Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.

НА ЭКВАТОРЕ ГОДА (Окончание. Нач. на 1 стр.) Предстоят сложные условия работы: третий к четвертый кварталы считаются менее производительными ка промысле. По­ этому надо сейчас, пока сохраняется благоприятная обстановка, взвть как можно больше даров у морч. Многое могут сделать для добытчиков предприятия-смежники. От судоремонтников, портовиков зависит, обеспечат ли флота пла­ новое и сверхплановое количество кораблей на лову. Долг помощ­ ников рыбаков во втором полугодки, устранив прежние недостат­ ки в работе, предпринять все, чтобы ни одно судно не простояло в порту лишние сутки. Надо учесть и другое. Во втором полугодии предстоит подгото­ вить суда к плаванию в осенне-зимний период. Эту ответственную кампанию надо начинать уже сейчас, разработав по каждому судну план организационно-технических мероприятий по встрече осенне- зимних непогод. В Заполярье они не заставят себя долго ждать. В августе, как обычно, организует и отправит экспедицию в Цент­ рально-Восточную Атлантику сельдяной флот. В ее составе будет восемь—пятнадцать СРТ-р. Часть из них передислоцируют из райо­ нов Дальнего Запада, часть — по мере поступления из ремонта. Экспедиция — ответственное дело, успех которого зависит и от степени подготовки к нему, и от организации работы в океане. Раньше много претензий у рыбаков было к транспортникам. По­ тери промыслового времени из-за невозможности сдать улов на плавбазы, ограничение при приеме сырья на пищевые цели, отсутст­ вие в ряде случаев необходимого снабжения — все это раньше снижало эффективность работы рыбаков в ЦВА. Прошлые ошибки, недоработки не должны повториться. Надо продумать строгий график обеспечения судов-добытчиков плав­ базами. Коллектив фабрики орудий лова должен в полной мере снабдить промысловиков кошельковыми неводами, запасными че­ стями к ним и другим вооружением. И, конечно, следует вовремя отремонтировать траулеры. Завтра на календаре первый день второго полугодия. От того, как труженики рыбного Мурмана станут работать в третьем, четвертом кварталах, зависит успех всего определяющего года пятилетки. И работать надо с еще большим подъемом, чем в первом полу- 'р&Дии. М ОЛОДЫЕ промысловики, рыбообработчики, портовики и судоремонтники нашего бас­ сейна ударным трудом отмечают День со­ ветской молодежи. Мы взяли для примера тру­ женика моря и портовика. На транспортном рефрижераторе «К. Ольшан­ ский» одной из смен палубной команды руково­ дит старшина комсомолец Анатолий Селезько. Ударник коммунистического труда, член комсо­ мольского бюро судна служит замечательным примером для своих товарищей. Трудолюбивый, жизнерадостный, энергичный молодой моряк пользуется заслуженным уважением всего кол­ лектива. В комсомольско-молодежной бригаде второго район* рыбного порта, которую возглавляет коммунист С. Э. Бабалаев, молодые рабочие не отстают от ветеранов. Бригада работает уже в счет февраля последнего года пятилетки. В этом успехе есть вклад и комсомольца Васи­ лия Кусакина, которого вы видите на снимке внизу. Ф о т о В. Т о п тун о ва и Л- Ц ы га н ко в а . 99 Семнадцать мгновений'*... Вячеслава Тихонова Соыше 200 миллионов телезрителей кашей страны посмотрело S2 серий телевизионного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». Картина широко зышла на зарубежный экран. Она с успехом демонстрируется в социалистических странах. Кор* респондент АПН Всеволод Марьян встретился с исполнителем глав­ ной роли — резидента советской разведки в фашистской Германии Штирлица — известным киноактером Вячеславом Тихоновым и взял у него интервью. — Вячеслав Васильевич, ваше появление в образе Штирлица для многих зрителей явилось неожиданностью. Чем вызвано обращение, в общем-то, к новой Л*дя вас теме! — И з в се го о б и л и я р о л е й , нам , а к т е р а м , п р е д л а га е м ы х , на к о т о ­ ры е мы п р о б у е м с я , и т о г о м а л о ­ го числа и з них , на к о т о р ы е нас у т в е р ж д аю т ( т а к о в ы у ж з а к о н ы ки н е м а то гр аф а ) , в с е -т а ки к а ж д ы й ар ти ст в се гд а м е ч т а е т сы гр а т ь рол ь и м е н н о п а т р и о т и ч е с к о г о , р о ­ м а н т и ч е с к о го плана , к а к , в ча с т - ' .«ости, р о л ь р а з в е д ч и к а . И а к т е ­ ры , к а к п р а в ил о , го т о вы к э т о м у . За 25 ле т м о е й . р а б о ты в к и н о б ы л о н е с к о л ь к о п о п ы т о к п о д о й т и к этой тем е . П о м н и т с я , н а п р и м е р , такая м а л е н ь к а я п о п ы т к а в к а р т и ­ н е «Ж аж д а» , гд е я и гр а л флот­ ского р а з в е д ч и к а . По б о л ьш о м у ж е с ч е т у с о зд а т ь о б р а з г е р о я э той п р оф е с с и и не д о л о д и л о с ь . П е р в а я в о з м о ж н о с т ь ® ^1 н и кл а лиш ь за два го д а д о на - мала с ъ е м о к «С е м н а д ц а т и м г н о ­ ве н ий весны » . А п р е д ы с т о р и я ее такова . Н е с к о л ь к о ле т н а з а д я ж и л п о со сед с тв у с о д н и м ч е л о в е к о м . Мы д р у ж и л и с е м ь я м и . Ч е р е з н е ­ к о т о р о е в р е м я м н е с та л о и з в е с т ­ н о , что это . не о б ы ч н ы й ч е л о в е к , j к р у п н ы й с о в е т с к и й р а з в е д ч и к , недавно в е р н у вш и й с я и з о д н о й сапи талистической с тр а ны . Там он выполнял с л о ж н е й ш и е з а д а н и я п о о а зо б л а ч е н ию п о д р ы в н ы х д е й с т ­ вий и м п е р и а л и с т и ч е с к и х к р у г о в , о п р а в л е н н ы х п р о т и в л а г е р я с о ­ циализма , бы л р а с к р ы т и о с у ж - цбн на 30 лет. О б о с т р е н н о е в н и м а н и е к р а з ­ ве д ч и ку , н а с т о ящ е м у р а з в е д ч и к у , € к о т о р ы м м о ж н о п о г о в о р и т ь , к о ­ т о р о м у м о ж н о зад а ть в о п р о сы , •росто , п о -ч е л о в е ч е с к и , п о н я т н о каж д ом у , а ту т п л ю с ещ е и а к т е р ­ ский и н те р е с к н е м у к а к к явле ­ нию , с п о с о б н о м у пи та ть т в о р ч е ­ ство . Часто ли д о в о д и т с я в с т р е ­ чаться с п о д о б н ы м и лю д ьм и ? ! И но т с уд ьб а с т о л к н у л а м е н я с н им . Да, м ы д р у ж и л и , н о п е р е й т и к ^опросам , п е р е й т и к п р я м о м у р а з г о в о р у на э т у т е м у м н е ч т о -т о м еш а л о , К а з а л о с ь , я в т о р г н у с ь в ч а к у ю - т о об ла с ть , в к о т о р у ю в то р га ть ся н е с л е д у е т . О с та в а ­ лось т е р п е л и в о ж д а т ь , к о г д а о н сам с о ч те т н у ж н ы м ч т о -л и б о р а с ­ с ка за ть . О с та вал о сь п р о с т о е о б ­ щ е н и е с э тим ч е л о в е к о м , н а б л ю ­ д е н и е за н и м : ч то это т а к о е — с о в е т с к и й р а з в е д ч и к ,, п р о ж и в ш и й д о л ги е го д ы , д е ся ти л е ти я за р у б е ­ ж о м и бы вш и й н аш им р е з и д е н ­ том? П о в т о р я ю , с т а к о й л и ч ­ н о с т ью я с т о л к н у л с я в п е р вы е , и м н е хо те л о с ь хо тя бы д о л ьш е п о ­ бы ть с н им , у зн а т ь , ч ем он ж и ­ вет, ч ем и н т е р е с у е т с я , ч то лю б и т , ч то о н за ч е л о в е к в о о бщ е . И во т , в и д и м о , эта м о я п о д ­ с о зн а те л ь н а я р а б о та в т а к о м п л а ­ не и п р и н е с л а п л о ды в д а л ь н е й ­ ш ем (т о гд а ещ е о б о б р а з е Ш т и р ­ л и ц а не б ы л о и р е ч и ) . — Ваше общение со своим бу­ дущим героем было, несмотря на проявленную деликатность, все же достаточно тесным. От­ крыли ли вы в нем что-то для се­ бя как актера! Что показалось вам самым важным и в то же время типическим в его характе­ ре! — Что я о т к р ы л с е б е в нем? Что э то ч е л о в е к о б ы к н о в е н н ы й . А б с о л ю т н о о б ы к н о в е н н ы й ч е л о ­ ве к . В с тре ти вш и сь с н им на у л и ­ це , вы н и к о г д а не п о д у м а л и бы — во т и д е т р а з в е д ч и к . Е с тествен ­ н о , если б вы та к п о д ум а л и , он бы л бы п л о х и м р а з в е д ч и к о м , а э то бы л в $ л и к о л е п н ы й р а з в е д ч и к . Н о в т о ж е в р е м я о н был ... с о ­ в е р ш е н н о н е о б ы к н о в е н н ы м . За н е д о л г о е в р е м я з н а к о м с т в а с н и м ( к с о ж а л е н и ю , он о ч е н ь с к о ­ р о у м е р ) , я п о н я л , ч то он у н и к а ­ лен п о с в о е м у в н у т р е н н е м у о б а я ­ н ию , в н у т р е н н е м у , д у х о в н о м у та­ л а н ту ч то ли. О н зн а л н е с к о л ь к о я зы к о в . Ж и в я на ч у ж б и н е , им е я с л о ж н ы е и т я ж е л ы е за б о ты , он п р о д о л ж а л и з у ч а т ь я зы ки д р у г и х с тр а н . Е го р а с с ка зы о с е б е р а с ­ к ры в а л и м н е в н ем п р е ж д е в с е го не п р оф е с с и о н а л ь н о г о р а з в е д ч и ­ ка , а ч е л о в е ка , к о т о р ы й б е с к о ­ н е ч н о с о с к у ч и л с я п о д о м у , п о ж е н е , о ч е н ь х о ч е т им е ть р е б е н ­ ка и и м е н н о — сы на . Д л я м е н я , к а к д л я м у ж ч и н ы , это б ы л о п о ­ н я т н о о ч е н ь . На о с н о в е е г о р а с с к а з о в бы л с о зд а н с ц е н а р и й . Речь и д е т о к а р ­ ти н е «М е р т в ы й с е з о н » . И, е с те с т ­ в е н н о , р а з м ы д р у ж и л и , о н и е г о с у п р у г у го в о р и л и м н е : «Слава , ты б у д е ш ь и гр а т ь г л а в н у ю р о л ь — e-ог э т о го Л а д е й н и к о в а . М ы н и ­ к о г о б о л ьш е не ви д им » , Я о тве ­ чал и м : «Н о я ж е не п о х о ж на н е ­ го . Речь и д е г вед ь о р е а л ь н о м ч е л о в е ке , и ж е л а т е л ь н о вн еш н е е с хо д с тво » . — «Нет, это не о б я з а ­ тел ьно , т о л ь к о ты , т о л ь к о ты - .» С ц е н а р и й уш ел в Л е н и н гр а д . М е н я вы звал и туд а на п р о б у . Н о р о л ь Л а д е й н и к о в а сы гр а л не я. Ее и гр а л Д о н а т а с Б анионис . На м о й в з гл яд , п р е к р а с н о . К а р ти н а п о л у ­ чилась и н т е р е с н о й и не п о х о ж е й на п р е д ы д ущ и е ф и л ьм ы о р а з ­ ве д ч и ка х . И м е н н о в т о м плане , в к а к о м я сам се б е нам ечал . То есть по линии чисто ч е л о в е ч е ­ с ко й . Ж и з н ь п ош л а д ал ьш е . П о ка не встал в о п р о с о съ ем ка х для те л е ­ ви д е н и я «С ем н а д ц а ти м г н о в е н и й весны » , я сн им а л ся в д р у ги х ф ильм а х . М о е г о д р у г а -р а з в е д ч и - ка не стало . И к о г д а на м з н я на ­ валился г р у з д ве н а д ц а ти с е р и й ка р т и ны , я о с о б е н н о о с т р о о щ у ­ тил е г о п о т е р ю . П о т е р ю ч е л о в е ­ ка , к о т о р о м у я бы у ж е им е л п р а ­ во задава ть к о н к р е т н ы е в о п р о сы . Н е п р о с т о и з лю б о з н а т е л ь н о с т и . Э то бы л бы п р оф е с с и о н а л ь ны й р а з г о в о р , к а с а ю щ и й с я н е п о с р е д ­ с тв е н н о р а б о ты н а д о б р а з о м . Н о е го не бы л о , и оставало сь о б х о ­ д и ть ся тем , ч то уд а л о сь у зн а ть за к о р о т к о е в р е м я д р у ж б ы с ним . Н у а д а л ьш е — р а б о та к а к р а ­ бо та , к а к и в л ю б о й к а р т и н е . Ес­ ли т о л ь к о не п р и н и м а т ь во вн и ­ м ание , ч то ф и л ьм этот т е л е в и з и ­ о н ны й , ч то п р и х о д и л о с ь сним а ть о ч е н ь б о л ьш и е к у с к и , с о г р о м ­ ны м к о л и ч е с т в о м те кс та , с м о н о ­ л о га м и . Вот, к п р и м е р у , сцена М ю л л е р а (а р ти с т Л е о н и д Б р о н е ­ в о й ) и Ш т и р л и ц а . О н а бы ла вы ­ у ч е на н ам и вся д о к о н ц а . И к о г ­ да р е ж и с с е р Татьяна Л и о з н о в а п о с м о т р е л а ее , она р еш и л а : «Бу­ д е м сн им а ть о д н и м к у с к о м . Э то и н т е р е с н о » . Н о о п е р а т о р П е т р К а ­ таев в с к о р е р а с т е р я н н о р а з в е л р у к а м и : «V м е н я в ка с се те 300 м е т р о в , а о н и и г р а ю т на все 500». П р иш л о с ь р е за т ь . То есть я х о ч у с ка за ть , ч то м ы в п е р вы е с т о л к н у л и с ь с т а к и м и м а сш т а б ны ­ м и с ц е н а м и . — Познав дружбу с прообра­ зом героя и испытав в каком-то мере на себе перипетии вопло­ щения его личности в кинемато­ графе, наметили вы себе опре­ деленную линию, свою концеп­ цию будущей роли! В какой мере помог вам собственный творче­ ский опыт! — П о к а к о й л и н ии я, вм е с те с р е ж и с с е р о м , н ам е ти л идти? Эта л и н ия г д е - т о у га ды в а л а с ь в о м н е , к о г д а я с м о т р е л д р у г и е к а р т и н ы о р а з в е д ч и к а х . П о ч ти в с е гд а во м н е о с та вал о сь о щ ущ е н и е н е д о ­ с ка з а н н о с т и , ч то ли . И не т о л ь к о о том , к а к он в ою е т , н а с к о л ь к о ум е н , удачли в . Н е это в о с н о в н о м и н т е р е с о в а л о м е н я , а то , ч то у н е го там в д уш е . Ч ем ж иве т? Что д е л а е т в м и н у ты , к о г д а о с тае тся н а е д и н е с собой? Вот э т о го я и не н а х о д и л в к и н о д р а м а т у р г и и р а н ьш е . Ч то -то п о д о б н о е п о я в и ­ лось у ж е в «М е р т в о м с е зо н е » . П о т а к о й и м е н н о линии , но ещ е г л у б ж е , м ы р еш и л и п о й ти в « С е м ­ надца ти м гн о в е н и я х ...» . Н о м а те ­ риала для э т о го , к с о ж а л е н и ю , в р о м а н е Ю л и а н а С е м е н о в а о к а ­ за л о с ь н е д о с т а т о ч н о . В н е м в с е - т а ки ж е л е з н ы й , с и л ь н о з а к р у ч е н ­ н о м сю ж е т , и вы тя н у ть и з н е г о ч и с т о ч е л о в е ч е с к и е м о ти вы о к а ­ за л о с ь д е л о м н е л е г к и м . Т о гд а р е ­ ж и с с е р Л и о з н о в а п ош л а по с м е ­ л о м у , на м о й в з гл яд , п у ти . О н а п р и д у м а л а н е с к о л ь к о п е р с о н а ­ ж е й , о т с у т с т в ую щ и х в р о м а н е . В з а и м о о т н ош е н и я ге р о е в , к о т о ­ р ы е в к а р т и н е я вл яю тся к а к б у д ­ то вне и гр ы . О н и д е й с т в и те л ь н о вн е и гры с л о ж н о г о к л у б к а р а з в о ­ р а ч и в аю щ и х с я в ф и л ьм е с о бы ти й . Н о их п р и с у т с т в и е о к а з а л о с ь не ­ о б х о д и м ы м , ч то бы сдела ть п о о б р а з у Ш т и р л и ц а н е с к о л ь к о м а ­ з о ч к о в ч и с т о ч е л о в е ч е с к и х . — А воспоминания, рассказы того человека! Разве они не по­ могли вам в поисках этих... мазоч­ ков! Может быть, что-либо конк­ ретное, взятое из бесед с ним, использовано в фильме! — О д и н и з е г о р а с с к а з о в , к о т о ­ ры й в с в о е в р е м я о ч е н ь м е н я в зв о л н о в а л , я п е р е д а л Л и о з н о в о й . Ее он т о ж е р а с т р о га л , и м ы р е ­ ш или е г о и с п о л ь з о в а т ь . Речь ид е т о с ц е н е с ж е н о й . В д е й с тв и те л ь ­ н о с ти это б ы л о н е с к о л ь к о иначе . В с треча т о гд а со с то я л а с ь в н е й т ­ р а л ь н о й с тр а н е . К о г д а м о й д р у г р а с с ка зы в а л о б этом , на гла за х у н е г о бы л и сл е зы . О н к а к бы за ­ н о в о п е р е ж и в а л те м и н у ты и б у ­ д у ч и , б е з у с л о в н о , м у ж е с т в е н н е й ­ ш и м ч е л о в е к о м , пл а ка л . М ы р еш и л и сня ть это т э п и з о д , н о сдела ть та к , ч то бы их в с тр е ча п р о и с х о д и л а н е н а е д и н е , а на гл а за х у лю д е й . О н и не т о л ь к о не м о г у т у лы б н у т ь с я , о б н я т ь д р у г д р у га , н о и по д а ть в и д у , ч то з н а ­ к о м ы . На э к р а н е это уси л и в а е т н аш у к о н ц е п ц и ю о б р а з а . — В этой картине вы необычно часто и долго молчите. Даже специалистам трудно вспомнить подобное в практике звукового кино. И в эти минуты начинает «говорить» ваше лицо. На мой взгляд, это тоже «мазочки» и до­ вольно существенные... — М н о г и е т о в а р ищ и го в о р и л и м н е : «С л уш ай , к а к ж е ты с н и ­ м аеш ься? С м о т р и , у теб я зд е с ь м е ш о ч к и н а б е гаю т , у те б я м о р ­ щ и н к и здесь ...» . Я о тве чал им : «А это х о р о ш о . М о л о д ы х лю д е й и гр а т ь я б о л ьш е не с о б и р а ю с ь . П о д р о с л о н о в о е п о к о л е н и е а к т е ­ р о в . М о л о д ы х д о л ж н ы и гра ть м о ­ л о д ы е . Тут не теа тр . В к и н о о б ­ м аны ва ть н е л ь з я ни в чем . Я п е ­ р е х о ж у на сво и р о л и . И то, ч то у м е н я есть «своя б и о гр аф и я в ли ­ це» , к а к п р и н я то у нас го в о р и т ь , это , н а в е р н о е , т о л ь к о п о м о ж е т м н е сы гр а ть их». Все, ч то б ы л о д о сих п о р , н ачиная с «М о л о д о й гв а р д и и » , все, ч то я вид ел в д е т ­ стве , — все в д р у г сл ил о сь в о е д и ­ н о и п о т р е б о в а л о с ь д л я т о го , ч то ­ бы р а з о б р а т ь с я в р о л и Ш т и р л и ­ ца и сы гр а т ь е го . Работа у нас , п р я м о с к а ж е м , была т р у д н о й . Д л и л а с ь она о к о л о тр е х лет . Н у а сейчас , к о г д а к а р ­ тина д в а ж д ы п о к а з а н а п о тел е в и ­ д е н и ю , и д е т за р у б е ж о м , в т о м чи сл е в с о ц и а л и с т и ч е с к и х странах , ж и з н ь л и ч н о у м е н я , п р и з н а т ь с я , стала не л е гч е . П о т о м у что , в о - п е р вы х , я п о т е р я л с в о е им я *— Вячеслав Ти хо но в . Я те п е р ь у ж е Ш т и р л и ц — н и к у д а н е д е н еш ь с я ... — Были, вероятно, и какие-то «истории» со Штирлицем вне экрана! Может быть, даже забав­ ные!.. — ...И с м еш н ы е в т о м числе . В о т -в а м о д н а и з них . В ш к о л а х п р о в е л и о п р о с : ваш л ю б и м ы й ге ­ р о й и з р о м а н а «Война и м и р » . О д н а д е в о ч к а о тве тил а : «Н аташ а Ростова» . — « Х о р о ш о , — с п р о с и ­ ли ее , — н у а п о ч е м у и м е н н о Н а ­ таша?» — «О на н о си л а д л и н ны е к р а с и вы е платья ...» — « А ещ е п о ­ чему?» — «О н а вед ь та нце вал а « с а м и м Ш т и р л и ц е м !» . Види те , д о ­ вел о сь м н е и гр а т ь и А н д р е я Б ол ­ к о н с к о г о , И Ш т и р л и ц а , Вот вам результат? <{ с а м и м Ш т и р л и ц е м ! А во т д р у г о й сл у ч а й . В д е к а б р е в м о е й к в а р т и р е t у т р а стали р а зд а в а т ь с я з в о н к и . М е н я п о ­ зд р а в л я л и . Я н и к ^ к не м о г п о ня ть — с чем? «С п р а з д н и к о м !» —• « К а к о й п р а з д н и к ? О т к у д а г о в о ­ рят?» О т в е ч аю т : «Из К о м и те т а ...» — «Б а тю ш ки , н у б р о с ь т е р а зы ­ гры в а т ь ! У нас к о м и т е т есть к и н е ­ м а т о гр аф и ч е с ки й .,, К а к о й п р а з д ­ ник?» — «Нет , и зв и н и те , Вячеслав Васильевич , вас б е с п о к о я т и з К о ­ м и те та го с у д а р с т в е н н о й б е з о п а с ­ н о с ти . М ы вас п о з д р а в л я е м . С е ­ г о д н я г о д о вщ и н а о б р а з о в а н и я В с е р о с с и й с к о й Ч р е з вы ч а й н о й К о ­ м и с сии » . И в о т весь э то т д е н ь м н е з в о н и л и и з КГБ и п о з д р а в л я л и . А в е ч е р о м я бы л на т о р ж е с т в е н н о м п р и е м е , вы с туп ал там и с ка з а л , ч то м н е на о д н о м г н о в е н ь е , хо тя бы на о д н о м г н о в е н ь е хо че т ся считать их п р а з д н и к с в о и м . И это б ы л о п р а в д о й . В. МАРЬЯН. корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz