Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.

БМРТ «Кировск», плавбаза «Памяти Кирова», ПРТ «Апатит», транспортный рефрижератор «Хибинекие горы»... Названия этих кораблей флотов нашего рыбопромыслового бассейна хорошо знакомы морякам, труженикам береговых предприятий. Трудя­ щимся городов Кировск и Апатиты они напоминают славные страницы истории создания мощной базы отечественной про* мышленности, производящей ценные удобрения для полей. Коллектив дважды орденоносного комбината «Апатити имени С. М. Кирова успешно несет ударную вахту девятой пятилетки. Об этом и говорится в публикуемом сегодня нами материале, подготовленном для читателей «Рыбного Мурманач журналиста­ ми газеты «Кировский рабочий». Идет хибинский а п а т и т ! п РИ ВЪЕЗДЕ в город Апатиты на бетонном постаменте лежит ог­ ромный серый камень с. зе­ леноватыми прожилками — апатит. Над ним — контуры Кольского полуострова. И с гоп точки карты, где нахо­ дятся Хибины, веером рас­ ходятся лучи стрел, показы­ вающие пути следования апатитового концентрата, выработанного в Заполярье. Но отсюда, от постамен­ та, хорошо видны и сами горы, в недрах которых до­ бывается апатит — этот чу­ десный камень плодородия. У их подножья раскину­ лись корпуса второй обога­ тительной фабрики комбина-, та «Апатит». Издали они ка­ жутся спичечными коробка­ ми. соединенными перехода­ ми. наклонными галереями. А вблизи — поражают гро­ мадностью. Один лишь глав­ ный корпус, в котором раз­ местился мельнично-флота­ ционный цех, растянулся бо­ лее чем на 700 метров. Три­ дцать шаровых мелышц день и ночь перемалывают апатитовую руду — 65 ты­ сяч тонн в сутки, почти 24,5 миллиона тонн за год. Из пее ежегодно вырабатывается свыше 9 миллионов тонн концентрата -- ценного сырья для производства ми­ неральных удобрений. Чтобы перевезти всю эту продук­ цию, требуется не менее 150 тысяч железнодорожных вагонов! •А мощности его продол­ жают расти. Строители и .монтажники ведут сейчас ре­ конструкцию фабрики: уста­ навливают более производи­ тельное технологическое оборудование. Они уже за­ менили одну мельнично­ флотационную секцию- Ша­ ровая мельница, установ’лен- ная на ней, вдвое мощнее прежней. Принципиально от­ личается от старых флотома- шйн и новый флотационный агрегат, заменивший их.- Он способен Взять на себя всю нагрузку мельницы. Новый обогатительный агрегат — дётшце комбината «Апатит». Над его созданием работала большая группа инженеров, возглавляемая директором предприятия доктором тех­ нических наук Героем Со­ циалистического Труда Г. А. ГоловановЫм. Вторую обогатительную фабрику часто посещают де­ легации аналогичных пред­ приятий, — они приезжают сюда за опытом, бывают здесь и зарубежные гости. Все отмечают высокую сте­ пень механизации и автома­ тизации технологического процесса. В огромных цехах фабрики действительно ма­ ло людей. Можно пройти, например, по всему семи­ сотметровому пролету глав­ ного корпуса и не встретить ни одного человека. А обо­ рудование, между тем, ра­ ботает, причём четко и в за­ данном режиме. Следить за процессом, строго выдер­ живать его помогают обога­ тителям умные приборы и автоматические устройства. И все же, конечно, люди, их умение определяют здесь успех дела. На фабрике тру­ бятся замечательные спе­ циалисты. Среди них депу­ тат Верховного Совета СССР Герой Социалистиче­ ского Труда старший флота­ тор М. Я. Стародубцев, стар­ ший классификаторщик Г. Т. Дерышев, фильтровалыцицы М. М. Тычинская, Г. М. Есаулова, старшие флотато­ ры Д. Ф. Гончар и JI. П. Кравченко, помощник фло­ татора И. И. Мартыиенко и многие другие. Приступая к выполнению заданий девятой пятилетки, труженики дважды ордено­ носного комбината «Апатит» имени С. М. Кирова решили выдать в течение пяти лет дополнительно к плану 1 миллион 230 тысяч тонн апатитового концентрата. Это обязательство было одобрено Центральным Ко­ митетом партии. На всех производственных участках предприятия развернулась борьба за достижение наме­ ченной цели. Изыскивались новые пути совершенствова­ ния техники и технологии, повышения эффективности производства. Усилия коллектива при­ несли хорошие результаты. С поставленной задачей труженики комбината спра­ вились досрочно — 12 мая. В этот день они рапортовали о выполнении пятнлетнего обязательства — выдаче сверх плана 1230 тысяч тонн сырья для производства ми­ неральных удобрений. От фабричной погрузоч­ ной площадки один за дру­ гим отходят составы, гружен­ ные хибинским порошком плодородия. Они идут в раз­ личные города страны. И трудно проследить за мар­ шрутами их следования. И уж совсем невозможно представить себе дальней­ ший путь того минерального удобрения, которое получа­ ют химики из апатитового концентрата. Ибо необозри­ мы хлеборобные нивы на­ шей социалистической Ро­ дины. Повышая их урожай­ ность, апатит Заполярья поднимает материальное благосостояние советских людей, верно служит делу строительства коммунизма. I ЕРЕЛЕТ от Мурманска до Минеральных Вод занял меньше времени, чем преодоление 200 километров по Баксанскому ущелью. Шесть часов автобус натужно ползет вверх. И все эти шесть часов вас сопровождают горы Главного Кавказского хребта и монотонный шум бурляще­ го баксана. Шоссе пежит водоразделом между северным и южиь»м склонами. С одной стороны — перед вами сплошь сосны и снег. Но стоит об­ ратить взор на южный склон — огромный зеле­ ный ковер лбжится к подножию дороги. Стада овец вытоптали в этом ковре бесконечные сер­ пантины тропинок, отчего склон кажется стрижен­ ным «лесенкой». У подножия Приэльбрусья раскинулась турба­ за Министерства обороны СССР «Терскол» Она лежит в долине, которая давно стала «Меккой» отечественного альпинизма и горнолыжного спор­ та, Но не только живописный пейзаж, чистый, как слеза, воздух и головокружительные склоны Че- гета определили прописку нашей турбазы. При- эльбрусье знает не только романтику и безмя­ тежные туристские песни. Тут помнят иное... «Помнишь, товарищ, белые снега, Лес Баксана, блиндажи врага...» 1942 год. Дивизии горнострелкового корпуса брошены на Северный Кавказ. В корпус входила и первая альпийская дивизия «Эдельвейс». Имея опыт боев в горах Югославии, Греции, Норвегии, хорошо оснащенные альпинистским снаряжени­ ем, фашисты двинулись к перевалам Главного Кавказского хребта. Вражеские альпинисты взо­ шли на Эльбрус, поставили свои штандарты, сим­ волизируя покорение Кавказа. Обстановка в Баксанском ущелье была слож­ ной: враг словно закупорил его. И вот тогда ме­ стные жители поселка Турныауз совершили беспримерный ц истории подвиг. Не желая оста­ ваться на захваченной врагом территории, взо­ рвав шахты, 1500 горцев ушли в Закавказье через перевал Бечо. Они уносили с собой в платках, карманах, в заплечных мешках одежду, продо­ вольствие и самое дорогое — горсть родной земли. Захватчиков били с первого дня их прихода. Первыми нанесли удар по егерям курсанты Ба­ кинского пехотного училища, а также погранич­ ники и конники лейтенанта Максимова, бойцы дивизии генерала Ф. Захарова. От разрывов сна­ рядов содрогались горы, дымом сожженных аулов затянуло перевалы Приэльбрусья. Бои шли на опорных пунктах «Старый», «Новый кругозор», «Приют одиннадцати», куда нынче беспечно ухо­ дят туристы. В феврале 1943 года двадцать бой- цов-альпинистоз поднялись на Эльбрус, сорвали фашистские штандарты и водрузили советский флаг... И если вы сегодня окажетесь в долине Азау, на пути к «Кругозору» или «Приюту одинна­ дцати». зайдите в музей обороны Кавказа, и вам станут намного дороже неповторимая экзотика и мудрое молчание гор.. ОРЫ, впрочем, не такие уж безмолвные, как х может показаться. «Разговор» их жесток и опасен. Лавина, которая сошла в долину в начале этого года, оставила в память о себе сре­ занные, словно бритвой, сосны, вырванные желе­ зобетонные опоры и занос на дороге высотой в восемь метров. Спасатели работали много дней, прокладывая путь для автотранспорта. Но такие лавины сходят редко. Специальная служба сле­ дит за состоянием склонов. Турбаза «Терскол» необычна не своими совре­ менными корпусами и сервисом. Это центр гор­ нолыжного туризма. Вы хотите испытать себя, спустившись с высоты 3200 метров? С ноября по апрель к вашим услугам склоны Чегета. Летом для энтузиастов слалома — склоны Эльбруса. И всюду — канатные дороги. Но особенно хорош Терскол весной. Утром, ко­ гда горы окутывает туман, по морщинам скал на­ чинают стекать светлые капли. Туман — это сле­ зы гор. Но вот солнце брызнуло из-за Донгуз- Оруна, и высохли слезы. Кедровка свиристит под 4 I I I I I I I п т у , I Г I ГДЕ Б^1ЛИ 9 ЧТО ВИДЕЛИ • касаясь солнца 3 окном, а из репродуктора ни свет ни заря разда­ ется команда: «Подъем»... НАКОМСТВО с горнолыжной техникой начи­ нается с того, что две трети прибывших по­ падают в разряд «чайников». Так называют здесь новичков горнолыжного туризма. Это ста­ новится понятным, как только сделаны первые шаги на лыжах. Нет, не на тех, на которых вы хо­ дите по равнине, — на слаломных. И как бы вы хорошо ни стояли на обычных лыжах, на этих вы, действительно, чувствуете себя неуклюжим, бес­ помощным «чайником». Но проходят два-три за­ нятия, 'и, если вы их выдержите и не сбежите в «горнопляжники», вас уже тянет подняться на Че­ гет. Подняться на Чегет просто — канатной доро­ гой. Спуститься сложней — на лыжах. Гарантия успешного дебюта — дисциплина. Об этом по­ стоянно напоминают инструкторы. Горы безжа­ лостны к тем, кто пренебрегает правилами пове­ дения. Беспечность оборачивается травмами, и весь отдых — насмарку. Две недели на склонах Чегета — как один день. За это время вы успеете обгореть под безжалост­ ным солнцем, узнаете всех знаменитостей горно­ лыжного спорта. Вы услышите о том, как не­ сколько лет назад кто-то взобрался на Эльбрус верхом на мотоцикле; вам назовут фамилии тех, кто с вершины этой воспетой поэтами горы спу­ стился в долину Азау на лыжах. Но если вам по- везет, то о подобных чудесах вы не толькочЛ^- лышите. Вы их увидите. ...Все было как в сказке. Со стороны Чегета появился красочный змей. Под ним висел чело­ век. Он развернул аппарат над кафе «Ай» и по­ летел к скалам Донгуз-Оруна. У всех одна мысль: «Куда сядет? Вдруг на верхушки сосен?» Но все обошлось благополучно. Человек приземлился у подножия горы. Это был, как мы потом узнали, первый в стране летающий горнолыжник, созда­ тель и испытатель дельтоплана, мастер спорта, кандидат наук Михаил Гохберг. На этот раз он испытывал свою новую модель, которая позволи­ ла ему подняться на высоту почти 150 метров и набрать скорость около 60 километров в час. ^ЕРСКОЛ не только лыжи. Круглый год дей- т ствуют маршруты в Чегетское; ущелье, а долину Нарзанов, вдоль реки Баксан. Но, по­ жалуй, одним из интереснейших путешествий яв­ ляется переход через гТёревал Донгуз-Орунбаши. Поднявшись в креслах на Чегет, а далее по его юго-западному склону, туристы выходят к горно­ му озеру Донгуз-Орункель. Пройдя «Северный приют», туристы идут по леднику. Высота пере­ вальной точки 3203 метра над уровнем моря. От­ сюда видны вершины Главного Кавказского и Сванского хребтов. Через перевал Донгуз-Орун лежит кратчайший путь на Черноморское побережье. Переночевав в селе Накра, туристы на машине едут в Зугдиди. И в тот же день рейсовый автобус прибывает в Сухуми. Терскол позади, перед вами Черное мо­ ре. Отдых продолжается. И все-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «А жизнь еще прекрасна потому, — говорил Пржевальский, — что можно путеше­ ствовать». Ничто не заменит рассветы в горах, чувства победы над собственной слабостью, ощу­ щения своей близости к солнцу, которого слов­ но коснулся рукой./ С. СОКОЛОВ. НА ПЕРЕДОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ МОСКВА. Одним из первых в столице коллектив головного пред­ приятия Всесоюзного объединения «Союзкомплектмебель» досроч­ но и с высокими технико-экономическими показателями завершил программу четырех месяцев. План 6 месяцев по реализации товар­ ной продукции намечено закончить 25 июня и дать сверх плана про­ дукции на 180 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: образцы мебели, выпускаемые предприятием. Кухонный гарнитур «Анна». Фото В, Кузьмина, (Фотохроника TACCJ. 9 е р е п а х а - г н г а ж т ДАКАР. Сенегальские рыба­ ки недавно поймали у берегов Зеленого Мыса гигантскую че­ репаху. Ее длина — 2 метра, ширина — 1 метр 40 сантимет­ ров, вес — 300 килограммов. Даже старики не помнят, что- бы в этих местах когда-либо ловили столь крупную чере­ паху. ' С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД. РТ-188 «Лавна», БМРТ-422 «Н. Кононов», СРГ-4182. ЗАВТРА: РТ-270 «Дубоссары», РТ-ЗОЗ «Миллерово», ТХС «Чукотка*, танкера «Фиорд». Зам. редактора П . А. БЫСТРОУМОВ, НАШ АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ: г. Мурманс*-363(Ш. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64. ответственный секретарь — 7J-89. литературные сотрудники — 63-96. Вызов с городских АТС; 7-62-6* Г-70-89, 7-63 96. I «Рыбный Мурман». Индекс SS6S4, Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 4336. ПН-00336.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz