Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.
(Продолжение. Нач. в №№ 15—23). В первой половине года БМРТ «Серафимовйч» промышлял у Мед вежьи и у берегов Северной Норве гии, а потом как-то сразу в Баренце вом море наступило удручающее без рыбье, и Таран повел свой траулер на «ту сторону» Атлантического оке ана — к берегам Ньюфаундленда, где незадолго до этого немногослов ный капитан Павел Корехов побывал на БМРТ «Свердловск» и обнаружил хорошую рыбную баночку. Затем пришёл 1957 год с новыми делами, новыми заботами, новыми тревогами БМРТ «Серафимович» вместе с другими такими же судами осваивал в том году в Норвежском море раз ноглубинный траловый лов, Это была давняя мечта рыбаков, но не так про сто мечту превратить в реальные тон ны поднятой на борт рыбы. Сейчас разноглубинный траловый лов — дело вполне обычное, а тогда, в 1957 году, это был «крепкий оре шек», .это была задачка со многими неизвестными, хотя в принципе про блема была решена инженерами и промысловиками Мурмана годом раньше — в 1956 году Изрядно пришлось в том рейсе по возиться, но заловил все же разно глубинный трал, поползли по слипу траловые мешки, туго набитые тол- стоспннной серебряной красавицей — норвежской сельдью. 1958 год был для БМРТ «Серафи мович» годом встречи с африканским континентом, годом необычного рейса из Заполярья в экваториальные воды. Необычного?.. Разве не пересекали многократно экватор русские моря ки?.. Разве не читали мы об этом у Станюковича и Новнкова-Прибоя?.. Необычность рейса заключалась не в дальности перехода, а в том, что людям северных широт предстояло не просто пройти через экваториаль ную зону, а находиться в ней про должительное время и не только на ходиться, а вести в условиях жарко го климата лов рыбы (что само по себе даже в северных широтах — де ло нелегкое). Хоть и побывал до «Серафимови ча» в этом районе калининградский траулер «Казань», но неясного было много... Где, в каких местах держит ся сардинелла?.. Какими тралами лучше ее брать и как эти тралы во- вьй. Сардинелла куда-то «провали лась», и никто не мог сказать, куда она ушла. Траулер рыскал по океа- как голодный волк, но найти ры бу не мог. Таран ночи не спал, весь иавелся (хотя виду не показывал)... И впервые в жизни ощутил, как ше вельнулось и сжалось сердце... Это была не острая боль, а ноющая, по хожая на зубную.., БМРТ «Серафи мович» доставил в порт из того рей са 200 тонн сардинеллы, выполнив рейсовое задание на 33 процента. Никто не упрекал Тарана. Дело было новое. Так мало было известно о путях миграции сардинеллы, о ме стах и периодах ее наибольших оружать?.. Как обрабатывать при | „Smmmmo пеюёягавал” ' африкаискои зпое скоропортящуюся р ” _____I писанной им в конце 1959 года для Председатель совнархоза после «Блокнота агитатора», одна фраза: продолжительной беседы с капитаном «ИтаК) новое де£0 принесло нам и сказал: I радость успеха (он имел в виду пер- — Нелегкая у вас миссия, Андрей 1вый рейс — прим. авт.), и горькое Филиппович, но мы верим, крепко | переживание неудачи», верим в вас. I «Горькое переживание неуда- А когда жал Тарану руку, в стек-1 чи» — это о втором рейсе... лах его очков как-то очень неожидан-! в сутолочные дни междурейсовой но заиграли веселые огоньки, и он по -1 стоянки опять подало голос сердце, студенчески озорно сказал: опять начало щемить и уже долго — Ни пуха вам ни пера! I не отпускало... Через шестьдесят суток БМРТ I Лечиться — страх как не любил, «Серафимович» возвратился в порт, но по настоянию жены пошел в мед- В окне его рубки улыбалось скула-1санчасть. стое лицо капитана. I Врач долго выстукивал, измерял Все основания для этой улыбки давление, считал пульс и, наконец, были: пробита трасса в новый сектор подняв на лоб очки, близоруко щу- океана, отработаны элементы техни- рясь, сказал: ки добычи и всех остальных произ-1 — Вам, капитан, надо бы на бере- водственных процессов на корабле, | говую работу... в трюмах аккуратно уложены короб- _ я моряк Это моя профессия, ки с замороженной африканской cap- Hv 4 f 0 ж подлечитесь, а там динеллой, ни больше ни меньше 600 1БИдНо будет. Есть все основания на- тонн полный груз. деяться, что будете вы еще ходить Остались позади тропические воды в море... с нестерпимой дневной жарой и про- J — Знаете, доктор, один англий- тивной ночной влажностью, с неве- J CKH# философ сказал: «Надежда — домыми рыбами, в которых капитану эт0 хороший завтрак, но плохой постоянно чудилась страшная ядови- УЖИН>> * Мне ужег перевалило за тость. и он, чтобы оградить команду I пятьдесят, а капитанский век на Се- от массового отравления, самолично в * сами знаете, не так уж велик... проверял кастрюли, строго-настрого 1Хотелось бы еще хоть немного по- запрещал употреблять в пищу лю -1 п,[авать бую рыбу, кроме сардинеллы... Оста- *съездил на Кавказ, отдохнул, под- лись позади бесконечные отраоотки j лечился и возвратился в Мурманск траловой системы, поиски лучших онрепшим_ загорелым, свежим методов сохранения рыбы, бессон- ТеПерь я казак хоть куда. И ные ночи при следовании по ожив- мотор раб^хает, как часы, и давле- ленным морским путям... | ние_ кан у молодого, — говорил он Стоит капитан на мостике, улыба- J всем, кто спрашивал о здоровье, ется. Пусть никто из встречающих не Потом были еще рейсы в море, догадывается, как нелегко ему было Зимою I960 года повел он БМРТ в этом первопроходном для северян I «Серафимович» в Западную Герма- рейсе... Пусть кажется им, что капи- { нию на капитальный ремонт, танская работа — дело веселое и j Хлопотливый, беспокойный капи- необременительное... Важно лишь тан дотошно вникал во все ремонт- одно: не подвел людей, которые ве -1 ные дела, сам чертил эскизы пере- рили в него. И еще: тем, кто пойдет 1 делки кормовых роликов, втолковы- туда вслед за ним, будет уже легче. | вал немцам, какими эти ролики Потому что вместе с грузом рыбы в I должны быть, придирчиво проверял порт доставлен еще .один не менее j выполнение работ, ценный rpvs: первый опыт. I Б конце мая БМРТ «Серафимо- л _ вич», свежевыкрашенный, надраен- Осенью 19оЭ года БМРТ «Сера- ны^ как новенький, возврвщался фимович» отправился во второе свое 8 порт Сергей Н и м и ЛОДЪЯБЛОНСННН плавание к берегам Африки. Этот рейс был не таким удачным, как пер- (Окончание следует). 21 февраля 1974 года скоропостижно скончал ся старейший работник рыбной промышленности Севера, бывший первый помощник капитана* пенсионер, член КПСС С 1943 года Сергей Ива нович Подъяблоиский, Сергей Иванович родился в 1919 году в семье рабочих. Свою трудовую деятельность начал f 1936 году после окончания мореходной школы 6 городе Ростове-на-Дону. С тех пор в течение бо лее чем тридцати лет вся его жизнь была связа на е морем, с рыбной промышленностью. Дф ноября 1939 года Сергей Иванович Подъ* ябпонский трудился старшим мотористом на су дах Мурманского тралового флота. Оттуда был призван на действительную службу в ряды Со ветской Армии. В годы Великой Отечественной войны Сергей Иванович находился на фронте. За боевые дела награжден двумя орденами Красной Звезды, ме далью «За отвагу». В 1943 году на фронте был принят в ряды партии. После демобилизации он вернулся в Мурманск и был направлен на работу первым помощником капитана на суда рыболовного флота. Здесь он проявил себя энергичным, инициативным комму нистом, умелым организатором партийно-полити ческой работы. Принимал активное участие в ос воении новых районов промысла, внедрении перегрузки рыбопродукции с промысловых су дов на плавучие базы в открытом океане. За время работы в рыбной промышленности неоднократно поощрялся в приказах по флоту и Министерством рыбного хозяйства СССР. В 196S году награжден орденом Трудового КрасногоЦ^ Знамени, в 1966 году — Почетной грамотой Вер** ховного Совета РСФСР. Окончил заочное отделе ние Высшей партийной школы при ЦК КПСС. В t963 году Сергей Иванович Подъяблоиский был избран председателем Мурманского город ского комитета народного контроля. Находясь на этой ответственной работе, Сергей Иванович полностью отдавал свой богатый практический и жизненный опыт работе с людьми, проведению в жизнь решений партийных и советских орга нов. Сергей Иванович Подъяблоиский избирался членом Мурманского горкома КПСС, партийного комитета флота, депутатом Мурманского город ского Совета депутатов трудящихся. С 1967 года по 1971 год Сергей Иванович Подъяблоиский работал первым помощником капитана на судах Мурманского морского паро ходства и управления «Севрыбхолодфлот». В ав густе 1971 года по состоянию здоровья вышел на пенсию. Светлая память о Сергее Ивановиче Подъяб- поиском надолго сохранится в памяти всех, кто знал его, кто работал вместе с ним. Группа товарищей. С ПРОМЫСЛА В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-304 «Ма- цеста», РТ-199 «Вельск», СРТ-р-703, СРТ-4288, СРТ-14. ТР «Матиас Теэен». ЗАВТРА: РТ-262 «Гатчина», РТ-Э17 «Мета». 26 ФЕВРАЛЯ: РТ-268 «Дрогобыч», РТ-ЗОЗ «Мил- лерове», СТР-306, ТР «В. Серов», ТР «Василий Суриков». Хо т и т е деликатесов? Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. (Окончание. Нач. на 3 стр.), вую продукцию оценят. Да и за пределами Мурманска. Как бы ло с консервами из тресковой печени. Сейчас рыбаки никак не могут удовлетворить спрос на них. А кто станет заниматься сбо ром языков, визиги? Т у т м ногое надо ПРОДУМАТЬ. Пока при емлем такой вариант. Самые крупные языки, хорошая визига у крупной трески, что обычно идет на БМРТ — на филе, на РТ — па клнпфиск. Филе и клнпфиск вырабатыва ют мастера своего дела. Рабочий день клипфискного мастера специфичен. Есть под ходящее сырье — он работает не покладая рук. Нет — свобо ден почти все сутки или выйдет к рабочему месту на 20—30 минут обработать на клипфиск несколько нужных рыбин, поднятых в очередном улове. Потом — опять свобо ден. А если продумать систему эплаты и обязать клипфискного мастера собирать языки, визи гу, тем более сырье у него под руками. У фнлейщков, как в обиходе называют матросов, занятых выпуском филе, свободного вре мени нет. При отсутствии сырья их ставят на другие опера ции. Но и тут есть выход. Обработка трески — трудо емкое дело. Если она хорошо ловится, на помощь вызывают всех моряков, свободных от вахт. И всегда есть возмож ность одного из них поставить на сбор языков и визиги. Тут не надо особого навыка. Одним словом, лиха беда — начало. Если только на одном траулере заготовить несколько десятков килограммов языков и визиги и кулинары «Даров мо ря» попотчуют блюдами из них гостей, можно будет уже ска зать определеннее о дальней шем решении проблемы. Так было всегда. Вот совсем свежий пример. Совсем недавно «Мурман сельдь» организовала доставку в магазины Мурманска живой морской рыбы. Для этого выде лили специальный СРТ, рейсы которого продолжались двое- трое суток с учетом перехода к месту лова и обратно. Привози ли моряки в порт в общей слож ности по 500—700 штук кам бал. трески (вот ведь, на штуки счет вели). Дело, конечно убыточное. Экипаж был почти такой же, что и при обычном лове, когда за год добывали, хотя бы на тресковом промысле, 6—7 ты сяч центнеров рыбы. А тут за год — 100—200 центнеров тре ски, но живой. Розничная цена ее в два ра за выше обычной. Но этим не компенсировались лишние боль шие расходы. И тем не менее живую морскую рыбу продол жают доставлять. И даже боль ше того. Было решено выделить для этого еще один СРТ. Ре шается техническая проблема: как сделать, чтобы уменьшить процент так называемой уснув шей рыбы. Намечено, один СРТ должен дать за короткий рейс 1000—1500 килограммов све жей пикши, камбалы, трески. При организации доставки живого морского товара руко водствовались директивами XX IV съезда КПСС на девятую пятилетку: «Значительно уве личить производство и поставку торгующим организациям жи вой и охлажденной рыбы, рыб ного филе и Полуфабрикатов, балычных изделий, копченой и вяленой оыбы». В. ХРЯШ КОВ. Управление, партийный комитет, базовый комитет проф союз» «Севрыбхолодфлот*» с глубоким прискорбием извеща ют, что 21 февраля 1974 года скончался старейший работник рыбной промышленности Севера, бывший первый помощник капитане, персональный пенсионер ПОДЪЯКЛОНСКИЙ Сергей Иванович, и выражают искреннее соболезнование семье, родным и близким покойного. Управление и базовый комитет профсоюза «Сеарыбхо- лодфлота» с глубоким прискорбием сообщают, что 17 фев раля 1974 года скоропостижно скончался капитан дальнего плавания ТРИЗНА Павел Харитонович, и выражают искреннее соболезнование родным и близким покойного. Наш :Щ — ■— АДРЕС ИТМЕШ 0 НЫ г. Мурманск-183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96._____________________________ «Рыбный Мурман». Индекс SS6S4. Цена 1 ж*. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1085. ПН-04214.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz