Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

06 ш,ие итоги У ч е б а Т РУДОВЫМИ ПОБЕДАМИ в определяющем году пятилетки ответил на решения декабрь­ ского (1973 года) Пленума ЦК КПСС и Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому наро­ ду коллектив тралового флота. 12 июня выполнен встречный план первого полугодия но выработке ни- щезой продукции, филе, тушки и консервов. В то же время коллективу предстоит еще многое сделать, чтобы успешно справиться с выполнением высоких социалистических обязательств, принятых на 1974 год. Мобилизовать моряков на решение этой задачи — основное направление всей партийно-по­ литической работы. Повышению трудовой и общественной активности, коллектива в значительной мере способствует учеба коммунистов и беспартийных в системах партийного просвещения и .экономического образования. В 1973—74 учебном году в системе партийного про­ свещения занималось 6190 моряков, в их числе 2387 коммунистов. Изучением «Основ экономических знаний» в на­ чальном звене занимались слушатели* 18 школ. В среднем звене было создано 139 школ основ марк­ сизма-ленинизма, причем в 116 занятия проводи­ лись по программе «Основы экономики и управления производством». Закончено изучение темы «Соединение достиже­ ний научно-технической революции с преимущест­ вами социалистической системы хозяйства» в 25 теоретических семинарах. В университете марксизма-ленинизма при Мур­ манском ГК КПСС занималось 142 человека. В закончившемся учебном году моряки более углубленно изучали труды классиков марксизма-ле­ нинизма, а также актуальные проблемы политики КПСС в вопросах экономической, внутренней и внешнеполитической деятельности, изложенные в материалах XXIV съезда партии, апрельского и де­ кабрьского (1973 года) Пленумов ЦК КПСС, итогах визитов Генерального секретаря ЦК КПСС товари­ ща Брежнева Л. И. в США, ФРГ, Францию. Индию и на Кубу. Политическая учеба и экономическое образование коммунистов и беспартийных осуществлялись под непосредственным руководством и контролем пар­ тийного комитета флота. Вопрос «О готовности пар­ тийных организаций к началу нового учебного года» и итоги проведения первых занятий рассматривались на расширенных заседаниях парткома в сентябре и ноябре 1973 года. По рекомендации партийного комитета судовые парторганизации трижды в течение учебного года обсуждали вопросы учебы. Установилась практика постоянных отчетов секретарей партийных организа­ ций и первых помощников капитанов о состоянии политической и экономической учебы, что позволяло партийному комитету держать под контролем ход учебы па кораблях и своевременно оказывать необ- || ходимую помощь. Контроль за ходом учебы в береговых партийных организациях осуществляли в основном члены ме­ тодического совета. Инструкторы парткома тт. Ново- хатко и Мышеловский л другие члены совета в те­ чение года неоднократно посещали занятия, обра­ щая особое внимание на степень активности слуша­ телей, на подготовленносгь к занятиям как пропа­ гандистов, так и слушателей, на тесную связь изу­ чаемого материала с задачами, стоящими перед кол­ лективом. В течение учебного года партком также неодно­ кратно заслушивал вопросы состояния партийного просвещения иа судах флота, рассматривая их во взаимосвязи с решениями XXIV съезда КПСС и по­ становлениями ЦК КПСС «Об улучшении экономи­ ческого образования трудящихся», «Об участии ру­ ководящих и инженерно-технических работников Че­ реповецкого металлургического комбината в идей­ но-политическом воспитании членов коллектива» и «О работе партийной организации Минского трак­ торного завода по повышению воспитательной роли трудовых коллективов». В марте 1974 года на расширенном заседании парткома с приглашением первых помощников ка­ питанов и секретарей парторганизаций судов, стоя­ щих в порту, секретарей береговых парторганиза­ ций был заслушан вопрос «Об организации учебы коммунистов на ВМРТ-412 «Революция» (секретарь парторганизации тов. Синицын). В этом же месяце но рекомендации партийного комитета вопрос «О со­ стоянии и мерах по улучшению учебы в сети пар­ тийного просвещения» был обсужден в большинст­ ве судовых партийных организаций. Решения, принимаемые партийным комитетом, нацеливали парторганизации на использование в практической работе по политическому воспитанию моряков всего лучшего, что накоплено парторгани­ зациями кораблей флота. В системе партийного просвещения и экономиче­ ского образования работало 405 пропагандистов, из них 290 коммунистов. Они стремились привить флотским коммунистам прочные навыки самостоя­ тельной работы с произведениями классиков марк­ сизма-ленинизма, опираясь на которые, они смогли бы более эффективно изучать историю КПСС, по­ литэкономию, философию, научный коммунизм. Качество и действенность проводимой учебы, в первую очередь, зависит от подготовки пропаганди­ стов, от их сознательного, творческого отношения к занятиям, и поэтому партийный комитет уделяет большое внимание их подбору и подготовке. В тече­ ние последних двух лет число пропагандистов с выс­ шим и незаконченным высшим образованием повы­ силось до 75 процентов, и в настоящий момент в большинстве партийных организаций занятия прово­ дят пропагандисты, имеющие хорошую теоретиче­ скую подготовку, большой опыт работы. Ежегодно к началу учебного года проходят под­ готовку в Калининградском институте повышения квалификации и при Мурманском Доме политиче­ ского просвещения свыше ста пропагандистов. Большую помощь з работе пропагандистам оказы ­ вает постоянно действующий семинар при кабинете политпросвещения флота, где, кроме теоретических проблем, уделяется большое внимание вопросам ме­ тодики и практики партийной пропаганды, лектор­ ского мастерства. Занятия проводятся два раза в не­ делю. Для пропагандистов в истекшем учебном году были прочитаны лекции:. «О международном поло­ жении», «Основные направления и задачи идеоло­ гической работы партии на современном этапе», «Основы научной, организации партийной работы и методы повышения ее эффективности» и другие. На семинарах пропагандисты обменивались опы­ том работы. Активно выступали тт. Родии, Грозный. Глазов, Синицын, Сарачкевич и другие. Кабинет политпросвещения обобщает опыт работы лучших пропагандистов и стремится распространить его на все суда. За активную пропаганду марксистско-ленинской теории поощрены пропагандисты тт. Романютии, Стратунов, Дворников, Плющ, Выкодоров, Горчаков и другие. Гдивное — экономика J При организации занятий во всех формах учебы партийные организации учитывали то обстоятельст­ во, что необходимость экономической учебы являет­ ся велением времени, продиктованным поворотом к экстенсивным методам ведения хозяйства и иовы- еиия эффективности общественного производства. В связи с этим была проведена большая разъ яс­ нительная работа о новом подходе,к организации и содержанию экономического образования, которое рассматривалось как неотъемлемая сторона повы­ шения квалификации всех работников. Именно по­ этому из 139 школ основ марксизма-ленинизма 116 занимались по программе «Основы экономики и уп­ равления производством». ч. По программе экономического обучения в трало­ вом флоте занималось также 148 школ коммунисти­ ческого труда, в которых насчитывалось 8502 слу­ шателя. Следует отметить как положительную организа­ цию учебы в школе коммунистического труда на В.МРТ-245 «Жигулевск». В школе занималось 43 человека. Пропагандистами были . назначены член КПСС технолог тов. Сулимин и четвертый помощ­ ник капитана тов. Грачев, которые имеют стаж про­ пагандистской работы более пяти лет, необходимую теоретическую подготовку, опыт работы с людьми. Наличие двух пропагандистов объясняется работой моряков в две смены и невозможностью сбора всех на одно занятие. Слушатели занимались по про­ грамме «Основы экономических знаний», изучали некоторые вопросы международной и внутриполити­ ческой деятельности ЦК КПСС. В программу был включен также обмен и распространение передового опыта. Изучение каждой темы проводилось в форме рас­ сказа пропагандиста, причем рассказ тесно увязы ­ вался с материалом предыдущего занятия. Так, при изучении темы «Оплата груда и материальное сти­ мулирование» пропагандист тов. Сулимин в целях закрепления пройденного материала провел собесе­ дование со слушателями по теме «Научная органи­ зация и дисциплина труда». Слушателям был задан ряд вопросов: что такое НОТ, каково отличие социа­ листической. научной организации от капиталисти­ ческой, что необходимо сделать для организации труда на нашем траулере, какой ущерб наносят на­ родному хозяйству прогулы, как сказывается дисци­ плина труда на итогах работы нашего траулера и другие. В конце собеседования пропагандист обобщил рас­ крытую тему, дополнил выступления слушателей и перешел к рассказу об оплате труда и материальном стимулировании. Необходимо отметить, что данная тема вызывает большой интерес у слушателей, так как изменение в условиях оплаты труда приводит к различным спо­ рам и дискуссиям. Это требует от пропагандиста Серьезной, качественной подготовки, и с этой зада­ чей тов. Сулимин справится. Проверяя наводящими вопросами знания слушателями основных экономи­ ческих законов, пропагандист, исходя из сущности этих законов, разъяснил необходимость более быст­ рого роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Он старался дать слу­ шателям пищу для размышления, вызвать их ак ­ тивность. Иногда на один вопрос отвечало несколько человек, происходило коллективное обсуждение. При проведении занятий по темам: «Организация социалистического соревнования», «Передовой опыт — всем коллективам» пропагандисты использовали работы В. И. Ленина «Как организовать соревнова­ ние», «Очередные задачи Советской власти» и дру­ гие, рассказали об инициаторах соревнования в тра­ ловом флоте, о том, как справляется с выполнением социалистических обязательств коллектив трау­ лера. Слушатели проявили большой интерес к развитию социалистического соревнования как движущей си- ле производственного коллектива. Здесь чувствова­ лась истинная забота моряков за судьбу встречного плана и соцобязательств 1974 года, и не толькд своего, но и флота в целом. В собеседовании приня­ ли активное участие ударники коммунистического труда — консервный мастер тов, Шинкарук, маши- - т р у д у ниет РМУ тов. Терешкиа, матросы тт. Алимов. Бе­ ляев и другие. Раскрывая те$у о развитии социалистического соревнования, моряки поделились опытом работы, приемами труда, , бережного отношения к матери­ альным ценностям. — Необходимо, — сказал матрос тов. Мосьпан, .... так поработать нашему экипажу в этом году, так для этого организовать соревнование, чтобы наш коллектив был одним из лучших на флоте. Занятия в школе коммунистического труда дают свои положительные результаты. 32 моряка борют­ ся за присвоение звания ударника коммунистическо­ го труда, остальные с честью носят это почетное званиё. Коллектив досрочно выполнил план n f чого полугодия, и есть все основания считать, что эклпаж БМРТ «Жигулевск» успешно справится с выполне­ нием социалистических обязательств. Хорошо организована учеба в школах основ марк­ сизма-ленинизма па ПРТ «Прокопьевск», «Запо­ лярный», «Ван-Дейк», БМРТ «Каракумы», «По­ лесье», «Планета», «Свердловск» и многих других. Изучение одной проблемы — два года Как уже говорилось, на флоте в истекшем учеб­ ном году работало 2-5 теоретических семинаров с охватом трехсот слушателей, из которых две трети — коммунисты. Положительный опыт работы в теоретическом се­ минаре накоплен в парторганизации БМРТ «За- волжск», руководил которым первый помощник ка­ питана тов. Старовер. В семинаре занималось 12 человек, почти все коммунисты. На изучение проблемы «Соединение достижений научно-технической революции с пре­ имуществами социалистической системы хозяйства? было отведено два года. Проведение занятий планировалось заранее иа весь год. Так, на октябрь была запланирова­ на тема «Возрастание роли трудящихся как главной производительной силы общества в условиях науч- но-технической революции», ноябрь — «Совершен­ ствование социалистических форм соединения v, ли с производством», декабрь — «Миролюбивый и ре­ волюционный характер внешней политики КПСС» и т. д. Каждый слушатель семинара в течение учебного года выступал с рефератом по одной из тем. При определении кандидатур учитывались интерес слу­ шателей к изучаемым вопросам, их общеобразова­ тельный и культурный уровень. Например, при про­ ведении занятия но теме «Миролюбивый и револю­ ционный характер внешней политики КПСС» зада­ ние подготовить рефераты было дано слушателям тт. Либику, Дубову и Грекову по следующим темам: «Деятельность КПСС по упрочению позиций миро­ вого социализма, всестороннего сотрудничества с социалистическими странами», «Борьба КПСС за утверждение принципов мирного сосуществования, за поворот от «холодной войны» к разрядке напря­ женности», «Классовый, интернациональный харак­ тер внешнеполитического курса КПСС, выработан ный XXIV съездом партии». Второй механик тов. Либик. электрорадионавига­ тор тов. Дубов, технолог тов. Греков имеют высшее образование, достаточный опыт работы с аудиторы ей, интересуются вопросами внешней и внутренней политики нашей партии. Задача им была по плечу. О проведении семинарского занятия были опо­ вещены все члены экипажа за десять дней, объявле­ ны вопросы, была рекомендована литература для подготовки, в частности, работы В. И. Ленина «О праве наций на самоопределение», «О национальной гордости великороссов», «Национальный вопрос в нашей программе», «Марксизм и реформизм», мате­ риалы XXIV съезда КПСС, о 50-летии образования СССР и другие. Интересным и содержательным был реферат тов. Либика. На практических примерах он ярко о>■'-бак­ теризовал деятельность КПСС и братских партий социалистических стран по упрочению позиций ми­ рового социализма, единства действий в экономиче­ ском, научно-техническом и политическом сотрудни­ честве стран — членов СЭВ. Член КПСС тов. Дубов в реферате на тему <;Борь­ ба КПСС за утверждение, принципов мирного сосу­ ществования, за поворот от «холодной войны» к раз­ рядке напряженности» правильно осветил между­ народную деятельность КПСС по осуществлению программы мира, выработанной XXIV съездом пар­ тии, привел конкретные примеры по итогам визитов Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Бреж ­ нева Л, И. в США, ФРГ, Францию и на Кубу. Тов. Дубов подчеркнул, что долг партийной орга­ низации, каждого коммуниста состоит в том, чтобы .мобилизовать моряков, направить усилия профсо­ юзной, комсомольской организаций иа выполнение государственного плана, улучшение коммунистиче­ ского воспитания моряков. Важное значение в этом имеет глубокое изучение речи товарища Брежнева Л. И. на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. ,Техиолог тов. Греков в своем реферате на кон­ кретных примерах раскрыл сущность братской д р и жбы в многонациональной семье советских респуд» лик, интернационального единства народов СССР, классовый, наступательны!! характер внешней поли­ тики КПСС, братскую помощь всем народам, стре* мящнмся идти по пути мира и социального прогрес­ са. Семинар.вызвал большой' интерес у слушатег было задаио много вопросов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz