Рыбный Мурман. 1974 г. Март.

r в капитана Новикова Ш а х о ж ж с у р е „ У д л р я я х я д е в я т о й л я т х д е т к я €* песет новые громадные затраты не в пользу флота, не в пользу государ­ ства: дополнительный простой в ре­ монте не менее 4—5 месяцев. Это — ;400 тысяч рублей. Владимир Константинович считал с карандашом в руках. Думал, прики­ дывал, искал... Такое уже было на одном из одно­ типных рефрижераторов «Севрыбхо- лодфлота», правда, в значительно меньшем объеме. И там не нашли другого выхода. Снимали изоляцию, демонтировали, снова монтировали оборудование, простояли сверх нормы в ремонте... «Но по-хозяйски ли это?» — капитан морщил лоб, взды­ хал, вставал из-за стола, с ветерком мерял каюту и снова садился за стол, брался за карандаш... Где же выход? Над этим же. вопросом ломали го­ ловы и в управлении флота. Вскоре главный инженер флота Юрий Федо­ рович Егоров обратился с письмом в инспекцию Регистра СССР; разре­ шить эксплуатацию судна без под- варки швов до следующего докова- 1ШЯ. Последовал категорический отказ, Владимир Константинович не пре­ кращал поиска: он спускался не один раз в док, в десятый, сотый раз осматривал швы, скрёб ногтём сты­ лый металл, внимательно всматри­ вался в размытые ручейки — следы губительной коррозий, словно хотел увидеть сквозь металл, что же дела­ ется там, между внутренней поверх­ ностью корпуса и изоляцией. В управлений флота тоже шел по­ иск решения. Через три дня пришла телеграмма заместителя главного ин­ женера Д. И. Сквирского. Нз двух зол он выбрал наименьшее: £просил инспекцию Регистра разрешить экс­ плуатацию судна с сокращенным сро­ ком докования — до одного года. Откровенно говоря, капитан молил Нептуна, чтобы Регистр не давал та­ кого разрешения. — Что это за плавание? Не успе­ ешь взять разбег для настоящей ра­ боты — снова становиться в ремонт... ^Это не то... Владимир Константинович ь труд­ ные минуты, будь это в море, будь на берегу, всегда обращается за по­ мощью и советом 1 C своим учителям и наставникам: «Как бы поступили они, попав в такую ситуацию? Что предприняли бы они — первые учи­ теля, первые поводыри, которые взя­ ли его тогда еще не окрепшую руку в свою опытную, твердую и уверенно вывели его на безбрежную океанскую дорогу. Но то было в океане. А это — ремонт. Сварка... Как поведет се­ бя изоляция от воздействия огня?» Капитан Новиков решил «посове­ товаться» с учителями, которые да­ вали ему знания в мореходном учи­ лище. Нептун внял мольбам капитана: инспекция Регистра не разрешила эксплуатацию судна с сокращенным сроком докования до одного года. И правильно поступила, так как сокра­ щение срока докования не давало ни­ чего хорошего. К АПИТАН ИСКАЛ... Много раз за день спускался в док, присматривался к работе свар­ щиков, поднимался в каюту и беско­ нечно ворошил в памяти слова учи­ телей мореходки: Валентины Сера- пионовны Хрусталевой, Владимира Анатольевича Ильина и многих, мно­ гих других, о которых часто с лю­ бовью и благодарностью вспоминает и теперь. Припоминал технологию металлов и снова шел в док... Я заметил, как на лице капитана слабеньким зайчиком засветилась та­ кая же слабая надежда. Он быстро шел по палубе дока, не смотрел под ноги, устремив взгляд на котельщика, который проделывал ка- йавку под будущий шов. — Этот ход многопроходный? — спросил капитан у котельщика. — Да. Чтобы заполнить его, свар­ щику нужно делать от четырех до Шести проходов, — ответил судоре­ монтник. — Кто-либо уже подваривает се­ годня, где нет изоляции? — задал очередной вопрос Владимир Констан­ тинович. — По правому борту подваривает мой напарник, — ответил котельщик. Капитан поспешил к правому бор­ ту. Там весело плясало пламя, искры веером летели на палубу, ударялись О борт, гасли. Долго наблюдал Новиков за тех­ нологией разделки, подготовки и пЬдварки швов. Подварка производилась многопро­ ходным швом. Капитанские глаза по­ ворачивались в сторону электрода, куда его вела рука сварщика. В ми­ нуты, когда сварщик отрывался от дела или поправлял шланг, Владимир Константинович быстро подходил к свежему шву и ощупывал его, касал­ ся тыльной стороной рукй металла корпуса рядом со швом... Снова сле­ дил за работой сварщиков, сопостав­ лял их приемы, методы и качество подварки. Капитан заметил, что длину одного прохода сварщики делали всего по 4 0—50 сантиметров. К концу подвар- йи весь район шва сильно нагревал­ ся. При такой работе аккумуляция тепла под изоляцией доходила До критической. Так, действительно, не­ далеко до беды... — А что если длину прохода уве­ личить? — мелькнула мысль у Вла­ димира Константиновича. —- Ведь пока сварщик пройдет хотя бы мет­ ровое расстояние, начало шва вдвое остынет. Не будет той аккумуляции тепла, что нарастала при полуметро­ вом проходе... Почти вдвойне будет меньше температура... - Нашел! — чуть было не крикнул капитан. Он был готов бёгом помчаться к себе в каюту, но неимоверным напряжением силы воли заставил себя повернуться в противоположную сторону. Снова подошел к сварщику, спросил, ста­ раясь не выдать волнения: — Вы можете делать метровые проходы вместо полуметровых? — Мы все можем, — загадочно улыбаясь, ответил специалист огнен­ ной профессии. — А если я вас попрошу, как ис­ ключение, выполнять подварку швов метровыми проходами, вы выполните мою просьбу? — А мне хоть двухметровыми, — безразлично хмыкнул сварщик. «Сварщнк — за, а что скажут за­ водские специалисты, руководители, а главное, начальник военизирован­ ной пожарной части майор Ткачен­ ко?» — подумал Владимир Кон­ стантинович. На предложение капитана подва­ ривать швы без снятия изоляции за­ водские специалисты ответили ничего не значащей улыбкой, закрылись за широкую спину майора Ткаченко. В ИЗИТ к начальнику пожарной части не принес оперативного положительного решения. Май-, ор Ткаченко пробовал жечь изоляцию на газовой горелке, прощупывал ме­ талл корпуса, определяя, насколько тот прогревается при подварке швов по технологии, предложенной капита­ ном, проводил многие другие экспери­ менты, высказывал сомнения... =" Были моменты, когда майор почти уже соглашался с предложением Но­ с к о в а , но минутой позже его брали новые сомнения: — А если попадется другая изо­ ляция, не та, что Предусмотрена про­ ектом, ведь _под обшивкой не видно? — ‘ задал Ткаченко капитану вопрос и пронзил его испытывающим взгля­ дом. — Мы уже подготовили вырезки в обшивке трюмов, через которые и проверим огнестойкость изоляции, — тихо, но уверенно ответил капитан. Через вырезы хорошо вести на­ блюдение за ходом сварочных работ, а заделать их потом нетрудно, — до­ полнил Владимир Константинович. И заключил: — Несение усиленной про­ тивопожарной вахты будет обеспече­ но. т - ■' . Но и этот убедительный разговор не принес желаемого. Капитан настаи­ вал, просил, доказывал выгодность и жизненность предложенного. И наконец состоялось техническое совещание представителей завода, по­ жарной части й администрации суд­ на, чтобы выработать и принять кол­ легиальное решение. Привожу выписку из протокола от 11 декабря 1973 года: «Рассмотрев письмо капитана транспортного рефрижератора «Алек­ сандр Иванов» тов. Новикова В. К., техническое совещание приняло ре­ шение, что поДварку сварных швов можно производить без снятия изоля­ ции...» « Я не стану перечислять детали, ус­ ловия, • организационные мероприя­ тия, предваряющие эту работу. Не это главное. Главное то, что Влади­ мир Константинович творчески подо­ шел к решению, казалось, неразре­ шимого вопроса. . Он не остановился на полпути, не пошел по линии наи­ меньшего сопротивления, упорно Искал, думал, советовался и нашел новую деталь в технологии ремонта судов типа «Сибирь». Это была победа! Ч ЕТЫРНАДЦАТЬ суток не схо­ дил капитан Новиков на берег. Лично наблюдал за правильно­ стью выполняемых работ, контроли­ ровал несение противопожарной вах­ ты. На пятнадцатые сутки он отпра­ вил руководству флота лаконичную и скромную телеграмму. Скромную, как сам: «Благополучно закончена подварка коррозированных швов без снятия изоляции...» . Капитан Новиков имеет право за­ явить во весь голос: «Тебе, Родина, тебе, четвертый, определяющий, пер­ вые сэкономленные 500 тысяч!» Знаю, что первым наставникам, первым учителям Новикова — А. И. Патонену, А. И. Вилкову, В. А. Ильину, В. С. Хрусталевой, П. Г. Грбхоткову — приятно читать хо­ рошее о своем питомце, как прият­ но мне писать о нем и вместе с ним трудиться. Нет ничего выше, нет ничего до­ роже, когда видишь, что брошенные тобою в благодатную почву зерна принесли хорошие всходы и дали бо­ гатый урожай. Значит, труд не про­ пал "даром. Я верю в то, что и от творческого труда капитана Новикова вырастут добрые всходы. К тому есть все бла­ гоприятные предпосылки: бывшие его Помощники А. Г. Мельник, Л. Е. Носов, А. И. Цыганков — ныне ка­ питаны и возглавляют экипажи боль­ ших судов «Севрыбхолодфлота», они продолжают обогащать хорошие мор­ ские традиции, переданные им учи­ телем. Ясно, что руководство «Севрыбхо­ лодфлота» распространит ценное ра­ ционализаторское предложение Вла­ димира Константиновича Новикова при ремонте однотипных, а возможно, и неоднотипных судов. Оно даст гро­ мадную экономическую выгоду фло­ ту, государству, намного сократит Время нахождения судов в ремонте. Ф. ШАПОВАЛОВ, первый по­ мощник капитана. На снимке: капитан В. К. Новиков. = Л Е Д Я Н О Е МО Р Е ...Минус восемнадцать. Над самой кодой клубится рваный белесый туман. Море парит и кажется кипящим. Корабль (фото № 1) карабкается по волнам-горам. Машина дро­ жит от напряжения, потом срывается на большие оборо­ ты. Удары волн по корпусу так сильны, будто бьют хорошим молотом. Ч ." ' - - Шторм и мороз. Что может быть страшнее в море? Борь­ ба за живучесть судна... Каж­ дый трос, провод, веревка об­ растают на глазах льдом. Про реллйнги, мачты говорить не приходится. К брашпилю (фо­ то М* 3| не подступиться, столь­ ко на нем льда. Лишний груз... Как он снижает остойчивость судна! Наклонит его на 30 гра- дусов, и после волны опять на­ растает лед. Так встретил нас февраль. Многие бывалые мореходы го­ ворят! — Такого не припомним давненько. Низкие тучи, пронзительный ветер, сбивающий с ног. А у нас план. Накрываем рыбу брезентом, иначе замерзнет. За рыбоделом отвернуться не­ куда от «душа». Через 10— 20 минут с роконов сыплется ле­ дяная шелуха. Околка льда, и рыба, вахты, подвахты (фото № 2). Капитан собрал всех в са­ лоне. — Верю, устали, промерзли до головы самой, но мы ведь не на прогулке. Надо работать. Возражений не было. ...Все прошло, и теперь уже кажется — это были не мы, просто видели кинокартину. В порту, когда пришли, светило яркое солнце и было синее небо. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, токарь трау­ лера «Украина». Фото автора. « р л о р е п о р таж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz