Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.

Б ОЛЬШОЕ ДЕЛО - в начале трудового пути обрести хорошего наставника. В этом смыс­ ле повезло нынешнему командиру ППР «Капитан Скорняков» Анатолию Васильевичу Сбежневу. Окончив Мурманское мореходное училище, пришел он на траулер «Лоцман» к ка­ питану Федору Сидоровичу Малыгину. Ветеран флота отлично знал районы Баренцева моря. У него рос как промысловик А. В. Сбежнев. На РТ-322 «Мукачево», где Анатолий Василье­ вич уже сам ходил капитаном в 1566—68 годах, экипаж под его руководством добивался замет­ ных успехов г- был в тройке лидеров. В 1969 году принял ППР «Капитан Скорняков». В течение всех четырех лет пятилетки коллек­ тив этого судна работает ровно, о чем свиде­ тельствует факт выполнения пятилетнего задания за три года и десять месяцев. Надо учесть, что в этот период корабль простоял в ремонте во­ семь месяцев. За успехи в социалистическом соревновании коммунист Анатолий Васильевич Сбежнев в 1973 году награжден орденом «Знак Почета». Т Р У Д Н О в подробно­ стях вспомнить о всех событиях прошедших лет пятилетки. Рейсы были' по полгода, один день напо­ минал другой, хотя в малых масштабах приходилось раз­ решать проблемы именно се­ годняшнего дня. Поэтому в памяти осталось самое глав­ ное, чем жил экипаж в каж­ дом плавании. ...Рейс в Юго-Восточную Атлантику. До сих пор не могу забыть напряженность его. На то было основание. Пришли в район, обста­ новка неизвестна, условий промысла не знаем. И наде­ яться не на кого — ии одно­ го поискового судна; Сам се­ бе, как говорят, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». С тралом идем на юг. Есть ус­ пех — повторяем траление. Нет — спускаемся ниже. «Зацепились» за рыбу. От­ лично ловился хек хорошего ассортимента. 15— 20 минут хода с тралом — и на палу­ бе до двадцати пяти тонн хека. Но... Можно и ничего не поднять. Вместе с рыбой «ловушки» черпали уйму грязи — такой был грунт. Другие обрывали траловые мешки — не хватало мощно­ сти траловой лебедки. Старшим мастером у нас ходил Петр Иванович Вовк. Я работал с ним, когда один рейс подменял капитана на П П Р «Перемышль». Пред­ лагаю: — Надо облегчить ниж­ нюю подбору. — А «колеса» не начнем натать? — засомневался ма­ стер. Все-таки сняли грузы с подборы. Вес ее стал 3 0 0— 3 5 0 килограммов. Спустили трал, увеличили скорость. Казалось, орудие лова по­ плывет над грунтом. Нет, все правильно рассчитано. В дальнейшем держали макси­ мальные обороты, скорость была 4 ,5—-4,8 узла. И ни разу не случилось аварии с «ловушками». Облавливая хек хорошего ассортимента, старались как можно больше пустить его под разделку. План на этот вид продукции был большой. Но план планом, а мы забо- ■тились и о том, чтобы фи- 1 нансовые показатели работы экипажа поднять да и зара­ боток моряков. Всего замо­ розили тогда 1098,8 тонны разделанной рыбы. Меньше забот было с выпуском ко­ лодки. Когда справились с рейсо­ вым заданием по этим видам продукции,.особое внимание уделили производству филе. Специально перешли на большие глубины, на кото­ рых ловился особенно круп­ ный хек. Благодаря такому шагу перекрыли план рейса и по филе, заготовив его 118 тонн. З А Т Я Н У В Ш И Й С Я РЕ ­ М О Н Т на; Мурман­ ском головном судо- ' ремонтном предприятии спу­ тал нам .карты в третьем -го­ ду пятилетки. И дело нэ только в том, что на промы­ сел вышли лишь в апреле. Уже стало чуть ли не обыч­ ным явлением после запод- ского ремонта уйму работ переделывать в море. «Капи­ тан Скорняков» не соста­ вил исключения. С первого же траления «забарахлила» лебедка. Она о таким грохотом заработа­ ла, что ,о дальнейшем ист пользовании ее не могло быть и речи. Легли в дрейф. Старший механик Александр Петрович Крючков не ре­ шился единолично поставить «диагноз», сказалось отсут­ ствие достаточного опыта. Связались с «Прокопьев­ ском». С него к нам пересел «дед» Анатолий Егорович Смирнов. Двое суток, днем и ночью возились механики с лебед­ кой... Дело-то было в ма­ ленькой детальке — сухаре лопаток гидромотора. Во носим на. них «свои» изоба­ ты, места задевов. и т. д. Вообще, собственным! план­ шетами дорожим. Большого горя от отказа лова мойвы мы не испытали. Промышляя хека, выловили шесть тысяч тонн сырца, вы­ пустили 4,5 тысячи тонн го­ товой продукции, 406 тонн кормовой рыбной муки, что положительно сказалось на сумме реализации. Хек сто­ ит значительно дороже мой­ вы Годовой план, составлен­ ный с учетом потери време­ ни в ремонте, экипаж «Ка­ питана Скорнякова» тогда выполнил по всем показате­ лям. ся направление его — ухо­ дит и рыба. Сейчас-то знаем: скумбрия держится на ве­ тер. А тогда все сомнения пытались разрешить, -обра­ щаясь за помощью к промы­ словикам «Запрыбы». Хочется отметить, что без взаимопомощи, тесного кон­ такта с напарниками по со­ ревнованию — экипажами П П Р «Ковдор» и «Про­ копьевск» было бы трудно добиться, успеха^ Несмотря на все сложности, рейсовое задание выполнили и по вы­ пуску готовой продукции, и по филе, и по реализации. Мы выводили, наводили друг друга на косяки, дели­ лись «секретами» лова пела­ гическим тралом, одним сло­ вом, всем, кто в чем-либо А. СбеЖнев КАК ВЫПОЛНЯЛИ ПЯТИЛЕТКУ Примечателен рейс и тем, что мы впервые освоили вы­ пуск филе из скумбрии. Вы­ рабатывали, правда, его вручную, но добились мно­ гого — примерно 140 тонн. З А Т Р И года и десять месяцев экипаж «Ка­ питана Скорнякова» выработал 217,9 тысячи центнеров готовой продук­ ции при задании на пятилет­ ку 214,7 тысячи. Реализа­ ция соответственно 13331 тысяча рублей и 13 3 25 ты­ сяч. Нам следовало дать 2 74 4 тысячи рублей прибы­ ли, фактически — 2799 ты­ сяч. Заканчивая это письмо, хочу высказать пожелание. Надо больше предоставлять свободы действий капиталам таких крупнотоннажных су­ дов, как ПП Р . Ограничения иногда приводят к* снижению эффективности работы эки­ пажа. По выходе из порта нас остановили в Баренцевом мо­ ре и держали здесь 20 су­ ток. Добыли мы всего 300 тонн трески. Задержка, на мой взгляд, стоила сотен тонн потерянной рыбы. Многое упустили, оста­ ваясь на непроизводитель­ ном промысле хека в ми­ нувшем рейсе, когда другие брали многотонные уловы мойвы. время ремонта их следовало заменить, но судоверфь, ви­ димо, не имела запаса, рабо­ чие поставили старые. И вот результат. К нашему счастью, неко­ торое количество сухарей оказалось на «Прокопьев­ ске». Их захватил с собой Анатолий Егорович. Но их было недостаточно, Выход нашел четвертый механик Павел Багнюк: предложил на старые сухари поставить капроновые вставки. Так вот с помощью товарищей, проя­ вив смекалку, нам удалось не сорвать рейс. Уже закан­ чивая промысел, взяли все необходимое с «Зеленобор- ска». Но это не играло большой роли. Поломка лебедки вынуди­ ла нас отказаться от разно­ глубинного лова мойвы, ког­ да нагрузка на агрегат ко­ лоссальная. Стали промыш­ лять донными тралами хека. Обстановка напомнила пре­ дыдущую — район также не знали, не имели полноцен-' ных планшетов. К сожалению, наша кар­ тографическая группа слабо работает в этом направле­ нии. Суда флота ходят в тот район уже лет десять, а нужных пособий судоводите­ ли не могут получить. Сей­ час кое-что делается, но все равно . планшеты надо корректировать. Нам пришлось постигать особенности района, наби­ вая. как говорится, много шишек, пока не «проползли» квадраты. «животом». Зато потом были как в своем ого­ род'.'. Завели отличное план- шгтиое хозяйство. Подошел П Н Р vПавлове» — подели­ лись. Работая в тех местах в минуншем рейсе, горя не знали. Пригодились и старый опыт и пособия. Кстати, получая в порту даже печатные пособия, мы сличаем их со своими. Пере- Вспоминая то плавание, не могу не сказать добрые слова в адрес механика-на­ ладчика Александра Кон­ стантиновича Мучкина. На рыбной фабрике осталось также много недоделок. Спе­ циалист провел ревизию всех узлов, механизмов, которые ремонтировала судоверфь. Отладил, по-хозяйски следил за всем оборудованием/ Еще при ремонте Александр Кон­ стантинович сумел сделать запас запчастей. Они потом очень пригодились. А л. Д Е К А Б Р Ь 1 97 3— май 1974 года. Снова рейс в Северо -Западную Атлантику, но уже на облов скумбрии. Но ловить-то до­ велось спустя полтора меся­ ца после выхода из порта, так как весь январь про- штормовали. А наступило за­ тишье — рыба отказала. За­ то недостатка в судах не было: в районе собрался весь рыболовный флот Европы. Обнаружили косяк — и на него выходило до ста ко­ раблей. Вот когда требова­ лась выдержка судоводите­ лей. Замечу, штурманский со­ став у нас постоянный; С 1971 года трудится на «Ка­ питане Скорнякове» стар­ ший помощник Вячеслав Ва­ сильевич Ажогин.: В csqe время проходил на нашем траулере практику Григо­ рий Степанович Шатило. По­ том уехал в училище, в Херсон, получил диплом, вернулся четвертым помощ­ ником капитана. Теперь — третий по?лощник. Трудность на промысле скумбрии; заключалась не только в большой скученно­ сти судов. ‘ У северян,, к Со­ жалению, не было опыта,-не знали они полностью района, поведения рыбы в зависимо­ сти от погоды. А она оч^нь реагирует на ветер. Меаяет- »уждался. Это для нас правило. И не только в отношении товари­ щей по соревнованию. В ми­ нувшем рейсе не ладились дела у экипажа БМ Р Т «Ни­ кель» сельдяного флота. По* ка там капитаном был В. Д. Петров, все шло нормально. Но вот Виктора Даниловича подменил другой капитан, который, пока мойва держа­ лась в средних слоях, хоро­ шо работал, а как прижалась к грунту, растерялся. Мы на­ правили к ним своего стар­ шего мастера по добыче, а к нам пересел их старший по­ мощник. Один разобрался в орудиях лова, старпом озна­ комился о техникой вожде­ ния трала у грунта. И таких примеров можно привести много. Тем, кому придется впер­ вые промышлять скумбрию в Северо-Западной Атланти­ ке, надо помнить, как она ре­ агирует на ветер. Может, пригодится и наш опыт обло­ ва ее, когда она находится близко у дна. Мы буквально сажали трал на грунт/ умень­ шая раскрытие трала с 24 метров до 15. Достигали этого за счет вытравливания марки, другой ваеров. Затем сразу давали полный ход. Трал захватывал самые мощ­ ные скопления рыбы. Как заметили, скумбрия «любит» большие скорости траления. Поэтбму мы отка­ зались от трала чертежа 2 131, а позаимствовали у черноморцев их конструк­ цию. Их 86-метровое орудие лова легче, следовательно, главная машина обеспечива­ ла ту скорость, которая не­ обходима при промысле скумбрии. Никаких «Ч П » при работе с пелагическими тралами у нас не было. Если случались промахи, показывали штур­ ману эхограмму и находили, где он допустил ошибку. г.. g i СЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПАНИИ «НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ;) («Рыбный Мурман» К2 1321 В статье отмечались недостатки по внедрению непрерывной си* стемы технического обслужива­ ния. Так, в начальный период орга­ низации перевода судов ка НСТО действительно суда комп­ лектовались ремонтными бригада­ ми со специалистами низкой ква­ лификации из-за отсутствия в тот период на флоте специалистов- судоремонтников. Отделу кадров совместно с механико-судовой службой было поручено органи­ зовать подбор специалистов для судоремонтных бригад. В настоящее »ремя в управле­ нии имеется S9 квалифицирован» ных слесарей и 25 газозлектро- сварщиков. Для их подготовки было ерганизовано обучение на плавмастерской «Резец». Хромё того, все механики-наладчики, ра­ ботающие на «удах, переведен­ ных на НСТО, направляются ка «Резец» для обучения электро­ газосварке и получения удостове­ рений газосварщиков. При планировании судну боль­ шого объема ремонтных работ го электрочасти или холодильному оборудованию в бригады направ­ ляется слесарь соответствующего профиля. Капитаны всех судов предуп­ реждены об использовании рабо­ чих судоремонтных бригад стро­ го по назначению. Решен вопрос о материальном поощрении членов судового эки­ пажа и ремонтной бригады га продление межремонтного пе­ риода. На заседании партийного коми­ тета были заслушаны все на­ чальники отделов, имеющие отно­ шение к НСТО, о том, кахач ра­ бота по оказанию помощи экипа­ жам, работающим по новой си­ стеме, проводится службами и что предпринимается для ее улуч­ шения. К. ШАПОВАЛОВ, начальник уп- раслеии* «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz