Рыбный Мурман. 1974 г. Июнь.

SB Партия видит свою задачу в том, чтобы и впредь наращивать экономический потенциал страны, п о выша т ь эфф е к т и в н о с т ь п р о и з в о д с т в а и к а п и т а л ь н о г о строительства на основе научно-технического прогресса, обеспечивать высокие темпы ____________ « / л ^ л Из Обращения Центрального Комитете Коммунистической партии Советского Союза ко всем роста социалистической UHOyempUU * избирателям, гражданам Союза С бИ тсю п Социалистических Республик. l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l t H l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ПИКИИ ИI l l l l l l l l i l i l l l l l l l l i V l l l l l l i l l l l t l l t l l f 111(1 llllH l» IIIIIIIIIIM IIIIIIIIIltllllM IIIIIH M IIH IIIIIIIH IIIIIIIl!lll|||l!lin illllin i!lll!ill!( IIIIIIIIH llltl!llllll* llH H r tlllllH t» ll* !H « IIIH IIII!ll» tf!ll!llftllllH » IIIM III!M lH H ls !lll!!IIIIM l!llll!!IH I» llllH » IIIIII« llll!lllfl m i г о л о д и Я Е ПОМ НЮ уж, на кйком траулере рассказывали «но ряки мне о своем судо- вйм «Левше» — старшем меха­ нике Анатолии Дмитриевиче Быкодорове. — Золотые руки и «деда». Делает такие микроскопические действующие детали. Тонкая работа, под стать тульскому умельцу. Паровая машина — со спичечный коробок. Со временем забылись и атбт разговор и фамилия механика. А гбд назад, не застав капита- нй РТ-269 «Дагестан.'» Пётра Дмитриевича Яковлева нй бор­ ту, вынужден был ивТи К нему домой. Так складывались об- стоАтчльства: э к и п а ж «Дагеста­ на» лидировал в соревновании, и капитана вызывали в Мини- стерстёо рыбного хозяйства СССР, чтобы он поделился «секретами » успеха. Петр Дмитриевич называл мне своих моряков: такие вот они хорошие, умелые. — А. что там говорить! Смо­ три, — подвел меня капитан к агрегату, поместившемуся бы на ладони. Чиркнул спичку, синеватый язычок пламени спиртовки охватил миниатюр­ ный паровой котел. Еще мину­ та, и агрегат ожил. Это была натуральная паровая -машина. Работающая. - „ — Наш старший механик по­ дарил. Не слышал — Выходо- ров? Так еще раз встретилась фа­ милия Анатолия Дмитриевича. А потом уже познакомился с ним на «Дагестане». Было вто в марте. Траулер стоял на От­ ходе, моряки торопились в Мо­ ре. — Еще недо вы лови т* при* мерно п&тьсот тонн рыбы , и бу­ дет пятилетний план. Жаль, капитальный ремонт предсто­ ит. — И уже явно для похвалы л а и т н и о й команды кй п и гл н добавил: — Хотя судно и пе­ ред ремонтом , а горя с главной машиной не знаем. Тлнет хо­ рошо. » Мне часто доводилось слы ­ шат ъ, да его и естественно, что там , где техника постоянно в одних руках , она не подводит никогда. А Быкодоров на *Да­ гестане» почти десять лет. Хо­ дил на нем, когда на траулере использовали еще уголь е ка­ честве топлива. Не многие спе­ циалисты отличаются таким постоянством, п р и ш е р ж е н - ностью к одному судну. А как для дела это полезно , говорить не приходится . Знаешь в ма­ шинном лозлйсгве каждую гай­ ку , - интуитивно чувствуешь слабое место в механизме и, конечно , вовремя примешь ме­ ры, чтобы этот механизм не пбдёел е ответственную мину­ ту, М в том же машинном хо- зАйстве кое-что по-иному Сде- лйе\иь. Понятно: мне тут рабб- тйть, а для менк вот тйк удоб­ нее. В послужном мОрскдм с п и ­ ске Анатолия Дмитриевича сб- всем мало отметок о пребыва­ нии на разных судах флбта. А флотский стаж его исчисляется вот уже фвумя десятками лет. ПГриехал в Мурманск после окончания Херсонского море­ ходного училища. Да, именно там, в мореходке, проявились бтличные качества мастерово­ го. если так можно сказать. Что-то, конечно, было зало­ жено в нем природой, что-то приобрел раньше, а в училищ­ ном кружке полностью рас­ крыл себя. Они, группа курсАнтов-круж­ ковцев, сейчас еще вспомина­ ют. как кропдтливо трудились над действующей моделыб крейсера сКрасный Крым». Масштаб — один к двумстам. Детали пинцетом надо брать. Рында, например , была со спи­ чечную головку. И ею ведь мОжпо бЫло отбивать склянки. «Красный Крым» стал экспо­ натом Военно-МОрского музёА. А * музее Высшего техниче­ ского училища хичени Баумана выставлен сторожевой корабль, сделанный руками Быкодорова и его товарищей. Их модели (действующие!) есть и. в других местах. А как же все-таки непосред­ ственная работа механика Ана­ толия Дмитриевича Быкодоро­ ва? Было уже сказано, что «Да­ гестану» планировали на Сегод- нА капитальный ремонт. Но его перенесли на осень. После не­ большого междурейсового «ле­ чения* траулер осмотрел инс­ пектор Регистра СССР, нашел годным его к плаванию. Род­ ным нашел и корабельное сердце — главную машину. ьспОмогательные механизмы. И в плавании «дед», присматри­ вая за машинными хозяйством, опять, наверное, примется что- либо мастерить. Золотые руки не могут оставаться без дела. В. С ЕР ГЕЕВ . Гр АБОТ АЕ~П На соискание Государственной премии СССР 1974 года Комитат по Ленинским и Государственным Премиям СССР в области науки и техники при Совете Министров СССР сообщает, что в числе других к участию в конкурсе на соискание Го* сударственных премий СССР 1974 года допущена работа «СОЗДАНИЕ ПЛАВУЧИХ РЫБОКОНСЕРВ- НЫХ ЗАВОДОВ ТИПА «КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ КЛОПОТОВ» ПРОЕКТА 398, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ СЕРИИНОИ ПОСТРОЙКИ И ВНЕДРЕНИЕ В ЭКС» ПЛУАТАЦИЮ»Г представленная Гипрерыбпро- мом, ЦКБ промыслового судостроения и Цент­ ральным правлением НТО пищевой промышлен­ ности* Авторы работы! С. С. ВЕРШИНИН, И. Г. ВИН- НЙЦКИЙ, В. И. ГОРБУНОВ, Е. П. ГРИНКО, м. И. ДРОЗДОВ, С. М. ЗИМАК08 , Л. В. КАРЕЛИНА, Б. А. ПАНФЕРОВ, А. А. ПРОВОРОВ, В. Ф . СТАР- ж и н с к и й , н. а ЦВЕТИКОВ. ватащ ^я :. я a : ■JLVJCsagsasBsaxf.n'ia ’■..двваявазаг, т а м ю т - 1. В ЦПКТБ регулярно (Доводятся занятия школы передового опыте, работают постоянно действующее семинары с судовыми специалистами. Сегодня мы публикуем матерная с одного ив се­ минаров «Особенности эксплуатации судовых силовых установок на БМРТ типа «Алтай». . ■>■■ Ш1»Ч—— «— — и , I, , , , С О В Е Т О Д И Н : к о н т р о л и р о в а т ь з а т я ж к у V jW q Суда е двигателями Д-50 на нашем флоте работают уже пять лет. Однако вопросы: почему ломаются двигатели, почему происходят аварии, как добиться их надежной работы — не сни­ маются с повестки дня. Чаще всего у этих двигателей выходят из строя рамовые под­ шипники из-за наклепа и прово­ рачивания вкладыи?ей. Наклеп опасен тем, что нару­ шает геометрию поверхности разъема крышек и рамы. Из-за невозможности полного устране­ ния этого дефекта даже в усло­ виях СРЗ .двигатель становится «инвалидом» на всю его жиань. Работа по устранению наклепа в заводских условиях связана с подъемом коленчатого вала и сопровождается длительным про­ стоем судне в ремонте. Но пол­ ностью устранить дефект не уда­ ется и в этом случее. Причина появления наклеПа только одна — ослабление за- тяжки шпилек рамовых подшип­ ников. Происходит это от недо­ статочной затяжки, что, в свою очередь, зависит от незнания вбпросое затяжки, от неумения правильно выполнить эту работу. Неумение же вызвано кажущей­ ся простотой, а эта «простота» — результат непонимания, дру­ гого объяснения нет. Я пишу об этом, чтобы за­ острить внимание механиков, так как затяжка различного крепе­ жа на Двигателях является Одной из самых сложных проблем и наиболее ответственной опера­ цией. Проворачивание вкладышей почти всегда сопровождается серьезной аеврией, после кото­ рой двигатель приходится заме­ нять. Проворачивание возникает из- • за постановки на двигатель вкла­ дышей с отрицательным натягом или с очень малым положитель­ ным натягом. В этом случае вкладыш при работе двигателя получает возможность незначи­ тельного первоначального пере­ мещения на величину малого за­ зора. Зазор постепенно увели­ чивается за счет обмятн* вкла­ дышей. Происходит срез и смя­ тие приливов* поел# чего- вкла­ дыш начинает беспрепятственно проворачиваться относительно крышки подшипника и перекры­ вает подачу смазки на движение этого цилиндра. Другая причина — постанов­ ка вкладышей с большим поло­ жительным натягом, особенно это существенно для вкладышей чет­ вертой и седьмой опор, которые имеют большую ширину и, соот­ ветственно, площадь разъема. При недостаточней затЯЖке шпилек кропления рамовых Под­ шипников (ие^За боязни «пере­ тянуть») сжатыми оказываются только вклзДыЩн. Плоскости же разъема КрЫШИи И рамы недо­ статочно прижимается Друг к Другу. При работе Двигателя под действием рвзЛичных перемен­ ных сил кроме* Вкладышей не Выдерживают нагрузок и посте­ пенно сминаются. 8 дальнейшем начинает пере­ мещаться (шевелиться) крышка, которая ускоряет смятие кро ­ мок вкладыша, и начинает Про­ изводить наклеп, также стано­ вится возможным и проворачи­ вание. А так как При осмотрах механики не. обращали Внимания на качество ЗОТяжки (на расШп­ линтовали гаек и на пытались их поДжймать, в только смотрели ив шпЙиНТы и на. положение вклады­ шей, реже не Положение меток и еще режа Пытались проверить зазоры щупом), естественно, ни­ чего подозрительного ие обна­ руживали и в результате получа­ ли vиЛи аварию, или наклеп. Точнее, получали то и другое ервз/. Но при аварии наклей ни­ кого не интересовал и его про­ сто не аамечели. Узнавали о нем только тогда, когда своевремен­ но • обнаруживали проворачива­ ние и предотвращали аварию, в также находили его на четвер­ той опоре, проворачивание на которой к вварим не приводит. Поставленные с нормальным натягом вкладыши и надежно обжатые рамовые подшипники полностью исключают провора- СЛОВО К О Р А Б Е Л О В В Мурманском траловом фло­ те проводился двухлетний смотр- конкурс рационализаторской ра­ боты. Сказали в нем свое слово и инженеры по корабельной части механико-судовой службы управления флота. На БМРТ немецкой и польской постройкя основные поврежде­ ния корпусной обшнвки судна — это ледовые повреждения в райо­ не переменных ватерлиний. Инженер тов. Коровкин предло­ жил: 1J На БМРТ немецкой по­ стройки при замене наружной об­ шивки в районе первого и второ­ го трюмов продолжить бортовые стрингеры — третий, четвертый и пятый — до кормовой переборки второго трюма с переходом а Топ­ ливные танки на дае-три шпации. Продлить существующие борто­ вые стрингеры или установить промежуточные шпангоуты в первом и втором трюмах в райо­ не пояса переменных ватерлиний. 2) На БМРТ польской постройки при замене обшивки в районе второго трюма довести бортовые стрингеры до кормовой Перебор­ ки второго трюма с переходом на Две-три шпации в машинное от­ деление или установить промежу­ точные шпангоуты на треть пер­ вого трюма н во втором трюме. На БМРТ пОпьской постройки направляющие ролики вееров на кормовых колоннах установлены без втулок. Из-за зтого ваера сильно изнашиваются, умеиьше- ется срок их эксплуатации. Для ремонта роликов необходима за­ мена папь^ее и наплавка с обра­ боткой самих роликов. Работа эта дорогостоящая. Рационализаторы тт. Коровкин и Королев предло­ жили во время ремонта делать расточку ролика и запрессовывать втулку бронзовую, тем самым улучшить работу ролика, сохра­ нить палец. (См. чертеж). чивенне, а сяеДбоетольно, они и наклепы по этой причине. Однако, чтобы полностью огра­ дить себя от случайностей нека­ чественной сборки и исключить аварии от проворачивания, судо­ верфь добилась разрешения на установку дополнительного «сто- порения» путем удлинения мас­ ляных штуцеров. Это мероприя­ тие исключает аварии двигателей <*т проворачивания вкладышей, независимо от их натяга и каче­ ства затяжки, но абсолютно не влияет на наклеп. При постановке стопоров сле­ дует предостеречь судовых ме­ хаников от одной опасности, ко ­ торая возможна на Практика И являлась основным препятствием Для внедрения этого мероприя­ тия. Дело в том, что штуцеры изготавливаются ПО одному чер­ тежу и имеют постоянную длину, а крышки подшипников имО>ОТ рваные толщины. Поэтому под­ гонку штуцера к каждой крышке совместно с вкладышем надо Производить в мастерской, а не на собранном двигателе, обра­ щая внимание на то, чтобы ко ­ нец штуцера НО выступал Зв Слой баббита и ие испортил шейку вала. Следует указать еще на одну особенность, КОТО#ая Связана СО Стопоренном. При проработке ЗтОго вопроса меньше ВсОгО При­ давалось значения слову «стопо- ренив», Поэтому под этим терми­ ном оно и вошЛб в жизнь. ХоТя истинное назначение штуцера не есть неподвижное стопорение вкладыша, а предотвращение пе­ рекрытия масляного отверстия на случай его осЛеблеИиЯ и про­ ворачивания. Поэтому Требова­ ние, чтобы штуцер заходил во вкЛаДыш призонно без какого- либо зазора, абсолютно не обя­ зательно. бднвко термин «стопорение» является почти обязательным ус­ ловием призонности Для ОТК, инспекции Регистре. Судовые ме­ ханики, привыкшие уважать конт­ ролирующие Органы, тоже доби­ ваются призонности и отбрако­ вывают по Причине незначи­ тельной несоосности отверстий в крышках и вкладьниах абсолют­ но хорошие вкладыши. Это заме­ чание я сделал потому, что «сто­ порение» — идея эксплуатацион­ ников, а заводы изготовители крышек и вкладышей не ставят перед собой целью обязательное соблюдение соосности центров отверстий В крышках и вклады­ шах. Поэтому мы не всегда име­ ем возможность выполнять это условие. Предотвратить наклеп можно только соблюдением инструкции по затяжке рамовых подшипни­ ков (ТД-266) во время моточи­ сток и пу^вм Периодических про­ верок (не обязательно частых) затяжки крепежа в период экс­ плуатации. Но проверок не пу­ тем визуального осмотра, а пу­ тем обжатия ключом с расшплин- товкой гаек. Второй распространенной при­ чиной аварий является обрыв цилиндров, их втулок. По мнению большинства специалистов, он происходит только из-за чрез­ мерной и неравномерной затяж­ ки крышек цилиндров, а также из-за больших зазоров в нижнем посадочном пояске. Совет только один — контро­ лируйте затяжку! А. ЧЕРТОВСКИЙ, групповой женер-мехаНик Мурманского тралового флота. I I I I I I I I I I I I I I I I I ГЫБОПРОЮЦ- I н- РЫБОВОДНОМ ЗАВОДЕ Кандалакше создана опытная гидротранспортная линия. Впервые около рыбоуло- вителя деловито загудел электро­ мотор, и рыба по трубопроводу устремилась «на новые кварти­ ры». Выращивание рыбы — процесс длительный, трудоемкий и спе­ цифический. Например, прежде чем выпустить моподь семги естественные водоемы, ее в те­ чение трех лет с момента опло­ дотворения икры выращивают на рыбоводных заводах: в вырост­ ных Прудах летом, в укрытых бас­ сейнах зимой. Получается, что никак не обой­ тись без сезонных пересадок ры­ бы. Однако существующие спо­ собы далеки от совершенства: се­ ти и сачки повреждают чешуйча­ тый покров рыбы, Трудно пере­ носит она и транспортировку в тесных емкостях. Идеально было §Ы перемещать ее из одного бас­ сейна в другой вместе с водой по рыбОпроводу. Этой проблемой и занялись во Всесоюзном научно- исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО]. Было время, когда, едва увидев цен­ тробежный рыбонасос, скептики чуть ли не гнали прочь чудаков* ученых вместе с их «мясоруб­ кой». Недоверие развеивалось, стоило увидеть, как быстро опу­ стошались трюмы, а рыба оказы­ валось менее поврежденной, чем вв 1 груженная по старинке, вруч­ ную. Но одно дело перекачивать ры­ бу, идущую на технологическую обработку, другое — нежную мо­ лодь. В центробежном неСосе большинство I I И I I I Зарядка фреоном систем трюмных ХОЛОдиль» ных установок с главной палубы. A b t o d тов. Поздняков К. М. На траулерах типа «Пионер» и «Рига» При за­ рядке систем фреоном баллоны Приходится до­ ставлять в компрессорное отделение вручную. Автором предложено продолжить трубопровод диаметром 10 мм, который позволит производить зарядку фреоном систем из баллонов с верхней палубы. Это облегчит ручной труд и обеспечит соблюдение правил Техники безопасности. Схема воздушных труб Сепаратора лейльных Автор тоз. Назин В, К. При откачке льяльных вод на РТ польской по­ стройки через сепаратор часто бывают случаи заброса нефтепродукта через воздушные трубы. Автором предложено устранить водяной за­ твор и сделать воздушные трубы так, чтобы они проходили с уклоном вверх. Таким образом, исключается перелив нефтепродукта через воз­ душные трубы. Приспособление для вылрессовки игл распы­ лителей. Автор тов. Смирнов В. Е. На Двигателях ДН-650-В-90 при плохом кече* стве топлива и из-за недостаточного охлаждения форсунок, особенно на полном ходу, происходят частые заклинивания игл распылителей. После выпрессовки и притирки иглы- пастой эти рвепы- лители вполне пригодна для эксплуатации. Но выпреесоеь(вать иглы ударами не всегда удвойся, в результате распылитель приходится выбрасы­ вать. Автором предложено приспособление для вьи прессовки игл распылителей. Действие его осно­ вано не принципе винтового Домкрат4 На верх­ ней половине есть специальная выточка под су­ хари. Сухари состоят из двух полуколец, внут­ ренний диаметр которых ревен диаметру выТОч- ки иглы, а высота сухарей равна высоте выточки иглы. Важно, чтобы металл сухарей имел боль­ шую прочность при малой высоте. чЛ^чше всего сухари изготовлять Из стаЛн, идущей $а изготов­ ление шкероччых ножей. » f Приспособление сокращает время на esmpee* совку игл, просто в изготовлении, занимает мало . места. Схема защиты электронных датчиков от непо­ лярного включения блока питания.________ Авторы тт. Волочковский А. М., Титков В. М., Проскурин А. В. , I I I I _______________________________________ ( с ъ е м н а я j c Т р Е Л А |Н АВТОЛОГРУЗНШ + v Для погрузки на автомашину грузов, габари*- рыо не сопрйка- В иые р азмвры которых более метре, в КалиННи- « « т с * с опасными частями попа- ■ граДс* ом объединении «Техрыбпрэ^» .н е д р *и . легкосъемная стрела с вылетом 2506 мм. Стрела состоит из силовой балки, стоек и Ос- Предложения, п р и н я т ы е к внедрению 6 настоящее время не некоторых судах из-за Отсутствия источников питания датчиков прибо­ ров контроля параметров трала фирмы «Фу- руно» используют батарейный блок из аккумуля­ торов отечественного производства типа КНГ-1.5. В батарею включают 18—20 аккумуляторов в две парвлЛОЛьные ветви ПО ^ —10 аккумуляторов в каждуя» ветвь. Из-за отсутствия месте блок бата­ рей вставляют непосредственно в хвостоиик дат­ чика. изолируя батарею от корпуса пресс-шпо- иом. V При подключении батареи к схеме необходимо соблюдать полярность. Неправильное подключе­ ние источника питаний к схеме приводит к выхо­ ду из строя детиина В целом. Ремонт датчиков воеможен только s Э1*НК. В фирменных кассетах блока питания Датчиков предусмотрен механический предохранитель, Предупреждающий неправильное включение источника питания. Но так как При применении батарей КНГ-1,5 кассете не испольауетс*, То За­ щита электронной схемы от неправильного Вклю­ чения блока питания отсутствует. Авторами предложена схема защиты электрон­ ных датчиков от неполярного включения блока питания, б минусовую ве?вь источника Питания вкАючаЮтсЯ две-три диода* .тнПа Д7Ж По парал­ лельной схеме с полярностью, указанной на СХОме. ДЛЯ датчика FWR-200 ставятся три диода, для датчиков FNR-50 и FN ft-2 — согласно схе­ ме. Диодь: включаются только 8 минусовую цепь источника питания, чтобы обеспечить про­ верку-работы датчика на борту судна. _____ К. АЛЕКСАНДРОВА, ОИВШИВ fliyqrnn ■ иализации и технической информации трало­ вого флота. v \ " r Г J4 4Х не I I I I I I I I I I - г' ки ­ стей рабочего колеса, однаио не избегает «космических перегру­ зок». За десятые Доли секунды «Пассажир» рыбопровода цепыты- веет такие нагрузки, как если бы его вдруг подняли до самых вы­ соких Облаков, а затем опустили не большую глубину. Выдержит ли рыба резкие перепады е гид- рбТранспортной линии! Может. ЭТО, подтвердили опыты в баро­ камере. Но Поведение рыбы в барока­ мере Отличается от ее поведения а • реальных условиях. Практиче­ скую проверку решено было про ­ вести на нежной и прихотливой молоди семги. Прошло ббльше полугода ис­ пытаний а Кандалакше, а «перека­ чанная» Сёмга, За которой ие I прекращаются наблюдения, жи- ■ вот и развивается иормвльно. Эксперимент полностью подтвер­ дил предварительные выводы. М. ДОКУКИН, инженер. 'У'УУ.Xv.-.. I I I I I I I I новения. Дее балки основания пустотелые. Стрела своим основанием нааешиваотся лапы автопогрузчика. Автопогрузчиком с легкосъемной стрелой гру­ зятся поддоны с кислородными беллонами, кон* тейнеры с металлической стружкой. Значительно Повысилась производительность труда. J P у чг в о А т р у Д у о т р & в в в Не Калининградском рыбоконсервном комби­ нате внедрен механизирОввнный склад масла. Он состоит из хранилища, насосной станции и трубопроводов, служащих для раздачи МвСла по цехам и Системы вентилей. В насосной станции установлен насос РЗ-50, При Помощи которого можно производить: вы­ качку масле из автоцистерны в мерный бак, по* дачу яъасла из мерного бака в хранилище, рее* дачу Масла ив хранилища потребителям, внедрение механизированного складе масла полностью устранило ручной труд. За справками обращайтесь по адресу: г. Мур­ манск, пр. Ленина* 21, ЦНТИ, тел. 5-32-4tL Ш и р м а — а к у с т и к а Для создания звуковой заве­ сы, препятствующей рыбе ухо­ дить из зоны облова, в кутке трала устанавливаются излуча­ тель звука, гидротурбина и Два противоположно направленных рефлектора, с помощью кото* В справочно-информационном фонде М урмаисиот ЦНТИ имеется около 300 тысяч авторских свидетельств на изобретения СССР и патентов стран СЭВ на болгарском, венгерском, немец­ ком, польском? румынском и чешском языиах. Mai предлагаем вниманию читателей аннотации патентов ГДР из сборника «Промышленное рыболовстве». рых Происходит отражение звука под углОм в нужном на­ правлении. С целью уменьшения акусти­ ческих потерь каждый реф­ лектор выполнен на звукоиеО- ляционной подкладке. Питанием для источника зву­ ка служит энергия Потока во­ ды, возникающая в процессе траления и используемая гид- КИЕВ. В водоеме-охладителе Киевской ТЭЦ-5 создано опытно­ производственное тепловодное рыбное хозяйство. В избыточных теплых водах рыбоводы устано­ вили около 100 садков для раз­ ведения карпа и форели. В каж ­ дый из них при помощи само- даижущегося кормораздатчика три раза в день засыпается ол- тимвльное количество корма. Интересный эксперимент ока- зелСя успешным. На снимке: техники-рыбоводы Василий Кулинич и Зинаида Пидо- пригорэ осматривают форель. (Фотохроника ТАСС) рОТурбинОЙ. р а з н о г л у б и н н ы й т р а л | P A .B O T A .E T 1 I, г 2 S I I I I I I Н О К О М А Н Д Е С М О С Т И Н А Подъем или опускание трала В процессе лова рыбы обычно производится путем изменения длины Вытравленных ваердв или изменения скорости судна. Однако, как показывает практика, этих способов ока­ зывается недостаточно для ус­ пешного облова косяков рыбы, обнаруживаемых рыбопоиско­ вой аппаратурой. С помощью настоящего изо­ бретения эти недостатки устра­ няются: становится возможным своевременное маневрирова­ ние тралом и оптимальный лов рыбы. В соответствии с предметом изобретения в устье (2) трала (1) на верхних и нижних пла­ стинах монтируются профили­ рованные поплавки (3, 4). С бо­ ков на ваераХ крепятся расПор- ные Траловые дОски (Ь). Каж­ дая Доска снабжена батареей питания - (10), гидроакустиче­ ским приемником (7), воспри­ нимающим сигнальную инфор­ мацию с судна, и усилителем (8) сигналов, приводящим в действие установочное звено и элемент управления (3) рас­ порной траловой доской. В каждом случае необходи­ мости изменения глубины с судна дистанционно переда­ ется команда на гидроакусти­ ческие приемники (7) и с по­ мощью управления (5) застав­ ляют распорные тралоаые дос­ ки (6) изменить угол скольже­ ния в Воде и в результате под­ нять или опустить трал на нуж­ ную высоту. „РхабвыА М.урялан‘* в Г я ю н я 1974 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz