Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

1 Л / А Ж Е Т С Ы8ПИТ- Д р АЖЕТС Я простым и незаметным труд первого помощника * 1 капитана промыслового корабля. И в самом деле — вахт на мостнке или в машинном отделении он не несет, с тех­ нической документацией дела не имеет. Правда, никакой крайне необходимой работы не чурается. Например, авралов, подвахт... Но первый помощник не зря первым и зовется. Он на кораб­ ле полномочный представитель Советской власти, активный боец партии, которому поручено, в силу его высоких волевых, мораль­ ных качеств, ответственное дело — воспитывать моряков. Об одном из таких воспитателей мы сегодня и рассказываем. f КОРАБЛЕЙ Северно- I . го флота уходили добровольцы, созда­ вая ■сводные отряды, кото­ рыми командовали тт. Ста­ ровойтов, Егоров, Ермолен­ ко. Прусенко. Иван Перминов находил­ ся в одном из этих отрядов, которым командовал Ермо­ ленко. сохина, во взводе разведки. З а участие во многих опера­ циях и проявленное муже­ ство был награжден орде­ ном Красной Звезды. После окончания боевых действий на Севере Иван Ти­ хонович участвовал в осво­ бождении многих городов Прибалтики, а на подступах к Калининграду был снова ранен. I И ВАН ИЕРМИНОВ в 1938 году вышел в море в первый свой рейс юнгой. Нелегким было начало. Длинная, как поляр­ ная ночь, вахта, короткий сон и снова — па палубу. Завывание ветра в снастях, жгуче-ледяная волна, ока­ тывающая с головы до ног. й ^стояин ая качка. Снежные Ч |ф яды , такие, что не видать п полутора метрах ничего. Все это изматывало до пре­ дела. Казалось, что не выдер­ жать От былой романтиче­ ской мечты ничего не оста­ лось. А приход в родной порт все перемолол. Первый рейс оставил в сердце свою черточку, которая и соеди­ нила жизнь Ивана Тихонови­ ча с морем неразрывной нитью. После окончания учебно­ курсового комбината — снова море, с его тревогами и заботами. Лицо Ивана Перминова становится заго­ релым, обветренным, и он совсем не похож на того де­ ревенского паренька, сту­ пившего первый раз на палу­ бу судна. В 1039 году Ивана Тихо­ новича призвали на службу в военно-морской флот. А — Тревожное время было тогда, — вспоминает Иван Тихонович. — Ускоренными темпами проходили курс обучения, а летом 1940 года мне было присвоено флот­ ское звание и специальность комендора. Направили на подводные лодки. Запомни­ лись частые тревоги. Бороз­ дили воды морей и океа­ нов вдоль и поперек, ло­ жились на грунт, прослуши­ вали. всплывали под крик чаек и грозное рычанье волн. В нюне 1941 года у север­ ной границы фашисты со­ средоточили 20-ю армию в составе трех армейских кор­ пусов. Для удара по Мур­ манску гитлеровское коман- Н а с т о ящи й ч е л о в е к Г|111МШШ111111Ш11!Н11М11П111Ш!)1!|1Ш1|Ш1ММ111ШШМШ11П!111ШШШ>!ШШ11ШШ11Н1ШШ||>|11М!1ШН11!1ШГ; дование подготовило корпус горных егерей под коман­ дованием генерал пол ковни- ка Дитла. 29 июня 1941 года немец­ кие отборные горно-егер­ ские части, отряды фашист­ ских головорезов «СС», финские дивизии перешли в наступление, стремясь за ­ хватить Мурманск. Непрерывными атаками, круглосуточной бомбарди­ ровкой наших боевых поряд­ ков, тылов, баз армии н Се­ верного флота фашисты пы­ тались сломить героических защитников Советского З а­ полярья. Враг рвался в глубь Кольского полуостро­ ва. к Мурманску. В резуль­ тате боев он был остановлен, а на некоторых участках — отброшен с большими для него потерями. Несколько дней спустя немецкие горно-егерские ча­ сти, отряды «СС» вновь во­ зобновили наступление, форсировали реку Титовку, достигли реки Западная Ли­ ца, просочились на ее во­ сточный берег л ворвались в лощину, названную впослед­ ствии Долиной смерти. Войска 14-й армии, поддер­ жанные десантом, отрядами морской пехоты и артилле­ рией Северного флота, вы­ держали, а потом нанесли мощный удар по противнику, ■— Гитлеровцы и финские егери с тупым упрямством шли на наши еще не подго­ товленные оборонительные рубежи, щедро поливая свин­ цом, — вспоминает он. — Склоны сопок, ущелья были застланы трупами, но фаши­ сты, несмотря ни на что, под крики своих офицеров лезли напролом. Чтобы остановить их и отогнать, нам приходи­ лось много раз ходить в контратаки. Действовали где штыком, а где прикладом, саперной лопаткой или гра­ натой. которых было очень мало. Преследуя их. врыва­ лись в траншеи, занимали выгодные позиции. В минуты затишья фаши­ сты устанавливали громко­ говорители и на всю мощь включали передачи, в кото­ рых предлагали переходить на их сторону, хвастливо передавая ложные, преуве­ личенные сведения о побе­ дах на других фронтах. А после такой моральной обра­ ботки снова и снова прини­ мались бомбить, обстрели­ вать наши окопы... В одном из боев Иван Ти­ хонович был ранен. После излечения снова возвратил­ ся на Северный флот в 12-ю бригаду морской пехоты, где и продолжал воевать под командованием полковника Василия Васильевича Рас- А все начиналось с Тихой Сосны (Продолжение. Нач. на 2 стр.) Пошел Васильев на БМРТ «Никель» вторым механиком, а через два рейса стал старшим -г- йновь по достоинству оценили его знания тех­ ники, любовь к ней, организаторские способ­ ности моряка. Пожалуй, самое любимое для Евгения Дмит­ риевича судно — БМРТ с ярким названием «Лазурный». Быть может, потому, что там при­ шлось хлебнуть немало трудностей? Или при­ чина в том, что к моряку пришла уже настоя­ щая флотская зрелость? Кто знает! Старший механик и сам не может ответить на этот вопрос. ...На «Лазурный* он пришел перед самым отходом. А судно только что из ремонта. Сроч­ но требовались корабли на промысле, и, ви­ дать, поспешили ремонтники, понадеялись на «аиоЬь», допустив брак. Чуткий взгляд «деда» сразу же определил: — Неправильно поставлены маслосъемные кольца на главном двигателе. А это грозит быстрым износом, да вдобавок будет очень большой перерасход масла. Он постучал в каюту капитан-директора. — Да-да, входите! Услышав тревожное сообщение стармеха, капитан коротко спросил: • — Что же вы предлагаете? — Выход один — ремонтироваться в море. ^ Сколько потребуется времени? Разрешите посоветоваться с командой. Капитан директор приподнял ершистые брови: - Хорошо. Потом доложите. Стармех вошел к себе в каю­ ту, присел в кресло. Он нагляд­ но представил себе объем ра­ боты: надо перебрать шесть поршней главного двигателя — по сути дела весь двигатель. И сделать это надо очень быст­ ро —- ведь судно так необходи­ мо на промысле. Каждый час, каждый день — это центнеры, десятки центнеров рыбы. И вдруг в памяти — прозрачный майский день 1953 года, маленький СРТ-849, заводской причал, первый наставник Василий Александ­ рович Враиди и голоса ребят: — ...Поработать и — в море... — Приложим все силы — справимся. От этого воспоминания сделалось как-то хорошо на душе. Невольно подражая Враиди, он рассказал обо всем, не приукрашивая и не сгущая кра­ сок, и долго молчал, с виду даже безучастно слушая моряков. А они говорили, как и ожи­ дал стармех: — Позорно возвращаться в порт не солоно хлебавши... Сделаем как надо! Через полчаса Васильев докладыва ■> капи­ тану: — На ремонт понадобятся сутки. Глаза капитана, встретившие стармеха ко­ лючим взглядом, вдруг потеплели: — Что ж, ляжем в дрейф и ремонтируйте. ...Нелегко это было. Второй механик Виктор Григорьевич Шашков, третий — Анатолий Петрович Айдаров, механик-наладчик Влади­ мир Александрович 'Грошанин — все, и мо­ тористы и машинисты рыбомучной установки, перебирали поршни, кропотливо, четко, узел за узлом, винтик за винтиком. В ИЮНЕ 1946 года Иер- минов возвратился в Мурманск. В те послевоенные годы разру ­ шенный и сожженный Мур­ манск только становился на ноги. Флот, понесший боль­ шие потери в годы войны, имел мало судов, а которые остались, требовали ремон­ та. Но надо было выполнять план п давать стране рыбу. РТ-46 «Лосось» — пер­ вый послевоенный корабль Ивана Тихоновича. Он рабо­ тал тогда консервным масте­ ром. Но находил время вы­ ступать с лекциями перед моряками, уделял много внимания молодым специа­ листам, новичкам в морском деле. Своим трудолюбием, напористостью, стремлени­ ем помочь товарищам во всем и везде коммунист Перминов завоевал большой авторитет среди тружеников флота. Спустя два года его выдвинули на должность первого помощника капита­ на РТ-46 «Лосось». После окончания Ленин­ градской партийной школы Иван Тихонович плавал пер­ вым помощником капитана на РТ-66 «Урал», а затем одним из первых осваивал суда типа БМРТ. Новые корабли, новая техника, но­ вый способ траления — кор­ мовой. Экипаж значительно больше, чем на траулерах- бортовиках. Отсюда и слож­ нее работа по воспитанию моряков, по повышению бое­ витости партийной органи­ зации, комсомольцев, судо­ вого комитета. На 6МРТ-257 «Салты­ ков-Щедрин» деловые и ор­ ганизаторские качества Ива­ на Тихоновича проявились в полной мере. Он учил коман­ диров производства выдерж­ ке не только в промысловом деле, но и в работе с людь­ ми, помогал растить свои кадры, добивался, чтобы мо- ряки овладевали вторыми профессиями. Приходилось ему плавать и на других больших моро­ зильных траулерах, но к «Салтыкову-Щедрину» у него было отношение особое. Все годы семилетки он на­ ходился именно на этом ко­ рабле. Экипаж освоил раз­ ноглубинный лов. Корабль был и остается хорошей пла­ вучей рыбацкой академией. Коллективу 257-го одному из первых в траловом фло­ те присвоено звание экипа- ?ка коммунистического тру­ да. Моряки «Салтыкова- Щедрина» были в числе первых, кто добивался выло­ ва, превышающего 100 ты­ сяч центнеров. Экипаж «Салтыкова- Щедрина» показал себя и к годы восьмой пятилетки и успешно работает в девя-. той И со всеми успехами эки­ пажа тесно связан труд пер вого помощника капитана Ивана Тихоновича Перми­ нова. Труд упорный, творче­ ский, И не случайно Родина отметила его орденами Ленина и Октябрьской рево­ люции, медалями ITo-прежнему не расста­ ется со своим первенцем БМРТ «Салтыков-Щедрин » первый помощник капита­ на И. Т. Перминов. Он всег­ да там, где решается судьба рейсового задания. Дверь его каюты не закрывается. Моряки идут к нему со свои ми радостями и печалями, за разрешением самых раз­ личных вопросов. К тем, ко­ го не уважают, моряки не ходят. Это давно известно. На этом мне и хочется за­ кончить свой рассказ. Я не мастер писать, но все, что сумел рассказать доброго об Иване Тихоновиче, все — от души, Это настоящий че­ ловек, коммунист. В О ИМЯ |М И Р ! с; | I» } I» Ш Р ¥ Ж Б Ы (Окончание на 4 счр С пятого июля проходят и сегодня завершаются в финском го­ роде Рованием» Дни мира Северного калотта. Миролюбивая обще* ственность четырех заполярных областей соседних стран — Финлян* дни, Норвегии, Советского Союза и Швеции собралась, чтобы обсу- дить вопросы укрепления мира, взаимопонимания и сотрудничества на Севере Европы. Первая встреча стран Северного калотта состоялась 12 лет назад по инициативе финских сторонников мира в городе Кеми. Затем та­ кие встречи проходили в Мурманске, Тромсё (Норвегия! и Лулео (Швеция]. Центральным событием нынешнего Северного калотта является конференция мира. В ней участвуют представители различных обще- c iвенных организаций и политических партий, творческих и профес­ сиональных союзов. В Роезнисми состоялись встречи работников сельского хозяйства и рыболовства, оленеводов и теологов и работников печати, рздиа и телевидения, В группе представителей нашей области 120 человек. В Днях мира приняли участие общественные деятели и учены* из Москвы. Ленинграда и Карельской АССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz