Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.
I П Ы Б НЫ Я МУРМАН» 31 МАЯ широко рассказал об опыте работы машинной команды ПРТ «Буссоль», обеспечившей 17-месячную эксплуатацию судна без чистин главного двигателя. Вместе с тем больших успехов доби лись мастера по добыче, матрось-палубиики, судоводители, освоив разноглубинный лов рыбы. Об их опыте и рассказыва ется в публикуемой статье. в а г о а работы одним работой трала. Для того что бы предотвратить эти аварий ные случаи,- на 1 ПРТ крылья трала стравливали аккуратно, пользуясь следующим приемом. Перед спуском трала оба шкентеля стрел закрепляют на вторую пару строп, не снятых с крыльев при подъеме трала, и начинают стягивать его за борт. После того как трал по виснет на шкентелях, их начи нают потравливать, следя за положением гидроакустическо го прибора и ходом сетей. За тем шкентели отсоединяют в слиповой канавке от второй па ры стропов и закрепляют их за первую пару стропов. Надраив их, отдают глаголь-гаки и ак куратно потравливают шкенте- исключаются ррвки и в резуль тате резкие скачки трала по вертикали, что способствует предотвращению аварийных случаев повреждений трала из- за больших динамических. на грузок. За четыре марки до оконча ния вытравливания ваеров ско рость судна уменьшали до 3 уз лов и заканчивали травление ваеров на убывающей скорости с гашением инерции судна. Следует заметить, * что при травлении ваеров и некоторое время после его окончания прибор контроля не показывает трал и грунт. Это объясняется временным несовпадением ниж ней и верхней подборы трала по вертикали, из-за чего ниж- РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ Э КИПАЖ накопил большой опыт в работе с разноглубин ным тралом. При освоении этого перспективного метода лова было много неполадок. На судах были случаи по садки разноглубинных тралов на грунт, а это приводило к по вреждению трала или даже к потере его. Стоимость одного трала-гиганта достигает 12 тысяч рублей. Потеря, конечно, су щественная. По предложению капитан-директора Ивана Тимофеевича Шанькова были внесены изменения в схему подъема и спуска пелагического трала. Много труда затратил в последнем рейсе капитан, обучая молодых судоводителей и членов производст венной команды методам безаварийной работы с разноглубин н ы м тралом. И его усилия не пропали даром. Экипаж ПРТ «^Буссоль» сумел безаварийно отработать более двух лет одним I и тем же тралом в разноглубинном и донном вариантах. ПОДЪЕМ ТРАЛА лапка ли. У слиповой крнавкн шкен тели отсоединяют, и дальней ший спуск трала производится как обычно. Следует отметить еще одну особенность при работе с разно глубинным тралом. Известно, что при вьшетке кондов крыль ев пелагического трала за борт зачастую грузы-углубители оказываются наброшенными на верхний кабель. На ПРТ «Бус соль» это устранили тем, что перед сходом углубителей на слип шкентели стрел берут за верхние кабели и приподнима ют их над палубой. Таким об разом, грузы-углубители не пу- Длиной таются в кабелях и свободно сходят со слипа. крепится Выборку трала обычно начи- При подъеме трала после то- ' Как правило, спуск трала нали’ ^ , ^ £0, как копцы иРыльев с УГЛУ- производится на самом малом заданного при тралении с тем, бителями будут подтянуты к ХОДу (скорость по лагу 1,5— чтобы избежать посадки трала лебедке, первой парой стропов 2.0 узла). В момент включения на грунт. При этом для сниже- берут крылья трала в районе досок давали малый ход для ния нагрузки на лебедку в на- слиповой канавки и с помощью ТОго чтобы доски взяпи рас- чале выборки ваеров на ее ба- туРачек лебедки и вытяжных Пор.’ При травлении досок обыч- рабанах оставляли столько их, концов подтягивают их к лебед- но вытравливали две марки ва- сколько было необходимо для ке. з десь нХ стопорят глаголь- еров с тем, чтобы трал ушел ™ 'ип^и??.!® гаками, закрепленными на ра- На дистанцию, обеспечивающую характерных для района, в ко* ме. Под крылья трала в районе возможность работы ппиботза тором велся промысел, плюс СЛШЮвой канавки подводят заР работойP?paS один неполный ряд для обеспе- вторую пару стропов и уже не (Ф уюуно . ФНР-2) чения необходимой СВЯЗИ меж* ВЫТЯЖНЫМИ концами, а шкен- г»ята, т „ ш н гмрпрпш <м гплтт ду ваерами и барабанами. Это телямн стрел, пропущенными 0 “ “ ka 5атнботе те позволило уменьшить нагрузку через канифас-блоки, подтяги- Появлялась Запись вепхнеп и на барабаны и обеспечивало вают их к лебедке Лапкой бе* полвлялась запись верхнем и возможность выборки некоторо- рух за первый строп и освобож- нижнеи подборы трала. После го количества ваеров и отрыва дают оГне?о ш кентек с т р е ^ Т0Г0 “ак убегждались’ чт0 трал трала от грунта на 25— 30 мет- правого бортаШЬ'еШкентеСльРей H° P™ ° ’ ров, не снижая скорости суд- стрелы левого борта оставля- по пЯ на, заданной на траление. В ют закрепленным за второй ва® п £ 3аний о ноо^пьной тех случаях, когда переходили Строп. После этого шкентель “ jL " ^поспель?^ полни на другие глубины, количество стрелы правого борта перено- ^ л СЯ м боот тетеп^авноми ваеров изменялось путем уста- Сят в район слиповой канавки. nSSSSSSSS новки или снятия дополнитель- Закрепив его за следующий n S o n S chvck S S S Д чй ных ваеров. Соединяли их с строп, подведенный под трал, позволяло избрать погяпки коренными скобами. поодопжаЮт выбооку тала позволяло изоегать посадки П р и зы в е трала от грунта Как толькоШети трала в райо- 2 ^ p S u » K на 25- 30 метров сбавляли не лебедки ослабнут, отдают ™?чюч£?ьз2атательХ ход и продолжали выборку ва- шкентель стрелы левого борта ш ^м е н и та еров на малом и самом малом 0Т стропа и переносят его к ели- е?ти бы ваепя был5^ытт^р ’ ходу. Параван с приемником и повой канавке - ваера оыли вытравле- кабель выбирались на борт во Дальнейшая выбоюка тоа^а пы 1КШ*0СТЬ?° * и стало очевид- избежание их потери при воз- производится поочередным пе- работойТ?ра?а йе работав^ ^ южном попадании на винт. рехватом обоих шкентелей. В д0СкИ бмни п „ Дальнейший подъем трала процессе подъема трала все т 7^ъ 1 пяти доюводидся как обычно. При стропы за исключением двух подходе траловых досок ско- пар. закрепленных за крылья. С к ом Ж поппрпшн ^ рость судна увеличивалась до с траЛа снимаются. п о с т о я н н о й * поддерживали СПУСК ТРАЛА Среди , промысловиков-судо- водителей бытует мнение, что При спуске трала, особенно травить ваера следует только Подъем сетной части трала при вытРавливании его крыль- па полном ходу, так как якобы на палубу производился с по- ев’ нередки случаи, когда рвут- только в этом случае исключа- тощью шкентелей стрел, про- ся сети из-за задевания их за ется возможность завертов тра- тущеннЫх ' через канйфас-бло- неровности на палубе или при ла. Опыт работы ПРТ «Кус ки, закрепленные на кормовом западании кухтылей в сети, соль» показал, что можно ус- торцё шлюпочной палубы. При Может в сетях запутаться и пешно травить ваера и со ско- подъеме трала вытяжными Датчик прибора контроля за ростыо пять узлов. При этом концами на турачки лебедки о с малого хода. При выборке ка белей скорость регулировали в зависимости от улова и гидро метеорологических условий. няя подбора не попадает в по ле излучения гидроакустическо го прибора, а сигналы, отражен ные от грунта, он может пода вать при расстоянии от грунта пе дальше 200 метров. После того как прибор начи нал показывать трал и грунт, скорость увеличивали и, регу лируя ее, подводили трал на за данное расстояние от грунта. Следует иметь в виду, что трал не сразу реагирует на из менение режима хода и коли чества вытравленных ваеров. Особенно это обстоятельство необходимо учитывать при об ходах подводных препятствий. При достаточном навыке су доводителей вывод трала на за данное расстояние от грунта занимает от 5 до 15 минут. ПОВОРОТЫ С РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ При работе с разноглубин ным тралом крутые повороты судна могут привести к повреж дению сетного полотна боковых пластей трала, так как при рез ком изменении его положения относительно встречного потока происходит перераспределение динамических нагрузок. Особен но опасны резкие повороты при работе с тралом вблизи грунта. Для того чтобы исключить ава рийные ситуации, повороты должны производиться медлен но, примерно на 90 градусов за 30 минут. При этом следует, подворачивая в среднем на 10 градусов, удерживать судно на курсе 3— 5 минут до тех пор, пока ваера не займут по ложение параллельно диамет ральной плоскости -судна. И так последовательно осущест вляется поворот на нужный угол. : „При необходимости произве сти поворот на 180 градусов трал,выбирается до досок. При повороте вправо левая доска остается в воде, а правая выби рается до,подвесдого ролика, и в' таком положении производит ся поворот на 180 градусов. После того как трал занимает, положение параллельно; судна, производится спуск трала. ДУБЛИРОВАНИЕ КАБЕЛЯ у ПАРАВАНА Для того чтобы предотвра тить потери параванов, на ПРТ ■ *<Буссоль» была применена сле дующая схема. Параван букси- обычным способом приходится выполнять до одиннадцати пе рехватов стропа. Значительно легче и удобнее работать шкен телями стрел, которые не вра- цаются и. располагаясь выше < 1 алубы, не цепляются за сети. Кроме того, скорость выборки шкентелей выше скорости вы тяжных концов, в результате чего время на подъем трала сокращается на 10— 15 минут. Суть этого способа заключает^ ся в следующем. На кормовом торце шлюпоч ной палубы симметрично отно сительно диаметральной плос кости судна на расстоянии трех метров один от другого прива риваются два обуха. К ним.кре пятся два канифас-блока, в ко торые закладываются шкенте ли стрел. К кормовому торцу палубы помещений комсостава приваривается обух и к нему СНИМКИ С ПРОМЫСЛА: идет траление. Трал надо починить. Фото В. Щукина. ровался на стальном тросе диа метром 7— 8 мм, а кабелю да вали порядка трех метров сла бины, и он свободно провисал. Таким образом, вся нагрузка при буксировке паравана прихо дилась на буйлинь. Буйлинь и кабель пропускались через от дельные блоки, установленные на «выстреле». Выборка буй- линя и кабеля производилась на отдельные вьюшки. Для то го чтобы избежать скручивания тросика с кабелем в месте со единения с параваном, они со единялись тремя зажимами. Для ^ удобства вытравлива ния буйлиня и кабеля их посто янная длина, вытравливаемая за борт, была обозначена мар ками, которые при выпуске па равана за борт выравнивались с поверхностью воды. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛА 2131 Промысловый район Юго-Во сточной Атлантики характери зуется в основном хорошими грунтами. Поэтому нижнюю подбору вооружали, как обыч но, стальным тросом диамет ром 26,5 мм. Для утяжеления иижней подборы на нее равно мерно подвешивали пять таке лажных цепей в среднем по 40 кг каждая с тем расчетом, чтобы в общей сложности вес нижней подборы составлял 360— 450 кг в зависимости от грунтовых условий и рассредо точения косяков рыбы в слоях воды. Между футропом и грун- тропом устанавливали метро вые поводцы. Длина регулировочного кон ца составляла 3— 5 метров, а поводца для подвеса углубите лей — 1,5—3 метра. На повод- це подвешивали два углубителя весом 450 кг каждый. Поводец с углубителями включался меж ду регулировочным концом и кабелем. Такая схема вооруже ния трала обеспечивала безава рийную работу, так как при включении поводца между регу лировочным концом и грун- тропом по обычной схеме про исходили повреждения сетного полотна крыльев трала. Для снижения аварийности при работе разноглубинным тралом в придонном варианте траления и повышения эффек тивности облова концентраций окуня в слоях воды, близких к грунту, экипаж весьма резуль тативно применял схему, разра ботанную всвое время Мурман ской экспериментальной базой промрыболовства. По этой схе ме траловые доски включаются в нижний кабель, а верхний подключается в ваер на рас стоянии 30 метров от доски. Длина этого кабеля рассчиты вается, исходя из длины тросов от конца трала, до доски, пере ходного конца и длины ваера; к которому подключается верх ний кабёль. : Применение этой ; схемы- в придонном варианте дает увели чение вертикального раскрытия трала и стабильность положе ния нижней подборы в процессе траления! ОЧИСТКА ТРАЛА ОТ МЕДУЗ » : . . ..— .. .• *■ Промысел в районе Юго-Вси сточной Атлантики характерен тем, что в тралах наблюдается большая объячейка медузы. При спуске трала, не очищен ного от медуз, неизбежны поры вы сетей, так как при этом соз дается большое сопротивление. Ранее очистку сетей от медуз производили вытряхиванием их вручную. Процесс этот трудо емкий, занимающий много вре мени. И, кроме того, кисти рук ра ботающих поражаются ядови той смесью. Экипаж для очист ки трала применял простой спо соб. Трал очищается капроно вым стропом, в одном огоне ко торого врощено кольцо. Строп заводится вокруг сетей трала в районе слиповой канавки так, чтобы один его конец был про дет в кольцо. Затем шкентеле^ стрелы берут за этот конец И протаскивают строп от лебё$ ни. Строп, скользя по сетямт очищает их от медуз. И. АХЛЫНОВ, главный кон структор ЦПКТБ главка «Севрыба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz