Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
С ЕЙ Ч А С , когда позади 1о0 промысловых су ток, оглядызаясь назад, можно утверждать, что с заданием пятилетки наш экипаж мог бы справиться не третьего ноября, а на месяц рань ше. Соответственно и со встречным планом. Взяли его к 57-й годовщине Великого Октября. Возможно сти были лучшие. В чем тут дело? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как складывался рейс. ву, — 2754 тонны. Причем в этот период мойва была подвижная, лов ее был сопряжен с трудностя-' ми. Л в августе наблюдался самый производитель ный ее промысел. Не знаю, из каких соображений нас оставили тогда на хеке. Возможно, для того, чтобы сохранить район. Но, на мой взгляд, держать для этой цели г.ри таких крупнотоннажных траулера неразумно. На худой конец, лучше было задержать Б М Р ’Г. А Автор этого письма, технолог Антон Николаевич Андрейчук, — опытный специалист. Тринадцать лет воз главляет он производственную службу, сначала на БМРТ, затем на ППР. Будучи технологом на большом морозильном траулере «Жигулевск», в 1966 году уча ствовал в первой для северян экспедиции ■ Юго-За падную Атлантику, которая, как известно, оказалась весьма результативной. Довелось А, Н. Андрейчуку одному из первых осваи вать суда типа «Алтай». Работал он и на ППР «Прилуки». Экипаж его в то время лидировал я группе соревную щихся. В третьем году пятилетки Аток Николаевич был помощником капитана по производству на ППР «Нави гатор». Он замечает: — Приятно сознавать, что моряки этого судна до срочно справились с пятилетним планом. Теперь вот такую победу одержали скорняковцы. Везет мне. Рассказ А. Н. Андрейчука — о делах коллектива «Капитана Скорнякова>> за месяцы до этой победы. По выходе из порта нас направили в один из районов Атлантики на облов хека. Но туда не до шли, переключили на окуня. За месяц выработали из него 1011 тонн мороженой продукции, в том чис ле 54 тонны из разделанной рыбы. Окунь ловился только днем. Чтобы не терять ча сы ночного времени, переходили на меньшиз глу бины, на которых держалась камбала. Вместе Попа дала и непромысловая рыба. Это было наруку: пускали ее на рыбную муку. А из камбалы выраба тывали тушку. Замечу: задание по этому виду про дукции, а также по филе выполнили на 118 про центов. Может показаться, что мы мало разделывали рыбы. К сожалению, окунь был далеко не лучшего ассортимента, пригодный только для выпуска ко лодки. Расфасовщики, укладывая сырье в противни, буквально единичные экземпляры отбрасывали в сторону, те, что подходили для шкерки. А стремление к увеличепию выпуска продукции из разделанной рыбы рыбообработчики проявляли завидное. Это и. понятно. Расценки для оплаты тру да моряков за нее высокие. А самое главное — и реализация такого товара вдвое выше, чем колодки. Через месяц' мы снова стали облавливать хек. Радости однако не получили. Причина — плохой ас сортимент. Снова поштучно отбирали рыбины — для филе. Дальше — хуже: все находившиеся рядом суда передислоцировали в район лова мойвы, а «Прокопьевск», «Ковдор» и «Капитана С корни- коиа» по распоряжению из главка оставили на ста р о м месте. К чему это привело, видно на таких примерах. За август мы заморозили 510 тонн хека, а с пер вого сентября по девятое ноября, промышляя мой- вообще-то для контроля района подошли бы малые суда. Повторяю: если бы пас сразу перевели на мой ву, то с заданием пятилетки справились бы на ме сяц раньше. С учетом всех, перипетий рейса сумели выработать 4 87 4 тонны пищевой продукции, 140 тонн рыбной муки, 24 тонны технического жира из мойвы. Для этого использовали ее отходы, экземпляры с техни ческими повреждениями. Никаких сложностей с про изводством кормовой рыбной муки из мойвы, хотя она и была высокой жирности, не испытывали. Тех нологию знали хорошо. Стоит отметить, что вся продукция выпущена хо рошим качеством. Правда, двенадцать тонн хека было переведено в мелочь третьей группы, но вины судовой команды здесь нет. Все дело в мойке. На судах типа «Грумант» мойки роторные.. Рыб ное сырье в них при прохождении не только'теряет товарный вид, но и сортность у него снижается. Особенно это относится к мелкому хеку и к мойве, которая даже обезглавливается в мойке. Мы подали как рационализаторское предложение свои соображения о замене существующих на '« Ка питане Скорнякове» моек на сеточно-душёаые. По путно нужно поставить прямые транспортеры' вместо ковшовых, подающих рыбу из сборника-накопителя на весы. Сейчас на ковшовых получается много технической рвани. Если убрать прежние мойки, появится свободное место для установки филейных столов, станет удоб нее работать филейщикам. Кроме того, здесь же можно расположить дополнительные емкости-нако пители для разных пород рыб. Набрал, предполо жим, две тонны, открыл заслонку, и рыба пошла на весы. Сейчас филе вырабатываем за рыбоделами, что неудобно шкерщикам. Стоят столы и в проходе из упаковочного цеха в расфасовочный. Тесно. Два сто- ла —- в районе бункера для хранения сырца, Тоже неудобно. Замена моек, уверены, стоящее дело, хотя и тре бует вмешательства завода. Сеточно-душевые мойки есть на некоторых ППР, на береговых рыбообраба тывающих заводах. Одним словом, проблемы воз никнуть не должно. Внесли иы еще одно рационализаторское пред ложение. Суть его вот в чем. Регулятор пара на бачках распололген очень неудобно. Чтобы добиться нужной температуры, крышечнику приходится обе гать всю фабрику или перелезать через транспорте ры, что небезопасно. А если п» подволоку провести трубопровод и ре гулятор поставить рядом с рабочим местом крышеч- ника? Прикинули — хорошо будет. К сожалению, на борту не оказалось нужных труб. Но в стоянку это предложение внедрим. А вот другое новшество уже давно служит моря кам. Рельсовая дорога. Нужна она для перевозки гщиков с рыбопродукцией из дальних мест трюмных площадок к просвету люка. Раньше моряки вручную таскали ящики. Тяжело, особенно в качку. «Рельсы» сделали из труб, получились они раз- двйжные — на разное расстояние. На них постави ли выточенные на судне ролики. Сверху — тележка, па которую помещается столько ящиков, сколько нужно для полного стропа. Все работы производила группа ремонтных слесарей. Если уж говорить о рационализации, то надо упо мянуть и о гаком. На многих судах умельцы рабо тают над изобретением различных машинок для выработки тушки. Понятно, ручной труд тяжел на этой операции. Мы ставили пять человек на обрей ку плавников обыкновенными ножницами, двух — на окончание процесса выпуска продукции. Дедов ский способ. А ведь машины существуют, Почему же их пет на таких высокомеханизированных кораблях, как ПНР? Особенно пригодны средства механизации при выпуске тушки из камбалы. Промыслово-финансовые показатели за рейс у экипажа «Капитана Скорнякова» высокие. Важную роль в достижении этого сыграло по-настоящему боевое соревнование между комплексными сменами. Достаточно привести такой факт. Большую часть времени лидировала смена № 1 мастера тов. Тара на,- Но за месяц до окончания промысла набрала высокий темп смена № 2, где мастером молодой специалист тов. Конухин. Она не только догнала своих соперников, но и опередила их по выпуску продукций на 37 тонн. За ней и осталось первенство. Соревнование подразумевает товарищескую взаи мопомощь. Когда случался затор у расфасовщиков, а упаковщики были свободны, они шли расфасовы вать рыбу. Нужна помощь матросов палубной коман ды — мастер по добыче выделял людей на рыбную фабрику., • ‘"’Особенно хорошо отнеслись к работе матросы- крышечникн тт. Хорьков, Платов, Горев, фактуров- щикн тт. Куколев, Гусев, трюмные тт. Юшии, Ро- ' манкевич, расфасовщики-шкерщики тт. Козлов, Ясов, фйлейщики тт. Ященко, Тарасенко. Сейчас вспоминаю, как начинали рейс. Моряки рыбообработчиков не знали, знакомились уже по выходе. Kio где ходил, на каких судах, сколько лет на.флоте. На каком участке желает трудиться. По том с мастерами комплектовали смены. И, думаю, просчетов здесь не допустили. А . А Н Д Р Е Й Ч У К , технолог П П Р «Каятан Скорняков». Так м В мае этого года наш трау- лер «Гридино» вернулся из ре монта и вновь вышел на про мысел. С самого начала экипаж . настроился на большую рыбу. Правда, первый блин вышел все-таки комом. Тогда мы ухо дили' в рейс с траловыми дос ками облегченной конструкции. На судах бортового траления подобные прежде не применя лись. Пока приспосабливались, пока шла послеремоитная- «при тирка» — рейс кончился, и до планового задания мы немного не дотянули. Но работу с новы ми траловыми досками освоили, они прекрасные, повышенной прочности, промышлять можно на любых глубинах. Одним сло- - -JkuM, с удовольствием взяли их на вооружение. Все последующие рейсы воз вращались в порт с перевыпол ненным заданием, а однажды. ы раб работая на треске, план выпол нили на 300 процентов. Экипаж прилагал все силы к тему, чтобы сократить время стоянки в порту и как можно быстрее уйти на промысел. Это удавалось. С заданием года справились досрочно, и сейчас коллектив делает все, чтобы выполнить социалистическое обязательство. В каждом рейсе идут у нас занятия по экономике, техуче- ба, моряки знакомятся со всем новым, что пришло на флот, с тем, что предстоит освоить в будущем. Вот недавно по ступило новое требование ГОСТа по разделке рыбы. Это му вопросу было посвящено одно из занятий. Я сделал рису нок, подробно рассказал и по казал, где делать проколы, как отаем производить разделку. Кроме этого, с каждым старшиной вах ты провел занятия отдельно. На до сказать, что пошли они впрок, разделка рыбы шла со гласно требованиям. Да и сам я, находясь в трю ме, постоянно следил за каче ством. Благо опыт позволяет: в море хожу с 1948 года. Немало у нас опытных, знающих рыбаков. И в этом си ла экипажа. А также еще в сплоченности. Многие из моря ков вместе ходят уже не пер вый год. Дисциплина в команде на уровне. «Погоду» нам пор тят «летуны»: пришел на один рейс, провинился, попал в вы трезвитель. Но экипаж им спус ку не дает. Во многих случаях специа листов мы готовим сами. Вот недавно перед самым отходом встал вопрос: где взять помощ ника рыомастера. « предло жил кандидатуру Кольцова. Собственно, он уже наполовину был готовый специалист. Обу чил его, он хорошо справляется с обязанностями. Второй мой помощник — Иван Николаевич Алехин. Умелый специалист, исключительно дисциплиниро ванный моряк. С судовой Доски почета его фамилия не сходит. И в море и на берегу на него можно положиться полностью. Оценку сортности наша ры ба получает высокую. Но тут нёльзй не сказать вот о чем. Нередко, сортность продукции падает при её выгрузке. Вот последний случай. Стояли Мы 'у десятого причала. Рыбу вы-' гружали пневмонасосом Я по- .^моурел, как идет дело, пошел' к старшему мйстёру рыбоком бината и потребовал остановить работу. Насос рабу рвал. А сейчас она особенно мягкая, по вредить ее легко, а следова тельно, требуется, чтобы про цесс выгрузки’ был тща'тельно налажен. Нужно признать, что когда пневмонасосом идет вы грузка трески, результат хо роший. А вот палтус и пикшу, он рвет. И наиболее остро это чувствуется на шестом и деся том причалах. В экипаже девять ударников коммунистического труда. Меж ду вахтами идет трудовое со циалистическое соревнование. Учрежден переходящий вым пел. В последнем рейсе лучшей признана работа моряков пер вой вахты, им он и вручен. Боремся за экономию. И нужно сказать, что полученное перед первым рейсом снабже ние, ' сётематериалы давно уже 'окупились. В последнем рейсе экономия составила около 1,5 тысячи рублей. Ни один рейс не бйл убыточным. Ударным трудом.завершить определяющий год пятилетки ..— на это наш ; сегодняшний курс. ’ г г А. Б О Г У ЛЯ. рыбмастер, председатель судового ко митета траулера «Гриди не».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz