Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
■Ч ih i ш и ш ш и н и и мI iii ii iiiiiin i in и in m in i и n u n ш и н иш м him ш п и н и ! Н а в с т р е ч у 3 0 -л е т и ю = А. бережный Победы советского | Д о к у м е н т а л Ь н Ь ш народа в В е л и к о й 1 очерк | О т е ч е с т в е н н о й в о й н е | ^ш niiniiiiiiiiiiiiiiinii и liiHHiiiiiiiiiiiiiii нннншннинн нinnnilIш mi~ К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, экипаж промыслово-про изводственного рефрижератора «Апатит» М урман ского тралового флота, а также бригада N® 19 М ур манского ордена Ленина морского рыбного порта высту пили инициаторами соревновяния в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 194S гг. Приняты повышенные обязательства в честь этой знаменательной даты. Инициатива промысловиков и портовиков одобрена пре зидиумом обкома рабочих пищевой промышленности. Ка предприятиях бассейна начата организаторская работа в этом направлении. Наша газета будет рассказывать о трудовых достижени ях в честь славной годовщины, предоставит слово и ветера нам — тем, кто повал Победу над фашизмом, самоотвер женно трудился в прифронтовом Мурманске и на просто рах военного Баренцева моря. Сегодня с воспоминаниями о той трудной поре высту пает Александр Григорьевич Черемный — один из знатных людей нашего бассейна, кавалер многих высоких прави тельственных наград. Один из его орденов Трудового Красного Знамени можно уверенно причислить к ордену боевому. Судите сами. В орденской книж ке записано: «За стахановские рейсы во фронтовых условиях». Но об этом лучше расскажет он сам. НА СНИМКЕ: А. Г. ЧЕРЕМНЫЙ. В МОРЕ , КИПЯЩЕМ ОТ БОМБ Н ЕД А В Н О в торжественной об становке северяне отметили 30-летие Победы в Заполярье. В разгром врага гнесли свой. вклад и трллфлотовцы, продолжавшие ловить рыбу в кипящем от бомб и снарядов фронтовом Баренцевом море. Мне довелось всю войну пропла вать .механиком на РТ-14 «Сталин», то есть быть свидетелем и участником событий.тех лет. 22 июня 1941 года почти все про мысловые траулеры работали в од- . ной группе на Мурманской банке. Уловы были отличные. О том, что фа шистская Германия напала на нашу страну, мы узнали только в 12 часов дня, когда по радио выступил В. М. Молотов. Сразу же поступил приказ: «Немед ленно сниматься с промысла и сле довать в Мурманск н Архангельск». Весна сорок первого была поздней л холодной. В горле Белого моря стояли сплошные ледяные поля. Наш траулер с трудом прошел в Белое море. В Архангельске большую часть судов вместе с экипажами мобилизо вали, а на «гражданке» оставили только сели, траулеров. Почти все ры боловные корабли, находившиеся и Мурманске, были переданы Северно му флоту. Конец шоня и весь июль мы про- ^ ст оял и в Архангельске. В августе по д с т у п и л о распоряжение: идти на про мысел. К этому времени все управле ния переехали в Архангельск. Выл создан военизированный траловый флот. Сразу же потребовались воен ные специалисты, например сигналь щики, командиры шлюпок и т. д. При шлось срочно обучать людей военно му делу. Вот тут мы и почувствовали, что порой недооценивали работу Осоавнахима. В августе нас «вооружили»: дали одну винтовку и двести патронов. Вскоре группа из шести кораблей, в том числе и мы, вышла в Баренцево море на промысел Работали в райо- :е Колгуева и Канина. Для- нашего судна рейс прошел благополучно, а РТ-8 «Сельдь» с про мысла не вернулся. Погиб весь эки паж. Люди в эти дни резко измени лись: стали суровее, пропало благо душие мирного времени. Мы уже знали много подробностей о коварстве и жестокости фашистов, например, о гибели конвоя, который вел теперь широко известный «Пассат» под ко мандованием старшего лейтенанта Владимира Лаврентьевича Окуиевича. Три вражеских эсминца в упор рас стреливали тихоходные бывшие рыбо- ^ . ловные траулеры. Когда наши моряки “ Cityстили шлюпки с гибнущих судов, фашнсти расстреляли в упор и их. Узнали мы и о трагедии пассажир ского судна «Поморье». На нем по гибло в Белом море 300 женщин и детей, эвакуируемых с Кольского по луострова ... *• До конца навигации на Двине все промышлявшие рыбу траулеры бази ровались на Архангельск. Сюда же переехали и мастерские междурейсо вого ремонта. В Т О Р О Й РЕЙ С начался неудач но. На выходе из Белого .моря нас избрала целыо большая группа немецких бомбардировщиков. Воздушные пираты поочередно, как на полигоне, выходили на траулер и сыпали бомбы. Пикировать мешала невысокая облачность. На очередном заходе мы начали «обороняться»: тре тий штурман Н. Вежлнцев открыл огонь из винтовки, а капитан А. М. Аланд потребовал от меня максималь ного хода, чтобы иметь возможность маневрировать. Это помогло, бомбы ложились почти рядом с судном — и ни одного прямого попадания! Но и такие «промахи» не прошли бесследно. От сотрясения корпуса вы рвало котелки компасов, вся радиоап паратура превратилась в кучу лома, распределительный мраморный щит раскололся на мелкие куски, свет по гас, сорвало с фундамента циркуля ционный насос, с креплений — грел ки в каютах... Бомбовые удары натво рили много бед. Самая большая из них: судно потеряло ход! Как только самолеты улетели, ка питан вьйвал меня и спросил о по вреждениях в машине. Малым ходом мы могли идти, поэтому решили на всякий случай приблизиться к бере гу, до которого оставалось не более мили. Все моряки принялись за ра боту. Общими силами навели кое-ка кой порядок и малым ходом пошли в Архангельск. Повреждения в порту быстро ликвидировали, и нас снова отправили на промысел с новым ка питаном А. Г. Хохлиным: Аланд за болел. . Уже после второго рейса угля для траулеров в Архангельске не оказа лось, и нас направили для бункеровки в Кемь. Здесь уже было пять рыбо ловных судов и плавбаза «Комсомо лец Арктики». Через неделю уголь поступил на платформах, и мы сами перегрузили его в бункеры. Стоянка прошла спокойно, хотя всегда была угроза налетов. Из Кеми в последний рейс мы вы шли 10 ноября. Осень сорок первого была ранней и морозной. РТ-2 «Ерш» затянул стоянку в Архангельске и при выходе в море был затерт льда ми. Часть экипажа по льду сошла на берег, а другая осталась на зимовку. Так рыбаки по-настоящему стали по лярниками: траулер всю зиму дрей фовал во льдах Белого моря. К сча стью, все обошлось благополучно, так как старший механик С. М. Коно валов хорошо подготовил механизмы к зимовке. Продукты возили на сли пах. В Д Е К А Б Р Е .мы с промысла пошли в родной Мурманск. Здесь пришлось заново восста навливать все береговое хозяйство флота. Особенно было трудно с ре монтом, так как мастерские дважды тяжело пострадали от бомбежек. Наступила полярная зима, но и это не было защитой от вражеских уда ров. В декабре . был торпедирован РТ-67 «Енисей». Тогда для нас была установка: выходить из районов лова к берегу и «отрываться» от него в строго определенном месте, подавая свои позывные. Сделано это было по требованиям военного времени, чтобы по ошибке не попасть под огонь сво их кораблей. Дело усложнялось еще тем, что работали без всяких огней, а береговые маяки были потушены. Плавали «на ощупь», так как радио локаторов еще не было, а радиомаяки не работали. ...Сильный удар в носовой части сотряс траулер. Капитан «Енисея» Витольд Михайлович Маевскнй прика зал остановить машину, чтобы по смотреть, обо что ударился корабль. В это время в районе носовой трало вой дуги раздался сильный взрыв. В носовом помещении дверь заклини ло. Люди покинули помещение через иллюминатор. Носовую часть оторва ло, и она тут же затонула, а кормовая осталась на плаву, и даже горел свет — дииамомашнна продолжала рабо тать. В момент взрыва погиб только один человек. Решили, что в траулер попало две торпеды, одна из которых не взорвалась. Паники не было, но, когда спускали первую шлюпку, за были ввернуть пробку. Шлюпка тут же заполнилась водой, и ее бросили. Спустили вторую, прибуксировали к борту затонувшую, откачали из нее воду и на обеих шлюпках пошли к бе регу. Мороз был около двадцати граду сов и ветер встречный, но до берега добрались благополучно. Когда осмот релись, убедились, что до жилья не близко. Эти трудные километры до спасительного жилья никого не выве ли из строя, так как капитан шел впереди, а последними в цепочке по его указанию — остальные команди ры. Уставших подбадривали, оказыва ли помощь, кто в ней нуждался. В начале 1942 года прямо у при чала были выведены из строя и зато-’ нули сразу два траулера: РТ-61 «Вод ник» и РТ'7 «Семга». «Водник» стоял на котлочистке первым корпусом, ря дом с ним «Семга». Бомба крупного калибра попала между- причалом и траулерами. У «Водника» развороти ло борт в районе машинно-котельного отделения, на «Семге» от сотрясения разошлись швы корпуса, вышли из строя механизмы. П Е Р В О ГО Ф Е В Р А Л Я того же года ушел на промысел и-не вернулся РТ-19 «Коминтерн». Болыо отозвалась в сердце гибель этого корабля — на нем работало много хороших друзей и знакомых, а капитан Григорий Герасимович Дуба- ков был мой земляк, мы учились с ним вместе в школе. Стармехдм здесь ходил Сергей Дулетов — мой одно,- кашник по Архангельской мореходке. Хорошо я знал и второго механика Вениамина Шилова, радиста Леонида Поздеева и других друзей, навсегда оставшихся в глубинах моря Баренца. . .Перед этим роковым рейсом «Ко минтерн» привез неразорвавшуюся 250-килограммовую бомбу. Фашист сбросил ее с небольшой высоты и по пал в кормовую тра-лмейстерскую кла довую. Бомба пробила' палубу, сри кошетила и, ударившисьо комингс, застряйа.' В порту 'этот страшный «го стинец» был разоружен и выдворен с корабля. Р А С С К А Ж У об особенностях промысла в то время.; Уходили далеко, вплоть до Новой Зем ли. Работали в полной темноте, даже курить на палубе не разрешалось. Тралмейстеры на ваерах «пробивали» более заметные «марки», ‘а в ночное время к каждому ваеру ставился мат рос, который держал в руках'палку. Во время прохождения «марки» пал ку встряхивало, -сигнальщик кричал: «Марка!», а' тралмейстеры подсчиты вали, сколько ваера вытравлено. К делу люди относились серьезно. Не помню случая, чтобы допускался заверт трала. Не было и серьезного травматизма даже в таких нелегких условиях. Сказывались собранность и чувство ответственности каждого мо ряка. В М А Р Т Е 1942 года в Мур манск приехал нарком рыбной промышленности Александр Акимович Ишков. Он провел совеща ние с рыбаками. Заседали в помеще нии, где сейчас магазин «Оптика». В это время начался воздушный налет, и одна из бомб упала во дворе. Зда ние сильно встряхнуло, но нарком со вещания не прервал. А . А . Ишков интересовался, как мы работаем во фронтовых условиях и чем нам можно помочь. На всех нас, присутствовавших на это.м совещании, произвели большое впечатление хлад нокровие, выдержка и деловитость наркома. Конечно, просьбы у нас бы ли. Хотелось, чтобы усилили вооруже ние траулеров. Это была одна из главных просьб. А. А. Ишков обещал, нам помочь и слово свое сдержал. Об этом я чуть позже расскажу. Весной того же года война напом нила нам о себе бедой, которую мы победили еще в первые годы Совет ской власти. Свежих овощей не было, мы питались консервами — ' началась цынгд,. Но выход вскоре был найден: стали употреблять настой из сосновой хвои, болезнь отступила. Н А В С ЕМ огромном фронте Ве ликой Отечественной шли жестокие бои. Мы учи лись бить врага. На весь мир разнес лась весть о победе под Москвой — миф о непобедимости фашистской ар мии был развеян. Учились все лучше работать и мы — рыбаки военного времени. Осмелели до того, что ста ли промышлять в Мотовском заливе, вне досягаемости фашистской дально бойной батареи, установленной на мы се Пикшуев. Правда, никакой гаран (Окончание на 4 стр.) 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz