Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.
БМРТ «Кировск», плавбаза «Памяти Кирова», ПРТ «Апатит», транспортный рефрижератор «Хибинекие горы»... Названия этих кораблей флотов нашего рыбопромыслового бассейна хорошо знакомы морякам, труженикам береговых предприятий. Трудя щимся городов Кировск и Апатиты они напоминают славные страницы истории создания мощной базы отечественной про* мышленности, производящей ценные удобрения для полей. Коллектив дважды орденоносного комбината «Апатити имени С. М. Кирова успешно несет ударную вахту девятой пятилетки. Об этом и говорится в публикуемом сегодня нами материале, подготовленном для читателей «Рыбного Мурманач журналиста ми газеты «Кировский рабочий». Идет хибинский а п а т и т ! п РИ ВЪЕЗДЕ в город Апатиты на бетонном постаменте лежит ог ромный серый камень с. зе леноватыми прожилками — апатит. Над ним — контуры Кольского полуострова. И с гоп точки карты, где нахо дятся Хибины, веером рас ходятся лучи стрел, показы вающие пути следования апатитового концентрата, выработанного в Заполярье. Но отсюда, от постамен та, хорошо видны и сами горы, в недрах которых до бывается апатит — этот чу десный камень плодородия. У их подножья раскину лись корпуса второй обога тительной фабрики комбина-, та «Апатит». Издали они ка жутся спичечными коробка ми. соединенными перехода ми. наклонными галереями. А вблизи — поражают гро мадностью. Один лишь глав ный корпус, в котором раз местился мельнично-флота ционный цех, растянулся бо лее чем на 700 метров. Три дцать шаровых мелышц день и ночь перемалывают апатитовую руду — 65 ты сяч тонн в сутки, почти 24,5 миллиона тонн за год. Из пее ежегодно вырабатывается свыше 9 миллионов тонн концентрата -- ценного сырья для производства ми неральных удобрений. Чтобы перевезти всю эту продук цию, требуется не менее 150 тысяч железнодорожных вагонов! •А мощности его продол жают расти. Строители и .монтажники ведут сейчас ре конструкцию фабрики: уста навливают более производи тельное технологическое оборудование. Они уже за менили одну мельнично флотационную секцию- Ша ровая мельница, установ’лен- ная на ней, вдвое мощнее прежней. Принципиально от личается от старых флотома- шйн и новый флотационный агрегат, заменивший их.- Он способен Взять на себя всю нагрузку мельницы. Новый обогатительный агрегат — дётшце комбината «Апатит». Над его созданием работала большая группа инженеров, возглавляемая директором предприятия доктором тех нических наук Героем Со циалистического Труда Г. А. ГоловановЫм. Вторую обогатительную фабрику часто посещают де легации аналогичных пред приятий, — они приезжают сюда за опытом, бывают здесь и зарубежные гости. Все отмечают высокую сте пень механизации и автома тизации технологического процесса. В огромных цехах фабрики действительно ма ло людей. Можно пройти, например, по всему семи сотметровому пролету глав ного корпуса и не встретить ни одного человека. А обо рудование, между тем, ра ботает, причём четко и в за данном режиме. Следить за процессом, строго выдер живать его помогают обога тителям умные приборы и автоматические устройства. И все же, конечно, люди, их умение определяют здесь успех дела. На фабрике тру бятся замечательные спе циалисты. Среди них депу тат Верховного Совета СССР Герой Социалистиче ского Труда старший флота тор М. Я. Стародубцев, стар ший классификаторщик Г. Т. Дерышев, фильтровалыцицы М. М. Тычинская, Г. М. Есаулова, старшие флотато ры Д. Ф. Гончар и JI. П. Кравченко, помощник фло татора И. И. Мартыиенко и многие другие. Приступая к выполнению заданий девятой пятилетки, труженики дважды ордено носного комбината «Апатит» имени С. М. Кирова решили выдать в течение пяти лет дополнительно к плану 1 миллион 230 тысяч тонн апатитового концентрата. Это обязательство было одобрено Центральным Ко митетом партии. На всех производственных участках предприятия развернулась борьба за достижение наме ченной цели. Изыскивались новые пути совершенствова ния техники и технологии, повышения эффективности производства. Усилия коллектива при несли хорошие результаты. С поставленной задачей труженики комбината спра вились досрочно — 12 мая. В этот день они рапортовали о выполнении пятнлетнего обязательства — выдаче сверх плана 1230 тысяч тонн сырья для производства ми неральных удобрений. От фабричной погрузоч ной площадки один за дру гим отходят составы, гружен ные хибинским порошком плодородия. Они идут в раз личные города страны. И трудно проследить за мар шрутами их следования. И уж совсем невозможно представить себе дальней ший путь того минерального удобрения, которое получа ют химики из апатитового концентрата. Ибо необозри мы хлеборобные нивы на шей социалистической Ро дины. Повышая их урожай ность, апатит Заполярья поднимает материальное благосостояние советских людей, верно служит делу строительства коммунизма. I ЕРЕЛЕТ от Мурманска до Минеральных Вод занял меньше времени, чем преодоление 200 километров по Баксанскому ущелью. Шесть часов автобус натужно ползет вверх. И все эти шесть часов вас сопровождают горы Главного Кавказского хребта и монотонный шум бурляще го баксана. Шоссе пежит водоразделом между северным и южиь»м склонами. С одной стороны — перед вами сплошь сосны и снег. Но стоит об ратить взор на южный склон — огромный зеле ный ковер лбжится к подножию дороги. Стада овец вытоптали в этом ковре бесконечные сер пантины тропинок, отчего склон кажется стрижен ным «лесенкой». У подножия Приэльбрусья раскинулась турба за Министерства обороны СССР «Терскол» Она лежит в долине, которая давно стала «Меккой» отечественного альпинизма и горнолыжного спор та, Но не только живописный пейзаж, чистый, как слеза, воздух и головокружительные склоны Че- гета определили прописку нашей турбазы. При- эльбрусье знает не только романтику и безмя тежные туристские песни. Тут помнят иное... «Помнишь, товарищ, белые снега, Лес Баксана, блиндажи врага...» 1942 год. Дивизии горнострелкового корпуса брошены на Северный Кавказ. В корпус входила и первая альпийская дивизия «Эдельвейс». Имея опыт боев в горах Югославии, Греции, Норвегии, хорошо оснащенные альпинистским снаряжени ем, фашисты двинулись к перевалам Главного Кавказского хребта. Вражеские альпинисты взо шли на Эльбрус, поставили свои штандарты, сим волизируя покорение Кавказа. Обстановка в Баксанском ущелье была слож ной: враг словно закупорил его. И вот тогда ме стные жители поселка Турныауз совершили беспримерный ц истории подвиг. Не желая оста ваться на захваченной врагом территории, взо рвав шахты, 1500 горцев ушли в Закавказье через перевал Бечо. Они уносили с собой в платках, карманах, в заплечных мешках одежду, продо вольствие и самое дорогое — горсть родной земли. Захватчиков били с первого дня их прихода. Первыми нанесли удар по егерям курсанты Ба кинского пехотного училища, а также погранич ники и конники лейтенанта Максимова, бойцы дивизии генерала Ф. Захарова. От разрывов сна рядов содрогались горы, дымом сожженных аулов затянуло перевалы Приэльбрусья. Бои шли на опорных пунктах «Старый», «Новый кругозор», «Приют одиннадцати», куда нынче беспечно ухо дят туристы. В феврале 1943 года двадцать бой- цов-альпинистоз поднялись на Эльбрус, сорвали фашистские штандарты и водрузили советский флаг... И если вы сегодня окажетесь в долине Азау, на пути к «Кругозору» или «Приюту одинна дцати». зайдите в музей обороны Кавказа, и вам станут намного дороже неповторимая экзотика и мудрое молчание гор.. ОРЫ, впрочем, не такие уж безмолвные, как х может показаться. «Разговор» их жесток и опасен. Лавина, которая сошла в долину в начале этого года, оставила в память о себе сре занные, словно бритвой, сосны, вырванные желе зобетонные опоры и занос на дороге высотой в восемь метров. Спасатели работали много дней, прокладывая путь для автотранспорта. Но такие лавины сходят редко. Специальная служба сле дит за состоянием склонов. Турбаза «Терскол» необычна не своими совре менными корпусами и сервисом. Это центр гор нолыжного туризма. Вы хотите испытать себя, спустившись с высоты 3200 метров? С ноября по апрель к вашим услугам склоны Чегета. Летом для энтузиастов слалома — склоны Эльбруса. И всюду — канатные дороги. Но особенно хорош Терскол весной. Утром, ко гда горы окутывает туман, по морщинам скал на чинают стекать светлые капли. Туман — это сле зы гор. Но вот солнце брызнуло из-за Донгуз- Оруна, и высохли слезы. Кедровка свиристит под 4 I I I I I I I п т у , I Г I ГДЕ Б^1ЛИ 9 ЧТО ВИДЕЛИ • касаясь солнца 3 окном, а из репродуктора ни свет ни заря разда ется команда: «Подъем»... НАКОМСТВО с горнолыжной техникой начи нается с того, что две трети прибывших по падают в разряд «чайников». Так называют здесь новичков горнолыжного туризма. Это ста новится понятным, как только сделаны первые шаги на лыжах. Нет, не на тех, на которых вы хо дите по равнине, — на слаломных. И как бы вы хорошо ни стояли на обычных лыжах, на этих вы, действительно, чувствуете себя неуклюжим, бес помощным «чайником». Но проходят два-три за нятия, 'и, если вы их выдержите и не сбежите в «горнопляжники», вас уже тянет подняться на Че гет. Подняться на Чегет просто — канатной доро гой. Спуститься сложней — на лыжах. Гарантия успешного дебюта — дисциплина. Об этом по стоянно напоминают инструкторы. Горы безжа лостны к тем, кто пренебрегает правилами пове дения. Беспечность оборачивается травмами, и весь отдых — насмарку. Две недели на склонах Чегета — как один день. За это время вы успеете обгореть под безжалост ным солнцем, узнаете всех знаменитостей горно лыжного спорта. Вы услышите о том, как не сколько лет назад кто-то взобрался на Эльбрус верхом на мотоцикле; вам назовут фамилии тех, кто с вершины этой воспетой поэтами горы спу стился в долину Азау на лыжах. Но если вам по- везет, то о подобных чудесах вы не толькочЛ^- лышите. Вы их увидите. ...Все было как в сказке. Со стороны Чегета появился красочный змей. Под ним висел чело век. Он развернул аппарат над кафе «Ай» и по летел к скалам Донгуз-Оруна. У всех одна мысль: «Куда сядет? Вдруг на верхушки сосен?» Но все обошлось благополучно. Человек приземлился у подножия горы. Это был, как мы потом узнали, первый в стране летающий горнолыжник, созда тель и испытатель дельтоплана, мастер спорта, кандидат наук Михаил Гохберг. На этот раз он испытывал свою новую модель, которая позволи ла ему подняться на высоту почти 150 метров и набрать скорость около 60 километров в час. ^ЕРСКОЛ не только лыжи. Круглый год дей- т ствуют маршруты в Чегетское; ущелье, а долину Нарзанов, вдоль реки Баксан. Но, по жалуй, одним из интереснейших путешествий яв ляется переход через гТёревал Донгуз-Орунбаши. Поднявшись в креслах на Чегет, а далее по его юго-западному склону, туристы выходят к горно му озеру Донгуз-Орункель. Пройдя «Северный приют», туристы идут по леднику. Высота пере вальной точки 3203 метра над уровнем моря. От сюда видны вершины Главного Кавказского и Сванского хребтов. Через перевал Донгуз-Орун лежит кратчайший путь на Черноморское побережье. Переночевав в селе Накра, туристы на машине едут в Зугдиди. И в тот же день рейсовый автобус прибывает в Сухуми. Терскол позади, перед вами Черное мо ре. Отдых продолжается. И все-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «А жизнь еще прекрасна потому, — говорил Пржевальский, — что можно путеше ствовать». Ничто не заменит рассветы в горах, чувства победы над собственной слабостью, ощу щения своей близости к солнцу, которого слов но коснулся рукой./ С. СОКОЛОВ. НА ПЕРЕДОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ МОСКВА. Одним из первых в столице коллектив головного пред приятия Всесоюзного объединения «Союзкомплектмебель» досроч но и с высокими технико-экономическими показателями завершил программу четырех месяцев. План 6 месяцев по реализации товар ной продукции намечено закончить 25 июня и дать сверх плана про дукции на 180 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: образцы мебели, выпускаемые предприятием. Кухонный гарнитур «Анна». Фото В, Кузьмина, (Фотохроника TACCJ. 9 е р е п а х а - г н г а ж т ДАКАР. Сенегальские рыба ки недавно поймали у берегов Зеленого Мыса гигантскую че репаху. Ее длина — 2 метра, ширина — 1 метр 40 сантимет ров, вес — 300 килограммов. Даже старики не помнят, что- бы в этих местах когда-либо ловили столь крупную чере паху. ' С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД. РТ-188 «Лавна», БМРТ-422 «Н. Кононов», СРГ-4182. ЗАВТРА: РТ-270 «Дубоссары», РТ-ЗОЗ «Миллерово», ТХС «Чукотка*, танкера «Фиорд». Зам. редактора П . А. БЫСТРОУМОВ, НАШ АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ: г. Мурманс*-363(Ш. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64. ответственный секретарь — 7J-89. литературные сотрудники — 63-96. Вызов с городских АТС; 7-62-6* Г-70-89, 7-63 96. I «Рыбный Мурман». Индекс SS6S4, Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 4336. ПН-00336.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz