Рыбный Мурман. 1974 г. Декабрь.
ЗАОЧНАЯ ШКОЛ А НА С У Д Н Е Три года назад мы решили организовать заочную учебу на судне так, чтобы учащиеся смог ли изучать весь программный материал в рейсе, а выпускники — сдавать, экзамены на .атте стат зрелости сразу после при хода в порт. Мы обратились за помощью к командирам, имеющим выс шее образование. Оказалось, что рефмеханик тов. Пронин А . В. может преподавать мате матику по программе средней школы, капитан тов. Борецкий А . С. — физику и . черчение. Нашлись товарищи, которые взялись преподавать историю, обществоведение. географию, химию и другие предметы. Пар тийная организация рекомендо вала их общественными кон сультантами. Заранее перед рейсом полу чили необходимые учебника и программную литературу в пе редвижной библиотеке флота. Сразу же по выходе в рейс .определили, кто из членов команды не имеет среднего об разования, укомплектовали классы. Оказалось, что боль шинство учащихся должны учиться в девятом и десятом классах. Совместно с. техноло гом, старшим мастером добычи и старшим механиком произве ли расстановку учащихся по вахтам с таким расчетом, чтобы все одноклассники раоотзлн в одну смену. Определили посто янное место для занятий. Класс оборудовали всем необходимым. Большую помощь в этом оказа ла судовая комиссия содействия школе. В эту .комиссию входят пять человек. Возглавляет ее первый помощник капитана. Ко миссия, естественно, каждый рейс частично менялась. Но ра бота продолжалась постоянно. Комиссией проводится нема лая работа как по вовлечению молодежи в школу, так и по организации занятий. Приходит ся многих убеждать. Некоторые товарищи по 1 0— 12 лет не бра ли в руки учебников. Матрос тов. Данилов А. Н., например, закончил девять классов и ре шил, что этого вполне достаточ но. Но после" беседы Данилов успешно занимается в десятом классе. К электрику тс(в. Боду- ру И. М . 1938 года рождения и претензий не было. Как.гово рится, обязательный учениче ский период он перерос. Ко. как он обрадовался, когда .узнал, что на судне работает заочная шко ла. За два месяца он успел пройти курс девятого класса по истории, черчению, русскому языку и литературе, химии. Сейчас работает над физикой и математикой- Все. зачеты сдает на отлично и этим подтвержда ет, что учиться никогда не позд но и всегда полезнб. Нелегко мастеру добычи тов. Можайскому И. И. Ему уже за сорок, а пришлось начинать все сначала. И вот за три года он сдал зачеты за десятый класс и сейчас занимается по програм ме одиннадцатого класса. Не всегда все идет гладко. Бывают и огорчения. Напри мер, матрос тов. Халецкий В. А. 1948 года рождения, ком сомолец закончил восемь клас сов, а продолжать учебу не же лает. Неоднократно разговари- вал с ним я, беседовали и дру гие члены комиссии, но резуль татов не добились. На заседа нии комсомольского бюро, где специально поставили вопрос, о его отношении к учебе, дал обе щание учиться, но на занятия по-прежнему не ходил. Тов. Ха- лецкий ссылается на то, чтэ в море ему трудно учиться. По советовавшись, мы решили про сить отдел кадров флота оста вить его на берегу, чтобы он там смог продолжать образова ние. В своей работе мы использу ем и такие меры воздействия на тех. кто пропускает занятия, как обсуждение в коллективе, где работает учащийся. Учи тельница тов. Леушнна А. С. сообщила судовому комитету, что матросы тт. Беденко В. А. и Тарасевич Л. К. несколько дней не посещали занятия. По просили коллектив разобраться и оказать содействие. На другой день матрос тов. Носов В. К., коммунист, он же учащийся за очной школы, заявил, что их то варищ больше пропускать заня тия не будет. Матрос палубной команды Тов. Кучер А. Е. сооб щил, что с матросом Беденко состоялся разговор и он обещал товарищам регулярно посещать занятия. И действительно, все встало на. свое место. Организацию учебы коммун нисты прстоянно держат под контролем. В прошлом году во прос о повышении общеобразо вательного уровня членов команды специально слушался на партийном собрании. Неодно кратно обсуждался он и на за седаниях комсомольского бюро и судового комитета. Три года постоянно действу ет на судне заочная школа .мо ряков. Каждый рейс кропотли во и иастбйчиво ведется учеба. Нет на судне преподавателя — занимаются общественные кон сультанты. Хочется отметить, что слово. «консультант» уже изжило себя. Консультант стал преподавателем на обществен ных началах. Общественный консультант гов. Пронин А. С. преподает математику в классе согласно расписанию, а кон сультации дает дополнительно, индивидуально. Так же прово дят занятия по физике капитан тов. Борецкий А. С. и другие. н ^ 1 НАШ КАПИТАН}! I I К ТО ИЗ Н А С в свои шестнадцать мальчи шеских лет не меч тал о море? Вдруг очутить ся на капитанском мостике уходящего в безбрежные просторы корабля и вдыхать в себя соленый морской воз дух! Для ленинградского школьника Леонида Мамаева все это было не воображе нием юношеской фантазии. Под его управлением яхта уже много раз белоснежной чайкой скользила по волнам Финского залива. После окончания средней школы Леонид без долгих колебаний и размышлений отнес заявление в мореход ное училище. Учился хоро шо. Настойчиво изучал все премудрости морского судо-' вождения, а когда наступил момент распределения, сам попросил послать его на работу в Заполярье. В семье карельских рыба ков штурман Мамаев с пер вых же месяцев работы по казал себя дисциплиниро ванным и любознательным судоводителем. Он не только охотно слушал рассказы, бы валых капитанов о траловом промысле и малоизученных районах, но и стал творче ски подходить к порученной работе. Общеизвестно, что именно на траловом, как нигде на дру гом промысле, экономия при спуске и подъ еме трала каж^ дой минуты зачастую оп ределяет ус пех всего рей са. Леонид Бо рисович взял себе за прави ло воспиты вать у матро сов сознатель ное отношение к работе, бы строе и чет кое выполне ние поручен ной операции, учитывая при этом индиви дуальные спо собности каж дого моря ка. Неизменно вахта старше го штурмана Мамаева вы ходила из рей са в рейс победителем социа листического соревнования. Штурман дальнего плава ния Леонид Борисович Ма маев впервые вышел в рейс капитаном, когда ему ис полнилось двадцать пять лет. А когда возглавляемый им экипаж вернулся в род ной порт со значительным перевыполнением рейсового задания, то руководству фло та стало ясно, что на капи танский мостик прочно взо шел талантливый рыбацкий командир. - — Из Мамаева получится хороший промысловик, — такую лестную оценку дал его первому рейсу капитан- наставник А. П. Лобанов, че ловек весьма скупой на похвалы, сам в недавнем прошлом известный капитан Заполярья. Сегодня можно с уверен ностью сказать, что всей сво ей последующей капитанской работой Леонид Борисович целиком и полностью оправ дал слова старого помора. В прошлом году ему до верили командовать СРТ-м «Лоухн». Когда был подпи сан капитанский приемно- сдаточный, акт, облачился но вый капитан в робу и преж де всего побывал во всех потаенных местах судна. Лично проверил сложное боцманское хозяйство, вни мательно просмотрел нали чие промыслового вооруже ния, побывал в~ трюмах, в рыбцехе и во всех жи лых помещениях экипажа. А на исходе дня при гласил руководителей судо вых служб к себе и, выслу шав внимательно каждого, поставил конкретные задачи по подготовке траулера к предстоящему рейсу. Взяв под свой неустанный контроль всю многогранную предрейсовую подготовку, Леонид Борисович стал до биваться от каждого члена экипажа высокого чувства ответственности за выпол няемую работу. Не считаясь со своим личным временем, капитан сумел организовать так судовые работы, что траулер ушел на промысел раньше намеченного срока. Являясь ревностным по борником высокой и созна тельной трудовой дисципли ны и идеального порядка на судне, капитан Мамаев настойчиво проводит в жизнь свои решения, умеет мобилизовать экипаж на большие трудовые дела. Всю щедрость своей бога той души он безраздельно отдает морякам, они в свою очередь стараются отплатить ему полной отдачей своих сил работе. Летом этого года ушел в отпуск матрос Влади мир Тарасенко. Отдел кад ров направил его после воз вращения из. отпуска на од- нотипжю судно. Всего лишь один рейс сделал матрос и снова появился на борту СРТ-м «Лоухи». — Хочу работать с вами, — заявил капитану радост но улыбающийся матрос. Владимир Иванович Соло довников является, бесспор но, одним из опытнейших связистов флота. Любой ка питан базы без всякого раз думья принял бы его в штат своей команды. Но началь ник радиостанции Солодовни ков почти два месяца нахо дился в резерве, использовал все имеющиеся возможности и, отвергнув всевозможные предложения, вновь работает под командованием капитана Мамаева. Леонид Борисович отлично понимает, что с каждым днем жизнь неумолимо предъяв ляет все новые требования, вот почему он решил учить ся заочно. В октябре этого года наш экипаж взволновало привет ствие Генерального секрета ря Ц К КПСС товарища Л. И. Прейтера морякам П Н Р «Навигатор». Подсчитав про изводственные возможности судна, капитан предложил принять повышенные социа листические обязательства до конца года дать стране до полнительно 4 000 центнеров мороженой рыбопродукции. И такое обязательство было принято коллективом. Сейчас, когда пишутся эти строки, судно находится в ожидании подхода к тран спорту для выгрузки 1800 центнеров мороженой рыбо продукции. Экипаж СРТ-м «Лоухи» под командованием капитана Леонида Борисовича Мамае ва. живет одной мыслью — с честью выполнить взятое обязательство, с победой, воз вратиться в родной порт. В. Б А Б У Р О , морской кор респондент «Рыбного Мур- мана». За период трехлетней рабо ты школой принято свыше ты сячи зачетов. 87 учащихся пе реведены в другие классы. Ад министрация судна- системати чески поощряет лучших учащих ся. активных консультантов. В учебном помещении выве шиваются литературные листки, табель успеваемости. На стенде' «Вдали от Родины» рядом с буднями судовой жизни отра жена и учеба моряков. В это много старания ■вкладывают и преподаватели заочной школы моряков. Больщую помощь нам оказы вает. директор заочной школы моряков тов. Малышев. Обычно среди команды нет специалиста по русскому языку и литерату ре. Тов. Малышев всегда ид навстречу, направляя на суд» преподавателя. Учителям соз даем условия для плодотворной работы, совместно решаем мно гие вопросы Принятое правительством по становление о завершении пере хода ко всеобщему среднему об разованию на «Гейзере» успеш но проводится в жизнь. В. ГАЛЕЕВ , первый помощ- ник капитана П И Р «Гейгер». ВАШ ДЕНЬ, РЫБООБРАБОТЧИКИ Уже стало традиционным проведение дней специалиста библиотекой плавсостава и службами флотов. Цель проведения — инфор мация об имеющейся в библио теке литературе, о возможности ее использования в практиче ской деятельности моряков, т ф подготовке к переаттестации. Очередным таким днем был день рыбообработчика. Инженерам и технологам от дела обработки тралового фло та представлен для обзора книжный фонд библиотеки, ото браны наиболее ценные изда ния. Перед рыбообработчиками тралового флота выступили спе циалисты отдела с обзорами ли тературы. Старший технолог отдела об работки тов. Бортниченко Т. П. рассказала, какой литера турой может пользоваться кон сервный мастер при подготовке к переаттестации, а также для повышения профессиональны* знаний. Остановилась на кни гах для специалистов, обуча ющихся в средних и высших учебных заведениях. Старший инженер отделе тов. Исмаилов К. А . рекомен довал литературу по техноло гии заморозки рыбы, обратил внимание на процесс доставки и транспортировки живой ры бы. О том, какая литература по может рЫбмастерам при ле, охлаждении свежей рыбы, рассказала тов. Кабанова В. А., инженер-технолог отдела. Темой выступления инжене- ра-техиолога тов. Пономаревой О. В. явилась литература по производству жира и муки. Общее заключение по всем видам обработки рыбы сделал начальник отдела обработки тралового флота тов. Моторин А. М . В своем выступлении он подчеркнул, что проведение дней специалиста дело нужное и важное. В М И Щ Е Н К О , зав. абоне ментом библиотеки плавсо става. И Н Т Е Р Е С Н Ы Й Д И С П У Т В кинозале ДМО состоялся диспут на тему «Т&варцщество и дружба, любовь и семья». Его организовали работники библиотеки и культбазы плавсостава рыбопромысловых флотов. Диспут вела преподаватель заочной школы моряков Галина Сергеевна Гебертус. Вполне понятно, что тема вызвала большой интерес у моряков. К началу диспута зал был полон. Документальные фильмы «Молодожены», «Всегда вдвоем» удачно отвечали теме и по могли в непринужденной форме начать раз говор. Выступали многие, равнодушных в зале не было. Мнения высказывались самые разные. Говорили о любви с благодарностью, верой в нее. Высказывались и скептики. Но все sg- шлись на одном общем, мнении: такие ра.Шг- воры необходимы и организовывать их нуж но чаще. Т. А К И М О В А , преподаватель заочной школы моряков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz