Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.
1 Л / А Ж Е Т С Ы8ПИТ- Д р АЖЕТС Я простым и незаметным труд первого помощника * 1 капитана промыслового корабля. И в самом деле — вахт на мостнке или в машинном отделении он не несет, с тех нической документацией дела не имеет. Правда, никакой крайне необходимой работы не чурается. Например, авралов, подвахт... Но первый помощник не зря первым и зовется. Он на кораб ле полномочный представитель Советской власти, активный боец партии, которому поручено, в силу его высоких волевых, мораль ных качеств, ответственное дело — воспитывать моряков. Об одном из таких воспитателей мы сегодня и рассказываем. f КОРАБЛЕЙ Северно- I . го флота уходили добровольцы, созда вая ■сводные отряды, кото рыми командовали тт. Ста ровойтов, Егоров, Ермолен ко. Прусенко. Иван Перминов находил ся в одном из этих отрядов, которым командовал Ермо ленко. сохина, во взводе разведки. З а участие во многих опера циях и проявленное муже ство был награжден орде ном Красной Звезды. После окончания боевых действий на Севере Иван Ти хонович участвовал в осво бождении многих городов Прибалтики, а на подступах к Калининграду был снова ранен. I И ВАН ИЕРМИНОВ в 1938 году вышел в море в первый свой рейс юнгой. Нелегким было начало. Длинная, как поляр ная ночь, вахта, короткий сон и снова — па палубу. Завывание ветра в снастях, жгуче-ледяная волна, ока тывающая с головы до ног. й ^стояин ая качка. Снежные Ч |ф яды , такие, что не видать п полутора метрах ничего. Все это изматывало до пре дела. Казалось, что не выдер жать От былой романтиче ской мечты ничего не оста лось. А приход в родной порт все перемолол. Первый рейс оставил в сердце свою черточку, которая и соеди нила жизнь Ивана Тихонови ча с морем неразрывной нитью. После окончания учебно курсового комбината — снова море, с его тревогами и заботами. Лицо Ивана Перминова становится заго релым, обветренным, и он совсем не похож на того де ревенского паренька, сту пившего первый раз на палу бу судна. В 1039 году Ивана Тихо новича призвали на службу в военно-морской флот. А — Тревожное время было тогда, — вспоминает Иван Тихонович. — Ускоренными темпами проходили курс обучения, а летом 1940 года мне было присвоено флот ское звание и специальность комендора. Направили на подводные лодки. Запомни лись частые тревоги. Бороз дили воды морей и океа нов вдоль и поперек, ло жились на грунт, прослуши вали. всплывали под крик чаек и грозное рычанье волн. В нюне 1941 года у север ной границы фашисты со средоточили 20-ю армию в составе трех армейских кор пусов. Для удара по Мур манску гитлеровское коман- Н а с т о ящи й ч е л о в е к Г|111МШШ111111Ш11!Н11М11П111Ш!)1!|1Ш1|Ш1ММ111ШШМШ11П!111ШШШ>!ШШ11ШШ11Н1ШШ||>|11М!1ШН11!1ШГ; дование подготовило корпус горных егерей под коман дованием генерал пол ковни- ка Дитла. 29 июня 1941 года немец кие отборные горно-егер ские части, отряды фашист ских головорезов «СС», финские дивизии перешли в наступление, стремясь за хватить Мурманск. Непрерывными атаками, круглосуточной бомбарди ровкой наших боевых поряд ков, тылов, баз армии н Се верного флота фашисты пы тались сломить героических защитников Советского З а полярья. Враг рвался в глубь Кольского полуостро ва. к Мурманску. В резуль тате боев он был остановлен, а на некоторых участках — отброшен с большими для него потерями. Несколько дней спустя немецкие горно-егерские ча сти, отряды «СС» вновь во зобновили наступление, форсировали реку Титовку, достигли реки Западная Ли ца, просочились на ее во сточный берег л ворвались в лощину, названную впослед ствии Долиной смерти. Войска 14-й армии, поддер жанные десантом, отрядами морской пехоты и артилле рией Северного флота, вы держали, а потом нанесли мощный удар по противнику, ■— Гитлеровцы и финские егери с тупым упрямством шли на наши еще не подго товленные оборонительные рубежи, щедро поливая свин цом, — вспоминает он. — Склоны сопок, ущелья были застланы трупами, но фаши сты, несмотря ни на что, под крики своих офицеров лезли напролом. Чтобы остановить их и отогнать, нам приходи лось много раз ходить в контратаки. Действовали где штыком, а где прикладом, саперной лопаткой или гра натой. которых было очень мало. Преследуя их. врыва лись в траншеи, занимали выгодные позиции. В минуты затишья фаши сты устанавливали громко говорители и на всю мощь включали передачи, в кото рых предлагали переходить на их сторону, хвастливо передавая ложные, преуве личенные сведения о побе дах на других фронтах. А после такой моральной обра ботки снова и снова прини мались бомбить, обстрели вать наши окопы... В одном из боев Иван Ти хонович был ранен. После излечения снова возвратил ся на Северный флот в 12-ю бригаду морской пехоты, где и продолжал воевать под командованием полковника Василия Васильевича Рас- А все начиналось с Тихой Сосны (Продолжение. Нач. на 2 стр.) Пошел Васильев на БМРТ «Никель» вторым механиком, а через два рейса стал старшим -г- йновь по достоинству оценили его знания тех ники, любовь к ней, организаторские способ ности моряка. Пожалуй, самое любимое для Евгения Дмит риевича судно — БМРТ с ярким названием «Лазурный». Быть может, потому, что там при шлось хлебнуть немало трудностей? Или при чина в том, что к моряку пришла уже настоя щая флотская зрелость? Кто знает! Старший механик и сам не может ответить на этот вопрос. ...На «Лазурный* он пришел перед самым отходом. А судно только что из ремонта. Сроч но требовались корабли на промысле, и, ви дать, поспешили ремонтники, понадеялись на «аиоЬь», допустив брак. Чуткий взгляд «деда» сразу же определил: — Неправильно поставлены маслосъемные кольца на главном двигателе. А это грозит быстрым износом, да вдобавок будет очень большой перерасход масла. Он постучал в каюту капитан-директора. — Да-да, входите! Услышав тревожное сообщение стармеха, капитан коротко спросил: • — Что же вы предлагаете? — Выход один — ремонтироваться в море. ^ Сколько потребуется времени? Разрешите посоветоваться с командой. Капитан директор приподнял ершистые брови: - Хорошо. Потом доложите. Стармех вошел к себе в каю ту, присел в кресло. Он нагляд но представил себе объем ра боты: надо перебрать шесть поршней главного двигателя — по сути дела весь двигатель. И сделать это надо очень быст ро —- ведь судно так необходи мо на промысле. Каждый час, каждый день — это центнеры, десятки центнеров рыбы. И вдруг в памяти — прозрачный майский день 1953 года, маленький СРТ-849, заводской причал, первый наставник Василий Александ рович Враиди и голоса ребят: — ...Поработать и — в море... — Приложим все силы — справимся. От этого воспоминания сделалось как-то хорошо на душе. Невольно подражая Враиди, он рассказал обо всем, не приукрашивая и не сгущая кра сок, и долго молчал, с виду даже безучастно слушая моряков. А они говорили, как и ожи дал стармех: — Позорно возвращаться в порт не солоно хлебавши... Сделаем как надо! Через полчаса Васильев докладыва ■> капи тану: — На ремонт понадобятся сутки. Глаза капитана, встретившие стармеха ко лючим взглядом, вдруг потеплели: — Что ж, ляжем в дрейф и ремонтируйте. ...Нелегко это было. Второй механик Виктор Григорьевич Шашков, третий — Анатолий Петрович Айдаров, механик-наладчик Влади мир Александрович 'Грошанин — все, и мо тористы и машинисты рыбомучной установки, перебирали поршни, кропотливо, четко, узел за узлом, винтик за винтиком. В ИЮНЕ 1946 года Иер- минов возвратился в Мурманск. В те послевоенные годы разру шенный и сожженный Мур манск только становился на ноги. Флот, понесший боль шие потери в годы войны, имел мало судов, а которые остались, требовали ремон та. Но надо было выполнять план п давать стране рыбу. РТ-46 «Лосось» — пер вый послевоенный корабль Ивана Тихоновича. Он рабо тал тогда консервным масте ром. Но находил время вы ступать с лекциями перед моряками, уделял много внимания молодым специа листам, новичкам в морском деле. Своим трудолюбием, напористостью, стремлени ем помочь товарищам во всем и везде коммунист Перминов завоевал большой авторитет среди тружеников флота. Спустя два года его выдвинули на должность первого помощника капита на РТ-46 «Лосось». После окончания Ленин градской партийной школы Иван Тихонович плавал пер вым помощником капитана на РТ-66 «Урал», а затем одним из первых осваивал суда типа БМРТ. Новые корабли, новая техника, но вый способ траления — кор мовой. Экипаж значительно больше, чем на траулерах- бортовиках. Отсюда и слож нее работа по воспитанию моряков, по повышению бое витости партийной органи зации, комсомольцев, судо вого комитета. На 6МРТ-257 «Салты ков-Щедрин» деловые и ор ганизаторские качества Ива на Тихоновича проявились в полной мере. Он учил коман диров производства выдерж ке не только в промысловом деле, но и в работе с людь ми, помогал растить свои кадры, добивался, чтобы мо- ряки овладевали вторыми профессиями. Приходилось ему плавать и на других больших моро зильных траулерах, но к «Салтыкову-Щедрину» у него было отношение особое. Все годы семилетки он на ходился именно на этом ко рабле. Экипаж освоил раз ноглубинный лов. Корабль был и остается хорошей пла вучей рыбацкой академией. Коллективу 257-го одному из первых в траловом фло те присвоено звание экипа- ?ка коммунистического тру да. Моряки «Салтыкова- Щедрина» были в числе первых, кто добивался выло ва, превышающего 100 ты сяч центнеров. Экипаж «Салтыкова- Щедрина» показал себя и к годы восьмой пятилетки и успешно работает в девя-. той И со всеми успехами эки пажа тесно связан труд пер вого помощника капитана Ивана Тихоновича Перми нова. Труд упорный, творче ский, И не случайно Родина отметила его орденами Ленина и Октябрьской рево люции, медалями ITo-прежнему не расста ется со своим первенцем БМРТ «Салтыков-Щедрин » первый помощник капита на И. Т. Перминов. Он всег да там, где решается судьба рейсового задания. Дверь его каюты не закрывается. Моряки идут к нему со свои ми радостями и печалями, за разрешением самых раз личных вопросов. К тем, ко го не уважают, моряки не ходят. Это давно известно. На этом мне и хочется за кончить свой рассказ. Я не мастер писать, но все, что сумел рассказать доброго об Иване Тихоновиче, все — от души, Это настоящий че ловек, коммунист. В О ИМЯ |М И Р ! с; | I» } I» Ш Р ¥ Ж Б Ы (Окончание на 4 счр С пятого июля проходят и сегодня завершаются в финском го роде Рованием» Дни мира Северного калотта. Миролюбивая обще* ственность четырех заполярных областей соседних стран — Финлян* дни, Норвегии, Советского Союза и Швеции собралась, чтобы обсу- дить вопросы укрепления мира, взаимопонимания и сотрудничества на Севере Европы. Первая встреча стран Северного калотта состоялась 12 лет назад по инициативе финских сторонников мира в городе Кеми. Затем та кие встречи проходили в Мурманске, Тромсё (Норвегия! и Лулео (Швеция]. Центральным событием нынешнего Северного калотта является конференция мира. В ней участвуют представители различных обще- c iвенных организаций и политических партий, творческих и профес сиональных союзов. В Роезнисми состоялись встречи работников сельского хозяйства и рыболовства, оленеводов и теологов и работников печати, рздиа и телевидения, В группе представителей нашей области 120 человек. В Днях мира приняли участие общественные деятели и учены* из Москвы. Ленинграда и Карельской АССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz