Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

В ш КОЛ Е ПЕРЕдовог 0 0 П ы т А В ЦПКТБ проведено первое занятие семинара - школы передового опыта экс­ плуатации судов по но­ вой системе техниче­ ского обслуживания |НСТО|. По договору смежных предприятий инженеры- разработчики ЦПКТБ должны осуществлять контроль за внедрением НСТО, способствовать более широкому рас­ пространению этой си­ стемы на флотах бас­ сейна. П ервы е и т о г и эксплуатации НШИШШШШШШШПШППМШШШНПШШШПШШМШШШ ИЗ ВЫС Т УПЛЕ НИЙ УЧАОТНИНОВ ЗАНЯТИЯ В. Д. КРИВОЩЕКИН, начальник отдела судоремонта и технической эксплуатации флота главка «Севрыба»: — Сущность непрерывной системы технического обслуживания заключается в том, что при выполне­ нии определенного комплекса мероприятий преду­ смотренный после годичной эксплуатации судна те­ кущий ремонт не ликвидируется полностью, как при старой системе, а выполняется ПОСТЕПЕННО в течение двух или более лет силами судовладельца: личным составом, судовыми ремонтными бригадами, базами технического обслуживания в объеме, близ­ ком к нормативному, БЕЗ ВЫВОДА СУДНА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ. При этом техническое состояние судна должно удовлетворять всем требованиям Р е­ гистра СССР, а объем и продолжительность после­ дующего текущего ремонта не должны превышать нормативных значений. Перевод судов на НСТО в нашем бассейне начался в 1970 году. В приказе главка были определены по­ рядок перевода и необходимые оргтехмероприятия для обеспечения работы судов по НСТО, а также порядок надзора за судами, работающими по этой системе. На сегодняшний день но НСТО работает 111 су­ дов различных типов, из них 32 судна закончили первый двухлетний эксплуатационно-ремонтный цикл и продолжают работать по второму циклу, а несколько судов в порядке эксперимента переведе­ ны на четырехлетний, цикл эксплуатации между заводскими ремонтами. Что дает флоту новая система? Двух мнений быть не может: новая система доказала свою эффектив­ ность, свою жизненность. На всех судах, закончив­ ших полный эксплуатационно-ремонтный цикл, по­ лучен значительный экономический эффект, увели­ чены выпуск продукции и прибыль, произошло сни­ жение себестоимости продукции, рост рентабель­ ности и производительности труда. Продолжитель­ ность, объем и стоимость текущих ремонтов судов, отработавших цикл по НСТО и находившихся под надзором ЦПКТБ, гораздо ниже, чем у судов, рабо­ тавших по старой системе. Особенно больших успехов добились экипажи БМРТ «Космос» Мурманского тралового флота и ВМРТ «Зодчий» Архангельского тралового флота. Затраты на текущий ремонт у этих судов были наи­ меньшими, а прирост эксплуатационного времени наибольший. На БМРТ «Космос» получен макси­ мальный годовой экономический эффект от внедре­ ния НСТО в размере 190,6 тысячи рублей. Практика эксплуатации судов по НСТО показала, что ее успешное внедрение зависит во многом от лю­ дей, от отношения их к делу, от их творческой ак ­ тивности и сознательности. Это касается и личного состава судна, и работников управления, н в особен­ ности групповых специалистов. От того, насколь­ ко глубоко понимают и принимают суть групповые специалисты, как налажены у них учет и контроль за выполнением работ, во многом зависит дальней­ шее совершенствование НСТО. Недавно закончила работу специальная комис­ сия главка, которая проверяла внедрение новой системы па судах Мурманского тралового флота. Результаты проверки показывают, что нерешенных проблем в этом деле еще немало. Цель нашего семинара — обобщить передовой опыт работы судов по новой системе, обменяться мнениями и вскрыть те недостатки, которые меша­ ют внедрению нового. Кроме того, семинар пресле­ дует цель более широкого и детального ознакомле­ ния всех присутствующих с основными положениями новой системы, ее задачами, особенностями и ре­ зультатами. М. А. КОРОБИЦЫН, начальник механико-судовой службы управления «Севрыбхолодфлот»: - Вопросами работы судов флота но IICTO мы начали заниматься с ноября 1967 года, когда по инициативе экипажа транспортного рефрижератора ' Александр Иванов» было развернуто соревнование за работу судна в течение двухлетнего периода без вывода из эксплуатации для заводского ремонта с сохранением хорошего технического состояния. Это, конечно, не была новая система технического обслуживания в чистом виде. Однако соревнование принесло известную пользу как в смысле сокраще­ ния объемов и продолжительности заводских ремон­ тов, так и в накоплении опыта применения НСТО. Кроме того, технические службы управления были вынуждены решать ряд организационных и техниче­ ских задач, которые впоследствии в значительной степени облегчили перевод судов на НСТО. При этом следует отметить настойчивость и инициативу судовых экипажей в борьбе за реализацию принятых обязательств. Все это в конечном итоге привело к тому, что среднегодовой эксплуатационный период судов, при­ нимающих участие в соревновании, увеличился на 8,7 суток, а в целом яо группе судов за три года это увеличение составило 250 судо-суток, ремонтное время сократилось с 19,2% до 8,3%. Министерство рыбного хозяйства СССР утверди­ ло «Методические указания по переводу судов флр- та рыбной промышленности на НСТО». Разработка технической документации по основным типам судов нашего управления была поручена ЦПКТБ главка «Запрыба». Механико-судовая служба и технический отдел управления приняли непосредственное участие в разработке технического задания и в обсуждении первой редакции документации по переводу судов на НСТО. К сожалению, в декабре 1970 года в представленной-документации наши замечания не были учтены, что привело к трудностям по внедре­ нию новой системы. В июле 1971 года на НСТО были переведены первые шесть судов типа «Сибирь». ЦПКТБ главка «Запрыба» отказалось от авторского - надзора за внедрением документации, потребовав расторгнуть договор с нами. Поэтому перевод этих судов на НСТО был осуществлен с известными нарушения­ ми действующих положений. С самого начала эксплуатации судов типа «Си­ бирь» с применением НСТО механико-судовая служ­ ба н электромеханическая служба судов испытыва­ ют определенные трудности, обусловленные сокра­ щенной против расчетной численностью экипажей и серьезными недостатками документации. Учитывая, что основной объем работ на дизель- электроходах при неработающем гребном электро­ двигателе, нарушения правил технической эксплуа­ тации в части соблюдения периодичности и объемов осмотров и ремонтоз становится неизбежным. Такое положение ведет в конечном итоге к ухудшению технического состояния и последующему увеличе­ нию объемов и продолжительности заводских ре­ монтов. Все это привело к значительному замедле­ нию темпов перевода судов управления на НСТО. Этот вопрос стал предметом обсуждения на тех­ ническом совете главка в июле 1973 года, на кото­ ром было принято решение о введении в штат су­ дов, переведенных на НСТО, дополнительной ре­ монтной бригады из трех человек. Решение было реализовано в ноябре. 1973 года. Еще было принято решение о переработке документации силами ЦПКТБ главка «Севрыба». Сейчас работа эта за ­ кончена, и документация распространяется на на­ ших судах. Благодаря принятым мерам состояние дел по пе­ реводу судов на НСТО в управлении «Севрыбхолод- флот» в последнее время значительно улучшилось. На основе технической документации, разработан­ ной нашим ЦПКТБ (качество которой мы считаем значительно выше, чем у ЦПКТБ главка «Запры ­ ба»), с соблюдением всех условий и действующих положений в сентябре 1973 года переведены на НСТО плавбазы «Витус Беринг»' и «Даурия», в 1974 году «Рыбный Мурман», «Александр Иванов» и «Комиссар Полухин». Запланированы к переводу после прохождения ремонта суда флота «Феликс Кон», «Демьян Коротчен'со»', «Иркутск», «Северо­ двинск». Есть все основания полагать, что план по переводу судов на НСТО 1974 года будет нами пе­ ревыполнен. П. И. к о п ы т о в , начальник механнко-судовой службы Архангельского тралового флота: — В настоящее время у нас переведены и рабо­ тают по новой системе 14 судов. БМРТ типа «Алтай» на НСТО ие переведены, ио в порядке эксперимента БМРТ «Карпогоры» с ап­ реля 1972 года работал с ремонтной бригадой. В ап­ реле 1974 года закончился двухгодичный цикл без заводского ремонта этого судна. БМРТ «Певек», «Копет-Даг», «Амбарчик» тоже работали с ремонт­ ной бригадой. Сейчас четыре судна закончили первый цикл эксплуатации, во втором п о л у го д и и закончат еще два. Внеэксплуатационные затраты времени за этот период снижены в среднем с 34,5% до 20%. Экс­ плуатационный период увеличен на 2 6—36 суток, а годовой экономический эффект составил 150— 175 тысяч рублей. Некоторые суда продолжают работать без завод­ ского ремонта и после двухлетнего периода. БМРТ «Зодчий», отработав два года по НСТО, находился в хорошем техническом состоянии, и после докова- ния эксплуатационный период этому судну был продлен еще на два года. В марте 1974 года оно поставлено в текущий ремонт. Экипаж по новой системе отработал 3,5 года. Второй двухлетний пе­ риод не закончен из-за окончания сроков докумен­ тов на класс Регистра СССР. По такому же почи­ ну работает коллектив БМРТ «Северянин». Судно переведено на новую систему в 1970 году, будет р а­ ботать до декабря 1974 года. Анализируя работу экипажей но НСТО за истек­ ший период, мы видим, что на завод сдаются рабо­ ты, связанные с выводом судна из эксплуатации. Это чистка главных двигателей, набор настила фалыипалуб, ремонт арматур рефустановок, трубо­ проводные работы систем охлаждения двигателей, ремонт оборудования рыбофабрик. На судах проекта 1376, работающих с ремонтны­ ми бригадами из трех человек, моточистка дизель- генераторов производится в рейсе. Также часть ра­ бот по ремонту электрооборудования, рефоборудо- вания и оборудования рыбофабрик делается в мо­ ре. Качество работ, производимых силами судовой ремонтной бригады и экипажем, не ниже заводско­ го. В результате такой работы моряки БМ РТ «Кар* погоры» в 1973 году сэкономили за счет ремощ а 57 судо-суток, что дало возможность дополнителья*? к плану выловить 26619 центнеров рыбы. БМРТ «Амбарчик» также в последний рейс ходил с ре­ монтной бригадой. В результате сэкономлено 25 су­ до-суток, выловлено дополнительно к плану 10375 центнеров рыбы. БМРТ «Копет-Даг» после полугодового рейса с ремонтной бригадой сэкономил за счет сокращения времени стоянки в порту 30 судо-суток. Заводские работы на этих судах в основном свелись к выпол­ нению токарных работ, так как в море не было спе­ циальных сталей, трубопроводных — системы ох­ лаждения дизель-генераторов, набора фалыппалубы и незначительных работ по рыбофабрикам. При наличии запасных частей к двигателям 6Д50, устройств для определения натяга вкладышей подшипников, а также при наличии запасного регу­ лятора на каждом судне профилактический ремонт дизелей можно производить в рейсе. Основой организации НСТО на судах является хорошо налаженная система планирования всех про­ изводимых работ по профилактическим осмотрам, ремонтам и регулировке механизмов. Используя существующую систему графиков ремонтов и осмот­ ров, разработанную ЦПКТБ, старшие механики ста­ ли регулярно уточнять графики путем м еся чн о е планирования и учета конкретных выполняемых Ч Г бот каждым механиком по заведованию. Планирова­ ние ремонтных работ при такой системе произво­ дится непосредственно старшим механиком. Меха­ ники по своим заведованиям представляют план р а­ боты за четверо суток до начала планируемого ме­ сяца. На основе этих данных старший механик со­ ставляет общий план работы ремонтной бригады на месяц. При этом оставляется резерв производствен­ ных возможностей порядка 100 нормо-часов на ме­ сяц для выполнения не учтенных планом работ. Производство работ и проверка качества выпол: нения контролируется механиками по заведованиям. Учет выполненной за день работы ведется одним из членов ремонтной бригады, а общая отчетность осу­ ществляется старшим механиком судна. Уместно заметить, что со стороны работников ЦПКТБ мы всегда имеем помощь и поддержку, всегда можно получить консультацию. Работаем в полном контакте. Основные причины, снижающие эффективность работы судов по новой системе: неудовлетворитель­ ное снабжение материалами и запасными частями, отсутствие на СРЗ-1 в Архангельске электромон­ тажного участка по перемотке обмоток машин и ка­ тушек пусковой регулирующей аппаратуры, не­ удовлетворительная работа такого же участка на СРЗ-1 в Мурманске, низкая квалификация и малый практический опыт специалистов, направляе?.шх в ремонтные бригады. Не решен вопрос о материаль­ ном стимулировании экипажей за законченный двух­ годичный цикл работы по НСТО. не обобщен опыт работы судов, работающих по НСТО. И. Б. БОГАТЫРЕВ, начальник СРЗ-1: — Судоремонт является организационно и техни­ чески сложным видом производства. Переход на но­ вую систему обслуживания, новую схему ремонта вовсе не означает механическую замену одних кате­ горий ремонта другим. Этому переходу должна предшествовать большая работа по изучению изно- сов материальной части и установлению моторесур­ сов каждого типа механизмов. На низком уровне до сих пор у нас находится организационно-техническая подготовка производст­ ва, которая является важнейшим условием сниже­ ния затрат судоремонта, сокращение сроков и стои­ мости ремонта судов. Не на должном уровне и дело с освидетельствованием технического состояния су­ дов, согласованием объемов работ до постановки судна в ремонт, с разработкой графика подхода су­ дов, обеспечением их конструкторско-технологиче­ ской документацией. Новым положительным фактором в настоящее время является применение на нашем заводе новой формы оперативно-производственного планирова­ ния и управления, тан называемых сетевых графи­ ков, получивших за последние годы широкое рас­ пространение как в отечественной, так и в зарубеж ­ ной практике. Для анализа работы всех судов, переведенных на НСТО, по использованию ими установленных лими­ тов в сметных часах удобно пользоваться таблицами* лимитов, где обобщающим показателем я в л я е т и ^ процент использования сметных часов судовладель­ цем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz