Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.
щ Ш Щ т т - Чистый, горный воздух, яркое разнотравье альпийских лугов, со сковые боры, минеральные источ ники, целебные грязи — все это давно снискало Кабардино-Балка рии славу страны здоровья. Недавно здесь распахнулись двери нового санатория «Нальчик» (на снимке слева}. Растет крымский город-курорт Евпатория. На снимке справа: новый кор пус санатория «Таврия». {Фотохроника ТАСС). Е ЩЕ не видя ни названия, ни бортового номера, он.как-то сразу угадал «свой» СРТ. Крутобокое судно медленно пока чивалось на волне, которую развел, пробегая яимо, маленький буксир. Капитан встретил моряка настороженным *:зглядом: — Будем знакомы, Враиди Василий Алек сандрович, — он бегло просмотрел направле ние, улыбнулся, — сразу после мореходной )школы и вторым механиком? Новичок развел руками, мол, я тут ни при (йем. — Расскажите коротко о себе. Ответы были лаконичны: 22 года, пятнад цати лет пошел в ремесленное училище, рабо тал токарем в автоколонне. Закончил семь классов вечерней школы и — в Мурманск. Че р е з три года получил диплом механика. Вот и все. I Это было двадцать лет назад. Но до сих пор помнят Евгений Дмитриевич Васильев свой ие'рвый рейс, беседы с капитаном. Нет, юн оказался вовсе не таким уж сухарем, Очерк miiiimiiiiifmmtiiimiiiiimminnmiiiimiii И. Норобов А все начиналось с Тихой Сосны каким представился вначале. Враиди отлично знал не только схемы и механизмы. Он любил «оговорить о литературе, об искусстве, да и доассказы о технике у него были прямо-таки поэтичны, изобиловали множеством интерес ных примеров. На занятиях, которые проводил напитан, скучать никому не приходилось. Умел Василий Александрович как-то легко и -просто подойти к любому моряку, и тот, сам не замечая, «раскрывался» перед ним, расска- еывал о самом заветном. Васильев, как и все очень молодые люди, старался казаться старше, говорил ломающим ся баском. Сейчас ему было даже как-то нелов ко вспоминать еще совсем недавние годы, когда на берегу речушки с поэтическим на званием Тихая Сосна, притоке Дона, он меч тал о белесых туманах и багровых закатах и представлял себя этаким просоленным капи таном с роскошными усами и непременной трубкой в руках. ~ Теперь ему стыдно было признаться в этих грезах даже самому себе, и говорил он нарочи то суховато, сыпал техническими терминами. Это подметил капитан. Он отозвал Васильева: . — Слушай, Дмитрии. Ну, будь ты попроще. Никогда не поверю, что ты не увлекался Александром Грином, не завидовал пятнадца- «ялетнему капитану и не любовался восходом солнца. — Наше дело — техника... — Вот посмотри-ка на небо. А в осеннем-небе, как на громадном бархат ном пологе, были вышиты большие серебряные ввезды. И снова вспомнил молодой механик свои родные донские места... То ли этот короткий разговор повлиял, то ли еще что, но стал Евгений самим собой, все напускное ушло куда-то безвозвратно. А рейс был долгим. Васильев старательно нес вахты, дотошно, до тонкостей изучал ме ханизмы. Случались ошибки, бывали неудачи. 'Доставалось ему тогда от «деда». Но не оби жался, понимал: справедливо. Старался тут Же исправить неудачу. — Ты побольше с рядовыми советуйся, по ближе будь к людям, — говорил стармех. И Евгений, не кичась своими нашивками, частенько обращался к мотористам за помо щью. Но все равно каждую неудачу пережи вал глубоко, даже в порту, забывая о том, сколько он проработал на промысле. Тем ■неожиданнее выл разговор с капитаном. — Вот. Рекомендую назначить тебя стар шим механиком, Евгений Дмитриевич, — впервые назвал его полностью по имени и от честву Враиди, - - напористости у тебя хоть ютбавляй.^^хшиаиШЗешь хорошо, да и с людь ми ладишь, только,f— в голосе Василия Алек сандровича появились ворчливые нотки, — учиться надо дальше, на мореходной школе далеко не уедешь. А пока... засучивай рукава. Ремонтировать надо... ...Ремонт должен был вести судоремонтный завод № 1. Но шли дни, а работы не начина лись. Очень слаба была тогда у завода тех ническая база, не хватало запасных частей, трудновато приходилось и с кадрами. Шли дни. Рыба, по сообщениям с промыс ла, ловилась хорошо, а 849-й стоял в порту с мертвыми главными двигателями. — Что делать? — задал вопрос всей ма шинной команде Василий Александрович, хит ровато глядя каждому прямо в глаза. — А если... — неожиданно пришла мысль Васильеву. — Ну-ну, продолжай, — поощрил капитан. — А если самим попробовать? Ребята зашумели: — Конечно! — Чем без толку стоять в порту, лучше несколько дней поработать и — в море, Выли скептики: — Где уж там не сколько дней, не наше это дело. Но скептиков тут же осадили: — Приложим все си лы — справимся, «Дед» выслушал всех, а потом подыто жил: — Верное решение. А теперь — за работу. В машинной команде были в основном мо лодые ребята, холостя ки. Они, что называет ся, дневали и ночевали на судне. А работа и внрямь была очень сложной. Ох и пришлось Васильеву повозиться с «Петерсами» — так назывались старенькие главные двигатели, которые стояли на СРТ-849. А как капризни чала воздуходувка! Но общими усилиями мо ряки выполнили работу в короткий срок и с высоким качеством — ведь работали для себя, с высокой надежностью. О почине ребят с 849-го узнали в Москве. Он был одобрен в Министерстве рыбного хо зяйства СССР. Вот с тех пор и ходит на фло те не совсем литературное, но очень емкое слово «саморемонт». Оно фигурирует всюду как ремонт своими силами, но моряки расши фровывают это слово короче: «ремонтируем сами». О приказе министра, в котором отмечался почин, Евгений Дмитриевич узнал уже в море, на другом среднем рыболовном траулере. Только за один год работы на флоте он стал «дедом». А это налагало новые обязанности, новые трудности и заботы теперь стояли перед ним. Васильев уже возглавлял целый коллектив и отвечал не только за машину, но и за каж дого человека в отдельности. Надо было не просто «ладить» с людьми, но и воспиты вать их. И он старался передавать морякам знания, пусть небольшой еще опыт, сам учил ся у них, вел беседы не только о технике, но и просто о жизни. Евгений Дмитриевич — теперь уже при знанный старший механик — работал на мно гих СРТ, побывал и у живописных Фарерских островов, и у суровых скал Ян-Майена. Он всего себя отдавал судну, бывало, даже во время стоянки редко оденет праздничный костюм. Порой чувствовал, что не хватает теоретических знаний, несколько раз начинал готовиться к экзаменам в мореходное учили ще. но заедала «текучка». И все же перело мил себя, поступил на заочное отделение «мо реходки», получил диплом и, как он вспомина ет, на целый год застрял на берегу. Васильева назначили строителем, а затем и старшим строителем на плавмастерскую «Резец». Олыт работы на «Резце» очень при годился ему впоследствии, Ведь тогда только начинали осваивать ремонт больших морозиль ных траулеров. А кто. как не ремонтник, от лично знает все узлы и механизмы! И здесь Евгений Дмитриевич с присущей ему дотош ностью ремонтировал механизмы, пристально изучал их. И вот — снова в море, теперь уже на БМРТ, уже коммунистом. И снова все повто рилось, как в самом начале работы на флоте. (Продолжение иа 3-й стр.). Молодые рабочие судоверфи обратились в редакцию с пись мом, в котором просят рассказать, каков порядок предоставления отпусков. Мы выполняем их просьбу. В СООТВЕТСТВИИ со сг. 71 КЗОТ отпуск за первый год работы предоставляется рабочим и служащим по истече нии одиннадцати месяцев непре рывной работы на данном пред приятии, в учреждении, органи зации. До истечения одиннадцати ме сяцев непрерывной работы от пуск по просьбе работника пре доставляется: женщинам перед отпуском по беременности и ро дам и непосредственно после него; рабочим и служащим мо ложе 18 лет; военнослужащим, уволенным в запас и направлен ным на работу в порядке орга низованного набора — по исте чении трех месяцев работы; е других случаях, предусмотренных законодательством. Рабочим и служащим, переве денным из одного предприятия на другое, отпуск может быть предоставлен до истечения один надцати месяцев работы после перевода. Если до перевода ра ботник не проработал 11 меся цев на одном предприятии, то отпуск ему может быть предо ставлен по истечении одинна дцати месяцев работы до и пос ле перевода в общей сложности. Отпуск за второй и последую щие годы работы может предо ставляться в любое время рабо чего года в соответствии с оче редностью предоставления отпу сков, хотя во втором и последу ющих годах работы право на по лучение отпуска также возникает после 11 месяцев работы. Одна ко при составлении графика от пусков допускается предоставле ние отпусков авансом (ст. 12 Правил об отпусках). Предостав ление отпуска авансом позволяет чередовать уход работников в отпуск в различное время года, и тем самым сочетаются интере сы производства и отдельных ра ботников. Не допускается лишь аванси рование отпуска до начала ра бочего года, в счет которого предоставляется отпуск, При составлении графина дол жно быть предусмотрено предо ставление авансом не только ос новного, но и дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда, с ненормиро ванным рабочим днем и на Крайнем Севере. Законодательство не допускает предоставления в натуре непол ного отпуска, пропорционально уже заработанному стажу. По этому и в rex случаях, когда от пуск предоставляется авансом, он должен быть установленной продолжительности и пряность оплачен. ^ 6 законодательстве нет указа ний об обязательном предостав лении в летнее время очередно го отпуска учащимся вечерни* и заочных учебных заведений. Однако в коллективных догово рах содержатся такие условия, и они учитываются при составле нии графика отпусков. Иногда при составлении графи ка оказывается целесообразным предоставить работнику отпуск дважды в течение одного кален дарного или рабочего года, на пример, при переносе отпуска за предыдущий год. Такое предо ставление отпусков не противо речит законодательству. Утвержденный график отпусков обязателен и для администра ции и для работников, Предо» ставление отпусков с отступле нием от графика возможно лишь по договоренности между адми нистрацией и работником. Отпуск подлежит продлению е тех случаях, когда во время от пуска работник (работница) был признан временно нетрудоспо собным в виду болезни. Отпуск, не использованный в текущем рабочем году, должен быть пре доставлен в следующем рабочем году. Соединение отпусков бо лее чем за два года не допуску ется, исключение предусмотрев лишь для работников Крайне* Севера, где разрешается соеди нение отпусков за три года. Р. ГОЛУБЕНКО, юрискон сульт объединения «Судо верфь». В О К Е А Н Е . Фото В. Щукина, ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz