Рыбный Мурман. 1974 г. Февраль.

Путь в море начинается и так... Фото Н. Максимкина. С п р о м ы с л а — в пор т СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-123 «Луч», РТ-283 «Алуп- ка», ТР «Иркутск». ЗАВТРА: РТ-129 «Метеор», РТ-171 «Лот», СРТ-306, СРТ-460. ТУРИСТСКИЙ ПОЕЗД «ЗАПОЛЯРНЫЙ» — ВПЕРВЫЕ! Мурманское бюро путешествий и экскурсий впервые организует туристский поезд «Заполярный» по маршруту Мурманск — Ташкент — Фергана —- Самарканд — Бухара — Душанбе — Ашхабад — Чарджоу — Волгоград — Мурманск. Приглашаем вас в это увлекательное путешествие. За справками обращаться в бюро путешествий, в обкомы профсоюзов и местные комитеты. Наш адрес: ул. Ленинградская, 21, телефоны 2-51-66, 7-34-77. Охрана труда — дело ответственное В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ нередко проводятся смотры-конкурсы на лучшего общественного инс­ пектора по охране труда и технике безопасности. Они помогают активизировать ра­ боту инспекторов, поднима­ ют всю общественность на усиление борьбы за охрану труда моряков. Большое число промыс­ ловых экипажей приняли участие в смотре, который проводился в минувшем го­ ду. Сообщения о результа- . тах смотра поступили со 136 судов. Профсоюзные активи­ сты. представителя адми­ нистрации стали глубже ин­ тересоваться вопросами тех­ ники безопасности, внесли немало ценных предложений по усилению охраны труда. При подведении итогов смотра на заседании базово­ го комитета профсоюза от­ мечено. что число несчаст­ ных случаев на флоте по сравнению с тем же перио­ дом предыдущего года со­ кратилось на 10 процентов. Многие общественные ин­ спекторы умело и кропотли­ во выполняют важное пору­ чение коллектива. Почетны­ ми грамотами управления Флота и базкома профсоюза, а также денежными премия­ ми отмечены мастер по до­ быче В. И. Войтовский, консервный мастер И. Е. Кириленко, боцман Н Г. М у х и н , моторист С А Бе­ резин, старший матрос Н. Т. Путаев. консервный маетеп М . Ф . Романов. Но смотр выявил и ряд недостатков При разборе несчастных случаев выяс­ няется, что низка еще на ряде судов роль инспектора по охране труда. Вопросы техники безопасности редко выносятся на рассмотрение судовых комитетов. Слаба в этом отношении и связь с администрацией судов. В уп­ равлении , издан приказ о том, чтобы один день в ме­ сяц предоставлять инспек­ торам для выполнения об­ щественного поручения, ос­ вобождая их от всех работ. Однако судовые комитеты профсоюза слабо контроли­ руют выполнение этого при­ каза. У нас на флоте ежегодно при заключении коллектив­ ных договоров ставятся во­ просы о доставке тяжелове­ сов и материалов с судна на причал и на судно силами команды. Но из-за того, что суда в порту ремонтируют­ ся. возможностей использо­ вать для этого судовые ме­ ханизмы нет и приходится прибегать к услугам коллек­ тива порта. Но чтобы по­ биться выделения крана, на­ до пройти долгий п ут ь . Ви­ димо, здесь какая-то недора­ ботка в организации труда. Ее необходимо устранить в короткий : ро к , тем более что. если судно стоит вто­ рым или третьим ко рпусом . то это пеоеоастает в пробле­ му Очень тгражаетсй на оа- боте экипажей отсутствие достаточного количества ав топогрузчиков. Отдел снаб­ жения не предоставляет их по первому требованию, хо­ тя стоянка судна рассчитана на короткое время .-7 а-паботу необходимо выполнить без­ отлагательно. Требует решения и до- ставк.ч некоторых тяжело­ весных деталей на судоре­ монтный »авод. Силами команды сделать это ае всег­ да возможно. Вот и получа­ ют моряки подчас травмы. Немаловажное значение для хорошо организованной охраны труда имеют быъф вые условия Пора бы уж*; отвести для оаботнинов. об­ служивающих суда, совре­ менные бытовые помещения, В них можно было бы также проводить оегулярные инст­ руктажи. занятия по обмену опытом и другие мероприя­ тия. Смотр показал, что на большинстве судов тралово­ го флота везется серьезная работа по усилению охраны труда. Но вместе с тем есть еще немало недоработок, ко­ торые надо устранить безот­ лагательно у В . БЕЛОВ, председа­ тель комиссии по охра­ не труда и технике без­ опасности при базкоме профсоюза тралового флота Редактор Е. В . МИХАЙ ГЛО ВСКИИ , «Рыбный Мурмар». Индекса-SS6S4 ,N r*i: Цекэ-1 экз — J кол. , .,^ t< , .. t . / 1 ■ Мурмзиечзя обпастая,; ‘ типография, г. Мурманск. Зак 697. ПН-017-28. (Продолжение. Нач. в №№ 15, 16). У этого, думаю, много хороше­ го можно почерпнуть, поучиться, как кораблем командовать. Докладываю, что сделано по подго­ товке к промыслу. Капитан-выслушал и сказал, что отход в море назначен на завтра. Вечером в назначенный срок вы­ шли в море. Нет человека на трау­ лере, которому более приятен, чем старпому, был бы этот момент, ког­ да, наконец, кончилась портовая суета, беготня, подготовка корабля. Теперь уже войд?т вся судовая жизнь в определенный ритм, и старпом свободно вздохнет. На второй день подошли к району промысла — Варгаевской банье. При­ шел первый трал. У всех возбужде­ ние, тонны три подняли окуня. Мно­ го людей собралось смотреть первый улов, всегда это так бывает. Капи­ тан поплевал через левое ш'ечо — ну. начало, говорит, хорошее, давай, ребята, действуйте! Рыбка есть. Встали к рыборазделочному столу боцман, тралмейстер, штурман, что­ бы показать молодым матросам, как нужно потрошить рыбу. Наладили второй рыборазделоч­ ный стол, приготовили н третий — сборный, как его называют, для подвахтенных кочегаров, механиков, штурманов. С палубы послышалась тихая, но ядовитая реплика: «И это каждую рыбку потрошить? Кому это надо?» За ней последовала вторая: «Это будет еще тот компот». Ушам своим не верю, неужели это сказали мои бравые матросы? Встали нович­ ки к рыборазделочным столам учить­ ся. У некоторых начинает уже по­ лучаться. Научатся, привыкнут, думаю. Тренировка нужна. Но проходит день, два, три. Очень плохо идет разделка рыбы. Получа­ ем промысловую радиосводку. На других траулерах ежесуточно укла­ дывают в трюмы 12—16 тонн оку­ ня, а у нас больше 5—7 тонн не по­ лучается. Поймать можно было оку­ ня и тридцать тони в сутки, но... обработка задерживала. Как сгово­ рились мои «бравые» матросы — не хотят работать. Опять слышатся реплики: «На две вахты работаем, да еще подвахта. Где это видано?» А ведь на промысле — как на жат­ ве: пришла страда — рук не жалей. «Эх. списать бы всех за такой са­ ботаж». — шевельнулась v меня мысль. Но на собрании партгруппы решили иначе. На корабле было два члена партии: боцман и машинист и один кандидат в члены партии — это я, старпом. Боцман Жан Давы­ дович Мекш — старый коммунист, сражался в гражданскую войну под Перекопом с полчищами Врангеля. Служил тогда Мекш в Латышской Краснознаменной дивизии. Он и был у нас секретарем партийной органи­ зации. — Присмотрелся я, — говорит. — к нашим матросикам, ребята рабо­ тать будут, если с ними повозиться, но двух заводил нужно убрать с ко­ рабля — в порт отправить. Идем к капитану, докладываем наше мнение. Капитан поддержал. Отправили в порт Красовского и Пузовского. Затем собрали комсо­ мольское собрание. Выступил боц­ ман Мекш, рассказал, как моло­ дежь, комсомольцы шли в бой за Советскую власть, шли, не жалея жизней своих, терпели лишения и разгромили полчища белогвардейцев — Неужели мы теперь потерпим такой позор — будем отставать от своих товарищей, которые на других тральщиках набрали полные грузы рыбы и досрочно, с честью возвра­ щаются в порт? — обратился он к молодежи. После этого собрания дело пошло совсем иначе. Траулер «Ерш» набрал полный груз рыбы и получил назна­ чение следовать иод выгрузку в порт». Жизнь преподносила урок за уро­ ком, многое прояснилось, накапли­ вался опыт, и к середине тридцатых .годов Таран уже — в числе лучших тралфлотовских капитанов, а в 1936 году РТ-14 «Сталин», которым ко­ мандовал Таран, выловил 40 тысяч центнеров рыбы при плане 21 тысяча центнеров. Почти два плана за год! И это в то время, когда большинство траулеров только приблизилось к уровню 25 тысяч центнеров рыбы в год!.. J В начале января 1937 года луч­ шие капитаны Мурманска и Архан* гельска были приглашены в Москву для получения правительственных наград. В числе приглашенных был капитан Андрей Филиппович Таран. Орден «Знак Почета» вручал ему в Кремле Всесоюзный староста Ми­ хаил Иванович Калинин. На следующий цень был банкет, где за обильным застолье.м хозяи­ ном был Анастас Иванович Микоян. У наркома было усталое лицо, но был он весел, шутил, а под конец ли­ хо отплясал кавказскую лезгинку. Еще днем позже Анастас Иванович принял рыбаков у себя в наркомате пищевой промышленности. Было около 11 часов вечера. Ка­ питаны собрались в приемной нарко­ ма. Были тут три Копытова — Сте­ пан, Петр и Вениамин, два Новожи­ лова — Андрей и Михаил. Георгий Тнсленко. Николай Скорняков. Ми­ хаил Артамонов, Петр Катц. Был сре­ ди них и Андрей Таран. У всех на груди поблескивали но­ венькие ордена. Из боковой двери вышел Анастас Иванович и пригласил северян в ка­ бинет. — Для начала давайте сфотогра­ фируемся, — сказал нарком. (Продолжение следует). п Недавно Польская академия наук полу­ чила еще один крупный научио-исследова­ тельский центр — в окрестностях (аршавы открылась новая обсерватория. Часть обо­ рудования поставлена сюда ошическим предприятием в Иене (ГДР). НА СНИМКЕ: ученые осматривают зер­ кальный телескоп. ДАГЕСТАНСКАЯ АССР. Дербент — один из древнейших городов страны. Когда-то за стенами его крепости Нарын-Калы на шумных восточных базарах были слышны голоса торговцев, собиравшихся со всех концов света и восхвалявших великолеп­ ные шелка, парчу. А, уезжая, купцы уво­ зили с собой один товар — ковры Дер­ бента. И поныне идет слава о дербентских ков­ рах. За год фабрика выпускает на три миллиона рублей ярких, красочных изде­ лий. НА СНИМКЕ: художественный совет фаб­ рики обсуждает рисунок нового ковра. (Фотохроника ТАСС). у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz