Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.
ПУЛЬС ПРОМЫСЛА Транспортный СРТ «Буг рино» ходко идет на выход из Кольского залива. С плы вущих мимо зеленых берегов ветерок доносит терпкие за пахи заполярного лета. Наш курс лежит в Мотов- саий залив, затем в район промысла, а оттуда — в порт Териберку. Оба наши трюма до отказа забиты снабжением для ры баков: банкотара под рыб ные консервы и тресковую печень, кислородные балло ны для электросварки, разно родный металл и приборы, ^ з е ж и е газеты и журналы, а ™ 1 авпое — письма. Все это ждут в море. На мостике капитан Алек сандр Степанович Никулин нетерпеливо посматривает на часы, потом отдает приказ по переговорной трубе: «Дед, опять обороты занижаешь? Давай полные, времени в об рез». «Дед» с расстановкой от вечает: «Тише едешь — дальше будешь, Степаиыч. Вот прогреем главный как следует, тогда дадим». СРТ-17 «Бугрино» под командованием капитана Ни кулина ни разу не приходил в порт без выполнения пла на. Когда-то в юносги Нику лин был капитаном команды велогонщиков. Очевидно, с тех пор у него осталось выра жение: «Ребята, все цветы будут нашими!» И действительно, много лет подряд СРТ-17 брал при зовые места по вылову рыбы там, где не могли ловить остальные. И это естествен* но, ибо Никулин в совер шенстве изучил районы промысла, особенности грун тов. Ведь к каждому грунту нужна своя схема нижней подборы трала, свой угол атаки распорных досок, свое время траления, свои Э К З А М Е Н В Ы Д Е Р Ж А Н рЫ Б А К А М встретить свой * праздник на берегу при ятно. И нам, конечно, тоже. (Тем более, что встречаем мы его, как говорится, со спокой ной душой. На нашем трудовом календаре — уже октябрь. И не приходится сомневаться в том, что задание четвертого го да щ,тилетки выполним досроч но.” Последний рейс — вернулись мы в середине первой декады июля — был проверкой на спло ченность экипажа, на товарище ство и взаимовыручку, в конеч ном счете на все то, что стоит за словом «сложный рейс». Рейсовое задание диктовало Дать 391 тонну продукции в полуфабрикате. Изготовили — (В87 тонн. С планом девяти ме сяцев справились досрочно, очень недалеко и до выполнения годового задания четвертого го да пятилетки. Ходил на нашел! «Новомо сковске» старшим мастером ло ва Анатолий Тихонович Мака- ®юк. Сейчас он в отпуске. От личный промысловик, награж ден в этом году орденом «Знак дочета». Лучшей аттестации, ио-моему, не требуется. Но Ана толия Тихоновича с нами не было. Старшим мастером лова фел ею бывший ученик, быв ший помощник, коммунист Ге- * ргий Михайлович Клепаков. 'ралмейстеров было два: второй *-> Анатолий Николаевич Ба- бенко. Славные моряки! Ничего не Скажешь. Условия промысла <5 ылн ^ £ . из легких, по норме м ож !!^ было израсходовать шесть тралов. Мы израсходова ли два. Итог — колхозу сэко номлено более шести тысяч руб лей. Рейс был не короткий, так что, работая с плавбазами, сда вали рыбу на промысле. Отлич нейший контакт был у нас с мо ряками плавбазы «Севрыба». Полтора месяца проработали мы вместе, бок о бок. Отличная об работка, все действия к тому, чтобы мы не теряли промысло вое время, — вот стиль работы экипажа, руководит которым Виталий Парфенович Пролей- чик. Технолог судна — Беглов Эдуард Михайлович. На собра нии решением всего экипажа на шего с?диа мы составили и по слали им нашу товарищескую благодарность. Рыба шла, как говорится, на валом. Не было проблемы пой мать, была проблема убрать. Вот тут экипажу экзамен на вы ручку. Тралмейстер Клепаков за рыбоделом был лучшим. Со У1мерочным ножом отменную рыбацкую сноровку показал Saco.toMHi; Николай Егорович Огородников. А^матрое первого тельно первый класс! По сути дела — правая рука командира. Все знает, умеет. За что ни возьмется, все будет исполнено в лучшем виде. На такого мож но положиться. Хорошо работали на рубке голов матросы тт. Бурсин и Ефимов. И в штурманской рубке, и на палубе за рыбоделом — везде, как нельзя лучше «приходился ко двору» третий штурман Ни колай Владимирович Палкин. Его опытная рука промысло вика чувствовалась! На среднем рефрижератор ном траулере уборки немало. К чести юнги Михаила Шайтано- ва нужно сказать, что его ста рательность, а отсюда и чистота на судне, были явлением зако номерным. Но мало этого: юнга — днем, а повар Виктор Григорьевич Куликов — ночью выходили на палубу и становились за рыбо- дел. Я же говорю — денечки были «жаркие»! Бало такое дело, что старшие механики менялись у нас, как... кадры в кино. Но вот пришел Александр Николаевич Кордю- ков. Постоянный механик. При шел хозяин! И это стало видно сразу. Под его руководством механики отрегулировали глав ный двигатель, ваероукладчик не работал — наладили. Почув ствовалось, что пришел чело век, знающий, любящий свое дело, и попало оно в надежные руки. (Окончание на 4 стр.). обороты двигателя, а также еще много «своего», позаим ствованного из личных архи вов старых капитанов. НА СНИМКЕ: старший механик А. Н. Кордюков. Через шесть часов подхо дим к губе Эйна Мотовского залива, где нас ожидают два БМРТ: «Лазурный» и «Са лют». Они собираются идти в район облова трески. Связываемся с ними по УКВ «Акация»: — «Бугрино» —• «Лазур ному»! На приеме! — Говорит капитан «Ла зурного». Ждем вас с нетер пением. рыба не ждет. Захо дите на швартовку к нашему левому борту, у нас все го тово. — Добро. Заходим. й сразу по судовой тран сляции команда: — Экипажу приготовиться к швартовке! Отдать кранцы правого борта! Через несколько минут над нашей палубой нависает гру зовая стрела «Лазурного». Началась выгрузка. Парни работают с огоньком, с задо ром. Соревнуемся с рыбака ми по выгрузке стропов. — Быстрее, еще быстрее! Через полтора часа все за копчено. Отдаем швартовы. Даем три прощальных гудка. Желаем экипажам «Лазур ного» и «Салюта» удачной рыбалки. Истошно голосят чайки, ныряя в кильватерный бурун. Небо хмурится, поливая море дождевыми зарядами. Ветер и волна нордостовые в пять баллов. По палубе протянуты штормовые леера. Мерно, в такт качке, поскрипывает штурвал в руках рулевого. Через двое суток на гори зонте показались дымки. Подходим к месту промысла. Нам повезло. Погода утихла, волна улеглась. Можно под ходить к судам под выгруз ку. За 12 часов отгрузили снабжение трем БМРТ. Все в бешеном темпе. Все боятся потерять лишнее траление. Матросы устали. Организо вана подвахта из штурманов и механиков. Вызываем на связь капита на БМРТ «Зеленец»: — Какая рыбалка? Как план? — Рыбалка средняя, но настроение экипажа боевое. Думаем встретить День ры бака новыми успехами. Тепло прощаемся с моря нами. Входим в губу Терибер- скую. Наш басовитый гудок долго перекликается с высо кими скалами, окружающими бухту. Небольшой рыбоза вод и судоремонтные мастер ские выполняют большую работу по обработке и ре монту судов «Мурмансель- ди», местного рыбацкого колхоза и других организа ций. Работа местных судоре монтных мастерских отли чается качественностью и выполнением в срок. Глав ный инженер Александр Пан- •телеевич Качан рассказал нам о лучших людях порта, о тех. кто идет .впереди. Но вот закончена разгруз ка и в Териберке. Нам пора в Мурманск. Удаляются де ревянные причалы малень кого трудолюбивого порта. Хочется сказать и мы го ворим рыбакам и всем, кто с ними связан общей работой: — Радостного труда вам, • труженики моря! Пусть не знают усталости ваши боль шие и добрые руки! Репортаж вел Е. ВОЕВО ДА, второй штурман СРТ-17 «Бугрино». БОГАТСТВА ТЕПЛОГО Если от станции Шонгуй уда литься вправо на три—четыре километра, встретится на пути ручей. Не знаю, откуда берет он начало, как называется, но точ но известно, что там, в ручье, водится форель. Какая же мука поймать ее. И какое наслажде ние. Бурлит вода у валунов, будто специально рассыпанных в рус ле. Подойти к такому месту можно только в болотных сапо гах (на форелевый лов иначе и не ходят). Кажется, рядом и по суше, и берег ровнее, а все, кто с удочками, торчат там, среди валунов. Взмах длинным удилищем, поплавок с леской аккуратно приводнился в «заданной точ ке». Секунды спокойно держит ся на воде, потом — нырь — подсекай. Нет, опоздал. Форель осторожна, быстра. Реакция у рыбака должна быть мгновен ной. Опытным удается. Прибавля ется в садке улов царской рыбы — форели. Впрочем, та, что во дится под Шонгуем, не царская. Обычная ручьевая. А есть еще проходная, откармливающаяся в море* Два столетия назад аме риканцы получили гибрид путем скрещивания ручьевой и про ходной. Назвали новый вид фо релью радужной, В царствование Елизаветы Петровны в местечке Ропша, что под Ленинградом, по распо ряжению императрицы был раз бит огромный парк. Сюда доста вили партию американской ра дужной форели. С тех пор и стали называть ее царской ры бой. Накануне Дня рыбака мур манчане смогли по достоинству оценить вкусовые качества ра дужной форели, выращенной в Мурманской области. Только не надо сетовать, что на прилавках КАНАЛА специализированных магазинов ее пока еще мало. Это первые плоды трудного эксперимента, начавшегося год назад. Неизвестно, когда еще и в каком количестве мы увидели бы форель на своем столе, если бы не энтузиазм, беспокойство, любовь к делу Киры Александ ровны Юдиной, начальника то варного отдела недавно органи зованного объединения «Мур ман». иижеиераихтиолога Га лины Васильевны Кухтиной, мастера-рыбовода Нины Михай ловны Шараповой, рабочих-ры- боводов Людмилы Минаевой, Любови Пахомовой и других, кто участвовал в эксперименте. В середине июня прошлого года Кира Александровна дого ворилась о выделении «Мурма- ну» одной тысячи мальков (ве сили каждый 5—8 граммов) р а дужной форели. Самолетом мальков, сопровождаемых Гали ной Васильевной, доставили в Мурманск, пустили в семужьей тоне на Коле. Приживутся ли, есть ли смысл затевать новое дело, — вот что интересовало. И за пер вые хлопоты были вознаграж дены с лихвой. В октябре фо рель на богатом семужьем кор ме стала в весе гораздо «со лиднее», чем до путешествия. Рассказывает К. А. Юдина: — У форели своенравные требования к среде, где она жи вет. Холодно — у нее пони жается жизненный тонус. Нам известна температура, при кото рой царская рыба чувствует се бя особенно хорошо. Потому и решили те экземпляры, что вы растили в Коле, поместить (с дальним прицелом) в разные во доемы. Двести штук в октябре оставили в Тюва-губе в бассей не с морской водой, охлаждаю щейся медленнее, чем пресный Кольский. Такое же количество оставнли на прежнем местожи тельстве — интересно, как все же перенесет зимовку, что из этого пол>чится. Лучший ва риант. конечно, найти бассейн с высокой температурой. Скажу уже от себя. Кольский полуостров — не Исландия, не Курилы или другие подобные места, где среди зимы можно искупаться в горячих водах гейзеров. Так откуда же взять теплые воды? Нашли. Тот слу чай, когда разумно соседствует промышленность и подсобные хозяйства. В Зашейке на стадии пуска была Кольская атомная электро станция. По проекту от нее идет теплая вода. По специальному отводу. Его назвали теплым ка налом. (Когда идет автобус 8 Полярные зори — город атом щиков, он делает остановку у теплого канала). Сюда, в канал и привезла Га лина Васильевна Кухтина в се редине октября 1973 года остальных пятьсот радужных форелей. ...Представьте северный ок тябрь. Открытый для ветров мыс озера Имандра. В этом ме сяце в ближайших соснах, елях гуляет северка, бывает со сне гом. Неуютнее места нет. Тех пятьсот форелей спустили в садках в теплый канал. В пер вую октябрьскую ночь Галина Васильевна осталась сторожем на берегу. Развела костерок — руки, ноги согреть и, наверное, зверя отпугнуть — лес-то ря дом. С этого и начинался путь фо рели, выращенной в теплом ка нале, до магазина. (Окончание на 4 стр.). [ О Д Н А Н А С О Т Н И М И Л Ь мласса Александр Леонов! Вот УЖ первый класс, так действи- Над морем вновь белеют облака, Нан лебеди в синеющей дали., И мы встречаем Праздник рыбак»! „.Но «новь суда на промысел ушли. Им вновь идти в далекие края. Пусть ласково суда встречает штиль» Ведь всех их помнит Родина мов, Ока одна — на много сотен миль. Пусть многие сейчас в седой дали. И, может быть, сейчас у них аврал. ...Опять суда на промысел ушли. Опять идет ■ глубины моря трал. И пусть вокруг — нездешние края, { ■ Им встретится еще не скоро 5 штиль, ; Ж Но всех их помнит Родина Е• МОЯ, * и Ома ©#на — на много сотен j миль. « т к. ильин. 5 !***»*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz