Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.
Первые рейсы Наш СТР-302 <.чСоюз-10» от личается от судов типа СРТ-р и СРТ-м не только конструкци ей. Дело в том, что и методы работы на нем другие, как при промысле с тралом, так и с ко шельковым неводом. Суда но вого типа имеют ряд серьезных преимуществ перед старыми. На них установлены неводовы борочная машина системы «Триплекс», носовое и кормо вое подруливающие устройства, рыбонасос, мощный главный двигатель, кормовой слип для работы с тралом, дистанцион ное управление траловой лебед кой. Судно обладает хорошей маневренностью. Как только «Союз-10» при шел в порт приписки, мы сдела ли короткий рейс для обкатки механизмов и детальной подго товки судна к работе на про мысле. Правильная расстановка лич ного состава, изучение опыта п навыков передовых моряков в их работе с кошельковым нево дом значительно облегчили промысловые будни. Очень много внимания мы уделяли взаимосвязи в работе капитана, его помощников с гидроакустиком, От которого во многом зависит успех. Немалое значение у пас, как и на всех судах, имеет глас ность социалистического сорев нования, мы постоянно инфор мировали всех членов экипажа о том, как работают суда в этом районе, какова промысло вая обстановка, какие выловы у экипажей соседних судов. Наше судно сделало два рей са. Экипаж в основном остался прежний. Каждый раз нам очень помогали судовые специ алисты, которые переходили с корабля на корабль. И благо даря самоотверженному труду экипажа, взаимопомощи, оба раза рейсовое задание было пе рекрыто. Как мы работали? При пере ходе на промысел в первую оче редь думали о правильной рас становке членов палубной команды. Ведь люди бывают разные: один лучше знает эту операцию, другой следующую. Немаловажное значение име ет и инструктаж моряков па лубной команды, тех моряков, которые будут работать с тра ловой лебедкой. Особенностью на судах типа «Союз-10» является то, что при кольцевании невода во время работы задним ходом корма за тягивается в невод и возникает опасность намотки дели на винт. Моряки нашего судна в таких случаях всегда работали бдительно, выбирали наиболее верные курсы для замета по от ношению к ветру (от 50 до 120 градусов правого борта). Свое временно отключали винт и в зависимости от обстановки ста рались не брать «косынку» в «Триплекс» до тех пор. пока не будет отключен винт. Опытом делятся капитаны И И дцд Т Ц О Е Комсомолец Вла- I Е ДИМИР Зарецкий | БМРТ При заметах и штилевую по- = ровен». Профес- году, а также по ветру и при Е сию рыбака он ветре с левого борта предвари- = выбрал два года тельно спускаем мотобот на = назад, воду. К бую он подходит с ле- = В последнем вого борта. Через кормовой = рейсе работал клюз левого борта на мотобот = глазуровщи к о м . подают швартовый конец и при = Труд не из легких, кольцевании мотобот оттягива- Е но Владимир от- ет корму влево, помогая кормо- = лично справлялся вому подруливающему устрой- = го своими обязан- ству. Носовое подруливающее = ностями. устройство мы стараемся ис- = в прошлом рей- пользовать При подходе к бую, S ее ему был при- а также при кольцевании иево- = своен первый да. Здесь нужно быть особенно Е кпасс. Владимир внимательным и при заходе ЕЕ работает на вахтер сливной на левый борт суметь Е котооой руково- немедлеино остановить носовое Е дит _ыб^астев подруливающее устройство, Е «лег Воин В tdv - иначе дель сливной может = л м ' * .... . быть им «засосана». Е социали- Заканчивая кольцевание, вы Е ичвском борку невода мы производим Е новаими Чтобы не было аварийных случаев, очень важно подгото вить,парус в районе левого бор та и кормовой тумбы на пло щадке портала, а по окончании замета и при наличии ветра поднимать парус в зависимости от курса замета. На судах типа «Союз- 10 » можно производить заметы и по ветру и при ветре с левого борта. Но при этом будет за труднено кольцевание невода. При начале замета по ветру мы производили кольцевание без лишней спешки, работая машиной назад - 1.5 - 3.0 в зависимости от силы ветра, под держивая на нем корму, но не переваливая ветер. При этом разворот лопастей регулирует ся в зависимости от обстановки. Кольцевание мы производим, сообразуясь с обстановкой, так, чтобы сливная не заходила да лее траверза района траловой лебедки с левого борта. Обычно при дальнейшем втягивании в невод мы прекращаем кольце вание, отрабатываем назад и кольцевание продолжаем. Осо бенное внимание обращаем на работы при подходе «косынки» к борту, - чтобы избежать на мотки сетей на винт, «косынку» стараемся не брать в «Трип лекс» до отключения винта, оставляя метров 10—15 саран- ца за бортом. Отключение вин та производим лишь тогда, кор 1 да до прихода колец остается метров 80— 100 стяжного тро са. НАКАНУНЕ ПУСКА сорев их вахте при отключенном винте. При Е не °ДнажДы ПРИ: необходимости кормовым под- Е {¥Ж<чалось псрвое руливающим устройством под- Е рабатываем влево. При выбор- Е Рабета молодо* ке невода корма может нахо- Е гв м°Р яка отмене* диться на ветре. При наличии Е н* Р*Д°М ©лаго- ветра иногда используем парус. = Аарностей. Вла- Еслн волнение меньше трех = Зарецкого баллов, выборку невода произ- = *ы и ®иДите на водим по кругу, работая и но- Е <нимке нашего совым и кормовым подрулпва- = фотокоррес п о н* ющими устройствами, а так- Е Дента Б. Щукина, же главным винтом. Е m _ . Заметы лучше всего произ- Е ™ ™ " ® * ™ " * водить на полном ходу в зави- Е симости от продвижения кося- Е ка. Курсы замета также выби- Е раем в зависимости от направ- Е лення ветра и движения кося: Е ка. Наиболее выгодный курсо- Е вой угол от 20 до 30 градусов. Е Дистанция отдачи невода — Е 140-190 метров. | М « ш Д 1 Я Н И -Й « П П Наилучший эффект дает ра- = I I 3 ШШ ! бота с проводником с барабана = "Н -Д ЯШ ЯМ I А траловой лебедки, особенно на = ;: : глубинах 50—60 метров. При Е Ш- * Чй работе с дополнительной нот-= ШШШШк- балкой. с откидывающимся ро- = фЗ ч ликом корма меньше затягива- Е ЩЩ Щ Ш И а Д Ир !Ш 1 | ется в невод. Работая с провод- = :Д £ 1 Я ~ пиком через откидывающийся Е иШ Ш шш аИШ w ш ролик, ставим дополнительно Е трехметровый капроновый трос = Щ • в месте соединения капронозо- Е го конца уреза сливной со стяж-„Е ным тросом. Выстрел для слив- = ТАТАРСКАЯ АССР. Первенец КамАЗа — ремонтно-инструмен- ной устанавливается в районе с тальный завод накануне пуска. В его цехах уже полным ходом идет 30 шпангоута. ^ Е изготовление узлов и деталей для первой партии автомобилей Все это позволяет экипажу Е «КамАЗ». Крепко взялся за дело коллектив. На 150—170 процентов добиваться высоких уловов, ус- Е выполняют задания многие рабочие. пешно эксплуатировать судно Е НА СНИМКЕ: наладка двухтысячного станка. Слева направо — нового типа. Е мастер ремонтно-механического участка А. С. Чертыковцев, слесарь А. КУЛИКОВСКИЙ, В. МА- Е В. Е. Макаров, фрезеровщик С. И. Чаузов, токарь И. И. Гольбфингер. КУРКИН , капитаны. Е Фото Е. Логвинова. (Фотохроника ТАСС]. Широкое распространение в Германской Демократической Рес публике, ведущей в больших масштабах жилищное строительство, нашел передовой опыт Николая Злобина. Недавно советский строи тель побывал в гостях у немецких друзей. НА СНИМКЕ: Николай Злобин (слева) беседует с бригадиром монтажников Вилли Херцогом и другими работниками потсдамско го домостроительного комбината, успешно использующими при возведении многоэтажных зданий метод советского коллеги. Фото АДН — ТАСС. Братское сот рудничество меж- Ду ЧССР и СССР нрепнет и расши- емдельные тяга- чи, выпущенные £БТОМОбиЛЬ НЫМ заводом в Мнихо- по - Градиште , предназначены ые для Советского Союза. Фото ЧТК—ТАСС. Черным покрывалом нависла над портом полярная ночь. Где- то перекликались отрывистым басом гудки кораблей. А вах тенный механик СРТ-4229 уп равления «Мурмансельдь» Алексей Трещиков блаженно млел в тепле машинного отде ления. — Эх, хорошо! — размыш лял он, — отдохну на вахте, пока метель заметает причалы, а утром по первому ;морозцу — домой. Чтобы не скучать, мож но песню о том, как шумел ка мыш, припомнить. Да и с такой подругой, которую прихватил, отправляясь на вахту, не соску чишься. Вот она, родимая, сто ит рядом, сгройная, прозрач ная, как хрусталь. Механик потянулся к бутыл ке, содержимое ее забулькало в стакан. Алексей Петрович при мерился и лихо опрокинул его в широко открытый рот. Поси дел не дыша, словно прислуши ваясь к тому, как водка прохо дит по пищеводу, и только по том понюхал хлебную корочку. Повторив эту процедуру не сколько раз, механик удобно расположился за паровым кО'Т- лом. Через несколько минут от туда донесся такой храп, что сравнить его можно было, по жалуй, только с шумом главно го двигателя. А между тем в поддоне кот ла тонкими золотистыми змей- нами заиграли языки пламени. Они росли, превращаясь в мно гометровых удавов, и уже гото вы были разгуляться вовсю Но вахтенные штурман и матрос, прибежав вовремя, пстушили пожар. А Трещиков даже не по чесался во сне. Его так и не смогли найти. Фельетон Пробуждение было нерадост ным. Голова у Трещнксва тре щала не только от перепоя, но и оттого, что на целый год пришлось лишиться диплома механика. Старший помощник капитана СРТ-4155 Беломорской базц гослова А. Тарасов сдавал де ла своему преемнику А. Дани лову. Когда эта работа была в полном разгаре, Тарасов на правах хозяина вдруг подмиг нул и заговорщическим тоном предложил: — Может быть, по пять мор ских капель для сугреву? Упрашивать Данилова не пришлось. Тот давно уже был настроен на нинный лад! А в итоге старпомы так насогрева- лись, что встретиться потом им пришлось без золотых штур манских нашивок. Q 6 a на пол; года спрятали подальше свои парадные кургки и теперь не сут матросскую вахту У трапа, Второй штурман траулера «Ставрополь» Архангельского флота А. Сем.ушин не употреб лял спиртного, когда заступил на ходовую вахту. Он просто любовался хорошей погодой, отличной видимостью в районе южной оконечности острова Вешняк и место судна опреде лил на «авось», надеясь на свой «морской» глаз. Штурман был очень удивлен, когда суд но с полного хода крепко село на мель. Он не переставал удивляться даже когда прики нули ориентировочные убытки. Только на устранение повреж дений корпуса понадобилось затратить 21 тысячу рублей. А убытки от простоя подскочили До 39 тысяч рублей. Сейчас Семушнн уже не удивляется, только виновато почесывает затылок. Опускает очи долу и капитан А. Шильни- ков. Впрочем, сейчас он уже пе капитан. Вместе со своим вторым помощником Шильни- ков лишен диплома на двена дцать месяцев. Вот как подводит порой «морской» глаз, а пять мор ских капель иногда бывают на столько едкими, что надолго смывают золотые нашивки со штурманских плеч. Л, САВИЦКИЙ, морской инспектор «Севгос- рыбфлотинспекции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz