Рыбный Мурман. 1974 г. Март.
„Наш девиз-пятилетку в четыре гада!" РИ АНАЛИЗЕ техниче ского состояния судов типа СРТ-м н СРТ-р осо бо настораживает тот факт, нто за последнее время на них участились случаи поврежде ний паровых вспомогательных котлов. Па судах этого типа установ лен огиетрубный двухоборотный горизонтальный автоматизиро ванный вспомогательный котел КВА 0,5/5-Д, производитель ностью 500 килограммов в час. Котел оборудован аварий но-предупредительной сигнали- :шцией и системой автоматиче ского регулирования, которая обеспечивает поддержание ра бочего уровня воды в котле, рабочего диапазона пара, за- 'М?щту котла по давлению, по уровню воды в нем и по горе нию. Опыт эксплуатации котла ти на КВА 0,5/5-Д, а также мате риалы о повреждениях этих котлов на судах флота Север ного бассейна дают основание считать, что при надлежащем техническом уходе за самим котлом и средствами его авто матики он надежен в работе и не требует какого-либо особого ухода со стороны судовых ме хаников. В чем же тогда заключается причина участившихся случаев повреждения этих котлов? Прежде чем приступить к анализу всех происшедших случаев, следует отметить, что за прошедший' год на судах ти на СРТ-м и СРТ-р были пов реждены три котла типа КВА 0,5/5-Д. при этом на «НИНС-04* ^управления «Мур- мансельдь» котел пришлось, менять полностью, а суда Мур манского рыбакколхозсоюза «Володарск» и «Новомосковск» были выведены из эксплуата-. цни на длительное время. На СРТ-м «Аякс» управле ния «Мурмансельдь» аварии котла удалось избежать лишь благодаря своевременной е го . остановке. Уместно отметить, что рань ше также имели место случаи повреждения котлов на СРТ-м «Гемма» управления «Мурман- еельдь» и на СРТ-м «Карача евск» Мурманского рыбаккол- «озсоюза, которые тоже были ^ выведены из эксплуатации на длительное время. При расследовании всех слу чаев повреждения котлов уста новлено, что все они произошли исключительно из-за халатного «тношения вахтенных механи- АВАРИЯМ ЗАСЛОН! АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ НА СУДАХ ТИПА СРТ-Р и СРТ-М ков к своим служебным обя занностям. Причем механики, находясь на суточной вахте, за нимались распитием спиртных напитков, оставляли без при смотра работающие котлы и дизель-генераторы, надеясь исключительно на то, что котел оборудован средствами аварий но-предупредительной сигнали зации и автоматической защи ты. В «Правилах технической эксплуатации флота рыбной промышленности СССР» (§ 338) сказано: «Во время ра боты паровых котлов особое внимание должно быть обра щено на управление питанием их водой, соблюдение установ ленного водного режима и под держание рабочего уровня во ды в котле, независимо от на личия систем автоматического управления и защиты», но, ви димо, судовые механики забы ли об этом. Во всех случаях выходу из строя котлов на судах предше ствовало следующее: 1. Отсутствие воды в теплом ящике — СРТ-м «Карачаевск», «Гемма»; 2. Выход из строя электро двигателя питательного насоса ' котла — СРТ-р «Новомо сковск»; 3. Закрыт был клапан на си стеме питания котла водой при работающем котле — СРТ-р «Володарск»; 4. Неправильные действия вахтенного механика при пере ключении пакетных выключа телей на электрощитке уп равления работой котла — НИИС-04, При расследовании причин, по которым произошли по вреждения судовых котлов, во всех случаях установлен факт несрабатывания их автомати ческой защиты по нижнему аварийному уровню воды, вследствие технической неис правности защиты. Все это впо следствии и приводило к зна чительному повреждению кот лов. На всех судах при вскрытии регулятора аварийного уровня воды в котле обнаруживали обильное скопление в его по лости грязи (ила и ржавчины). Это свидетельствует о том, что третьи механики, в заведовании которых находится котлоагре- гат, не проводили планово-про филактических осмотров со гласно заводской инструкции. Имеющийся в системе автома- ческой защиты котла однотип ный регулятор рабочего уров ня воды работает исправно, т. к. в его полости нет скопле ния грязи из-за постоянного на хождения его в работе и прото ка воды через его полость. Регулятор же автоматиче ской защиты по аварийному уровню воды работает лишь при специальных проверках и продувках котла. Следует отметить, что воз можны и другие причины, по которым может не сработать автоматическая защита по ава рийному уровню (пришла в негодность мембрана, ослабло крепление грузиков, регулиро вочная пружина слаба, а также выход из строя элементов элек трической цепи). Но все равно надлежащее техническое со стояние, а следовательно, и исправная работа регулятора автоматической защиты по аварийному уровню воды в кот ле, полностью зависит от со блюдения судовыми механика ми сроков планово-профилак тических осмотров. П РИ РАССЛЕДОВАНИИ всех случаев докумен тально установлено, что судовые механики фактически не проверяли в действии рабо ту системы автоматической за щиты котла в полном объеме, как того требует заводская ин струкция. Производилась про верка лишь отдельных элемен тов электроцепи, а затем осу ществлялась, так сказать, до- регулировка. Естественно, что после таких проверок системы автоматической защиты просто невозможно надеяться на ее исправную работу. При собеседовании со вторым и третьим механиками, прича стными к случаям повреждения котлов, выяснилось, что они не знают, как работают все виды автоматической защиты котло- агрегата типа “КВА 0,5/5-Д. Все они в общем-то поверхностно объясняли лишь действия авто матической работы котла. Тот факт, что все случаи по вреждения котлов произошли в период стоянки судов в порту, дает основание считать, что механико-судовые службы неко торых флотов ослабили конт роль за состоянием и несением вахтенной службы членами ма шинных команд. Так, при раз боре случая повреждения котла на СРТ-м «Карачаевск» Мур манского рыбакколхозсоюза «Севгосрыбфлотинсн е к ц и я» конкретно указала техническим специалистам рыбакколхозсою за на этот факт. Руководством рыбакколхозсоюза были приня ты недостаточные меры в части наведения порядка по несению вахтенной службы на судах, и, как следствие, по этому флоту снова были повреждены кот лы на двух судах. М ОЖНО ЛИ ПРЕДОТ ВРАТИТЬ случаи по вреждения котлов? Без условно. В первую очередь это зависит от самих судовых меха ников, от их добросовестного отношения к своим служебным обязанностям. Кстати, от них ничего нового не требуется. Каждый судовой механик дол жен строго соблюдать рекомен дации заводской инструкции по котлоагрегату, требования дей ствующих на флоте законополо жений и «Устава службы на су дах флота рыбной промышлен ности СССР». Флот Северного бассейна и впредь будет пополняться суда ми типа СРТ-м и СРТ-р, поэто му механико-судовым службам необходимо заранее готовить специалистов для работы на судах названного типа и перед направлением их на судно про изводить проверку знаний. Групповым специалистам при инспекторских осмотрах су дов, возвратившихся с промыс ла, следует более тщательно подходить к определению тех нического состояния котлоагре- гатов, проверят!» ведение тех нической документации. При собеседованиях с судовыми ме ханиками выяснять степень знания ими работы автоматики котла и средств его автомати ческой защиты, знание сроков планово - профилактических осмотров, согласно заводской инструкции. По всем разобранным случа ям повреждения котлов «Сев- госрыбфлотинспекция» реко мендует руководству флотов до водить до сведения судовых ме хаников результаты расследова ний. Однако, как показала практика, на многих флотах ог раничиваются лишь рассылкой приказов и радиограмм па суда. Этого недостаточно, ошибки от дельных механиков должны быть известны всем, поэтому необходимо изыскать более действенные методы доведения до сведения судовых механиков всех аварийных случаев, а так же результатов их расследова ния. Суда, на которых были по вреждены котлы, на длитель ное время выводились из экс плуатации фактически по вине отдельных членов их экипажей: убытки несло государство, а также и весь коллектив судна — во многих случаях передо вой. Таким образом, усилия всего коллектива были пере черкнуты халатным отношени ем одного-двух механиков к своим служебным обязанно стям. Судовые механики, признан ные виновными в поврежде нии котлов, понесли заслужен ное наказание в виде временно го лишения дипломов на ра:*- личные сроки. Д ОЛГ КАЖДОГО СПЕ ЦИАЛИСТА постоянно совершенствовать и по вышать свою профессиональ ную квалификацию, чтобы быть полезным коллективу судна. Каждый член машинной команды на своем рабочем ме сте должен работать четко и соблюдать действующие па флоте положения, как их обя зывает звание командира про изводства. Ю. КАРПЕНКО, моринспек- тор «Севгосрыбфлотииспек- ции». За всеми этими красноречивыми цифрами — упорный и самоот верженный труд каждого моряка передового экипажа. Лучшими производственниками и организаторами боевого социалистического соревнования зарекомендовали себя машинист рыбомучной уста новки Н. Я. Панаскж, системный механик судна И. С. Гуль, помощ ник капитана по производству Н. И. Клименков, матрос-бригадчр В. Д. Кашевич, механик Н. А. Баранов. Коллектив плавбазы «Профессор Баранов» делает Е се , чтобы а предстоящем рейсе новыми успехами в труде ознаменовать Пер- вомай и рыбацкий праздник. В. НИКОЛАЕВ. И МЕННО ЭТИМИ СЛОВАМИ заканчивается социалистическое обязательство экипажа плавбазы «Профессор Баранов». Ре шив досрочно на год справиться с пятилетним заданием, мо ряки передового корабля еще в три предыдущих года заложили основу для досрочного выполнения девятой пятилетки. Так, план 1973 года команда выполнила по выработке пищевой продукции на 152 процента. Почти втрое перевыполнено задание четвертого квартала. Сегодня, когда на календаре — начало марта, рыбообработчики плавбазы рапортуют: «План первого квартала определяющего года пятилетки успешно выполнен!» Э ж е р г е т ш ч е с к о е с е р д ц е ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сур гутская ГРЭС строится и работа ет. Два энергоблока станции уже произвели около двух миллиар дов киловатт-часов электроэнер гии. Сургутская ГРЭС — одна из крупных электростанций страны, работающая на попутном газег полностью обеспечит электро энергией бурно развивающиеся нефтегазодобывающие районы на севере Западной Сибири. На левом снимке: члены пере довой комсомольско-молодежной бригады электромонтажников треста «Электроуралмонтаж», ко торую возглавляет коммунист Николай Савельев (третий слева). Этот коллектив досрочно выпол нил задание третьего года пяти летки. На снимке справа: в турбинном вале Сургутской ГРЭС* ;:Н*'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz