Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
я машина свою задачу выпол нила хорошо. В июле мы добились очень высоких уловов и так осме лели и уверились в дальней ших успехах, что решили по ставить вопрос о переимено вании нашего судна. Собрание восторженно приняло предложение, и мы послали свою просьбу «Мур- манрыбе» и самому товари щу Кирову». Экипаж РТ-29 «Днепр» первым завершил тогда и свой годовой план добычи рыбы. Моряков передового корабля поздравил Сергей Миронович Киров. В теле грамме говорилось: «Поздравляю вас с до срочным выполнением годо вого плана. Ваше первенство в траловом флоте достигну то на основе ударной рабо ты, Деритесь за увеличение улова, за дальнейшее улуч шение качества обработки рыбы, за хорошую работу ма шины, за дисциплину. Пере дайте свой опыт другим, от стающим тральщикам. Го рячий привет всему составу тральщика. Секретарь Ленинградского комитета партии Киров». Приветствие С. М . Киро ва вдохновило моряков РТ-29 на новые успехи. Они твердо решили никому не уступать первенства. РТ-29 был пе реименован и стал носить имя пламенного большевика, соратника В. И, Ленина — Сергея Мироновича Кирова. Слава о стахановском тру де экипажа траулера «Ки ров» широко -разнеслась по всей стране. Каждый моряк этого корабля в довоенное время вылавливал и обраба тывал полторы тысячи центнеров рыбы в год. Это был мировой рекорд. Такой высокой производительности труда не знала еще рыбная промышленности ни у нас, ни за рубежом. Первым капитаном на РТ- 2 9 «Киров» был Георгий Ге расимович Тисленко — один из молодых специалистов, прибывший в Мурманский траловый флот после окон чания Херсонского мореход ного техникума. На судне стремились к тому, чтобы хорошо освоить промысловое дело. Учились все! от капи тана до матроса. Кировцы первыми взя лись освоить и внедрить трал отечественной конструкции и добились в этом замечатель ных успехов. Если вначале на судах спуск и подъем тра ла занимал два с половиной — три часа, то кировцы стали укладываться в 30 ми нут. За успешное освоение но вой техники в 1935 году группу работников тралового флота отметили наградами — орденами Ленина и Трудово го Красного Знамени. Среди награжденных был и один из лучших специалистов фло та старший механик РТ-29 «Киров» Владимир Михай лович Макаревич. Вместе со своими помощ никами и учениками В. М. Макаревич разработал и точ но осуществлял на практике систему обслуживания глав ной машины, котла и вспо могательных механизмов, обеспечивая наиболее полное использование технических мощностей корабля. Хорошо организованный труд палубной команды по зволил экипажу РТ «Киров» добиться в 1935 году пре красных показателей трало вого режима. В этом году моряки РТ-29 выловили 38,1 тысячи центнеров рыбы против 17,8 тысячи центне ров в среднем по флоту. Ки ровцы уверенно штурмова ли новые высоты и в 1938 году установили мировой ре корд по добыче рыбы для по добного типа промысловых судов: улов составил 61,1 тысячи центнеров! Почин моряков РТ-29 «Ки ров» был подхвачен экипа жами всех судов рыбопро мыслового флота и привел к значительному увеличению добычи рыбы в стране. В ОТДЕЛ истории наше го бассейна для буду щей экспозиции по ступили модели кораблей, экипажи которых прослави лись своим героическим тру дом в разные периоды раз вития рыбной промышленно сти. Есть у нас и модель РТ-29 «Киров». С нею свя зано волнующее событие. Осенью нынешнего года отдел истории посетили ве тераны бассейна. Среди них был и Андрей Иосифович Стрельбицкий. Рассматривая экспонаты, он увидел модель корабля, на борту которого ярко выделялось условное обозначение «РТ-29». (См. фото). Лицо ветерана осве тилось доброй улыбкой, как при встрече с давним дру гом: А. И. Стрельбицкий был капитаном траулера «Киров». Встреча в музее напомни ла ему о трудовой юности. После окончания Одесского мореходного техникума моло дой штурман Андрей Стрель бицкий пришел на стаханов ский траулер РТ-34 «Дзер жинский». Работал он пре восходно. Уже вскоре моло дой штурман был назначен старшим помощником капи тана на РТ-7 «Семга», а в 1937 году ему доверили ру ководство экипажем траулера «Киров». Это назначение явилось серьезной проверкой его деловых качеств как су доводителя - промысловика, так и командира. И у киров цев была тревога: сумеет ли молодой капитан возгла вить стахановский коллектив и повести его к новым побе дам? Тревога была обосно ванной — вопрос стоял о че сти корабля. Новый капитан блестяще выдержал экзамен. Под командованием Л. И. Стрель- бицкого моряки развивали славные традиции. Стаханов ские рекорды добычи рыбы стали на этом корабле обыч ными показателями. Капи тан сумел закрепить бога тый опыт, накопленный эки пажем. умножить его, при меняя в деле все новое и пе редовое. В декабре 1938 года Анд рей Иосифович был принят судовой парторганизацией кандидатом в члены ВКП (б). В марте будущего года ры бакам Мурмана было предо ставлено право приветство вать XV III съезд партии. Этой чести удостоился от имени тружеников края ка питан прославленного трауле ра «Киров» А. И. Стрель бицкий. В своем выступле нии он заверил съезд, что рыбаки Мурмана добьются новых трудовых побед. Сло во было подкреплено делом. Родина по заслугам отме чала успехи тружеников Мурмана. В апреле 1939 го да 2 7 8 работников рыбной промышленности были удо стоены правительственных наград. Ордена Ленина укра сили грудь капитана РТ-29 «Киров» А . И. Стрелъбицко- го и кочегара этого корабля И. В. Старовойтова. Руково дитель коллектива служил для моряков примером до бросовестного отношения к делу, примером честности, аккуратности и вежливости. Экипаж его любил и уважал, готов был, как говорится, пойти в огонь и воду. Й та кое испытание состоялось. Началась Великая Отече ственная война. Траулер «Киров» стал сторожевиком (бортовой номер ТЩ-38). На мостике по-прежнему нес вах ту отличный рыбак, а ныне боевой командир капитан- лейтенант А. И. Стрельбиц кий. Он и его товарищи, как и в мирные дни, отлично вы полняли свой долг, были от мечены орденами и медаля ми. Вскоре командир ТЩ-38 получил повышение и стал командовать дивизионом сто рожевых кораблей. Его ме сто занял достойный преем ник Константин Лаврентье вич Бурков. Когда РТ-29 вернулся к мирной службе, в его салоне появилась памятная доска, яа которой были отмечены трудовые и боевые подвиги моряков. Волее тридцати лет этот корабль находился в СТРОЮ ПРОМЫСЛОВОГО (tl/lO T ^ его экипаж дал стране б™ лее миллиона центнеров ры бы. Вот что вспомнил при «стрече в нашем отделе ве теран. Андрей Иосифович дал высокую опенку модели РТ-29, которую сделал мур манчанин Борис Васильевич Копченков. А ВОТ еще одна славная биография корабля, который и поныне в строю Мурманского тралово го флота. — БМРТ-251 «Го голь». (На публикуемом се годня снимке запечатлена его модель). Пополнение флота прин ципиально новыми промыс ловыми кораблями началось в 1955 году. Первым пришел в Мурманск большой моро зильный рыболовный трау лер «Пушкин». Вслед за ним флот пополнился БМ Р Т «Гоголь», «Некрасов», «Доб ролюбов», «Ярославль^ «Н . Островский», «Достоев ский», «Серафимович». Уже в первые годы тралфлотов- цы, развивая традиции моря- ков-стахановцев, добились рекордных уловов. Когда в стране разверну лась подготовка к X X съез ду гартнн, экипаж БМРТ-252 «Некрасов» (капитан-дирек- тор Николай Кириллович Елфимов) решил добыть за 1956 год 100 тысяч центне ров рыбы. Эту инициативу подхватили моряки других БМ РТ . Соревнование «сто- тысячников» продолжается и сегодня. Экипажи БМ Р Т добива лись замечательных успехов. Рекордсменом 1965 года, например, стал коллектив Б М Р Т «Гоголь» (командовал тогда им капитан Юрий Ни колаевич Быстров. Ныне он — руководитель тралового флота). Гоголевцы добыли в том году 123 тысячи цент неров рыбы н выработали 84 тысячи центнеров готовой продукции. Экипаж стал ор деноносным: за высоте производственные показатели впервые в стране траулер был отмечен орденом Трудо вого Красного Знамени. Корабли и люди... В этих двух емких словах — биогра фии и славные дела. Пусть они служат примером для нынешнего поколения про мысловиков. В. К О П И Л Е В И Ч , сотруд ник отдела истории рыбной промышленности главка «Севрыба». ШШННШШЖШНШШШНШШШМШШШШШПШМШШПШШИШШИПШШШНИШШШШНШИШ.....ниш К о р а б л и ИД ! и л ю д и и Щ Э щ 111Ш11Ши11МШШШ1ШМ1>1ШП1Ш1111Ш1П111Ш||1Г1111Ш111Ш1Ш111Ш1111!1Ш!1111ШШ111!!1ШШШ1Ш!Ш!1!1Ш!Ш1 И С Т О Р И Я рыбного Мурмана— это био- графин многих тысяч людей, сотен кораблей. Со ветское государство, Комму нистическая партия в . пла нах индустриализации стра ны определили заметную роль рыбной промышленно сти. У нас, на Севере, уже в годы первой пятилетки нача ла создаваться мощная база океанического рыболовства. Промысловый флот получил новые, хорошо оснащенные по тому времени навигацион ными приборами траулеры, с 1931 года началась радио фикация судов, стало приме няться радиопеленгованне. Улучшилось поисковое дело. Осваивались отдаленные рай оны Баренцева моря. По первому пятилетнему плану в развитие рыбного хозяйства Мурмана молодая Страна Советов вкладывала немалые средства — 305,1 миллиона рублей. Они шли на строительство новых су дов и береговых предприя тий, да жилищное и культур ное строительство. Развива лось отечественное судостро ение, обслуживавшее рыбную промышленность, на иност ранных верфях для «Севгос- рыбтреста» было заказано 25 траулеров. Эта программа предусмат ривала и подготовку квали фицированных кадров. В 1930 году, например, на 35 курсах обучалось 846 за сольщиков, матросов-рыбо- обработчиков, промысловиков других специальностей. Ка питанов и штурманов «Сев- госрыбтрест» направлял на учебу в Ленинград. Рабочий класс, партийная организация города на Неве, верные революционным тра дициям, оказывали всемер ную поддержку преобразо ваниям в нашем заполярном крае. И сегодня еще есть в нашем городе ленинградцы, пришедшие в тридцатых— сороковых годах на промыс ловые корабли политработни ками, руководителями эки пажей, машинных команд. Рос флот, росли и люди, совершенствуя свое мастер ство, мужая в схватках с су ровым морем Баренца. На судах кипел стахановский труд, берег был верной опо рой моряков-промысловиков. Родилась и крепла слава эки пажа РТ-29 «Днепр», стаха новские рейсы которого слу жили для всех примером. В строй тралового флота этот корабль бошел в 1931 году. Уже в следующем году мо ряки РТ-29 добыли 18 ты сяч центнеров рыбы при среднем улове 12 тысяч центнеров на траулер. Старший механик «Днеп ра» Владимир Михайлович Макаревич так писал о том времени: «Мы заключили до говор на социалистическое соревнование с траулером № 8 «Сельдь». Борьба нача лась упорная. От машины, от ее четкой, безотказной ра боты зависело очень многое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz