Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

в а с , р а д и с т ы : Ч ЕТЫРЕ МЕСЯЦА продолжалось последнее плавание БМРТ «Па­ мир». Экипаж успешно справился с заданием по выпуску пи­ щевой рыбной продукции. В любых условиях обеспечивав надежную связь корабля с берегом, с коллегами по работе радист Владимир Михайлович Шилов, Имя ударника коммунистического труда занесено на судовую Доску почета. Фото слесаря-наладчика В. Доровских. Журнал вести четко Р АДИОТЕЛ Е Г Р А Ф- НЫИ ЖУРНАЛ судо­ вой радиостанции яв­ ляется официальным доку­ ментом, отражающим работу радиостанции и радиоопера­ торов. Проверка радиотеле­ графных журналов показы­ вает, что многие судовые радиооператоры, даже опыт­ ные, допускают нарушения правил ведения журнала. Наиболее часто встречаются такие нарушения: не записы­ ваются кассовые номера ра­ диограмм, повесток и прогно­ зов погоды, результаты на­ блюдения в периоды молча­ ния, проверка времени, не указывается время оконча­ ния работы с корреспонден­ том и окончание приема ^циркулярны х сроков. Отсут­ с т в у ю т записи о зарядке ак ­ кумуляторов и еженедель­ ных проверках шлюпочных радиостанций. Зачастую журналы ежесуточно не под­ писываются капитаном суд­ на. При ведении радиотеле­ графного журнала судовые радиооператоры должны точно выполнять требования всех пунктов параграфа 276 Правил радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР. За каждую вахту сле­ дует записывать количество принятых и переданных ра­ диограмм и общее количест­ во слов. При этом следует учитывать принятые и пере­ данные промысловые свод­ ки, летучки и сводки погоды, передаваемые на берег. Ин­ формация в рейсовых отче­ тах о количестве обрабо­ танной корреспонденции должна анализироваться на­ чальниками отделов (служб) связи для определения сте­ пени загруженности судо­ вых радиостанций. Результаты наблюдений в минуты молчания долж­ ны быть записаны в хроно­ логической последователь­ ности. Совершенно непра­ вильна запись «Сроки СП в течение суток следил». На многих судовых стан­ циях не записываются ре­ зультаты проверки автоалар­ ма. Причина этого в непра­ вильном понимании судовы­ ми радиооператорами пункта «п» параграфа 276 Правил радиосвязи. Многих дезори­ ентируют слова в скобках «кроме автоаларма». Эти слова написаны потому, что ранее в параграфе 181 кон­ кретно указано проверять автоаларм перед каждым включением, делать об этом запись в вахтенном журнале и докладывать о включении автоаларма вахтенному по­ мощнику капитана. Согласно требованиям па­ раграфов 1 и 21 «Правил технической эксплуатации средств радиосвязи, элек­ трорадионавигации, гидро­ акустической рыбопоиско­ вой техники» после длитель­ ного перерыва в работе, а также перед выходом судна в рейс необходимо проверять радиоаппаратуру в действии. Однако, как показала про­ верка, записи об этом не де­ лаются. Ежесуточно следует запи­ сывать результаты прове­ рок номиналов основных ча­ стот, используемых в теку­ щие сутки. Номиналы основ­ ных частот проверяются при помощи кварцевого калибра­ тора, в журнале делается запись: «Проверил номиналы таких-то частот, отклонение в пределах нормы», или «от­ клонение выше нормы» с конкретным указанием вели­ чины отклонения. Остальные пункты Правил ведения радиотелеграфного журнала судовой радиостан­ ции выполняются практиче­ ски всеми радистами, и необ­ ходимости в их дополнитель­ ном разъяснении нет. Г. КУЗНЕЦОВ, морской инспектор «Севгосрыб- флотннспекции». 25 лет на промысловых и транспортных судах флота главного управления «Севры - ба» работает начальник радио- станции Борис Петрович Вис­ лы х . Демобилизовавшись в 1947 го- ду ш рядов Советской Армии, Борис Петрович идет в учебно- курсовой комбинат, успешно заканчивает его, затем само­ стоятельно работает радиоопе­ ратором. Трудолюбие, хорошая теоретическая подготовка и а приобретенный опыт позволив I л и гое. Вислы х в 1953 году I стать начальником радиостан- ■ ции плавбазы «Воркутая. Но- I вая должность — новые забо- I ты. Это уже заботы командира I и воспитателя молодых радио- | операторов, Растет рыболовный флот, со- J вершенствуется и усложняется ( радиооборудование судов, В но­ гу со временем идет и Борис Петрович — в J957 году он за - £ нимается в школе усовершен­ ствования командного плавсо­ става, совершенствуя техниче­ скую и идейно-политическую подготовку. Продолжая работать началь­ ником радиостанции плавбазы, тов. Вислы х отдает все силы и знания любимому делу, пока­ зывает пример добросовестного отношения к своим обязанно­ стям. В периоды ионосферных возмущений, когда связь ра­ диоцентра с дальними района­ ми промысла на коротких во л­ нах почти прекращается, на­ чальник радиостанции тов. Вис­ лы х берет на себя обязанности J посредника. А работа в пред­ праздничные дни, когда моря­ ки и и х родные шлют и ждут сами вестей и поздравлений! Здесь забота не только о своем экипаже, но и о всех, кто тру­ дится рядом в одном районе. В такие дни об отдыхе прихо­ дится только мечтать. За «с вою долголетнюю работу Борис Петрович не имел ни од­ ного наруш ения Правил и Рег­ ламента радиосвязи. Связная и радионавигационная аппара­ тура всегда у него в образцово.)! порядке. Он регулярно по гра­ фику проводит профилактику, аккуратно ведет документацию на радиооборудование. Строго соблюдая Правила радиосвязи и Правила технической экс­ плуатации радиооборудования, этого же требует от своих под­ чиненных. Добрую практику под нача­ лом Б, П. Вислы х прошли мно­ гие радиооператоры, которые е настоящее -время сами работа­ ют начальниками радиостан­ ций плавбаз. Часть из' н и х — на судах «Севрыбхолодфлота». Вот они: JJ. А , Туриков, Н. А. Марков, В. А. Сергеев, Ю. С. Чапуркин, А . Н, Иванов. За трудовые успехи Указами Президиума Верховного Совет СССР тов. Вислы х Б. П. на­ гражден медалями «За трудо­ вую доблесть» и «За трудовое отличие», а за обеспечение бесперебойной радиосвязью и образцовое содержание радио­ оборудования приказом м ин и ­ стра рыбного хозяйства СССР награжден значком «Почетный радист СССР». В 1971 году Бо­ рис Петрович стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Радиослужбе транспортного рефрижератора «Карл Либк- нехт»', где сейчас работает тов. Вислы х, присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». Н. ПАНЧЕНКО, старший инже­ нер отдела связи «Севрыбхо­ лодфлота». Новые радиопередающие устройства и о п ы т их э к с п л у а т а ци и Н ЕПРЕРЫВНОЕ совершенствование техники промышленного ры­ боловства особенно заметно при рассмотрении современ-' ных средств электроники, применяемых в радиотехнической и гидроакустической аппаратуре. Сегодня публикуется статья радиотехника Виктора Вячеславови- Вихрова о первом опыте эксплуатации нового комплекса аппа­ ратуры связи. Описываемая Вихровым аппаратура создана на основании меж­ дународных требований и начинает широко внедряться на судах главного управления. «Севрыба». Ее эксплуатация — дело для многих радиоспециалистов новое, поэтому статья, несомненно, пред­ ставляет практический интерес. На БМРТ «Туман-2», приня- изучать инструкцию по экс- том в эксплуатацию в январе плуатации и техническое опи- 1973 года, установлены радио- санис. передающие устройртва «Бриг», «Корвет» и «Муссон». Радиопередающие устройст­ ва «Бриг» и «Корвет» имеют полностью автоматизирован­ ную настройку на передатчике или с дистанционного пульта управления (МПУ или ПДУ). В режиме телефонии использует­ ся верхняя боковая полоса, т. е. работа производится на од­ ной боковой полосе в режиме АЗН, АЗИ , АЗА. «Туман-2» — первое судно в главке «Севрыба» с такой аппаратурой, и опыта по ее экс­ плуатации в бассейне ни у ко­ го пе было. Незнание особенностей этих Радиопередающих устройств — L первая трудность, с которой я * встретился на судне. Прокон­ сультироваться было не у ко­ го, Поэтому в первую очередь пришлось очень тщательно Первая неисправность в РПУ «Корвет» появилась через 15, суток эксплуатации — пере­ горел резистор Р-1 в блоке УМ, типа ТВО-бО на 610 ом. Заме­ ненный из ЗИПа проработал тоже недолго. При проверке схемы неис­ правных элементов обнаружено пе было. Работал передатчик в основном в диапазоне 3 мггц в режиме АЗН. Резистор нере- - горал не сразу, постепенно рос­ ло его омическое сопротивле­ ние, и при величине около 1500 ом он разваливался. При этом на советах капитанов вы­ ступающие сообщали, что нас стало хуже слышно. Встроенные приборы ухуд­ шение качества работы РПУ не отмечали. Запасных резисто­ ров больше не было. Поэтому пришлось искать заменитель. Им оказались два элемента из электрогрелки 220 вольт 500 ватт, соединенных после­ довательно. Каждая секция оказалась равной 310 ом. К то­ му же обе секции свободно по­ мещаются в блок УМ без ка­ ких-либо переделок. С этим и з­ менением РПУ работало нор­ мально, режим не нарушался. За два рейса «Корвет» отрабо­ тал восемь месяцев. Причиной выхода из строя Р-1 считаю малую мощность резисторов ТВО-бО и система­ тическое понижение изоляции антенн (по правилам эксплуа­ тации изоляция антенн должна быть не менее 500 ком). На промежуточных, часто­ тах РПУ настраивалось на глав­ ную или резервную антенны. Радиопередающее устройст­ во «Бриг». В нем за два меся­ ца эксплуатации в четырех ламповых панелях вышли из строп вмонтированные резисто­ ры и емкости. Причиной выхо­ да их из строя считаю ухудше­ ние вентиляции. Для преду­ преждения этого необходимо систематически чистить пыле­ вые фильтры. Также считаю необходимым поток воздуха от РПУ направлять за пределы радиорубки, так как после его получасовой работы темпера­ тура в рабочем помещении под­ нимается выше 25 градусов и понижается работоспособность радиооператора. То же самое необходимо предусмотреть и в РПУ «Корвет>. «Бриг» и «Корвет» от 4 мггц и выше работали на десятимет­ ровую штыревую антенну. По­ пытки работать на главную ан­ тенну через согласовывающий трансформатор эффекта не да­ ли. В первом рейсе — с января по июнь 1973 года радиопере­ дающее устройство испытыва­ лось в разных режимах. В те­ леграфном режиме разницы в оаботе (силы сигнала), по за­ явлению южных радиоцентров, не наблюдалось, за исключе­ нием редких дней плохого про­ хождения. В микрофонном режиме связь устанавливалась с мо­ сковской радиостанцией в ре­ жимах АЗН , АЗИ и АЗА . По заявлению радиостанции, каче­ ство и сила сигнала лучше в режиме АЗН. При работе с БМРТ «Пассат-2-> в режиме телефонии было установлено, что связь устойчивее в режиме АЗИ. Во втором рейсе с июля 1973 года по январь 1974 года наблюдалась неустойчивая связь, когда судно шло тралом «восток—запад». Это можно объяснить тем, что обе штыревые антенны распо­ ложены на левом борту. К то­ му же «Бриг» и «Корвет» рас­ считаны на специальные ан­ тенны ШПА, которых на судне не было. Радиопередающее устройст­ во «Муссон». Особые неприят­ ности оно представляет, когда значительно понижается изоля­ ция антенны. Даже при изоля­ ции в 5 0 0—600 ком заметно ухудшается автонастройка РПУ, поэтому необходимо держать изоляцию антенны не mnffe одного мгом. При эксплуатации РПУ «Бриг», «Корвет» и «Mvccoift проявились специфические осф бенности, на которые я обра­ щаю внимание товарищей По профессии. В первую очереди необходимо следить за изоляци­ ей антенны. Для того чтобы она была надежной, необходима регулярная4 чистка пылевых фильтров.' Обязателен регулярный конт­ роль режима по встроенным приборам в блоках усилителй мощности, задающего генерато­ ра, блока питания и прибору отдачи. Надо следить за чистотой печатных плат, при наличии пыли удалять ее флейцевой кистью, смоченной в спирте, следить за чистотой монтажа. Следует обращать внимание на четкое срабатывание высоко­ частотных реле в блоке реле. При наличии в комплекте радиопередающих устройств «Бриг» и «Корвет» самый удобный способ отыскания не­ исправности — метод сравне­ ния или замены блоков из одно­ го передающего устройства в другой. В. ВИХРОВ, радиотехник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz