Рыбный Мурман. 1974 г. Июль.

щ Ш Щ т т - Чистый, горный воздух, яркое разнотравье альпийских лугов, со­ сковые боры, минеральные источ­ ники, целебные грязи — все это давно снискало Кабардино-Балка­ рии славу страны здоровья. Недавно здесь распахнулись двери нового санатория «Нальчик» (на снимке слева}. Растет крымский город-курорт Евпатория. На снимке справа: новый кор­ пус санатория «Таврия». {Фотохроника ТАСС). Е ЩЕ не видя ни названия, ни бортового номера, он.как-то сразу угадал «свой» СРТ. Крутобокое судно медленно пока­ чивалось на волне, которую развел, пробегая яимо, маленький буксир. Капитан встретил моряка настороженным *:зглядом: — Будем знакомы, Враиди Василий Алек­ сандрович, — он бегло просмотрел направле­ ние, улыбнулся, — сразу после мореходной )школы и вторым механиком? Новичок развел руками, мол, я тут ни при (йем. — Расскажите коротко о себе. Ответы были лаконичны: 22 года, пятнад­ цати лет пошел в ремесленное училище, рабо­ тал токарем в автоколонне. Закончил семь классов вечерней школы и — в Мурманск. Че­ р е з три года получил диплом механика. Вот и все. I Это было двадцать лет назад. Но до сих пор помнят Евгений Дмитриевич Васильев свой ие'рвый рейс, беседы с капитаном. Нет, юн оказался вовсе не таким уж сухарем, Очерк miiiimiiiiifmmtiiimiiiiimminnmiiiimiii И. Норобов А все начиналось с Тихой Сосны каким представился вначале. Враиди отлично знал не только схемы и механизмы. Он любил «оговорить о литературе, об искусстве, да и доассказы о технике у него были прямо-таки поэтичны, изобиловали множеством интерес­ ных примеров. На занятиях, которые проводил напитан, скучать никому не приходилось. Умел Василий Александрович как-то легко и -просто подойти к любому моряку, и тот, сам не замечая, «раскрывался» перед ним, расска- еывал о самом заветном. Васильев, как и все очень молодые люди, старался казаться старше, говорил ломающим­ ся баском. Сейчас ему было даже как-то нелов­ ко вспоминать еще совсем недавние годы, когда на берегу речушки с поэтическим на­ званием Тихая Сосна, притоке Дона, он меч­ тал о белесых туманах и багровых закатах и представлял себя этаким просоленным капи­ таном с роскошными усами и непременной трубкой в руках. ~ Теперь ему стыдно было признаться в этих грезах даже самому себе, и говорил он нарочи­ то суховато, сыпал техническими терминами. Это подметил капитан. Он отозвал Васильева: . — Слушай, Дмитрии. Ну, будь ты попроще. Никогда не поверю, что ты не увлекался Александром Грином, не завидовал пятнадца- «ялетнему капитану и не любовался восходом солнца. — Наше дело — техника... — Вот посмотри-ка на небо. А в осеннем-небе, как на громадном бархат­ ном пологе, были вышиты большие серебряные ввезды. И снова вспомнил молодой механик свои родные донские места... То ли этот короткий разговор повлиял, то ли еще что, но стал Евгений самим собой, все напускное ушло куда-то безвозвратно. А рейс был долгим. Васильев старательно нес вахты, дотошно, до тонкостей изучал ме­ ханизмы. Случались ошибки, бывали неудачи. 'Доставалось ему тогда от «деда». Но не оби­ жался, понимал: справедливо. Старался тут Же исправить неудачу. — Ты побольше с рядовыми советуйся, по­ ближе будь к людям, — говорил стармех. И Евгений, не кичась своими нашивками, частенько обращался к мотористам за помо­ щью. Но все равно каждую неудачу пережи­ вал глубоко, даже в порту, забывая о том, сколько он проработал на промысле. Тем ■неожиданнее выл разговор с капитаном. — Вот. Рекомендую назначить тебя стар­ шим механиком, Евгений Дмитриевич, — впервые назвал его полностью по имени и от­ честву Враиди, - - напористости у тебя хоть ютбавляй.^^хшиаиШЗешь хорошо, да и с людь­ ми ладишь, только,f— в голосе Василия Алек­ сандровича появились ворчливые нотки, — учиться надо дальше, на мореходной школе далеко не уедешь. А пока... засучивай рукава. Ремонтировать надо... ...Ремонт должен был вести судоремонтный завод № 1. Но шли дни, а работы не начина­ лись. Очень слаба была тогда у завода тех­ ническая база, не хватало запасных частей, трудновато приходилось и с кадрами. Шли дни. Рыба, по сообщениям с промыс­ ла, ловилась хорошо, а 849-й стоял в порту с мертвыми главными двигателями. — Что делать? — задал вопрос всей ма­ шинной команде Василий Александрович, хит­ ровато глядя каждому прямо в глаза. — А если... — неожиданно пришла мысль Васильеву. — Ну-ну, продолжай, — поощрил капитан. — А если самим попробовать? Ребята зашумели: — Конечно! — Чем без толку стоять в порту, лучше несколько дней поработать и — в море, Выли скептики: — Где уж там не­ сколько дней, не наше это дело. Но скептиков тут же осадили: — Приложим все си­ лы — справимся, «Дед» выслушал всех, а потом подыто­ жил: — Верное решение. А теперь — за работу. В машинной команде были в основном мо­ лодые ребята, холостя­ ки. Они, что называет­ ся, дневали и ночевали на судне. А работа и внрямь была очень сложной. Ох и пришлось Васильеву повозиться с «Петерсами» — так назывались старенькие главные двигатели, которые стояли на СРТ-849. А как капризни­ чала воздуходувка! Но общими усилиями мо­ ряки выполнили работу в короткий срок и с высоким качеством — ведь работали для себя, с высокой надежностью. О почине ребят с 849-го узнали в Москве. Он был одобрен в Министерстве рыбного хо­ зяйства СССР. Вот с тех пор и ходит на фло­ те не совсем литературное, но очень емкое слово «саморемонт». Оно фигурирует всюду как ремонт своими силами, но моряки расши­ фровывают это слово короче: «ремонтируем сами». О приказе министра, в котором отмечался почин, Евгений Дмитриевич узнал уже в море, на другом среднем рыболовном траулере. Только за один год работы на флоте он стал «дедом». А это налагало новые обязанности, новые трудности и заботы теперь стояли перед ним. Васильев уже возглавлял целый коллектив и отвечал не только за машину, но и за каж ­ дого человека в отдельности. Надо было не просто «ладить» с людьми, но и воспиты­ вать их. И он старался передавать морякам знания, пусть небольшой еще опыт, сам учил­ ся у них, вел беседы не только о технике, но и просто о жизни. Евгений Дмитриевич — теперь уже при­ знанный старший механик — работал на мно­ гих СРТ, побывал и у живописных Фарерских островов, и у суровых скал Ян-Майена. Он всего себя отдавал судну, бывало, даже во время стоянки редко оденет праздничный костюм. Порой чувствовал, что не хватает теоретических знаний, несколько раз начинал готовиться к экзаменам в мореходное учили­ ще. но заедала «текучка». И все же перело­ мил себя, поступил на заочное отделение «мо­ реходки», получил диплом и, как он вспомина­ ет, на целый год застрял на берегу. Васильева назначили строителем, а затем и старшим строителем на плавмастерскую «Резец». Олыт работы на «Резце» очень при­ годился ему впоследствии, Ведь тогда только начинали осваивать ремонт больших морозиль­ ных траулеров. А кто. как не ремонтник, от­ лично знает все узлы и механизмы! И здесь Евгений Дмитриевич с присущей ему дотош­ ностью ремонтировал механизмы, пристально изучал их. И вот — снова в море, теперь уже на БМРТ, уже коммунистом. И снова все повто­ рилось, как в самом начале работы на флоте. (Продолжение иа 3-й стр.). Молодые рабочие судоверфи обратились в редакцию с пись­ мом, в котором просят рассказать, каков порядок предоставления отпусков. Мы выполняем их просьбу. В СООТВЕТСТВИИ со сг. 71 КЗОТ отпуск за первый год работы предоставляется рабочим и служащим по истече­ нии одиннадцати месяцев непре­ рывной работы на данном пред­ приятии, в учреждении, органи­ зации. До истечения одиннадцати ме­ сяцев непрерывной работы от­ пуск по просьбе работника пре­ доставляется: женщинам перед отпуском по беременности и ро­ дам и непосредственно после него; рабочим и служащим мо­ ложе 18 лет; военнослужащим, уволенным в запас и направлен­ ным на работу в порядке орга­ низованного набора — по исте­ чении трех месяцев работы; е других случаях, предусмотренных законодательством. Рабочим и служащим, переве­ денным из одного предприятия на другое, отпуск может быть предоставлен до истечения один­ надцати месяцев работы после перевода. Если до перевода ра­ ботник не проработал 11 меся­ цев на одном предприятии, то отпуск ему может быть предо­ ставлен по истечении одинна­ дцати месяцев работы до и пос­ ле перевода в общей сложности. Отпуск за второй и последую­ щие годы работы может предо­ ставляться в любое время рабо­ чего года в соответствии с оче­ редностью предоставления отпу­ сков, хотя во втором и последу­ ющих годах работы право на по­ лучение отпуска также возникает после 11 месяцев работы. Одна­ ко при составлении графика от­ пусков допускается предоставле­ ние отпусков авансом (ст. 12 Правил об отпусках). Предостав­ ление отпуска авансом позволяет чередовать уход работников в отпуск в различное время года, и тем самым сочетаются интере­ сы производства и отдельных ра­ ботников. Не допускается лишь аванси­ рование отпуска до начала ра­ бочего года, в счет которого предоставляется отпуск, При составлении графина дол­ жно быть предусмотрено предо­ ставление авансом не только ос­ новного, но и дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда, с ненормиро­ ванным рабочим днем и на Крайнем Севере. Законодательство не допускает предоставления в натуре непол­ ного отпуска, пропорционально уже заработанному стажу. По­ этому и в rex случаях, когда от­ пуск предоставляется авансом, он должен быть установленной продолжительности и пряность оплачен. ^ 6 законодательстве нет указа­ ний об обязательном предостав­ лении в летнее время очередно­ го отпуска учащимся вечерни* и заочных учебных заведений. Однако в коллективных догово­ рах содержатся такие условия, и они учитываются при составле­ нии графика отпусков. Иногда при составлении графи­ ка оказывается целесообразным предоставить работнику отпуск дважды в течение одного кален­ дарного или рабочего года, на­ пример, при переносе отпуска за предыдущий год. Такое предо­ ставление отпусков не противо­ речит законодательству. Утвержденный график отпусков обязателен и для администра­ ции и для работников, Предо» ставление отпусков с отступле­ нием от графика возможно лишь по договоренности между адми­ нистрацией и работником. Отпуск подлежит продлению е тех случаях, когда во время от­ пуска работник (работница) был признан временно нетрудоспо­ собным в виду болезни. Отпуск, не использованный в текущем рабочем году, должен быть пре­ доставлен в следующем рабочем году. Соединение отпусков бо­ лее чем за два года не допуску ется, исключение предусмотрев лишь для работников Крайне* Севера, где разрешается соеди­ нение отпусков за три года. Р. ГОЛУБЕНКО, юрискон­ сульт объединения «Судо­ верфь». В О К Е А Н Е . Фото В. Щукина, ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz