Рыбный Мурман. 1974 г. Март.
r в капитана Новикова Ш а х о ж ж с у р е „ У д л р я я х я д е в я т о й л я т х д е т к я €* песет новые громадные затраты не в пользу флота, не в пользу государ ства: дополнительный простой в ре монте не менее 4—5 месяцев. Это — ;400 тысяч рублей. Владимир Константинович считал с карандашом в руках. Думал, прики дывал, искал... Такое уже было на одном из одно типных рефрижераторов «Севрыбхо- лодфлота», правда, в значительно меньшем объеме. И там не нашли другого выхода. Снимали изоляцию, демонтировали, снова монтировали оборудование, простояли сверх нормы в ремонте... «Но по-хозяйски ли это?» — капитан морщил лоб, взды хал, вставал из-за стола, с ветерком мерял каюту и снова садился за стол, брался за карандаш... Где же выход? Над этим же. вопросом ломали го ловы и в управлении флота. Вскоре главный инженер флота Юрий Федо рович Егоров обратился с письмом в инспекцию Регистра СССР; разре шить эксплуатацию судна без под- варки швов до следующего докова- 1ШЯ. Последовал категорический отказ, Владимир Константинович не пре кращал поиска: он спускался не один раз в док, в десятый, сотый раз осматривал швы, скрёб ногтём сты лый металл, внимательно всматри вался в размытые ручейки — следы губительной коррозий, словно хотел увидеть сквозь металл, что же дела ется там, между внутренней поверх ностью корпуса и изоляцией. В управлений флота тоже шел по иск решения. Через три дня пришла телеграмма заместителя главного ин женера Д. И. Сквирского. Нз двух зол он выбрал наименьшее: £просил инспекцию Регистра разрешить экс плуатацию судна с сокращенным сро ком докования — до одного года. Откровенно говоря, капитан молил Нептуна, чтобы Регистр не давал та кого разрешения. — Что это за плавание? Не успе ешь взять разбег для настоящей ра боты — снова становиться в ремонт... ^Это не то... Владимир Константинович ь труд ные минуты, будь это в море, будь на берегу, всегда обращается за по мощью и советом 1 C своим учителям и наставникам: «Как бы поступили они, попав в такую ситуацию? Что предприняли бы они — первые учи теля, первые поводыри, которые взя ли его тогда еще не окрепшую руку в свою опытную, твердую и уверенно вывели его на безбрежную океанскую дорогу. Но то было в океане. А это — ремонт. Сварка... Как поведет се бя изоляция от воздействия огня?» Капитан Новиков решил «посове товаться» с учителями, которые да вали ему знания в мореходном учи лище. Нептун внял мольбам капитана: инспекция Регистра не разрешила эксплуатацию судна с сокращенным сроком докования до одного года. И правильно поступила, так как сокра щение срока докования не давало ни чего хорошего. К АПИТАН ИСКАЛ... Много раз за день спускался в док, присматривался к работе свар щиков, поднимался в каюту и беско нечно ворошил в памяти слова учи телей мореходки: Валентины Сера- пионовны Хрусталевой, Владимира Анатольевича Ильина и многих, мно гих других, о которых часто с лю бовью и благодарностью вспоминает и теперь. Припоминал технологию металлов и снова шел в док... Я заметил, как на лице капитана слабеньким зайчиком засветилась та кая же слабая надежда. Он быстро шел по палубе дока, не смотрел под ноги, устремив взгляд на котельщика, который проделывал ка- йавку под будущий шов. — Этот ход многопроходный? — спросил капитан у котельщика. — Да. Чтобы заполнить его, свар щику нужно делать от четырех до Шести проходов, — ответил судоре монтник. — Кто-либо уже подваривает се годня, где нет изоляции? — задал очередной вопрос Владимир Констан тинович. — По правому борту подваривает мой напарник, — ответил котельщик. Капитан поспешил к правому бор ту. Там весело плясало пламя, искры веером летели на палубу, ударялись О борт, гасли. Долго наблюдал Новиков за тех нологией разделки, подготовки и пЬдварки швов. Подварка производилась многопро ходным швом. Капитанские глаза по ворачивались в сторону электрода, куда его вела рука сварщика. В ми нуты, когда сварщик отрывался от дела или поправлял шланг, Владимир Константинович быстро подходил к свежему шву и ощупывал его, касал ся тыльной стороной рукй металла корпуса рядом со швом... Снова сле дил за работой сварщиков, сопостав лял их приемы, методы и качество подварки. Капитан заметил, что длину одного прохода сварщики делали всего по 4 0—50 сантиметров. К концу подвар- йи весь район шва сильно нагревал ся. При такой работе аккумуляция тепла под изоляцией доходила До критической. Так, действительно, не далеко до беды... — А что если длину прохода уве личить? — мелькнула мысль у Вла димира Константиновича. —- Ведь пока сварщик пройдет хотя бы мет ровое расстояние, начало шва вдвое остынет. Не будет той аккумуляции тепла, что нарастала при полуметро вом проходе... Почти вдвойне будет меньше температура... - Нашел! — чуть было не крикнул капитан. Он был готов бёгом помчаться к себе в каюту, но неимоверным напряжением силы воли заставил себя повернуться в противоположную сторону. Снова подошел к сварщику, спросил, ста раясь не выдать волнения: — Вы можете делать метровые проходы вместо полуметровых? — Мы все можем, — загадочно улыбаясь, ответил специалист огнен ной профессии. — А если я вас попрошу, как ис ключение, выполнять подварку швов метровыми проходами, вы выполните мою просьбу? — А мне хоть двухметровыми, — безразлично хмыкнул сварщик. «Сварщнк — за, а что скажут за водские специалисты, руководители, а главное, начальник военизирован ной пожарной части майор Ткачен ко?» — подумал Владимир Кон стантинович. На предложение капитана подва ривать швы без снятия изоляции за водские специалисты ответили ничего не значащей улыбкой, закрылись за широкую спину майора Ткаченко. В ИЗИТ к начальнику пожарной части не принес оперативного положительного решения. Май-, ор Ткаченко пробовал жечь изоляцию на газовой горелке, прощупывал ме талл корпуса, определяя, насколько тот прогревается при подварке швов по технологии, предложенной капита ном, проводил многие другие экспери менты, высказывал сомнения... =" Были моменты, когда майор почти уже соглашался с предложением Но с к о в а , но минутой позже его брали новые сомнения: — А если попадется другая изо ляция, не та, что Предусмотрена про ектом, ведь _под обшивкой не видно? — ‘ задал Ткаченко капитану вопрос и пронзил его испытывающим взгля дом. — Мы уже подготовили вырезки в обшивке трюмов, через которые и проверим огнестойкость изоляции, — тихо, но уверенно ответил капитан. Через вырезы хорошо вести на блюдение за ходом сварочных работ, а заделать их потом нетрудно, — до полнил Владимир Константинович. И заключил: — Несение усиленной про тивопожарной вахты будет обеспече но. т - ■' . Но и этот убедительный разговор не принес желаемого. Капитан настаи вал, просил, доказывал выгодность и жизненность предложенного. И наконец состоялось техническое совещание представителей завода, по жарной части й администрации суд на, чтобы выработать и принять кол легиальное решение. Привожу выписку из протокола от 11 декабря 1973 года: «Рассмотрев письмо капитана транспортного рефрижератора «Алек сандр Иванов» тов. Новикова В. К., техническое совещание приняло ре шение, что поДварку сварных швов можно производить без снятия изоля ции...» « Я не стану перечислять детали, ус ловия, • организационные мероприя тия, предваряющие эту работу. Не это главное. Главное то, что Влади мир Константинович творчески подо шел к решению, казалось, неразре шимого вопроса. . Он не остановился на полпути, не пошел по линии наи меньшего сопротивления, упорно Искал, думал, советовался и нашел новую деталь в технологии ремонта судов типа «Сибирь». Это была победа! Ч ЕТЫРНАДЦАТЬ суток не схо дил капитан Новиков на берег. Лично наблюдал за правильно стью выполняемых работ, контроли ровал несение противопожарной вах ты. На пятнадцатые сутки он отпра вил руководству флота лаконичную и скромную телеграмму. Скромную, как сам: «Благополучно закончена подварка коррозированных швов без снятия изоляции...» . Капитан Новиков имеет право за явить во весь голос: «Тебе, Родина, тебе, четвертый, определяющий, пер вые сэкономленные 500 тысяч!» Знаю, что первым наставникам, первым учителям Новикова — А. И. Патонену, А. И. Вилкову, В. А. Ильину, В. С. Хрусталевой, П. Г. Грбхоткову — приятно читать хо рошее о своем питомце, как прият но мне писать о нем и вместе с ним трудиться. Нет ничего выше, нет ничего до роже, когда видишь, что брошенные тобою в благодатную почву зерна принесли хорошие всходы и дали бо гатый урожай. Значит, труд не про пал "даром. Я верю в то, что и от творческого труда капитана Новикова вырастут добрые всходы. К тому есть все бла гоприятные предпосылки: бывшие его Помощники А. Г. Мельник, Л. Е. Носов, А. И. Цыганков — ныне ка питаны и возглавляют экипажи боль ших судов «Севрыбхолодфлота», они продолжают обогащать хорошие мор ские традиции, переданные им учи телем. Ясно, что руководство «Севрыбхо лодфлота» распространит ценное ра ционализаторское предложение Вла димира Константиновича Новикова при ремонте однотипных, а возможно, и неоднотипных судов. Оно даст гро мадную экономическую выгоду фло ту, государству, намного сократит Время нахождения судов в ремонте. Ф. ШАПОВАЛОВ, первый по мощник капитана. На снимке: капитан В. К. Новиков. = Л Е Д Я Н О Е МО Р Е ...Минус восемнадцать. Над самой кодой клубится рваный белесый туман. Море парит и кажется кипящим. Корабль (фото № 1) карабкается по волнам-горам. Машина дро жит от напряжения, потом срывается на большие оборо ты. Удары волн по корпусу так сильны, будто бьют хорошим молотом. Ч ." ' - - Шторм и мороз. Что может быть страшнее в море? Борь ба за живучесть судна... Каж дый трос, провод, веревка об растают на глазах льдом. Про реллйнги, мачты говорить не приходится. К брашпилю (фо то М* 3| не подступиться, столь ко на нем льда. Лишний груз... Как он снижает остойчивость судна! Наклонит его на 30 гра- дусов, и после волны опять на растает лед. Так встретил нас февраль. Многие бывалые мореходы го ворят! — Такого не припомним давненько. Низкие тучи, пронзительный ветер, сбивающий с ног. А у нас план. Накрываем рыбу брезентом, иначе замерзнет. За рыбоделом отвернуться не куда от «душа». Через 10— 20 минут с роконов сыплется ле дяная шелуха. Околка льда, и рыба, вахты, подвахты (фото № 2). Капитан собрал всех в са лоне. — Верю, устали, промерзли до головы самой, но мы ведь не на прогулке. Надо работать. Возражений не было. ...Все прошло, и теперь уже кажется — это были не мы, просто видели кинокартину. В порту, когда пришли, светило яркое солнце и было синее небо. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, токарь трау лера «Украина». Фото автора. « р л о р е п о р таж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz