сорта топлива. Летом 1973 года, буду чи в командировке на пред приятиях Таллина, Риги, Кали нинграда, я в этом убедился собственными глазами. Такие суда, как плавбазы «Севрыбхолодфлота», со дня по стройки могли бы работать на смеси топлив или мазуте, не го воря уже о газотурбинном топ ливе, однако только сейчас де лаются первые робкие шаги в этом направлении. Какие пути имеются для пе ревода двигателей внутреннего сгорания на более дешевое топ ливо? Это — переоборудование топливных систем под сжигание моторного топлива или мазута в двигателях внутреннего сго рания. По этому пути идет Ми нистерство морского флота. Перевод двигателей внутрен него сгорания на мазут требует значительных затрат как на приобретение нового, зачастую импортного, оборудования ( с а - : моочищающихся сепараторов, фильтров, подогревателей, охла дителей, регуляторов вязкости), по переделке топливных си стем, так и из-за роста эксплуа тационных затрат (применение импортных масел с беззольны- ми присадками, -увеличение из носа двигателей внутреннего сгорания, потребность в йысо- коквалифицированных •специа листах, в более высоком уровне эксплуатации и пр.). Кроме то го, желательно иметь постоян ный режим работы двигателей внутреннего сгорания, так как при маневрах приходится пере ходить на дизельное топливо. Второй путь — это переоДо; ,рудованйё' топливных систем под сжигание смеси м а зу т а ,и дизельного топлива в двигате^. лях внутреннего сгорания. Это путь более доступный и про стой, более пригодный для до бывающих судов флота, значи тельное время работающих на переменных режимах. Кроме того, это своего рода переход ный этап от дизельного топлива к мазуту. Он требует меньших первоначальных затрат, можно работать на отечественных мас лах М 16 Е 30 и М 16 Е«0. По та кому пути идут добывающие флота Риги и Калининграда. Но меньше всего затрат тре бует перевод двигателей внут реннего сгорания на газотурбин ное топливо (по стоимости не отличающееся от мазута) в том случае, если оно содержит мало серы (около 1,0 — 1,1 процен та); мало смолистых веществ. Практически при наличии тако го топлива можно переводить двигатели внутреннего сгорания на него без каких-либо переде лок топливных систем и рабо тать на отечественном масле М16Д. Это, в частности, пока зал опыт работы ПРТ «Глет чер». Так работает и эстонское объединение «Океан». У нас, теплотехников, сомнений в воз можности эксплуатации двига телей внутреннего сгорания на газотурбинном топливе нет, и практически уже сейчас можно было бы перевести весь флот на это топливо. К сожалению, мы не добились удовлетворения на ших заявок на это топливо. Так, в 1973 году мы просили выделить флоту 10000 тони, а нам выделили только 466 тонн, на этот год просим выделить 76 .000 тонн, выделяется толь ко 9000 тонн. В частности, 530 тонн топлива получил ПРТ «Буссоль» (старший механик тов. Соболь), 170 тонн получил БМРТ-426 (старший механик тов. Шпеков), и думаю, что они получат те же результаты, что и ПРТ «Глетчер» в вопросах возможности й целесообразно сти использования газотурбин ного, топлива в судовых двига телях внутреннего сгорания. Ввиду недостаточных поста вок газотурбинного топлива мы ведем работы также еще в двух направлениях: по переводу дви гателей внутреннего сгорания на мазут и на смесь топлив. Так, по переводу на мазут уже разработан Гипрорыбфлотом проект для БМРТ типа «Мая ковский», заказана часть обо рудования. Но тут есть свои «но». Как правило, «Гипрорыб- флот» проекты разрабатывает в течение 1 ,5 —2 лет, после че го можно заказывать оборудова ние, которое мы получим через 1—2 года. В общем итоге по лучается, что внедрение этого способа можно будет начать только через 4—5 лет после начала разработки проекта. Планируется также нереьод на смесь топлив БМРТ типа «Лесков», ПРТ, РТ типа «Пио нер». Для судов типа «Лесков» мы воспользуемся документа цией калининградцев. Частично уже заказано оборудование. Но без проектов для ПРТ и других типов судов не обойтись, и это опять потеря 3—4 лет. На мой взгляд, следовало бы на перевод судов на смесь топ лив обратить серьезное внима ние, выделить специальное под разделение конструкторов из " состава ЦИКТБ для ускорения i; решения всех вопросов. Э т о ' тем более важно, что схема пе ревода на смесь топлив в прин ципе предусматривает почти всё элементы схемы перевода 1 двигателей на мазут. Кроме то го, переходя от дизельного на газотурбинное топливо, потом на смесь топлив, наконец, на ; мазут, мы своевременно и по этапно сможем подготовить людей к эксплуатации двига телей внутреннего сгорания на рациональных сортах топлива. Работа на газотурбинном топ ливе позволит -Психологически подготовить механиков к рабо те на других видах топлива. А' работа двигателей внутреннего сгорания ид, смеси топлив позво1 лит накопись необходимый прак тический опыт, без которого, как известно, любое новшество останется только на бумаге. Та ков основной нруг вопросов, своевременное решение которых.. позволит значительно повысить эффективность производства в , соответствии с решениями XXIV съезда КПСС. v Л. ПУРЛИЦИС, групповой ннженёр-механнк, секретарь парторганизации механико- судовой службы тралоиого флота. «ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА — важный резерв » В передовой статье «Экономия топлива — важный резерв», опубликованной в бассейновой газете 20 февраля 1974 года, от мечалось, что на фабрике ору дий лова допускаются потери тепла за счет того, что при от крытии въездных ворот тепловые завесы не включаются. Согласно проекту, на распаш ных воротах должны быть уста новлены автоматические приводы с одновременным включением воздушной тепловой завесы. Од нако из-за отсутствия необходи мых механизмоБ ОКСом рыбного порта эта работа не выполнена. В настоящее время за включе нием воздушных завес, приточ ной и вытяжной вентиляции сле дит специальный работник. В. ВЫБОРОВ, главный инженер фабрики орудий лова. ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz