Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.

К о же о в ч а ш ж ю у ч е б н о г о г о д а с и с т е ж & х (Окончание. Нач. в № 64). Нынешний учебный год, как и прошлый, характе­ ризовался повышенным вниманием к проблемам экономической политики партии. Заслуживает внимания организация работы выс­ шего звена политической учебы — теоретическо­ го семинара «Соединение достижений науч­ но-технической революции с преимуществами со­ циалистической системы хозяйства». Его проблема­ тика выбрана не случайно, так как флот постоянно пополняется новыми судами типа БМРТ в СТР. А ото наглядное свидетельство успехов научно-техни­ ческой революции. Наши моряки быстро осваивают новые суда и установленное на них современное оборудование. В теоретическом семинаре занимается шесть че­ ловек. Руководители семинара — капитаны И. П. Груздев и Л. С. Брейхман. Занятия в семинаре ведутся с 1971 года. За этот период изучены еде* -дукнцие проблемы: «Экономическая политика КПСС и современная научно-техническая револю­ ция», «Повышение эффективности общественного яронзводства — коренной вопрос экономической .политики КПСС», «Соединение достижений науч- -но-технической революции с преимуществами со­ циалистической системы хозяйства». Планирование проблем осуществлялось пер опективно, по рекомендации кабинета политпросве­ щения ис использованием теоретических разработок. ?йри планировании сохранена преемственность н взаимосвязь проблем. Последовательность изучения обеспечила всестороннее углубление знаний слуша­ телей семинара. Изучаемые проблемы вызывали интерес у слуша­ телей — руководителей служб, соответствовали их •производственному профилю, общеобразовательно­ му н культурному уровню. Занятия в семинаре и получаемые знания помогают слушателям улучшать «работу своих служб, правильно совмещать единство 'административно-хозяйственного руководства с .идейно-политическим воспитанием членов коллек­ тива, направляя все усилия на достижение единой цели экипажа — выполнение производственного плана и социалистических обязательств. Занятия проводились в форме лекций, собеседо­ ваний, докладов-рефератов. Оживленно прошло занятие по теме «Научно-тех­ нический прогресс и рост производительности тру- ра». Два реферата подготовили технолог тов.. Иов В. и старший помощник капитана тов. Карпелян- скнй А. М. Докладчики основательно потрудились над произведениями классиков марксизма-лени* низма, подобрали интересные примеры. Обсуждение рефератов получилось живым и поучительным. Все выступающие, исходя из актуальности проблемы, давали глубокий анализ положения дел по каждому вопросу и предлагали конкретные пути их решения. ■Использовали примеры из жизни коллектива судна. Д'ак, технолог тов. Иов Е. В. в заключение своего выступления сказал, что путем правильной расста­ новки людей на фабрике по главным участкам ра­ боты, нрименения передовых' методов обработки рыбы, хронометража трудовых процессов, организа­ ции соревнования но сменам и индивидуально они -добиваются повышения производительности труда. Ш еще имеются неиспользованные резервы, на" ко­ торые нужно обратить внимание всему экипажу -судна. При обработке рыбы применяется мндго руч- *©Fo труда. Здесь должны сказать свое слово наши рационализаторы. Старший механик тов. Заболот­ ный В. Г., он же председатель техсовета и группы ■НОТ, в своем выступлении отметил, что рационали­ зация на судне ведется. Достаточно сказать, что уже внедрено более 35 предложений, которые на­ правлены именно на то, чтобы повысить произво­ дительность труда. К примеру, такие предложения, «аи «Изменение схемы работы вакуумного испа­ рителя», «Схема соединения кабеля прибора НГЭК», разработаны впервые и внедрены на судах главка «Севрыба». Предложения судовых рациона­ лизаторов позволили увеличить заморозку и выпуск мороженой рыбы на 1,5— 2 тонны в сутки с общим' вкономическим эффектом 14 тысяч рублей в год. Но мы не должны останавливаться на достигну­ том, отметил в своем выступлении тов. Забо- иотньШ В. Г. В практике работы партийных организаций бы­ вают случаи, когда даже при хорошо налаженной системе политического образования допускаются срывы занятий, недостаточно глубоко изучаются отдельные темы. На БМРТ-448 «Торос» таких слу­ чаев не бывает, Поскольку ход учёбы находится под постоянным контролем партийной организации. Секретарь партийной организации тов. Водяхин И. И. и первый помощник капитана тов. Ильичев А . В. систематически посещают занятия. Не строги­ ми ревизорами приходят они к пропагандистам, а доброжелательными помощниками, готовыми дать полезный совет, подсказать, как лучше провести собеседование. Четко отработанная структура политического об­ разования способствует воспитанию активности мо­ ряков. повышению их идейно-политического уровня, коммунистического отношения к труду. Благодаря b t o k v экономические показатели работы экипажа флуч^аются из года в год. За период эксплуатации судна с мая 1968 года по 1973 год выработано го- { овой продукции на 14,3 млн. рублей при плане 3,5 млн. рублей. Прибыль составила 781548 руб­ лей. Экипаж борется за звание коллектива коммуни Стического труда. 44 слушателя носят высокое зва­ ние ударника коммунистического труда, многим присвоено звание «Лучший по профессии». Регулярно по вахтам по плану проводят беседы агитаторы рефмашннист, член КПСС тов. Киселев р.. Н., комсомольцы третий механик тов. Снцков М. М. и четвертый механик тов. Некрасов А. А. Большую работу проводит с молодыми специалиста­ ми ч”эв совет;3 молодых специалистов, политинфор­ матор старший мастер лова гов. Косырев А II. За достигнутые успехи в решающем году пяти­ летки 12 человек награждены знаком «Победитель соцсоревнования 1973 года». Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом Тру­ дового Красного Знамени матрос гов, Касьянов В. М., орденом «Знак Почета» первый помощник капитана тов. Ильичев А. В., медалыо «За трудо­ вую доблесть» член ВЦСПС боцман тов. Ильен­ ков В. П. САМАЯ МАССОВАЯ ФОРМ А Заслуживает внимания организация политиче­ ской учебы и экономического образования на БМРТ-442 «Кировск». Учеба здесь находится в по­ ле зрения партийной организации. Первый помощ­ ник капитана тов. Смирнов С. П. подсказывает, как лучше провести занятия, дает советы пропаганди­ стам. Самой массовой формой учебы на судне является школа коммунистического труда, в которой занима­ лось 22 беспартийных моряка. Руководит школой опытный пропагандист, член КПСС тов, Бульенов А. И., работающий на данном судне с 1967 года старшим механиком. В 1973— 74 учебном году в Многие слушатели школы активно участвуют общественной жизни судна. Матросы тт. Лубцс Н В.. Красновскйй А. М , Михалюк Е. В., Маслс О. В. избраны в судовой комитет. матрос тт. Большаков В. Е., Аветисян В. А.. Дороги Ю В. — народные контролеры и т. д. Многие слушатели пожелали овладеть смежным профессиями. Например, матрос тов. Большаке В. Е. овладел специальностями филейщика, мор>' зильщика, упаковщика, а матросы тт. Красовски А М., Ефанов В. М., Колохот И. G;, Сомов И. fi и другие овладели двумя, трэмя специальностям! В любое время каждый из них может заменить тс варища на любой операции. Повышение квалификации и овладение другим! смежными специальностями дало возможность ус пешно выполнить план третьего, решающего год пятилетки. Добыто 87000 центнеров при плат 65000. В честь трудовых побед экипажа БМРТ-44? в 1973 году дважды поднимался флаг трудовой ела вы. По итогам работы за 10 месяцев экипаж на гражден вымпелом Министерства рыбного хозяйст ва СССР и денежной премией, по итогам работы за 1973 год экипаж занял второе место по флоту. ппннишшннмпншшннжинпнинпшшшшншинпиинтшннгнишптжишиинипттншнншнишнгншншиншш Н О В Ы Й Э Т А П , имншшшшпшннншишишшпппнпииншпншшшшшнншшнпшнтттшшшншшшшишннтпипшшниншш ; школе коммунистического труда проведено 16 за­ нятий по программе «Основ экономических зна­ ний» для .второго года обучения. Проработаны те­ мы с 8 по 15 включительно. Восемь занятий по­ священы материалам апрельского и декабрьского (1973 г.) Пленумов ЦК КПСС, изучению речи Л. И. Брежнева на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Пропагандистский опыт, доходчивость при нзло- ясении учебного материала, хорошее знание экономи­ ческой деятельности судна я сельдяного флота в целом позволило пропагандисту тов. Бульенову А. И. добиться высокой активности слушателей при изучении материала и применения знаний на рабочих местах. Интересно проходили занятия по теме № 10 «Научная организация и дисциплина труда». Пропагандист школы коммунистического труда на ярких примерах показал, что предусмат­ ривает в комплексе дисциплина труда. Например, матрос тов. Кишинский М. Д., хотя на вахту выхо­ дил вовремя, но работал, как говорится, спустя ру­ кава. На флоте он с июля 1973 года, но уже был списан с БМРТ-449 «Салют» за плохое отношение к работе. Матрос тов. Чепелев И. Я. также работа­ ет на флоте менее года, в начале рейса был матро- сом-рулевым, к обязанностям относился халатно, на вахте был невнимательным. Администрация вы­ нуждена была перевести его на рыбофабрику матрбсом-рыбообработчиком. Пропагандист, опираясь на слушателей-нередови- ков производства, в ходе занятий сумел убедить Кашинского, Чепелева и других любителей «легкой жизни», что дисциплина труда — этоне только свое­ временная явка на рабочее место, но и добросовест­ ное выполнение работы в течение всей вахты, точ­ ное соблюдение технологии производства, установ­ ленных заданий, бережное отношение к технологи­ ческому оборудованию, промвооружению и другим материальным ценностям, что это и честное выпол­ нение распоряжений мастера, и строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Занятие послужило переломом в отношении к труду для Кишинского и Чепелева, Первый стал более дисциплинированным, второй — передовиком производства, освоил несколько смежных профес­ сий по ббработке рыбы, поступил учиться в 11-й класс заочной школы моряков. При завершении учебного года были проведены итоговые занятия в форме собеседований по наибо­ лее актуальным темам пройденного материала. Они являлись как бы отчетами слушателей о примене­ нии полученных знаний в своей трудовой н общест­ венной деятельности. Одной из задач итоговых занятий являлось воз­ действие на повышение инициативы и активности слушателей всех школ в социалистическом соревно­ вании за выполнение встречного плана флота, при­ нятого на 1974 год. На реализацию призыва, со­ держащегося в Обращении ЦК КПСС к партии, к советскому народу — ознаменовать четвертый год пятилетки новыми успехами в выполнении реше­ ний XX[V съезда КПСС. На БМРТ-449 «Салют» третий год работает шко­ ла коммунистического труда. В ней занимается 39 рядовых моряков. Партийная организация со­ вместно с администрацией судна утвердила руково­ дителем школы капитан-директора коммуниста с высшим образованием тов. Громцева В. С. Занятия проводились регулярно, при хорошей активности и глубоком разборе изучаемого материала по про­ грамме. Слушатели внесли ряд ценных предложе­ ний по использованию дополнительных резервов. Так, матросы тт. Большаков и Карачев предложи­ ли сделать дополнительные разделочные столы и установить чешуесъемочную машину. В результате . получилась линия для выработки филе, повысилась производительность труда на этой операции. Мастер лова тов. Чивилеяко внедрил приспособление для подачи рыбы из ящина в бункер, что значительно облегчило труд и высвободило двух человек. Высоких успехов в работе коллектив этого кораб­ ля добился в нервом квартале 1974 года. В честь него был поднят флаг трудовой славы, коллекть* награжден переходящим Красным знаменем обко­ ма КПСС. И ЗДЕСЬ — УСПЕХ Неплохо организованы политическая учеба и эко­ номическое образование на БМРТ-273 «Буран» (пропагандисты первый помощник капитана тов. Зайкин В. И., четвертый механик тов. Аверья­ нов В. П.), 345 «Пассат-2» (пропагандисты капитан- директор тов. Алексеев А. И., старший механик тов. Соколов В. А.), 2645 «Сулой» (пропагандисты капитан-директор тов. Ардеев К, В., помощник ка» питана по научной работе тов. Алексеев Ю. Е.), СРТ-р-705 (пропагандист капитан тов. Харлан А. А.), СРТ-м-8-203 (пропагандист гидроакустик тов. Пнчугин В. С.), СТР-304 «Союз» (пропагандист капитан тов. Белко Н. Г.), в береговых бригадах (пропагандист штурман тов. Голованов В. И.), плав- мастерской «Резец» (пропагандист зам. директора тов. Моисеев Е. И.) и на других участках и судах флота. На «Резце»- девятый год работает школа основ марксизма-ленинизма, в которой 20 коммунистов изучают «Основы экономики и управления произ­ водством». ' > Занятия проводятся в форме лекций и собеседо­ ваний. Следует отметить, что успех учебы слуша­ телей во многом зависит от тщательности подго­ товки пропагандиста. Все это учитывает руководи­ тель школы тов. Моисеев Е. И. Он основательно го­ товится к каждому занятию, подбирает необходим мую литературу в кабинете политпросвещения на общественных началах и составляет развернутый план лекции. . Пропагандист уделяет много внимания связи изучаемого материала с фактами, взятыми из про­ изводственной практики коллектива. Особенно это наглядно проявилось при изучении темы «Социаль­ но-психологические аспекты управления». УЧИТЫВАЯ СПЕЦИФИКУ Как известно, учебный год во всех звеньях пар­ тийного и экономического образования начался с изучения международной деятельности КПСС вЪ осуществлению решений XXIV съезда партии. В широкой пропаганде среди моряков внешнеполити­ ческой деятельности нашей партии и правительства активное участие принимают многие руководящие работники управления, командиры производства, командный состав промысловых кораблей. К ним относятся тт. Бородин Е. А., Головинский В. Ф ., Строевский В. Д., Горбенко Н. П., Макаревич А. В., Венгеров Б. А., Енин М. Ф., Елкин Ж. А., Смир­ нов С. П., Шаповалов И. X., Узинцев В. М, Шепе­ лев А. А ., Ильичев А. В. и другие, В помощь пропагандистам и лекторам кабинет политпросвещения разработал материалы многих» лекций. На большинстве БМРТ по опыту первого помощ­ ника капитана тов. Енина М. Ф . организуются еже­ дневные радиопередачи под названием «Глобус» — по международным и внутренним событиям. Учитывая сложность и специфику работы пропав гандистов и лекторов в отдельных районах промыс­ ла, кабинет политпросвещения ежедекадно состав­ ляет радиобюллетень «Обзор новостей за декаду» и передает по телетайпу в море. * * » Вместе с тем, наряду с положительными приме­ рами, в работе систем партийного просвещения и экономического образования имеются недостатки и упущения. В учебном году на отдельных судах партийные организации и хозяйственные руководи* тели мало уделяли внимания организации учебы. На ВМРТ-377 «И. Чигрян», 440 «Плутоний», 451 «Ла­ зурный», 274 «Туман-2», СРТ-р-718, СРТ-4214, 4288 и других партийная и экономическая учеба проводилась на низком уровне, недостаточно спо> собствовала развитию политической и трудовой’ активности членов экипажей этих судов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz