Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.
I (Продолжение. Нач. в №№ 15—19). Вспоминается мне сельдяная пути на в Печенге осенью 1948 года. Много сельди зашло тогда в эту губу. Уловы в 30—50 тоня на замет ко шелькового невода считались обыч ными. Сбежалось тогда в Печенгу ве ликое множество судов — более двухсот вымпелов. Были здесь ком байны и дрифтер-боты Морзверрыб- прома, удлиненные и композитные «касатки» Запорного хозяйства и Мурманского рыбакколхозсоюза, промысловые суда архангельских и карельских рыбохозяйственных ор ганизаций. Под бортом у плавбаз, лихтеров и других приемно-транспорт ных судов постоянно толкались раз нокалиберные рыбацкие супа, гру женные по планширь еще живой, тре пыхающейся сельдью. Великсй про блемой было не поймать сельдь, а сдать ее на плавбазу. Всей этой огромной и пестрой фло тилией руководил Таран, штаб-квар тира которого находилась аа разъ ездном судне «Вриз». Капитаном на «Бризе» был Алексаидр Андреевич Кравченко, земляк Тарана. Высокий, сухощавый, узколицый, горбоносый, он здорово смахивал на вождя племе ни ацтэков, а еще — на «железного пирата» Фрэнсиса Дрейка, По натуре это был человек добрый, приветли вый и смешливый. Был он непревзой денный мастер ювелирной швартов ки. С ходу «припечатывал» своего «Бриза» к любому судну и делал это со снайперской точностью, изящно, бесшумно, без толчка. Оп называл это «легким поцелуем». «Бриз» был вездесущ: в течение одних суток он успевал побывать и у входа в залив — в губе Амбарной, и в самом куту залива — на «Песках», и у Трифонова Ручья, и под бортом плавбазы «Тамбов», и в самых «горя чих точках» промысла — там, где шел рыбацкий бой за рыбу, где с шипением и грохотом сбегали с кор мы в воду извивающиеся сетные жгу ты, лязгали лебедки, с треском рва лись канаты, скрипели грузовые стрелы, где двигались по палубе мок рые, облепленные рыбьей чешуей лю ди и надсадно, хрипло кричали: — Захватывай пятной урез!.. — Потрави бежчэй!.. — Майна!.. • — Вира!.. — Подтягивай нижннцу!.. — Стропи кольца! Когда Таран спал — осгавалось для всех тайной. Его голос круглые сутки звучал в судовых репродукто рах, а «Бриз» с утра до вечера и с вечера до утра носился по заливу, оглашая его пронзительным воем си рены. Хлопот у Тарана было мною. Надо было решать самые разнообразные вопросы организации промысла, при емки рыбы, безопасности плавания, снабжения флота тотивом, нромсна- ряжением. продовольствием. Надо было улаживать конфликты, возникающие между промысловыми судами и плавбазами («почему у кол хозников меньше приняли рыбы, чем у гословцев?», «почему плавбаза «Тамбов» применяет нестандартные стампы?», «почему на плавбазе «Оне га» занижают сортность принимаемой рыбы?» и т. д.). Надо было разби раться в конфликтах, вспыхивающих между судами-ловцами (доходило до того, что на один косяк выметывали свон кошельковые невода несколько судов — попробуй оазбернсь в этой «малой куче», кто прав, кто вино ват!). Надо было пресекать проявления недисциплинированно'ли. Народ на «москитном флоте» (таи шутл назы вали все это скопище мелкого рыбо ловного флота) был пестрый, немало было среди этого люда «забубенных головушек». «Мартышки» (так нарекли суда типа МРТ) часто «примерзали» к причалам Линахамарн, и нужны были крепкие клещи, чтобы отодрать их от этцх причалов... Привлекала эта за водь к себе моряцкую братию от нюдь не ассоциациями, связанными с ее названием («Лшихаматш» в пере воде на русский — «Девкина за водь»)... Вдоль берега ее. располо жился большой поселок, а в поселке том — магазины с обширным выбо ром вино-водочных изделий... Много было дел. И все же находил Таран время посидеть на корме «Брн- за» с проволочным щупом в руне. Любил он это. занятие и, надо ска зать. умел «щупать рыбу» — не раз наводил суда на хорошие косяки. В то время единственным средст вом поиска рыбы был щуп — намо танная на катушку тонкая проволоч ка с грузиком на конце. О многом мог сказать щуп: какую площадь за нимает косяк, толщина косяка, плот ность его, на какой глубине находит ся, в каком направлении ДЕШ кется, вероятный размер улова. Не все одинаково владели искусст вом «щупания». Были бездарные щупалыцики. а были и великие мастера. ...Рыщет по морю туда-сюда шлюп- ка-«тузик», а в сторонке покачивает ся в состоянии полной готовности к замету сейнер или црифтер-бот. Как бегун, изготовившийся на старте к рывку Из рубки внимательно следят за шлюпкой несколько пар глаз. А на шлюпке два человека — ipe 6 eu и нотбас (мастер лова). Нотбас сидит на корме, согнувшись, слившись во- ёдино со струной, vходящей з глуби ны морские. Слушает нотбас струну. Не ладонью, а всем естеством своим слушает. До поры до времени без молвствует струна, но вот — взрог- н.ула, ожила, заговорила. Дрожит струна, трепещет и о многом расска зывает нотбасу, а он уже поднял руку —■сигнал судну приготовиться. Рез кая отмашка — и взревел мотор, по шло судно на циркуляцшо, выбрасы вая за собою с кормы длиннейший сет ной шлейф... И вот уже замкнут в огромном сетном кисете обезумев ший косяк, вытянуты па площадку бежное крыло, центральная часть, осталась в воде слизная пластина — и в ней бурлит, кипит, брызжет сель- динками живой серебояный расплав... Слава нотбасу! Хвала его чуткой ру ке и золотому щупу!. А если ошибся нотбас?.. А если и неводе «пу стышка»?.. Вам не приходилось ви деть слезы на глазах нотбаса? Я их видел... Отслужил свое щуп. Вытеснили его умные, все видящие, чуткие гид роакустические приборы. И не будем по этому поводу сожалеть. Но забы вать щуп не надо — ведь когда-то ои был трудягой и кормильцем! Давайте отведем ему почетное место в пашем музее истории рыбной промышлен ности. В ту осень я тоже находился в Пе ченге — руководил группой судов Морзверрыбпрома. Помню, сидим мы как-то с капита ном Федотовым Михаилом Яковлеви чем на «Ванде» в его каюте, ведем невеселый разговор о вышедшем из строя движке, о стармехе, который мыкается сейчас по Линахамарн в по исках какой-то запчасти. Вдруг — легкий толчок и окрик: — Держи конец!.. — Не иначе кто швартуется, — сказал Федотов, выглянул в иллюми натор, присвистнул, одернул китель и без шапки выскочил на палубу. Вслед за ним — и я. У борта «Вайды» покачивался бе лоснежный элегантный «Бриз», а впе реди его рубки стоял Таран в зеленой альпаговке и высоких рыбацких сапо гах.-На голове v пего был огромный хунхузский треух. — Здорово, рыбаки! Хорошо вы тут пригрелись под скалой, — сказал Таран. — Да вот, Андрей Филиппович, — развел руками Федотов. — движок из строя вышел. Кольцо там какое-то лопнуло, а запасного чет. Стармех на берег съехал, может, у кого выпро сит... — Ну, ладно, скорее ремонтируй тесь о начинайте рыбу ловить, — сказал Таран. — Однако не за этим я к вам завернул. Я к вам — на цирк полюбоваться... (Продолжение следует) 1 Михаил Семенович Л А В И Т 13 февраля 1974 года скоропостижно скончал* ся председатель правления рыбкоопа тралового флота член КПСС с 1931 года Михаил Семенович Лавит. Михаил Семенович родился в 1908 году в рабо* чей семье. С четырнадцати лет начал свой трудо вой путь рабочим на обувной фабрике. Вся его дальнейшая трудовая деятельность связана с тор говлей. С 1938 года на протяжении десяти лет он был начальником военторга Северного флота. С 1948 года Михаил Семенович постоянно избирал ся на руководящие должности в системе управ ления потребительской кооперации Мурманской области. Был заместителем председателя прав ления облрыболовпотребсоюза. Правлением рыбкоопа тралового флота оучоводил с марта 1967 года. За заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны Михаил Семенович на гражден орденом Красной Звезды и медалями. Трудовая деятельность тов. Лавига отмечена значком «Отличник советской горгозли» и зна ком «Победитель социалистического соревнова ния 1973 года». Тов. Лавит неоднократно избирался депутатов районного Совета депутатов трудящихся. Михаил Семенович был умелым организато ром торговли, воспитавшим много хороших спе циалистов. Светлая память о нам надолго сохра нится в памяти всех, кто работал вместе с ним, кто знал его. ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ. I Уверенно набирает темпы кубинская сафра. Особое внимание в этом году уделяется механи зированной уборке сахарного тростника. За сезон намечено убрать при помощи тростниковоубо рочных комбайнов миллиард арроб {одна арроба равна If ,5 кг). НА СНИМКЕ: комбайны советского производ ства на уборке сахарного тростника. Фото Пренса Латина — ТАСС Сообщение ТАСС Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение дей ствий, не совместимых с-принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, ли шен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А. И. Семья Солженицына сможет выехать к не му, как только сочтет необходимым. йк-гж-ллеИА ш ш ж зШН Щ ш Ш шш §§ i 1 Я № № ХОЛОДНО... Фото И. Яицерицына. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-124 «Орион», РТ-220 «Вилково», БМРТ-253 «Добролюбов», танкера «Ке- кур», ТР «Д. Коротченко». ЗАВТРА: РТ-143 «Сванетня», РТ-182 «Томь», НПС «Арте мида». Б л а г о д а р и м з а з а 6 о f ; Моряки нашего экипажа просили меня от ?ix имени выразит» благодарность работникам магазина «Волна» и лично директор’ Калерии Захаровне Правиловой. Калерия Захаровна за несколько дней до получения денег эки пажем пришла к нам на судно, побеседовала с моряками, расска зала о работе магазина и рыбкоопа тралового флота. Однозремек но она разъяснила, как оформляется вступление пайщиков в рыб кооп и приняла заказы на те тоэары, которые моряки хотя приобрести. Спустя несколько дней к нам приехали продавцы Людмил Михайловна Иншеницкая, Нина Власова и Таня Климентьева с пром товарами и организованно провели их распродажу. Рыбацкое спасибо за эту услугу! А. БЕЗУГЛОВ, первый помощник капитана БМРТ «Космос Редактор Е. В. МИХАИЛОБСКИЙ Правление Мурманского облрыболовпотребсоюза, коллек тив рыбкоопа тралового флота с глубоким прискорбием извеща ют, что 13 февраля 1974 года скоропостижно скончался предсе датель правления рыбкоопа тралового флота ЛАВИТ Михаил Семенович, и выражают искреннее соболезнование семье, родным и близ ким покойного. Гражданская панихида состоится 16 февраля s 12 часов в ДМО тралового флота. «Рыбный Мурман», Индекс 55654. Цена 1 экз. — Z коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1005. ПН-02072. С промысла — в порт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz