Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.
в а с , р а д и с т ы : Ч ЕТЫРЕ МЕСЯЦА продолжалось последнее плавание БМРТ «Па мир». Экипаж успешно справился с заданием по выпуску пи щевой рыбной продукции. В любых условиях обеспечивав надежную связь корабля с берегом, с коллегами по работе радист Владимир Михайлович Шилов, Имя ударника коммунистического труда занесено на судовую Доску почета. Фото слесаря-наладчика В. Доровских. Журнал вести четко Р АДИОТЕЛ Е Г Р А Ф- НЫИ ЖУРНАЛ судо вой радиостанции яв ляется официальным доку ментом, отражающим работу радиостанции и радиоопера торов. Проверка радиотеле графных журналов показы вает, что многие судовые радиооператоры, даже опыт ные, допускают нарушения правил ведения журнала. Наиболее часто встречаются такие нарушения: не записы ваются кассовые номера ра диограмм, повесток и прогно зов погоды, результаты на блюдения в периоды молча ния, проверка времени, не указывается время оконча ния работы с корреспонден том и окончание приема ^циркулярны х сроков. Отсут с т в у ю т записи о зарядке ак кумуляторов и еженедель ных проверках шлюпочных радиостанций. Зачастую журналы ежесуточно не под писываются капитаном суд на. При ведении радиотеле графного журнала судовые радиооператоры должны точно выполнять требования всех пунктов параграфа 276 Правил радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР. За каждую вахту сле дует записывать количество принятых и переданных ра диограмм и общее количест во слов. При этом следует учитывать принятые и пере данные промысловые свод ки, летучки и сводки погоды, передаваемые на берег. Ин формация в рейсовых отче тах о количестве обрабо танной корреспонденции должна анализироваться на чальниками отделов (служб) связи для определения сте пени загруженности судо вых радиостанций. Результаты наблюдений в минуты молчания долж ны быть записаны в хроно логической последователь ности. Совершенно непра вильна запись «Сроки СП в течение суток следил». На многих судовых стан циях не записываются ре зультаты проверки автоалар ма. Причина этого в непра вильном понимании судовы ми радиооператорами пункта «п» параграфа 276 Правил радиосвязи. Многих дезори ентируют слова в скобках «кроме автоаларма». Эти слова написаны потому, что ранее в параграфе 181 кон кретно указано проверять автоаларм перед каждым включением, делать об этом запись в вахтенном журнале и докладывать о включении автоаларма вахтенному по мощнику капитана. Согласно требованиям па раграфов 1 и 21 «Правил технической эксплуатации средств радиосвязи, элек трорадионавигации, гидро акустической рыбопоиско вой техники» после длитель ного перерыва в работе, а также перед выходом судна в рейс необходимо проверять радиоаппаратуру в действии. Однако, как показала про верка, записи об этом не де лаются. Ежесуточно следует запи сывать результаты прове рок номиналов основных ча стот, используемых в теку щие сутки. Номиналы основ ных частот проверяются при помощи кварцевого калибра тора, в журнале делается запись: «Проверил номиналы таких-то частот, отклонение в пределах нормы», или «от клонение выше нормы» с конкретным указанием вели чины отклонения. Остальные пункты Правил ведения радиотелеграфного журнала судовой радиостан ции выполняются практиче ски всеми радистами, и необ ходимости в их дополнитель ном разъяснении нет. Г. КУЗНЕЦОВ, морской инспектор «Севгосрыб- флотннспекции». 25 лет на промысловых и транспортных судах флота главного управления «Севры - ба» работает начальник радио- станции Борис Петрович Вис лы х . Демобилизовавшись в 1947 го- ду ш рядов Советской Армии, Борис Петрович идет в учебно- курсовой комбинат, успешно заканчивает его, затем само стоятельно работает радиоопе ратором. Трудолюбие, хорошая теоретическая подготовка и а приобретенный опыт позволив I л и гое. Вислы х в 1953 году I стать начальником радиостан- ■ ции плавбазы «Воркутая. Но- I вая должность — новые забо- I ты. Это уже заботы командира I и воспитателя молодых радио- | операторов, Растет рыболовный флот, со- J вершенствуется и усложняется ( радиооборудование судов, В но гу со временем идет и Борис Петрович — в J957 году он за - £ нимается в школе усовершен ствования командного плавсо става, совершенствуя техниче скую и идейно-политическую подготовку. Продолжая работать началь ником радиостанции плавбазы, тов. Вислы х отдает все силы и знания любимому делу, пока зывает пример добросовестного отношения к своим обязанно стям. В периоды ионосферных возмущений, когда связь ра диоцентра с дальними района ми промысла на коротких во л нах почти прекращается, на чальник радиостанции тов. Вис лы х берет на себя обязанности J посредника. А работа в пред праздничные дни, когда моря ки и и х родные шлют и ждут сами вестей и поздравлений! Здесь забота не только о своем экипаже, но и о всех, кто тру дится рядом в одном районе. В такие дни об отдыхе прихо дится только мечтать. За «с вою долголетнюю работу Борис Петрович не имел ни од ного наруш ения Правил и Рег ламента радиосвязи. Связная и радионавигационная аппара тура всегда у него в образцово.)! порядке. Он регулярно по гра фику проводит профилактику, аккуратно ведет документацию на радиооборудование. Строго соблюдая Правила радиосвязи и Правила технической экс плуатации радиооборудования, этого же требует от своих под чиненных. Добрую практику под нача лом Б, П. Вислы х прошли мно гие радиооператоры, которые е настоящее -время сами работа ют начальниками радиостан ций плавбаз. Часть из' н и х — на судах «Севрыбхолодфлота». Вот они: JJ. А , Туриков, Н. А. Марков, В. А. Сергеев, Ю. С. Чапуркин, А . Н, Иванов. За трудовые успехи Указами Президиума Верховного Совет СССР тов. Вислы х Б. П. на гражден медалями «За трудо вую доблесть» и «За трудовое отличие», а за обеспечение бесперебойной радиосвязью и образцовое содержание радио оборудования приказом м ин и стра рыбного хозяйства СССР награжден значком «Почетный радист СССР». В 1971 году Бо рис Петрович стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Радиослужбе транспортного рефрижератора «Карл Либк- нехт»', где сейчас работает тов. Вислы х, присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». Н. ПАНЧЕНКО, старший инже нер отдела связи «Севрыбхо лодфлота». Новые радиопередающие устройства и о п ы т их э к с п л у а т а ци и Н ЕПРЕРЫВНОЕ совершенствование техники промышленного ры боловства особенно заметно при рассмотрении современ-' ных средств электроники, применяемых в радиотехнической и гидроакустической аппаратуре. Сегодня публикуется статья радиотехника Виктора Вячеславови- Вихрова о первом опыте эксплуатации нового комплекса аппа ратуры связи. Описываемая Вихровым аппаратура создана на основании меж дународных требований и начинает широко внедряться на судах главного управления. «Севрыба». Ее эксплуатация — дело для многих радиоспециалистов новое, поэтому статья, несомненно, пред ставляет практический интерес. На БМРТ «Туман-2», приня- изучать инструкцию по экс- том в эксплуатацию в январе плуатации и техническое опи- 1973 года, установлены радио- санис. передающие устройртва «Бриг», «Корвет» и «Муссон». Радиопередающие устройст ва «Бриг» и «Корвет» имеют полностью автоматизирован ную настройку на передатчике или с дистанционного пульта управления (МПУ или ПДУ). В режиме телефонии использует ся верхняя боковая полоса, т. е. работа производится на од ной боковой полосе в режиме АЗН, АЗИ , АЗА. «Туман-2» — первое судно в главке «Севрыба» с такой аппаратурой, и опыта по ее экс плуатации в бассейне ни у ко го пе было. Незнание особенностей этих Радиопередающих устройств — L первая трудность, с которой я * встретился на судне. Прокон сультироваться было не у ко го, Поэтому в первую очередь пришлось очень тщательно Первая неисправность в РПУ «Корвет» появилась через 15, суток эксплуатации — пере горел резистор Р-1 в блоке УМ, типа ТВО-бО на 610 ом. Заме ненный из ЗИПа проработал тоже недолго. При проверке схемы неис правных элементов обнаружено пе было. Работал передатчик в основном в диапазоне 3 мггц в режиме АЗН. Резистор нере- - горал не сразу, постепенно рос ло его омическое сопротивле ние, и при величине около 1500 ом он разваливался. При этом на советах капитанов вы ступающие сообщали, что нас стало хуже слышно. Встроенные приборы ухуд шение качества работы РПУ не отмечали. Запасных резисто ров больше не было. Поэтому пришлось искать заменитель. Им оказались два элемента из электрогрелки 220 вольт 500 ватт, соединенных после довательно. Каждая секция оказалась равной 310 ом. К то му же обе секции свободно по мещаются в блок УМ без ка ких-либо переделок. С этим и з менением РПУ работало нор мально, режим не нарушался. За два рейса «Корвет» отрабо тал восемь месяцев. Причиной выхода из строя Р-1 считаю малую мощность резисторов ТВО-бО и система тическое понижение изоляции антенн (по правилам эксплуа тации изоляция антенн должна быть не менее 500 ком). На промежуточных, часто тах РПУ настраивалось на глав ную или резервную антенны. Радиопередающее устройст во «Бриг». В нем за два меся ца эксплуатации в четырех ламповых панелях вышли из строп вмонтированные резисто ры и емкости. Причиной выхо да их из строя считаю ухудше ние вентиляции. Для преду преждения этого необходимо систематически чистить пыле вые фильтры. Также считаю необходимым поток воздуха от РПУ направлять за пределы радиорубки, так как после его получасовой работы темпера тура в рабочем помещении под нимается выше 25 градусов и понижается работоспособность радиооператора. То же самое необходимо предусмотреть и в РПУ «Корвет>. «Бриг» и «Корвет» от 4 мггц и выше работали на десятимет ровую штыревую антенну. По пытки работать на главную ан тенну через согласовывающий трансформатор эффекта не да ли. В первом рейсе — с января по июнь 1973 года радиопере дающее устройство испытыва лось в разных режимах. В те леграфном режиме разницы в оаботе (силы сигнала), по за явлению южных радиоцентров, не наблюдалось, за исключе нием редких дней плохого про хождения. В микрофонном режиме связь устанавливалась с мо сковской радиостанцией в ре жимах АЗН , АЗИ и АЗА . По заявлению радиостанции, каче ство и сила сигнала лучше в режиме АЗН. При работе с БМРТ «Пассат-2-> в режиме телефонии было установлено, что связь устойчивее в режиме АЗИ. Во втором рейсе с июля 1973 года по январь 1974 года наблюдалась неустойчивая связь, когда судно шло тралом «восток—запад». Это можно объяснить тем, что обе штыревые антенны распо ложены на левом борту. К то му же «Бриг» и «Корвет» рас считаны на специальные ан тенны ШПА, которых на судне не было. Радиопередающее устройст во «Муссон». Особые неприят ности оно представляет, когда значительно понижается изоля ция антенны. Даже при изоля ции в 5 0 0—600 ком заметно ухудшается автонастройка РПУ, поэтому необходимо держать изоляцию антенны не mnffe одного мгом. При эксплуатации РПУ «Бриг», «Корвет» и «Mvccoift проявились специфические осф бенности, на которые я обра щаю внимание товарищей По профессии. В первую очереди необходимо следить за изоляци ей антенны. Для того чтобы она была надежной, необходима регулярная4 чистка пылевых фильтров.' Обязателен регулярный конт роль режима по встроенным приборам в блоках усилителй мощности, задающего генерато ра, блока питания и прибору отдачи. Надо следить за чистотой печатных плат, при наличии пыли удалять ее флейцевой кистью, смоченной в спирте, следить за чистотой монтажа. Следует обращать внимание на четкое срабатывание высоко частотных реле в блоке реле. При наличии в комплекте радиопередающих устройств «Бриг» и «Корвет» самый удобный способ отыскания не исправности — метод сравне ния или замены блоков из одно го передающего устройства в другой. В. ВИХРОВ, радиотехник.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz