Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.
НА ЭКВАТОРЕ ГОДА (Окончание. Нач. на 1 стр.) Предстоят сложные условия работы: третий к четвертый кварталы считаются менее производительными ка промысле. По этому надо сейчас, пока сохраняется благоприятная обстановка, взвть как можно больше даров у морч. Многое могут сделать для добытчиков предприятия-смежники. От судоремонтников, портовиков зависит, обеспечат ли флота пла новое и сверхплановое количество кораблей на лову. Долг помощ ников рыбаков во втором полугодки, устранив прежние недостат ки в работе, предпринять все, чтобы ни одно судно не простояло в порту лишние сутки. Надо учесть и другое. Во втором полугодии предстоит подгото вить суда к плаванию в осенне-зимний период. Эту ответственную кампанию надо начинать уже сейчас, разработав по каждому судну план организационно-технических мероприятий по встрече осенне- зимних непогод. В Заполярье они не заставят себя долго ждать. В августе, как обычно, организует и отправит экспедицию в Цент рально-Восточную Атлантику сельдяной флот. В ее составе будет восемь—пятнадцать СРТ-р. Часть из них передислоцируют из райо нов Дальнего Запада, часть — по мере поступления из ремонта. Экспедиция — ответственное дело, успех которого зависит и от степени подготовки к нему, и от организации работы в океане. Раньше много претензий у рыбаков было к транспортникам. По тери промыслового времени из-за невозможности сдать улов на плавбазы, ограничение при приеме сырья на пищевые цели, отсутст вие в ряде случаев необходимого снабжения — все это раньше снижало эффективность работы рыбаков в ЦВА. Прошлые ошибки, недоработки не должны повториться. Надо продумать строгий график обеспечения судов-добытчиков плав базами. Коллектив фабрики орудий лова должен в полной мере снабдить промысловиков кошельковыми неводами, запасными че стями к ним и другим вооружением. И, конечно, следует вовремя отремонтировать траулеры. Завтра на календаре первый день второго полугодия. От того, как труженики рыбного Мурмана станут работать в третьем, четвертом кварталах, зависит успех всего определяющего года пятилетки. И работать надо с еще большим подъемом, чем в первом полу- 'р&Дии. М ОЛОДЫЕ промысловики, рыбообработчики, портовики и судоремонтники нашего бас сейна ударным трудом отмечают День со ветской молодежи. Мы взяли для примера тру женика моря и портовика. На транспортном рефрижераторе «К. Ольшан ский» одной из смен палубной команды руково дит старшина комсомолец Анатолий Селезько. Ударник коммунистического труда, член комсо мольского бюро судна служит замечательным примером для своих товарищей. Трудолюбивый, жизнерадостный, энергичный молодой моряк пользуется заслуженным уважением всего кол лектива. В комсомольско-молодежной бригаде второго район* рыбного порта, которую возглавляет коммунист С. Э. Бабалаев, молодые рабочие не отстают от ветеранов. Бригада работает уже в счет февраля последнего года пятилетки. В этом успехе есть вклад и комсомольца Васи лия Кусакина, которого вы видите на снимке внизу. Ф о т о В. Т о п тун о ва и Л- Ц ы га н ко в а . 99 Семнадцать мгновений'*... Вячеслава Тихонова Соыше 200 миллионов телезрителей кашей страны посмотрело S2 серий телевизионного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». Картина широко зышла на зарубежный экран. Она с успехом демонстрируется в социалистических странах. Кор* респондент АПН Всеволод Марьян встретился с исполнителем глав ной роли — резидента советской разведки в фашистской Германии Штирлица — известным киноактером Вячеславом Тихоновым и взял у него интервью. — Вячеслав Васильевич, ваше появление в образе Штирлица для многих зрителей явилось неожиданностью. Чем вызвано обращение, в общем-то, к новой Л*дя вас теме! — И з в се го о б и л и я р о л е й , нам , а к т е р а м , п р е д л а га е м ы х , на к о т о ры е мы п р о б у е м с я , и т о г о м а л о го числа и з них , на к о т о р ы е нас у т в е р ж д аю т ( т а к о в ы у ж з а к о н ы ки н е м а то гр аф а ) , в с е -т а ки к а ж д ы й ар ти ст в се гд а м е ч т а е т сы гр а т ь рол ь и м е н н о п а т р и о т и ч е с к о г о , р о м а н т и ч е с к о го плана , к а к , в ча с т - ' .«ости, р о л ь р а з в е д ч и к а . И а к т е ры , к а к п р а в ил о , го т о вы к э т о м у . За 25 ле т м о е й . р а б о ты в к и н о б ы л о н е с к о л ь к о п о п ы т о к п о д о й т и к этой тем е . П о м н и т с я , н а п р и м е р , такая м а л е н ь к а я п о п ы т к а в к а р т и н е «Ж аж д а» , гд е я и гр а л флот ского р а з в е д ч и к а . По б о л ьш о м у ж е с ч е т у с о зд а т ь о б р а з г е р о я э той п р оф е с с и и не д о л о д и л о с ь . П е р в а я в о з м о ж н о с т ь ® ^1 н и кл а лиш ь за два го д а д о на - мала с ъ е м о к «С е м н а д ц а т и м г н о ве н ий весны » . А п р е д ы с т о р и я ее такова . Н е с к о л ь к о ле т н а з а д я ж и л п о со сед с тв у с о д н и м ч е л о в е к о м . Мы д р у ж и л и с е м ь я м и . Ч е р е з н е к о т о р о е в р е м я м н е с та л о и з в е с т н о , что это . не о б ы ч н ы й ч е л о в е к , j к р у п н ы й с о в е т с к и й р а з в е д ч и к , недавно в е р н у вш и й с я и з о д н о й сапи талистической с тр а ны . Там он выполнял с л о ж н е й ш и е з а д а н и я п о о а зо б л а ч е н ию п о д р ы в н ы х д е й с т вий и м п е р и а л и с т и ч е с к и х к р у г о в , о п р а в л е н н ы х п р о т и в л а г е р я с о циализма , бы л р а с к р ы т и о с у ж - цбн на 30 лет. О б о с т р е н н о е в н и м а н и е к р а з ве д ч и ку , н а с т о ящ е м у р а з в е д ч и к у , € к о т о р ы м м о ж н о п о г о в о р и т ь , к о т о р о м у м о ж н о зад а ть в о п р о сы , •росто , п о -ч е л о в е ч е с к и , п о н я т н о каж д ом у , а ту т п л ю с ещ е и а к т е р ский и н те р е с к н е м у к а к к явле нию , с п о с о б н о м у пи та ть т в о р ч е ство . Часто ли д о в о д и т с я в с т р е чаться с п о д о б н ы м и лю д ьм и ? ! И но т с уд ьб а с т о л к н у л а м е н я с н им . Да, м ы д р у ж и л и , н о п е р е й т и к ^опросам , п е р е й т и к п р я м о м у р а з г о в о р у на э т у т е м у м н е ч т о -т о м еш а л о , К а з а л о с ь , я в т о р г н у с ь в ч а к у ю - т о об ла с ть , в к о т о р у ю в то р га ть ся н е с л е д у е т . О с та в а лось т е р п е л и в о ж д а т ь , к о г д а о н сам с о ч те т н у ж н ы м ч т о -л и б о р а с с ка за ть . О с та вал о сь п р о с т о е о б щ е н и е с э тим ч е л о в е к о м , н а б л ю д е н и е за н и м : ч то это т а к о е — с о в е т с к и й р а з в е д ч и к ,, п р о ж и в ш и й д о л ги е го д ы , д е ся ти л е ти я за р у б е ж о м и бы вш и й н аш им р е з и д е н том? П о в т о р я ю , с т а к о й л и ч н о с т ью я с т о л к н у л с я в п е р вы е , и м н е хо те л о с ь хо тя бы д о л ьш е п о бы ть с н им , у зн а т ь , ч ем он ж и вет, ч ем и н т е р е с у е т с я , ч то лю б и т , ч то о н за ч е л о в е к в о о бщ е . И во т , в и д и м о , эта м о я п о д с о зн а те л ь н а я р а б о та в т а к о м п л а не и п р и н е с л а п л о ды в д а л ь н е й ш ем (т о гд а ещ е о б о б р а з е Ш т и р л и ц а не б ы л о и р е ч и ) . — Ваше общение со своим бу дущим героем было, несмотря на проявленную деликатность, все же достаточно тесным. От крыли ли вы в нем что-то для се бя как актера! Что показалось вам самым важным и в то же время типическим в его характе ре! — Что я о т к р ы л с е б е в нем? Что э то ч е л о в е к о б ы к н о в е н н ы й . А б с о л ю т н о о б ы к н о в е н н ы й ч е л о ве к . В с тре ти вш и сь с н им на у л и це , вы н и к о г д а не п о д у м а л и бы — во т и д е т р а з в е д ч и к . Е с тествен н о , если б вы та к п о д ум а л и , он бы л бы п л о х и м р а з в е д ч и к о м , а э то бы л в $ л и к о л е п н ы й р а з в е д ч и к . Н о в т о ж е в р е м я о н был ... с о в е р ш е н н о н е о б ы к н о в е н н ы м . За н е д о л г о е в р е м я з н а к о м с т в а с н и м ( к с о ж а л е н и ю , он о ч е н ь с к о р о у м е р ) , я п о н я л , ч то он у н и к а лен п о с в о е м у в н у т р е н н е м у о б а я н ию , в н у т р е н н е м у , д у х о в н о м у та л а н ту ч то ли. О н зн а л н е с к о л ь к о я зы к о в . Ж и в я на ч у ж б и н е , им е я с л о ж н ы е и т я ж е л ы е за б о ты , он п р о д о л ж а л и з у ч а т ь я зы ки д р у г и х с тр а н . Е го р а с с ка зы о с е б е р а с к ры в а л и м н е в н ем п р е ж д е в с е го не п р оф е с с и о н а л ь н о г о р а з в е д ч и ка , а ч е л о в е ка , к о т о р ы й б е с к о н е ч н о с о с к у ч и л с я п о д о м у , п о ж е н е , о ч е н ь х о ч е т им е ть р е б е н ка и и м е н н о — сы на . Д л я м е н я , к а к д л я м у ж ч и н ы , это б ы л о п о н я т н о о ч е н ь . На о с н о в е е г о р а с с к а з о в бы л с о зд а н с ц е н а р и й . Речь и д е т о к а р ти н е «М е р т в ы й с е з о н » . И, е с те с т в е н н о , р а з м ы д р у ж и л и , о н и е г о с у п р у г у го в о р и л и м н е : «Слава , ты б у д е ш ь и гр а т ь г л а в н у ю р о л ь — e-ог э т о го Л а д е й н и к о в а . М ы н и к о г о б о л ьш е не ви д им » , Я о тве чал и м : «Н о я ж е не п о х о ж на н е го . Речь и д е г вед ь о р е а л ь н о м ч е л о в е ке , и ж е л а т е л ь н о вн еш н е е с хо д с тво » . — «Нет, это не о б я з а тел ьно , т о л ь к о ты , т о л ь к о ты - .» С ц е н а р и й уш ел в Л е н и н гр а д . М е н я вы звал и туд а на п р о б у . Н о р о л ь Л а д е й н и к о в а сы гр а л не я. Ее и гр а л Д о н а т а с Б анионис . На м о й в з гл яд , п р е к р а с н о . К а р ти н а п о л у чилась и н т е р е с н о й и не п о х о ж е й на п р е д ы д ущ и е ф и л ьм ы о р а з ве д ч и ка х . И м е н н о в т о м плане , в к а к о м я сам се б е нам ечал . То есть по линии чисто ч е л о в е ч е с ко й . Ж и з н ь п ош л а д ал ьш е . П о ка не встал в о п р о с о съ ем ка х для те л е ви д е н и я «С ем н а д ц а ти м г н о в е н и й весны » , я сн им а л ся в д р у ги х ф ильм а х . М о е г о д р у г а -р а з в е д ч и - ка не стало . И к о г д а на м з н я на валился г р у з д ве н а д ц а ти с е р и й ка р т и ны , я о с о б е н н о о с т р о о щ у тил е г о п о т е р ю . П о т е р ю ч е л о в е ка , к о т о р о м у я бы у ж е им е л п р а во задава ть к о н к р е т н ы е в о п р о сы . Н е п р о с т о и з лю б о з н а т е л ь н о с т и . Э то бы л бы п р оф е с с и о н а л ь ны й р а з г о в о р , к а с а ю щ и й с я н е п о с р е д с тв е н н о р а б о ты н а д о б р а з о м . Н о е го не бы л о , и оставало сь о б х о д и ть ся тем , ч то уд а л о сь у зн а ть за к о р о т к о е в р е м я д р у ж б ы с ним . Н у а д а л ьш е — р а б о та к а к р а бо та , к а к и в л ю б о й к а р т и н е . Ес ли т о л ь к о не п р и н и м а т ь во вн и м ание , ч то ф и л ьм этот т е л е в и з и о н ны й , ч то п р и х о д и л о с ь сним а ть о ч е н ь б о л ьш и е к у с к и , с о г р о м ны м к о л и ч е с т в о м те кс та , с м о н о л о га м и . Вот, к п р и м е р у , сцена М ю л л е р а (а р ти с т Л е о н и д Б р о н е в о й ) и Ш т и р л и ц а . О н а бы ла вы у ч е на н ам и вся д о к о н ц а . И к о г да р е ж и с с е р Татьяна Л и о з н о в а п о с м о т р е л а ее , она р еш и л а : «Бу д е м сн им а ть о д н и м к у с к о м . Э то и н т е р е с н о » . Н о о п е р а т о р П е т р К а таев в с к о р е р а с т е р я н н о р а з в е л р у к а м и : «V м е н я в ка с се те 300 м е т р о в , а о н и и г р а ю т на все 500». П р иш л о с ь р е за т ь . То есть я х о ч у с ка за ть , ч то м ы в п е р вы е с т о л к н у л и с ь с т а к и м и м а сш т а б ны м и с ц е н а м и . — Познав дружбу с прообра зом героя и испытав в каком-то мере на себе перипетии вопло щения его личности в кинемато графе, наметили вы себе опре деленную линию, свою концеп цию будущей роли! В какой мере помог вам собственный творче ский опыт! — П о к а к о й л и н ии я, вм е с те с р е ж и с с е р о м , н ам е ти л идти? Эта л и н ия г д е - т о у га ды в а л а с ь в о м н е , к о г д а я с м о т р е л д р у г и е к а р т и н ы о р а з в е д ч и к а х . П о ч ти в с е гд а во м н е о с та вал о сь о щ ущ е н и е н е д о с ка з а н н о с т и , ч то ли . И не т о л ь к о о том , к а к он в ою е т , н а с к о л ь к о ум е н , удачли в . Н е это в о с н о в н о м и н т е р е с о в а л о м е н я , а то , ч то у н е го там в д уш е . Ч ем ж иве т? Что д е л а е т в м и н у ты , к о г д а о с тае тся н а е д и н е с собой? Вот э т о го я и не н а х о д и л в к и н о д р а м а т у р г и и р а н ьш е . Ч то -то п о д о б н о е п о я в и лось у ж е в «М е р т в о м с е зо н е » . П о т а к о й и м е н н о линии , но ещ е г л у б ж е , м ы р еш и л и п о й ти в « С е м надца ти м гн о в е н и я х ...» . Н о м а те риала для э т о го , к с о ж а л е н и ю , в р о м а н е Ю л и а н а С е м е н о в а о к а за л о с ь н е д о с т а т о ч н о . В н е м в с е - т а ки ж е л е з н ы й , с и л ь н о з а к р у ч е н н о м сю ж е т , и вы тя н у ть и з н е г о ч и с т о ч е л о в е ч е с к и е м о ти вы о к а за л о с ь д е л о м н е л е г к и м . Т о гд а р е ж и с с е р Л и о з н о в а п ош л а по с м е л о м у , на м о й в з гл яд , п у ти . О н а п р и д у м а л а н е с к о л ь к о п е р с о н а ж е й , о т с у т с т в ую щ и х в р о м а н е . В з а и м о о т н ош е н и я ге р о е в , к о т о р ы е в к а р т и н е я вл яю тся к а к б у д то вне и гр ы . О н и д е й с т в и те л ь н о вн е и гры с л о ж н о г о к л у б к а р а з в о р а ч и в аю щ и х с я в ф и л ьм е с о бы ти й . Н о их п р и с у т с т в и е о к а з а л о с ь не о б х о д и м ы м , ч то бы сдела ть п о о б р а з у Ш т и р л и ц а н е с к о л ь к о м а з о ч к о в ч и с т о ч е л о в е ч е с к и х . — А воспоминания, рассказы того человека! Разве они не по могли вам в поисках этих... мазоч ков! Может быть, что-либо конк ретное, взятое из бесед с ним, использовано в фильме! — О д и н и з е г о р а с с к а з о в , к о т о ры й в с в о е в р е м я о ч е н ь м е н я в зв о л н о в а л , я п е р е д а л Л и о з н о в о й . Ее он т о ж е р а с т р о га л , и м ы р е ш или е г о и с п о л ь з о в а т ь . Речь ид е т о с ц е н е с ж е н о й . В д е й с тв и те л ь н о с ти это б ы л о н е с к о л ь к о иначе . В с треча т о гд а со с то я л а с ь в н е й т р а л ь н о й с тр а н е . К о г д а м о й д р у г р а с с ка зы в а л о б этом , на гла за х у н е г о бы л и сл е зы . О н к а к бы за н о в о п е р е ж и в а л те м и н у ты и б у д у ч и , б е з у с л о в н о , м у ж е с т в е н н е й ш и м ч е л о в е к о м , пл а ка л . М ы р еш и л и сня ть это т э п и з о д , н о сдела ть та к , ч то бы их в с тр е ча п р о и с х о д и л а н е н а е д и н е , а на гл а за х у лю д е й . О н и не т о л ь к о не м о г у т у лы б н у т ь с я , о б н я т ь д р у г д р у га , н о и по д а ть в и д у , ч то з н а к о м ы . На э к р а н е это уси л и в а е т н аш у к о н ц е п ц и ю о б р а з а . — В этой картине вы необычно часто и долго молчите. Даже специалистам трудно вспомнить подобное в практике звукового кино. И в эти минуты начинает «говорить» ваше лицо. На мой взгляд, это тоже «мазочки» и до вольно существенные... — М н о г и е т о в а р ищ и го в о р и л и м н е : «С л уш ай , к а к ж е ты с н и м аеш ься? С м о т р и , у теб я зд е с ь м е ш о ч к и н а б е гаю т , у те б я м о р щ и н к и здесь ...» . Я о тве чал им : «А это х о р о ш о . М о л о д ы х лю д е й и гр а т ь я б о л ьш е не с о б и р а ю с ь . П о д р о с л о н о в о е п о к о л е н и е а к т е р о в . М о л о д ы х д о л ж н ы и гра ть м о л о д ы е . Тут не теа тр . В к и н о о б м аны ва ть н е л ь з я ни в чем . Я п е р е х о ж у на сво и р о л и . И то, ч то у м е н я есть «своя б и о гр аф и я в ли це» , к а к п р и н я то у нас го в о р и т ь , это , н а в е р н о е , т о л ь к о п о м о ж е т м н е сы гр а ть их». Все, ч то б ы л о д о сих п о р , н ачиная с «М о л о д о й гв а р д и и » , все, ч то я вид ел в д е т стве , — все в д р у г сл ил о сь в о е д и н о и п о т р е б о в а л о с ь д л я т о го , ч то бы р а з о б р а т ь с я в р о л и Ш т и р л и ца и сы гр а т ь е го . Работа у нас , п р я м о с к а ж е м , была т р у д н о й . Д л и л а с ь она о к о л о тр е х лет . Н у а сейчас , к о г д а к а р тина д в а ж д ы п о к а з а н а п о тел е в и д е н и ю , и д е т за р у б е ж о м , в т о м чи сл е в с о ц и а л и с т и ч е с к и х странах , ж и з н ь л и ч н о у м е н я , п р и з н а т ь с я , стала не л е гч е . П о т о м у что , в о - п е р вы х , я п о т е р я л с в о е им я *— Вячеслав Ти хо но в . Я те п е р ь у ж е Ш т и р л и ц — н и к у д а н е д е н еш ь с я ... — Были, вероятно, и какие-то «истории» со Штирлицем вне экрана! Может быть, даже забав ные!.. — ...И с м еш н ы е в т о м числе . В о т -в а м о д н а и з них . В ш к о л а х п р о в е л и о п р о с : ваш л ю б и м ы й ге р о й и з р о м а н а «Война и м и р » . О д н а д е в о ч к а о тве тил а : «Н аташ а Ростова» . — « Х о р о ш о , — с п р о с и ли ее , — н у а п о ч е м у и м е н н о Н а таша?» — «О на н о си л а д л и н ны е к р а с и вы е платья ...» — « А ещ е п о чему?» — «О н а вед ь та нце вал а « с а м и м Ш т и р л и ц е м !» . Види те , д о вел о сь м н е и гр а т ь и А н д р е я Б ол к о н с к о г о , И Ш т и р л и ц а , Вот вам результат? <{ с а м и м Ш т и р л и ц е м ! А во т д р у г о й сл у ч а й . В д е к а б р е в м о е й к в а р т и р е t у т р а стали р а зд а в а т ь с я з в о н к и . М е н я п о зд р а в л я л и . Я н и к ^ к не м о г п о ня ть — с чем? «С п р а з д н и к о м !» —• « К а к о й п р а з д н и к ? О т к у д а г о в о рят?» О т в е ч аю т : «Из К о м и те т а ...» — «Б а тю ш ки , н у б р о с ь т е р а зы гры в а т ь ! У нас к о м и т е т есть к и н е м а т о гр аф и ч е с ки й .,, К а к о й п р а з д ник?» — «Нет , и зв и н и те , Вячеслав Васильевич , вас б е с п о к о я т и з К о м и те та го с у д а р с т в е н н о й б е з о п а с н о с ти . М ы вас п о з д р а в л я е м . С е г о д н я г о д о вщ и н а о б р а з о в а н и я В с е р о с с и й с к о й Ч р е з вы ч а й н о й К о м и с сии » . И в о т весь э то т д е н ь м н е з в о н и л и и з КГБ и п о з д р а в л я л и . А в е ч е р о м я бы л на т о р ж е с т в е н н о м п р и е м е , вы с туп ал там и с ка з а л , ч то м н е на о д н о м г н о в е н ь е , хо тя бы на о д н о м г н о в е н ь е хо че т ся считать их п р а з д н и к с в о и м . И это б ы л о п р а в д о й . В. МАРЬЯН. корреспондент АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz