Рыбный Мурман. 1974 г. Март.
О ПРОБЛЕМАХ^****»- УП Р А ВЛ Е НИЯ Р Ы Б О Л О В С Т В ОМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Мировом океане ра ботают суда самых различных размеров: от африканских каноэ, промышляющих у своих берегов, до крупных морозильных траулеров-плав- заводов, которые могут вести лов в любом районе. Суда всех типов и размеров можно объединить в две группы: местного (локального) значения и дальнего радиуса действия. Мелкие суда Японии и Кореи для ярусного лова тунцов, а также большие морозильные траулеры развитых европейских стран, КНДР, Ганы и Таи ланда следует включить в группу дальнего радиуса действия В то же время корабли большого тонна жа считаются местными судами, если работают у своих берегов, и судами дальнего радиуса действия, если они vходят ловить рыбу в дальние районы. Суда дальнего радиуса действия берут около 12 процентов по весу мирового улова рыбы. Облав ливают они. как правило, наиболее ценные породы рыб. Большая часть т у н ц о в выбирается крупными судами Основные запасы рыб у западного побережья Африки и в северо-западных районах Северной Ат лантики облавливаются в основном судами большо го тоннажа Современное интенсивное рыболовство способно за несколько лет эксплуатации резко сократить об лавливаемый запас рыб. Например, на промысле пе руанского анчоуса менее чем за 10 лет достигнута рекордная цифра вылова более 10 млн. тонн в год. Норвежский скумбриевый промысел достиг пика уловов за три года. Типичным примером сокращения запасов и уловов может служить промысел креве ток, спрос на которых на мировом рынке очень вели к. Часто со стороны прибрежных государств имеют ся нарекания на работу судов большого радиуса действия. Обычное обвинение состоит в том, что они изымают много рыбы и тем самым ухудшают усло вия промысла местных судов. Однако это не совсем так. Опыт промысла неруанского анчоуса, норвежско го скумбриевого и промысел креветок показал, что запасы сокращаются и в том случае, если они ин тенсивно облавливаются мелкими судами местного значения. Следовательно, сокращение рыбных запа сов не обязательно связано с работой судов боль шого радиуса действия. Но при облове одного и то- 10 же запаса судами разных типов порой бывает трудно, а чаще невозможно установить, насколько промысел в открытых водах препятствует развитию местного промысла. Помимо этого, основного, воз никают другие конфликты. Например, на Джорджес- банке траулеры, ведущие лов рыбы, мешают су дам, которые ловят лангустов. Иногда разные флотилии облавливают неодина ковые породы рыб и тем самым оказывают полез ные услуги друг другу. Так. у северо-западного по бережья США суда большого тоннажа облавлива ют стада хека и морского окуня, которые не имеют существенного значения для местного промысла. Рыбные отходы, выбрасываемые с траулеров, оче видно, способствуют увеличению численности кра- бов-стригуиов, к немалому удовольствию местных рыбаков. В северо-восточной части Тихого океана большие суда, напротив, придавливают белокорого палтуса, чем вызывают неудовольствие местных рыбаков. Уловы белокорого палтуса большими судами неве лики. по размер ячеи в траловых мешках позволяет вылавливать мелких особей, что затрудняет регу лирование запасов. Все эти примеры указывают на сложные пробле мы, возникающие в работе больших судов и судов местного значения. Промысел крупнотоннажного флота явился сво его рода «.катализатором» зарождения местных про мыслов во многих районах Мирового океана. Зна ния и опыт, полученные в процессе работы судов дальнего радиуса действия, оказывают пользу мест ному рыболовству. Примером такого влияния может быть рыболовство у Западной Африки. Суда боль шого тоннажа, работая в этом районе, заходили за провиантом в местные порты и в уплату оставляли часть своего улова. Эта рыба была высоко оценена местными жителями, что позволило экипажам неко торых больших судов продавать улов на рынках прибрежных государств. Затем местные правитель ства и частные компании зафрахтовали часть кораб лей, что явилось промежуточным шагом в создании ими собственного флота для промысла в открытых водах. Важнейший аспект конфликта состоит в том, что бы определить грань сосуществования промысла на одних и тех же запасах рыб местными судами и су* дами большого радиуса действия. В одних случаях, как, например, на Патагонском шельфе, флотилии судов местных рыбаков технически мало оснащены и не смогли конкурировать с флотилиями кораблей дальнего радиуса действия. Во многих участках Северо-Восточной Атлантики те же самые флотилии европейских судов дальнего радиуса действия не могут конкурировать с высоко эффективными местными судами. Стоимость содер жания судов дальнего радиуса действия 'в два или более раза 'выше стоимости работ эквивалентного предприятия на берегу. Если суда местного промыс ла хорошо технически оснащены, то они приносят большие прибыли, чем хорошо технически оснащен ные крупнотоннажные суда. Правда, у судов дальнего радиуса действия есть большое преимущество — гибкость на промысле. Многие рыбные запасы испытывают естественные колебания либо в численности годовых классов, либо в распределении и плотности образования про мысловых концентраций под влиянием гидрологиче ских условий. Подобные колебания запасов рыб от рицательно сказываются на работе местных судов. Суда дальнего радиуса действия могут легко пере ключаться в те районы, где условия для их работы наиболее благоприятны. Возможности для этого особенно велики тогда, когда, как, например, северо-восточный промысел трески в открытых водах, существует множество самостоятельных стад, колебания численности кото рых едва ли синхронны. В подобных случаях суда дальнего радиуса действия, по-видимому, могут конкурировать с местными судами. Использование на промысле крупнотоннажных судов в наибольшей степени породило многие труд ные современные проблемы управления рыболовст вом. Однако следует согласиться, что мировые рыбные ресурсы используются в наибольшей сте пени благодаря судам дальнего радиуса действия. В качестве примера можно назвать промысел тре ски на ВНЕ и Лабрадоре, промысел хека у северо- западного побережья Америки и у Западной Афри ки, промысел донных рыб в Беринговом море и во многих других районах Мирового океана. Если подобный промысел приостановить, то немедленно произойдет значительное падение об щемирового вылова рыбы, что отрицательно ска жется на снабжении мирового рынка рыбными товарами. Проблемы управления рыболовством мало свя заны с работой крупнотоннажных судов. Они возни кают и усложняются по мере интенсификации' ры боловства, независимо от типа промысла. Поэтому вряд ли имеется связь между промыслом судами большого радиуса действия в открытых водах и ма ло# эффективностью современных мер по управле нию и рациональному ведению промысла в Миро вом океане. Такой вывод сделан Гулландом — руководителем рыбного департамента ФАО — в работе, доложен- ной им на II международной конференции по уп равлению и развитию мирового рыболовства. В то же время он отметил, что необходимы более пози тивные меры управления рыболовством в Мировом океане по сравнению с существующими. Однако неизвестно, какие меры управления ры боловством могут быть приемлемыми для всех стран, заинтересованных в более эффективном веде нии промысла в Мировом океане. Вопрос этот пока . не имеет однозначного ответа. В. ПОНОМАРЕНКО, кандидат биологических V наук, заведующий лабораторией ПИНРО. л На днях я встретился со своими товарищами, моряками катера «Ласточка», где работал до ухода на пенсию матросом первого класса. Катер сейчас принадлежит рыбному порту. И, конечно, он очень необходим. Но вот что удивляет и возмущает: катер уже три года стоит в ремонте на Абрам-мысе, а там только разводят руками: — Не успеваем! Н. СИРОТКИН, пенсионер. ДЛЯ СПРАВКИ: за это время можно было капитально отремон тировать 3—4 траулера. А на ремонт такого катера в Териберских мастерских уходит полтора-два месяца. «Ласточка» стояла у причала, Где всегда спокойная вода, И печальным взглядом. провожала В дальний рейс идущие суда. Катеру, как ntnive, без полета, Без движенья жить не суждено. Но опять не ладилась работа, Хоть и срок прошел давным-давно. Вновь ошибка и опять ошибка. И вздыхал стармех: — Опять завал! « О с Ласточка Кто-то вдруг с ехидною улыбкой «Ласточку» бескрылою назвал. Но она ли в этом виновата, Если брак за браком каждый год, Регулярно, как кассир зарплату, Выдавал на катере завод. Дни идут, меняется погода, Вот и март капелями звенит. «Ласточка», как прежде, у завода Все на мертвом якоре стоит. С 28 февраля по 10 марта в ГДР проводится чемпионат мира по ручному мячу среди мужских команд, в котором принимают участие спортсме ны 16 стран. НА СНИМКЕ: сборная команда СССР. Слева направо в 1-м ряду: Юрий Лагутин, Сергей Чикалаев, Михаил Ищенко, Валентин Сычев, Сер гей Кочергин, Альберт Огане- зов, Владимир Кравцов, Вале рий Гассий; во 2-м ряду: Вик тор Махорин, Валентин Кулев, Виктор Плахотин, Александр Резанов, Владимир Максимов, Александр Панов, Иван Уса тый, Юрий Климов. Фото В. Ун Да-сина. (Фотохроника ТАСС) Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. в е т и т е л и » Иван Васильевич Самийлов стоял на палубе плавбазы «Памяти Кирова», задумчиво поче сывал левое ухо и размышлял: — Что бы такое стащить? И ничего-то в мо ем заведовании нет. Был бы я, скажем, боц маном или рыбмастером, а то простоэлектрик. Иван Васильевич презрительно хмыкнул и опустил голову. И вдруг... Глаза его загоре лись, словно лампы «Солнце». Вскоре он уже выгребал из ящиков,., электрические лампочки. — Одна, две, три... ровно полсотни. Ну да ладно, прихвачу еще штуки три на бой. Иван Васильевич увидел своего дружка А. Г. Полупанова. Договорились быстро — все пополам. На проходной с удивлением увидели раздув шегося, как пузырь, мужчину. А когда в де журной комнате Полупанов стал вытаскивать из-за пазухи, из карманов лампочки, изумле ние перешло все границы. — Зачем вам столько лампочек? — Светить, — угрюмо отозвался ворюга. Оба «осветителя», получили по заслугам. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-323 «Морозовск», РТ-123 «Луч», РТ-320 «Мирный». ЗАВТРА: РТ-326 «Медногорск», РТ-308 «Мичуринск», СРТ-4164, СРТ-4214, ТР «Виктор Лягин». С промысла — в порт Н аш ||§5 АДРЕС ИТЕАЕООНЫ -------------- ---------4= = - — , --------------- ------ г. Мурманск-183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники -~ 63-96. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96. «Рыбный Мурман». Индекс 556S4. Цена 1 экз. ~ 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1252. ПН-04753
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz