Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
Б ОЛЬШОЕ ДЕЛО - в начале трудового пути обрести хорошего наставника. В этом смыс ле повезло нынешнему командиру ППР «Капитан Скорняков» Анатолию Васильевичу Сбежневу. Окончив Мурманское мореходное училище, пришел он на траулер «Лоцман» к ка питану Федору Сидоровичу Малыгину. Ветеран флота отлично знал районы Баренцева моря. У него рос как промысловик А. В. Сбежнев. На РТ-322 «Мукачево», где Анатолий Василье вич уже сам ходил капитаном в 1566—68 годах, экипаж под его руководством добивался замет ных успехов г- был в тройке лидеров. В 1969 году принял ППР «Капитан Скорняков». В течение всех четырех лет пятилетки коллек тив этого судна работает ровно, о чем свиде тельствует факт выполнения пятилетнего задания за три года и десять месяцев. Надо учесть, что в этот период корабль простоял в ремонте во семь месяцев. За успехи в социалистическом соревновании коммунист Анатолий Васильевич Сбежнев в 1973 году награжден орденом «Знак Почета». Т Р У Д Н О в подробно стях вспомнить о всех событиях прошедших лет пятилетки. Рейсы были' по полгода, один день напо минал другой, хотя в малых масштабах приходилось раз решать проблемы именно се годняшнего дня. Поэтому в памяти осталось самое глав ное, чем жил экипаж в каж дом плавании. ...Рейс в Юго-Восточную Атлантику. До сих пор не могу забыть напряженность его. На то было основание. Пришли в район, обста новка неизвестна, условий промысла не знаем. И наде яться не на кого — ии одно го поискового судна; Сам се бе, как говорят, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». С тралом идем на юг. Есть ус пех — повторяем траление. Нет — спускаемся ниже. «Зацепились» за рыбу. От лично ловился хек хорошего ассортимента. 15— 20 минут хода с тралом — и на палу бе до двадцати пяти тонн хека. Но... Можно и ничего не поднять. Вместе с рыбой «ловушки» черпали уйму грязи — такой был грунт. Другие обрывали траловые мешки — не хватало мощно сти траловой лебедки. Старшим мастером у нас ходил Петр Иванович Вовк. Я работал с ним, когда один рейс подменял капитана на П П Р «Перемышль». Пред лагаю: — Надо облегчить ниж нюю подбору. — А «колеса» не начнем натать? — засомневался ма стер. Все-таки сняли грузы с подборы. Вес ее стал 3 0 0— 3 5 0 килограммов. Спустили трал, увеличили скорость. Казалось, орудие лова по плывет над грунтом. Нет, все правильно рассчитано. В дальнейшем держали макси мальные обороты, скорость была 4 ,5—-4,8 узла. И ни разу не случилось аварии с «ловушками». Облавливая хек хорошего ассортимента, старались как можно больше пустить его под разделку. План на этот вид продукции был большой. Но план планом, а мы забо- ■тились и о том, чтобы фи- 1 нансовые показатели работы экипажа поднять да и зара боток моряков. Всего замо розили тогда 1098,8 тонны разделанной рыбы. Меньше забот было с выпуском ко лодки. Когда справились с рейсо вым заданием по этим видам продукции,.особое внимание уделили производству филе. Специально перешли на большие глубины, на кото рых ловился особенно круп ный хек. Благодаря такому шагу перекрыли план рейса и по филе, заготовив его 118 тонн. З А Т Я Н У В Ш И Й С Я РЕ М О Н Т на; Мурман ском головном судо- ' ремонтном предприятии спу тал нам .карты в третьем -го ду пятилетки. И дело нэ только в том, что на промы сел вышли лишь в апреле. Уже стало чуть ли не обыч ным явлением после запод- ского ремонта уйму работ переделывать в море. «Капи тан Скорняков» не соста вил исключения. С первого же траления «забарахлила» лебедка. Она о таким грохотом заработа ла, что ,о дальнейшем ист пользовании ее не могло быть и речи. Легли в дрейф. Старший механик Александр Петрович Крючков не ре шился единолично поставить «диагноз», сказалось отсут ствие достаточного опыта. Связались с «Прокопьев ском». С него к нам пересел «дед» Анатолий Егорович Смирнов. Двое суток, днем и ночью возились механики с лебед кой... Дело-то было в ма ленькой детальке — сухаре лопаток гидромотора. Во носим на. них «свои» изоба ты, места задевов. и т. д. Вообще, собственным! план шетами дорожим. Большого горя от отказа лова мойвы мы не испытали. Промышляя хека, выловили шесть тысяч тонн сырца, вы пустили 4,5 тысячи тонн го товой продукции, 406 тонн кормовой рыбной муки, что положительно сказалось на сумме реализации. Хек сто ит значительно дороже мой вы Годовой план, составлен ный с учетом потери време ни в ремонте, экипаж «Ка питана Скорнякова» тогда выполнил по всем показате лям. ся направление его — ухо дит и рыба. Сейчас-то знаем: скумбрия держится на ве тер. А тогда все сомнения пытались разрешить, -обра щаясь за помощью к промы словикам «Запрыбы». Хочется отметить, что без взаимопомощи, тесного кон такта с напарниками по со ревнованию — экипажами П П Р «Ковдор» и «Про копьевск» было бы трудно добиться, успеха^ Несмотря на все сложности, рейсовое задание выполнили и по вы пуску готовой продукции, и по филе, и по реализации. Мы выводили, наводили друг друга на косяки, дели лись «секретами» лова пела гическим тралом, одним сло вом, всем, кто в чем-либо А. СбеЖнев КАК ВЫПОЛНЯЛИ ПЯТИЛЕТКУ Примечателен рейс и тем, что мы впервые освоили вы пуск филе из скумбрии. Вы рабатывали, правда, его вручную, но добились мно гого — примерно 140 тонн. З А Т Р И года и десять месяцев экипаж «Ка питана Скорнякова» выработал 217,9 тысячи центнеров готовой продук ции при задании на пятилет ку 214,7 тысячи. Реализа ция соответственно 13331 тысяча рублей и 13 3 25 ты сяч. Нам следовало дать 2 74 4 тысячи рублей прибы ли, фактически — 2799 ты сяч. Заканчивая это письмо, хочу высказать пожелание. Надо больше предоставлять свободы действий капиталам таких крупнотоннажных су дов, как ПП Р . Ограничения иногда приводят к* снижению эффективности работы эки пажа. По выходе из порта нас остановили в Баренцевом мо ре и держали здесь 20 су ток. Добыли мы всего 300 тонн трески. Задержка, на мой взгляд, стоила сотен тонн потерянной рыбы. Многое упустили, оста ваясь на непроизводитель ном промысле хека в ми нувшем рейсе, когда другие брали многотонные уловы мойвы. время ремонта их следовало заменить, но судоверфь, ви димо, не имела запаса, рабо чие поставили старые. И вот результат. К нашему счастью, неко торое количество сухарей оказалось на «Прокопьев ске». Их захватил с собой Анатолий Егорович. Но их было недостаточно, Выход нашел четвертый механик Павел Багнюк: предложил на старые сухари поставить капроновые вставки. Так вот с помощью товарищей, проя вив смекалку, нам удалось не сорвать рейс. Уже закан чивая промысел, взяли все необходимое с «Зеленобор- ска». Но это не играло большой роли. Поломка лебедки вынуди ла нас отказаться от разно глубинного лова мойвы, ког да нагрузка на агрегат ко лоссальная. Стали промыш лять донными тралами хека. Обстановка напомнила пре дыдущую — район также не знали, не имели полноцен-' ных планшетов. К сожалению, наша кар тографическая группа слабо работает в этом направле нии. Суда флота ходят в тот район уже лет десять, а нужных пособий судоводите ли не могут получить. Сей час кое-что делается, но все равно . планшеты надо корректировать. Нам пришлось постигать особенности района, наби вая. как говорится, много шишек, пока не «проползли» квадраты. «животом». Зато потом были как в своем ого род'.'. Завели отличное план- шгтиое хозяйство. Подошел П Н Р vПавлове» — подели лись. Работая в тех местах в минуншем рейсе, горя не знали. Пригодились и старый опыт и пособия. Кстати, получая в порту даже печатные пособия, мы сличаем их со своими. Пере- Вспоминая то плавание, не могу не сказать добрые слова в адрес механика-на ладчика Александра Кон стантиновича Мучкина. На рыбной фабрике осталось также много недоделок. Спе циалист провел ревизию всех узлов, механизмов, которые ремонтировала судоверфь. Отладил, по-хозяйски следил за всем оборудованием/ Еще при ремонте Александр Кон стантинович сумел сделать запас запчастей. Они потом очень пригодились. А л. Д Е К А Б Р Ь 1 97 3— май 1974 года. Снова рейс в Северо -Западную Атлантику, но уже на облов скумбрии. Но ловить-то до велось спустя полтора меся ца после выхода из порта, так как весь январь про- штормовали. А наступило за тишье — рыба отказала. За то недостатка в судах не было: в районе собрался весь рыболовный флот Европы. Обнаружили косяк — и на него выходило до ста ко раблей. Вот когда требова лась выдержка судоводите лей. Замечу, штурманский со став у нас постоянный; С 1971 года трудится на «Ка питане Скорнякове» стар ший помощник Вячеслав Ва сильевич Ажогин.: В csqe время проходил на нашем траулере практику Григо рий Степанович Шатило. По том уехал в училище, в Херсон, получил диплом, вернулся четвертым помощ ником капитана. Теперь — третий по?лощник. Трудность на промысле скумбрии; заключалась не только в большой скученно сти судов. ‘ У северян,, к Со жалению, не было опыта,-не знали они полностью района, поведения рыбы в зависимо сти от погоды. А она оч^нь реагирует на ветер. Меаяет- »уждался. Это для нас правило. И не только в отношении товари щей по соревнованию. В ми нувшем рейсе не ладились дела у экипажа БМ Р Т «Ни кель» сельдяного флота. По* ка там капитаном был В. Д. Петров, все шло нормально. Но вот Виктора Даниловича подменил другой капитан, который, пока мойва держа лась в средних слоях, хоро шо работал, а как прижалась к грунту, растерялся. Мы на правили к ним своего стар шего мастера по добыче, а к нам пересел их старший по мощник. Один разобрался в орудиях лова, старпом озна комился о техникой вожде ния трала у грунта. И таких примеров можно привести много. Тем, кому придется впер вые промышлять скумбрию в Северо-Западной Атланти ке, надо помнить, как она ре агирует на ветер. Может, пригодится и наш опыт обло ва ее, когда она находится близко у дна. Мы буквально сажали трал на грунт/ умень шая раскрытие трала с 24 метров до 15. Достигали этого за счет вытравливания марки, другой ваеров. Затем сразу давали полный ход. Трал захватывал самые мощ ные скопления рыбы. Как заметили, скумбрия «любит» большие скорости траления. Поэтбму мы отка зались от трала чертежа 2 131, а позаимствовали у черноморцев их конструк цию. Их 86-метровое орудие лова легче, следовательно, главная машина обеспечива ла ту скорость, которая не обходима при промысле скумбрии. Никаких «Ч П » при работе с пелагическими тралами у нас не было. Если случались промахи, показывали штур ману эхограмму и находили, где он допустил ошибку. г.. g i СЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПАНИИ «НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ;) («Рыбный Мурман» К2 1321 В статье отмечались недостатки по внедрению непрерывной си* стемы технического обслужива ния. Так, в начальный период орга низации перевода судов ка НСТО действительно суда комп лектовались ремонтными бригада ми со специалистами низкой ква лификации из-за отсутствия в тот период на флоте специалистов- судоремонтников. Отделу кадров совместно с механико-судовой службой было поручено органи зовать подбор специалистов для судоремонтных бригад. В настоящее »ремя в управле нии имеется S9 квалифицирован» ных слесарей и 25 газозлектро- сварщиков. Для их подготовки было ерганизовано обучение на плавмастерской «Резец». Хромё того, все механики-наладчики, ра ботающие на «удах, переведен ных на НСТО, направляются ка «Резец» для обучения электро газосварке и получения удостове рений газосварщиков. При планировании судну боль шого объема ремонтных работ го электрочасти или холодильному оборудованию в бригады направ ляется слесарь соответствующего профиля. Капитаны всех судов предуп реждены об использовании рабо чих судоремонтных бригад стро го по назначению. Решен вопрос о материальном поощрении членов судового эки пажа и ремонтной бригады га продление межремонтного пе риода. На заседании партийного коми тета были заслушаны все на чальники отделов, имеющие отно шение к НСТО, о том, кахач ра бота по оказанию помощи экипа жам, работающим по новой си стеме, проводится службами и что предпринимается для ее улуч шения. К. ШАПОВАЛОВ, начальник уп- раслеии* «Мурмансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz