Рыбный Мурман. 1974 г. Март.

О ПРОБЛЕМАХ^****»- УП Р А ВЛ Е НИЯ Р Ы Б О Л О В С Т В ОМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Мировом океане ра­ ботают суда самых различных размеров: от африканских каноэ, промышляющих у своих берегов, до крупных морозильных траулеров-плав- заводов, которые могут вести лов в любом районе. Суда всех типов и размеров можно объединить в две группы: местного (локального) значения и дальнего радиуса действия. Мелкие суда Японии и Кореи для ярусного лова тунцов, а также большие морозильные траулеры развитых европейских стран, КНДР, Ганы и Таи­ ланда следует включить в группу дальнего радиуса действия В то же время корабли большого тонна­ жа считаются местными судами, если работают у своих берегов, и судами дальнего радиуса действия, если они vходят ловить рыбу в дальние районы. Суда дальнего радиуса действия берут около 12 процентов по весу мирового улова рыбы. Облав­ ливают они. как правило, наиболее ценные породы рыб. Большая часть т у н ц о в выбирается крупными судами Основные запасы рыб у западного побережья Африки и в северо-западных районах Северной Ат­ лантики облавливаются в основном судами большо­ го тоннажа Современное интенсивное рыболовство способно за несколько лет эксплуатации резко сократить об­ лавливаемый запас рыб. Например, на промысле пе­ руанского анчоуса менее чем за 10 лет достигнута рекордная цифра вылова более 10 млн. тонн в год. Норвежский скумбриевый промысел достиг пика уловов за три года. Типичным примером сокращения запасов и уловов может служить промысел креве­ ток, спрос на которых на мировом рынке очень вели к. Часто со стороны прибрежных государств имеют­ ся нарекания на работу судов большого радиуса действия. Обычное обвинение состоит в том, что они изымают много рыбы и тем самым ухудшают усло­ вия промысла местных судов. Однако это не совсем так. Опыт промысла неруанского анчоуса, норвежско­ го скумбриевого и промысел креветок показал, что запасы сокращаются и в том случае, если они ин­ тенсивно облавливаются мелкими судами местного значения. Следовательно, сокращение рыбных запа­ сов не обязательно связано с работой судов боль­ шого радиуса действия. Но при облове одного и то- 10 же запаса судами разных типов порой бывает трудно, а чаще невозможно установить, насколько промысел в открытых водах препятствует развитию местного промысла. Помимо этого, основного, воз­ никают другие конфликты. Например, на Джорджес- банке траулеры, ведущие лов рыбы, мешают су­ дам, которые ловят лангустов. Иногда разные флотилии облавливают неодина­ ковые породы рыб и тем самым оказывают полез­ ные услуги друг другу. Так. у северо-западного по­ бережья США суда большого тоннажа облавлива­ ют стада хека и морского окуня, которые не имеют существенного значения для местного промысла. Рыбные отходы, выбрасываемые с траулеров, оче­ видно, способствуют увеличению численности кра- бов-стригуиов, к немалому удовольствию местных рыбаков. В северо-восточной части Тихого океана большие суда, напротив, придавливают белокорого палтуса, чем вызывают неудовольствие местных рыбаков. Уловы белокорого палтуса большими судами неве­ лики. по размер ячеи в траловых мешках позволяет вылавливать мелких особей, что затрудняет регу­ лирование запасов. Все эти примеры указывают на сложные пробле­ мы, возникающие в работе больших судов и судов местного значения. Промысел крупнотоннажного флота явился сво­ его рода «.катализатором» зарождения местных про­ мыслов во многих районах Мирового океана. Зна­ ния и опыт, полученные в процессе работы судов дальнего радиуса действия, оказывают пользу мест­ ному рыболовству. Примером такого влияния может быть рыболовство у Западной Африки. Суда боль­ шого тоннажа, работая в этом районе, заходили за провиантом в местные порты и в уплату оставляли часть своего улова. Эта рыба была высоко оценена местными жителями, что позволило экипажам неко­ торых больших судов продавать улов на рынках прибрежных государств. Затем местные правитель­ ства и частные компании зафрахтовали часть кораб­ лей, что явилось промежуточным шагом в создании ими собственного флота для промысла в открытых водах. Важнейший аспект конфликта состоит в том, что­ бы определить грань сосуществования промысла на одних и тех же запасах рыб местными судами и су* дами большого радиуса действия. В одних случаях, как, например, на Патагонском шельфе, флотилии судов местных рыбаков технически мало оснащены и не смогли конкурировать с флотилиями кораблей дальнего радиуса действия. Во многих участках Северо-Восточной Атлантики те же самые флотилии европейских судов дальнего радиуса действия не могут конкурировать с высоко­ эффективными местными судами. Стоимость содер­ жания судов дальнего радиуса действия 'в два или более раза 'выше стоимости работ эквивалентного предприятия на берегу. Если суда местного промыс­ ла хорошо технически оснащены, то они приносят большие прибыли, чем хорошо технически оснащен­ ные крупнотоннажные суда. Правда, у судов дальнего радиуса действия есть большое преимущество — гибкость на промысле. Многие рыбные запасы испытывают естественные колебания либо в численности годовых классов, либо в распределении и плотности образования про­ мысловых концентраций под влиянием гидрологиче­ ских условий. Подобные колебания запасов рыб от­ рицательно сказываются на работе местных судов. Суда дальнего радиуса действия могут легко пере­ ключаться в те районы, где условия для их работы наиболее благоприятны. Возможности для этого особенно велики тогда, когда, как, например, северо-восточный промысел трески в открытых водах, существует множество самостоятельных стад, колебания численности кото­ рых едва ли синхронны. В подобных случаях суда дальнего радиуса действия, по-видимому, могут конкурировать с местными судами. Использование на промысле крупнотоннажных судов в наибольшей степени породило многие труд­ ные современные проблемы управления рыболовст­ вом. Однако следует согласиться, что мировые рыбные ресурсы используются в наибольшей сте­ пени благодаря судам дальнего радиуса действия. В качестве примера можно назвать промысел тре­ ски на ВНЕ и Лабрадоре, промысел хека у северо- западного побережья Америки и у Западной Афри­ ки, промысел донных рыб в Беринговом море и во многих других районах Мирового океана. Если подобный промысел приостановить, то немедленно произойдет значительное падение об­ щемирового вылова рыбы, что отрицательно ска­ жется на снабжении мирового рынка рыбными товарами. Проблемы управления рыболовством мало свя­ заны с работой крупнотоннажных судов. Они возни­ кают и усложняются по мере интенсификации' ры­ боловства, независимо от типа промысла. Поэтому вряд ли имеется связь между промыслом судами большого радиуса действия в открытых водах и ма­ ло# эффективностью современных мер по управле­ нию и рациональному ведению промысла в Миро­ вом океане. Такой вывод сделан Гулландом — руководителем рыбного департамента ФАО — в работе, доложен- ной им на II международной конференции по уп­ равлению и развитию мирового рыболовства. В то же время он отметил, что необходимы более пози­ тивные меры управления рыболовством в Мировом океане по сравнению с существующими. Однако неизвестно, какие меры управления ры­ боловством могут быть приемлемыми для всех стран, заинтересованных в более эффективном веде­ нии промысла в Мировом океане. Вопрос этот пока . не имеет однозначного ответа. В. ПОНОМАРЕНКО, кандидат биологических V наук, заведующий лабораторией ПИНРО. л На днях я встретился со своими товарищами, моряками катера «Ласточка», где работал до ухода на пенсию матросом первого класса. Катер сейчас принадлежит рыбному порту. И, конечно, он очень необходим. Но вот что удивляет и возмущает: катер уже три года стоит в ремонте на Абрам-мысе, а там только разводят руками: — Не успеваем! Н. СИРОТКИН, пенсионер. ДЛЯ СПРАВКИ: за это время можно было капитально отремон­ тировать 3—4 траулера. А на ремонт такого катера в Териберских мастерских уходит полтора-два месяца. «Ласточка» стояла у причала, Где всегда спокойная вода, И печальным взглядом. провожала В дальний рейс идущие суда. Катеру, как ntnive, без полета, Без движенья жить не суждено. Но опять не ладилась работа, Хоть и срок прошел давным-давно. Вновь ошибка и опять ошибка. И вздыхал стармех: — Опять завал! « О с Ласточка Кто-то вдруг с ехидною улыбкой «Ласточку» бескрылою назвал. Но она ли в этом виновата, Если брак за браком каждый год, Регулярно, как кассир зарплату, Выдавал на катере завод. Дни идут, меняется погода, Вот и март капелями звенит. «Ласточка», как прежде, у завода Все на мертвом якоре стоит. С 28 февраля по 10 марта в ГДР проводится чемпионат мира по ручному мячу среди мужских команд, в котором принимают участие спортсме­ ны 16 стран. НА СНИМКЕ: сборная команда СССР. Слева направо в 1-м ряду: Юрий Лагутин, Сергей Чикалаев, Михаил Ищенко, Валентин Сычев, Сер­ гей Кочергин, Альберт Огане- зов, Владимир Кравцов, Вале­ рий Гассий; во 2-м ряду: Вик­ тор Махорин, Валентин Кулев, Виктор Плахотин, Александр Резанов, Владимир Максимов, Александр Панов, Иван Уса­ тый, Юрий Климов. Фото В. Ун Да-сина. (Фотохроника ТАСС) Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. в е т и т е л и » Иван Васильевич Самийлов стоял на палубе плавбазы «Памяти Кирова», задумчиво поче­ сывал левое ухо и размышлял: — Что бы такое стащить? И ничего-то в мо­ ем заведовании нет. Был бы я, скажем, боц­ маном или рыбмастером, а то простоэлектрик. Иван Васильевич презрительно хмыкнул и опустил голову. И вдруг... Глаза его загоре­ лись, словно лампы «Солнце». Вскоре он уже выгребал из ящиков,., электрические лампочки. — Одна, две, три... ровно полсотни. Ну да ладно, прихвачу еще штуки три на бой. Иван Васильевич увидел своего дружка А. Г. Полупанова. Договорились быстро — все пополам. На проходной с удивлением увидели раздув­ шегося, как пузырь, мужчину. А когда в де­ журной комнате Полупанов стал вытаскивать из-за пазухи, из карманов лампочки, изумле­ ние перешло все границы. — Зачем вам столько лампочек? — Светить, — угрюмо отозвался ворюга. Оба «осветителя», получили по заслугам. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-323 «Морозовск», РТ-123 «Луч», РТ-320 «Мирный». ЗАВТРА: РТ-326 «Медногорск», РТ-308 «Мичуринск», СРТ-4164, СРТ-4214, ТР «Виктор Лягин». С промысла — в порт Н аш ||§5 АДРЕС ИТЕАЕООНЫ -------------- ---------4= = - — , --------------- ------ г. Мурманск-183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники -~ 63-96. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96. «Рыбный Мурман». Индекс 556S4. Цена 1 экз. ~ 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1252. ПН-04753

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz