Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.

У Д А Р Н современными судами транспортный флот, расши­ рить ц укрепить береговую базу флота, судоремонт­ ные предприятия и обслуживающие производства. Предусмотренный народнохозяйственным планом ввод мощностей предприятий рыбной промышлен­ ности за три года пятилетки выполнен. Выросли мощности Мурманского рыбокомбината. Здесь вступили в строй холодильная компрессорная станция, аппараты по заморозке рыбы и филе, ме­ ханизированный филейный цех мощностью 60 тонн в сутки и пельменный цех на 10 тонн Реконструи­ рован коптильный цех комбината, что позволило увеличить выпуск копченых рыботоваров на 30— 35 процентов. Введены в строй действующих первая очередь объединенной нефтебазы, складское хозяйство и .другие важные объекты. Работники рыбной промышленности бассейна за истекшие три года пятилетки получили 300 тысяч квадратных метров жилья, 1024 места в столовых и буфетах и другие культурно-бытовые объекты. Большую помощь в наращивании мощностей бе­ реговых предприятий оказали нам коллективы строителей и монтажников трестов «Мурмаискмор- етрой», «Мурманскпромстрой» и их субподрядные организации. В 1973 году судовые экипажи, коллективы уп­ равлений флотов и береговых предприятий прове­ ли значительную работу по осуществлению режи­ ма экономии, В результате затраты на один рубль товарной продукции снижены по сравнению с 1972 годом на 8,8 процента. Достигнута экономия по всем калькуляционным статьям затрат. В значительной степени ухудшают результаты хозяйственно-финансовой деятельности непроиз­ водительные расходы, непланируемые убытки и по­ терн. По сравнению с 1972 годом указанные расходы с н и з и л и с ь на 3,8 миллиона рублэй. Но они остают­ ся высокими и -за отчетный год составили 5 мил­ лионов рублей. В числе этих потерь более одного миллиона рублей составляют штрафы, пеня и не­ устойки, уплаченные за нарушение хозяйственно- договорных условий. Только объединение «Судо­ верфью за задержку судов в ремонте в 1973 году оплатило штрафов около 400 тысяч рублей. Первостепенной задачей моряков, рыбообработ­ чиков, судоремонтников, всех работников Северно­ го бассейна должна быть борьба за экономию ма­ териальных, трудовых и денежных ресурсов, за правильное использование собственных оборотных средств. За истекший год тружениками бассейна сделано немало и они вправе гордиться результатами свое­ го труда. Однако Коммунистическая партия учит нас не только видеть достижения, но и недостатки, при­ зывает сосредоточить внимание и усилия трудовых коллективов на их быстрейшем устранении. Это с новой силой было подчеркнуто на декабрьском Пленуме ЦК КПСС. А недостатков и неисиол>зо- ванцых резервов на наших судах и береговых пред­ приятиях пока еще много. Самым серьезным из них является большая не­ равномерность в работе экипажей судов, причем эта неравномерность наблюдается как внутри фло­ тов, та>; и при сравнении работы судов, принадле­ жащих различным организациям бассейна. Так, например, в 1973 году архангельские круп­ нотоннажные суда работали более < производитель­ но, чем однотипные суда Мурманского тралового флота. Суточный вылов на один БМРТ в Архан­ гельском тралфлоте составил 34,6 тонны, а в Мур­ манском — 31,4 тонны. Если крупнотоннажные архангельские суда ра­ ботали лучше аналогичных судов Мурмансного тралфлота, то при сравнении результатов работы бортовых траулеров наблюдается обратная картина. Вылов на один среднесписочный РТ Мурманского тралфлота составил в 1973 году 25.4 тысячи цент- >неров, а на один РТ Архангельского тралфлота — только 21,9 тысячи центнеров. Менее производительная работа архангельских бортовых траулеров объясняется тем, что архан­ гельские моряки упорно тяготеют к восточно-при­ брежным районам н крайне неохотно переключают­ ся в северо-западные районы моря, где качествен­ ный состав уловов лучше и сам промысел произ­ водительнее. Немало можно привести фактов большой нерав­ номерности в работе среднетоннажыых судов. Весь­ ма показателен следующий пример. Вылов на сут­ ки промысла у карельского СРТ-М-800 л. с. со­ ставил 123,5 центнера, а у однотипного судна Мур­ манского рыбакколхозсоюза он ниже на 20 про­ центов. Тем не менее, вылов на одно среднеспи­ сочное еудно за год у Мурманского рыбакколхоз- евюза оказался выше. В Карельском производст­ венном управлении этот показатель составил 2 1 ,6 тысячи центнеров, а в Мурманском рыбаггколхоз- союзе — 24,4 тысячи центнеров. Анализ показал, что суда этого тина в Мурман­ ском рыбакколхоэсоюзе меньше простаивали в пор­ ту, в ремонте. Они находились на промысле 66 про­ центов календарного времени, в го время как суда Карельского производственного управления только 48 процентов. В результате карельские СРТ-М- 800 л. с. при более высоком суточном вылове в делом за год сработали хуже. Отмечая определенные успехи в организации разноглубинного тралового лова, необходимо при­ знать, что н в этой, области имелись серьезные не­ доработки. В этом нас убеждают следующие циф­ ры. В 1973 году в «Мурмансельдиа вылов разно­ глубинными тралами в общей добыче крупнотон­ нажных судов составил 42 процента. А в Мурман­ ском и Архангельском: траловых флотах этот пока- ТЕМП! затель составил соответственно 30 процентов и 27.8 процента. Следовательно, оба траловых флота бо­ лее робко внедряли этот высокопроизводительный вид лова, чем управление «Мурмансельдь». Если простои судов в порту за последние годы уменьшились почти вдвое, то непроизводительные потери времени в море остаются з течение всех трех лет, примерно, на одном уровне и составляют 3180 судо-суток. При этом в общих непроизводи­ тельных затратах около 56 процентов приходится на непроизводительные потери времени в ожидании плавбаз. Немалый резерв повышения эффективности ра боты флота заключен в полной ликвидации аварий и аварийных происшествий. Большинство аварийных случаев происходит по вице нерадивых специалистов, из-за нарушения ими правил технической эксплуатации и основ судовож­ дения. На флотах не изжиты случаи неудовлетвори­ тельной подготовки судов к плаванию. За 1973 год портнадзором было задержано в порту 61 судно. В том числе 33 судна из-за нетрезвого состояния чле­ нов экипажей. Руководители флотов и соответствующие служ­ бы не должны ослаблять внимания к подбору ирас­ становке кадров плавсостава, укреплению трудовой дисциплины, повышению культуры судовождения и улучшению технической эксплуатации судов. Не­ смотря на проделанную значительную работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, нам не удалось пока добиться резкого улучшения трудо­ вой дисциплины, сокращения числа других амо­ ральных проступков. Большую тревогу вызывает состояние трудовой дисциплины и общественного порядка среди спе­ циалистов командного плавсостава. Нельзя дальше мириться с такими фактами, когда отдельные наши командиры вместо того, чтобы вести воспитатель­ ную работу по укреплению дисциплины среди мо­ ряков, повышать требовательность к подчиненным, самп являются нарушителями дисциплины. Продолжает оставаться большой текучее! ь кад­ ров. Ежегодно около 23 процентов работающих увольняются. На флотах допускается частая сменяемость ка­ питанов, старших механиков, что приводит к серь­ езным недостаткам в организации производства, к снижению эффективности. использования промысло­ вых кораблей, плавбаз и транспортных рефриже­ раторов. Воодушевленные Приветствием ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР, решениями декабрьского Пленума ЦК КПСС, Обращением ЦК КПСС к пар­ тии. к советскому народу, коллективы флотов и бе­ реговых предприятий приняли встречные планы на 1974 год. План 1974 года хотя и напряженный, но он не обеспечивает выполнения директивных цифр пяти- летнего задания. Для того, чтобы в ы й т и на уровень директивных заданий, нам необходимо за счет мак­ симального использования имеющихся резервов в 1974 году увеличить добычу рыбы по сравнению с планом па 1 миллион 378 тысяч центнеров, выпуск пищевой продукции на 117,7 тысячи тонн, стои­ мость пищевой продукции на 43,6 миллиона руб­ лей. Как и в предыдущие годы, в 1971 году основные усилия должны быть- направлены на более интен­ сивное использование сырьевых ресурсов северных районов Атлантики. Будет выделено 18 БМРТ и БМРТ типа «Ал­ тай», имеющих хорошее техническое состояние, для круглогодичного специализированного промыс­ ла глубоководных объектов. Дальнейшее развитие получит океанический кошельковый лов. Особое внимание будет уделено развитию разноглубинного тралового лова. Следует отметить, что мы добились некоторых успехов в применении разноглубинных тралов на облове пелагических пород рыб. А что касается об­ лова разноглубинными тралами донных пород рыб в периоды отрыва косяков от грунта, то здесь у нас большой пробел. В этом отношении нам следует обратить серьезное внимание на более широкое применение разноглубинных тралов на облове хека, трески, окуня и макруруса. В 1974 году нам также надо более серьезно по­ дойти к использованию среднетоннажных судов на разноглубинном лове рыбы. Определенные успехи в этом направлении уже получены. Так, РТ-330 в мае 1973 года выловил разноглубинным тралом 112 тонн трески из 240 тонн, добытой этим экипа­ жем за рейс. Хорошие результаты в этом виде лова имели СРТМ Беломорской базы гослова. Опыт работы этих экипажей необходимо как можно быст­ рее сделать достоянием других судов. В области совершенствования техники промыш­ ленного рыболовства будут продолжены работы по широкой производственной проверке и внедрению разноглубинных тралов и крупнойчейных облег­ ченных кошельковых неводов, по отработке орудий лова и всей оснастки для глубоководного промысла. В 1974 году намечается установить вторые прибо­ ры контроля параметров трала на 63 судах. Необходимо усилить борьбу с неравномерностью в работе экипажей. В этом отношении исключительно важное значе­ ние приобретает работа по внедрению передового Опыта. К сожалению, передовой опыт недостаточно у нас изучается, слабо пропагандируется и еще ху­ же внедряется. Известно, что в каждом частном случае, для каждого корабля — своя причина или даже целый комплекс причин слабой работы. Зада­ ИЗ ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ «СЕВРЫБА» ТОВ. ФИЛИППОВА А. И. ча заключается в том, чтобы вскрыть эти причины „и помочь экипажам их устранить. О том, как много можно сделать з этом направ­ лении полезного, свидетельствует оабота в четвер­ том квартале 1973 года флагманских специалистов тт. Постникова, 'Гарасенкова, Епифанова, Дудченко. Пересаживаясь на БМРТ «Н. Островский», «Ас- ьания», «Гоголь», ПРТ *Зеленоборск>, они оказали экипажам этих судов действенную помощь замет­ но выправили их работу. Во многих случаях на флотах проявляется либе­ рализм по отношению к безответственным капита­ нам. К сожалению, бывает так: развалит капитан работу на одном корабле, потом глядишь — он уже на другом траулере, и опять работает «ни шатко — ни валко». И так тянется годами: попал человек на «капитанскую орбиту» и вращается в ней, хотя не соответствует совершенно этой должности. Правильно поступили в Мурманском траловом флоте, когда в октябре 1973 года приняли решение об отстранении от должности капитана траулера «Мнллерово» т. Ковылина. Но надо было это сде­ лать гораздо раньше. В 1974 году необходимо добиться такого поло­ жения, чтобы в течение всего года, изо дня в день, обеспечивать участие в промысле планового и сверхпланового количества судов. При обязательном выводе планового и сверхпла­ нового количества судов на промысел надо добить­ ся участия на лову не менее 85 процентов от обще­ го количества судов, находящихся на промысле. Эта нелегкая задача, если учесть, что на протяже­ нии первых трех лет пятилетки на чову находилось не более 82,5 процента. Задача обеспечения планового и сверхпланового количества судов на лову находится в прямой за­ висимости от того, как четко будет работать наш приемно-транспортный флот, как оперативно руко­ водители «Севрыбхолодфлота» будут заниматься расстановкой кораблей по районам промысла в их использованию. Ответственные задачи должна решить наша мо­ лодая организация — производстзенное объедине­ ние «Мурман». Очень перспективными являются работы по садковому выращиванию семги и радуж­ ной форели. Первые шаги в этом направлении да­ ли обнадеживающие результаты. В 1974 году ра­ боты в этом направлении должны быть продолже­ ны. Объединению также предстоит добыть 6 тысяч центнеров озерной рыбы — это ь полтора раза больше, чем в 1973 году, организовать промышлен­ ный лов горбуши и семги на реках, где ранее про­ мысел этой рыбы не производился, а также обес­ печить полный сбор икры семги и горбуши. Стоящие перед тружениками бассейна задачи могут успешно решаться только пои условии пла­ номерных и целеустремленных работ в области совершенствования техники промышленного рыбо­ ловства. Это — одно из главных направлений дея­ тельности ЦПКТБ и, надо сказать, определенные успехи у коллектива в этой части имеются. Однако следует отметить, что ЦПКТБ слабо еще занима­ ется обобщением и распространением передовых методов работы, недостаточно изучает и использу­ ет передовой опыт других бассейнов страны, а так­ же зарубежный опыт, медленно проводит работы но созданию и внедрению распоюных и подъемно- углубляющих средств. Руководству ЦПКТБ необ­ ходимо преодолеть все эти серьезные недостатки в работе. - У нас есть просьбы к ПИНРО в той части, что­ бы институт перестроил свою деятельность и акти­ визировал работы в области промышленного рыбо­ ловства. чтобы он повысил качество прогнозирова­ ния и вообще, чтобы он более живо откликался на нужды промышленности. Руководство и весь кол­ лектив Полярного института должны нести ответ­ ственность за правильную ориентацию промышлен­ ности по сырьевой базе того или другого района промысла. В 1974 году мы должны обеспечить дальнейшее значительное увеличение выпуска товарной пище­ вой продукции и консервов. Не менее 83 процентов улова рыбы должно быть направлено на выпуск пищевой продукции и обеспечен наибольший вы­ пуск рыбных товаров. Чтобы справиться с этими задачами, нам следует основное внимание направить на дальнейшее раз­ витие рыбообрабатывающей базы, с еще большим напряжением работать над улучшением использо­ вания действующего консервного и жестяно-баноч­ ного производства, над совершенствованием органи­ зации обеспечения .промысловых судов, производ­ ственных плавбаз, береговых консеовных заводов сырьем. В 1974 году должен быть введен в эксплуата­ цию на Мурманском рыбокомбинате консервный завод мощностью 25 миллионов условных банок в год, своевременно смонтированы три металличе­ ских склада, оборудованные под жестяно-баночное производство, что позволит увеличить выпуск же­ стяной тары. Выпуск балычных и копченых рыботоваров с учетом направления рыбы горячего копчения па выпуск консервов определен в объеме 14800 тони. Добиться этого можно, если действующие произ­ водственные коптильные мощности будут использо­ ваны на 98 процентов и введеч в эксплуатацию коптильный завод в южном порту. Руководителям флотов необходимо взять под личный контрбль выработку на промысловых су­ дах полуфабриката для коптильного производства и обеспечить безусловное выполнение важного за­ дания. Совместно с ПИНРО надо решить проблему (Окончание на 4 стр.). V'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz