Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
г В мят» I I \ I I В ноябре на очередном за н ии школы передового опы та по разноглубинному лову рыбы в ЦПКТБ капитаны и ма стера добычи рассказывали о своих методах работы. В это время в порту стояли траулеры, экипажи которых лидировали в социалистиче ском соревновании. Участники школы передово го опыта услышали выступле ния капитана ППР «Ван-Дейк» Владимира Яковлевича Рылова и капитана БМРТ «Салют» Вик тора Серафимовича Громцева. • ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА В. Рылов: „ПРработает канатнымтралом" Экипаж П П Р «Ван-Дейк» вел промысел в районах Се веро-Западной Атлантики. Работали тралами 05-73 04 и 2131-03. По выходе из пор та было уже ясно, что в ос новном будем ловить мой ву. Старший мастер по добы че Александр Павлович Перцев из числа матросов выбрал наиболее опытных и желающих работать на палу бе. Упор делался на пелаги ческий вариант. В беседах с моряками мы разъясняли, что от быстрой и сноровистой работы палубной команды зависит многое. Например, нашел судоводитель косяк, «забежал», развернулся и на чал спуск трала, а тут что- нибудь заело: или лапку не правильно подсоединили, или сетное полотно зацепилось за что-нибудь. В результате —- порыв трала, а это — по теря промыслового времени. Палубная команда труди лась хорошо. Вячеслав Мак симович Замятин — молодой мастер по добыче и вахта его молодая. Но именно она вышла победителем в социа листическом соревновании. Мне приходилось про мышлять мойву в 1972 году на БМРТ-238 и в 1973 году на Б М Р Т «Рыбачий». Среди судоводительского состава только третий помощник ка питана имел опыт работы на этом объекте. Поэтому при шлось провести несколько теоретических занятий, а когда вышли на промысел, показывали прямо на рабо чих местах. Самое серьезное внима ние мы обращали на взаимо связь палубы и мостика, а также на дотравливание вае- ров. Дотравливание ваеров при углублении трала про изводилось всегда втугую с постепенным уменьшением скорости дотравливания с подходом марки к указанно му месту. Об этом строго предупредили мастеров по добыче, так как увеличение скорости дотравливания вае ров, а затем резкая останов ка, как правило, приводят к порывам пластей трала. На облове мойвы мы столкнулись с таким явлени ем: маломощные гидравли ческие лебедки, установлен ные на этих судах, не прис пособлены к работе с трала ми большого сопротивления. Посоветовавшись со стар шим механиком, решили сме нить масло в гидравлике, заправить систему более плотным маслом. Ловили при нормальных метеоусло виях при угле разворота винта в 15— 16 градусов и 2 1 0 оборотах. Это давало запас в развороте винта 2 —■ 3 градуса и в оборотах 1 0— 15. С таким запасом мощно сти, работая у грунта» осу ществляли отрыв трала от грунта на 3 0— 40 метров. Сбавляли ход до малого и как только лебедка начина ла выбирать ваера, постепен но устанавливали решим главного двигателя, как на ходу с тралом, тем самым избегая посадки трала на грунт. В основном использовали трал 05-73-04. Он значи тельно легче для траловой лебедки, лучше реагирует на изменение горизонта хода, и время подъема этого трала значительно сокращается из- за меньшего количества пе рехватов вытяжными коль цами. Капроновые оттяжки мы сразу заменили на сталь ные, поставив на все кана ты вертлюги для уменьшения! их скручивания. Приборами ФНР-50 и ФНР-200 не пользовались; на судне не было аккумуля торных батарей, необходи мых для осуществления про должительных тралений (3— 3,5 часа). Обычно сухих элементов хватает на 2 — 2,5 часа траления, поэтому поль зовались прибором ИГЭКу. Нами было установлено, что наилучших уловов тра лом 05-73-04 можно достичь в том случае, если его верх нюю подбору вести по верх ней кромке косяка. Вот та ким методом мы добивались максимальных уловов. Судоводители «Ван-Дей ка» занимались прицельным ловом, не спускали трал до тех пор, пока не находили рыбу. Это дает возможность заранее сориентироваться, какой продолжительности ко сяк, на каком горизонте он стоит, есть ли необходимость Лвлать поворот. В зависимо сти от протяженности и плотности косяка судоводи тель оценивал, есть ли необ ходимость делать поворот на второй галс. Иногда приходилось «кру титься» на одном косяке три, четыре, пять раз. Здесь судоводитель должея регу лярно определять свое место нахождение, контролировать его, учитывая ветер, прилив- но-отливные течения и ин формацию других судов. Для работы в пелагиале это име ет существенное значение. От правильной информации при работе в группе в конеч ном итоге выигрывают все. Все вышесказанное позво лило экипажу П П Р «Ван- Дейк» в минувшем рейсе за 76 промысловых суток выло вить в пелагиале 5 10 0 тонн рыбы. ^ uprw uft пягш а R йррр ттяу г. пкг ття n n fip п рпр п г п я- пя пятггк р г р Гшпрр CVXHX Л R о ЙС З ^ J b. громцев „40000 центнеров рыбы пелагическим тралом" j тяорь добился вылова оолее ных пород рыо, а в сентябре характерные записи для продукции улучшенного ка- дими вести и х— л метрал ог 1 А П т и л о и n o U T U o n n u и o u i n a . —__m /т о Л п о ____ н а u n i i o a Я'ЛГЛ гт в п и ш то — л т п е тти Lil.T£> ттогтп о ^ n V H T fl П О И Н Э Х О Ж Л С Н И И К О" I Экипаж БМРТ-449 «Са лют» за период январь— ок б б 100 тысяч центнеров и выра ботки пищевой продукции более 6 0 тысяч центнеров. Экипаж работал по варианту сдвоенного рейса, разрабо танного в управлении «Мур- мансельдь». В отличие от схемы, принятой в управле нии тралового флота, наша заключается в том, что под менный этап обслуживания Судна 6 0 суток. «Салют» работал в период январь-август на облове дон б — октябре — на мойве. При работе в Баренцевом море ловили донным тралом 2050-01. Я должен заметить, что, несмотря на появление боль шого количества новых дон ных тралов, мы в какой-то степени проявили определен ный консерватизм. В первой декаде марта пе- 1 >ешли на облов трески пела гическим тралом 2331-03. Уловы были очень высокими. Х того периода — отдельные черные пятна на фоне более слабых, так называемых раз мытых записей. Наиболее эффективными были трале ния у грунта. Траления по заходам были от 1,5 до 2 ча сов. К концу марта, в начале апреля записи стали более резкими. Мы увеличили вре мя траления до 8 — 10 часов. Здесь высвободилась палуб ная команда для выработки чества. В январе и в августе бы ли уловы значительно хуже. Причину находили в неис правности ваерных роликов. Для улучшения их работы заваривали «ручьи» под уг лом 9 0 градусов и вырубали в*ера. В зависимости от поведе ния вгойвы выбирали такти ку лова. При нахождении ко сяков у грунта трал необхо о в 1 2 х т Грунта. При нахождении ко сяков в толще воды в днев ное время верхнюю подбору необходимо вести по центру косяка, а при малом верти кальном развитии косяка за хватывать две трети его ниж ней части. Ночью верхнюю подбору необходимо вести, захватывая одну треть ниж ней части косяка,— по его центру. J ha |Т0 I I и Рейс СРТ-р « Бахмач » с с ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПЛИВЕ цифра — = Предыдущий рейс явился знаменательным тем, что судовая машина и механизмы нашего СРТ-р «Бахмач» работали на экспериментальном — га зотурбинном — топливе. Что это за топливо, ка ковы его особенности и какие оно приносит вы годы при эксплуатации! Во-первых, стоимость. Тонна газотурбинного топлива стоит почти вдвое дешевле, чем ди зельного. Но с эксплуатацией его приходит ряд особен ностей и сложностей. Оно более вязко, требует тщательной сепарации, желательна даже двойная сепарация. При работе на таком топливе требу ется тщательно следить за топливными фильтра ми. На флоте несколько больших морозильных траулеров уже работали на газотурбинном топли ве. Теперь вот его экспериментировали на СРТ-р. Эксперимент, как это отмечал старший механик тов. Карасиков в своей статье в судовой стенгазе те, прошел успешно. Второй механик тов. Труб ников уделял много внимания главным и вспо могательным механизмам, контролировал их ра боту, следил за режимом. Применение такого топлива очень перспективно. Об этом говорят и результаты рейса. Задание его выполнено раньше намеченного срока, простоев по вине машинной команды не было. На календаре — декабрь, а план определяю щего года пятилетки по вылову рыбы у нас дав- L nd ии в щего года пятилетки по вылову р бы у нас дав- А. КСЫНКИН, т «о уже выполнен. Запланированная 21680 центнеров — перекрыта. = Я совсем недавно закончил судоводительское Е •тделение Высшего ’ мореходного училища. Н* Е «Бахмаче» сделал три рейса. Так что, выходит, = как штурман, я начинал йменно на этом «удне. Е Большая поддержка и словом и делом пришла Е от капитана Юрия Николаевича Мартынова. Опыта Е ему не занимать, морской стаж перевалил за пят- Е надцать лет, Капитан как-то быстро ввел • дело, Е научил работе с ерудиями лова. Учебную практи- Е ку я проходил на БМРТ, специфика работы на Е среднем рефрижераторном траулере была для Е меня делом абсолютно новым. С помощью ка- Е питана освоил специфиру лова. Е Последний рейс был непродолжителен. Про- Е мысловая обстановка по сравнению с недавним = временем заметно ухудшилась. Так что для то- Е го, чтобы успешно выполнить рейсовое задание, = приходилось дорожить каждым промысловым ча- Е сом. Рациональный поиск, хороший настрой ору- Е дий лова, надежная работа механизмов позволи* Е ли экипажу добиться успеха в таких нелегких ус- Е ловиях. Е В комсомольской организации одиннадцать че- = ловек. Старательно трудятся комсомольцы и в Е машинном отделении и на палубе. Рыбацким ма- Е стерством и умением полностью оправдывает = свой первый класс комсомолец матрос Геннадий Е Береснев. Умелым и надежным матросом зареко- = мендовал себя Станислав Довнар. В числе луч* — ших моряков экипажа фамилии этих комсомоль» Е цев занесены на судовую Доску почета. А. КСЫНКИН, третий штурман СРТ-р «Бахмачи. Е Более 80 стран покупают продукцию Ленинградского оп тико-механического объединения имени В. И, Ленина. Мар ка ЛОМО на фотоаппаратах, кинопроекторах и кинокаме рах, телескопах и микроскопах, спектральных приборах, новейшей электронно-оптической аппаратуре — гарантия высокого качества. надежности, долговечности. ЛОМО — это предприятие высокой культуры производ ства. Коренная реконструкция производства на основе кон« центрации и специализации, внедрение автоматики позво лили увеличить объем производства при том же числе ра ботающих более чем втрое, более чем в два раза сократили сроки разработок и внедрения новой техники, В первом полугодии 1975 года по производительности тру да объединение выйдет на уровень, намеченный на конец пятилетки. На снимке: новый малоформатный фотоаппарат с авто матической установкой экспозиционных параметров «ЛОМО- 1 ЗОА», Он является результатом дальнейшего разви тия камер семейства «Сокол» и не уступает лучшим зару бежным образцам этого класса. Фото М. Блохина. (Фохолсроника ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz