Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.

я машина свою задачу выпол­ нила хорошо. В июле мы добились очень высоких уловов и так осме­ лели и уверились в дальней­ ших успехах, что решили по­ ставить вопрос о переимено­ вании нашего судна. Собрание восторженно приняло предложение, и мы послали свою просьбу «Мур- манрыбе» и самому товари­ щу Кирову». Экипаж РТ-29 «Днепр» первым завершил тогда и свой годовой план добычи рыбы. Моряков передового корабля поздравил Сергей Миронович Киров. В теле­ грамме говорилось: «Поздравляю вас с до­ срочным выполнением годо­ вого плана. Ваше первенство в траловом флоте достигну­ то на основе ударной рабо­ ты, Деритесь за увеличение улова, за дальнейшее улуч­ шение качества обработки рыбы, за хорошую работу ма­ шины, за дисциплину. Пере­ дайте свой опыт другим, от­ стающим тральщикам. Го­ рячий привет всему составу тральщика. Секретарь Ленинградского комитета партии Киров». Приветствие С. М . Киро­ ва вдохновило моряков РТ-29 на новые успехи. Они твердо решили никому не уступать первенства. РТ-29 был пе­ реименован и стал носить имя пламенного большевика, соратника В. И, Ленина — Сергея Мироновича Кирова. Слава о стахановском тру­ де экипажа траулера «Ки­ ров» широко -разнеслась по всей стране. Каждый моряк этого корабля в довоенное время вылавливал и обраба­ тывал полторы тысячи центнеров рыбы в год. Это был мировой рекорд. Такой высокой производительности труда не знала еще рыбная промышленности ни у нас, ни за рубежом. Первым капитаном на РТ- 2 9 «Киров» был Георгий Ге­ расимович Тисленко — один из молодых специалистов, прибывший в Мурманский траловый флот после окон­ чания Херсонского мореход­ ного техникума. На судне стремились к тому, чтобы хорошо освоить промысловое дело. Учились все! от капи­ тана до матроса. Кировцы первыми взя­ лись освоить и внедрить трал отечественной конструкции и добились в этом замечатель­ ных успехов. Если вначале на судах спуск и подъем тра­ ла занимал два с половиной — три часа, то кировцы стали укладываться в 30 ми­ нут. За успешное освоение но­ вой техники в 1935 году группу работников тралового флота отметили наградами — орденами Ленина и Трудово­ го Красного Знамени. Среди награжденных был и один из лучших специалистов фло­ та старший механик РТ-29 «Киров» Владимир Михай­ лович Макаревич. Вместе со своими помощ­ никами и учениками В. М. Макаревич разработал и точ­ но осуществлял на практике систему обслуживания глав­ ной машины, котла и вспо­ могательных механизмов, обеспечивая наиболее полное использование технических мощностей корабля. Хорошо организованный труд палубной команды по­ зволил экипажу РТ «Киров» добиться в 1935 году пре­ красных показателей трало­ вого режима. В этом году моряки РТ-29 выловили 38,1 тысячи центнеров рыбы против 17,8 тысячи центне­ ров в среднем по флоту. Ки­ ровцы уверенно штурмова­ ли новые высоты и в 1938 году установили мировой ре­ корд по добыче рыбы для по­ добного типа промысловых судов: улов составил 61,1 тысячи центнеров! Почин моряков РТ-29 «Ки­ ров» был подхвачен экипа­ жами всех судов рыбопро­ мыслового флота и привел к значительному увеличению добычи рыбы в стране. В ОТДЕЛ истории наше­ го бассейна для буду­ щей экспозиции по­ ступили модели кораблей, экипажи которых прослави­ лись своим героическим тру­ дом в разные периоды раз­ вития рыбной промышленно­ сти. Есть у нас и модель РТ-29 «Киров». С нею свя­ зано волнующее событие. Осенью нынешнего года отдел истории посетили ве­ тераны бассейна. Среди них был и Андрей Иосифович Стрельбицкий. Рассматривая экспонаты, он увидел модель корабля, на борту которого ярко выделялось условное обозначение «РТ-29». (См. фото). Лицо ветерана осве­ тилось доброй улыбкой, как при встрече с давним дру­ гом: А. И. Стрельбицкий был капитаном траулера «Киров». Встреча в музее напомни­ ла ему о трудовой юности. После окончания Одесского мореходного техникума моло­ дой штурман Андрей Стрель­ бицкий пришел на стаханов­ ский траулер РТ-34 «Дзер­ жинский». Работал он пре­ восходно. Уже вскоре моло­ дой штурман был назначен старшим помощником капи­ тана на РТ-7 «Семга», а в 1937 году ему доверили ру­ ководство экипажем траулера «Киров». Это назначение явилось серьезной проверкой его деловых качеств как су­ доводителя - промысловика, так и командира. И у киров­ цев была тревога: сумеет ли молодой капитан возгла­ вить стахановский коллектив и повести его к новым побе­ дам? Тревога была обосно­ ванной — вопрос стоял о че­ сти корабля. Новый капитан блестяще выдержал экзамен. Под командованием Л. И. Стрель- бицкого моряки развивали славные традиции. Стаханов­ ские рекорды добычи рыбы стали на этом корабле обыч­ ными показателями. Капи­ тан сумел закрепить бога­ тый опыт, накопленный эки­ пажем. умножить его, при­ меняя в деле все новое и пе­ редовое. В декабре 1938 года Анд­ рей Иосифович был принят судовой парторганизацией кандидатом в члены ВКП (б). В марте будущего года ры­ бакам Мурмана было предо­ ставлено право приветство­ вать XV III съезд партии. Этой чести удостоился от имени тружеников края ка­ питан прославленного трауле­ ра «Киров» А. И. Стрель­ бицкий. В своем выступле­ нии он заверил съезд, что рыбаки Мурмана добьются новых трудовых побед. Сло­ во было подкреплено делом. Родина по заслугам отме­ чала успехи тружеников Мурмана. В апреле 1939 го­ да 2 7 8 работников рыбной промышленности были удо­ стоены правительственных наград. Ордена Ленина укра­ сили грудь капитана РТ-29 «Киров» А . И. Стрелъбицко- го и кочегара этого корабля И. В. Старовойтова. Руково­ дитель коллектива служил для моряков примером до­ бросовестного отношения к делу, примером честности, аккуратности и вежливости. Экипаж его любил и уважал, готов был, как говорится, пойти в огонь и воду. Й та­ кое испытание состоялось. Началась Великая Отече­ ственная война. Траулер «Киров» стал сторожевиком (бортовой номер ТЩ-38). На мостике по-прежнему нес вах­ ту отличный рыбак, а ныне боевой командир капитан- лейтенант А. И. Стрельбиц­ кий. Он и его товарищи, как и в мирные дни, отлично вы­ полняли свой долг, были от­ мечены орденами и медаля­ ми. Вскоре командир ТЩ-38 получил повышение и стал командовать дивизионом сто­ рожевых кораблей. Его ме­ сто занял достойный преем­ ник Константин Лаврентье­ вич Бурков. Когда РТ-29 вернулся к мирной службе, в его салоне появилась памятная доска, яа которой были отмечены трудовые и боевые подвиги моряков. Волее тридцати лет этот корабль находился в СТРОЮ ПРОМЫСЛОВОГО (tl/lO T ^ его экипаж дал стране б™ лее миллиона центнеров ры­ бы. Вот что вспомнил при «стрече в нашем отделе ве теран. Андрей Иосифович дал высокую опенку модели РТ-29, которую сделал мур­ манчанин Борис Васильевич Копченков. А ВОТ еще одна славная биография корабля, который и поныне в строю Мурманского тралово­ го флота. — БМРТ-251 «Го голь». (На публикуемом се­ годня снимке запечатлена его модель). Пополнение флота прин ципиально новыми промыс­ ловыми кораблями началось в 1955 году. Первым пришел в Мурманск большой моро­ зильный рыболовный трау­ лер «Пушкин». Вслед за ним флот пополнился БМ Р Т «Гоголь», «Некрасов», «Доб­ ролюбов», «Ярославль^ «Н . Островский», «Достоев­ ский», «Серафимович». Уже в первые годы тралфлотов- цы, развивая традиции моря- ков-стахановцев, добились рекордных уловов. Когда в стране разверну­ лась подготовка к X X съез­ ду гартнн, экипаж БМРТ-252 «Некрасов» (капитан-дирек- тор Николай Кириллович Елфимов) решил добыть за 1956 год 100 тысяч центне­ ров рыбы. Эту инициативу подхватили моряки других БМ РТ . Соревнование «сто- тысячников» продолжается и сегодня. Экипажи БМ Р Т добива­ лись замечательных успехов. Рекордсменом 1965 года, например, стал коллектив Б М Р Т «Гоголь» (командовал тогда им капитан Юрий Ни­ колаевич Быстров. Ныне он — руководитель тралового флота). Гоголевцы добыли в том году 123 тысячи цент­ неров рыбы н выработали 84 тысячи центнеров готовой продукции. Экипаж стал ор­ деноносным: за высоте производственные показатели впервые в стране траулер был отмечен орденом Трудо­ вого Красного Знамени. Корабли и люди... В этих двух емких словах — биогра­ фии и славные дела. Пусть они служат примером для нынешнего поколения про­ мысловиков. В. К О П И Л Е В И Ч , сотруд­ ник отдела истории рыбной промышленности главка «Севрыба». ШШННШШЖШНШШШНШШШМШШШШШПШМШШПШШИШШИПШШШНИШШШШНШИШ.....ниш К о р а б л и ИД ! и л ю д и и Щ Э щ 111Ш11Ши11МШШШ1ШМ1>1ШП1Ш1111Ш1П111Ш||1Г1111Ш111Ш1Ш111Ш1111!1Ш!1111ШШ111!!1ШШШ1Ш!Ш!1!1Ш!Ш1 И С Т О Р И Я рыбного Мурмана— это био- графин многих тысяч людей, сотен кораблей. Со­ ветское государство, Комму­ нистическая партия в . пла­ нах индустриализации стра­ ны определили заметную роль рыбной промышленно­ сти. У нас, на Севере, уже в годы первой пятилетки нача­ ла создаваться мощная база океанического рыболовства. Промысловый флот получил новые, хорошо оснащенные по тому времени навигацион­ ными приборами траулеры, с 1931 года началась радио­ фикация судов, стало приме­ няться радиопеленгованне. Улучшилось поисковое дело. Осваивались отдаленные рай­ оны Баренцева моря. По первому пятилетнему плану в развитие рыбного хозяйства Мурмана молодая Страна Советов вкладывала немалые средства — 305,1 миллиона рублей. Они шли на строительство новых су­ дов и береговых предприя­ тий, да жилищное и культур­ ное строительство. Развива­ лось отечественное судостро­ ение, обслуживавшее рыбную промышленность, на иност­ ранных верфях для «Севгос- рыбтреста» было заказано 25 траулеров. Эта программа предусмат­ ривала и подготовку квали­ фицированных кадров. В 1930 году, например, на 35 курсах обучалось 846 за­ сольщиков, матросов-рыбо- обработчиков, промысловиков других специальностей. Ка­ питанов и штурманов «Сев- госрыбтрест» направлял на учебу в Ленинград. Рабочий класс, партийная организация города на Неве, верные революционным тра­ дициям, оказывали всемер­ ную поддержку преобразо­ ваниям в нашем заполярном крае. И сегодня еще есть в нашем городе ленинградцы, пришедшие в тридцатых— сороковых годах на промыс­ ловые корабли политработни­ ками, руководителями эки­ пажей, машинных команд. Рос флот, росли и люди, совершенствуя свое мастер­ ство, мужая в схватках с су­ ровым морем Баренца. На судах кипел стахановский труд, берег был верной опо­ рой моряков-промысловиков. Родилась и крепла слава эки­ пажа РТ-29 «Днепр», стаха­ новские рейсы которого слу­ жили для всех примером. В строй тралового флота этот корабль бошел в 1931 году. Уже в следующем году мо­ ряки РТ-29 добыли 18 ты­ сяч центнеров рыбы при среднем улове 12 тысяч центнеров на траулер. Старший механик «Днеп­ ра» Владимир Михайлович Макаревич так писал о том времени: «Мы заключили до­ говор на социалистическое соревнование с траулером № 8 «Сельдь». Борьба нача­ лась упорная. От машины, от ее четкой, безотказной ра­ боты зависело очень многое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz