Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

ПУЛЬС ПРОМЫСЛА Транспортный СРТ «Буг­ рино» ходко идет на выход из Кольского залива. С плы­ вущих мимо зеленых берегов ветерок доносит терпкие за­ пахи заполярного лета. Наш курс лежит в Мотов- саий залив, затем в район промысла, а оттуда — в порт Териберку. Оба наши трюма до отказа забиты снабжением для ры­ баков: банкотара под рыб­ ные консервы и тресковую печень, кислородные балло­ ны для электросварки, разно­ родный металл и приборы, ^ з е ж и е газеты и журналы, а ™ 1 авпое — письма. Все это ждут в море. На мостике капитан Алек­ сандр Степанович Никулин нетерпеливо посматривает на часы, потом отдает приказ по переговорной трубе: «Дед, опять обороты занижаешь? Давай полные, времени в об­ рез». «Дед» с расстановкой от­ вечает: «Тише едешь — дальше будешь, Степаиыч. Вот прогреем главный как следует, тогда дадим». СРТ-17 «Бугрино» под командованием капитана Ни­ кулина ни разу не приходил в порт без выполнения пла­ на. Когда-то в юносги Нику­ лин был капитаном команды велогонщиков. Очевидно, с тех пор у него осталось выра­ жение: «Ребята, все цветы будут нашими!» И действительно, много лет подряд СРТ-17 брал при­ зовые места по вылову рыбы там, где не могли ловить остальные. И это естествен* но, ибо Никулин в совер­ шенстве изучил районы промысла, особенности грун­ тов. Ведь к каждому грунту нужна своя схема нижней подборы трала, свой угол атаки распорных досок, свое время траления, свои Э К З А М Е Н В Ы Д Е Р Ж А Н рЫ Б А К А М встретить свой * праздник на берегу при­ ятно. И нам, конечно, тоже. (Тем более, что встречаем мы его, как говорится, со спокой­ ной душой. На нашем трудовом календаре — уже октябрь. И не приходится сомневаться в том, что задание четвертого го­ да щ,тилетки выполним досроч­ но.” Последний рейс — вернулись мы в середине первой декады июля — был проверкой на спло­ ченность экипажа, на товарище­ ство и взаимовыручку, в конеч­ ном счете на все то, что стоит за словом «сложный рейс». Рейсовое задание диктовало Дать 391 тонну продукции в полуфабрикате. Изготовили — (В87 тонн. С планом девяти ме­ сяцев справились досрочно, очень недалеко и до выполнения годового задания четвертого го­ да пятилетки. Ходил на нашел! «Новомо­ сковске» старшим мастером ло­ ва Анатолий Тихонович Мака- ®юк. Сейчас он в отпуске. От­ личный промысловик, награж­ ден в этом году орденом «Знак дочета». Лучшей аттестации, ио-моему, не требуется. Но Ана­ толия Тихоновича с нами не было. Старшим мастером лова фел ею бывший ученик, быв­ ший помощник, коммунист Ге- * ргий Михайлович Клепаков. 'ралмейстеров было два: второй *-> Анатолий Николаевич Ба- бенко. Славные моряки! Ничего не Скажешь. Условия промысла <5 ылн ^ £ . из легких, по норме м ож !!^ было израсходовать шесть тралов. Мы израсходова­ ли два. Итог — колхозу сэко­ номлено более шести тысяч руб­ лей. Рейс был не короткий, так что, работая с плавбазами, сда­ вали рыбу на промысле. Отлич­ нейший контакт был у нас с мо­ ряками плавбазы «Севрыба». Полтора месяца проработали мы вместе, бок о бок. Отличная об­ работка, все действия к тому, чтобы мы не теряли промысло­ вое время, — вот стиль работы экипажа, руководит которым Виталий Парфенович Пролей- чик. Технолог судна — Беглов Эдуард Михайлович. На собра­ нии решением всего экипажа на­ шего с?диа мы составили и по­ слали им нашу товарищескую благодарность. Рыба шла, как говорится, на­ валом. Не было проблемы пой­ мать, была проблема убрать. Вот тут экипажу экзамен на вы­ ручку. Тралмейстер Клепаков за рыбоделом был лучшим. Со У1мерочным ножом отменную рыбацкую сноровку показал Saco.toMHi; Николай Егорович Огородников. А^матрое первого тельно первый класс! По сути дела — правая рука командира. Все знает, умеет. За что ни возьмется, все будет исполнено в лучшем виде. На такого мож­ но положиться. Хорошо работали на рубке голов матросы тт. Бурсин и Ефимов. И в штурманской рубке, и на палубе за рыбоделом — везде, как нельзя лучше «приходился ко двору» третий штурман Ни­ колай Владимирович Палкин. Его опытная рука промысло­ вика чувствовалась! На среднем рефрижератор­ ном траулере уборки немало. К чести юнги Михаила Шайтано- ва нужно сказать, что его ста­ рательность, а отсюда и чистота на судне, были явлением зако­ номерным. Но мало этого: юнга — днем, а повар Виктор Григорьевич Куликов — ночью выходили на палубу и становились за рыбо- дел. Я же говорю — денечки были «жаркие»! Бало такое дело, что старшие механики менялись у нас, как... кадры в кино. Но вот пришел Александр Николаевич Кордю- ков. Постоянный механик. При­ шел хозяин! И это стало видно сразу. Под его руководством механики отрегулировали глав­ ный двигатель, ваероукладчик не работал — наладили. Почув­ ствовалось, что пришел чело­ век, знающий, любящий свое дело, и попало оно в надежные руки. (Окончание на 4 стр.). обороты двигателя, а также еще много «своего», позаим­ ствованного из личных архи­ вов старых капитанов. НА СНИМКЕ: старший механик А. Н. Кордюков. Через шесть часов подхо­ дим к губе Эйна Мотовского залива, где нас ожидают два БМРТ: «Лазурный» и «Са­ лют». Они собираются идти в район облова трески. Связываемся с ними по УКВ «Акация»: — «Бугрино» —• «Лазур­ ному»! На приеме! — Говорит капитан «Ла­ зурного». Ждем вас с нетер­ пением. рыба не ждет. Захо­ дите на швартовку к нашему левому борту, у нас все го­ тово. — Добро. Заходим. й сразу по судовой тран­ сляции команда: — Экипажу приготовиться к швартовке! Отдать кранцы правого борта! Через несколько минут над нашей палубой нависает гру­ зовая стрела «Лазурного». Началась выгрузка. Парни работают с огоньком, с задо­ ром. Соревнуемся с рыбака­ ми по выгрузке стропов. — Быстрее, еще быстрее! Через полтора часа все за­ копчено. Отдаем швартовы. Даем три прощальных гудка. Желаем экипажам «Лазур­ ного» и «Салюта» удачной рыбалки. Истошно голосят чайки, ныряя в кильватерный бурун. Небо хмурится, поливая море дождевыми зарядами. Ветер и волна нордостовые в пять баллов. По палубе протянуты штормовые леера. Мерно, в такт качке, поскрипывает штурвал в руках рулевого. Через двое суток на гори­ зонте показались дымки. Подходим к месту промысла. Нам повезло. Погода утихла, волна улеглась. Можно под­ ходить к судам под выгруз­ ку. За 12 часов отгрузили снабжение трем БМРТ. Все в бешеном темпе. Все боятся потерять лишнее траление. Матросы устали. Организо­ вана подвахта из штурманов и механиков. Вызываем на связь капита­ на БМРТ «Зеленец»: — Какая рыбалка? Как план? — Рыбалка средняя, но настроение экипажа боевое. Думаем встретить День ры­ бака новыми успехами. Тепло прощаемся с моря­ нами. Входим в губу Терибер- скую. Наш басовитый гудок долго перекликается с высо­ кими скалами, окружающими бухту. Небольшой рыбоза­ вод и судоремонтные мастер­ ские выполняют большую работу по обработке и ре­ монту судов «Мурмансель- ди», местного рыбацкого колхоза и других организа­ ций. Работа местных судоре­ монтных мастерских отли­ чается качественностью и выполнением в срок. Глав­ ный инженер Александр Пан- •телеевич Качан рассказал нам о лучших людях порта, о тех. кто идет .впереди. Но вот закончена разгруз­ ка и в Териберке. Нам пора в Мурманск. Удаляются де­ ревянные причалы малень­ кого трудолюбивого порта. Хочется сказать и мы го­ ворим рыбакам и всем, кто с ними связан общей работой: — Радостного труда вам, • труженики моря! Пусть не знают усталости ваши боль­ шие и добрые руки! Репортаж вел Е. ВОЕВО­ ДА, второй штурман СРТ-17 «Бугрино». БОГАТСТВА ТЕПЛОГО Если от станции Шонгуй уда­ литься вправо на три—четыре километра, встретится на пути ручей. Не знаю, откуда берет он начало, как называется, но точ­ но известно, что там, в ручье, водится форель. Какая же мука поймать ее. И какое наслажде­ ние. Бурлит вода у валунов, будто специально рассыпанных в рус­ ле. Подойти к такому месту можно только в болотных сапо­ гах (на форелевый лов иначе и не ходят). Кажется, рядом и по­ суше, и берег ровнее, а все, кто с удочками, торчат там, среди валунов. Взмах длинным удилищем, поплавок с леской аккуратно приводнился в «заданной точ­ ке». Секунды спокойно держит­ ся на воде, потом — нырь — подсекай. Нет, опоздал. Форель осторожна, быстра. Реакция у рыбака должна быть мгновен­ ной. Опытным удается. Прибавля­ ется в садке улов царской рыбы — форели. Впрочем, та, что во­ дится под Шонгуем, не царская. Обычная ручьевая. А есть еще проходная, откармливающаяся в море* Два столетия назад аме­ риканцы получили гибрид путем скрещивания ручьевой и про­ ходной. Назвали новый вид фо­ релью радужной, В царствование Елизаветы Петровны в местечке Ропша, что под Ленинградом, по распо­ ряжению императрицы был раз­ бит огромный парк. Сюда доста­ вили партию американской ра­ дужной форели. С тех пор и стали называть ее царской ры­ бой. Накануне Дня рыбака мур­ манчане смогли по достоинству оценить вкусовые качества ра­ дужной форели, выращенной в Мурманской области. Только не надо сетовать, что на прилавках КАНАЛА специализированных магазинов ее пока еще мало. Это первые плоды трудного эксперимента, начавшегося год назад. Неизвестно, когда еще и в каком количестве мы увидели бы форель на своем столе, если бы не энтузиазм, беспокойство, любовь к делу Киры Александ­ ровны Юдиной, начальника то­ варного отдела недавно органи­ зованного объединения «Мур­ ман». иижеиераихтиолога Га­ лины Васильевны Кухтиной, мастера-рыбовода Нины Михай­ ловны Шараповой, рабочих-ры- боводов Людмилы Минаевой, Любови Пахомовой и других, кто участвовал в эксперименте. В середине июня прошлого года Кира Александровна дого­ ворилась о выделении «Мурма- ну» одной тысячи мальков (ве­ сили каждый 5—8 граммов) р а ­ дужной форели. Самолетом мальков, сопровождаемых Гали­ ной Васильевной, доставили в Мурманск, пустили в семужьей тоне на Коле. Приживутся ли, есть ли смысл затевать новое дело, — вот что интересовало. И за пер­ вые хлопоты были вознаграж­ дены с лихвой. В октябре фо­ рель на богатом семужьем кор­ ме стала в весе гораздо «со­ лиднее», чем до путешествия. Рассказывает К. А. Юдина: — У форели своенравные требования к среде, где она жи­ вет. Холодно — у нее пони­ жается жизненный тонус. Нам известна температура, при кото­ рой царская рыба чувствует се­ бя особенно хорошо. Потому и решили те экземпляры, что вы­ растили в Коле, поместить (с дальним прицелом) в разные во­ доемы. Двести штук в октябре оставили в Тюва-губе в бассей­ не с морской водой, охлаждаю­ щейся медленнее, чем пресный Кольский. Такое же количество оставнли на прежнем местожи­ тельстве — интересно, как все же перенесет зимовку, что из этого пол>чится. Лучший ва­ риант. конечно, найти бассейн с высокой температурой. Скажу уже от себя. Кольский полуостров — не Исландия, не Курилы или другие подобные места, где среди зимы можно искупаться в горячих водах гейзеров. Так откуда же взять теплые воды? Нашли. Тот слу­ чай, когда разумно соседствует промышленность и подсобные хозяйства. В Зашейке на стадии пуска была Кольская атомная электро­ станция. По проекту от нее идет теплая вода. По специальному отводу. Его назвали теплым ка­ налом. (Когда идет автобус 8 Полярные зори — город атом­ щиков, он делает остановку у теплого канала). Сюда, в канал и привезла Га­ лина Васильевна Кухтина в се­ редине октября 1973 года остальных пятьсот радужных форелей. ...Представьте северный ок­ тябрь. Открытый для ветров мыс озера Имандра. В этом ме­ сяце в ближайших соснах, елях гуляет северка, бывает со сне­ гом. Неуютнее места нет. Тех пятьсот форелей спустили в садках в теплый канал. В пер­ вую октябрьскую ночь Галина Васильевна осталась сторожем на берегу. Развела костерок — руки, ноги согреть и, наверное, зверя отпугнуть — лес-то ря­ дом. С этого и начинался путь фо­ рели, выращенной в теплом ка­ нале, до магазина. (Окончание на 4 стр.). [ О Д Н А Н А С О Т Н И М И Л Ь мласса Александр Леонов! Вот УЖ первый класс, так действи- Над морем вновь белеют облака, Нан лебеди в синеющей дали., И мы встречаем Праздник рыбак»! „.Но «новь суда на промысел ушли. Им вновь идти в далекие края. Пусть ласково суда встречает штиль» Ведь всех их помнит Родина мов, Ока одна — на много сотен миль. Пусть многие сейчас в седой дали. И, может быть, сейчас у них аврал. ...Опять суда на промысел ушли. Опять идет ■ глубины моря трал. И пусть вокруг — нездешние края, { ■ Им встретится еще не скоро 5 штиль, ; Ж Но всех их помнит Родина Е• МОЯ, * и Ома ©#на — на много сотен j миль. « т к. ильин. 5 !***»*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz