Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.
06 ш,ие итоги У ч е б а Т РУДОВЫМИ ПОБЕДАМИ в определяющем году пятилетки ответил на решения декабрь ского (1973 года) Пленума ЦК КПСС и Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому наро ду коллектив тралового флота. 12 июня выполнен встречный план первого полугодия но выработке ни- щезой продукции, филе, тушки и консервов. В то же время коллективу предстоит еще многое сделать, чтобы успешно справиться с выполнением высоких социалистических обязательств, принятых на 1974 год. Мобилизовать моряков на решение этой задачи — основное направление всей партийно-по литической работы. Повышению трудовой и общественной активности, коллектива в значительной мере способствует учеба коммунистов и беспартийных в системах партийного просвещения и .экономического образования. В 1973—74 учебном году в системе партийного про свещения занималось 6190 моряков, в их числе 2387 коммунистов. Изучением «Основ экономических знаний» в на чальном звене занимались слушатели* 18 школ. В среднем звене было создано 139 школ основ марк сизма-ленинизма, причем в 116 занятия проводи лись по программе «Основы экономики и управления производством». Закончено изучение темы «Соединение достиже ний научно-технической революции с преимущест вами социалистической системы хозяйства» в 25 теоретических семинарах. В университете марксизма-ленинизма при Мур манском ГК КПСС занималось 142 человека. В закончившемся учебном году моряки более углубленно изучали труды классиков марксизма-ле нинизма, а также актуальные проблемы политики КПСС в вопросах экономической, внутренней и внешнеполитической деятельности, изложенные в материалах XXIV съезда партии, апрельского и де кабрьского (1973 года) Пленумов ЦК КПСС, итогах визитов Генерального секретаря ЦК КПСС товари ща Брежнева Л. И. в США, ФРГ, Францию. Индию и на Кубу. Политическая учеба и экономическое образование коммунистов и беспартийных осуществлялись под непосредственным руководством и контролем пар тийного комитета флота. Вопрос «О готовности пар тийных организаций к началу нового учебного года» и итоги проведения первых занятий рассматривались на расширенных заседаниях парткома в сентябре и ноябре 1973 года. По рекомендации партийного комитета судовые парторганизации трижды в течение учебного года обсуждали вопросы учебы. Установилась практика постоянных отчетов секретарей партийных организа ций и первых помощников капитанов о состоянии политической и экономической учебы, что позволяло партийному комитету держать под контролем ход учебы па кораблях и своевременно оказывать необ- || ходимую помощь. Контроль за ходом учебы в береговых партийных организациях осуществляли в основном члены ме тодического совета. Инструкторы парткома тт. Ново- хатко и Мышеловский л другие члены совета в те чение года неоднократно посещали занятия, обра щая особое внимание на степень активности слуша телей, на подготовленносгь к занятиям как пропа гандистов, так и слушателей, на тесную связь изу чаемого материала с задачами, стоящими перед кол лективом. В течение учебного года партком также неодно кратно заслушивал вопросы состояния партийного просвещения иа судах флота, рассматривая их во взаимосвязи с решениями XXIV съезда КПСС и по становлениями ЦК КПСС «Об улучшении экономи ческого образования трудящихся», «Об участии ру ководящих и инженерно-технических работников Че реповецкого металлургического комбината в идей но-политическом воспитании членов коллектива» и «О работе партийной организации Минского трак торного завода по повышению воспитательной роли трудовых коллективов». В марте 1974 года на расширенном заседании парткома с приглашением первых помощников ка питанов и секретарей парторганизаций судов, стоя щих в порту, секретарей береговых парторганиза ций был заслушан вопрос «Об организации учебы коммунистов на ВМРТ-412 «Революция» (секретарь парторганизации тов. Синицын). В этом же месяце но рекомендации партийного комитета вопрос «О со стоянии и мерах по улучшению учебы в сети пар тийного просвещения» был обсужден в большинст ве судовых партийных организаций. Решения, принимаемые партийным комитетом, нацеливали парторганизации на использование в практической работе по политическому воспитанию моряков всего лучшего, что накоплено парторгани зациями кораблей флота. В системе партийного просвещения и экономиче ского образования работало 405 пропагандистов, из них 290 коммунистов. Они стремились привить флотским коммунистам прочные навыки самостоя тельной работы с произведениями классиков марк сизма-ленинизма, опираясь на которые, они смогли бы более эффективно изучать историю КПСС, по литэкономию, философию, научный коммунизм. Качество и действенность проводимой учебы, в первую очередь, зависит от подготовки пропаганди стов, от их сознательного, творческого отношения к занятиям, и поэтому партийный комитет уделяет большое внимание их подбору и подготовке. В тече ние последних двух лет число пропагандистов с выс шим и незаконченным высшим образованием повы силось до 75 процентов, и в настоящий момент в большинстве партийных организаций занятия прово дят пропагандисты, имеющие хорошую теоретиче скую подготовку, большой опыт работы. Ежегодно к началу учебного года проходят под готовку в Калининградском институте повышения квалификации и при Мурманском Доме политиче ского просвещения свыше ста пропагандистов. Большую помощь з работе пропагандистам оказы вает постоянно действующий семинар при кабинете политпросвещения флота, где, кроме теоретических проблем, уделяется большое внимание вопросам ме тодики и практики партийной пропаганды, лектор ского мастерства. Занятия проводятся два раза в не делю. Для пропагандистов в истекшем учебном году были прочитаны лекции:. «О международном поло жении», «Основные направления и задачи идеоло гической работы партии на современном этапе», «Основы научной, организации партийной работы и методы повышения ее эффективности» и другие. На семинарах пропагандисты обменивались опы том работы. Активно выступали тт. Родии, Грозный. Глазов, Синицын, Сарачкевич и другие. Кабинет политпросвещения обобщает опыт работы лучших пропагандистов и стремится распространить его на все суда. За активную пропаганду марксистско-ленинской теории поощрены пропагандисты тт. Романютии, Стратунов, Дворников, Плющ, Выкодоров, Горчаков и другие. Гдивное — экономика J При организации занятий во всех формах учебы партийные организации учитывали то обстоятельст во, что необходимость экономической учебы являет ся велением времени, продиктованным поворотом к экстенсивным методам ведения хозяйства и иовы- еиия эффективности общественного производства. В связи с этим была проведена большая разъ яс нительная работа о новом подходе,к организации и содержанию экономического образования, которое рассматривалось как неотъемлемая сторона повы шения квалификации всех работников. Именно по этому из 139 школ основ марксизма-ленинизма 116 занимались по программе «Основы экономики и уп равления производством». ч. По программе экономического обучения в трало вом флоте занималось также 148 школ коммунисти ческого труда, в которых насчитывалось 8502 слу шателя. Следует отметить как положительную организа цию учебы в школе коммунистического труда на В.МРТ-245 «Жигулевск». В школе занималось 43 человека. Пропагандистами были . назначены член КПСС технолог тов. Сулимин и четвертый помощ ник капитана тов. Грачев, которые имеют стаж про пагандистской работы более пяти лет, необходимую теоретическую подготовку, опыт работы с людьми. Наличие двух пропагандистов объясняется работой моряков в две смены и невозможностью сбора всех на одно занятие. Слушатели занимались по про грамме «Основы экономических знаний», изучали некоторые вопросы международной и внутриполити ческой деятельности ЦК КПСС. В программу был включен также обмен и распространение передового опыта. Изучение каждой темы проводилось в форме рас сказа пропагандиста, причем рассказ тесно увязы вался с материалом предыдущего занятия. Так, при изучении темы «Оплата груда и материальное сти мулирование» пропагандист тов. Сулимин в целях закрепления пройденного материала провел собесе дование со слушателями по теме «Научная органи зация и дисциплина труда». Слушателям был задан ряд вопросов: что такое НОТ, каково отличие социа листической. научной организации от капиталисти ческой, что необходимо сделать для организации труда на нашем траулере, какой ущерб наносят на родному хозяйству прогулы, как сказывается дисци плина труда на итогах работы нашего траулера и другие. В конце собеседования пропагандист обобщил рас крытую тему, дополнил выступления слушателей и перешел к рассказу об оплате труда и материальном стимулировании. Необходимо отметить, что данная тема вызывает большой интерес у слушателей, так как изменение в условиях оплаты труда приводит к различным спо рам и дискуссиям. Это требует от пропагандиста Серьезной, качественной подготовки, и с этой зада чей тов. Сулимин справится. Проверяя наводящими вопросами знания слушателями основных экономи ческих законов, пропагандист, исходя из сущности этих законов, разъяснил необходимость более быст рого роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Он старался дать слу шателям пищу для размышления, вызвать их ак тивность. Иногда на один вопрос отвечало несколько человек, происходило коллективное обсуждение. При проведении занятий по темам: «Организация социалистического соревнования», «Передовой опыт — всем коллективам» пропагандисты использовали работы В. И. Ленина «Как организовать соревнова ние», «Очередные задачи Советской власти» и дру гие, рассказали об инициаторах соревнования в тра ловом флоте, о том, как справляется с выполнением социалистических обязательств коллектив трау лера. Слушатели проявили большой интерес к развитию социалистического соревнования как движущей си- ле производственного коллектива. Здесь чувствова лась истинная забота моряков за судьбу встречного плана и соцобязательств 1974 года, и не толькд своего, но и флота в целом. В собеседовании приня ли активное участие ударники коммунистического труда — консервный мастер тов, Шинкарук, маши- - т р у д у ниет РМУ тов. Терешкиа, матросы тт. Алимов. Бе ляев и другие. Раскрывая те$у о развитии социалистического соревнования, моряки поделились опытом работы, приемами труда, , бережного отношения к матери альным ценностям. — Необходимо, — сказал матрос тов. Мосьпан, .... так поработать нашему экипажу в этом году, так для этого организовать соревнование, чтобы наш коллектив был одним из лучших на флоте. Занятия в школе коммунистического труда дают свои положительные результаты. 32 моряка борют ся за присвоение звания ударника коммунистическо го труда, остальные с честью носят это почетное званиё. Коллектив досрочно выполнил план n f чого полугодия, и есть все основания считать, что эклпаж БМРТ «Жигулевск» успешно справится с выполне нием социалистических обязательств. Хорошо организована учеба в школах основ марк сизма-ленинизма па ПРТ «Прокопьевск», «Запо лярный», «Ван-Дейк», БМРТ «Каракумы», «По лесье», «Планета», «Свердловск» и многих других. Изучение одной проблемы — два года Как уже говорилось, на флоте в истекшем учеб ном году работало 2-5 теоретических семинаров с охватом трехсот слушателей, из которых две трети — коммунисты. Положительный опыт работы в теоретическом се минаре накоплен в парторганизации БМРТ «За- волжск», руководил которым первый помощник ка питана тов. Старовер. В семинаре занималось 12 человек, почти все коммунисты. На изучение проблемы «Соединение достижений научно-технической революции с пре имуществами социалистической системы хозяйства? было отведено два года. Проведение занятий планировалось заранее иа весь год. Так, на октябрь была запланирова на тема «Возрастание роли трудящихся как главной производительной силы общества в условиях науч- но-технической революции», ноябрь — «Совершен ствование социалистических форм соединения v, ли с производством», декабрь — «Миролюбивый и ре волюционный характер внешней политики КПСС» и т. д. Каждый слушатель семинара в течение учебного года выступал с рефератом по одной из тем. При определении кандидатур учитывались интерес слу шателей к изучаемым вопросам, их общеобразова тельный и культурный уровень. Например, при про ведении занятия но теме «Миролюбивый и револю ционный характер внешней политики КПСС» зада ние подготовить рефераты было дано слушателям тт. Либику, Дубову и Грекову по следующим темам: «Деятельность КПСС по упрочению позиций миро вого социализма, всестороннего сотрудничества с социалистическими странами», «Борьба КПСС за утверждение принципов мирного сосуществования, за поворот от «холодной войны» к разрядке напря женности», «Классовый, интернациональный харак тер внешнеполитического курса КПСС, выработан ный XXIV съездом партии». Второй механик тов. Либик. электрорадионавига тор тов. Дубов, технолог тов. Греков имеют высшее образование, достаточный опыт работы с аудиторы ей, интересуются вопросами внешней и внутренней политики нашей партии. Задача им была по плечу. О проведении семинарского занятия были опо вещены все члены экипажа за десять дней, объявле ны вопросы, была рекомендована литература для подготовки, в частности, работы В. И. Ленина «О праве наций на самоопределение», «О национальной гордости великороссов», «Национальный вопрос в нашей программе», «Марксизм и реформизм», мате риалы XXIV съезда КПСС, о 50-летии образования СССР и другие. Интересным и содержательным был реферат тов. Либика. На практических примерах он ярко о>■'-бак теризовал деятельность КПСС и братских партий социалистических стран по упрочению позиций ми рового социализма, единства действий в экономиче ском, научно-техническом и политическом сотрудни честве стран — членов СЭВ. Член КПСС тов. Дубов в реферате на тему <;Борь ба КПСС за утверждение, принципов мирного сосу ществования, за поворот от «холодной войны» к раз рядке напряженности» правильно осветил между народную деятельность КПСС по осуществлению программы мира, выработанной XXIV съездом пар тии, привел конкретные примеры по итогам визитов Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Бреж нева Л, И. в США, ФРГ, Францию и на Кубу. Тов. Дубов подчеркнул, что долг партийной орга низации, каждого коммуниста состоит в том, чтобы .мобилизовать моряков, направить усилия профсо юзной, комсомольской организаций иа выполнение государственного плана, улучшение коммунистиче ского воспитания моряков. Важное значение в этом имеет глубокое изучение речи товарища Брежнева Л. И. на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. ,Техиолог тов. Греков в своем реферате на кон кретных примерах раскрыл сущность братской д р и жбы в многонациональной семье советских респуд» лик, интернационального единства народов СССР, классовый, наступательны!! характер внешней поли тики КПСС, братскую помощь всем народам, стре* мящнмся идти по пути мира и социального прогрес са. Семинар.вызвал большой' интерес у слушатег было задаио много вопросов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz