Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.

■Ч ih i ш и ш ш и н и и мI iii ii iiiiiin i in и in m in i и n u n ш и н иш м him ш п и н и ! Н а в с т р е ч у 3 0 -л е т и ю = А. бережный Победы советского | Д о к у м е н т а л Ь н Ь ш народа в В е л и к о й 1 очерк | О т е ч е с т в е н н о й в о й н е | ^ш niiniiiiiiiiiiiiiiinii и liiHHiiiiiiiiiiiiiii нннншннинн нinnnilIш mi~ К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, экипаж промыслово-про­ изводственного рефрижератора «Апатит» М урман­ ского тралового флота, а также бригада N® 19 М ур­ манского ордена Ленина морского рыбного порта высту­ пили инициаторами соревновяния в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 194S гг. Приняты повышенные обязательства в честь этой знаменательной даты. Инициатива промысловиков и портовиков одобрена пре­ зидиумом обкома рабочих пищевой промышленности. Ка предприятиях бассейна начата организаторская работа в этом направлении. Наша газета будет рассказывать о трудовых достижени­ ях в честь славной годовщины, предоставит слово и ветера­ нам — тем, кто повал Победу над фашизмом, самоотвер­ женно трудился в прифронтовом Мурманске и на просто­ рах военного Баренцева моря. Сегодня с воспоминаниями о той трудной поре высту­ пает Александр Григорьевич Черемный — один из знатных людей нашего бассейна, кавалер многих высоких прави­ тельственных наград. Один из его орденов Трудового Красного Знамени можно уверенно причислить к ордену боевому. Судите сами. В орденской книж ке записано: «За стахановские рейсы во фронтовых условиях». Но об этом лучше расскажет он сам. НА СНИМКЕ: А. Г. ЧЕРЕМНЫЙ. В МОРЕ , КИПЯЩЕМ ОТ БОМБ Н ЕД А В Н О в торжественной об­ становке северяне отметили 30-летие Победы в Заполярье. В разгром врага гнесли свой. вклад и трллфлотовцы, продолжавшие ловить рыбу в кипящем от бомб и снарядов фронтовом Баренцевом море. Мне довелось всю войну пропла­ вать .механиком на РТ-14 «Сталин», то есть быть свидетелем и участником событий.тех лет. 22 июня 1941 года почти все про­ мысловые траулеры работали в од- . ной группе на Мурманской банке. Уловы были отличные. О том, что фа­ шистская Германия напала на нашу страну, мы узнали только в 12 часов дня, когда по радио выступил В. М. Молотов. Сразу же поступил приказ: «Немед­ ленно сниматься с промысла и сле­ довать в Мурманск н Архангельск». Весна сорок первого была поздней л холодной. В горле Белого моря стояли сплошные ледяные поля. Наш траулер с трудом прошел в Белое море. В Архангельске большую часть судов вместе с экипажами мобилизо­ вали, а на «гражданке» оставили только сели, траулеров. Почти все ры­ боловные корабли, находившиеся и Мурманске, были переданы Северно­ му флоту. Конец шоня и весь июль мы про- ^ ст оял и в Архангельске. В августе по­ д с т у п и л о распоряжение: идти на про­ мысел. К этому времени все управле­ ния переехали в Архангельск. Выл создан военизированный траловый флот. Сразу же потребовались воен­ ные специалисты, например сигналь­ щики, командиры шлюпок и т. д. При­ шлось срочно обучать людей военно­ му делу. Вот тут мы и почувствовали, что порой недооценивали работу Осоавнахима. В августе нас «вооружили»: дали одну винтовку и двести патронов. Вскоре группа из шести кораблей, в том числе и мы, вышла в Баренцево море на промысел Работали в райо- :е Колгуева и Канина. Для- нашего судна рейс прошел благополучно, а РТ-8 «Сельдь» с про­ мысла не вернулся. Погиб весь эки­ паж. Люди в эти дни резко измени­ лись: стали суровее, пропало благо­ душие мирного времени. Мы уже знали много подробностей о коварстве и жестокости фашистов, например, о гибели конвоя, который вел теперь широко известный «Пассат» под ко­ мандованием старшего лейтенанта Владимира Лаврентьевича Окуиевича. Три вражеских эсминца в упор рас­ стреливали тихоходные бывшие рыбо- ^ . ловные траулеры. Когда наши моряки “ Cityстили шлюпки с гибнущих судов, фашнсти расстреляли в упор и их. Узнали мы и о трагедии пассажир­ ского судна «Поморье». На нем по­ гибло в Белом море 300 женщин и детей, эвакуируемых с Кольского по­ луострова ... *• До конца навигации на Двине все промышлявшие рыбу траулеры бази­ ровались на Архангельск. Сюда же переехали и мастерские междурейсо­ вого ремонта. В Т О Р О Й РЕЙ С начался неудач­ но. На выходе из Белого .моря нас избрала целыо большая группа немецких бомбардировщиков. Воздушные пираты поочередно, как на полигоне, выходили на траулер и сыпали бомбы. Пикировать мешала невысокая облачность. На очередном заходе мы начали «обороняться»: тре­ тий штурман Н. Вежлнцев открыл огонь из винтовки, а капитан А. М. Аланд потребовал от меня максималь­ ного хода, чтобы иметь возможность маневрировать. Это помогло, бомбы ложились почти рядом с судном — и ни одного прямого попадания! Но и такие «промахи» не прошли бесследно. От сотрясения корпуса вы­ рвало котелки компасов, вся радиоап­ паратура превратилась в кучу лома, распределительный мраморный щит раскололся на мелкие куски, свет по­ гас, сорвало с фундамента циркуля­ ционный насос, с креплений — грел­ ки в каютах... Бомбовые удары натво­ рили много бед. Самая большая из них: судно потеряло ход! Как только самолеты улетели, ка­ питан вьйвал меня и спросил о по­ вреждениях в машине. Малым ходом мы могли идти, поэтому решили на всякий случай приблизиться к бере­ гу, до которого оставалось не более мили. Все моряки принялись за ра­ боту. Общими силами навели кое-ка­ кой порядок и малым ходом пошли в Архангельск. Повреждения в порту быстро ликвидировали, и нас снова отправили на промысел с новым ка­ питаном А. Г. Хохлиным: Аланд за­ болел. . Уже после второго рейса угля для траулеров в Архангельске не оказа­ лось, и нас направили для бункеровки в Кемь. Здесь уже было пять рыбо­ ловных судов и плавбаза «Комсомо­ лец Арктики». Через неделю уголь поступил на платформах, и мы сами перегрузили его в бункеры. Стоянка прошла спокойно, хотя всегда была угроза налетов. Из Кеми в последний рейс мы вы­ шли 10 ноября. Осень сорок первого была ранней и морозной. РТ-2 «Ерш» затянул стоянку в Архангельске и при выходе в море был затерт льда­ ми. Часть экипажа по льду сошла на берег, а другая осталась на зимовку. Так рыбаки по-настоящему стали по­ лярниками: траулер всю зиму дрей­ фовал во льдах Белого моря. К сча­ стью, все обошлось благополучно, так как старший механик С. М. Коно­ валов хорошо подготовил механизмы к зимовке. Продукты возили на сли­ пах. В Д Е К А Б Р Е .мы с промысла пошли в родной Мурманск. Здесь пришлось заново восста­ навливать все береговое хозяйство флота. Особенно было трудно с ре­ монтом, так как мастерские дважды тяжело пострадали от бомбежек. Наступила полярная зима, но и это не было защитой от вражеских уда­ ров. В декабре . был торпедирован РТ-67 «Енисей». Тогда для нас была установка: выходить из районов лова к берегу и «отрываться» от него в строго определенном месте, подавая свои позывные. Сделано это было по требованиям военного времени, чтобы по ошибке не попасть под огонь сво­ их кораблей. Дело усложнялось еще тем, что работали без всяких огней, а береговые маяки были потушены. Плавали «на ощупь», так как радио­ локаторов еще не было, а радиомаяки не работали. ...Сильный удар в носовой части сотряс траулер. Капитан «Енисея» Витольд Михайлович Маевскнй прика­ зал остановить машину, чтобы по­ смотреть, обо что ударился корабль. В это время в районе носовой трало­ вой дуги раздался сильный взрыв. В носовом помещении дверь заклини­ ло. Люди покинули помещение через иллюминатор. Носовую часть оторва­ ло, и она тут же затонула, а кормовая осталась на плаву, и даже горел свет — дииамомашнна продолжала рабо­ тать. В момент взрыва погиб только один человек. Решили, что в траулер попало две торпеды, одна из которых не взорвалась. Паники не было, но, когда спускали первую шлюпку, за­ были ввернуть пробку. Шлюпка тут же заполнилась водой, и ее бросили. Спустили вторую, прибуксировали к борту затонувшую, откачали из нее воду и на обеих шлюпках пошли к бе­ регу. Мороз был около двадцати граду­ сов и ветер встречный, но до берега добрались благополучно. Когда осмот­ релись, убедились, что до жилья не­ близко. Эти трудные километры до спасительного жилья никого не выве­ ли из строя, так как капитан шел впереди, а последними в цепочке по его указанию — остальные команди­ ры. Уставших подбадривали, оказыва­ ли помощь, кто в ней нуждался. В начале 1942 года прямо у при­ чала были выведены из строя и зато-’ нули сразу два траулера: РТ-61 «Вод­ ник» и РТ'7 «Семга». «Водник» стоял на котлочистке первым корпусом, ря­ дом с ним «Семга». Бомба крупного калибра попала между- причалом и траулерами. У «Водника» развороти­ ло борт в районе машинно-котельного отделения, на «Семге» от сотрясения разошлись швы корпуса, вышли из строя механизмы. П Е Р В О ГО Ф Е В Р А Л Я того же года ушел на промысел и-не вернулся РТ-19 «Коминтерн». Болыо отозвалась в сердце гибель этого корабля — на нем работало много хороших друзей и знакомых, а капитан Григорий Герасимович Дуба- ков был мой земляк, мы учились с ним вместе в школе. Стармехдм здесь ходил Сергей Дулетов — мой одно,- кашник по Архангельской мореходке. Хорошо я знал и второго механика Вениамина Шилова, радиста Леонида Поздеева и других друзей, навсегда оставшихся в глубинах моря Баренца. . .Перед этим роковым рейсом «Ко­ минтерн» привез неразорвавшуюся 250-килограммовую бомбу. Фашист сбросил ее с небольшой высоты и по­ пал в кормовую тра-лмейстерскую кла­ довую. Бомба пробила' палубу, сри­ кошетила и, ударившисьо комингс, застряйа.' В порту 'этот страшный «го­ стинец» был разоружен и выдворен с корабля. Р А С С К А Ж У об особенностях промысла в то время.; Уходили далеко, вплоть до Новой Зем­ ли. Работали в полной темноте, даже курить на палубе не разрешалось. Тралмейстеры на ваерах «пробивали» более заметные «марки», ‘а в ночное время к каждому ваеру ставился мат­ рос, который держал в руках'палку. Во время прохождения «марки» пал­ ку встряхивало, -сигнальщик кричал: «Марка!», а' тралмейстеры подсчиты­ вали, сколько ваера вытравлено. К делу люди относились серьезно. Не помню случая, чтобы допускался заверт трала. Не было и серьезного травматизма даже в таких нелегких условиях. Сказывались собранность и чувство ответственности каждого мо­ ряка. В М А Р Т Е 1942 года в Мур­ манск приехал нарком рыбной промышленности Александр Акимович Ишков. Он провел совеща­ ние с рыбаками. Заседали в помеще­ нии, где сейчас магазин «Оптика». В это время начался воздушный налет, и одна из бомб упала во дворе. Зда­ ние сильно встряхнуло, но нарком со­ вещания не прервал. А . А . Ишков интересовался, как мы работаем во фронтовых условиях и чем нам можно помочь. На всех нас, присутствовавших на это.м совещании, произвели большое впечатление хлад­ нокровие, выдержка и деловитость наркома. Конечно, просьбы у нас бы­ ли. Хотелось, чтобы усилили вооруже­ ние траулеров. Это была одна из главных просьб. А. А. Ишков обещал, нам помочь и слово свое сдержал. Об этом я чуть позже расскажу. Весной того же года война напом­ нила нам о себе бедой, которую мы победили еще в первые годы Совет­ ской власти. Свежих овощей не было, мы питались консервами — ' началась цынгд,. Но выход вскоре был найден: стали употреблять настой из сосновой хвои, болезнь отступила. Н А В С ЕМ огромном фронте Ве­ ликой Отечественной шли жестокие бои. Мы учи­ лись бить врага. На весь мир разнес­ лась весть о победе под Москвой — миф о непобедимости фашистской ар­ мии был развеян. Учились все лучше работать и мы — рыбаки военного времени. Осмелели до того, что ста­ ли промышлять в Мотовском заливе, вне досягаемости фашистской дально­ бойной батареи, установленной на мы­ се Пикшуев. Правда, никакой гаран (Окончание на 4 стр.) 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz