Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.

ЗАОЧНАЯ ШКОЛ А НА С У Д Н Е Три года назад мы решили организовать заочную учебу на судне так, чтобы учащиеся смог­ ли изучать весь программный материал в рейсе, а выпускники — сдавать, экзамены на .атте­ стат зрелости сразу после при­ хода в порт. Мы обратились за помощью к командирам, имеющим выс­ шее образование. Оказалось, что рефмеханик тов. Пронин А . В. может преподавать мате­ матику по программе средней школы, капитан тов. Борецкий А . С. — физику и . черчение. Нашлись товарищи, которые взялись преподавать историю, обществоведение. географию, химию и другие предметы. Пар­ тийная организация рекомендо­ вала их общественными кон­ сультантами. Заранее перед рейсом полу­ чили необходимые учебника и программную литературу в пе­ редвижной библиотеке флота. Сразу же по выходе в рейс .определили, кто из членов команды не имеет среднего об­ разования, укомплектовали классы. Оказалось, что боль­ шинство учащихся должны учиться в девятом и десятом классах. Совместно с. техноло­ гом, старшим мастером добычи и старшим механиком произве­ ли расстановку учащихся по вахтам с таким расчетом, чтобы все одноклассники раоотзлн в одну смену. Определили посто­ янное место для занятий. Класс оборудовали всем необходимым. Большую помощь в этом оказа­ ла судовая комиссия содействия школе. В эту .комиссию входят пять человек. Возглавляет ее первый помощник капитана. Ко­ миссия, естественно, каждый рейс частично менялась. Но ра­ бота продолжалась постоянно. Комиссией проводится нема­ лая работа как по вовлечению молодежи в школу, так и по организации занятий. Приходит­ ся многих убеждать. Некоторые товарищи по 1 0— 12 лет не бра­ ли в руки учебников. Матрос тов. Данилов А. Н., например, закончил девять классов и ре­ шил, что этого вполне достаточ­ но. Но после" беседы Данилов успешно занимается в десятом классе. К электрику тс(в. Боду- ру И. М . 1938 года рождения и претензий не было. Как.гово­ рится, обязательный учениче­ ский период он перерос. Ко. как он обрадовался, когда .узнал, что на судне работает заочная шко­ ла. За два месяца он успел пройти курс девятого класса по истории, черчению, русскому языку и литературе, химии. Сейчас работает над физикой и математикой- Все. зачеты сдает на отлично и этим подтвержда­ ет, что учиться никогда не позд­ но и всегда полезнб. Нелегко мастеру добычи тов. Можайскому И. И. Ему уже за сорок, а пришлось начинать все сначала. И вот за три года он сдал зачеты за десятый класс и сейчас занимается по програм­ ме одиннадцатого класса. Не всегда все идет гладко. Бывают и огорчения. Напри­ мер, матрос тов. Халецкий В. А. 1948 года рождения, ком­ сомолец закончил восемь клас­ сов, а продолжать учебу не же­ лает. Неоднократно разговари- вал с ним я, беседовали и дру­ гие члены комиссии, но резуль­ татов не добились. На заседа­ нии комсомольского бюро, где специально поставили вопрос, о его отношении к учебе, дал обе­ щание учиться, но на занятия по-прежнему не ходил. Тов. Ха- лецкий ссылается на то, чтэ в море ему трудно учиться. По­ советовавшись, мы решили про­ сить отдел кадров флота оста­ вить его на берегу, чтобы он там смог продолжать образова­ ние. В своей работе мы использу­ ем и такие меры воздействия на тех. кто пропускает занятия, как обсуждение в коллективе, где работает учащийся. Учи­ тельница тов. Леушнна А. С. сообщила судовому комитету, что матросы тт. Беденко В. А. и Тарасевич Л. К. несколько дней не посещали занятия. По­ просили коллектив разобраться и оказать содействие. На другой день матрос тов. Носов В. К., коммунист, он же учащийся за­ очной школы, заявил, что их то­ варищ больше пропускать заня­ тия не будет. Матрос палубной команды Тов. Кучер А. Е. сооб­ щил, что с матросом Беденко состоялся разговор и он обещал товарищам регулярно посещать занятия. И действительно, все встало на. свое место. Организацию учебы коммун нисты прстоянно держат под контролем. В прошлом году во­ прос о повышении общеобразо­ вательного уровня членов команды специально слушался на партийном собрании. Неодно­ кратно обсуждался он и на за­ седаниях комсомольского бюро и судового комитета. Три года постоянно действу­ ет на судне заочная школа .мо­ ряков. Каждый рейс кропотли­ во и иастбйчиво ведется учеба. Нет на судне преподавателя — занимаются общественные кон­ сультанты. Хочется отметить, что слово. «консультант» уже изжило себя. Консультант стал преподавателем на обществен­ ных началах. Общественный консультант гов. Пронин А. С. преподает математику в классе согласно расписанию, а кон­ сультации дает дополнительно, индивидуально. Так же прово­ дят занятия по физике капитан тов. Борецкий А. С. и другие. н ^ 1 НАШ КАПИТАН}! I I К ТО ИЗ Н А С в свои шестнадцать мальчи­ шеских лет не меч­ тал о море? Вдруг очутить­ ся на капитанском мостике уходящего в безбрежные просторы корабля и вдыхать в себя соленый морской воз­ дух! Для ленинградского школьника Леонида Мамаева все это было не воображе­ нием юношеской фантазии. Под его управлением яхта уже много раз белоснежной чайкой скользила по волнам Финского залива. После окончания средней школы Леонид без долгих колебаний и размышлений отнес заявление в мореход­ ное училище. Учился хоро­ шо. Настойчиво изучал все премудрости морского судо-' вождения, а когда наступил момент распределения, сам попросил послать его на работу в Заполярье. В семье карельских рыба­ ков штурман Мамаев с пер­ вых же месяцев работы по­ казал себя дисциплиниро­ ванным и любознательным судоводителем. Он не только охотно слушал рассказы, бы­ валых капитанов о траловом промысле и малоизученных районах, но и стал творче­ ски подходить к порученной работе. Общеизвестно, что именно на траловом, как нигде на дру­ гом промысле, экономия при спуске и подъ­ еме трала каж^ дой минуты зачастую оп­ ределяет ус­ пех всего рей­ са. Леонид Бо­ рисович взял себе за прави­ ло воспиты­ вать у матро­ сов сознатель­ ное отношение к работе, бы­ строе и чет­ кое выполне­ ние поручен­ ной операции, учитывая при этом индиви­ дуальные спо­ собности каж­ дого моря­ ка. Неизменно вахта старше­ го штурмана Мамаева вы­ ходила из рей­ са в рейс победителем социа­ листического соревнования. Штурман дальнего плава­ ния Леонид Борисович Ма­ маев впервые вышел в рейс капитаном, когда ему ис­ полнилось двадцать пять лет. А когда возглавляемый им экипаж вернулся в род­ ной порт со значительным перевыполнением рейсового задания, то руководству фло­ та стало ясно, что на капи­ танский мостик прочно взо­ шел талантливый рыбацкий командир. - — Из Мамаева получится хороший промысловик, — такую лестную оценку дал его первому рейсу капитан- наставник А. П. Лобанов, че­ ловек весьма скупой на похвалы, сам в недавнем прошлом известный капитан Заполярья. Сегодня можно с уверен­ ностью сказать, что всей сво­ ей последующей капитанской работой Леонид Борисович целиком и полностью оправ­ дал слова старого помора. В прошлом году ему до­ верили командовать СРТ-м «Лоухн». Когда был подпи­ сан капитанский приемно- сдаточный, акт, облачился но­ вый капитан в робу и преж­ де всего побывал во всех потаенных местах судна. Лично проверил сложное боцманское хозяйство, вни­ мательно просмотрел нали­ чие промыслового вооруже­ ния, побывал в~ трюмах, в рыбцехе и во всех жи­ лых помещениях экипажа. А на исходе дня при­ гласил руководителей судо­ вых служб к себе и, выслу­ шав внимательно каждого, поставил конкретные задачи по подготовке траулера к предстоящему рейсу. Взяв под свой неустанный контроль всю многогранную предрейсовую подготовку, Леонид Борисович стал до­ биваться от каждого члена экипажа высокого чувства ответственности за выпол­ няемую работу. Не считаясь со своим личным временем, капитан сумел организовать так судовые работы, что траулер ушел на промысел раньше намеченного срока. Являясь ревностным по­ борником высокой и созна­ тельной трудовой дисципли­ ны и идеального порядка на судне, капитан Мамаев настойчиво проводит в жизнь свои решения, умеет мобилизовать экипаж на большие трудовые дела. Всю щедрость своей бога­ той души он безраздельно отдает морякам, они в свою очередь стараются отплатить ему полной отдачей своих сил работе. Летом этого года ушел в отпуск матрос Влади­ мир Тарасенко. Отдел кад­ ров направил его после воз­ вращения из. отпуска на од- нотипжю судно. Всего лишь один рейс сделал матрос и снова появился на борту СРТ-м «Лоухи». — Хочу работать с вами, — заявил капитану радост­ но улыбающийся матрос. Владимир Иванович Соло­ довников является, бесспор­ но, одним из опытнейших связистов флота. Любой ка­ питан базы без всякого раз­ думья принял бы его в штат своей команды. Но началь­ ник радиостанции Солодовни­ ков почти два месяца нахо­ дился в резерве, использовал все имеющиеся возможности и, отвергнув всевозможные предложения, вновь работает под командованием капитана Мамаева. Леонид Борисович отлично понимает, что с каждым днем жизнь неумолимо предъяв­ ляет все новые требования, вот почему он решил учить­ ся заочно. В октябре этого года наш экипаж взволновало привет­ ствие Генерального секрета­ ря Ц К КПСС товарища Л. И. Прейтера морякам П Н Р «Навигатор». Подсчитав про­ изводственные возможности судна, капитан предложил принять повышенные социа­ листические обязательства до конца года дать стране до­ полнительно 4 000 центнеров мороженой рыбопродукции. И такое обязательство было принято коллективом. Сейчас, когда пишутся эти строки, судно находится в ожидании подхода к тран­ спорту для выгрузки 1800 центнеров мороженой рыбо­ продукции. Экипаж СРТ-м «Лоухи» под командованием капитана Леонида Борисовича Мамае­ ва. живет одной мыслью — с честью выполнить взятое обязательство, с победой, воз­ вратиться в родной порт. В. Б А Б У Р О , морской кор­ респондент «Рыбного Мур- мана». За период трехлетней рабо­ ты школой принято свыше ты­ сячи зачетов. 87 учащихся пе­ реведены в другие классы. Ад­ министрация судна- системати­ чески поощряет лучших учащих­ ся. активных консультантов. В учебном помещении выве­ шиваются литературные листки, табель успеваемости. На стенде' «Вдали от Родины» рядом с буднями судовой жизни отра­ жена и учеба моряков. В это много старания ■вкладывают и преподаватели заочной школы моряков. Больщую помощь нам оказы­ вает. директор заочной школы моряков тов. Малышев. Обычно среди команды нет специалиста по русскому языку и литерату­ ре. Тов. Малышев всегда ид навстречу, направляя на суд» преподавателя. Учителям соз­ даем условия для плодотворной работы, совместно решаем мно­ гие вопросы Принятое правительством по­ становление о завершении пере­ хода ко всеобщему среднему об­ разованию на «Гейзере» успеш­ но проводится в жизнь. В. ГАЛЕЕВ , первый помощ- ник капитана П И Р «Гейгер». ВАШ ДЕНЬ, РЫБООБРАБОТЧИКИ Уже стало традиционным проведение дней специалиста библиотекой плавсостава и службами флотов. Цель проведения — инфор­ мация об имеющейся в библио­ теке литературе, о возможности ее использования в практиче­ ской деятельности моряков, т ф подготовке к переаттестации. Очередным таким днем был день рыбообработчика. Инженерам и технологам от­ дела обработки тралового фло­ та представлен для обзора книжный фонд библиотеки, ото­ браны наиболее ценные изда­ ния. Перед рыбообработчиками тралового флота выступили спе­ циалисты отдела с обзорами ли­ тературы. Старший технолог отдела об­ работки тов. Бортниченко Т. П. рассказала, какой литера­ турой может пользоваться кон­ сервный мастер при подготовке к переаттестации, а также для повышения профессиональны* знаний. Остановилась на кни­ гах для специалистов, обуча­ ющихся в средних и высших учебных заведениях. Старший инженер отделе тов. Исмаилов К. А . рекомен­ довал литературу по техноло­ гии заморозки рыбы, обратил внимание на процесс доставки и транспортировки живой ры­ бы. О том, какая литература по­ может рЫбмастерам при ле, охлаждении свежей рыбы, рассказала тов. Кабанова В. А., инженер-технолог отдела. Темой выступления инжене- ра-техиолога тов. Пономаревой О. В. явилась литература по производству жира и муки. Общее заключение по всем видам обработки рыбы сделал начальник отдела обработки тралового флота тов. Моторин А. М . В своем выступлении он подчеркнул, что проведение дней специалиста дело нужное и важное. В М И Щ Е Н К О , зав. абоне­ ментом библиотеки плавсо­ става. И Н Т Е Р Е С Н Ы Й Д И С П У Т В кинозале ДМО состоялся диспут на тему «Т&варцщество и дружба, любовь и семья». Его организовали работники библиотеки и культбазы плавсостава рыбопромысловых флотов. Диспут вела преподаватель заочной школы моряков Галина Сергеевна Гебертус. Вполне понятно, что тема вызвала большой интерес у моряков. К началу диспута зал был полон. Документальные фильмы «Молодожены», «Всегда вдвоем» удачно отвечали теме и по­ могли в непринужденной форме начать раз­ говор. Выступали многие, равнодушных в зале не было. Мнения высказывались самые разные. Говорили о любви с благодарностью, верой в нее. Высказывались и скептики. Но все sg- шлись на одном общем, мнении: такие ра.Шг- воры необходимы и организовывать их нуж­ но чаще. Т. А К И М О В А , преподаватель заочной школы моряков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz