Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.

г В мят» I I \ I I В ноябре на очередном за­ н ии школы передового опы­ та по разноглубинному лову рыбы в ЦПКТБ капитаны и ма­ стера добычи рассказывали о своих методах работы. В это время в порту стояли траулеры, экипажи которых лидировали в социалистиче­ ском соревновании. Участники школы передово­ го опыта услышали выступле­ ния капитана ППР «Ван-Дейк» Владимира Яковлевича Рылова и капитана БМРТ «Салют» Вик­ тора Серафимовича Громцева. • ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА В. Рылов: „ПРработает канатнымтралом" Экипаж П П Р «Ван-Дейк» вел промысел в районах Се­ веро-Западной Атлантики. Работали тралами 05-73 04 и 2131-03. По выходе из пор­ та было уже ясно, что в ос­ новном будем ловить мой­ ву. Старший мастер по добы­ че Александр Павлович Перцев из числа матросов выбрал наиболее опытных и желающих работать на палу­ бе. Упор делался на пелаги­ ческий вариант. В беседах с моряками мы разъясняли, что от быстрой и сноровистой работы палубной команды зависит многое. Например, нашел судоводитель косяк, «забежал», развернулся и на­ чал спуск трала, а тут что- нибудь заело: или лапку не­ правильно подсоединили, или сетное полотно зацепилось за что-нибудь. В результате —- порыв трала, а это — по­ теря промыслового времени. Палубная команда труди­ лась хорошо. Вячеслав Мак­ симович Замятин — молодой мастер по добыче и вахта его молодая. Но именно она вышла победителем в социа­ листическом соревновании. Мне приходилось про­ мышлять мойву в 1972 году на БМРТ-238 и в 1973 году на Б М Р Т «Рыбачий». Среди судоводительского состава только третий помощник ка­ питана имел опыт работы на этом объекте. Поэтому при­ шлось провести несколько теоретических занятий, а когда вышли на промысел, показывали прямо на рабо­ чих местах. Самое серьезное внима­ ние мы обращали на взаимо­ связь палубы и мостика, а также на дотравливание вае- ров. Дотравливание ваеров при углублении трала про­ изводилось всегда втугую с постепенным уменьшением скорости дотравливания с подходом марки к указанно­ му месту. Об этом строго предупредили мастеров по добыче, так как увеличение скорости дотравливания вае­ ров, а затем резкая останов­ ка, как правило, приводят к порывам пластей трала. На облове мойвы мы столкнулись с таким явлени­ ем: маломощные гидравли­ ческие лебедки, установлен­ ные на этих судах, не прис­ пособлены к работе с трала­ ми большого сопротивления. Посоветовавшись со стар­ шим механиком, решили сме­ нить масло в гидравлике, заправить систему более плотным маслом. Ловили при нормальных метеоусло­ виях при угле разворота винта в 15— 16 градусов и 2 1 0 оборотах. Это давало запас в развороте винта 2 —■ 3 градуса и в оборотах 1 0— 15. С таким запасом мощно­ сти, работая у грунта» осу­ ществляли отрыв трала от грунта на 3 0— 40 метров. Сбавляли ход до малого и как только лебедка начина­ ла выбирать ваера, постепен­ но устанавливали решим главного двигателя, как на ходу с тралом, тем самым избегая посадки трала на грунт. В основном использовали трал 05-73-04. Он значи­ тельно легче для траловой лебедки, лучше реагирует на изменение горизонта хода, и время подъема этого трала значительно сокращается из- за меньшего количества пе­ рехватов вытяжными коль­ цами. Капроновые оттяжки мы сразу заменили на сталь­ ные, поставив на все кана­ ты вертлюги для уменьшения! их скручивания. Приборами ФНР-50 и ФНР-200 не пользовались; на судне не было аккумуля­ торных батарей, необходи­ мых для осуществления про­ должительных тралений (3— 3,5 часа). Обычно сухих элементов хватает на 2 — 2,5 часа траления, поэтому поль­ зовались прибором ИГЭКу. Нами было установлено, что наилучших уловов тра­ лом 05-73-04 можно достичь в том случае, если его верх­ нюю подбору вести по верх­ ней кромке косяка. Вот та­ ким методом мы добивались максимальных уловов. Судоводители «Ван-Дей­ ка» занимались прицельным ловом, не спускали трал до тех пор, пока не находили рыбу. Это дает возможность заранее сориентироваться, какой продолжительности ко­ сяк, на каком горизонте он стоит, есть ли необходимость Лвлать поворот. В зависимо­ сти от протяженности и плотности косяка судоводи­ тель оценивал, есть ли необ­ ходимость делать поворот на второй галс. Иногда приходилось «кру­ титься» на одном косяке три, четыре, пять раз. Здесь судоводитель должея регу­ лярно определять свое место­ нахождение, контролировать его, учитывая ветер, прилив- но-отливные течения и ин­ формацию других судов. Для работы в пелагиале это име­ ет существенное значение. От правильной информации при работе в группе в конеч­ ном итоге выигрывают все. Все вышесказанное позво­ лило экипажу П П Р «Ван- Дейк» в минувшем рейсе за 76 промысловых суток выло­ вить в пелагиале 5 10 0 тонн рыбы. ^ uprw uft пягш а R йррр ттяу г. пкг ття n n fip п рпр п г п я- пя пятггк р г р Гшпрр CVXHX Л R о ЙС З ^ J b. громцев „40000 центнеров рыбы пелагическим тралом" j тяорь добился вылова оолее ных пород рыо, а в сентябре характерные записи для продукции улучшенного ка- дими вести и х— л метрал ог 1 А П т и л о и n o U T U o n n u и o u i n a . —__m /т о Л п о ____ н а u n i i o a Я'ЛГЛ гт в п и ш то — л т п е тти Lil.T£> ттогтп о ^ n V H T fl П О И Н Э Х О Ж Л С Н И И К О" I Экипаж БМРТ-449 «Са­ лют» за период январь— ок­ б б 100 тысяч центнеров и выра­ ботки пищевой продукции более 6 0 тысяч центнеров. Экипаж работал по варианту сдвоенного рейса, разрабо­ танного в управлении «Мур- мансельдь». В отличие от схемы, принятой в управле­ нии тралового флота, наша заключается в том, что под­ менный этап обслуживания Судна 6 0 суток. «Салют» работал в период январь-август на облове дон­ б — октябре — на мойве. При работе в Баренцевом море ловили донным тралом 2050-01. Я должен заметить, что, несмотря на появление боль­ шого количества новых дон­ ных тралов, мы в какой-то степени проявили определен­ ный консерватизм. В первой декаде марта пе- 1 >ешли на облов трески пела­ гическим тралом 2331-03. Уловы были очень высокими. Х того периода — отдельные черные пятна на фоне более слабых, так называемых раз­ мытых записей. Наиболее эффективными были трале­ ния у грунта. Траления по заходам были от 1,5 до 2 ча­ сов. К концу марта, в начале апреля записи стали более резкими. Мы увеличили вре­ мя траления до 8 — 10 часов. Здесь высвободилась палуб­ ная команда для выработки ­ чества. В январе и в августе бы­ ли уловы значительно хуже. Причину находили в неис­ правности ваерных роликов. Для улучшения их работы заваривали «ручьи» под уг­ лом 9 0 градусов и вырубали в*ера. В зависимости от поведе­ ния вгойвы выбирали такти­ ку лова. При нахождении ко­ сяков у грунта трал необхо­ о в 1 2 х т Грунта. При нахождении ко­ сяков в толще воды в днев­ ное время верхнюю подбору необходимо вести по центру косяка, а при малом верти­ кальном развитии косяка за­ хватывать две трети его ниж­ ней части. Ночью верхнюю подбору необходимо вести, захватывая одну треть ниж­ ней части косяка,— по его центру. J ha |Т0 I I и Рейс СРТ-р « Бахмач » с с ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПЛИВЕ цифра — = Предыдущий рейс явился знаменательным тем, что судовая машина и механизмы нашего СРТ-р «Бахмач» работали на экспериментальном — га­ зотурбинном — топливе. Что это за топливо, ка­ ковы его особенности и какие оно приносит вы­ годы при эксплуатации! Во-первых, стоимость. Тонна газотурбинного топлива стоит почти вдвое дешевле, чем ди­ зельного. Но с эксплуатацией его приходит ряд особен­ ностей и сложностей. Оно более вязко, требует тщательной сепарации, желательна даже двойная сепарация. При работе на таком топливе требу­ ется тщательно следить за топливными фильтра­ ми. На флоте несколько больших морозильных траулеров уже работали на газотурбинном топли­ ве. Теперь вот его экспериментировали на СРТ-р. Эксперимент, как это отмечал старший механик тов. Карасиков в своей статье в судовой стенгазе­ те, прошел успешно. Второй механик тов. Труб­ ников уделял много внимания главным и вспо­ могательным механизмам, контролировал их ра­ боту, следил за режимом. Применение такого топлива очень перспективно. Об этом говорят и результаты рейса. Задание его выполнено раньше намеченного срока, простоев по вине машинной команды не было. На календаре — декабрь, а план определяю­ щего года пятилетки по вылову рыбы у нас дав- L nd ии в щего года пятилетки по вылову р бы у нас дав- А. КСЫНКИН, т «о уже выполнен. Запланированная 21680 центнеров — перекрыта. = Я совсем недавно закончил судоводительское Е •тделение Высшего ’ мореходного училища. Н* Е «Бахмаче» сделал три рейса. Так что, выходит, = как штурман, я начинал йменно на этом «удне. Е Большая поддержка и словом и делом пришла Е от капитана Юрия Николаевича Мартынова. Опыта Е ему не занимать, морской стаж перевалил за пят- Е надцать лет, Капитан как-то быстро ввел • дело, Е научил работе с ерудиями лова. Учебную практи- Е ку я проходил на БМРТ, специфика работы на Е среднем рефрижераторном траулере была для Е меня делом абсолютно новым. С помощью ка- Е питана освоил специфиру лова. Е Последний рейс был непродолжителен. Про- Е мысловая обстановка по сравнению с недавним = временем заметно ухудшилась. Так что для то- Е го, чтобы успешно выполнить рейсовое задание, = приходилось дорожить каждым промысловым ча- Е сом. Рациональный поиск, хороший настрой ору- Е дий лова, надежная работа механизмов позволи* Е ли экипажу добиться успеха в таких нелегких ус- Е ловиях. Е В комсомольской организации одиннадцать че- = ловек. Старательно трудятся комсомольцы и в Е машинном отделении и на палубе. Рыбацким ма- Е стерством и умением полностью оправдывает = свой первый класс комсомолец матрос Геннадий Е Береснев. Умелым и надежным матросом зареко- = мендовал себя Станислав Довнар. В числе луч* — ших моряков экипажа фамилии этих комсомоль» Е цев занесены на судовую Доску почета. А. КСЫНКИН, третий штурман СРТ-р «Бахмачи. Е Более 80 стран покупают продукцию Ленинградского оп­ тико-механического объединения имени В. И, Ленина. Мар­ ка ЛОМО на фотоаппаратах, кинопроекторах и кинокаме­ рах, телескопах и микроскопах, спектральных приборах, новейшей электронно-оптической аппаратуре — гарантия высокого качества. надежности, долговечности. ЛОМО — это предприятие высокой культуры производ­ ства. Коренная реконструкция производства на основе кон« центрации и специализации, внедрение автоматики позво­ лили увеличить объем производства при том же числе ра­ ботающих более чем втрое, более чем в два раза сократили сроки разработок и внедрения новой техники, В первом полугодии 1975 года по производительности тру­ да объединение выйдет на уровень, намеченный на конец пятилетки. На снимке: новый малоформатный фотоаппарат с авто­ матической установкой экспозиционных параметров «ЛОМО- 1 ЗОА», Он является результатом дальнейшего разви­ тия камер семейства «Сокол» и не уступает лучшим зару­ бежным образцам этого класса. Фото М. Блохина. (Фохолсроника ТАСС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz