Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
* З А . В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О «Ал таям» — внимание и заботу ! iitwuiiitiHfiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHmnmittiiiiiiiiHiMMimiiiimiiHHMHMimHmmiMH М Н Е Н И Е К А П И Т А Н А D 1 П 0 А Г О Д У впервые в Северном бас- 11 I Н О Я сейне появились траулеры-дизель- G# I U W U электроходы. Первый «Алтай», еткровенно говоря, не вызвал особого вооду* шевления у механиков. Пять главных двига телей вместо одного: трудная работа механи ков становилась еще сложнее. Было сделано всего несколько рейсов, а отношение к судам уже сложилось. «Тяжелые» — так отзывались о них и механики и судоводители. Прошло несколько лет. Флот пополнялся невыми «Алтаями», более совершенными, а мнение судовых специалистов не менялось. Вот тогда инженеры Ц П К Т В и взялись за тру доемкую, огромную работу — проанализиро вать причины плохой технической эксплуата ции судов типа «Алтай». Взялись еще и пото му, что и в Мурманском траловом флоте, и в Архангельском выли «Алтай», экипажи кото рых хорошо ловили рыбу и поддерживали в ■отличном техническом состоянии механизмы. Архангельский траулер «Карпогоры» стоял в Мурманском порту только для снабжения судна всем необходимым к следующему рей су. Главный механик Вячеслав Васильевич Двойнишев сумел так организовать работу, что профилактический ремонт дизелей производил ся в рейсе. А именно с дизелями неблагопо лучно обстояло дело на других судах. Мало того, что у 6 Д 5 0М были конструктивные не достатки, так еще многие механики не смогли сразу к ним найти «подход». Поэтому одни су довые специалисты пускали двигатели «на из нос», другие пытались сами ликвидировать не- ДостагеЯР Й ^ г о м смысле опыт В. В. Двойни- шева положителен. Инженеры Ц П К Т В Борис Андреевич Жуков ТТ D n o n u a n w n l / i o o u n n n t r п л т ^ л тт л я ч т«о*\Т» дъш1тр-рлер тела &Аятаи»; беседовали с не-' ханик$^Ш^о^'й1,т,ивали технику и делали опре- деленньге выводы. Чтобы уменьшить период стоянки в порту и сделать ремонт в рейсе, на до работать на четырех дизелях — пятый дол жен быть на профилактике. Рекомендации спе циалистов Ц П К Т Б , кстати, бывших судовых механиков, помогли экипажам «Алтаев» разо браться в создавшейся обстановке. В порт пришел Б М Р Т «Эльбрус» Мурман ского тралового флота. Капитан Владимир Ва сильевич Степанов на вопрос: «Как на судне обстоит дело с технической эксплуатацией?» ответил: — За время эксплуатации этого судна типа «Алтай» не было аварий с главными двигате лями. Эксплуатация силовой установки проис ходила следующим образом. Во время перехо дов и промысловой работы максимально вклю чалось в схему четыре дизеля по 6 3 0 кило ватт * в исключительных случаях добавлялся стояночный двигатель. В последнем рейсе мы ловили тресковые породы рыб и мойву на больших глубинах. Работа на тресковых породах проходила на четырех дизелях, а при хороших погодных ус ловиях или при попутном ветре — на трех. Только спуск трала производился й включе нием стояночного двигателя. На мойве — че тыре дизеля, а при усилении ветра — плюс сто яночный. Этот вспомогательный дизель вклю чали и при травлении ваеров. После травления он выводился не схемы. Часто при эксплуатации этих кораблей мож но слышать, что возникают нарекания со сто роны механической службы в адрес штурман- сного состава, который непосредственно с мо стика управляет сило вой установкой. У нас такие случаи тоже бы вали в практике. Штур манов обвиняли в рез ком увеличении нагруз ки на дизели или рез ком сбросе этой нагруз ки, но выяснялось часто, что не всегда сраба тывают регуляторы. Несмотря на то, что штурман изменяет разворот, дизели не берут на себя нагрузку. Иногда получается неравно мерное распределение мощности. Эти случаи бывают практически ежерейсно. В процессе эксплуатации силовой установки у нас получается, что один двигатель всегда находится на профилактическом осмотре. По выходе в море мы с главным механиком пла нируем чистку дизелей на протяжении всего рейса, планируем так, чтобы к приходу в порт они были максимально подготовлены к даль нейшей эксплуатации. Эту работу целиком мы можем выполнить, если будут все нужные запасные части. Тогда практически есть возможность в течение рей са произвести профилактику всей сиговой установки. В последнем рейсе у нас ходил главным ме хаником Николай Давыдович Зуев. На судах типа «Алтай» он первый раз. Его деятельность показала, что это механик грамотный, добро совестно относящийся к своим обязанностям. По механической части работа была произве дена большая. Была установлена тесная связь между «мо стиком» и «машиной». Всякие недоразумения по эксплуатации силовой , установки разбира лись на командирских совещаниях и принима лись меры к устранению ошибок. Экипаж Б М Р Т '"^адрпогоры» призывает: «От дока до дока». Эксплуатация силовой уста новки от докования до докования вполне воз- I обходимыми з ^ ^ с н филактические-р' сти своими силами учи частями, чтобы про- можно было произве- условиях рейса. Таково мнение об «Алтаях» опытного про мысловика. Подобные отзывы — не редкость. Суда этого типа требуют внимания и заботы. А это принесет успех. Т. В А С И Л Ь Е В С К А Я , старший инженер сектора пропаганды передового опыта от дела научно-технической эксплуатации ЦПКТБ . I J т р о М М Е хн ш Г И Я Ж А ■■■ тато [А ОДНОМ ИЗ ЗАСЕДАНИЙ коллегии главного управления «Сеярыба» обсуждался вопрос о состоянии технической экс плуатации судов типа «Алтай». Было отмечено, что ■ резуль- севместных усилий специалистов главка, флотов, ЦПКТБ, экс плуатационников и ремонтников по выполнению разработанного и утвержденного комплексного плана техническая эксплуатация и ре монт этих судов улучшились. Ремонтное время по этой группе за девять месяцев 1974 года снижено до 29,7 процента против 32,3 процента за тот же период прошлого года. Передовые экипажи работают без длительного вывода судов из эксплуатации в течение двух лет. Так, например, БМРТ «Карпогоры» Архангельского тралового флота отработал без заводского ремонта более двух лет и выловил за 1973 год 126 тысяч центнеров рыбы. ^яд БМРТ Мурманского тралового флота по выловг рыбы вы- вии ка рубежи современных добывающих судов этого «ипа: БМРТ аПолесье» выловил зд 1973 год 137 тысяч центнеров, а БМРТ «Бе- ломорье» — 112 тысяч. Одной из основных причин успешной работы, отмечала коллегия, является высокий уровень технического обслуживания на перечис ленных судах, позволивший находиться траулерам • эксплуатации от 330 д о 340 суток в год. Это стало возможным благодаря внедре нию ряда эффективных мероприятий, использованию накопленного опыта по эксплуатации и ремонту. О сновной вричиной длительных простоев БМРТ типа «Алтай* в ремонтах является низкая надежность главных дизель-генераторов fijjrsOM. Низкая надежность, обусловленная конструктивными недо статками, сложность в обслуживании дизель-генераторов, большие объемы ремонтных работ, а также недостаточна* ремонтопригод ность создали предубеждение у обслуживающего персонала машин ных ком анд по отношению к этим судам, способствовали высокой текучести кадров. Коллегией главка «Севрыба» было вынесено решение, в кото р ом предлагалось руководителям флотов укомплектовать все суда типа «Алтай» квалифицированными ремонтными бригадами, разре шить в пределах численности экипажа введение должности ремонт ного механика с целью облегчения проведения профилактических ремонтов и осмотров главного двигатепя а условиях эксплуатации, произвести закрепление специалистов машинных команд за судами. В целях материальной заинтересованности до 1 января 197S года будет разработано положение о премировании экипажей из фонда ' материального поощрения за продление межремонтного периода БМРТ типа «Алтай». За счет перераспределения обязанностей с 1 января 1975 года будет введен в состав механико-судовой службы специалист по на дежности. Коллегия, приняв во внимание проведенные ЦПКТБ исследова ния, постановила не допускать одновременную работу пяти главных дизель-генераторов, а отделу снабжения принять все меры по обес печению в 1975 году судовладельцев и судоремонтных предприятий запасными частями для нормальной эксплуатации судов типа «Ал тай». н А Ш К ОЛ Л Е К Т И В носит два высоких звания: эки паж коммунистического труда, имени XV II съезда ВЛ К СМ . А корабль в эксплуа тации находится не так уж много — менее трех лет. Совер шено пять рейсов в различные районы Мирового океана. В каждом были свои трудности, свои сложности, но похожи пла вания одним — слаженной, дружной работой моряков, пе ревыполнением заданий. Из недр океана поднято треть мил лиона центнеров рыбы, стои мость рыбной продукции превы шает 11 миллионов рублей. Оглядываясь назад, можно проследить все этапы становле ния коллектива, определить главное в нашей работе. Глав ный фактор успеха — примене ние прогрессивных методов ведения промысла. Нами освое ны все конструкции велагиче- ских тралов. Удачен авдбор ве дущих специалистов, работаю щих на судне. Их трудовой стаж 2 0 — 25 лет. Ветераны унасле довали добрую славу поморов. Они помогают нам сохранять и развивать лучшие традиции в среде промысловиков младших поколений. Мне. как командиру производ ства. хотелось с первых дней ра боты на новом корабле успеш но организовать промысел в пе- лагиале. И это удалось сделать. «СОВЕРШЕНСТВО ЭТОМУ П Р И З Ы В А Ю Т А Т Ь ТЕХНИКУ ! » I К специалисты, заинтере сованные в лучшем ос воении кораблей типа «Алтай». Да, совершенствуя механизмы и оборудование этих судов, можно добиться лучших показателей в промысловой работе. Сегодня мы публикуем несколько пред ложений рационализаторов. Предложения эти отличаются актуальностью и простотой ис полнения. На Б М Р Т «Эльбрус» рацио нализатор Э. С. Довнорович предложил для устранения течи масла из носового подшипника л е е ] / д о т ч и К и , в е н т и л ь мость остановки ГЭД для чист ки от масла щеточного аппарата и колец. На Б М Р Т «Каракумы» для защиты двигателя ДГР-300/500 от падения давления масла ра ционализатор В. А . Кангии предложил подвести питание от сигнального реле падения дав ления масла на катушку оста новки двигателя (см. схему). Двигатель останавливается при падении давления до 1,7 кг/см2. Г. Г. Алавердов предложил на Б М Р Т «Прионежье» сооб щающуюся систему с перепус»- ным клапаном «ля соединения сборников дистиллята опресни телей № 1 и 2. Система пред ставляет собой трубу с вентилем (см. схему). Перепускной кла пан нужен для изменения ре жима, в котором установки ра ботают на один перекачивающий насос или при работе раздель но. В этом случае улучшается загрузка перекачивающего на- Л пере к а м и о а ю u v -ш HQCQC ГЭД приспособление. Текстоли товый рычаг в точке В шарнир но соединен с фассашой де талью. Оси шарниров“ и Б па раллельны (см. фото). Масло С шейки вала при вращении со- кает в поддон. За год эксплуатащЯ^ этого приспособления износ детали оказался ничтожным, а масло перестало попадать на контакт ные кольца. Отпала необходи- coca, возможны ремонт и прск филактика одной из систем ав“ томатики без остановки опрес- Н А С Н И М К А Х вверху раци онализаторы (слева направо): Э. С. Довнорович. В . А . Кангин и Г. Г. Алавердов. ш (D & Щ } п Ш ж Удалось потому, что, вероятно, люди поняли стремление капита на. А у нас именно так дело и поставлено, чтобы в каждом рей се был хороший настрой, чтобы каждый моряк понимал свою роль в производстве и ясно ви дел конечную цель. Важно во одушевить экипаж, дать понять, что пришли мы добиваться ус пеха, а не впустую цедить воду. Как и каждый из рыбаков, я очень переживаю за «первый блин» — первое траление в рейсе. Знаю, какой заряд бодро сти приносит первый успех. И не только новичкам, которым все внове, но и людям, отдав шим промыслу десятки лет. Стало традицией — начинать промысел в любом рейсе и лю бом районе без раскачки. Эта традиция сохранилась и на тра улере типа «Алтай». Раскачки я ве. может быть, потому что мы всегда тщательно готовим ору дия лова, принимаем ка» мож но больше промысловой инфор мации от других судов. Подхо дя к новому району, мы по су ществу ае чувствуем себя но вичками. знаем, с чего начи нать. Такая шрактика оправды вает себя. Если сразу не добить ся высокого ритма, можно ока заться в пролове. А наверстать упущенное не всегда удается. Текучесть »адров есть — с этим мы еще не научились бо- роться. Но радует то, что тра диции карпогорцев сохраня ются. Экипаж уверенно набира ет темпы добычи рыбы. В 1973 году мы были единоличными ли дерами соревнования. А в опре деляющем году пятилетки тем пы возросли. Основу коллектива составля ет старший командный состав. С первого дня эксплуатации ко рабля работает главный меха ник тов. Двойнишев В. В., стар ший электромеханик тов. Арнац- кий Ю . И., старший мастер по добыче рыбы тов. Поздеев Э. Н. Это истинные труженики, которые не мысля» себя вне творчества, вне товарищеского соперничества в избранном де ле. С такими людьми нет нераз решимых проблем. Работа экипажа по-новому и на новом корабле дала флоту многое. Хорошо освоилась па лубная команда, умело обслужи вается техника в машинном от делении. Все это дает большой экономический эффект. Нахож дение 2 6 5 суток в море за 1973 год говорит о многом. Безре монтные стоянки в порту — ос новной кезырь карпогорцев. Корабль, 1его экипаж имеют вы сокий авторитет. Это дисципли нирует новичков. Наш опыт взят на вооружение большинст вом экипажей «Алтаев». Не искать «золотой» середи ны, а быть впереди, осваивать все новое, применять его на практике — традиция, которая крепнет от рейса к рейсу. Не мало делегаций побывало на на шем борту. Нередко мы слы шим: « У вас все не так». Под этим подразумевается исключи тельно деловая атмосфера взаи моотношений командного соста ва. И в то же время — живые беседы, жаркие споры, которые никогда не нарушают суборди нации и морской этики. Важный ключ к успеху — грамотная эксплуатация меха низмов. Это позволяет нам «вы жимать» из техники все, что Требуется для промысловой ра боты. На высоте партийная и проф союзная организации. Принци пиальное решение производст венных вопросов, правильная расстановка специалистов спо собствуют взаимопониманию представителей всех участков, ведут к общему успеху. Не за бываем мы и о том, что в дли тельных рейсах важно сохранить нормальный моральный настрой людей, создать хороший микро климат в любой ячейке экипа жа. Вот почему всеми мерами поддерживаются самодеятель ные артисты, проявляется забо та о культурней отдыхе моря ков. яорошо поставлено мораль ное чествование победителей со ревнования. Это радует людей старших поколений, закаляет молодых моряков. А в таких ус ловиях освоение любого дела коллективу по плечу. Ф . ГУЛЯЕ В , капитан-дирек- тор Б М Р Т «Карпогоры». ЕЩЕ П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я ... Вот еще несколько предложе ний. осуществленных на кораблях типа «Алтай». Ргорой механик О. В. Андрее! и моторист В. В. Власюк заменили цилиндрические уплотнительные втулки топливных трубок в кор пусах привода клапанов ГДГ на конические, изготовленные из ре зиновых бобинцев 1см. эскиз). Причиной этому послужил вы ход из строя разрезных цилиндри ческих втулок. Практика показала. что уплотнения «текут» даже при небольшом крене. Применение конусных втулок устранило все эти недостатки. Старший механик ремонтной бригады Л. Ф. Кукушкин предло жил съемник для поднятия крыш ки рамовых подшипников дизелей 6Д50. Съемник состоит из планки с тремя резьбовыми отверстиями и скобы с отверстиями под болты (см. эскиз). Применение приспособления со кращает время на замену ниж них вкладышей, создает удобство и безопасность в работе. Рабо т а ть как оя С главным ' механиком БМ Р Т «Карпогоры» Вячеславом Васильевичем Двойнишевым я познакомился во время провер ки выполнения правил техниче ской эксплуатации на судах типа «Алтай». Еще до встречи с ним я знал, что этот человек прошел большой трудовой путь: от моториста мотобота до ру ководителя машинной команды крупного современного корабля. Встреча с ним оставила хоро шее впечатление. Внешне он строг, одет по форме, от подчи ненных требует в деле четко сти, вопросы любит краткие, сам ответы дает деловые, без лишних слов. Сразу видно, что не любит терять времени да ром. Но главное, что характеризу ет этого специалиста. — отлич ное состояние корабельной тех ники. «Карпогоры» — одно из первых судов типа «Алтай», экипаж которого начал работать по новой системе технического обслуживания. Причем моряки даже не имели соответствую щей документации, полагаясь на свой богатый опыт. Ведущую роль в этом сыграл Вячеслав Васильевич. Он превосходно знает деловые качества людей и умело расставляет их. Это дает уверенность перейти с двухгодичного цикла на экс плуатацию корабля без завод ского ремонта в течение трех, а затем и четырех лет. Если все механики судов типа «Алтай» будут работать так, как В. В. Двойнишев, мы добьемся обще го успеха. Б. Ж У К О В , инженер ЦПКТБ . Материалы тематического вы пуска подготовлены отделом науч но-технической информации ЦПКТБ и отделом информации и рационализации управления Мур манского тралового флота. „ Р ы б н ы й М у р м & н “ 9 2 7 д е к а б р я 1 9 7 4 : г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz