Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.

(Продолжение. Нач. в №№ 15—23). В первой половине года БМРТ «Серафимовйч» промышлял у Мед­ вежьи и у берегов Северной Норве­ гии, а потом как-то сразу в Баренце­ вом море наступило удручающее без­ рыбье, и Таран повел свой траулер на «ту сторону» Атлантического оке­ ана — к берегам Ньюфаундленда, где незадолго до этого немногослов­ ный капитан Павел Корехов побывал на БМРТ «Свердловск» и обнаружил хорошую рыбную баночку. Затем пришёл 1957 год с новыми делами, новыми заботами, новыми тревогами БМРТ «Серафимович» вместе с другими такими же судами осваивал в том году в Норвежском море раз­ ноглубинный траловый лов, Это была давняя мечта рыбаков, но не так про­ сто мечту превратить в реальные тон­ ны поднятой на борт рыбы. Сейчас разноглубинный траловый лов — дело вполне обычное, а тогда, в 1957 году, это был «крепкий оре­ шек», .это была задачка со многими неизвестными, хотя в принципе про­ блема была решена инженерами и промысловиками Мурмана годом раньше — в 1956 году Изрядно пришлось в том рейсе по­ возиться, но заловил все же разно­ глубинный трал, поползли по слипу траловые мешки, туго набитые тол- стоспннной серебряной красавицей — норвежской сельдью. 1958 год был для БМРТ «Серафи­ мович» годом встречи с африканским континентом, годом необычного рейса из Заполярья в экваториальные воды. Необычного?.. Разве не пересекали многократно экватор русские моря­ ки?.. Разве не читали мы об этом у Станюковича и Новнкова-Прибоя?.. Необычность рейса заключалась не в дальности перехода, а в том, что людям северных широт предстояло не просто пройти через экваториаль­ ную зону, а находиться в ней про­ должительное время и не только на­ ходиться, а вести в условиях жарко­ го климата лов рыбы (что само по себе даже в северных широтах — де­ ло нелегкое). Хоть и побывал до «Серафимови­ ча» в этом районе калининградский траулер «Казань», но неясного было много... Где, в каких местах держит­ ся сардинелла?.. Какими тралами лучше ее брать и как эти тралы во- вьй. Сардинелла куда-то «провали­ лась», и никто не мог сказать, куда она ушла. Траулер рыскал по океа- как голодный волк, но найти ры­ бу не мог. Таран ночи не спал, весь иавелся (хотя виду не показывал)... И впервые в жизни ощутил, как ше­ вельнулось и сжалось сердце... Это была не острая боль, а ноющая, по­ хожая на зубную.., БМРТ «Серафи­ мович» доставил в порт из того рей­ са 200 тонн сардинеллы, выполнив рейсовое задание на 33 процента. Никто не упрекал Тарана. Дело было новое. Так мало было известно о путях миграции сардинеллы, о ме­ стах и периодах ее наибольших оружать?.. Как обрабатывать при | „Smmmmo пеюёягавал” ' африкаискои зпое скоропортящуюся р ” _____I писанной им в конце 1959 года для Председатель совнархоза после «Блокнота агитатора», одна фраза: продолжительной беседы с капитаном «ИтаК) новое де£0 принесло нам и сказал: I радость успеха (он имел в виду пер- — Нелегкая у вас миссия, Андрей 1вый рейс — прим. авт.), и горькое Филиппович, но мы верим, крепко | переживание неудачи», верим в вас. I «Горькое переживание неуда- А когда жал Тарану руку, в стек-1 чи» — это о втором рейсе... лах его очков как-то очень неожидан-! в сутолочные дни междурейсовой но заиграли веселые огоньки, и он по -1 стоянки опять подало голос сердце, студенчески озорно сказал: опять начало щемить и уже долго — Ни пуха вам ни пера! I не отпускало... Через шестьдесят суток БМРТ I Лечиться — страх как не любил, «Серафимович» возвратился в порт, но по настоянию жены пошел в мед- В окне его рубки улыбалось скула-1санчасть. стое лицо капитана. I Врач долго выстукивал, измерял Все основания для этой улыбки давление, считал пульс и, наконец, были: пробита трасса в новый сектор подняв на лоб очки, близоруко щу- океана, отработаны элементы техни- рясь, сказал: ки добычи и всех остальных произ-1 — Вам, капитан, надо бы на бере- водственных процессов на корабле, | говую работу... в трюмах аккуратно уложены короб- _ я моряк Это моя профессия, ки с замороженной африканской cap- Hv 4 f 0 ж подлечитесь, а там динеллой, ни больше ни меньше 600 1БИдНо будет. Есть все основания на- тонн полный груз. деяться, что будете вы еще ходить Остались позади тропические воды в море... с нестерпимой дневной жарой и про- J — Знаете, доктор, один англий- тивной ночной влажностью, с неве- J CKH# философ сказал: «Надежда — домыми рыбами, в которых капитану эт0 хороший завтрак, но плохой постоянно чудилась страшная ядови- УЖИН>> * Мне ужег перевалило за тость. и он, чтобы оградить команду I пятьдесят, а капитанский век на Се- от массового отравления, самолично в * сами знаете, не так уж велик... проверял кастрюли, строго-настрого 1Хотелось бы еще хоть немного по- запрещал употреблять в пищу лю -1 п,[авать бую рыбу, кроме сардинеллы... Оста- *съездил на Кавказ, отдохнул, под- лись позади бесконечные отраоотки j лечился и возвратился в Мурманск траловой системы, поиски лучших онрепшим_ загорелым, свежим методов сохранения рыбы, бессон- ТеПерь я казак хоть куда. И ные ночи при следовании по ожив- мотор раб^хает, как часы, и давле- ленным морским путям... | ние_ кан у молодого, — говорил он Стоит капитан на мостике, улыба- J всем, кто спрашивал о здоровье, ется. Пусть никто из встречающих не Потом были еще рейсы в море, догадывается, как нелегко ему было Зимою I960 года повел он БМРТ в этом первопроходном для северян I «Серафимович» в Западную Герма- рейсе... Пусть кажется им, что капи- { нию на капитальный ремонт, танская работа — дело веселое и j Хлопотливый, беспокойный капи- необременительное... Важно лишь тан дотошно вникал во все ремонт- одно: не подвел людей, которые ве -1 ные дела, сам чертил эскизы пере- рили в него. И еще: тем, кто пойдет 1 делки кормовых роликов, втолковы- туда вслед за ним, будет уже легче. | вал немцам, какими эти ролики Потому что вместе с грузом рыбы в I должны быть, придирчиво проверял порт доставлен еще .один не менее j выполнение работ, ценный rpvs: первый опыт. I Б конце мая БМРТ «Серафимо- л _ вич», свежевыкрашенный, надраен- Осенью 19оЭ года БМРТ «Сера- ны^ как новенький, возврвщался фимович» отправился во второе свое 8 порт Сергей Н и м и ЛОДЪЯБЛОНСННН плавание к берегам Африки. Этот рейс был не таким удачным, как пер- (Окончание следует). 21 февраля 1974 года скоропостижно скончал­ ся старейший работник рыбной промышленности Севера, бывший первый помощник капитана* пенсионер, член КПСС С 1943 года Сергей Ива­ нович Подъяблоиский, Сергей Иванович родился в 1919 году в семье рабочих. Свою трудовую деятельность начал f 1936 году после окончания мореходной школы 6 городе Ростове-на-Дону. С тех пор в течение бо­ лее чем тридцати лет вся его жизнь была связа­ на е морем, с рыбной промышленностью. Дф ноября 1939 года Сергей Иванович Подъ* ябпонский трудился старшим мотористом на су­ дах Мурманского тралового флота. Оттуда был призван на действительную службу в ряды Со­ ветской Армии. В годы Великой Отечественной войны Сергей Иванович находился на фронте. За боевые дела награжден двумя орденами Красной Звезды, ме­ далью «За отвагу». В 1943 году на фронте был принят в ряды партии. После демобилизации он вернулся в Мурманск и был направлен на работу первым помощником капитана на суда рыболовного флота. Здесь он проявил себя энергичным, инициативным комму­ нистом, умелым организатором партийно-полити­ ческой работы. Принимал активное участие в ос­ воении новых районов промысла, внедрении перегрузки рыбопродукции с промысловых су­ дов на плавучие базы в открытом океане. За время работы в рыбной промышленности неоднократно поощрялся в приказах по флоту и Министерством рыбного хозяйства СССР. В 196S году награжден орденом Трудового КрасногоЦ^ Знамени, в 1966 году — Почетной грамотой Вер** ховного Совета РСФСР. Окончил заочное отделе­ ние Высшей партийной школы при ЦК КПСС. В t963 году Сергей Иванович Подъяблоиский был избран председателем Мурманского город­ ского комитета народного контроля. Находясь на этой ответственной работе, Сергей Иванович полностью отдавал свой богатый практический и жизненный опыт работе с людьми, проведению в жизнь решений партийных и советских орга­ нов. Сергей Иванович Подъяблоиский избирался членом Мурманского горкома КПСС, партийного комитета флота, депутатом Мурманского город­ ского Совета депутатов трудящихся. С 1967 года по 1971 год Сергей Иванович Подъяблоиский работал первым помощником капитана на судах Мурманского морского паро­ ходства и управления «Севрыбхолодфлот». В ав­ густе 1971 года по состоянию здоровья вышел на пенсию. Светлая память о Сергее Ивановиче Подъяб- поиском надолго сохранится в памяти всех, кто знал его, кто работал вместе с ним. Группа товарищей. С ПРОМЫСЛА В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-304 «Ма- цеста», РТ-199 «Вельск», СРТ-р-703, СРТ-4288, СРТ-14. ТР «Матиас Теэен». ЗАВТРА: РТ-262 «Гатчина», РТ-Э17 «Мета». 26 ФЕВРАЛЯ: РТ-268 «Дрогобыч», РТ-ЗОЗ «Мил- лерове», СТР-306, ТР «В. Серов», ТР «Василий Суриков». Хо т и т е деликатесов? Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. (Окончание. Нач. на 3 стр.), вую продукцию оценят. Да и за пределами Мурманска. Как бы­ ло с консервами из тресковой печени. Сейчас рыбаки никак не могут удовлетворить спрос на них. А кто станет заниматься сбо­ ром языков, визиги? Т у т м ногое надо ПРОДУМАТЬ. Пока при­ емлем такой вариант. Самые крупные языки, хорошая визига у крупной трески, что обычно идет на БМРТ — на филе, на РТ — па клнпфиск. Филе и клнпфиск вырабатыва­ ют мастера своего дела. Рабочий день клипфискного мастера специфичен. Есть под­ ходящее сырье — он работает не покладая рук. Нет — свобо­ ден почти все сутки или выйдет к рабочему месту на 20—30 минут обработать на клипфиск несколько нужных рыбин, поднятых в очередном улове. Потом — опять свобо­ ден. А если продумать систему эплаты и обязать клипфискного мастера собирать языки, визи­ гу, тем более сырье у него под руками. У фнлейщков, как в обиходе называют матросов, занятых выпуском филе, свободного вре­ мени нет. При отсутствии сырья их ставят на другие опера­ ции. Но и тут есть выход. Обработка трески — трудо­ емкое дело. Если она хорошо ловится, на помощь вызывают всех моряков, свободных от вахт. И всегда есть возмож­ ность одного из них поставить на сбор языков и визиги. Тут не надо особого навыка. Одним словом, лиха беда — начало. Если только на одном траулере заготовить несколько десятков килограммов языков и визиги и кулинары «Даров мо­ ря» попотчуют блюдами из них гостей, можно будет уже ска­ зать определеннее о дальней­ шем решении проблемы. Так было всегда. Вот совсем свежий пример. Совсем недавно «Мурман­ сельдь» организовала доставку в магазины Мурманска живой морской рыбы. Для этого выде­ лили специальный СРТ, рейсы которого продолжались двое- трое суток с учетом перехода к месту лова и обратно. Привози­ ли моряки в порт в общей слож­ ности по 500—700 штук кам­ бал. трески (вот ведь, на штуки счет вели). Дело, конечно убыточное. Экипаж был почти такой же, что и при обычном лове, когда за год добывали, хотя бы на тресковом промысле, 6—7 ты­ сяч центнеров рыбы. А тут за год — 100—200 центнеров тре­ ски, но живой. Розничная цена ее в два ра­ за выше обычной. Но этим не компенсировались лишние боль­ шие расходы. И тем не менее живую морскую рыбу продол­ жают доставлять. И даже боль­ ше того. Было решено выделить для этого еще один СРТ. Ре­ шается техническая проблема: как сделать, чтобы уменьшить процент так называемой уснув­ шей рыбы. Намечено, один СРТ должен дать за короткий рейс 1000—1500 килограммов све­ жей пикши, камбалы, трески. При организации доставки живого морского товара руко­ водствовались директивами XX IV съезда КПСС на девятую пятилетку: «Значительно уве­ личить производство и поставку торгующим организациям жи­ вой и охлажденной рыбы, рыб­ ного филе и Полуфабрикатов, балычных изделий, копченой и вяленой оыбы». В. ХРЯШ КОВ. Управление, партийный комитет, базовый комитет проф­ союз» «Севрыбхолодфлот*» с глубоким прискорбием извеща­ ют, что 21 февраля 1974 года скончался старейший работник рыбной промышленности Севера, бывший первый помощник капитане, персональный пенсионер ПОДЪЯКЛОНСКИЙ Сергей Иванович, и выражают искреннее соболезнование семье, родным и близким покойного. Управление и базовый комитет профсоюза «Сеарыбхо- лодфлота» с глубоким прискорбием сообщают, что 17 фев­ раля 1974 года скоропостижно скончался капитан дальнего плавания ТРИЗНА Павел Харитонович, и выражают искреннее соболезнование родным и близким покойного. Наш :Щ — ■— АДРЕС ИТМЕШ 0 НЫ г. Мурманск-183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор-62-64, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96._____________________________ «Рыбный Мурман». Индекс SS6S4. Цена 1 ж*. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1085. ПН-04214.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz