Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.

I П Ы Б НЫ Я МУРМАН» 31 МАЯ широко рассказал об опыте работы машинной команды ПРТ «Буссоль», обеспечившей 17-месячную эксплуатацию судна без чистин главного двигателя. Вместе с тем больших успехов доби­ лись мастера по добыче, матрось-палубиики, судоводители, освоив разноглубинный лов рыбы. Об их опыте и рассказыва­ ется в публикуемой статье. в а г о а работы одним работой трала. Для того что­ бы предотвратить эти аварий­ ные случаи,- на 1 ПРТ крылья трала стравливали аккуратно, пользуясь следующим приемом. Перед спуском трала оба шкентеля стрел закрепляют на вторую пару строп, не снятых с крыльев при подъеме трала, и начинают стягивать его за борт. После того как трал по­ виснет на шкентелях, их начи­ нают потравливать, следя за положением гидроакустическо­ го прибора и ходом сетей. За­ тем шкентели отсоединяют в слиповой канавке от второй па­ ры стропов и закрепляют их за первую пару стропов. Надраив их, отдают глаголь-гаки и ак­ куратно потравливают шкенте- исключаются ррвки и в резуль­ тате резкие скачки трала по вертикали, что способствует предотвращению аварийных случаев повреждений трала из- за больших динамических. на­ грузок. За четыре марки до оконча­ ния вытравливания ваеров ско­ рость судна уменьшали до 3 уз­ лов и заканчивали травление ваеров на убывающей скорости с гашением инерции судна. Следует заметить, * что при травлении ваеров и некоторое время после его окончания прибор контроля не показывает трал и грунт. Это объясняется временным несовпадением ниж­ ней и верхней подборы трала по вертикали, из-за чего ниж- РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ Э КИПАЖ накопил большой опыт в работе с разноглубин­ ным тралом. При освоении этого перспективного метода лова было много неполадок. На судах были случаи по­ садки разноглубинных тралов на грунт, а это приводило к по­ вреждению трала или даже к потере его. Стоимость одного трала-гиганта достигает 12 тысяч рублей. Потеря, конечно, су­ щественная. По предложению капитан-директора Ивана Тимофеевича Шанькова были внесены изменения в схему подъема и спуска пелагического трала. Много труда затратил в последнем рейсе капитан, обучая молодых судоводителей и членов производст­ венной команды методам безаварийной работы с разноглубин­ н ы м тралом. И его усилия не пропали даром. Экипаж ПРТ «^Буссоль» сумел безаварийно отработать более двух лет одним I и тем же тралом в разноглубинном и донном вариантах. ПОДЪЕМ ТРАЛА лапка ли. У слиповой крнавкн шкен­ тели отсоединяют, и дальней­ ший спуск трала производится как обычно. Следует отметить еще одну особенность при работе с разно­ глубинным тралом. Известно, что при вьшетке кондов крыль­ ев пелагического трала за борт зачастую грузы-углубители оказываются наброшенными на верхний кабель. На ПРТ «Бус­ соль» это устранили тем, что перед сходом углубителей на слип шкентели стрел берут за верхние кабели и приподнима­ ют их над палубой. Таким об­ разом, грузы-углубители не пу- Длиной таются в кабелях и свободно сходят со слипа. крепится Выборку трала обычно начи- При подъеме трала после то- ' Как правило, спуск трала нали’ ^ , ^ £0, как копцы иРыльев с УГЛУ- производится на самом малом заданного при тралении с тем, бителями будут подтянуты к ХОДу (скорость по лагу 1,5— чтобы избежать посадки трала лебедке, первой парой стропов 2.0 узла). В момент включения на грунт. При этом для сниже- берут крылья трала в районе досок давали малый ход для ния нагрузки на лебедку в на- слиповой канавки и с помощью ТОго чтобы доски взяпи рас- чале выборки ваеров на ее ба- туРачек лебедки и вытяжных Пор.’ При травлении досок обыч- рабанах оставляли столько их, концов подтягивают их к лебед- но вытравливали две марки ва- сколько было необходимо для ке. з десь нХ стопорят глаголь- еров с тем, чтобы трал ушел ™ 'ип^и??.!® гаками, закрепленными на ра- На дистанцию, обеспечивающую характерных для района, в ко* ме. Под крылья трала в районе возможность работы ппиботза тором велся промысел, плюс СЛШЮвой канавки подводят заР работойP?paS один неполный ряд для обеспе- вторую пару стропов и уже не (Ф уюуно . ФНР-2) чения необходимой СВЯЗИ меж* ВЫТЯЖНЫМИ концами, а шкен- г»ята, т „ ш н гмрпрпш <м гплтт ду ваерами и барабанами. Это телямн стрел, пропущенными 0 “ “ ka 5атнботе те позволило уменьшить нагрузку через канифас-блоки, подтяги- Появлялась Запись вепхнеп и на барабаны и обеспечивало вают их к лебедке Лапкой бе* полвлялась запись верхнем и возможность выборки некоторо- рух за первый строп и освобож- нижнеи подборы трала. После го количества ваеров и отрыва дают оГне?о ш кентек с т р е ^ Т0Г0 “ак убегждались’ чт0 трал трала от грунта на 25— 30 мет- правого бортаШЬ'еШкентеСльРей H° P™ ° ’ ров, не снижая скорости суд- стрелы левого борта оставля- по пЯ на, заданной на траление. В ют закрепленным за второй ва® п £ 3аний о ноо^пьной тех случаях, когда переходили Строп. После этого шкентель “ jL " ^поспель?^ полни на другие глубины, количество стрелы правого борта перено- ^ л СЯ м боот тетеп^авноми ваеров изменялось путем уста- Сят в район слиповой канавки. nSSSSSSSS новки или снятия дополнитель- Закрепив его за следующий n S o n S chvck S S S Д чй ных ваеров. Соединяли их с строп, подведенный под трал, позволяло избрать погяпки коренными скобами. поодопжаЮт выбооку тала позволяло изоегать посадки П р и зы в е трала от грунта Как толькоШети трала в райо- 2 ^ p S u » K на 25- 30 метров сбавляли не лебедки ослабнут, отдают ™?чюч£?ьз2атательХ ход и продолжали выборку ва- шкентель стрелы левого борта ш ^м е н и та еров на малом и самом малом 0Т стропа и переносят его к ели- е?ти бы ваепя был5^ытт^р ’ ходу. Параван с приемником и повой канавке - ваера оыли вытравле- кабель выбирались на борт во Дальнейшая выбоюка тоа^а пы 1КШ*0СТЬ?° * и стало очевид- избежание их потери при воз- производится поочередным пе- работойТ?ра?а йе работав^ ^ южном попадании на винт. рехватом обоих шкентелей. В д0СкИ бмни п „ Дальнейший подъем трала процессе подъема трала все т 7^ъ 1 пяти доюводидся как обычно. При стропы за исключением двух подходе траловых досок ско- пар. закрепленных за крылья. С к ом Ж поппрпшн ^ рость судна увеличивалась до с траЛа снимаются. п о с т о я н н о й * поддерживали СПУСК ТРАЛА Среди , промысловиков-судо- водителей бытует мнение, что При спуске трала, особенно травить ваера следует только Подъем сетной части трала при вытРавливании его крыль- па полном ходу, так как якобы на палубу производился с по- ев’ нередки случаи, когда рвут- только в этом случае исключа- тощью шкентелей стрел, про- ся сети из-за задевания их за ется возможность завертов тра- тущеннЫх ' через канйфас-бло- неровности на палубе или при ла. Опыт работы ПРТ «Кус­ ки, закрепленные на кормовом западании кухтылей в сети, соль» показал, что можно ус- торцё шлюпочной палубы. При Может в сетях запутаться и пешно травить ваера и со ско- подъеме трала вытяжными Датчик прибора контроля за ростыо пять узлов. При этом концами на турачки лебедки о с малого хода. При выборке ка­ белей скорость регулировали в зависимости от улова и гидро­ метеорологических условий. няя подбора не попадает в по­ ле излучения гидроакустическо­ го прибора, а сигналы, отражен­ ные от грунта, он может пода­ вать при расстоянии от грунта пе дальше 200 метров. После того как прибор начи­ нал показывать трал и грунт, скорость увеличивали и, регу­ лируя ее, подводили трал на за­ данное расстояние от грунта. Следует иметь в виду, что трал не сразу реагирует на из­ менение режима хода и коли­ чества вытравленных ваеров. Особенно это обстоятельство необходимо учитывать при об­ ходах подводных препятствий. При достаточном навыке су­ доводителей вывод трала на за­ данное расстояние от грунта занимает от 5 до 15 минут. ПОВОРОТЫ С РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ При работе с разноглубин­ ным тралом крутые повороты судна могут привести к повреж­ дению сетного полотна боковых пластей трала, так как при рез­ ком изменении его положения относительно встречного потока происходит перераспределение динамических нагрузок. Особен­ но опасны резкие повороты при работе с тралом вблизи грунта. Для того чтобы исключить ава­ рийные ситуации, повороты должны производиться медлен­ но, примерно на 90 градусов за 30 минут. При этом следует, подворачивая в среднем на 10 градусов, удерживать судно на курсе 3— 5 минут до тех пор, пока ваера не займут по­ ложение параллельно диамет­ ральной плоскости -судна. И так последовательно осущест­ вляется поворот на нужный угол. : „При необходимости произве­ сти поворот на 180 градусов трал,выбирается до досок. При повороте вправо левая доска остается в воде, а правая выби­ рается до,подвесдого ролика, и в' таком положении производит­ ся поворот на 180 градусов. После того как трал занимает, положение параллельно; судна, производится спуск трала. ДУБЛИРОВАНИЕ КАБЕЛЯ у ПАРАВАНА Для того чтобы предотвра­ тить потери параванов, на ПРТ ■ *<Буссоль» была применена сле­ дующая схема. Параван букси- обычным способом приходится выполнять до одиннадцати пе­ рехватов стропа. Значительно легче и удобнее работать шкен­ телями стрел, которые не вра- цаются и. располагаясь выше < 1 алубы, не цепляются за сети. Кроме того, скорость выборки шкентелей выше скорости вы­ тяжных концов, в результате чего время на подъем трала сокращается на 10— 15 минут. Суть этого способа заключает^ ся в следующем. На кормовом торце шлюпоч­ ной палубы симметрично отно­ сительно диаметральной плос­ кости судна на расстоянии трех метров один от другого прива­ риваются два обуха. К ним.кре­ пятся два канифас-блока, в ко­ торые закладываются шкенте­ ли стрел. К кормовому торцу палубы помещений комсостава приваривается обух и к нему СНИМКИ С ПРОМЫСЛА: идет траление. Трал надо починить. Фото В. Щукина. ровался на стальном тросе диа­ метром 7— 8 мм, а кабелю да вали порядка трех метров сла­ бины, и он свободно провисал. Таким образом, вся нагрузка при буксировке паравана прихо­ дилась на буйлинь. Буйлинь и кабель пропускались через от­ дельные блоки, установленные на «выстреле». Выборка буй- линя и кабеля производилась на отдельные вьюшки. Для то­ го чтобы избежать скручивания тросика с кабелем в месте со­ единения с параваном, они со­ единялись тремя зажимами. Для ^ удобства вытравлива­ ния буйлиня и кабеля их посто­ янная длина, вытравливаемая за борт, была обозначена мар­ ками, которые при выпуске па­ равана за борт выравнивались с поверхностью воды. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛА 2131 Промысловый район Юго-Во­ сточной Атлантики характери­ зуется в основном хорошими грунтами. Поэтому нижнюю подбору вооружали, как обыч­ но, стальным тросом диамет­ ром 26,5 мм. Для утяжеления иижней подборы на нее равно­ мерно подвешивали пять таке­ лажных цепей в среднем по 40 кг каждая с тем расчетом, чтобы в общей сложности вес нижней подборы составлял 360— 450 кг в зависимости от грунтовых условий и рассредо­ точения косяков рыбы в слоях воды. Между футропом и грун- тропом устанавливали метро­ вые поводцы. Длина регулировочного кон­ ца составляла 3— 5 метров, а поводца для подвеса углубите­ лей — 1,5—3 метра. На повод- це подвешивали два углубителя весом 450 кг каждый. Поводец с углубителями включался меж­ ду регулировочным концом и кабелем. Такая схема вооруже­ ния трала обеспечивала безава­ рийную работу, так как при включении поводца между регу­ лировочным концом и грун- тропом по обычной схеме про­ исходили повреждения сетного полотна крыльев трала. Для снижения аварийности при работе разноглубинным тралом в придонном варианте траления и повышения эффек­ тивности облова концентраций окуня в слоях воды, близких к грунту, экипаж весьма резуль­ тативно применял схему, разра­ ботанную всвое время Мурман­ ской экспериментальной базой промрыболовства. По этой схе­ ме траловые доски включаются в нижний кабель, а верхний подключается в ваер на рас­ стоянии 30 метров от доски. Длина этого кабеля рассчиты­ вается, исходя из длины тросов от конца трала, до доски, пере­ ходного конца и длины ваера; к которому подключается верх­ ний кабёль. : Применение этой ; схемы- в придонном варианте дает увели­ чение вертикального раскрытия трала и стабильность положе­ ния нижней подборы в процессе траления! ОЧИСТКА ТРАЛА ОТ МЕДУЗ » : . . ..— .. .• *■ Промысел в районе Юго-Вси сточной Атлантики характерен тем, что в тралах наблюдается большая объячейка медузы. При спуске трала, не очищен­ ного от медуз, неизбежны поры­ вы сетей, так как при этом соз­ дается большое сопротивление. Ранее очистку сетей от медуз производили вытряхиванием их вручную. Процесс этот трудо­ емкий, занимающий много вре­ мени. И, кроме того, кисти рук ра­ ботающих поражаются ядови­ той смесью. Экипаж для очист­ ки трала применял простой спо­ соб. Трал очищается капроно­ вым стропом, в одном огоне ко­ торого врощено кольцо. Строп заводится вокруг сетей трала в районе слиповой канавки так, чтобы один его конец был про­ дет в кольцо. Затем шкентеле^ стрелы берут за этот конец И протаскивают строп от лебё$ ни. Строп, скользя по сетямт очищает их от медуз. И. АХЛЫНОВ, главный кон­ структор ЦПКТБ главка «Севрыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz